Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исследование; Обучение родителей может уменьшить тревожность у аутичных детей и подростков

Исследование. Обучение родителей может уменьшить тревожность у аутичных детей и подростков

Это статья доктора Фионы Маккаффри и доктора Рэйчел Фергюсон из Центра аутизма Миддлтауна, Великобритания, об их исследовании эффективности обучения родителей для помощи аутичным детям с повышенной тревожностью.

Повышенная тревожность негативно сказывается на жизни как минимум 40% аутичных людей (van Steensel et al. 2011). И это очень распространенная проблема среди аутичных детей и молодых людей (White et al., 2009). Одна из сложностей в решении этой проблемы состоит в том, что потребность в поддержке в связи с тревожностью намного перевешивает количество специалистов с необходимой подготовкой и другие ресурсы для подобной помощи (The National Autistic Society, 2010).

Центр аутизма Миддлтауна провел исследование, чтобы определить эффективность обучения родителей методам поддержки в уменьшении тревожности аутичных детей и молодых людей. Кроме того, мы оценивали, как обучение навыкам управления тревожностью влияет на восприятие родителей о том, в какой степени они могут справиться с тревожностью своего ребенка.

Предыдущие исследования показали, что обучение родителей детей с аутизмом:

– Эффективно с точки зрения затрат (Matson et al., 2009).

– Повышает уверенность родителей и уменьшает их стресс (Montes & Halterman, 2007).

– Эффективно для уменьшения проблемного поведения (Postorino et al., 2017) и тревожности аутичных людей (Schleismann & Gillis 2011).

Методы исследования

Центр аутизма Миддлтауна – это основная служба по предоставлению обучения родителям детей с аутизмом в Ирландии и Северной Ирландии. В партнерстве с Университетом Рединга Центр провел серии из пяти семинаров для родителей, которые были посвящены стратегиям уменьшения тревожности, основанным на научных доказательствах. Четыре семинара были разработаны доктором Фионой Нотт из Университета Рединга, Центр Миддлтауна разработал дополнительный семинар, посвященный сенсорным проблемам.

В программе участвовали родители детей школьного возраста (от 10 до 18 лет) с диагнозом «аутизм». Дети посещали общеобразовательные школы в разных городах Ирландии и Северной Ирландии. Родители посещали пять семинаров, выполняли еженедельные домашние задания и заполняли три опросника до и после участия в семинарах, также они участвовали в телефонном интервью по итогам программы.

Ниже приводится план семинаров и их содержание.

Занятие 1. Что такое тревожность

Тревожность вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы, например:

– тошноту, головную боль, повышенное потоотделение, мышечное напряжение, усталость;

– чувства страха, беспокойства, угрозы или раздражительности;

– катастрофичные ожидания или уверенность в невозможности справиться с предстоящим опытом;

– избегание, повышенную бдительность, повторяющиеся проверки;

– увеличение повторяющихся или навязчивых видов поведения.

Причину или причины тревожности может быть сложно определить. Британское общество по тревожным расстройствам рекомендует представить, что тревожность – это ведро с водой, которое наполняется от маленьких повседневных стрессов или от одного стрессового события, и оно может перелиться через край. Поэтому важно посвящать время изучению личных причин тревожности, а также определить стратегии, которые могут облегчить, уменьшить или предотвратить приступ тревожности.

В рамках занятия родители обсуждали трудности, с которыми сталкивались их дети из-за тревожности, например:

– избегание или отказ посещать школу;

– попытки диктовать жизнь членов своей семьи;

– опасное или самоповреждающее поведение.

Родителей просили делать записи любых случаев поведения, которое может так или иначе указывать на тревожность, например, агрессии, избегания, повышенного самостимулирующего поведения. Также их просили проанализировать, какие события предшествуют подобному поведению.

Занятие 2. Подходы

Хотя причины тревожности могут быть очень индивидуальными, наиболее часто приступы тревожности аутичных детей вызваны незнакомыми или неожиданными событиями и ситуациями, изменениями в окружающей обстановке, социальными ситуациями, сенсорными проблемами или фобиями. Во время второго занятия использовались результаты опросников, заполненных перед началом обучения, чтобы помочь родителям сосредоточиться на том, что вызывает тревожность их ребенка. Обсуждались полезные стратегии, например:

– обучение ребенка тому, что такое эмоции, и как они проявляются;

– обучение и помощь ребенку в том, чтобы определять собственные эмоции и уровень своего стресса/тревожности (с помощью визуальной поддержки);

– обучение ребенка тому, что такое тревожность, и как она проявляется на физическом уровне (например, его ладони потеют, сердце бьется сильнее, меняется дыхание).

Занятие 3. Сенсорные проблемы

Сенсорные проблемы могут мешать человеку полноценно участвовать в повседневной жизни (Koenig & Rudney, 2010), выстраивать отношения (Test et al., 2014), и это может повлиять на развитие функциональных жизненных навыков (Carter et al 2013).

Читайте так же:
Боли в животе при деменции

Родителям помогали определить сенсорные потребности своего ребенка и то, как определенные факторы окружающей среды могут влиять на его тревожность. Связь между сенсорными проблемами и тревожностью объяснить нетрудно – определенные сенсорные стимулы, с которыми контактирует аутичный ребенок могут вызывать такие же симптомы, как и тревожность, и это приводит к появлению замкнутого круга (Green & Ben-Sasson., 2010).

Во время этого занятия родителям рекомендовались подходящие по возрасту сенсорные стратегии, которые можно найти в бесплатном «сенсорном ресурсе» Центра по аутизму.

Занятие 4. Стратегии по управлению тревожностью

Во время этого занятия родители знакомились с практическими стратегиями для уменьшения тревожности. Стратегии по уменьшению тревожности можно индивидуализировать в соответствии с уникальными потребностями каждого ребенка. Как правило, оптимальным вариантом является сочетание стратегий по профилактике тревожности и реагированию на нее. Примеры стратегий включают:

– удаление или уменьшение источника тревожности;

– «коробка для успокоения» / «сенсорная аптечка» / сенсорные перерывы;

– визуальная поддержка для облегчения коммуникации (социальные истории для подготовки ребенка к определенному событию, предоставление ребенку выбора, визуальные подсказки для уместных способов уменьшить тревожность);

– упражнения по прогрессивной мышечной релаксации и дыхательные упражнения для релаксации;

– обучение ребенка навыкам эмоциональной регуляции;

– использование метода «Пятибалльной шкалы».

Родителям также предлагались рекомендации о том, как адаптировать стратегии для индивидуальных потребностей ребенка на примере случаев в работе Центра. Описания стратегий также были доступны на веб-сайте Центра.

Занятие 5. Стратегии десенситизации

Заключительное занятие включало элементы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и терапии десенситизации для уменьшения тревожности, которую вызывают конкретные «триггеры». Во время занятия обсуждалось, как негативные мысли могут повлиять на тревожность, и как люди ведут себя и реагируют в ситуациях, которые провоцируют тревожность.

Родителей поощряли обсуждать, что они могут сделать, чтобы поддержать ребенка.

На основе дневников, в которых они записывали, что провоцирует страх/тревожность у ребенка, они обсуждали, как можно позитивным образом справиться с такой ситуацией в будущем, например:

– Заранее и регулярно изучать и просматривать информацию о предстоящих событиях, местах и новой обстановке вместе с ребенком.

– Планировать и решать вместе с ребенком, как он может сообщить родителям, что он больше не справляется, и что делать после этого. Для этого можно использовать карточки-подсказки и смартфоны.

– Техники десенситизации означают постепенный, предсказуемый и добровольный контакт с триггером, вызывающим тревожность. Мы используем «лестницу страха» – каждый страх/триггер делится на маленькие шаги, начиная с самого легкого вида контакта до самого сложного.

– Поощрение ребенка и празднование любых успехов (даже самых маленьких).

Родителям также предоставляют информацию о дополнительных ресурсах и обучении по вопросам тревожности.

Результаты

Восемь из десяти родителей, посетивших пять занятий, не получали никакого обучения по вопросам тревожности ранее. Всего 60% родителей сообщили об уменьшении уровня тревожности ребенка, а 80% сообщили об увеличении адаптивного и социального поведения ребенка. Значительное уменьшение «проблемного поведения» было очевидно у 40% детей.

Результаты предполагают, что такая стратегия помогала детям распознавать свою тревожность и влиять на нее. Кроме того, все родители сообщили, что теперь они больше знают и лучше понимают, как применять различные стратегии по борьбе с тревожностью, и что они рекомендуют такое обучение другим родителям.

Ссылки:

Beesdo, K., Knapp, S., Pine, D. (2009). Anxiety and anxiety disorders in Children and Adolescents: Developmental issues and implications for DSM-V. Psychiatric Clinics of North America, 32: 483–524

Carter, E., et al. (2013). Self-Determination amongst Transition Age Youth with Autism or Intellectual Disability: Parent Perspectives. Research and Practice for Persons with Severe Disabilities, 38, pp. 129-138.

Crone, R.M., Mehta, S.S. (2016). Parent training on generalized use of behavior analytic strategies for decreasing the problem behavior of children with autism spectrum disorder: A data-based case study. Education and Treatment of Children, 39 (1), pp.64-94.

Green, S. A., Ben-Sasson, A. (2010). Anxiety disorders and sensory over-responsivity in children with autism spectrum disorders: is there a causal relationship? Journal of autism and developmental disorders, 40 (12), pp.1495-1504.

Koenig, K.P. and Rudney, S.G. (2010) Performance Challenges for Children and Adolescents with Difficulty Processing and Integrating Sensory Information: A Systematic Review. The American Journal of Occupational Therapy, 64 (3), pp. 430-442.

Читайте так же:
Признаки деменции у мужчин лечение

Matson, J.L., Mahan, S. and LoVullo, S.V. (2009). Parent training: A review of methods for children with developmental disabilities. Research in Developmental Disabilities, 30 (5), pp.961-968.

Montes, G., Halterman JS. (2007). Psychological functioning and coping among mothers of children with autism: a population-based study. Pediatrics, 119, p.1040-1046.

National Autistic Society (2010). You Need to Know Marstan Press Bexley Heath. [Accessed November 2015.]
Postorino, V., et al. (2017). Anxiety disorders and obsessive-compulsive disorder in individuals with autism spectrum disorder. Current psychiatry reports, 19 (12), 92.

Schleismann, K. D., Gillis, J. M. (2011). The treatment of social phobia in a young boy with Asperger’s disorder. Cognitive and Behavioral Practice, 18(4), 515-529.

Test, D., Smith, L., Carter, E. (2014) Equipping Youth with Autism Spectrum Disorders for Adulthood: Promoting Rigor, Relevance and Relationships. Remedial and Special Education, 35 (2)

White, S.W., Oswald, D., Ollendick, T., Scahill, L. (2009). Anxiety in children and adolescents with autism spectrum disorders. Clinical Psychology Review. 29 (3), pp. 216-29

van Steensel, F. J., Bögels, S. M., Perrin, S. (2011). Anxiety disorders in children and adolescents with autistic spectrum disorders: a meta-analysis. Clinical child and family psychology review, 14(3), pp.302-317

#1.Anxiety Scale for Children – Autism Spectrum Disorder – Parent version (ASC-ASD -P) 2015; Nisonger Child Behaviour Rating Scale (NCBRF) 1995; Johnston and Mash Parent Self-Efficacy Scale 1989

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения

Основным направлением современного этапа развития системы специального образования в России является интеграция в общество, в рамках которой осуществляется ориентация специального образования на подготовку ребенка с особыми образовательными потребностями к будущей взрослой жизни в обществе (Н.Н. Малофеев, 2003).

Интенсивность макросоциальных изменений провоцирует увеличение и утяжеление тревог и страхов, связанных с социально-экономическим, идеологическим, нравственным состоянием общества не только у взрослых, но и у детей. Очевидно, что эти страхи преломляются на микросоциальном уровне сквозь призму сложившихся устойчивых представлений о влиянии ограниченных возможностей здоровья на жизнь и будущее детей. Как отмечал Л.С. Выготский, любой дефект изменяет отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». В практике работы специальных школ в этой связи существует острая потребность в организации психологической помощи, направленной на формирование личностно-ориентированных, эмпатийных отношений, без которых невозможно развертывание интегративных процессов. Вследствие этого возрастает значимость целенаправленного исследования эмоциональной сферы детей и ее формирования в русле гуманистического мировоззрения. Человек изменяется не только в силу приобретения учебных знаний, а более всего под влиянием эмоциональных открытий, откровений, развития эмоционально насыщенных отношений (P.O. Агавелян, 1999; А.Г. Литвак, 1985, 1989, 1998; Л.И. Плаксина, 1998; Л.И. Солнцева, 1997, 2000, 2006, и др.).

Вместе с тем, в отечественной тифлологии неоднократно подчеркивается значимость эмоциональной сферы в процессах компенсации дефекта и интеграции в общество лиц с нарушением зрения (A.M. Виленская, 1990; М.И. Земцова, 1973; И.Г. Корнилова, 2001, 2004; А.Г. Литвак, 1985, 1998; Л.И. Плаксина, 1998; Л.И. Солнцева, 1997, 2000, 2004, 2006).

Устойчивая тревожность, возникающая на фоне социально-психологического неблагополучия и чувства собственной неполноценности, традиционно рассматривается в современных исследованиях как составляющая подросткового периода развития в условиях зрительной депривации. Однако проблема изучения тревожности и оказания психологической помощи подросткам с нарушением зрения относится к малоразработанным.

Эмоции, окрашивая все психические процессы и стороны жизнедеятельности, являются универсальным регулятором изменений, происходящих во внутреннем и внешнем мире человека. Зрительный дефект и его последствия, нарушая внутреннюю гармонию личности, необходимую для социализации, препятствует успешному вхождению ребенка в социум. Это является дополнительной предпосылкой к переживанию эмоционального неблагополучия в жесткой, не всегда терпимой к инвалидам среде нормально видящих людей. Очевидно, что чувство нестабильности, незащищенности перед сложностями окружающего мира аффективно насыщенно неадекватными представлениями о влиянии зрительного дефекта на жизнь и будущее подростков, переживаниями эмоционального дискомфорта, расхождением между уровнем самооценки и притязаниями; в целом формируют тревожность как эмоциональное состояние или как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки и является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении многих лет (В.М. Астапов, 1995, 2001; А.И. Захаров, 1986, 2000; Н.Д. Левитов 1969; R. May, 1950; A.M. Прихожан, 1995,1990, 2000; Ch.D. Spielberger, 1983, и др.). Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные психологи утверждают, что определенный уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности, практически в каждой исследовательской работе встречается ссылка на неразработанность этой проблемы, неопределенность, неточность и многозначность самого понятия. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей в детском возрасте. В частности, тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения. Наличие тревожности — как устойчивого свойства — свидетельство нарушений в личностном развитии (Г.Ш. Габдреева, 1991; А.И. Захаров, 1986, 2000; Н.В. Имедадзе, 1969; Д. Тейлор, 1953, 1956; Ю.Л. Ханин, 1978; К. Ногпеу, 1950; и др.).

Читайте так же:
Профилактика тревожности детей в дошкольном возрасте

В работе осуществляется целенаправленное исследование тревожности подростков с нарушением зрения как фактора, определяющего эмоциональные и поведенческие реакции в сложных ситуациях, как существенную переменную величину, воздействующую на развитие личности в целом. Тот или иной уровень тревожности выступает как непременное сопровождение проработки переживаний периода полового созревания через сомнения в себе и окружающих, через процесс идентификации и персонификации. Этот период для подростков с нарушением зрения тем болезненнее, чем сильнее они ощущают многочисленные перемены, неуверенность, противоречия, носителем которых являются. Состояние тревожности тесно связано с осознанием и отношением детей к зрительному дефекту; отношением к нему окружающих людей; успешностью социальных взаимоотношений; опытом общения и самореализации. В диссертационном исследовании обосновывается дифференцированный подход к организации психологической помощи слабовидящим подросткам в соответствии с их возрастными и личностными особенностями, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Цель исследования

Изучение специфики проявлений тревожности слабовидящих подростков и определение путей коррекции нарушений, выявленных в области эмоциональной сферы.

Задачи исследования

  1. Проанализировать и обобщить существующие в психологической и тифлологической литературе современные подходы к диагностике и коррекции нарушений в эмоциональной сфере.
  2. Изучить особенности тревожности у слабовидящих подростков в сравнении с их нормально видящими сверстниками.
  3. Выявить взаимосвязь возрастных, половых, социально-психологических компонентов развития тревожности как личностного компонента в подростковом возрасте в условиях зрительной депривации.
  4. Разработать и апробировать систему психологической помощи тревожным слабовидящим подросткам.
  5. Изучить эффективность системы психологической помощи тревожным слабовидящим подросткам.

Объект исследования — эмоциональная сфера слабовидящих подростков.

Предмет исследования — особенности тревожности слабовидящих подростков и пути ее преодоления средствами коррекционного воздействия.

Гипотезы исследования

  1. В подростковом возрасте под воздействием социально-психологических факторов тревожность приобретает характер устойчивого личностного качества и специфику, связанную с негативным влиянием зрительного дефекта. Упрощение поведенческих реакций, приверженность малоэффективным защитным механизмам в хронических фрустрирующих ситуациях, болезненность острой тревожности и симптоматичность чрезмерного спокойствия тесно связаны с половозрастными, социально-психологическими и зрительными характеристиками подростков.
  2. Исследование тревожности, выявление специфики ее развития в условиях зрительной депривации служат основанием для разработки системы психологической помощи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей слабовидящих подростков.
  3. Разработанная система психологической помощи способствует формированию адекватного уровня тревожности и укреплению эмоционального благополучия слабовидящих подростков.

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования.

  • изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • анализ и обобщение данных, полученных в ходе изучения анамнеза, результатов интервью и экспериментальных методик;
  • констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
  • количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов; статистические методы обработки экспериментальных результатов.

Методологическую основу исследования составили: теоретико-методологические позиции и основополагающие исследования отечественных специалистов в области коррекционной педагогики и психологии (А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова); положение о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер); учение Л.С. Выготского о роли социальных факторов в профилактике и коррекции нарушений развития; исследования в области тревожности взрослых (В.М. Астапов, Г.Ш. Габдреева, Н.Д. Левитов, Ю.Л. Ханин) и детей (А.И. Захаров, Б.И. Кочубей, А.Н. Прихожан, Ch.D. Spielberger, Ю.Л. Ханин); современные представления о природе и функционировании механизмов психологической защиты (P.M. Грановская, И.М. Никольская, Р. Плутчик); концепции социально-психологического тренинга (А. Бек, И.В. Вачков, Д. Морено, К. Роджерс, К. Рудестам); основные разработки в области когнитивно-поведенческого направления психотерапии (А. Бандура, Д. Вольпе, А. Эллис).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, статистическим анализом результатов.

Читайте так же:
Деменция и псевдоагнозии при деменции

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении коррекционной психологии научными сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности у подростков с нарушением зрения, рассматриваемой в контексте социального становления личности в условиях зрительной депривации.

Научная новизна исследования определяется получением новых данных о формировании тревожности у слабовидящих подростков в сравнении с их нормально видящими сверстниками.

Рассмотрены общие и специфические аспекты тревожности, механизмы ее формирования у нормально видящих и слабовидящих подростков; выделены и описаны уровни тревожности; исследованы половозрастные особенности проявления тревожности как личностного свойства. Научно обоснованы и определены подходы к коррекционной помощи тревожным слабовидящим подросткам в условиях школьной психологической службы.

Практическая значимость исследования

Разработана система психологической коррекционной помощи слабовидящим подросткам, которая может быть использована тифлопсихологами, тифлопедагогами, работниками реабилитационных центров, родителями, имеющими детей со зрительной патологией. Результаты исследования могут быть использованы в организации всех направлений деятельности школьного психолога, в том числе в разработке и осуществлении самостоятельных программ профилактики эмоциональных нарушений.

Основные выводы

Система психологической помощи включает в себя работу психолога специального коррекционного образовательного учреждения во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Результаты реализации системы психологической помощи слабовидящим подросткам позволяют говорить о существенных позитивных изменениях в эмоциональной и поведенческих сферах слабовидящих подростков. В основе положительных эффектов — овладение подростками конструктивными способами решения актуальных и ранее трудноразрешимых проблемных ситуаций, приемами регуляции своего эмоционального состояния и коррекции отношения к себе и окружающим. Разработанный подход к работе со слабовидящими подростками, педагогами и семьями учащихся может успешно применяться в деятельности психолога специальных (коррекционных) школ IV вида.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954).

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться толь­ко в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуют­ся два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков.

Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картин­кам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хоро­шее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тре­нировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно пред­лагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Интерпретация результатов.

Общий уровень тревожность вы­числяется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сер­дитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Оцениваются ответы на вопросы №№ 2–11. Картинка № 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка № 12 предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом.

Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности

 диагностика школьной тревожности

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для каче­ственного анализа данных.

Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации.

Показателями дезадаптации могут выступать:

  • общее негативное отношение к школе;
  • нежелание ребенка учиться и посещать школу;
  • проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем;
  • установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др.

Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе.

Читайте так же:
Экспресс методика для диагностики школьной тревожности

Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности.

Депрессия и тревога могут быть связаны с риском кесарева сечения среди беременных женщин

Авторы нового исследования считают, что депрессия и тревога у беременных женщин могут быть связаны с типом родов. Перинатальные расстройства настроения и тревожности уже были связаны с неблагоприятными исходами беременности, такими как низкий вес при рождении и преждевременные роды. И теперь ученые из университета Мичигана (University of Michigan) показывают, что они также могут быть связаны с более высокими показателями кесаревого сечения среди женщин, которые имели низкий риск родоразрешения.

Актуальность исследования

Перинатальные расстройства настроения и тревожности встречаются у многих беременных женщин. Распространенность суицидальных мыслей и преднамеренного самоповреждения за год до или после родов в последнее время возросло, причем самоубийство является основной причиной материнской смертности.

«Наши результаты подтверждают важность лучшего выявления и лечения перинатальной депрессии и тревожных расстройств у беременных женщин», — заявляет автор исследования Ванесса Далтон (Vanessa Dalton). «Крайне важно лучше понять, как эти расстройства настроения повышают вероятность родов с помощью кесарева сечения, которые, как мы знаем, имеют как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для здоровья как будущих мам, так и детей».

«Растет признание того, что психическое здоровье действительно важно во время беременности», — сказала Далтон. «Риск материнского самоубийства особенно высок в течение года после родов».

Далтон считает, что тревога и депрессия имеют множество других негативных последствий для женщин и их детей, включая неблагоприятные исходы родов.

Материалы и методы исследования

Исследователи проанализировали данные о 360 225 госпитализациях при родах среди женщин в возрасте от 15 до 44 лет в течение десятилетия с 2008 по 2017 год, причем у 24 % из них кесарево сечение было впервые проведено. Результаты исследования опубликованы в журнале Health Affairs .

Новизна исследования

Это исследование является одним из крупнейших, в котором задокументирована связь между предшествующими расстройствами настроения и тревожности и первыми кесаревыми сечениями среди беременных женщин с низким риском. Предыдущие исследования этой взаимосвязи ограничены, часто включая пациентов, у которых ранее было кесарево сечение — один из наиболее значимых предикторов повторного кесарева сечения — или у которых, возможно, еще не было диагностировано перинатальное расстройство настроения.

Риски кесарева сечения для психического здоровья матерей

Снижение частоты первого кесарева сечения является целью медицинских работников. Как и любая серьезная операция, кесарево сечение сопряжено с рядом сопутствующих рисков, включая образование тромбов, кровотечение, инфекцию и риски для будущих беременностей. Большинству женщин, которым делают кесарево сечение при первых родах, предстоит повторное кесарево сечение.

«Кесарево сечение является основным фактором, способствующим заболеваемости матерей после родов со многими неблагоприятными последствиями», — считает Далтон. «Нам необходимо понять все факторы, которые могут увеличить риск женщины на кесарево сечение, чтобы мы могли избежать ненужных рисков».

Авторы исследования отмечают, что необходимо сократить число кесаревых сечений на 2,3% – и что у женщин с пренатальным диагнозом тревоги или депрессии прогнозируемая вероятность проведения кесарева сечения была примерно на 3,5% выше, чем у женщин без тревоги или депрессии.

Женщины с этими расстройствами чаще были старше и проживали в семье с низкими доходами. Хотя причины этих отношений носят умозрительный характер, существуют недоказанные теории, что пренатальная тревога иногда сосредоточена на самих родах, что может побудить врачей обратиться к кесареву сечению, чтобы сократить процесс родов. Другие предположили, что материнский дистресс может повлиять на развитие плаценты, что, в свою очередь, может повлиять на симптомы дистресса плода во время родов, которые могут привести к кесареву сечению. Но ни одно из этих предположений не было доказано, и необходимы дальнейшие исследования, чтобы получить представление об этой взаиомосвязи, сказала Далтон.

«Нам необходимо больше исследований, чтобы прояснить взаимосвязь между перинатальным настроением и тревожными расстройствами и показателями первичного кесарева сечения, чтобы улучшить наше понимание последствий этих расстройств для здоровья», — заключает исследователь. «Это может послужить основой для усилий по разработке и оценке эффективных методов лечения и политических мер».

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Учредитель сетевого издания (Medical Insider), главный редактор, автор статей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector