Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы лечения невроза по фрейду

Методы лечения невроза по фрейду

Фрейд (Freud) Зигмунд (6 мая 1856, Фрайберг — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психиатр и психолог, основоположник и ведущий теоретик психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете, работал в физиологической лаборатории, возглавляемой Э. Брюкке, написал несколько монографий по физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии. С 1886 стал заниматься медицинской практикой. Стажировка в парижской клинике Сальпетриер, руководимой Ж.-М. Шарко, а затем в Нанси, где И. Бернхейм стал применять гипноз в лечении неврозов, дала Фрейду первые ориентиры — на протяжении первых 10 лет своей практики он использует гипноз и придерживается теории «психической травмы» Шарко. В сер. 90-х гг. происходит формирование его собственной теории и техники лечения, которые получили название «психоанализ»; написанные совместно с Й. Брейером «Исследования по истерии» (1896) можно считать первой психоаналитической работой. Самоанализ 1897 и попытки теоретического осмысления неврозов с позиций психофизики того времени привели к отказу от теории психической травмы и к тому основополагающему для психоанализа воззрению, согласно которому причиной невротических симптомов являются вытесненные влечения раннего детства. В кон. 1899 выходит «Толкование сновидений» (рус. пер. 1913), а за ним работы по «психопатологии обыденной жизни», теории сексуальности и другим аспектам психоанализа.

С 1902 вокруг Фрейда образуется кружок первых его венских последователей; в 1907 к нему присоединяются швейцарские и немецкие психотерапевты; в 1908 проходит первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации. Разрыв с А. Адлером и К. Г. Юнгом и группами их сторонников в 1911—13 способствует выработке жестких критериев принадлежности к «психоаналитическому движению». Теории бессознательного психического, сексуальности, эдипова комплекса и некоторые особенности техники лечения («свободные ассоциации», «перенос» и «контрперенос») относятся к тем идеям Фрейда, которые он считал ядром психоанализа. Теория влечений Фрейда получила развитие после 1-й мировой войны, когда к базисному сексуальному влечению (либидо) он прибавил деструктивное, или агрессивное, влечение. В работах 20-х гг. вносятся изменения в общую теорию («мета-психологию»), которая получает завершенный вид в работе «Я и Оно» (1923, рус. пер. 1924). Фрейд распространяет методы психоанализа на сферы социальной психологии, этнографии, социологии, художественного творчества. В работе «Будущее одной иллюзии» он дополняет просветительскую критику религии собственным учением об иллюзорном проецировании детских влечений; философия культуры Фрейда была изложена в его работе «Недовольство культурой» (1930). Последняя его книга «Человек Моисей и монотеистическая религия» (Der Mann Moses und die monotheistische Religion, 1939), представляющая собой генеалогию единобожия, вышла в Амстердаме — после аншлюса Австрии (март 1938) гитлеровской Германией Фрейд покидает Вену и проводит последний год жизни в Лондоне.

Воздействие идей Фрейда на западную культуру 20 в. трудно переоценить. Помимо собственно фрейдистской ассоциации основные направления современной психотерапии опираются на разработанные Фрейдом концепции и методы лечения. Психоанализ оказал огромное влияние на литературу и искусство, педагогику, психологию, социологию, литературоведение, этнографию и ряд других гуманитарных дисциплин.

Несколько поколений европейцев и американцев интерпретировали свои проблемы и конфликты в терминах психоанализа. Он оказал немалое влияние и на различные философские школы. Хотя Фрейд не считал себя философом и пренебрежительно отзывался о «фабрикации мировоззрений», его учение стало не только мировоззрением огромного числа адептов, но и одной из ведущих доктрин 20 в.

Сочинения: Gesammelte Wferke, Bd. 1-18. Fr./M., 1940-1968; Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, vol. 1—24. L., 1953-1974; Briefe 1873—1939. Fr./M., 1960; в рус. пер.: Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989; Психология бессознательного. М., 1989; «Я» и «Оно», т. 1—2. Тбилиси, 1991; Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Психоанализ и теория сексуальности. М., 1998.

Литература: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997; Gay Р. Freud. A Life for Our Time. N. Y., 1988.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 275.

ПСИХОАНАЛИЗ

Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

П. (см. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ) включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь, таким образом, законченной и целостной системой.

Теория общего психического развития объединяет метапсихологию, которая основана на понятии о психическом аппарате (структурная и топографическая модели личности), два варианта процесса мышления и представления о психической энергии. В основу теории общего психического развития легла также концепция о стадиях развития детской сексуальности. На ее базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации. Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это «переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.

Читайте так же:
Тенотен при неврозах у детей

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы (см. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ). В одной из своих работ он писал: «Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их». О цели психоаналитической терапии Фрейд писал: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в экзистенциальную организацию.

Основоположниками П. считаются также Юнг, создатель аналитической психологии, и Адлер, основатель индивидуальной психологии. Оба были учениками Фрейда, затем из-за принципиальных разногласий отошли от его П. и создали свои собственные концепции.

Юнг ввел понятие об архетипах — психических структурах, составляющих содержание коллективного бессознательного. Архетипы определяют характер символики сновидений, сказок, мифов, могут также выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Цель психоаналитической терапии в концепции Юнга отличается от представленной в психоанализе Фрейда, который сравнивал психоаналитический метод со скальпелем хирурга, вырезающим больную ткань, а задача природы — излечивать рану. Юнг возражал против прямого вмешательства в жизнь больного неврозом практическим советом, моральными или интеллектуальными инструкциями. Цель психоаналитической терапии он видел не только в устранении болезненного симптома, но и в укреплении здоровья, в стремлении помочь пациенту достигнуть душевной зрелости. Если по Фрейду, «где было Ид, там будет Эго», то Юнг, исходя из требований индивидуальности, говорит: «Самость должна заменить Оно». Целью процесса индивидуализации является синтез различных аспектов сознательной и бессознательной памяти. По Юнгу, «если человек живет, он должен бороться и жертвовать тоской, чтобы восходить к своему собственному росту»; по Фрейду, это значит, что человек должен «договориться с реальностью».

Адлер в невротическом состоянии видел переживание слабости и беспомощности, которые описывал как «комплекс неполноценности». Его индивидуальная психология определяет невротические симптомы как проявление борьбы по преодолению чувства недостаточности, их развитие видит как «бегство в болезнь», «желание власти» или «мужской протест». Первый и третий пути направлены на привлечение внимания к себе, «желание власти» входит в конфликт с ощущением общности с другими людьми. Адлер определил невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность; основной феномен психических расстройств усматривал не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

Дальнейшее развитие П. осуществлялось в рамках неопсихоанализа (Шульц-Хенке (Schultz-Henke H. и др.). Особую роль в нем сыграло направление, придающее большее, чем классический П., значение социокультурным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Оно получило название культурного психоанализа. Наиболее видными его представителями являются Хорни (Horney K.), Фромм (Fromm E.), Райх (Reich W.). Среди других направлений неопсихоанализа значительным влиянием пользуется Эго-психологическая теория психоаналитической психотерапии Гилла, Стоуна, Бибринга и др. и концепция объектных отношений Кляйн (Klein M.) (см. также ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО КЕРНБЕРГУ).

В настоящее время различают П. и психоаналитическую (психоаналитически-ориентированную) психотерапию. Эти две формы лечения основаны на теории Фрейда о динамике бессознательного и психологическом конфликте. Главная их цель — стремление помочь пациенту осознать причину внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием определенных болезненных паттернов поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте.

П. наиболее интенсивный и строгий по форме тип психотерапии. Пациент посещает психоаналитика 3-5 раз в неделю; продолжительность лечебного курса от нескольких месяцев до нескольких лет. Больной лежит на кушетке и не видит психоаналитика, сидящего позади него. Пациент стремится к свободному ассоциированию, т. е. пытается сказать все, что приходит ему в голову, чтобы проследить движение мыслей к их ранним корням; говорит также о сновидениях и чувствах переноса, возникающих в процессе психотерапии. Психоаналитик использует интерпретацию и прояснение, чтобы помочь пациенту в разрешении конфликтов, которые часто бессознательно воздействуют на его жизнь. Для П. важно, чтобы пациент умел выражать свои чувства и мысли, был психологически расположен без выраженной репрессии переносить эмоциональное напряжение, вызываемое психоаналитиком, обладал способностью к устойчивому психотерапевтическому альянсу. Целью П. является реконструкция структуры характера с уменьшением патологической защиты; понимание причин состояния важнее облегчения симптомов, хотя последние в ходе лечения исчезают. Результатом П. должно быть формирование зрелой личности. П. показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.

Читайте так же:
Что такое невроз сердца как он проявляется

Психоаналитическая психотерапия основана на принципах и методиках, используемых в классическом П., но менее интенсивна. Существует два ее типа: инсайт-ориентированная и суппортивная психотерапия. В первом варианте пациент приходит 1-2 раза в неделю и сидит напротив психотерапевта. Цель заключается в осознании бессознательного психологического конфликта, что сходно с П., но здесь акцент ставится на реальных проблемах, меньше подчеркивается развитие переноса. Пациенты, подходящие для этого вида психотерапии, так же как и для П., имеют широкий круг симптоматических и характерологических проблем. Показана эта психотерапия и пациентам с личностными нарушениями.

В суппортивной психотерапии основной элемент лечения составляет скорее поддержка больного, чем развитие у него инсайта. Обычно это терапия выбора для пациентов с серьезной уязвимостью Эго, в частности для психотических пациентов. Показана эта терапия и пациентам в кризисной ситуации, например в остром горе. Она должна быть длительной, продолжающейся многие годы, особенно для пациентов-хроников. Поддержка должна выражаться прежде всего в ограничении окружения, повышении реальных социальных возможностей, успокоении, совете и помощи в социальных изменениях; психотерапевт должен быть активным в дискуссии, должен поощрять пациента. Таким образом, в психоаналитической психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни.

Лечение невроза?

Что обещают современные клиники и медицинские центры под этим броскими заголовками – «Лечение невроза», «Эффективное лечение неврозов»? Клиники обладающие, так называемой репутацией, признанием в медицинской среде и специализирующиеся на лечении неврозов? Встречаются предложения о лечении неврозов даже не на 100, а на все 150 процентов, видимо остальные 50 % это благоприобретенный иммунитет от возможного лечения невроза в будущем. Причем мысль о том, что невроз это – болезнь, относится к категории априорной данности, а болезнь, в том числе и невроз, априорно следует лечить.

Эффективное лечение невроза

Так является ли невроз болезнью и возможно ли лечение неврозов? Думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа. К неврозу и лечению невроза подходят разные специалисты и разные парадигмы: медицинская, психологическая и психоаналитическая. Само слово лечение сразу задает медицинский подход к неврозу. Смысловые цепочки медицинской парадигмы просты – «невроз – болезнь – лечение», «болит? – мешает? – надо лечить», «болит голова? – это невроз – вылечим невроз!». Как вылечим невроз? А вот так – таблеточкой, магнитными ритмическими полями, солевой ванночкой, отдыхом, изменением структуры личности, шалфеем, психотерапией. А еще в моде, так называемый комплексный подход при лечении неврозов – вы сидите перед психологом или психотерапевтом, на голову вам одевают магнитно-импульсный генератор полей для лечения неврозов, в рот засовывают таблетку для лечения невроза, ноги при этом парятся в лечебной ванночке, собранной из трав для лечения невроза. И это не утрирование и не шутка, к сожалению, это так и происходит.

Лечение и терапия неврозов

Психологическая и психотерапевтическая парадигмы идут своими, но примерно такими же методами, как и медицинская. Под неврозом, понимают определенную психоболезнь, нарушение, психопатологию, которую необходимо устранить, вылечить, отпсихохирургировать. Применяемые методы при лечении невроза – изменение структуры личности, снятие и ампутация симптома, восстановление энергетического баланса индивида и перенастройка его организма на волну гармонии и здоровья.

Иначе, к неврозу и лечению невроза подходит психоаналитическая парадигма. Крайний из возможных подходов, который можно соотнести с психоанализом, звучит так – «Невроз не вылечить». Попробую разъяснить этот лозунг, который может завести читателя в совершенно разные смысловые модусы.

Что значит, невроз не вылечить? Прежде всего, это значит, что невроз не болезнь и не патология, поэтому лечение невроза невозможно. И в продолжении следующий тезис – психоанализ не лечит. Психоаналитик, взявшийся вылечить Ваш невроз, противоречит собственному именованию себя психоаналитиком. Многие считают простой заменой или даже подменой использование в психоанализе слова анализировать вместо лечить, хотя на самом деле слово анализировать относится больше не к психоаналитику, а к анализанту, а за медициной психоанализ и вовсе не гонится.

В психоанализе с понятием «невроз» связаны два других близких понятия: невротическая структура субъекта и невротический симптом. Основой для их понимания является механизм вытеснения, с которым подробно можно ознакомиться в статье о вытеснении. Два этих понятия не наделяются в психоанализе чертами патологического, а носят описательных характер, того с чем сталкивается психоаналитик на практике. Фактически сам анализант выбирает, что для него является неврозом и приходит к психоаналитику в ожидании помощи и лечения невроза. В психоаналитическом процессе человек получает возможность разобраться в истинных для него самого причинах того или иного состояния, которое доктора, и господа психологи и психотерапевты называют неврозом, повелевая: «Лечить невроз!». Причем, это понимание не гарантирует снятия или исчезновения или удачного лечения невроза или невротических симптомов. Терапевтический эффект психоанализа был и всегда остается побочным на пути поиска собственной истины, человеком пришедшим за помощью.

Читайте так же:
При неврозе может болеть все тело

Зигмунд Фрейд более чем сто лет назад описал механизм и причины появления неврозов – это работа механизма вытеснения, которое необходимо, для того чтобы человек был человеком. Причем вытеснению подлечат не бактерии и вирусы невроза, а словесные представления, вплетающиеся в ткань субъекта с момента его рождения. И понять смысл вытесненного возможно, только оперируя такими же словесными представлениями, но операцию эту может совершить только сам человек, а не психотерапевт, психолог или психоаналитик. Психоаналитик совершает попытку возврата Вам ваших собственных словесных представлений, фактически являясь протоколирующей машиной, при помощи которой Вы можете услышать собственную речь, содержащую словесные представления, связанные с причинами Вашего невроза.

В итоге можно сказать, что лечение невроза возможно и не возможно, если учитывать наличие различных подходов к лечению неврозов. Выбор как всегда за Вами.

Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) (6 мая 1856 года, Фрайберг (Австро-Венгрия) — ныне Пршибор (Чехия) — 23 сентября 1939 года, Лондон) — основатель психоанализа — теории и метода лечения неврозов, ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений современности.

Зигмунд Фрейд родился в еврейской семье 40-летнего отца Якуба Фрейда и его 20-летней жены Амалии Натансон. Он был первенцем у молодой матери. После Зигмунда у Фрейдов с 1858 по 1866 родилось пять дочерей и еще один сын. В 1859 году семья переехала в Лейпциг, а затем в Вену. В гимназии проявил линвистические способности и закончил ее с отличием (первым учеником).

В 1873 году поступил в Венский Университет на медицинский факультет, отлично закончил его в 1881 году, проявив склонность к исследовательской деятельности. Необходимость зарабатывать деньги не позволило ему остаться на кафедре и он поступает сначала в Физиологический институт, а затем в Венскую больницу, где работает врачом, переходя из одного отделения в другое. В 1885 году получил звание приват-доцента, и ему была предоставлена стипендия для научной стажировки за границей, после чего он отправился в Париж в клинику Сальпетриер к знаменитому психиатру Ж.М. Шарко, который применял гипноз для лечения психических заболеваний. Практика в клинике Шарко произвела на Фрейда большое впечатление. на его глазах происходило исцеление больных истерией, страдавших преимущественно параличом.

По возвращении из Парижа Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. Первый успех был окрыляющим. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. По Вене распространился слух, что доктор Фрейд чудотворец. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии.

В 1886 году Фрейд вступает в брак с Мартой Бернейс. Впоследствии у них рождается шесть детей- Матильда (1887-1978), Жан Мартин (1889-1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891-1969), Эрнст (1892-1970), София (1893-1920) и Анна (1895-1982). Именно Анна стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.

В 1891 году Фрейд переселяется в дом по адресу: Вена IX, Берггассе, 19, в котором он жил с семьей и принимал пациентов вплоть до вынужденной эмиграции в июне 1937 года. К этому же году относится начало разработок Фрейдом совместно с Й. Брейером особого метода гипнотерапии- так называемого катартического (от греческого katharsis — очищение) . Совместно они продолжают изучение истерии и ее лечения при помощи катарсического метода. В 1895 году они издают книгу «Исследования по истерии», где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим — сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них — это исполнение желания. Эта мысль так поразила его, что он даже шутливо предложил прибить памятную табличку в том месте, где это произошло. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений», которую неизменно считал своим лучшим трудом. Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека — это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием — воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех «уровней»: сознания, предсознательного и бессознательного.

Читайте так же:
Признаки нервного расстройства или невроза

В 1895 году Фрейд окончательно отказался от гипноза и начал практиковать метод свободных ассоциаций — лечение разговором,, впоследствие названный «психоанализ». Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. В период с 1885 по 1899 годы Фрейд ведет интенсивную практику, углубленно занимается самоанализом и работает над своей самой значительной книгой «Толкование сновидений».

После издания книги, Фрейд развивает и совершенствует свою теорию. Несмотря на негативную реакцию интеллектуальной элиты, неординарные идеи Фрейда постепенно находят признание у молодых врачей Вены. Поворот к настоящей славе и большим деньгам произошел 5 марта 1902 года, когда император Франсуа-Жозеф I подписал официальный указ о присвоении Зигмунду Фрейду звания профессора-ассистента. В этом же году вокруг Фрейда собираются ученики и единомышленники, образуется психоаналитический кружок «по средам». Фрейд пишет «Психопатологию обыденной жизни»(1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). К 50-летию Фрейда его ученики преподносят ему медаль, изготовленную K. M. Schwerdner. На обратной стороне медали изображены Эдип и Сфинкс.

В 1907 г. он устанавливает контакт со школой психиатров из Цюриха и его учеником становится молодой швейцарский врач К.Г. Юнг. С этим человеком Фрейд связывал большие надежды — именно его он считал наилучшим преемником своего детища, способного возглавить психоаналитическое сообщество. 1907 год, по оценке самого Фрейда, переломный в истории психоаналитического движения — он получает письмо от Э. Блейлера, который первым в научных кругах высказал официальное признание фрейдовской теории. В марте 1908 года Фрейд становится почётным гражданином Вены. К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, «Психологическое общество по средам», собиравшееся у Фрейда, преобразовывается в «Венское психоаналитическое общество», и 26 апреля 1908 года в отеле «Бристоль» в Зальцбурге проходит первый Международный психоаналитический конгресс, в котором приняло участие 42 психолога, половину из которых составляли практикующие аналитики.

Фрейд продолжает активно работать, психоанализ получает широкую известность во всей Европе, в США, в России. В 1909 г. он выступает с лекциями в США, в 1910 году в Нюрнберге собирается Второй международный конгресс по психоанализу, далее конгрессы становятся регулярными. В 1912 году Фрейд основывает периодическое издание «Международный журнал по медицинскому психоанализу». В 1915-1917 гг. он читает лекции по психоанализу на своей родине, в Венском Университете, и готовит их к изданию. Выходят в печати его новые работы, где он продолжает свои исследования тайн бессознательного. Теперь его идеи выходят за рамки лишь медицины и психологии, но касаются также законов развития культуры и общества. Многие молодые врачи приезжают учиться психоанализу непосредственно к его основателю.

В январе 1920 года Фрейду присваивается звание ординарного профессора университета. Показателем настоящей славы было чествование в 1922 году Лондонским университетом пяти великих гениев человечества — Филона, Мемонида, Спинозы, Фрейда и Эйнштейна. Венский дом на Берггассе, 19 наполнялся знаменитостями, запись на приемы Фрейда шла из разных стран, и он был расписан уже, кажется, на много лет вперед. Его приглашают на чтение лекций в США.

В 1923 году годов судьба подвергает Фрейда тяжелым испытаниям: у него развивается рак челюсти, вызванный пристрастием к сигарам. Операции по этому поводу постоянно проводились и мучили его до конца жизни. Из печати выходит «Я и Оно»- одно из важнейших произведений Фрейда. . Тревожная социально-политическая обстановка порождает массовые беспорядки и волнения. Фрейд, оставаясь верен естественно-научной традиции, все чаще обращается к темам психологии масс, психологическому устройству религиозных и идеологических догматов. Продолжая исследовать бездны бессознательного, теперь он приходит к выводу, что два одинаково сильных начала управляют человеком: это — стремление к жизни ( Эрос ) и стремление к смерти ( Танатос ). Инстинкт разрушения, силы агрессии и насилия слишком явно проявляют себя вокруг, чтобы их не заметить. В 1926 году по случаю 70- летия Зигмунд Фрейд получает поздравления со всего мира. Среди поздравивших- Георг Брандес, Альберт Эйнштейн, Ромен Роллан, венский бургомистр, однако академическая Вена проигнорировала юбилей.

12 сентября 1930 года в возрасте 95 лет умерла мать Фрейда. Фрейд в письме к Ференци писал: «Я не имел право умереть, пока она была жива, теперь у меня есть это право. Так или иначе, ценности жизни существенно изменились в глубинах моего сознания». 25 октября 1931 года на доме, где родился Зигмунд Фрейд, установлена памятная доска. По этому случаю улицы города украшены флагами. Фрейд пишет благодарственное письмо мэру Пршибора, в котором замечает:

Читайте так же:
Депрессия или невроз как распознать

«Глубоко во мне все еще живет счастливый ребенок из Фрайбурга, первенец молодой матери, получивший свои неизгладимые впечатления от земли и воздуха тех мест».

В 1932 году Фрейд закончил работу над рукописью «Продолжение лекций по введению в психоанализ». В 1933 г. в Германии приходит к власти фашизм и книги Фрейда, вместе со многими другими, не угодными новым властям, придаются огню. На это Фрейд замечает: «Какого прогресса мы достигли! В средние века они сожгли бы меня, в наши дни они удовлетворились тем, что сожгли мои книги». Летом Фрейд начинает работу над «Человек Моисей и монотеистическая религия».

В 1935 году Фрейд становится почётным членом Королевского общества медиков в Великобритании. 13 сентября 1936 года супруги Фрейд отметили золотую свадьбу. В этот день к ним приехали четверо их детей. Нарастает преследование евреев со стороны национал-социалистов, накладывается арест на склад Интернационального Психоаналитического издательства в Лейпциге. В августе в Мариенбаде состоялся Международный Психоаналитический конгресс. Место конгресса было выбрано таким образом, чтобы при необходимости дать возможность Анне Фрейд быстро вернуться в Вену для оказания помощи отцу. в 1938 году состоялось последнее заседание руководства Венской Психоаналитической ассоциации, на котором принято решение о покидании страны. Эрнест Джонс и Мари Бонапарт спешат в Вену, чтобы помочь Фрейду. Зарубежные демонстрации вынуждают нацистский режим позволить Фрейду эмигрировать. Интернациональное Психоаналитическое издание осуждено на ликвидацию. 23 августа 1938 года власть закрывает Венское Психоаналитическое общество. 4 июня Фрейд с женой и дочерью Анной покидает Вену и «Восточным экспрессом» едет через Париж в Лондон.

В Лондоне Фрейд вначале живёт по адресу Elsworty Road 39, а 27 сентября переселяется в свой последний дом Maresfield Gardens 20.

В этом доме семья Зигмунда Фрейда, жила с 1938 года. До 1982 г. здесь проживала Анна Фрейд. Теперь здесь музей и научно-исследовательский центр одновременно.

Экспозиция музея очень богата. Семье Фрейдов повезло — они сумели вывезти практически всю обстановку своего австрийского дома. Так что теперь у посетителей есть возможность полюбоваться образцами австрийской деревянной мебели XVIII и XIX вв, креслами и столами в стиле «бедермейер». Но, конечно, «хит сезона» — знаменитая кушетка психоаналитика, на которой во время сеансов лежали его пациенты. Кроме того, Фрейд всю жизнь собирал предметы античного искусства — образцами древнегреческого, древнеегипетского, древнеримского искусства уставлены все горизонтальные поверхности в его кабинете. В том числе, и конторка, за которой Фрейд имел обыкновение писать по утрам.

В августе 1938 года в Париже проходит последний довоенный Международный Психоаналитический конгресс. Поздней осенью Фрейд опять начинает проводить психоаналитические сеансы, ежедневно принимая по четыре пациента. Фрейд пишет «Очерк психоанализа», но так и не успевает его завершить. Летом 1939 состояние Фрейда начинает всё больше ухудшаться. 23 сентября 1939 года, незадолго до полуночи, Фрейд умирает после того, как выпросил у своего доктора Макса Шура (в соответствии с заранее оговоренным условием) инъекцию смертельной дозы морфия. 26 сентября состоялась кремация тела Фрейда в крематории Golder ‘ s Green . Надгробную речь держит Эрнест Джонс. После него на немецком языке траурную речь произносит Стефан Цвейг. Пепел от тела Зигмунда Фрейда помещён в греческую вазу, которую он получил в подарок от Мари Бонапарт.

Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика». Одна из ее глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний. После второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией» и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов — Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам. Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера двадцатого века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа. Так сбылось обещание молодого венского врача, которое он дал своей будущей жене Марте — он действительно стал великим человеком.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector