Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики коррекции заикания у подростков и взрослыхучебно-методический материал по логопедии

Методики коррекции заикания у подростков и взрослых
учебно-методический материал по логопедии

Курс лечения заикания (2,5 — 3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение .

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10 — 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых " эталонов " и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15 — 20 дней) проводится сеанс внушения в состоянии бодрствования. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся, как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В. М. Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются:

1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;

2) выработка правильного ритма и темпа речи;

3) овладение " эталонами ", " формулами " речи;

4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение "эталонами" — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3 — 4 часов (каждое занятие по 10 — 15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3 — 4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7 — 10 дней: Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Внушение в бодрствующем состоянии — психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6 — 8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, т. к. он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2 — 3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В. М. Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями.

В комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога. Санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями, В сочетании с лого психотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

Подростки и взрослые

Состоит из трех основных этапов:
1. Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии — лечение книгой. Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого "портрета неповторимости" выстроить стратегию и тактику последующей лого психотерапевтической работы.
2. В основе второго этапа реабилитации метод эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, который представляет собой подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания. На сеансе за полтора часа происходит "снятие" симптомокомплекса заикания через "реконструкцию личности" во фрустрирующей ситуации.
3. Этот этап реабилитации основан на активной групповой логопсихотерапии: в течение 2-3 месяцев проводятся ежедневные 8-9 часовые занятия, основная цель которых — формирование саногенных (оздоравливающих) психических состояний, приводящих через последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление их к стойким новообразованиям личности. Этому служат нетрадиционные методы: библиотерапия — лечение книгой; символотерапия — разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова и речи; кинезитерапия — разновидность психотерапии, направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом (парадоксальная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых, методика двигательной асимметрии Е.М. Харитонова, гуманно структурированный танец Г. Аммона), а также психотерапевтические беседы и специальная система речевых упражнений в форме коммуникативного тренинга. Каждая из названных форм и методов работы выполняет логопсихотерапевтическую, прогностическую, коммуникативную, мотивационно-стимулирующую и диагностическую функции.

Читайте так же:
Как вылечится от заикания самостоятельно взрослому

Суть этой методики реабилитации состоит в вызывании, усилении и закреплении состояния готовности к речи, а также обучении пациентов свободе смены психических состояний, что способствует полноценной коммуникации. Эффективность восстановления нарушенного общения достигается на основе личностного подхода позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в лого психотерапевтический процесс.

Выстроена на следующих принципах:
* выявление "внутренней картины здоровья" пациента в отличие от традиционной "внутренней картины болезни";
* парадоксальность методов и приемов воздействия;
* коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса;
* принцип диалогического взаимодействия в процессе общения;
* преемственность, как этапов, так и используемых разнообразных приемов и методов воздействия.
Данная методика предполагает максимальную активизацию личности пациента и его сотворчество с психотерапевтом.

Для заикающихся детей, подростков и взрослых 7–45 лет, а с 2002 года — и для заикающихся дошкольников.

Направление семейной групповой логопсихотерапии. Данная система также выступает как сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии и отличается тем, что весь комплекс работы по социореабилитации человека с нар ушенной речевой коммуникацией проводит один специалист — семейный логопсихотерапевт, что во многом меняет стиль и тип профессионального видения реальности.

Система семейной групповой логопсихотерапии состоит из четырех основных этапов. I — пропедевтический этап — длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, разработанной Ю.Б. Некрасовой для заикающихся, расширенной и дополненной для членов их семьи. II этап — сеанс эмоционально-стрес совой психотерапии К.М. Дубровского в модификации Ю.Б. Некрасовой — выстраивается на материалах, полученных во время подготовительного этапа и от пациента, и от членов его семьи. III этап — активная семейная групповая логопсихотерапия — начинается после сеанса и проходит в течение 1–1,5 месяцев. В ежедневных 8–9-часовых занятиях обязательно участвуют родственники пациентов . IV — контрольно-поддерживающий этап — проводится спустя полгода, длится 2 недели и на более высоком уровне сложности повторяет основные элементы предыдущего. Целенаправленное развитие мотивацио нной включенности в процессе социореабилитации меняет «вектор» мотивационного поля, что способствует изменению самосознания, самоотношения и взаимоотношений пациента и членов его ближайшего окружения, позволяет уйти от сложившихся патологических стереотипов взаимо

действия и перейти на новый, более продуктивный уровень речевого общения (там же).

Независимый сайт о заикании

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает у них на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому, в настоящее время все чаще эта работа обозначается как «логотерапия», «логопсихотерапия».

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми за последние три десятилетия писали многие авторы: И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Л.П.Голубева, А.Я.Евгенова, М.Н.Киселева, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, Н.Ф.Синицина, М.В.Смирнова, М.Е.Хватцев, А.Г.Шембель, В.М.Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С.Ляпидевского , содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2—3 дня); установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися по этой методике начинаются с установочного этапа, когда заикающиеся на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения в речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3— 5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

Этап активной перестройки речи характеризуется введением рече-ручного режима, работой над диалогом, т.е. вопросо-ответной речью, беседами на заданную тему, небольшими самостоятельными пересказами на свободную тему. Имеет место здесь и речевая практика, задачи которой состоят в закреплении полученных навыков самостоятельной речи в различных ситуациях (тренировка на экстрараздражители).

На заключительном этапе (выпускная конференция с участием родителей и друзей, обслуживающего персонала и др.) подростки отвечают на вопросы аудитории, декламируют или читают отрывки из художественных произведений, разыгрывают небольшие сценки из пьес, делают доклады.

Читайте так же:
Экспресс методика выявление тревожности у 5 классников

Описывая многолетний опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися в поликлинических условиях, А.Я.Евгенова и М.В.Смирнова делят логопедические занятия по формам речевой работы (в порядке усложнения ее) на три периода:

Первый период (14 занятий): артикуляционные и дыхательные упражнения; счетная зарядка; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий): речевая зарядка; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практика разговорной речи; объединенные занятия.

Третий период (12 занятий): небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация, экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

Впоследствии эта методика была усовершенствована: введены значительно элементы рациональной психотерапии, пересмотрен речевой материал для занятий, обоснована опора на самостоятельную работу взрослых заикающихся над своей речью и пр.

Авторами новой методики рекомендуется начинать работу с заикающимися с подготовительных упражнений по технике речи: со специальных дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений, при этом предварительно усвоить памятку для заикающихся и речевые правила, которые в дальнейшем ему необходимо соблюдать.

Речевые упражнения для коррекции заикания строятся в плане постепенного усложнения структурных компонентов речи. Здесь предусматривается: работа над гласными звуками; работа над словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слогах); работа над фразами (начинающихся со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). Далее в последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обоснована необходимость в логопедической работе психотерапевтического воздействия. В системах логопедической (логопсихотерапевтической) работы с подростками и взрослыми (Л.З.Андронова, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский и др.) находят свое место и суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз) .

В разработанной В.М.Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

Курс лечения заикания (2,5—3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение.

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10— 15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработке речевых «эталонов» и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М.Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются: 1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса; 2) выработка правильного ритма и темпа речи; 3) овладение «эталонами», «формулами» речи; 4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение «эталонами» — все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В обшей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3—4 часов (каждое занятие по 10—15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7—10 дней. Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Сеансы аутогенной тренировки также начинаются рано, так как требуется длительное время для получения необходимого эффекта. Стойкость и успешность результатов в большой степени зависит от тщательности и строгой систематичности проведения упражнений.

Внушение в бодрствующем состоянии — психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в бодрственном состоянии с включением демонстративных моментов. Сеанс проводится с группой в 6—8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, так как он является переломным этапом в лечении.

Читайте так же:
Кто избавился от заикания навсегда

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить себя хорошо говорящим. Оно проводится 2—3 раза в день. Больной должен уметь вызывать у себя представления о том, как он хорошо разговаривает, без заикания: дома, в учебном заведении, на работе и в других ситуациях. Особенно важен сеанс самовнушения перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях — составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

В.М.Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.

В заключении можно отметить, что все современные системы Логопедических занятий с заикающимися подростками и взрослыми объединяются наличием в них (помимо последовательно-усложняемых речевых упражнений) различных форм психотерапии. Различаются они между собой в основном тем, какое значение и место авторами отводится отдельным видам психотерапии (соответственно они более подробно и разработаны автором). Например, сеанс императивного внушения в бодрственном состоянии в логопсихотерапевтической работе с заикающимися (Л.З.Андронова, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский), разное место его в курсе лечения (у Ю.Б.Некрасовой — в начале, у В.М.Шкловского — в середине); аутогенная тренировка и самовнушение (А.И.Лубенская, С.М.Любинская); рациональная психотерапия (Л.З.Андронова).

Речевые упражнения в системах логопсихотерапевтических занятий с заикающимися строятся на основе общепринятых в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей пациентов. Кроме того, и с некоторыми особенностями: Л.З.Андронова строит речевые упражнения, опираясь на послоговую речь (полную форму речи); В.М.Шкловский и др. — на разную степень самостоятельной речи; Ю.Б.Некрасова придает особое значение выработке элементов сценической речи и т.д.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Это интересно:

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Методика лечения заикания — автор Л.З. Арутюнян

Лилия Зиновьевна Арутюнян

Имя Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андронова) хорошо известно всем, кто так или иначе сталкивался с проблемами заикания: логопедам, педагогам, врачам, а также людям, страдающим расстройствами речи. Сегодня ее называют легендой российской логопедии.

Лилия Зиновьевна получила образование в МГПИ им. Ленина: в 1952 г. окончила дефектологический факультет, в 1974 г. — аспирантуру (подготовила и защитила кандидатскую диссертацию). Многолетняя работа с заикающимися позволила ей не только изучить особенности этого речевого нарушения, но и разработать инновационную методику его лечения. Это методика «Устойчивой нормализации речи заикающихся».

Лилия Зиновьевна всегда совмещала научную деятельность с активной практической работой: она руководила специализированным Речевым центром и заведовала кафедрой логопедии Самарского педагогического института, много лет работала в Польше как практикующий логопед, а с 2007 г. начала преподавать в качестве профессора кафедры логопедии МГГУ им. Шолохова. И сейчас, продолжая научный труд, Лилия Зиновьевна работает с людьми у которых заикание в нашем Речевом центре «Арлилия», который назван в ее честь. Благодаря методике Л.З. Арутюнян мы достигаем в своей работе небывало высоких результатов, но методика продолжает совершенствоваться по сей день.

Читайте так же:
Эпилептическая деменция особенности изменения личности

Особенности методики Л.З. Арутюнян (Андроновой)

Заикание является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести и иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности полноценно общаться, выражать свои мысли, и. как следствие, не дает выбирать профессию по душе, мешает личной жизни, не дает человеку чувствовать себя счастливым. А бывает, что повторения отдельных слогов, паузы во время речи выглядят довольно безобидными, но даже такие незначительные проявления могут вызывать глубокие переживания. мешать полностью раскрыться и реализоваться, добиться успеха в жизни. Вот почему сегодня ни у кого нет сомнений в том, что от этого расстройства речи нужно избавляться, желательно в детстве и безвозвратно.

Разрабатывая свою методику лечения заикания, Л. З. Арутюнян (Андронова) как логопед – практик имела возможность наблюдать сотни разнообразных случаев заикания, что помогло систематизации симптомов и выявлению их причин. Выделенная ею «триада компонентов» заикания образует замкнутый круг, который необходимо «разорвать», чтобы справиться с болезнью.

  • Спазматические задержки (челюсть зажата, зубы стиснуты и звуки буквально проталкиваются через губы, язык, гортань).
  • Спазматические задержки в свою очередь приводят к страху перед трудными звуками и появлению навязчивых мыслей («я не смогу произнести это слово», «у меня не получится заговорить с этим человеком») и ощущению волнения и тревоги во время речи.
  • Рано или поздно (обычно уже в младшем школьном возрасте) появляется естественное желание скрыть дефект речи, поэтому заикающийся начинает упрощать высказывания, откладывать или полностью избегать общения …

Необходимость говорить порождает страх, а страх усугубляет проявления заикания. Возникает «замкнутый круг» симптомов, который постоянно повторяется. Лечение по методу Л.З. Арутюнян (Андроновой) направлено на то, чтобы вместо устойчивого патологического состояния заикливой речи сформировать не менее устойчивую привычку говорить плавно,

Ноу-хау методики — синхронизация речи с движениями пальцев: ведущая рука, «обученная» специальным образом, поддерживает новый стереотип речи и речевого поведения. Он закрепляется в ходе функциональных тренировок и в дальнейшем действует на уровне подсознания. Методика запатентована (см. патенты на сайте) и действенна для пациентов с разными степенями и причинами заикания, адаптирована для всех возрастов: от детей-дошкольников до взрослых людей.

Работа Центра

Под руководством автора методики Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) в «Арлилии» работают профессионалы высокой квалификации, получившие специальное образование у автора и имеющие значительный практический опыт.

Обратившись в Речевой центр, вы уже на первой консультации узнаете, как достичь устойчивой нормализации речи. Специалисты дадут вам не только общие, но и индивидуальные рекомендации, зависящие от возраста пациента, «стажа» и причин недуга. Лечение осуществляется по одной из разработанных программ, индивидуально или в мини-группе. Описание программ смотрите на нашем сайте. Основной курс — это 11 дней занятий по 8 часов каждое для взрослых или 15 занятий по 1,5–2,5 часа каждое для детей (в зависимости от возраста), в ходе которых происходит формирование правильных речевых навыков в сопровождении пальцев руки. На этом этапе пациенты уже могут говорить не заикаясь, однако спонтанная речь временно ограничивается. Постепенно временные ограничения снимаются. Последующие микрокурсы позволяют закрепить достигнутое, добиться выразительной, нормальной по темпу речи, в любой ситуации общения без использования пальцев руки.

Какой бы серьезной ни была проблема, в «Арлилии» помогут ее решить. Специалисты центра уверены, что заикание исправимо полностью и навсегда.

Чтобы записаться на консультацию, пожалуйста, заполните нашу анкету, и мы сами свяжемся с вами. Если в Вашем городе есть наше отделение, то на анкету ответит специалист филиала.

Методики при заикании подростков и взрослых

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Статья:

Обследование заикающихся.

Заикание — нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Обследование заикающихся

Основные разделы обследования:

  1. анкетные данные, сведения о семье ребёнка и условиях его воспитания.
  2. сбор анамнестических сведений.
  3. объективные данные (состояние слуха, зрение, интеллекта, медицинский диагноз заикания, сведения об общем развитии ребёнка, его поведении, игровой или учебной деятельности.
  4. состояние моторных функций.
  5. объективные данные о состоянии речи:

— общая характеристика речи,

— строение артикуляционного аппарата,

— просодическая сторона речи,

— звуковой анализ и синтез слова,

— понимание обращённой речи,

— грамматический строй речи,

  1. характеристика проявления заикания.
  2. особенности проявления личности и эмоционально-волевой сферы.

Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

Комплексн. леч-пед. подход к преод. заикания.

Леч-пед. компл. меропр. сост. из 2 частей: 1.леч-оздоров; кор-пед.

Лечебно-оздоровительную работу проводят медики.

Кор-оздор. раб.: устр. реч. деф.; устр. психологич. особ. заикающихся.

Методика Власовой Н.А., Рау Е.Ф. Нараст. сложн. упр. в зав-ти от степ. реч. самост. реб.: 1.сопряж. речь; 2.отражен. речь; 3.заучен. фраза; 4.ответы на вопросы по знакомой картинке, самост. опис. знакомой карт; 5.пересказ по карт; 6.спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке); 7.самостоятельная речь.

Читайте так же:
Прогнозы течения сосудистой деменции

Г.А.Волкова – сист. устр-я заик. с использ. игровой д-и.

По степени участия логопеда в формир. речи заикающегося в проц. игры автор выделяет 4 этапа:

  1. Логопед непосредственно участвует в игре: предлагает, рассказывает правила, возможное разв-е и оконч. игры, назначает водящего, распр-т роли, с каждым говорит текст по ходу игры.
  2. Логопед косвенно возд-т на речь и повед. детей. Участвует в играх на вторых ролях. Под его руководством выбирают водящего, устанавл-т очередность игровых действий, подбирают игровой мат-л, оформляют результаты игры в речи.
  3. Логопед осущ-т только общий контроль за игрой. Дети сами предл-т игру, планир-т ход, сами опред-т роли, оценивают повед. сверстников на занятии.
  4. Дети рассказ-т логопеду о своей д-и в д/с, дома, об играх, в кот. играют. Логопед по рассказам детей и по сведениям, полученным от родителей, оценивает навыки самостоятельного поведения детей в игре, навыки правильной речи. Он планирует свои действия по коррекции речи детей, учит их переносить умения на новые игровые действия, в неигровые ситуации.

Рекомендуется определенная последовательность введения игр для заикающихся детей разных возрастов. В системе занятий с заикающимися детьми 4-5 лет ведущее место занимают игры с хоровым пением; на втором по значимости месте стоят подвижные игры с правилами; третье место занимают дидактические игры. Для заикающихся детей 5-6 лет ведущее место должны занимать игры-драматизации стихотворного текста; второе место -игры с пением — инсценировки; третье место — дидактические и подвижные игры с правилами. Для заикающихся детей 6-7 лет ведущее место в системе игр занимают дидактические игры, в основном математические; на втором месте стоят подвижные игры с правилами, с элементами соревнования; третье место занимают игры-драматизации стихотворного текста.

Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.

Мет. Чевелевой Н.А. Кор. заикания в проц. ручной продуктивн. д-ти. Посл-ть упр.: от нагл. облегч-х форм речи к отвлеч-м, контекстным высказ-м.

5 периодов коррекции: 1 – пропедевтический: временное ограничение речи; принятие образца речи (ритм, четкость). 2 – сопровождающая речь); собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора); усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов. 3 – завершающая речь: дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия); регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом. 4 – предваряющая речь: дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи); усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу). 5 – закрепление навыков самостоятельной речи: развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.

Л.В.Ястребова – т.к. заикание нарастает в классе, когда необходимо отвечать, основным содержанием коррекционной работы должны быть специальные упражнения, которые моделируют различные коммуникации.

1 этап. Выработка умения адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общении. 2 этап. Формир. умений и навыков обучения, обеспечивающих способность школьника выступать в роли руководителя в коллективных формах деятельности. 3 этап. Закрепление умений и навыков свободной межличностной коммуникации с учетом различных аспектов общения (информационный, взаимодействии и саморегуляции).

Методика формирования твердой ритмичной речи А.И.Богомоловой.

Предусматривается: твердое произнесение согласных и напряженное, длительное произнесение гласных звуков: выделение ударных гласных звуков голосом и более длительное протяжное произнесение ударного; произвольное место выдоха: сильный выдох: наличие обычных пауз между словами: соблюдение интонационно-мелодического рисунка речи (логическое слово, вопрос, ответ): сопровождение речи движением руки (рече-ручная связь).

Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.

Активный наступательный метод преодоления заикании у подростков Р.И.Боксер. Основа деят-ти логопеда — многоцелевое использ. кор. приемов и средств, т.е. каждый прием, кажд. средство на занятии д. решать ряд задач: 1)воспитание гибкости при изменении позиции собеседника; 2) тренировка быстрой реакции на производимые действия с мгновенным пояснением; 3) развитие наблюдательности и внимания: 4) тренировка способности выбрать из потока информации существенное и компактно, сжато выразить свои мысли.

На подготовительном этапе работа на бессловесном (немое артикулирование звуков – отработка навыков последующего свободного манипулирования произнесением звуков).

Основной этап — овладение навыками речевой коммуникации, на различных уровнях общения и развития необходимых личностных качеств у подростков.

1 этап формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором-этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста. На логопедических занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет отвечать в школе па уроках.

На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению ситуаций.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З.Арутюнян, определяется автором как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.

Коррекционная работа идет по трем направлениям: 1)логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог: 2)психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи: 3) психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector