Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест школьной тревожности Филлипса

Тест школьной тревожности Филлипса

1 Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями. Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет». Инструкция «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: "+", если Вы согласны с ним, или " ", если не согласны». Обработка и интерпретация результатов При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует, то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. Факторы вопросов 1. Общая тревожность в школе 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53, 54,55,56,57,58 =22 2. Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44 =11 3. Фрустрация потребности в достижении 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43 успеха =13 4. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45 =6 5. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26 =6 6. Страх не соответствовать ожиданиям 3,8,13,17,22 окружающих =5 7. Низкая физиологическая сопротивляемость 9,14,18,23,28 стрессу =5 8. Проблемы и страхи в отношениях с 2,6,11,32,35,41,44,47 учителями =8

2 Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности 1. Общая тревожность в школе общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживание социального стресса эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. 4. Страх самовыражения негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5. Страх ситуации проверки знаний негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Представление результатов 1. Подсчитывается число несовпадений знаков («+» да, нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50; >50; >75) для каждого респондента. Эти данные представляются в виде индивидуальных диаграмм. 2. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение в процентах: <50; >50; >.75). Данные представляются в виде диаграммы. 3. Подсчитывается количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов). 4. При повторных замерах представляются сравнительные результаты. 5. Собирается полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Полученные результаты можно представить в сводной таблице, включив в нее результаты, превышающие норму. Такой способ представления облегчит общий анализ результатов по классу в целом, а также сравнительный анализ данных по разным классам.

4 Текст опросника Филлипса 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те ученики, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Читайте так же:
Первые признаки деменции у женщин

5 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Читайте так же:
Спилберг ханин ситуативная и личностная тревожность

6 Сводная таблица результатов теста Филлипса Класс Дата проведения ФИ ученика Показатели по видам (факторам) тревожности (в %) трев. Примечание: номера факторов в таблице соответствуют видам тревожности, описанным в тексте.

Методика "Тест уровня школьной тревожности Филлипса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность. Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.

Просмотр содержимого документа
«Методика «Тест уровня школьной тревожности Филлипса»»

ТЕСТ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность. Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.

Определение школьной тревожности. Причины

Школьная тревожность — довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе и имеющее следующие признаки:

неуверенность и неадекватность поведения;

необоснованная уверенность в несправедливом, предвзятом отношении к себе со стороны учителей и одноклассников;

чрезмерная скованность как на занятии, так и во время перемены;

чувство дискомфорта в обычных школьных ситуациях;

беспокойство по незначительным поводам;

повышенная ранимость, чувствительность;

нежелание ходить в школу;

раздражительность и агрессивные проявления;

отсутствие усидчивости при выполнении заданий учителя;

полная потеря интереса к происходящему на уроке;

болезненное восприятие критических замечаний в свой адрес;

постоянная неуверенность в правильности своих действий;

страх сделать что-то неправильно и выглядеть аутсайдером в глазах сверстников;

ожидание неодобрения и порицания со стороны учителей;

снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность;

страх потерять или испортить школьные принадлежности.

Часто именно школьная тревожность является провоцирующим фактором, пусковым механизмом расстройства внутренней эмоциональной сферы личности.

Основными причинами школьной тревожности являются:

внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;

конфликты с одноклассниками и педагогами;

завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;

противоречивые требования со стороны родителей и учителей;

специфика воспитательной и образовательной системы школы;

особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;

привитые в семье нормы поведения.

Описание методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Для диагностики уровня тревожности у школьников младшего и среднего возраста (6–13 лет) в настоящее время активно используется методика британского психотерапевта Б. Н. Филлипса (Beeman N. Phillips), разработанная в 1970-х годах. Именно ему принадлежит идея о том, что для нормальной социализации и формирования адекватной самооценки ребёнка важно вовремя снизить школьную тревожность. Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности испытуемого, так и определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. Данная методика представлена в виде теста. Простой в проведении и интерпретации результатов, тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire) хорошо зарекомендовал себя при проведении психологических исследований в средней школе.

Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».

Текст опросника:

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

Читайте так же:
Больной с деменцией спит сутки

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе. Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе). Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.

Проведение тестирования

Перед началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства. Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности. Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.

Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:

преобладающий эмоциональный фон ученика;

неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;

Читайте так же:
Психический статус при деменции история болезни

различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);

отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);

потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;

проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).

Обработка и анализ результатов

Процедура обработки результатов достаточно проста и понятна: необходимо лишь сравнить ответы испытуемых с ключом к тесту и выявить несовпадения. Именно несовпадающие ответы указывают на качественные особенности переживания тревожности каждым испытуемым.

Методику филлипса школьная тревожность для младших школьников

Проблема детской тревожности является одной из наиболее актуальных в современном мире. Это обусловлено увеличением числа детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В течение учебного года дети школьного возраста значительную часть времени проводят в стенах образовательных учреждений. Внутришкольные факторы в комплексе с внешкольными и семейными оказывают влияние на физическое здоровье, формируют мировоззрение, жизненную позицию и взаимоотношения с окружающими. Психоэмоциональное благополучие и адаптация ребенка к школе напрямую зависят от его успеваемости, взаимоотношений со сверстниками и учителями.

Юлия Полянская, младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Учеба наизнанку

Школьная тревожность — ситуационная, связана со школьной жизнью ребенка, т. е. является результатом различных стрессовых ситуаций во время учебного процесса либо в стенах учебного заведения. Интенсификация процесса обучения с высоким объемом учебных и внеучебных нагрузок, дефицит времени для усвоения информации, уменьшение продолжительности сна и прогулок, малоподвижный образ жизни — все это и многое другое выступает в качестве агрессивных факторов, которые оказывают воздействие на растущий организм ребенка, его нервную систему.

Чтобы изучить уровень и характер школьной тревожности у детей среднего и старшего школьного возраста, а также ее взаимосвязь с успеваемостью, сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены провели исследование психоэмоционального статуса учащихся учреждений общего среднего образования второй и третьей ступени обучения. Исследование проводилось с использованием методики Филлипса. В нем приняли участие 320 школьников (150 мальчиков и 170 девочек) — учащихся восьмых, десятых и одиннадцатых классов.

Проведение теста Филлипса позволило изучить характер тревожности, связанной с эмоциональным состоянием самого ребенка и различными областями школьной жизни: взаимодействием со сверстниками, отношениями с учителями — всего 8 факторов. Было установлено, что распространенность факторов школьной тревожности повышенного и высокого уровня изменяется с возрастом.

Страшно стабильно

Так, распространенность «общей тревожности в школе» возрастает с 8 % в восьмом классе до 13,3 % в десятом, а в одиннадцатом классе достигает уровня 18,7 %.

«Переживание социального стресса» в процессе обучения, напротив, несколько снижается. Тем не менее общий показатель остается весьма высоким: 80 % учащихся восьмых классов, 71,7 % учащихся десятых и 71 % учащихся одиннадцатых классов подвержены переживанию социального стресса.

Практически неизменным в течение обучения в средней и старшей школе остается «неблагоприятный фон, который не позволяет развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата». Распространенность фрустрации потребности в достижении успеха колеблется от 53 % в восьмом, до 49,6 % в десятом и 55,1 % в одиннадцатом классе.

Каждый четвертый восьмиклассник ( 26 % ) испытывает «страх самовыражения» . Негативные эмоциональные переживания, связанные с самовыражением, испытывают 23 % десятиклассников.

В одиннадцатом классе переживают страх, связанный с презентацией самого себя, 30 % учащихся.

Как показали результаты исследования, на протяжении учебы в средней и старшей школе практически не меняется уровень распространенности такого фактора, как «боязнь проверки знаний» . В восьмом классе подобный страх испытывают 35 % школьников, в десятом классе их процент незначительно снижается до 27,4 % и в одиннадцатом классе чуть повышается до 29 % . Предположительно эти колебания могут быть связаны с подготовкой учеников базовой (8 класс) и средней школы (11 класс) к предстоящим выпускным экзаменам.

Распространенность фактора «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» также практически не меняется с увеличением школьного стажа.

Исследование показало, что среди учеников восьмых, десятых, одиннадцатых классов большинство составляют дети, которые переживают из-за боязни разочаровать окружающих, и этот показатель остается стабильным ( 56 %, 59,3 % и 54,2 % соответственно).

Зато в каждой последующей возрастной группе наблюдается увеличение распространенности «низкой физиологической сопротивляемости стрессу» .

Вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы школьной среды у учащихся восьмых классов составляет 13 % . В десятом классе уже 17,7 % школьников признаются в том, что им сложно справляться со стрессовыми факторами. А в одиннадцатом классе сталкиваются с трудностями в ситуациях стрессогенного характера 28 % учащихся.

Оценку ставит учитель

На протяжении всего периода обучения в учреждениях образования огромное значение для психоэмоционального благополучия ребенка имеют взаимоотношения с учителями. Установлено, что большая половина учащихся сталкивается с проблемами и страхами в отношениях с учителями. Обращает на себя внимание тот факт, что с увеличением школьного стажа возрастает и страх. Например, у 57 % учеников восьмых классов, которые приняли участие в исследовании, отношения с учителями сопряжены со стрессом; в десятом классе этот показатель увеличивается до 64,6 % , в одиннадцатом — до 65,4 % .

Читайте так же:
Конспект индивидуального занятия заикание дошкольники

Одним из вероятных факторов, оказывающих влияние на проявление школьной тревожности, является успеваемость. Каждый живой организм развивается индивидуально. Этот процесс зависит от генетических установок, условий среды, образа жизни и многих других факторов. Высокий балл успеваемости в общеобразовательных учреждениях и внешнее благополучие могут иметь высокую стоимость для физического, психического здоровья и как результат приводить к развитию тревожности.

В ходе исследования была проанализирована взаимосвязь успеваемости с факторами школьной тревожности. Установлено, что в целом чем выше средний балл успеваемости, тем меньше выражена боязнь несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, сверстников). Прослеживается тенденция снижения школьной тревожности и переживаний, повышения самооценки и уверенности ребенка в себе по мере улучшения его успеваемости.

Проведенное исследование показало, что внешнее благополучие детей и подростков может скрывать личностные проблемы, повышенную тревожность, неадекватную самооценку, что в свою очередь отражается на успеваемости и взаимоотношениях с учителями и одноклассниками.

Методику филлипса школьная тревожность для младших школьников

8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Затем подводятся общие результаты по классу, где указываются средние значения показателей по восьми факторам и количество учеников с повышенной и высокой тревожностью по каждому фактору.

Скачать программу диагностика умственного развития школьника

Требования к системе

  • Полностью IBM PC AT совместимый компьютер от 80486 с 8Mb ОЗУ и выше
  • Операционная система Microsoft Windows 95/98/ME/NT4/2000/XP/2003/Vista
  • Microsoft Excel 97 или выше

Как программа работает?

В оригинальном установочном архиве находятся два программных модуля. Первый ( Fillips-Test.exe) — это собственно тест, т.е. модуль, который устанавливается на тех компьютерах, за которыми будут работать респонденты. При установке данного модуля создаются ярлыки: один в главном меню, другой на рабочем столе («Опросник Филлипса»).
Сбор данных:
Чтобы начать проходить тестирование, ученикам предлагается запустить «Опросник Филлипса» и полностью следовать инструкциям программы. После вывода сообщения о завершении прохождения тестирования программа завершает свою работу. Чтобы перенести данные с компьютера на дискету, необходимо вставить дискету в дисковод, затем, удерживая пробел ( Space ) на клавиатуре, запустить «Опросник Филлипса», если на экран вывелось сообщение об успешном переносе данных, нажимайте «ОК», вынимайте дискету, затем тоже самое повторяйте со следующим компьютером и т.д. Напоминаем — для работы с программой нужна всего одна дискета: вся информация копируется на один и тот же носитель.

Обработка собранной информации:
Установите второй модуль ( Fillips-Analyzer.exe ) из установочного архива на тот компьютер, на котором Вы собираетесь обрабатывать результаты (например у Вас дома, за отсутствием такового на рабочем месте — довольно распространенный случай). После инсталляции в главном меню создастся ярлык «Методика Филлипса». Дискету, на которую вы скопировали все результаты прохождения тестирования, вставьте в дисковод компьютера, после чего запустите «Методику Филлипса». Для переноса базы данных с дискеты в рабочую папку программы ответьте » Yes » на возникший вопрос об обновлении данных.

Вывод данных в таблицу

В левой части окна модуля «Методика Филлипса» расположен список учеников выбранного класса, данные о результатах тестирования которых имеются в базе данных. При выделении в списке нужного ученика, в правой части окна будет отображаться подробная информация о его результатах прохождения тестирования. Чтобы вывести данные в виде электронной таблицы Excel (для этого на Вашем компьютере должен быть установлен Microsoft Excel версии 97 или выше), нажмите на кнопку «Вывести результаты в таблицу». По умолчанию программа включает в таблицу сведения о всех учениках выбранного класса, однако в списке Вы можете выбрать только тех учеников, данные о которых Вам нужны, в этом случае в таблицу будет включена только необходимая информация.

Работа с программой в компьютерном классе:

Если у вас в школе в компьютерном классе имеется локальная сеть, то имеется возможность не устанавливать программу на каждый компьютер и снимать данные с одного ученика, а сразу протестировать несколько учащихся (в зависимости от кол-ва ПК в классе) при этом записав результаты в один файл.

Как это сделать?

1) Скачать архив с программой и анализатором

2) Обратиться к учителю информатики или администратору сети

3) Открыть доступ на головном ПК ко всем ученическим ПК и скинуть туда файлы тестирующей программы

4) Запускаем тест на ученических компах, ученики вводят свои фамилии, проходят тестирование

5) По окончанию тестирования всех учащихся в папке с программой находим файл Answers.000 и переиминовываем его в AnswersMain.000

6) далее копируем AnswersMain.000 в папку с анализатором, запускаем анализатор и видим полный список протестированных учеников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector