Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

1. 3. Методы психологической коррекции личностной тревожности подростков с легкой степенью умственной отсталости

1.3. Методы психологической коррекции личностной тревожности подростков с легкой степенью умственной отсталости

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1. Обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3. Перестройка особенностей личности подростка, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Р.В. Овчарова указывает, что психологи выделяют два способа преодоления личностной тревожности у подростков (Р.В. Овчарова, 2007):

Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, используются следующие приемы:

1. «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто подростки с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Где подростку предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3. «Приятное воспоминание». Предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «Использование роли». В трудной ситуации предлагается ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для мальчиков.

5. «Контроль голоса и жестов». Подростку объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

7. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

8. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

9. «Репетиция». Психолог проигрывает с подростком ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее, меняет тон разговора с ним – становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.

10. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых «спокойных» ситуациях, предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

11. «Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у детей умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о …» вместо «Я должен получить «5». Необходимо также обучать умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

Для снятия тревожности у подростков с интеллектуальной недостаточностью существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.

1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что подростка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.

2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации «в очень страшную, престрашную школу», где в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.

В некоторых источниках даются варианты использования данных методов.

Например, релаксационные упражнения (Чистякова М. И., К. Фопель, Кряжева Н. Л.) снижающие возбудимость нервной системы, дающие разрядку отрицательным эмоциям, нормализующие тонус при чрезмерном нервно-психическом перевозбуждении.

Кроме релаксации также используют игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками.

Вайолет Оклендер рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу. Это помогает детям расслабиться.

Ролевые игры в качестве отработки навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, где сюжетами целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения), приемы саморегуляции, (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т.д.).

Читайте так же:
Энурез у детей 10 лет ночью

Символдрама как направление психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Х. Лейнером, занимающее одно из ведущих мест среди психотерапевтических техник, работающих с визуализацией. Основой метода «символдрама» являются воображаемые прогулки по ландшафтам (визуализация и работа с образами), которые воздействуют на воспоминания и чувства клиента.

Позволяет работать «в трех измерениях»: с актуальным состоянием клиента, с переживаниями прошлого и на перспективу – через развитие творческого потенциала личности. Метод успешно используется в индивидуальной и групповой работе, в психотерапии и консультировании, работе с парами, детьми и родителями. Он эффективен при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Символдрама прекрасно сочетается с другими недирективными психотерапевтическими подходами – техниками арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, клиент-центрированной терапии и др.

Главное – символдрама соответствует ожиданиям, традициям, установкам, характерным для ментальности российских клиентов, которые ориентированы больше на эмоционально-образное, чем на рациональное переживание и решение психологических конфликтов

Все эти методы можно собрать воедино и использовать в психологическом тренинге, который входит в число, так называемых, активных методов.

Тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы, видов тренингов, методов: игровые (ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

В тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы, задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности подростка.

20 техник для уменьшения тревожности у детей

circle-11Рене Джайн, автор программ по уменьшению тревожности у детей, делится целым набором полезных техник. Она подчеркивает, что каждый ребенок уникален и некоторые техники могут подойти одному и не подойти другому ребенку. Тем не менее она рекомендует попробовать каждый прием три-четыре раза прежде, чем сделать вывод о ее полезности.

Знакомая ситуация: ребенок месяц только и говорит о празднике, на который его пригласили, а потом отчаянно отказывается туда идти: «Там будут незнакомые люди, со мной никто не захочет играть, у меня болит живот, давай вернемся домой!» Часто ни наше внимание, ни забота, ни заверения в том, что все будет хорошо, не помогают ребенку справиться с тревожностью. Вот техники, которые действуют — подберите те, которые подходят именно вашему ребенку и вашей семье.

Что написано пером…

1. Исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, доказывает пользу простого приема: написать на бумаге то, что вас беспокоит, не нравится, пугает и… порвать бумагу! В клочья. И выбросить. Это действительно способствует уменьшению стресса. Предложите детям написать свои страхи на листке бумаги, а потом порвать и выбросить его вместе со страхом и беспокойством.

2. Дневник беспокойства: исследователи из Гарварда выяснили, что мы можем уменьшить уровень стресса от беспокоящих нас факторов на 6 месяцев, если в течение четырех дней подряд будем писать по 15 минут в день о том, что нас беспокоит. Если у вас склонный к беспокойству ребенок, предложите ему приобрести такую привычку «выписывать» свою тревогу.

3. Напишите себе письмо. Доктор Кристен Нефф из университета Остина утверждает, что это очень действенная техника: напишите письмо самому себе, как если бы стресс испытывали не вы, а, скажем, ваш лучший друг. Доброжелательно и объективно посочувствуйте и помогите советом хорошему человеку — вам, любимому. Прекрасная техника и для взрослых и для детей.

Свежие новости

  • Кто сможет получить третью дозу вакцины от коронавируса: отвечает главный санитарный врач
  • «Ничего не ем и поправляюсь»: действительно ли это возможно
  • Оксана Лынив стала первой дирижеркой на концерте в честь годовщины ООН
  • Во Львове оштрафовали директора гимназии за нарушение карантина
  • В Индии молодой парень продал свою жену и купил смартфон: его задержалиНовости на главной

kid-writing

Тихо сам с собою

4. Поговорите со своим беспокойством. Нужно дать беспокойству лицо и имя. Дети могут выбрать куклу или другую игрушку, которая будет олицетворять их стресс — пусть они поговорят с ней, объяснят, что беспокоиться не стоит, все будет хорошо.

Взять себя в руки

5. Обнимите себя. Физический контакт способствует выделению окситоцина, гормона хорошего настроения и понижает уровень кортизола — гормона стресса. В следующий раз, когда ребенок будет беспокоиться, научите его обнимать себя.

6. Потереть уши. Тысячелетняя традиция китайского иглоукалывания утверждает, что успокоиться можно просто потерев уши. Научите ребенка этому приему: пусть он в течении пяти секунд сжимает пальцами мочку каждого уха.

7. Держите себя за руку. Исследователи обнаружили, что пациент, держащий кого-то за руку во время медицинских процедур лучше контролирует физические и психологические проявления беспокойства. Научите ребенка в момент беспокойства держать руки со сплетенными пальцами вместе, пока тревога не начнет отступать.

8. Йога. Журнал Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics опубликовал исследование, которое показывает, что дети, занимающиеся йогой, не только укрепляют мышцы, но и стрессостойкость. Если вы и ваш ребенок с йогой не знакомы, можно просто делать упражнения на растяжку.

9. Некоторым детям глубокое дыхание и медитация не помогают, а только усугубляют их состояние. Им нужно делать наоборот — применять физическое усилие. Например, со всей стилы навалиться на стену, напрягая мышцы рук, ног, спины, пресса, считая до 10. Затем глубоко дышать, считая до 10, и так три раза.

10. Поза супергероя. Представьте себе, что вместо того, чтобы сгорбиться и вдавиться в стул, вы расправили плечи, скрестили руки на груди и стали прямо. Бэтмен? Зорро? Супервумен? Да, поза превосходства помогает уменьшить беспокойство и стресс, научите этому ребенка — всего две минуты в роли Человека-Паука и все в порядке.

11. Физические упражнения повышают уровень эндорфинов в нашем оганизме, поэтому и самочувствие улучшается. Пусть ваш ребенок прыгает и скачет, если ему это помогает избавиться от беспокойства.

Читайте так же:
Снять нервное напряжение и тревожность лекарства

Реальный мир вместо экранов

12. Наука подтверждает, что засилие гаджетов ухудшает сон детей и усугубляет тревожность. Устройте ребенку приключение: неделя без гаджетов, а вместо них — креативные игры.

13. Прогулка на природе. Исследователи из Стэнфорда выяснили, что парки и лес прекрасно действуют на школьников: дети могут «воссоединиться» с реальным, материальным миром через ощущение всех его характеристик. Это успокаивает сознание и убирает тревожность.

14. Вода — надежный союзник в борьбе со стрессом. И это значит, что нужно не только смотреть на реку или водопад. Иногда достаточно пить больше воды. Ведь мозг состоит из нее на 85% и если вы пьете недостаточно, то это ухудшает его работу.

15. Всего 10 минут в теплой или прохладной ванне — и ребенку станет намного легче. Доказано столетиями гидротерапии.

Слушать больше

16. Пусть ребенок слушает музыку. Любую, какая ему нравится. Пусть подпевает и танцует!

17. Книголюбы знают, как трудно оторваться от захватывающей книги. Почитайте что-то интересное вслух вашему ребенку, расскажите историю или предложите хорошую аудиокнигу , которые перенесут ребенка в мир, где нет ни беспокойства, ни тревоги.

Little girl with headphones

Делать добро

18. Делать добро — не только правильно и хорошо, но еще и терапевтически полезно. Исследователи отмечают улучшение самоощущения у людей, которые регулярно помогают другим, не ожидая награды или похвалы. Научите вашего ребенка делать добро , это обязательно снизит уровень его тревожности.

19. Дружите со своим ребенком. Дружить — это значит уметь распознавать моменты, когда друг нуждается в тебе, и с готовностью помогать ему. Будьте другом вашему ребенку: выслушайте, о чем он беспокоится, и постарайтесь конкретно помочь и подбодрить.

20. Беспокоятся все. Расскажите вашему ребенку о том, что его тревога — это не что-то из ряда вон выходящее. Очень многие люди, многие дети беспокоятся и тревожатся каждый день. Ничего страшного в этом нет, можно спокойно обсуждать эту тему и в компании сверстников. А вместе — ничего не страшно!

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

Мусатова, К. А. Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии / К. А. Мусатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71382/ (дата обращения: 25.10.2021).

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Ключевые слова: девиантные подростки, коррекция тревожности, диагностика, арт-терапия.

В условиях современной жизни тревожные расстройства являются достаточно распространенными психическими нарушениями среди подростков. Их масштабность может быть объяснена влиянием социальных, экономических, культурных, психологических и других факторов. Когнитивные последствия и поведенческие побочные эффекты тревожных расстройств, и их склонность к хроническому эффекту — влияют на психическое развитие детей. Появление тревожности может служить сигналом о развитии нервоза или психоза, а при негативных его последствиях стать причиной расстройства эмоциональной и поведенческой сферы личности самого подростка.

Сегодня все чаще в работе с подростками применяют креативные методы коррекции, среди которых особой популярностью пользуется метод арт-терапии. Арт-терапия не подталкивает подростка к внешним, «механическим» средствам разрешения проблем, а способствует «включению» его внутренних ресурсов. И это особенно важно для девиантных подростков, поскольку как правило, они не обращаются за помощью к взрослым, поэтому с помощью арт-терапии они могут выражать свои внутренние чувства безболезненно.

Мягкость влияния арт-терапии на бурно развивающуюся эмоциональную сферу подростков с резкой сменой настроения, повышенной возбудимостью, широким диапазоном полярных чувств, тревожностью, является особенностью коррекционных воздействий этого метода.

Применение арт-терапии благотворно сказывается на многих жизненных факторах, в частности, способствует увеличению круга интересов подростка, расширяет самосознание, поддерживает в получении нового опыта общения со сверстниками, формирует интенсивный рост социально значимых переживаний, что способствует осознанному отказу от девиантных форм поведения и появлению стремления к изменению себя.

Занятия арт-терапией проходят в специально отведенном кабинете, оборудованный всем необходимым как для самого творческого процесса, так и для этапа обсуждения работ. В кабинете с помощью мебели создается «чистая» зона (стулья ставятся кругом) для группового обсуждения и «рабочая» зона (пол или стол) — для изобразительной работы. Каждый участник группы может выбрать себе место, в зависимости от предпочтений. Общие работы создаются, как правило, на полу в «рабочей» зоне.

Не менее важным является и тот факт, что деятельность, связанная с творчеством, является непривычной, новой и часто воспринимается как игра, в процессе игры подросток попадает в безопасное пространство, что позволяет подростку раскрыться, стать таким, каким он не был в обычной жизни, позволяет делать ошибки и глупости, чувствовать себя свободным. Игра переносит в детство, это та ресурсная и комфортная зона, в которой можно творить ситуации успеха, лепить свой новый образ Я. Арт-терапия не навешивает ярлыков, оценок, не критикует деятельность произведений, арт-терапевт как специалист способствует формированию чувства доверия к взрослым, к сверстникам, к миру в целом, а это непосредственное условие для снижения тревожности и агрессивности.

В ходе работы с подростками используется «полимодальный подход», когда сочетаются различные формы творчества, что предоставляет подростку свободу в выражении своих чувств и фантазий в любой форме. Для снятия тревожности и беспокойства дается задание выразить переживание на бумаге, вылепить его или выразить каким-либо другим способом, фоном включается музыка, что способствует расслаблению и продуктивной работе. Выражая себя творчески, вынося внутренние эмоции и чувства во внешний мир, подросток может рассмотреть, объяснить и анализировать свою проблему в работе со специалистом и группой. Рассматривание проблемы со стороны помогает найти ее решение.

Арт-терапия, обладая многофункциональностью, делает возможным использование своих методов в коррекции разных эмоциональных нарушений. Исключением является беседа психотерапевта с клиентом. В качестве диагностического инструментария хорошо зарекомендовали себя техники, содействующие свободному выражению настроения, чувств, эмоций. Названия таких упражнений достаточно просты: «Мое настроение», «Мои эмоции», они применяются как групповым, так и индивидуальным подходами в работе. Целью этих упражнений-заданий является выявление нарушений в эмоциональном состоянии. Рисунок «показывает» признаки тревоги посредством использования темного тона, штриховки, силы нажима, неуверенных, повторяющихся линий, частого стирания линий.

Читайте так же:
Энурез у мужчин и его виды

В качестве примера обратимся к некоторым упражнениям, разработанным К. Э. Рудестамом и Л. Д. Лебедевой.

«Мое настроение». Заранее заготавливаются из бумаги шаблоны круга (соотносящегося с благополучием), квадрата (соотносящегося со строгостью, перфекционизмом), треугольника (соотносящегося с неудовлетворенными желаниями, ожиданиями, тревогой) восьми люшеровских цветов. По просьбе психолога участник выбирает цвет и фигуру, соответствующие его настроению. Сделанный выбор является своеобразным индикатором для психолога. Коррекционное воздействие на эмоциональное состояние происходит благодаря добавлению новых цветов и форм к имеющимся.

«Раскрашиваем чувства». По заданию психолога на листе бумаги участник рисует свободные линии и формы своих самых ярких чувств, которые он пережил в жизни. С обратной стороны листа записывается название чувства. Далее следует раскрашивание рисунков. По окончании проводится анализ с использованием беседы.

Модификация этого упражнения предполагает раскрашивание чувства красками на листе ватмана с изображенным силуэтом участника. При групповой форме работы это упражнение снимает мышечные зажимы, снижает контроль сознания, повышает двигательную активность, переносит испытываемое чувство тревоги на рисунок (силуэт).

«Чувства в круге». На изображенном на листе ватмана круге участник рисует узоры, цветы и т. п., все, что соответствует его внутреннему состоянию. По окончании работы проводится обсуждение рисунка с психологом.

Коррекцию тревожности К. Э. Рудестам рекомендует проводить с помощью следующих упражнений, предлагая разные варианты инструкций и исполнения:

«Символы и абстракции»

  1. «Изобразить свою тревогу в произвольной форме».
  2. «Используя изобразительные материалы воплотить на холсте понимание своего чувства».
  3. «Используя символы и абстракции необходимо изобразить то, что человек испытывает, когда чувствует себя тревожным. Затем важно нарисовать картину, которая отражает состояние счастья и гармонии, испытываемое человеком».

Далее следует анализ полученного опыта. Примерными вопросами, которые помогут посредством ассоциаций автора, его пояснений выбора определенного цвета, формы и т. д., составить диагностическую картину эмоционального состояния могут быть следующие: Что ты видишь? Что ты нарисовал? Как ты чувствовал себя в процессе изображения своего чувства тревоги? Как ты думаешь, что сможет привести тебя к гармонии и счастью из тревожного состояния?

Также хорошо себя зарекомендовала техника арт-терапии «Маски», каждый рисует индивидуальную маску. Эффективность данной техники достигается благодаря «оживлению» чувства страха на стадии рисования и осознание его условности.

Занятие проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап. Индивидуально в течение 2–3 минут участники рисуют часто испытываемые ими чувства, эмоции. Рисунок предполагает изображение красками цветных пятен, не несущих в себе каких-либо образов, и сделанных надписей-названий.

Этап актуализации эмоции. Участники рассаживаются по кругу и по команде ведущего, закрыв глаза, представляют ситуацию, в которой им когда-то пришлось испытать тревогу. Необходимо вспомнить эти ощущения и дать этому название. Открыв глаза надо рассказать о своих чувствах. Первым начинает говорить тот, чьи эмоции показались ведущему наиболее сильными (отраженными на лице). Такая работа может проводиться и в парах.

Этап материализации тревоги. По команде ведущего участники снова приступают к рисованию. На этом этапе надо нарисовать свою тревогу, но показывать рисунок необязательно. Участник сам выбирает способ как поступить с рисунком — смять, разорвать, сжечь и др. Такое действие способствует избавлению от материализованного в рисунках тревожного переживания. Далее следует следующее задание, которое предполагает изображение тревоги в виде маски. Рисовать можно сангиной или художественным углем. Нарисованную маску необходимо отрывать пальцами по контуру от основного фона, ножницы использовать нельзя. Затем следует обсуждение, в котором приветствуется объяснение невидимых элементов маски. Информативностью обладают размер маски, эмоциональная окраска, такие элементы как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.

Этап спонтанной игры-драматизации. Участники объединяются в группы по 3–5 человек для совместного проживания тревоги. По заданию ведущего необходимо рассмотреть маски и обменяться впечатлениями. Группа придумывает историю, где маски являются главными действующими лицами. Расположив их на листе ватмана, группа дорисовывает картину. Далее на импровизированной сцене каждый говорит от лица своей маски, разыгрывая спектакль, остальные участники — зрители. Изначальная тревожность, заложенная в маску, растворяется в смехе у актеров и зрителей. В этом суть коррекционного воздействия.

Заключительный этап — обсуждение. Групповая рефлексия позволяет каждому участнику поделиться своими впечатлениями и эмоциями. Ведущий помогает коррекционному процессу наводящими вопросами.

Происходит одновременное обсуждение индивидуальных рисунков, выполненных на этапе «настройки».

Подобные упражнения можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной работе с девиантными подростками по снижению тревожности. Такая коррекционная работа позволяет совершить перенос и «прожить» тревожную ситуацию от имени своего героя.

Техники и упражнения для снятия волнения и страха

Техники и упражнения для снятия волнения и страха

Дыхательные техники. Физиология сильно связана с психикой. Хорошее насыщение крови кислородом тонизирует нервную систему. Попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдыхать старайтесь так, чтобы выдавить все остатки воздуха из легких. Затем несколько минут подышите, вдыхая через одну ноздрю, а выдыхая через другую. Здесь также подключается переключение внимания на процесс дыхания, и это поможет отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении или переговорах.

Самое известное дыхательное упражнение , которое помогло уже очень многим людям – это дыхание с чередованием ноздрей. Сядьте в удобную позу. Спина прямая. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И приступайте к упражнению. Вдыхайте правой ноздрей воздух, прикрывая левую, затем выдыхайте левой ноздрей. Далее делайте вдох той же ноздрей, через которую только что совершали выдох. И выдыхайте через правую ноздрю. Дышите так в течении 5-10 минут. Чтоб усилить действие, вы можете мысленно воображать, как вдыхаете спокойствие, а выдыхаете душевное волнение. Дыхательные упражнения следует делать регулярно.

Техники успокоительного дыхания

Все мы слышали выражение ”перевести дух” или ”вздох облегчения”. А ведь мы не только слышали эти выражения, но и нет-нет, да и выполняли такие выдохи. На самом деле это действие для нас совершенно естественно. (Есть еще одно полупроизвольное, но естественное для нас действие – потягивание, но об этом, как-нибудь в другой раз). Таким образом, мы как бы выдыхаем из себя все негативные ощущения, все тревоги, волнения, весь застоявшийся в легких воздух. И если научиться выполнять это действие осознанно и правильно, можно весьма успешно и эффективно контролировать, и даже, устранять негативное действие страхов. И только начав регулярно и осознанно выполнять эти техники, можно прочувствовать, насколько угнетено и зажато было наше дыхание. Чтобы научиться правильно выполнять это упражнение, сделаем сначала обычный ”вздох облегчения” так как мы это обычно делаем, не особо стараясь. Затем выждем паузу, до тех пор, пока нам снова не захочется вздохнуть. И еще раз повторим наш чудо вздох. Дышим так какое-то время и по его прошествии, мы можем обратить внимание и ощутить, как наше дыхание стало ровным. Начнут расслабляться мышцы, возникнет легкое ощущение тепла, сердце войдет в спокойный размеренный ритм. Как только возникает стрессовая ситуация начинаем дышать подобным образом.

Читайте так же:
Экспресс диагностика по выявлению уровня тревожности

Делаем медленный, сильный и глубокий вдох. Вдыхаем до предела. И когда нам покажется, что это предел – вдыхаем еще и еще. Представьте себе что вы — пузырь и вы сами собой надуваетесь. Представляем себе, как вдыхаемый нами воздух заполняет все наше тело, каждый его уголок. И когда надуться дальше уже нет никакой возможности, задерживаем дыхание и представляем, как воздух внутри нас массирует все наши органы. А затем выдыхаем, так же спокойно и медленно, весь воздух без остатка.

Упражнения, позволяющие справиться с волнением, беспокойством или страхом.

Эффект переключения срабатывает в простых упражнениях: помотайте кистями, расслабьте их, затем помашите всеми руками несколько раз вперед и назад. Наверняка, вы обращали внимание, что таким образом снимают волнение спортсмены перед выступлением.

Исходное положение: лежа, сидя, стоя или в теплой просторной ванной. Глубоко вздохнуть и на глубоком вдохе разжать, распрямить, разогнуть и выгнуть, насколько удастся, все что возможно: спину с позвоночником, шею и поясницу, руки и ноги, пальцы рук и ног. И задержать на вдохе это состояние тела какое-то время. А затем выдохнуть и расслабиться. Повторить несколько раз.

Сильно разогнуть одни лишь запястья и растопырить пальцы обеих рук, а если возможно, и ног. Повторить несколько раз.

Расслабляем мышцы лица и шеи и слегка трясем головой перемещая подбородок право-влево. Хорошо снимает зажимы лица, невладение мимикой, тугую улыбку.

Процесс жевания несколько успокаивает и делает безразличным. Когда нам беспокойно, жуем «Орбит».

Контраст между сильным, резким зажмуриванием глаз и таким же решительным вытаращиванием глаз хорошо тонизирует мышцы лица и успокаивает нервную систему.

Рычим подобно зверям.

Представим что наш страх – гармошка, играющая в груди. Выдох до предела – гармошка сжата. Вдыхая мысленно растягиваем ее до предела. Проделываем несколько раз.

Громкий звук «ШШШ… ЩЩЩ…», издаваемый в течение полуминуты, снимает любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Подтвердит любая змея.

Зевание – глубинный древний инстинкт. И примечателен он для нас тем, что ослабляет ощущение тревоги или беспокойства. А посему мы будем имитировать зевоту в страхотерапевтических целях.

Страх, в момент чихания, блокируется чисто физиологически. А поэтому, наряду с искусственной зевотой, можно вызывать у себя искусственное чихание и снимать, тем самым проявления страха.

Сильно, активно, оскаливаемся, показываем зубы. Вы кто — кот или волк? Я, например — волк. Вам – виднее! Вот и оскаливайтесь так, каким зверем вы себя представляете. Главное, что это должен быть оскал хищника. Можно сочетать с рычанием. А коты, скорее не рычат, а шипят, когда скалятся.

Чтобы справиться с волнением, примите максимально открытую позу: слегка расставьте ноги, опустите руки вниз и немного их разведите, потянитесь макушкой в небо и УЛЫБНИТЕСЬ! Не зря во время волнения мы начинаем глупо хихикать. Организм пытается вывести нас из зажатого состояния за счет мышц лица. Улыбка, даже вымученная и неестественная, для вас все равно работает. Старайтесь эту позу сохранять и во время разговора.

Ведите себя так, как будто вы можете позволить себе не торопиться.

Перед ответственным моментом представьте самый худший сценарий, по которому он может пойти. Тогда вы убедитесь, что даже в самом неудачном случае ничего страшного не произойдет. Чтобы обрести спокойствие в обычной жизненной ситуации, которая по каким-либо причинам вызывает в вас трепет, осознайте, что вы находитесь в безопасности и над вами не нависает смертельная угроза.
Если вы и так непроизвольно постоянно думаете о неблагоприятном исходе дела, представляете, как не справились с работой, не смогли добиться своего, значит, волнение приходит вместе с негативным настроем на поражение. Не думайте об исходе вообще или настраивайтесь только на положительный результат.

Принцип преодоления симптомов страха и волнения состоит в том, что бы искусственно воспроизвести их.

Зачем дожидаться, когда эти симптомы придут и начнут мешать вам делать свое дело? Лучше намеренно, и как можно более точно и интенсивно, вызвать эти симптомы у себя искусственно. Мы вызываем все те симптомы, которые мы обычно испытываем, ощущая волнение или страх в какой-то конкретной ситуации, искусственно и сознательно усиливаем эти симптомы. А затем усиливаем симптомы до абсурдного запредельного состояния. Если у вас, дрожат руки, трясите ими яростно так, как будто они сейчас отвалятся…

Доктор Франкль говорил своим пациентам:

«Не спите ночью? – Прекрасно. Старайтесь не спать! Старайтесь изо всех сил, бодрствуйте! Боритесь с мельчайшей крупицей сна! Добросовестно, честно боритесь, как делает это ребенок, когда ему интересно еще пободрствовать, поиграть, позабавиться, хотя уже наступило скучное время спать. Посмотрим, что из этого выйдет, сумеете ли вы одолеть сон».

Что еще нужно для успешного ведения переговоров и самопрезентации?

  • Научиться выстраивать выгодную для Вас тактику поведения;
  • овладеть мастерством использовать в общении свои достоинства и сглаживать ограничения;
  • приобрести умения регуляции эмоционального состояния;
  • повысить навыки общения как с подчиненными, так с партнерами, организациями и общественностью;
  • научиться эффективному общению в конфликтных ситуациях.

Эти и другие навыки вы можете приобрести или усовершенствовать на наших тренингах, мастер-классах, а также индивидуальных коучинговых программах:

Методы снятия тревожности у подростков

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке. Исследования таких психологов и педагогов, как Г.С. Салливан, А.М. Прихожан, Р.С. Немов, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.В. Суворова и многих других посвящены изучению данной проблемы.

Читайте так же:
Как лечить ночной энурез у взрослых женщин

Под тревожностью большинство из них (В.В. Суворова, Р.С. Немов, А.В. Петровский) понимают состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству.

Поскольку подростковый возраст является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными фазами личности, то исследование тревожности именно на данном этапе возрастного развития является весьма актуальным как для раскрытия сущности данного явления, так и для осознания закономерностей развития эмоциональной сферы подростка в целом [3].

Формирование подростковой тревожности происходит в следствии определенных психологических проблем, которые, в свою очередь, проистекают из неблагоприятной психологической атмосферы, окружающей подростка. К таким проблемам можно отнести: конфликты с родителями, педагогами, сверстниками; страхи, трудности в школе, неудовлетворенные потребности и многое другое [7].

Как отмечают исследователи, именно тревожность может являться основной причиной для возникновения целого ряда психологических трудностей подростка. Поэтому решение проблемы повышенной тревожности требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики и дальнейшей коррекции.

Как в коррекционной, так и в профилактической работе по преодолению и предупреждению подростковой тревожности немаловажно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является сказкотерапия.

Сказкотерапия, как метод профилактической работы, позволяет обратиться к глубинному опыту человека, раскрыть творческую энергию воображения, открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном, переосмыслить жизненные события, соприкоснуться с нравственными ценностями, увидеть пути решения проблем, а также способствует расширению сознания и взаимодействия подростка с окружающим миром [2,9].

Исследование подростковой тревожности проводилось на базе МБОУ ЦО №40 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 7А класса в количестве 20 человек.

Для изучения подростковой тревожности нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора, адаптация — В. Г. Норакидзе);
  2. Методика диагностики социально-ситуативной тревоги (Шкала Кондаша);
  3. Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса;
  4. Методика диагностики личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга (адаптация – Ю.Л. Ханина) [4].

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. Для большинства испытуемых (75%) характерен средний уровень тревожности, из них — у 40% опрошенных с тенденцией к низкому, а у 35% — с тенденцией к высокому. Высокий уровень тревожности обнаружен у 15% испытуемых. Для испытуемых данной категории характерна склонность воспринимать любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке. Такие дети вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и защите, даже если в этом объективно нет необходимости. Излишнее внимание к результатам их деятельности, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий сомнение — все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, созданию различного рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такими детьми. У 10% подростков преобладает низкий уровень тревожности. Для них характерно ярко выраженное спокойствие, возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях; вероятность возникновения конфликтов, срывов крайне мала.
  2. У испытуемых (55%) выявлен нормальный уровень общей тревожности. Повышенный уровень общей тревожности обнаружен у 40% опрошенных, высокий уровень – лишь у 5%. Подобная тревожность может вызываться или реальными неудачами подростка в наиболее значимых для него областях деятельности и общения, или существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии, самооценке и т.п. Для таких детей свойственна неуверенность в себе, закомплексованность, чувство неполноценности; довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
  3. У преимущественного большинства испытуемых (80%) уровень школьной тревожности в пределах нормы. Школа и школьные требования, различного рода трудности не являются для этих детей травмирующими, что создает условия для их нормального развития и взаимодействия в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений. Повышенный уровень школьной тревожности обнаружен у 20% опрошенных. Такие дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также в процессе общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками. У таких испытуемых отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения, а также перегрузки, перенапряжения, выражающиеся в нарушениях внимания, понижении работоспособности, повышенной утомляемости.
  4. У большинства испытуемых преобладает умеренный уровень СТ (50%) и ЛТ (55%). Также обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. 35% составила СТ, что свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении, беспокойстве и нервозности испытуемых. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по степени интенсивности и динамичности; и 20% — ЛТ, что дает представление о высокой вероятности возникновения состояния тревожности у испытуемых в разнообразных жизненных ситуацииях, особенно когда они касаются оценки их компетенции в тех или иных вопросах, их самооценки и престижа. Для таких подростков характерна вспыльчивость, раздражительность, боязнь неудач, неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы; особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций.

Таким образом, в результате проведенного диагностического исследования выяснено, что у преимущественного большинства испытуемых уровень общей, ситуативной (в том числе и школьной) и личностной тревожности в пределах нормы, но у незначительного числа испытуемых все же был выявлен несколько повышенный и даже высокий уровень тревожности.

На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа, направленная на предупреждение подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии [1,6,8].

  1. снижение уровня общей тревожности;
  2. понижение уровня ситуативной (и входящей в нее школьной) и личностной тревожности;
  3. повышение уровня эмоциональной стабильности;
  4. формирование позитивной моральной позиции и жизненных перспектив;
  5. развитие уверенности в себе;
  6. повышение самооценки.

Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 60 минут.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: беседы, дискуссии, игры, упражнения, психогимнастика, средства сказкотерапии.

В таблице 1 представлена профилактическая программа по предупреждению подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии.

Программа профилактики подростковой тревожности с использованием метода сказкотерапии

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector