Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова

0 Мое настроение сейчас не более подавлено(печально), чем обычно.

1 Пожалуй, оно более подавлено(печально), чем обычно.

2 Да, оно более подавлено(печально), чем обычно.

0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого(траурного) настроения.

1 У меня иногда бывает такое настроение.

2 У меня часто бывает такое настроение.

0 Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

0 У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело.

1 У меня иногда бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает такое состояние.

0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно.

1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

0 В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

1 В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.

2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

0 Я боязлив(а) не более обычного.

1 Я боязлив(а) несколько более обычного.

2 Я боязлив(а) значительно более обычного.

0 Хорошее меня радует, как и прежде.

1 Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

2 Оно радует меня значительно меньше прежнего.

0 У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

1 У меня иногда бывает такое чувство.

2 У меня часто бывает такое чувство.

0 Я обидчив(а) не больше, чем обычно.

1 Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.

2 Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.

0 Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

1 Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

2 Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).

0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

1 Я виню себя за это несколько больше обычного.

2 Я виню себя за это значительно больше обычного.

0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1 Иногда бывает, что я ненавижу себя.

2 Часто бывает так, что я себя ненавижу.

0 У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.

1 У меня иногда теперь бывает это чувство.

2 У меня часто бывает теперь это чувство.

0 Я виню себя за проступки других не больше обычного.

1 Я виню себя за них несколько больше обычного.

2 Я виню себя за них значительно больше обычного.

0 Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

1 Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает теперь такое состояние.

0 Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.

1 Теперь иногда бывает.

2 Оно часто бывает у меня.

0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

2 Я часто так думаю.

0 Желания умереть у меня не бывает.

1 Это желание у меня иногда бывает.

2 Это желание у меня бывает теперь часто.

1 Я иногда плачу.

2 Я плачу часто.

0 Я не чувствую, что я раздражителен(на).

1 Я раздражителен(на) несколько больше обычного.

2 Я раздражителен(на) значительно больше обычного.

0 У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

1 Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает такое состояние.

0 Моя умственная активность никак не измеилнилась.

1 Я чувствую теперь какую-то «неясность» врш своих мыслях.

2 Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), в голове мало мыслей

0 Я не потерял(а) интерес к другим людям.

1 Я чувствую, что прежний интерес клюдямеоинесколькоуменьшился.

2 Я чувствую, что мой интерес к людям намнкмого уменьшился.

0 Я принимаю решения, как и обычно.

1 Мне труднее принимать решения, чем обыкнчно.

2 Мне намного труднее принимать решения,» чем обычно.

0 Я не менее привлекателен(а), чем обычно.

1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

2 Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

0 Я могу работать, как обычно.

1 Мне несколько труднее работать, чем обыюнно.

2 Мне значительно труднее работать, чем обниычно.

0 Я сплю не хуже, чем обычно.

1 Я сплю несколько хуже, чем обычно.

2 Я сплю значительно хуже, чем обычно.

0 Я устаю не больше, чем обычно.

1 Я устаю несколько больше, чем обычно.

2 Я устаю значительно больше, чем обычно.

0 Мой аппетит не хуже обычного.

1 Мой аппетит несколько хуже обычного.

2 Мой аппетит значительно хуже обычного.

0 Мой вес остается неизменным.

1 Я немного похудел(а) в последнее время.

2 Я заметно похудел(а) в последнее время.

1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

1 Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.

2 Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.

1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

2 Я чувствую боль слабее, чем обычно.

1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

1 Такое однажды со мной было.

2 Со мной такое было два или три раза.

1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

Обработка данных. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами). Интерпретация данных

– 1-9 – депрессия отсутствует либо незначительна;

– 10-24 – депрессия минимальна;

– 25-44 – легкая депрессия;

– 45-67 – умеренная депрессия;

– 68-87 – выраженная депресси;

– 88 и более – глубокая депрессия. Характеристика депрессивных состояний Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.

Гипотимия (сниженное построение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория («плохо переношу», «несу плохое, дурное»). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет. » Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками интонаций, утрированными выразительными актами.

Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело, оборвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь» и т. п. Шкала депрессии Э. Бека

Инструкция. «Прочитайте каждое утверждение, помещенное против порядковых цифр, и выберите такое, которое наиболее точно определяет Ваше самочувствие в настоящий момент. В рамках пронумерованных позиций можно выбрать несколько утверждений. Итак, сначала познакомьтесь со всеми буквенными пунктами раздела, а затем решите, что истинно по отношению к Вам».

1. а) Я чувствую себя хорошо.

в) Мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поделать.

г) Мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть.

2. а) Будущее не пугает меня.

б) Я боюсь будущего.

в) Меня ничто не радует.

г) Мое будущее беспросветно.

3. а) В жизни мне большей частью везло.

б) Неудач и провалов было у меня больше, чем у кого-либо другого.

в) Я ничего не добился в жизни.

г) Я потерпел полное фиаско – как родитель, партнер, ребенок, на профессиональном уровне – словом, всюду.

4. а) Не могу сказать, что я неудовлетворен.

б) Как правило, я скучаю.

в) Что бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведенная машина.

г) Меня не удовлетворяет абсолютно все.

5. а) У меня нет ощущения, будто я кого-то обидел.

б) Может, я и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно.

Читайте так же:
Если у ребенка депрессия как помочь

в) У меня такое чувство, будто я всем приношу только несчастья.

г) Я плохой человек, слишком часто я обижал других людей.

6. а) Я доволен собой.

б) Иногда я чувствую себя несносным.

в) Порой я испытываю комплекс неполноценности.

г) Я совершенно никчемный человек.

7. а) У меня не складывается впечатление, будто я совершил нечто такое,

что заслуживает наказания:

б) Я чувствую, что наказан или буду наказан за нечто такое, чему стал виной.

в) Я знаю, что заслуживаю наказания.

г) Я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

8. а) Я никогда не разочаровывался в себе.

б) Я много раз испытывал разочарование в самом себе.

в) Я не люблю себя.

г) Я себя ненавижу.

9. а) Я ничем не хуже других.

б) Порой я допускаю ошибки.

в) Просто ужасно, как мне не везет.

г) Я сею вокруг себя одни несчастья.

10. а) Я люблю себя и не обижаю себя.

б) Иногда я испытываю желание сделать решительный шаг, но не отваживаюсь.

в) Лучше было бы вовсе не жить.

г) Я подумываю о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

11. а) У меня нет причин плакать.

б) Бывает, что я и поплачу.

в) Я плачу теперь постоянно, так что не могу выплакаться.

г) Раньше я плакал, а теперь как-то не выходит, даже когда хочется.

б) Я легко раздражаюсь.

в) Я нахожусь в постоянном напряжении, как готовый взорваться паровой котел.

г) Мне теперь все безразлично; то, что раньше раздражало меня, ныне будто бы меня не касается.

13. а) Принятие решения не доставляет мне особых проблем.

б) Иногда я откладываю решение на потом.

в) Принимать решение для меня проблематично.

г) Я вообще никогда ничего не решаю.

14. а) Мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде.

б) Меня волнует, что я неважно выгляжу.

в) Дела идут чем дальше, тем хуже, я выгляжу плохо.

г) Я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность.

15. а) Совершить поступок – для меня не проблема.

б) Мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо важный в жизни шаг.

в) Чтобы решиться на что-либо, я должен очень много поработать над собой.

г) Я вообще не способен что-либо реализовать.

16. а) Я сплю спокойно и хорошо высыпаюсь.

б) По утрам я просыпаюсь более утомленным, чем был до того, как заснул.

в) Я просыпаюсь рано и чувствую себя невыспавшимся.

г) Иногда я страдаю бессонницей, иногда просыпаюсь по нескольку раз за ночь, в общей сложности я сплю не более пяти часов в сутки.

17. а) У меня сохранилась прежняя работоспособность.

б) Я быстро устаю.

в) Я чувствую себя уставшим, даже если почти ничего не делаю.

г) Я настолько устал, что ничего не могу делать.

18. а) Аппетит у меня такой же, каким он был всегда.

б) У меня пропал аппетит.

в) Аппетит у меня гораздо хуже, чем прежде.

г) У меня вообще нет аппетита.

19. а) Бывать на людях для меня так же приятно, как и раньше.

б) Мне приходится заставлять себя встречаться с людьми.

в) У меня нет никакого желания бывать в обществе.

г) Я нигде не бываю, люди не интересуют меня, меня вообще не волнует ничто постороннее.

20. а) Мои эротико-сексуальные интересы сохранились на прежнем уровне.

б) Секс уже не интересует меня так, как прежде.

в) Сейчас я мог бы спокойно обходиться без секса.

г) Секс вообще не интересует меня, я совершенно потерял к нему влечение.

21. а) Я чувствую себя вполне здоровым и забочусь о своем здоровье так

же, как и раньше.

б) У меня постоянно что-то болит.

в) Со здоровьем дело обстоит серьезно, я все время об этом думаю.

г) Мое физическое самочувствие ужасно, болячки просто изводят меня.

Оценка. За ответы «а» начисляется 0 очков, «б» – 1 очко, «в» – 3 очка, «г» – 4 очка.

Подсчитывается общая сумма набранных очков (в том случае, если в отдельных позициях вы выбирали не одно, а несколько утверждений, считайте их тоже).

Степень депрессии: 0-4 очка – отсутствует; 5-7 очков – легкая; 8-15 очков – средняя; 16 и более очков – высокая. />

Методики для определения уровня депрессии жмурова

Создано: 27.07.2014 18:38 | Опубликовано: 27.07.2014 18:38 | | | Просмотров: 13668

Цель: выявление тяжести депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии) на момент обследования.
Возраст: подростки, молодежь, взрослые.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждую группу высказываний (всего их 44). Подберите вариант ответа, подходящий для вас, — 0, 1, 2 или 3. Пометьте выбранный ответ галочкой справа.

Текст опросника

1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.

1. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

2. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.

3. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.

2. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.

1. У меня иногда бывает такое настроение.

2. У меня часто бывает такое настроение.

3. Такое настроение бывает у меня постоянно.

3. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

1. У меня иногда бывает такое чувство.

2. У меня часто бывает такое чувство.

3. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

4. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.

1. У меня иногда бывает такое чувство.

2. У меня часто бывает такое чувство.

3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

5. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).

1. У меня иногда бывает такое чувство.

2. У меня часто бывает такое чувство.

3. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

6. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.

1. У меня иногда бывает такое состояние.

2. У меня часто бывает такое состояние.

3. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7. Я спокоен за свое будущее, как обычно.

1. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.

2. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.

3. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

8. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.

1. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.

2. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.

3. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

9. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.

1. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.

2. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.

3. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10. Я боязлив(а) не более обычного.

1. Я боязлив(а) несколько более обычного

2. Я боязлив(а) значительно более обычного.

3. Я боязлив(а) намного более обычного.

11. Хорошее меня радует, как и прежде.

1. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.

2. Оно радует меня значительно меньше прежнего.

3. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.

1. У меня иногда бывает такое чувство.

2. У меня часто бывает такое чувство.

3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

13. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.

1. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.

2. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.

3. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.

1. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.

2. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.

3. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

15. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.

1. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

2. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

3. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

16. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.

1. Я виню себя за это несколько больше обычного.

2. Я виню себя за это значительно больше обычного.

3. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

17. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1. Иногда бывает, что я ненавижу себя.

2. Часто бывает так, что я себя ненавижу.

3. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.

1. У меня иногда теперь бывает это чувство.

2. У меня часто бывает теперь это чувство.

3. Это чувство у меня теперь не проходит.

19. Я виню себя за проступки других не больше обычного.

1. Я виню себя за них несколько больше обычного.

2. Я виню себя за них значительно больше обычного.

3. За проступки других я виню себя намного больше обычного.

Читайте так же:
Как избавиться от депрессии и апатии самостоятельно

20. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.

1. Иногда у меня бывает такое состояние.

2 У меня часто бывает теперь такое состояние.

3. Это состояние у меня теперь не проходит.

21. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.

1. Теперь иногда бывает.

2. Оно часто бывает у меня.

3. Это чувство у меня теперь практически не проходит.

22. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.

1. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.

2. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.

3. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

23. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.

1. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.

2. Я часто так думаю.

3. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24. Желания умереть у меня не бывает.

1. Это желание у меня иногда бывает.

2. Это желание у меня бывает теперь часто.

3. Это теперь постоянное мое желание.

25. Я не плачу.

1. Я иногда плачу.

2. Я плачу часто.

3. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26. Я не чувствую, что я раздражителен(на).

1. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.

2. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.

3. Я раздражителен(на) намного больше обычного.

27. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.

1. Иногда у меня бывает такое состояние.

2. У меня часто бывает такое состояние.

3. Это состояние у меня теперь не проходит.

28. Моя умственная активность никак не изменилась.

1. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.

2. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).

3. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).

29. Я не потерял(а) интерес к другим людям.

1. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.

2. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.

3. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).

30. Я принимаю решения, как и обычно.

1. Мне труднее принимать решения, чем обычно.

2. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.

3. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

31. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.

1. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.

2. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.

3. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.

32. Я могу работать, как и обычно.

1. Мне несколько труднее работать, чем обычно.

2. Мне значительно труднее работать, чем обычно.

3. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).

33. Я сплю не хуже, чем обычно.

1. Я сплю несколько хуже, чем обычно.

2. Я сплю значительно хуже, чем обычно.

3. Теперь я почти совсем не сплю.

34. Я устаю не больше, чем обычно.

1. Я устаю несколько больше, чем обычно.

2. Я устаю значительно больше, чем обычно.

3. У меня уже нет никаких сил что-то делать.

35. Мой аппетит не хуже обычного.

1. Мой аппетит несколько хуже обычного.

2. Мой аппетит значительно хуже обычного.

3. Аппетита у меня теперь совсем нет.

36. Мой вес остается неизменным.

1. Я немного похудел(а) в последнее время.

2. Я заметно похудел(а) в последнее время.

3. В последнее время я очень похудел(а).

37. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.

1. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.

2. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.

3. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

38. Я интересуюсь сексом, как и прежде.

1. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.

2. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.

3. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.

39. Я не чувствую, что мое Я как-то изменилось.

1. Теперь я чувствую, что мое Я несколько изменилось.

2. Теперь я чувствую, что мое Я значительно изменилось.

3. Мое Я так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

40. Я чувствую боль, как и обычно.

1. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.

2. Я чувствую боль слабее, чем обычно.

3. Я почти не чувствую теперь боли.

41. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

42. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

43. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

1. Такое однажды со мной было.

2. Со мной такое было два или три раза.

3. Со мной было такое много раз.

44. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Интерпретация результатов:

Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами):

1–9 — депрессия отсутствует либо незначительна;

10–24 — депрессия минимальна;

25–44 — легкая депрессия;

45–67 — умеренная депрессия;

68–87 — выраженная депрессия;

88 и более — глубокая депрессия.

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Управление образования Новогрудского райисполкома

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

Инструкция к тесту

Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – a, b, c или d.

ТЕСТ

1.
1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
2.
1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
2. У меня иногда бывает такое настроение.
3. У меня часто бывает такое настроение.
4. Такое настроение бывает у меня постоянно.
3.
1. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
4.
1. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5.
1. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6.
1. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
2. У меня иногда бывает такое состояние.
3. У меня часто бывает такое состояние.
4. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
7.
1. Я спокоен за свое будущее, как обычно.
2. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
3. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
4. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
8.
1. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
2. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
3. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
4. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
9.
1. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
2. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
3. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
4. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
10.
1. Я боязлив(а) не более обычного.
2. Я боязлив(а) несколько более обычного.
3. Я боязлив(а) значительно более обычного.
4. Я боязлив(а) намного более обычного.
11.
1. Хорошее меня радует, как и прежде.
2. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
3. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
4. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
12.
1. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
2. У меня иногда бывает такое чувство.
3. У меня часто бывает такое чувство.
4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
13.
1. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
2. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
3. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
4. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
14.
1. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
2. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
3. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
4. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
15.
1. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
2. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
3. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
4. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
16.
1. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
2. Я виню себя за это несколько больше обычного.
3. Я виню себя за это значительно больше обычного.
4. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
17.
1. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
2. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
3. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
4. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
18.
1. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
2. У меня иногда теперь бывает это чувство.
3. У меня часто бывает теперь это чувство.
4. Это чувство у меня теперь не проходит.
19.
1. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
2. Я виню себя за них несколько больше обычного.
3. Я виню себя за них значительно больше обычного.
4. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
20.
1. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
2. Иногда у меня бывает такое состояние.
3. У меня часто бывает теперь такое состояние.
4. Это состояние у меня теперь не проходит.
21.
1. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
2. Теперь иногда бывает.
3. Оно часто бывает у меня.
4. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
22.
1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
4. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
23.
1. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
2. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
3. Я часто так думаю.
4. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
24.
1. Желание умереть у меня не бывает.
2. Это желание у меня иногда бывает.
3. Это желание у меня бывает теперь часто.
4. Это теперь постоянное мое желание.
25.
1. Я не плачу.
2. Я иногда плачу.
3. Я плачу часто.
4. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
26.
1. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
2. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
3. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
4. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
27.
1. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
2. Иногда у меня бывает такое состояние.
3. У меня часто бывает такое состояние.
4. Это состояние у меня теперь не проходит.
28.
1. Моя умственная активность никак не изменилась.
2. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
3. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).
4. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).
29.
1. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
2. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
3. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
4. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).
30.
1. Я принимаю решения, как и обычно.
2. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
3. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
4. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.
31.
1. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
2. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
3. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
4. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.
32.
1. Я могу работать, как и обычно.
2. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
3. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
4. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).
33.
1. Я сплю не хуже, чем обычно.
2. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
3. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
4. Теперь я почти совсем не сплю.
34.
1. Я устаю не больше, чем обычно.
2. Я устаю несколько больше, чем обычно.
3. Я устаю значительно больше, чем обычно.
4. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
35.
1. Мой аппетит не хуже обычного.
2. Мой аппетит несколько хуже обычного.
3. Мой аппетит значительно хуже обычного.
4. Аппетита у меня теперь совсем нет.
36.
1. Мой вес остается неизменным.
2. Я немного похудел(а) в последнее время.
3. Я заметно похудел(а) в последнее время.
4. В последнее время я очень похудел(а).
37.
1. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
2. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
3. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
4. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
38.
1. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
2. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
3. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
4. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
39.
1. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
2. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
3. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
4. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
40.
1. Я чувствую боль, как и обычно.
2. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
3. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
4. Я почти не чувствую теперь боли.
41.
1. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
2. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
3. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
4. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
42.
1. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
2. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
3. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
4. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
43.
1. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
2. Такое однажды со мной было.
3. Со мной такое было два или три раза.
4. Со мной было такое много раз.
44.
1. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
2. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
3. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
4. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Читайте так же:
Я не могу самостоятельно выйти из депрессии самостоятельно

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту
Ответы переводятся в баллы по следующей схеме:
Ответ a b c d
Балл 0 1 2 3

Обработка и интерпретация результатов теста
Определяется сумма баллов в соответствии с ключом.:
1-9 – депрессия отсутствует либо незначительна;
10-24 – депрессия минимальна;
25-44 – легкая депрессия;
45-67 – умеренная депрессия;
68-87 – выраженная депрессия;
88 и более – глубокая депрессия.

Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами

Куташов, В. А. Депрессивные состояния у подростков с гиперкинетическими расстройствами / В. А. Куташов, Т. Ю. Хабарова, Е. А. Щербак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20972/ (дата обращения: 25.10.2021).

Тикозные гиперкинезы негативно сказываются на психическом и эмоциональном состоянии подростка. С медицинской точки зрения тики — результат ошибок в работе экстрапирамидальной системы, но с психологической точки зрения, тики — это некое желание, эмоции, чувства, которые подавляются и не могут быть выражены. Часто ребенок испытывает тягостные чувства, стесняется тика, считая его проявлением своей неполноценности. Хронические тики нарушают процесс социального взаимодействия, понижают стрессоустойчивость и являются причиной формирования депрессивного состояния.

Ключевые слова: депрессия, депрессивность, гиперкинезы, дистимная акцентуация характера, психологическая коррекция, рационально-эмотивная психотерапия, символдрама.

Актуальность. Актуальность данной работы определяется большим количеством детей пубертатного возраста подверженных двигательным тикам и необходимостью нахождения новых эффективных инструментов выявления и терапии депрессивных состояний [2,12]. Сами по себе двигательные тики не являются серьезной патологией, угрожающей жизни подростку, но могут быть показателем неблагополучия детской психики, чрезмерных эмоциональных напряжений и стрессовых ситуаций, в которых пребывает ребенок [1,5].

Целью исследования явилось изучение влияния тикозных расстройств на формирование депрессивных состояний у подростков.

Читайте так же:
Я устал думать о своей депрессии

Гипотезой выступило предположение о том, что у подростков, страдающих двигательными тиками, повышена депрессивность и снижена стрессоустойчивость, что является как причиной, так и следствием тикозных гиперкинезов.

Материал и методы исследования.

В исследовании участвовало 30 подростков экспериментальной группы: в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов (15 девочек и 15 мальчиков), страдающих различными двигательными тиками. Контрольная группа — 30 подростков того же возраста, входящих в категорию «здоровые».

Предварительно изучался анамнез детей: проводились беседы с ними и их родителями, учителями для составления картины течения болезни, возможных причин возникновения тиков и личностных особенностей подростков.

Диагностика депрессивности и стрессоустойчивости проводилась с использованием следующих методик [11,15,16]:

— шкала депрессии Бека;

— методика определения уровня депрессии Жмурова;

— тест — опросник на стрессоустойчивость Холмса — Раге;

— 16 — факторный опросник Кеттела.

Результаты исследования:

По результатам эмпирического исследования было выявлено следующее:

Показатели депрессивности по шкалам Бека и Жмурова у всех пациентов совпадают. Различия заключаются лишь в том, что диагностика Жмурова является более дифференцированной, и то, что у Бека рассматривается как наивысшая степень депрессивной (дистимной) акцентуации характера, в шкале Жмурова классифицируется как начинающаяся депрессия.

В результате можно сказать, что у подростков с двигательными тиками очень часто имеет место депрессивная (дистимная) акцентуация характера: 60 % (18 человек) случаев по шкале Бека и 53 % (16 человек) случаев по шкале Жмурова. Дистимность переходит в депрессию у 27 % (8 человек) по Беку и 43 % (13 человек) по Жмурову. И лишь у 4–13 % (3–4 человека), страдающих тикозными расстройствами, отсутствуют депрессивность и депрессия.

При этом половая и возрастная динамика проявления депрессивных состояний приблизительно одинакова.

Исследование стрессоустойчивости подростков с двигательными тиками дает схожую картину по диагностикам с использованием методик Холмса-Раге и Кеттела. Для группы девочек данные полностью совпадают по двум тестам, а у мальчиков наблюдается расхождение по оценкам у троих испытуемых. Данная неточность также может быть вызвана более глубокой дифференциацией теста Кеттела. Как и в первом случае, доказывать тождественность этого исследования по двум методикам не нужно.

В целом, большинство подростков, что принимали участие в исследовании, проявляют высокую стрессоустойчивость: 70 % (21 человек) по шкале Холмса-Раге и 67 % (20 человек) по шкале Кеттела. Средняя стойкость к стрессу наблюдается у 23 % и 20 % соответственно.

Низкая стрессоустойчивость, граничащая с болезненной ранимостью, отмечена у 7–13 % подростков с двигательными тиками, при этом в их числе только мальчики.

Стрессоустойчивость у девочек и мальчиков приблизительно распределяется одинаково. Возрастная динамика практически не отличается по двум тестам.

Следовательно, наша гипотеза в ходе обработки полученных данных исследования подтверждается лишь частично: подростки с двигательными тиками подвержены депрессивности, но при этом у большинства из них высокая стрессоустойчивость. Депрессия и низкая стрессоустойчивость имеют место реже и сопутствуют друг друга. Девочки меньше страдают от них, чем мальчики.

Теперь переходим к сравнению депрессивности и стрессоутойчивости у детей, страдающими двигательными тиками в сравнении со здоровыми детьми. У нас нет определенной гипотезы относительно соотношения депрессивности и стрессоустойчивости у детей с тиками и здоровых. Однако можно предположить, что психологическое состояние детей здоровых белее благополучно и у них реже встречается дистимная акцентуация характера, высокая стрессоустойчивость. Если предположение подтвердиться, то мы только подкрепим нашу основную гипотезу, о том, что дети с двигательными тиками более подвержены депрессивности, депрессивным состояниям и обладают пониженной стресоустойчивостью.

Рассмотрев сводные ведомости тестирования здоровых подростков по методикам Бека и Жмурова, а также Холмса-Раге и опростнику Кеттела, на первый взгляд можно убедиться, что у здоровых детей не наблюдаются депрессивные состояния, и на много реже встречается депрессивность. Стрессоустойчивость их также несколько выше, нет случаев очень низкой стрессоустойчивости, при этом у здоровых девочек, также показатели несколько лучше, чем у мальчиков. Депрессивность встречается всего у 3 — х девочек, а среди мальчиков — у 5 — ти (по шкале Бека). Высокая стрессоустойчивость характерно для 9 девочек, и 6 мальчиков (шкала Холмса-Раге).

Если рассматривать все факторы опросника Кеттела, то можно отметить, что почти все показатели у здоровых детей значительно выше. У них больше развита социальная нормированность, позитивное отношение к людям, меньшая степень тревожности.

Полученные результаты исследования были подтверждены математико-статистической обработкой данных по t — Стьюденту.

Рекомендации на основе полученных результатов

В ходе экспериментальной работы было выявлено, что для подростков обоих полов, страдающих двигательными тиками в возрасте от 11 до 18 лет характерна депрессивность или дистимная акцентуация характера. При неблагоприятных условиях она приводит к развитию депрессии и часто мешает детям вести нормальный образ жизни, свойственный их возрасту. Чаще все эти нарушения развиваются на фоне холерического и меланхолического типов темперамента. Самое главное для таких детей — создание благоприятной психологической обстановки дома и в учебных заведениях, общения со сверстниками [8,9,13].

Так как со временем любая акцентуация характера способна сглаживаться, в некоторых случаях нужны коррекционные методики.

Предполагая, что тикозные гиперкинезы близки к невротическим расстройствам, то имеет место несогласованность коммуникативной и эмоциональной сфер подростков, которые существенно влияют на систему межличностных отношений. Поэтому необходимо осуществлять психокоррекционное воздействие с целью гармонизации коммуникативной сферы и снижения личностной тревожности, депрессивности.

Можно использовать методы рациональной психотерапии и символдрамы. Рациональная психотерапия — логически обоснованная разъяснительная психотерапия, целью которой является переоценка подростком, страдающего депрессией или чрезмерной депрессивностью, сложившейся ситуации и стоящих перед ним задач, своего состояния и компенсаторных возможностей (известная переориентация личности с изменением эмоционального отношения к определенным фактам и поиски разумного выхода из создавшегося положения с отказом от недостижимых стремлений и некоторых форм поведения).

Символдрама — это одно из направлений психотерапии, базирующейся на принципах глубинной психологии, в которой используется особый метод работы с воображением (если уровень развитости воображения подростка позволяет), для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания ребенка, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивления [14].

Психокоррекционная работа должна заключаться в выявлении невротического конфликта, послужившего причиной двигательного тика, личностного осознания перестройки системы отношений ребенка к себе и к травмирующей ситуации [3,16].

В процессе коррекционного воздействия, как правило, отмечается динамика коммуникативной сферы личности, гармонизация межличностных отношений. Расхождение между образами Я (реальным и идеальным) минимизируются. Снижение нервно психического напряжения в коррекционной работе способствует снижению уровня личностной тревожности и повышению стрессуустойчивости.

Стресоустойчивость подавляющего большинства подростков оказалась удовлетворительной. Однако некоторые подростки мужского пола склонны к ранимости. Возможно, именно низкая стрессоустойчивость в сочетании с дистимностью привела к возникновению тикозных гиперкинезов. Для этого можно рекомендовать следующую методику повышения стресоустойчивости:

1. выделяются наиболее типичные стрессовые ситуации;

2. каждая ситуация моделируется в игровой форме;

3. каждая ситуация проигрывается или отрабатывается по достижению успеха.

Например, если подросток испытывает трудности в новом знакомстве, общении со сверстниками то необходимо смоделировать ситуации, закрепив их позитивным финалом. Именно коммуникативная стрессоустойчивость актуальна для подростков с двигательными тиками в возрасте 12–14 лет.

Рассматривая депрессивность и стрессоустойчивость ребенка нужно также обращать внимание на другие аспекты его личности. Например, по результатам 16-факторного опросника Кеттела можно заключить, что у некоторых подростков на фоне депрессии и недостаточной стрессоустойчивости ярко выражены скрытность, неразвитость интеллекта, высокая степень подчинения, плохая социальная нормированность, слабо развитое воображение и высокое внутреннее напряжение. Поэтому необходим комплексный подход позволяющий устранить все негативные тенденции в развитии личности подростка. В таком случае, необходима семейная терапия.

Для всех подростков страдающих тикозным гиперкинезом, важно придерживаться гигиены нервной системы: больше отдыхать, проводить время на свежем воздухе, поддерживать режим сна и бодрствования, режим питания и нормирования физических и умственных нагрузок.

1. Волков Б. С. Акцентуация характера школьников и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 96 с.

2. Гарбузов В. Нервные и трудные дети. СПб.: Астрель — СПб, 2007.- 352с.

3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — М.: Речь, 2005. — 400 с.

4. Курпатов А. В. Депрессия. От реакции до болезни. — СПб.: Нева, 2006.- 187 с.

5. Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009, — С. 31–42.

6. Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013. — 170 с.

7. Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014. — 729 с.

8. Куташов В. А., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Суржко Г. В. Когнтитвные и эмоционально-волевые нарушения у пациентов с последствиями черепно-мозговых травм как фактор нарушения социально-психологической адаптации // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии.2014.№ 12.С.41–45.

9. Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Монография. Воронеж: ВГМА, 2015.-484 с.

10. Лоуэн А. Депрессия и тело. — М.: Эксмо, 2002. — 384 с.

11. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под общей редакцией А. А. Реана. — М.: АСТ, 2007. — 128 с.

Читайте так же:
Я родила и у меня депрессия

12. Самсонов А. С. Особенности психологического и аффективного статуса у пациентов нейрососудистого отделения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. — 2014. — Т. 13. № 4. — С. 850–853.

13. Хабарова Т. Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.

14. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

15. Rybakowsky 1., Wesolowski L., lankowiak E., Walczak М. Testhamowaniaficksametazanem u chorych z zespolamidepresyjnumi.//Psychiat.- Pol., 1986, 20, 1, 22–26.

16. Tancer M. E., Brown T. M., Evans D. L., et al. Impaired Effortful Cognition in Depression //

Диагностика стресса

Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.

Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:

1. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности.

К этой группе методик можно отнести:

  1. опросник Т. А. Иванченко, М. А. Иванченко, Т. П. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса»;
  2. методику для выявления подверженности стрессу Т. А. Немчина и Дж. Тейлора;
  3. шкалу психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона;
  4. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;
  5. комплексную оценку проявлений стресса Ю. В. Щербатых;
  6. тест «Степень напряженности» И. А. Литвинцева;
  7. методику экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников О. С. Копниной, Е. А. Суслова, Е. В.Заикина и др.

Поскольку стресс сопровождается переживанием тревоги и нервно-психического напряжения, в эту же группу можно отнести блок методик, направленных на диагностику тревожности:

  1. опросник Т. А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
  2. шкала самооценки тревоги В. Цунга;
  3. шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера;
  4. опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС) Ю. В. Щербатых.

2. Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.

Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:

  1. симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
  2. методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.

3. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.

Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:

  1. Гиссенский опросник;
  2. шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
  3. шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.

К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:

  1. «Опросник суицидального риска»;
  2. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
  3. методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
  4. опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.

4. Диагностика профессиональных стрессоров.

В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса — необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:

4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.

В эту подгруппу можно включить такие методики, как:

  1. шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
  2. тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
  3. опросник «Причины деятельностного стресса»;
  4. тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
  5. тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
  6. оценка уровня деятельностной стрессогенности.

В настоящее время получила широкое распространение и такая методика, как «Методика интегральной диагностики и коррекцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».

Система ИДИКС предназначена для диагностики профессиоального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса оптизационных мер, адекватных специфике каждого конкретного случая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.

4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.

В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].

Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:

  1. методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач — С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
  2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
  3. опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.

4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:

  1. опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
  2. опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
  3. опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.

4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:

  1. тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
  2. опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
  3. опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.

5. Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса — часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.

5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».

Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.

К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.

Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.

5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях.
Центральный аспект современных теорий стресса — концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:

  1. диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
  2. опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
  3. опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
  4. опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
  5. опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).

Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector