Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мышечный тонус у детей с неврозоподобной формой заикания

Мышечный тонус у детей с неврозоподобной формой заикания

Название работы: Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Судорожные запинки малозависят от внешних ситуационных факторов могут усилиться при физической и психической нагрузке или например в период соматических заболеваний Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения: в возрасте 14-17 лет появляются.

Дата добавления: 2015-09-20

Размер файла: 61 KB

Работу скачали: 66 чел.

39. Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания

Неврозоподобная форма заикания: возникает в возрасте 3-4 лет, без видимых причин

Значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии: тяжёлое течение беременности (токсикозы, асфиксия)

Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функции нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр.:

речевой: отстают по темпам формирования речи от нормы. Характерно выраженное нарушение звукопроизношения, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя.

Моторика: патология моторной функции может быть выражена в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов артикуляционного аппарата до нарушений статетической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус не устойчив. Движения напряжённые, несоразмерные. Наибольше выражены нарушения в артикуляционно-мимической моторики.

Двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Необходим показ и образец

Особенности динамика неврозоподобной формы заикания: в начальном периоде течение заикания может быть волнообразной. Если нет адекватного коррекционно-логопедического воздействия, то заикание утяжеляется и может приобрести стационарный тип течения. НЗП заикание имеет склонность к прогридиентному типу течения.— не могут обучаться в общеобразовательной школе, должны обучатся в школе V вида во 2-ом отделении.

Судорожные запинки малозависят от внешних ситуационных факторов (могут усилиться при физической и психической нагрузке или например в период соматических заболеваний)

Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения: в возрасте 14-17 лет появляются личностные переживания с дефектом речи, но эти переживания не носят яркий образный характер. Характерно пассивное отношение к своему дефекту. Взрослых речевое общение быстро утомляет.

Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания: речевое поведение характеризуется тем, что запинки проявляются в любой обстановке. Активное привлечение внимания заикающегося к речи облегчает речь и запинок становится меньше.

41. Принципы дифференцированного психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания:

Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня ограничение речевой активности ребенка, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.):

Торможение патологических навыков рече-двигательных стереотипов: предпологает организацию охранительного речевого режима. Необходимость проведения охранительного речевого режима можно обосновать физиологическими данными говорящими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток нормальных кинестетических импульсаций с мышц вовлечённых судорожной активности.

Т.о. при заикании образуется замкнутый круг патологических мышечных возбуждений (судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог), поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов направленных на исключение из общения тех видов речи в котором наиболее часто проявляется судорожные запинки.

Охранительный речевой режим – это оздоровительно щедящий режим который вк

Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у детей дошкольного возраста.

Основные задачи коррекционно-воспитательной работы:

  1. устранение речевых нарушений (формирование навыка плавно речи)
    1. устранение психических изменений у заикающихся.

    Решение 1-ой задачи связано с применением логопедических техник.

    Динамика обучения навыкам плавной речи состоит в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной монологической речи (внепоследовательности).

    1 техника. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

    Предполагает организацию охранительного речевого режима – это оздоровительный щедящий режим который включает в себя:

    — режим ограничения речи/режим молчания (обычно на 2 недели; у дошкольников – шёпотная речь, техника невербального общения);

    — щедящий речевой режим (постепенное увеличение речевой активности);

    — чёткий распорядок дня ритмизирует деятельность всех функций организма;

    — медикоментозная терапия для оздоровления организма;

    — исключение психологического и физического перевозбуждения.

    2 техника. Регуляция эмоцигенного состояния.

    Связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения. В практике расслабление мышц ведёт к эмоциональному покою.

    Системы регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжения мышц называется аутогенная тренировка. Его основной методический приём это расширенная формула спокойствия включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных реакций. Взрослые овладевают в полном объёме, дошкольники лишь элементами мышечной релаксации.

    1. обучение навыкам релаксации начинают с того, что дают ребёнку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением мышц.
    2. напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

    Обучение релаксации начинают с рук, ног, корпус, мимические и артикуляционные мышцы.

    Вслед за проведением релаксационных упражнений проводится сеанс релаксации (лёжа на полу с закрытыми глазами, если нет страхов, логопед произносит расширенную формулу спокойствия; начинают с 2-5 мин. До 10-15.).

    Применение аутогенной тренировки наиболее эффективно при НЗ.

    3 техника. Формирование речевого дыхания.

    У детей с заиканием есть нарушения речевого дыхания:

    — недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом высказывания; укороченный речевой выдох; несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией; судорожная активность дыхательных мышц.

    Работа по формированию речевого дыхания включает следующие этапы:

    I . расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания, формирование длительного выдоха через рот)

    II . формирование длительного фонационного выдоха

    III . формирование речевого выдоха.

    При НЗ усвоение навыков речевого выдоха формируется идёт успешно быстро, но не смотря на видимую лёгкость необходимо соблюдать строгую последовательность.

    Формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения (техника 4). Эти 2 техники применяются одновременно и параллельно.

    Техника 4: задачи работы над голосом: развитие силы и динамического диапазона; формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие мелодических характеристик голоса..

    Работа над голосом начинается с периода щедящего режима. Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков, т.к. чёткое произнесение гласных обеспечивает выразительность речи.

    В самом начале работы над голосом заикающегося учат использовать грудной резонатр, т.к. это снимает напряжение голосовых складок.

    Гласные звуки даются в следующей последовательности: А,О,У,И,Э.

    При работе над голосом ставится задача менять высоту голоса и придавать им различные интонации и для этого используют технику развития просодической стороны речи.

    Чем младше ребёнок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания.

    Техника 5. Развитие координации и ритмизации движений.

    Задача1 – развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

    При НЗ основное внимание развитию точности движения, качеству выполнения движений и завершённость движений.

    У детей с НЗ довольно хороший уровень развития моторики, но характерно истощаемость.

    Методические рекомендации: тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени; с первых этапов работы в тренировку движения включают музыкальное сопровождение, т.к. облегчает выполнение движений.

    Важным компонентом коррекционной работы является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики. Это достигается с помощью логоритмики. Которая включает в себя следующие упражнения:

    — ритмическая разминка (упражнеия на ходьбу, бег и т.л.)

    — упражнения регулирующие мышечный тонус

    — упражнения для развития чувства темпа и ритма

    — упражнения на развитие координации речи с движением

    Задача2 – развитие чувства темпа и ритма речевых и неречевых движений.

    Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма.

    У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней:

    Тренировка чувства ритма начинается со стихотворных текстов. Они должны быть:

    — с устойчивой ритмикой

    — из достаточно коротких фраз

    — из простой лексики и не должны включать слово со стечением согласных.

    Выработка ритма артикуляции в сочетании с движением руки. Используются следующие приёмы:

    Т е п п и н г – проговаривание каждого слова сопровождается отбивание ритма ладонью ведущей руки о твёрдую поверхность.

    П о с л о в н ы й – это сочетание движения руки с произношением каждого слова. Рука движется по траектории восьмёрки непрерывно от себя к себе. Скорость и ритм подбирается индивидуально.

    При НЗ ритмизация усваивается быстро.

    Техника 6. Развитие просодической стороны речи.

    Речь заикающегося имеет отклонение от нормы по интонационным характеристикам:

    — интонационная незавершённость окончания фразы

    — нарушение синтагматического ударения внутри фразы

    — отсутствие пауз в конце синтагмы или фразы

    Таким образом, речь интонационно бедная.

    Задачи по развитию просодической стороны речи:

    1. развитие навыка интонационного оформление синтагм или фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонации русского языка.
    2. нормализация процесса речевого паузирования (на материале стихотворения-фраза-чтение-пересказ-самостоятельное высказывание)
    3. формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров, синтагм

    При НЗ навыки формируются быстрее. Фиксация на интонационной стороне значительно облегчает плавность речи

    Техника 7. Развитие планирующей функции речи.

    Работу принято начинать с проговаривания про себя, т.к. внутреннее проговаривания даёт возможность отобрать необходимую лексику и грамматическую конструкции до включения звучащей речи, что организует внутреннее речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу реализации).

    В комплексных системах реабилитации заикающегося выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующееся функции речи:

    — самостоятельное описание картинок

    — пересказ небольшого текста

    — составление творческих рассказов

    Эта схема используется в методиках Власова, Рау, Селивёрстова, Ястребовой, Мироновй.

    Во всех системах реабилитации заикающегося указана необходимость последовательное усложнение программы высказывания – от простейшей ситуативной формы до контекстной.

    Роль логопедических занятий, логоритмики, психотерапии.

    психотерапевтическое воздействие — словесное лечение. Для организации психотерапии необходимо предварительное изучение ребёнка (его отношение к заиканию. Особенности взаимодействия, условия воспитания). Большое занчение имеет личность психотерапевта: он должен обладать авторитетом, отношение к заикающемуся должно быть адекватное, психологическая совместимость психотерапевта и заикающегося.

    У дошкольников в основном используется общая психотерапия. Кроме этого используется игровая психотерапия, сказкотерапия, рисуночная психотерпаия.

    Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикающегося.

    При невротическом заикании необходимо:

    — воспитывать точность, чёткость движения, быстроту двигательных реакций

    — отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса

    — формировать чувство уверенности в своих возможностях, формировать умения коллективных действий

    — чаще использовать задания в образной форме.

    Особенности работы с детьми имеющими неврозоподобное заикание

    — увеличиваются сроки подачи материала

    — необходима детальная передача материала

    — большое внимание уделяется работе на координацию движения

    — в связи с быстрой утомляемостью детей чередуются статистические и динамические упражнения

    — обязательно включается наглядный показ и словесное объяснение

    — на каждом занятии идёт работа над развитием речи, психических процессов.

    Коррекционно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у подростков и взрослых.

    Роль психотерапии (ее формы), логоритмических и логопедических занятий .

    Психотерапия проводится в коллективной (обучение общению, взаимопомощь друг другу) и индивидуальной (ориентирована на конкретную личность, максимальный учёт всей психической симптоматики, особенности речевого общения) форме

    — рациональная (адресуется к разуму человека);

    — суггестивная (проводится в форме внушения)

    У подростков важное значение в психотерапевтическом воздействии имеют аутогенные тренировки, используются тренинги направленные на формирование5 адекватной формы психологической защиты. Используют рациональную психотерапию. Ведут дневниковые записи, самонаблюдение.

    Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.

    Независимый сайт о заикании

    Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения

    В рамках этого направления проводится работа по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики; по развитию темпо-ритмических характеристик движений. Для успешной реализации коррекционных задач необходимо учитывать структуру речевых и двигательных нарушений (форму и тяжесть заикания, уровень общего речевого и психомоторного развития и др.).

    Для заикающихся детей с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности, переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегося разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений. Работа по развитию артикуляционной моторики начинается с вызывания по подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми с невротиче-ской формой речевой патологии не должны быть длительными по времени.

    Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной по времени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полного усвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучении необходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательных задач; повторение инструкций до полного усвоения. Начинать следует с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.

    Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки чет-ких артикуляционных поз. Фиксируется внимание на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д.

    Работа над артикуляционной моторикой для правильной постановки звуков может проводиться по методике воспитания у детей правильного произношения М. Ф. Фомичевой (1985).

    Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания.
    Дифференцированное проведение логоритмических занятий, методика подачи материала широко представлены в работах Н. А. Рычковой (1985, 1997, 1998).

    Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий их проводят по следующей схеме:

    • ритмическая разминка. Ее задачами являются воспитание дисциплины и организованности, развитие координации рук и ног, формирование правильной осанки и навыков движений в коллективе, ориентация в пространстве, умение менять темп и ритм движения. С этой целью используются вводная ходьба, легкий бег, чередование ходьбы и бега, прыжки, элементы физкультурных и танцевальных движений;

    • упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этих упражнений является устранение напряжения, скованности в мышцах. Используются специальные задания на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений. В зависимости от звучания разных по силе звуков меняется мышечный тонус;

    • слушание музыки. Тесно взаимосвязано с упражнениями, регулирующими мышечный тонус. Подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия на создание нужного фона настроения;

    • упражнения для развития координации речи с движением. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговари-ванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий (слогов, слов, фраз, стихотворных и прозаических текстов);

    • пение. Выбираются ритмичные и мелодичные песни, в пении которых нормализуется темп речи и речевое дыхание;

    • игра. Подвижная игра служит закреплением навыков, . полученных на занятии. Также в таких играх воспитываются ловкость, сообразительность, быстрота двигательных реакций, ориентировка в пространстве. Заключительная ходьба проводится в спокойном темпе и ритме.

    Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притоптывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Упражнения необходимо выпол-нять с четкой артикуляцией, равномерным распределением выдоха, соблюдая умеренный и медленный темп, синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.

    Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг-слог:

    • а-у-а-у-а-у;
    • ап-ап-ап-ап;
    • па-па-па-па;
    • та-та-та-та и др.
    • От топота копыт пыль по полю летит.
    Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап.

    Упражнение 2
    Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на вы-дохе:
    • упа-опа-ипа-апа;
    • па-по-пу-пы;
    • паф-поф-пуф-пыф;
    • хоп-хоп-хоп-хоп и др.

    Упражнение 3
    Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом:
    • та—тату—татату—тэта—mama—татата.’

    Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения:

    Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук:

    • ноги—нога, атлас—атлас.
    • руки—рука, замок—замок.
    • горы—гора, пироги—пироги.
    • козы—коза, гвоздики—гвоздики, совы—сова, кружки—кружки.
    •Я бегу, бегу, бегу,
    • Я пою, пою, пою.

    Упражнение 6
    Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

    Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
    Аты-баты — шли солдаты. Аты-баты — на базар. Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — покажите. Аты-баты — не хочу. Аты-баты — спать хочу!

    Упражнение 8
    Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

    Упражнение 9
    Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
    Мой Ты Желтый,
    Веселый, Куда Красный,
    Звонкий Помчался Голубой,
    Мяч, Вскачь? Не угнаться
    За тобой!
    С. Маршак

    Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движе-ниями рук, ходьбой, маршировкой на месте. Приемы ритмизации речи заикающихся широко освещены в работах Л. И. Беляковой, Е. А. Дьяковой, Л. И. Богомоловой, Л. З. Андроновой, В. М. Шкловского. Методы и приемы логоритмических занятий для заикающихся разработаны Е. В. Оганесяном, Н. А. Рычковой, Г. А. Волковой, в которых используется музыкальное сопровождение.

    В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексики. Подбираются стихи с классическим размером, они более распевные, при этом речь замедленная с сохранением привычных ударений, слова соединяются посредством гласных. Этими стихами можно дирижировать. Хорошо использовать стихи из программного материала по чтению. Например: Белая береза под моим окном / Принакрыласъ снегом, будто серебром. Необходимо давать детям образцы правильной, хорошо звучащей речи. Можно предложить прослушивание пластинок со сказками, стихами в исполнении артистов. При прослушивании сказок дети обращают внимание на то, что речь — четкая, ясная, выразительная за счет того, что в ней четко проговариваются все слоги, она протяжная, распевная, особенно в русских народных сказках.

    Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

    Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

    Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

    Особенности психомоторного развития дошкольников с заиканием

    Все исследователи, изучающие симптоматику заикания, указывают, что нарушения ритма и темпа речи обычно сочетаются с нарушениями ритма и темпа общих движений человека, т.е. у заикающихся довольно часто наблюдаются нарушения как речевой, так и общей моторики.

    Анализ литературы показал, что каких-либо специфических отклонений со стороны физического статуса у заикающихся детей дошкольного возраста обычно не выявляется. В то же время практически все авторы отмечают, что в большинстве случаев такие дети ослаблены, у них встречаются нарушения осанки, зрения, многообразные моторные нарушения (Н.С. Самойленко; 1941; С.А. Миронова, 1987 и др.).

    Нарушения двигательной сферы дошкольников с заиканием характеризуются, с одной стороны, мозаичным повышением мышечного тонуса, приводящим к определенной двигательной скованности, а с другой стороны, общей двигательной расторможенностью. Так Г.А. Волкова (2002) указывает на то, что заикающиеся дошкольники в играх, при ходьбе и беге напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, почти не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем. В то же время двигательная расторможенность проявляется в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом свое возбуждение.

    Большинство авторов отмечает у заикающихся детей дошкольного возраста отставание в развитии двигательных способностей; нарушения общей и мимической моторики, орального праксиса. Так, Г.А. Волкова (2002) к физиологическим симптомам также относит речевые судороги, нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики. Исследователь отмечает, что часто попытки замаскировать свой речевой дефект порождают речевые и неречевые уловки, проявляющиеся в общей моторике (движение руками, ногами, корпусом), реже в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков), в виде вспомогательных звуков, их сочетании и слов (эмболы): э, ы, ну, вот, да и др.

    По мнению автора именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья. И далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.

    По данным М.А. Фидирко (1991), движения детей с заиканием порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные. Половине заикающихся детей 4-7 лет свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.

    Как отмечает В.А. Куршев (1973), речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуриваний глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у не заикающихся людей. Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер. В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

    В то же время Н.С. Самойленко (1941) обращает внимание на то, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития (наличие особой моторной одаренности). Автором предложена классификация дошкольников с заиканием в зависимости от состояния моторики: Первая группа: нарушения темпа и ритма движений, мышечного тонуса, ориентировок без существенных отклонений со стороны внимания и общей двигательной активности. Вторая группа: отставание ловкости, быстроты, точности. Темп движений замедленный, внимание вялое. Третья группа: сильная мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; дискоординация в движениях рук и ног при ходьбе, заторможенность шеи и плеч. Четвертая группа: моторно возбудимые, с повышенной двигательной активностью, обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе, гипертонус основных мышечных групп в состоянии покоя; затруднения в выполнении упражнений на расслабление. Спокойное положение для них трудно выполнимо.

    Рассматривая состояние психомоторных функций у заикающихся детей, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова (2003) указывают на их особенности при различных формах заикания.

    Так у детей с невротической формой заикания раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно. При обследовании детей чаще всего обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения как у детей, так и у взрослых достаточно грациозны и пластичны. Они хорошо переключаются с одного движения на другое, чувство ритма развито достаточно высоко. Они легко вступают в ритм музыки и переключаются с одного ритма на другой. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Для правильного выполнения большинства двигательных заданий бывает достаточно словесной инструкции. Движения рук и ног хорошо координированы. Тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. В то же время, по сравнению с нормой, для всех заикающихся этой группы характерно не доведение элементов движения до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся отмечается незначительный тремор пальцев рук.

    При неврозоподобной форме физическое развитие детей проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью. Заикание быстро «обрастает» обильными сопутствующими движениями и эмболофразией. При обследовании моторики у детей выявляется патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук. При неврозоподобной форме заикания особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Большинство заикающихся этой группы двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его «беспокойство», недифференцированность кончика. При хроническом течении неврозоподобной формы заикания речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 2003).

    По данным Б.И. Шостак (1967) у заикающихся детей по сравнению с хорошо говорящими сверстниками имелась задержка в развитии и автоматизации моторных навыков: все заикающиеся дети позже на 2-2,5 месяца удерживали голову, длительно удерживать голову стали после 6 месяцев; позже на 3 месяца смогли поворачиваться со спины на бок, к 8 месяцам – с живота на спину. Первая двигательная функция руки — схватывание — проявлялась у детей без заикания в 2 месяца, в 3 месяца они удерживали в руке вложенный предмет и после 4 месяцев брали предмет с наложением на него всех пальцев и ладони. Дети могли, ухватившись за пальцы рук взрослого, подтягиваться, как бы вставая. У детей с заиканием, обследованных Б.И. Шостак, первые хватательные движения появились в 4 — 5 месяцев. Длительно удерживать предмет и подтягиваться, ухватившись за пальцы рук взрослого, все заикающиеся дети могли в 6-6,5 месяцев. Дети без заикания в 7-8 месяцев тянулись за высоко расположенными игрушками, хватали близких за нос, за уши, вглядывались в лицо взрослого. У половины обследованных заикающиеся детей подобных реакций не наблюдалось: дети были капризны, отличались хаотичными, беспорядочными движениями, не проявляли длительного, стойкого интереса к подвешенной игрушке, на руках у взрослого были двигательно беспокойны.

    Известно, что в результате повторения собственных движений дети упражняют пальцы и кисти рук в играх типа «ладушки», «сорока». По данным исследований Б.И. Шостак, у детей с правильной речью эти движения кисти и пальцев сформировались своевременно к 9-10 месяцам; у заикающихся от 11 месяцев до 1 года 4 месяцев.

    Но особенно заметно отставание в развитии двигательных функций, как указывает Б.И. Шостак, проявилось в овладении ходьбой: у большинства обследованных заикающихся детей шаговые движения появились лишь к 11-12 месяцам вместо 8-9.

    Произвольный захват предмета совершенствуется в норме до 15 месяцев, когда он оказывается уже близким к движению взрослого. В этом возрасте дети с правильной речью снимали с ноги обувь, перелистывали страницы книги, «наряжались». У детей с заиканием перечисленные движения руками и пальцами сформировались после 1 года 6 месяцев — 1 года 9 месяцев, у некоторых – к 2 годам 6 месяцам. Умение самостоятельно пользоваться ложкой (в результате обучения взрослым) так же является показателем совершенствования действий кисти рук и пальцев. Если у детей с правильной речью эта способность сформировалась к 1 году 3 месяцам – 1 году 5 месяцам, то дети с заиканием овладели ею в промежуток между полутора и двумя с половиной годами.

    Показателем дальнейшего совершенствования движений рук является частичная помощь детей с 1 года 8 месяцев до 2 лет в моменты раздевания и одевания, складывания своей одежды. Дети с правильной речью умели делать это своевременно или несколько раньше. Дети с заиканием очень поздно усваивали эти движения: большинство – в 2 года 4 месяца — 2 года 8 месяцев; часть не умела делать этого и на момент обследования (Б.И. Шостак, 1967).

    Следует отметить, что в многочисленных исследованиях, посвященных этиопатогенезу и лечению заикания (Е.Ф. Pay, В.А. Синяк, 1969; Н.А. Тугова, 1970; Е.А. Романова, 2000; Л.Н. Ильина, 2002 и др.), отмечается, что моторные отклонения у заикающихся часто находятся в прямой зависимости от некоторых психических процессов, таких как неустойчивость внимания, трудности с переключением с одного вида деятельности на другой, повышенная возбудимость ребенка или заторможенность. Так, например, А.Н. Тугова (1970) выявила у заикающихся детей двигательную неорганизованность из–за общей неустойчивости внимания и невозможность сосредоточиться на инструкциях взрослого.

    Поведенческие особенности заикающихся детей характеризуются раздражительностью, капризностью, пугливостью. Не имея возможности свободно говорить, ребенок сторонится других детей, предпочитая одиночество. Всем детям, независимо от возраста, хотя и в разной степени, свойственны нарушения эмоциональной сферы, расторможенность, страхи, быстрая истощаемость нервных процессов (И.П. Лукашевич, 2000).

    По мнению А.И. Захарова (1998), у детей с заиканием возникает страх речи — логофобия. Автор отмечает, что в возрасте от 3 до 5 лет страх речи возникает при чрезмерной фиксации окружающих на речевом недостатке ребенка, причем тревожность окружающих, в частности, матерей, приводит к закреплению страха речи. В 5-6 лет происходит утяжеление страха речи.

    В то же время заикание вызывает появление определенной психологической защиты. Специфика механизма такой защиты заключается в том, что у большинства дошкольников с заиканием (80%) формируется неглубокое, поверхностное отношение к своему речевому расстройству. Тем не менее, как отмечает Е.А. Романова (2000), такая «нефиксированность» на речевом нарушении является кажущейся, эмоциональное напряжение в действительности имеет место и такие дети нуждаются в психотерапии.

    Таким образом, традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Кроме того, у заикающихся дошкольников отмечается существенное отклонение в развитии психомоторных функций. В то же время недостаточная разработанность проблемы заикания обусловливает сегодня многоаспектность воздействия на заикающегося и необходимость детального изучения особенностей речевого, моторного и психического развития у данной категории детей.

    Список литературы:

    1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. — 206с.
    2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. — М.: Владос, 2002. — 272с.
    3. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336с.
    4. Ильина Л.Н. Клинико-психологические факторы, формирующие заикание. Автореф. дисс…. канд. психол.наук. — СПб., 2002. — 24с.
    5. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
    6. Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. // Дефектология. 2000. №5. — С.9-15.
    7. Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1987 — 142с.
    8. Рay Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для педучилищ и воспитателей. — М.: Просвещение, 1969. — С.75-82.
    9. Романова Е.А. Реакция личности ребенка на заикание и ее роль в коррекции речевого расстройства. Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии. // Материалы научно-практич. конференции 20-21 апреля 2000 г. — СПб. Инст. спец. пед. и псих. – С.171-173.
    10. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: М.: УчПедГИз, 1941. — 80с.
    11. Тугова Н.А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритмики. // Дефектология. 1970. №6. — С.60-64.
    12. Фидирко М.А. Пути повышения эффективности физического воспитания дошкольников с заиканием. // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. Межвузовский сборник научных трудов. — Красноярск КГПИ, 1991. — 78с.
    13. Шостак Б.И. О некоторых расстройствах моторики при заикании. // В книге: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967, вып.3. — С.148-169.

    Мышечный тонус у детей с неврозоподобной формой заикания

    Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Основным феноменом заикания является судорога.
    Среди многочисленных речевых нарушений заикание занимает особое мест. С одной стороны это нарушение не относится к разряду самых тяжелых речевых расстройств, т.к. не мешает человеку выполнять свои социальные функции, т.е. не приводит к инвалидности в отличие, например, от афазии, дизартрии вследствие церебрального паралича. С другой стороны, оно часто служит проявлением более тяжелых функций центральной нервной системы, которые, развиваясь, со временем могут привести к значительной потере трудоспособности. Но даже и без этого заикание служит важным моментом в нарушении социальной адаптации заикающихся в юношеском и зрелом возрасте, что часто приводит к неврозам.
    Начало заикания попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6 –ти летний возраст детей. Статистические данные о распространенности заикания весьма противоречивы. В среднем около 2% детей и не много более 1% взрослых страдают заиканием.
    Говоря о причинах заикания следует подчеркнуть, что отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данное речевое нарушение, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.
    В настоящее время принято выделять две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
    К предрасполагающим причинам относятся невропатическая отягощенность родителей; неврологические особенности самого заикающегося; конституциональная предрасположенность; наследственная отягощенность; поражение головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития.
    В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.
    Наиболее спорной и дискуссионной проблемой является вопрос о механизме заикания, который рассматривался с древних времен по -разному Сторонники психологического направления, такие как Хр. Лагузен (1838), А. Коэн (1878), Гр. Каменка (1900), А. Либманн (1900), Г.Д. Неткачев (1909, 1913), Э. Фрешельс, Ю.А. Флоренская (1934) и др. изучали заикание в широком смысле слова и говорили о том, что этот дефект вызван нарушением координации речевого аппарата. Физиологические проявления они считали следствием психологических недостатков.
    Сторонники педагогического направления (А. Адлер, Шнейдер и др.) в целом определяли заикание как следствие противоречия между желанием и неумением говорить.
    Сторонники физиологического направления (Г. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмилевский, 1897; Э. Андрес, 1894 и др.) считали, что заикание – это невроз координации, вызванный раздражительной слабостью центрального речевого аппарата. Эта слабость ведет к неправильным судорожным движениям.
    Решающую роль в понимании природы заикания сыграли работы
    И.П. Павлова. Он непосредственно заиканием не занимался, но его заслуга состоит в том, что он открыл механизм неврозов. По учению И.П. Павлова, причины неврозов такие: 1) перенапряжение раздражительного процесса; 2) перенапряжение тормозного процесса; 3) перенапряжение подвижности нервных процессов, так называемая сшибка процессов возбуждения и торможения. Он считал, что физиологической основой страха является тормозное состояние коры больших полушарий. Патофизиологической основой страха (по И.П. Павлову) являются больные пункты в коре головного мозга (стойкие патологические связи, «патологический условный рефлекс»), при перенапряжении нервных процессов и их сшибке. Больные пункты в коре головного мозга возникают вследствие острой психической травмы. В этих пунктах создаются функциональные очаги сильного возбуждения или торможения, которые могут принять характер застойного явления.
    М.Е. Хватцев (1959), Н.П. Тяпугин (1966) опирались на учение И.П. Павлова считали, что заикание функциональное расстройство. С.С. Ляпидевский (1960) отмечал, что в большинстве случаев заикание относится к так называемым функциональным расстройствам, неврозам и логоневрозам.
    Своеобразный взгляд на механизм заикания имелся у Н.И. Жинкина (1958). Он обнаружил, что у заикающихся возникает блуждающий возбудительный или тормозной процесс, который застаивается у выхода из премоторной зоны (вторичные отделы (зоны) лобных долей III функционального блока головного мозга). Премоторная зона ведает плавностью движений и актом переключения движений. Как результат этих явлений и возникает судорога. По Н.И. Жинкину, механизм заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного агоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога. Развивая дальше это положение, И.Ю. Абелеева (1969) отмечала, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего желания говорить (коммуникативного намерения), программы речи (того, что он хочет сказать) и умения говорить нормально. В целом Н.И. Жинкин считал, что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, наиболее отчетливо проявляющийся в речи.
    Одни исследователи (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.) рассматривали заикание как симптом невроза, другие (В.А. Гиляровский, Н.П. Тяпугин, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, В.С. Кочергина, Н.И. Жинкин и др.) усматривали в заикании особую форму общего невроза. В.С. Кочергина пришла к выводу, что заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. Сторонники павловского учения о неврозах нашли своих последователей и за рубежом: в Чехии – М. Зееман, Н. Досталова, Ф.Н. Досужков и др.; в Болгарии – А. Атанасов, Г.И. Ангушев и др.; в Польше – А. Митринович-Моджеевска; в Германии – К.-П. Беккер и др.
    Исследователи Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, В.В. Ковалев, Н.А. Рычкова и др. отнесли заикание к группе пограничных нервно-психических заболеваний.
    При разграничении функциональных и органических расстройств следует помнить о том, что природа функциональных расстройств физиологами изучена не до конца. Считается, что при нарушении нейродинамики имеются все-таки какие-то нарушения мозга, которые и приводят к нарушению функции.
    В 70-е годы с учетом клинической картины было выделено две формы заикания: невротическая и неврозоподобная. В основе деления заикания на невротическое и неврозоподобное лежат такие критерии: 1) причина возникновения; 2) механизм и динамика развития; 3) физиологические особенности заикающихся; 4) состояние общей и речевой моторики; 5) личностные особенности заикающихся; 6) продуктивность медико-педагогического воздействия.
    Невротическое заикание возникает в два-три года на фоне хорошо развитой речи. Появлению заикания предшествует, как правило, острая травма в виде испуга, в виде смены привычной обстановки. Параллельно с появлением заикания усиливается общеневротическая симптоматика, т.е. дети становятся беспокойными, хуже спят, у них может появиться болезненное упрямство, капризы, отмечается нарушение ими дисциплинарных требований. Чаще всего такие состояния возникают у детей боязливых и легкоранимых. При невротической форме нет постоянного течения: заикание то появляется, то исчезает. Рецидивы появляются после травмы, переутомленности. Отмечаются также выраженные вегетативные реакции, сопутствующие движения и уловки. Интеллектуальное развитие обычно в норме. Музыкально-ритмические особенности развиты хорошо, органы артикуляции сохранны и достаточно подвижны, звукопроизношение чаще всего не нарушено. У некоторых может отмечаться вялость моторных функций, но расстройства в двигательной сфере не выходят за рамки функциональных расстройств. Больные осознают свой дефект, переживают, хотят избавиться от него, остро реагируют на неудачи. В анамнезе нет указаний на поражение ЦНС (центральной нервной системы), не отмечаются леворукость, речевые дефекты у родственников. Если снять заикание, они практически здоровы. С возрастом у них появляется повышенная раздражительность, пугливость, плаксивость, нарушается сон, аппетит, осознание дефекта приводит к нарушению поведения и появлению логофобии. Фиксация на дефекте особенно усиливается в пубертатном периоде, и к 15-17 годам заикание приобретает вид особого психомоторного страдания. Постепенно усиливается и невротическая симптоматика в виде повышения утомляемости, истощения, снижения работоспособности, страх речи приобретает навязчивый характер. Отличительной особенностью этой группы является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении от процесса артикуляции, в состоянии одиночества, в состоянии легкого опьянения речь становится свободнее, часто может быть совершенно без запинок.
    Неврозоподобное заикание возникает обычно постепенно, без видимых причин, иногда после испуга, после трех лет, в период бурного речевого развития, нередко с момента становления фразовой речи, является следствием органического поражения ЦНС (центральной нервной системы). По данным В.В. Ковалева, у таких детей наряду с неврологическими симптомами отмечается негрубая патология речи в виде задержки речевого развития (ЗРР), стертых дизартрических расстройств, дислалии, отмечается недостаточность моторики, двигательная расторможенность. Под влиянием физической нагрузки и соматической ослабленности все эти расстройства усиливаются. Без заикания эту группу детей здоровой считать нельзя. Течение волнообразное, без выраженного ухудшения и улучшения. Признаками церебральной недостаточности являются нарушения поведения, отвлекаемость, тахилалия. При усложнении речевого или интеллектуального задания заикание усиливается. Судороги в основном клоно-тонического типа и локализованы в артикуляционном аппарате. Для этих детей характерна некритичность к своему дефекту, они легко с ним мирятся. Общее речевое развитие низкое, интеллектуальное развитие в норме или ниже, темп психической деятельности замедлен. Желания исправить дефект не имеют.
    Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Нарушается согласованность, координация движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики, наблюдается обилие синкинезий (дополнительные, сопутствующие движения). Музыкально-ритмические способности сохранны у немногих. В анамнезе у этих больных имеются указания на патологию беременности, родов, тяжелые заболевания в раннем детстве, наследственную отягощенность (заикание или другие расстройства речи). Движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью и трудностью переключения с одного вида на другой. У некоторых детей нарушено звукопроизношение. Встречаются случаи грубого недоразвития речи I и II уровня.
    У этих детей с ранних этапов развития речь сопровождается содружественными движениями, гиперкинезами. Степень проявления заикания не зависит от ситуации и, в отличие от невротического, при неврозоподобном заикании нет резких и существенных изменений его тяжести в определенные возрастные периоды. Занимаются эти дети неохотно.
    Основным внешним симптомом заикания является судорожная остановка в экспрессивной речи, поэтому в отечественной литературе заикание принято характеризовать по таким внешним признакам, как тип судорог; место локализации судорог; степень тяжести (сила выраженности) судорог.
    По законам иррадиации судороги речевых мышц могут сопровождаться судорогами и в других мышцах, которые не принимают участия в акте речи (мышцы лица, шеи, туловища, рук, ног). Эти судороги определяются как вторичные, сопутствующие заиканию. Появляясь в мышцах лица, они вызывают гримасы, а в мышцах конечностей приводят к подергиванию рук, ног. У заикающихся в процессе речи могут наблюдаться миоклонусы шеи (кивательные движения головой), раскачивание туловищем. Эти сопутствующие вторичные судороги были впервые описаны И.А. Сикорским. В зарубежной литературе этот симптом называется симптомом Фрешельса. Описанные движения (нарушения речевой и общей моторики) являются насильственными. Иногда у заикающихся наблюдаются и несудорожные сопутствующие движения, которые носят характер вспомогательных действий (произвольные уловки). При затруднении многие похлопывают себя по колену, по телу, по скамейке и т.д. У заикающихся может отмечаться эмболофразия (употребление эмболов, дополнительных слов типа: «да», «вот», «это самое» и т.д.). Эмболы многократно повторяются на протяжении высказывания, нередко употребляются перед «трудными» звуками, появляются в конце судороги как переход к плавной речи, заполняют паузы при затруднении подбора слов. Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена труднопроизносимых слов на более легкие, что может привести к изменению смысла высказывания. Это речевые уловки.
    Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями: покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения, усилением потоотделения.
    Речевой дефект типа заикания не является только двигательным расстройством. Невротический механизм заикливой речи часто сопровождается патопсихологическими особенностями, которые проявляются в эмоционально-волевой сфере и в характере. О психологических особенностях заикающихся известно довольно много. Начиная со времен И.А. Сикорского, все авторы говорили, что у заикающихся имеются особенности. Но вопрос влияния заикания на психику рассматривался по-разному. И.А. Сикорский, Г.Д. Неткачев считали, что отклонения в нормальном развитии психики у заикающихся первичны и являются следствием врожденной невропатии личности. М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин, С.С. Ляпидевский признавали влияние заикания на психику, но предостерегали от его переоценки.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Основные направления комплексного подхода в заикании
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector