Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что? Что вы там говорите? Не понимаю»: как живут люди с заиканием

«Что? Что вы там говорите? Не понимаю»: как живут люди с заиканием

В фильмах и книгах заикание героя, как правило, делают изюминкой: вспомните Эраста Фандорина или даже профессора Квиррелла. А как живут люди с таким нарушением в реальной жизни? И как правильно общаться с заикающимся собеседником? На эти вопросы отвечает наш блогер Дарья Маланина.

Я заикаюсь. Да, для человека, который любит разговаривать, общаться, травить байки и выступать перед аудиторией, мне повезло по полной программе: плохой слух, картавость, неточное выговаривание некоторых звуков, да ещё и заикание. Ну, герои не ищут лёгких путей.

Как я заикаюсь

Моё заикание трансформировалось в течение жизни. Когда я только начала заикаться, это были звуки «к», «п», «д», «а», а ещё слова, которые начинаются с сочетания двух и более согласных («здравствуйте», «проходите»). Особенно для меня были проблемны «к» и «п». Сейчас сложно описать собственную речь, но по ощущениям это не похоже на то заикание, которое обычно изображают в книгах. То есть, я не говорю вот так: «Это д-два, — сказал Эраст Петрович, — мы п-пройдем в то з-здание и п-поймаем п-преступника».

Когда меня стопорит, я как будто не могу вытолкнуть из себя тот или иной слог или слово. Губы, челюсть, язык, весь рот, даже гортань напрягаются и не хотят его выталкивать, а когда это всё-таки получается — я будто бы с трудом проговариваю это слово. Когда так происходит длительное время, я даже физически устаю, это такая борьба с самой собой, со своим речевым аппаратом.

С чего это началось

Мне кажется, после того, как меня укусила собака. Мне было семь-девять лет, от укуса остались шрамы на лице (сейчас уже зажили), ну и, естественно, я очень испугалась, ещё долго бежала мимо того места, где была собака, исключительно галопом и с бешено колотящимся сердцем. Хотя мама говорит, что начала я заикаться гораздо позже, чем меня укусили, поэтому это не точно. Так или иначе, примерно лет тринадцать я заикаюсь.

В какие моменты?

Есть такой стереотип: человек заикается, когда нервничает или боится. У меня же это довольно хаотично: я могу сильно бояться выступать с докладом — и при этом вообще не заикаться. А могу чувствовать себя абсолютно в безопасности и заикаться очень сильно, с трудом выталкивая из себя каждое слово. Если начать вспоминать и анализировать, то получится вот так:

  • когда устала или не выспалась и с трудом контролирую свою речь;
  • когда слишком расслаблена (иронично, да);
  • когда тороплюсь — у меня начинает сбиваться дыхание (очень неудобно, иногда что-то действительно нужно сказать как можно быстрее, а тебя именно в этот момент начинает стопорить);
  • когда нужно как-то поиграть голосом, что-то отыграть, например, когда что-то рассказываю.

Но ни один из этих сценариев — не гарантия заикания. Такой хаос довольно сильно выбивает из колеи: никогда не знаешь, как поведёт себя твой речевой аппарат.

Ощущение, что в моей голове сидит человечек и бесконечно подбрасывает монетку: будем мы сегодня заикаться или не будем

Было бы, пожалуй, легче, если бы я точно знала, что вот в такой-то ситуации я буду заикаться. А тут бесконечная русская рулетка: то ли я говорю, и речь моя льётся чистым потоком незамутнённой красоты и прелести, то ли начнётся очередной эпизод передачи «Сдохни или умри».

Что чувствую, когда заикаюсь

Физически — напряжение. В горле и груди как будто формируется такой твёрдый, напряжённый столб. Напрягается корень языка, сильно напрягаются губы, трудно дышать. Я, кстати, читала, что заикание связано как раз с ритмом дыхания. То есть, обычный человек, не заика, делает вдох, а на выдохе произносит слова. А заику коротит, и он пытается говорить на вдохе. Пожалуй, да, на меня это похоже. Ещё замечала, что если в этот момент держу кого-то за руку, то сильно её сжимаю, но в то же время если держу какой-то предмет — это наоборот может помочь, я начинаю его вертеть, и тем самым вымещаю напряжение.

6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то

Эмоционально — по-разному, зависит от ситуации. Могу вообще не замечать, когда, например, общаюсь с тем, кто спокойно воспринимает мое заикание и привык к этому. В более стрессовых ситуациях это обычно злость на себя, досада, раздражение, желание извиниться перед собеседником за то, что отнимаю его время, чувство вины перед ним за то, что не могу нормально всё сформулировать.

Когда приступ заикания начинается во время выступления, я обычно злюсь на себя, и в голове такая красная лампочка «позорище, позорище, позорище, хватит позориться, уйди уже с глаз долой». Если я в хорошем настроении, могу начать иронизировать над этим.

Какие сложности из-за заикания были в школе

На самом деле, я не помню, чтобы меня дразнили именно из-за заикания, меня дразнили из-за тугоухости. Но было несколько случаев в школе, которые сильно врезались мне в память:

1. Я тогда только-только начала заикаться, это была ещё начальная школа. У нас проверяли технику чтения. Раньше я была лучшей в классе, потому что научилась читать ещё до школы и очень это любила. Но настали тёмные времена: меня вызывают в коридор, я начинаю читать и, естественно, сильно заикаюсь.

Вижу отметки в столько-то слов карандашом на полях книжки, понимаю, что катастрофически не успеваю прочитать даже до своего предыдущего результата, паникую, напрягаюсь ещё больше, заикаюсь сильнее.

Читайте так же:
Справка школьного психолога по тревожности

Учительница начинает гладить меня по руке, говорит: «Успокойся, не надо волноваться, всё хорошо, не бойся». Меня это только сильнее злит: просто отстаньте от меня и дайте хоть как-то закончить этот кошмар!

В класс я тогда вернулась очень расстроенной. Рухнули мои представления о себе как о лучшей в коллективе по чтению.

2. Нам на музыке сказали прочитать дома и рассказать какие-то сказки, легенды, мифы, связанные с музыкой. А я тогда очень увлекалась мифами Древней Греции и принесла на урок книжку с ними, чтобы прочитать миф об Орфее и Эвридике. Прочитать я так и не смогла, только несколько строчек, потом меня отправили на место. Кажется, одноклассники смеялись, но это могло дорисовать моё воображение, потому что я в тот момент готова была сквозь землю провалиться.

Да и вообще было много таких вот эпизодов: любая необходимость прочитать или сказать что-то вслух связана для меня с пускай небольшим, но стрессом

Я любила и люблю выступать со стихами вслух, но это каждый раз рулетка: могла выступить хорошо, а могло заклинить. Постоянное осознание такой возможности давило эмоционально.

Сильный страх перед выступлениями у меня не сформировался, но некоторая застенчивость после того, как мне несколько раз разные люди дали понять, что мое чтение вслух можно разобрать только если держать перед глазами текст (наверное, тут дело даже не столько в заикании, сколько в том, что я говорю не очень внятно) — появилась застенчивость. Думаю, в частности заикание и то, какой оно делало мою школьную жизнь, сделало меня более зажатой, чем я могла бы быть.

Как реагируют окружающие

В основном мне везёт на адекватную реакцию: большинство либо не замечают, либо тактично делают вид, и мы общаемся абсолютно спокойно, не делая акцента на заикании. В семье меня на эту тему дразнят, но это у моих родителей фишка такая. (Нет, мне это не нравится)

Самое для меня неприятное — когда человек пытается успокоить, мол, не нервничай, всё хорошо, чего ты так боишься. Верю, что делается это из лучших побуждений, но не могли бы вы закрыть свою варежку, уважаемый?

Как я говорила, мое заикание очень редко связано со страхом и нервами в том смысле, в каком это обычно воспринимается. Часто я заикаюсь просто потому, что Луна сегодня в Сатурне, поэтому это просто навязывание мне своей трактовки моих эмоций. Плюс мне дают понять, что мое заикание заметно настолько, что собеседник счёл нужным начать меня успокаивать, а от этого мне тоже не сильно хорошо. Но это — я. Кем-то такое поведение будет восприниматься как приятная забота и попытки создать комфортную атмосферу в общении, здесь всё индивидуально.

«Гебимот» вместо «бегемота» и «фы-фы» вместо «машины». Как понять, что ребёнку пора к логопеду

Ещё один индивидуальный момент: если человек договаривает за меня слово или фразу, которую я не могу выговорить, я обычно испытываю смесь смущения («блин, так сильно заикаюсь, что ему аж догадываться пришлось, ужас»), облегчения и благодарности («я больше не доставляю собеседнику неудобств, фух, слава богу, этот неприятный момент пройден, беседа идёт дальше»), но многие другие заикающиеся люди отмечали, что им такое неприятно и вызывает раздражение.

На мой взгляд, лучшая стратегия в общении с человеком, который заикается — не обращать внимания, общаться так, как если бы это был человек с обычной, свободной речью. Если человек с заиканием начинает извиняться за то, что доставляет неудобства, сказать: «Ничего страшного, всё хорошо, глупости какие, я даже не заметил». И было бы здорово говорить: «Ты отлично разговариваешь, я все прекрасно понимаю, мне с тобой интересно» (если это дружеская беседа). Заикающиеся люди за всю жизнь предостаточно слышат, как плохо они говорят, и сами, переживают, поэтому услышать альтернативное мнение им (мне — точно) очень приятно.

А ещё какие трудности

Я привыкла и научилась жить с заиканием, тем более, сейчас оно стало меньше, и я даже не знаю, видно ли, что я заикаюсь. В бытовом взаимодействии с людьми (условные продавцы в магазинах) я уже почти не обращаю внимания на свою особенность. Да, я заикаюсь, придётся вам потерпеть.

Неприятнее говорить по телефону. Это для меня изначально стресс, потому что я плохо слышу, а по телефону не могу читать по губам и вынуждена мириться с искажениями от плохой связи. К этому добавляется вот такой фактор: когда когда мы с собеседником видим друг друга, по моему лицу можно понять, что я начала заикаться, нужно просто подождать, пока это пройдёт. По телефону человек этого не видит, и часто начинается: «Что? Что вы говорите? Вы вообще там?» Это усиливает напряжение.

Самые неприятные ситуации — когда мне нужно отстоять свои интересы в каком-либо конфликте. От адреналина я начинаю запинаться, получается невнятное блеянье

Такие моменты я просто тихо ненавижу. Знаю, что сказать, знаю свои аргументы, знаю, что я права, но вместо того, чтобы ясно и чётко изложить свою позицию, начинаю заикаться и произвожу, наверное, достаточно жалкое впечатление. Кажется, что собственное тело, собственный язык тебя предает.

Ещё неприятно, когда я пытаюсь рассказать что-то весёлое. Анекдот, весёлая байка, шутка всегда веселее, если рассказывать её в определенном темпе (достаточно быстром) и с некоторым актёрским отыгрышем. В моей биографии есть несколько абсолютно позорных попыток рассказать анекдот, в течение которых я ужасно заикалась, и в итоге никто не смеялся. Больше никогда, как говорится.

Читайте так же:
Приступы тревожности дрожи в теле скачки давления

Ещё бывают грустные моменты упущенных возможностей. Когда общаешься с человеком, хочешь вставить шутку или замечание, которые уместны вот именно сейчас, в это мгновение, но тут тебя начинает стопорить, и ты с трудом можешь выговорить даже слово. Каждый раз ужасно обидно.

Что я делаю, чтобы не заикаться

Здесь всё очень индивидуально, каждому человеку помогают свои способы. Мои — такие:

  • Отбивать ритм. То есть, я начала заикаться — начала стучать пальцем по столу. Без какого-то определенного ритмического рисунка, просто «тук, тук, тук, тук, тук». Каждый удар пальцем — это слово. Первые несколько секунд или минут речь подчиняется такому ритму, а потом уже можно его убрать, и она сама будет идти нормально.
  • Просто остановиться, сделать глубокий медленный вздох, замедляя дыхание и сердцебиение, и продолжить говорить, но уже медленнее и спокойнее.
  • Наоборот, если я чувствую, что слишком расслаблена, расхлябана — снова остановиться, сделать глубокий вздох и усилием воли сосредоточиться, собраться.
  • Замедлить речь. Я вообще выработала привычку (точнее, она сама выработалась) говорить медленно. До заикания я трещала как сорока, мне даже замечания делали, что ничего не понятно. Теперь я говорю неторопливо и с паузами, потому что так меньше риск начать заикаться. Быстрой моя речь делается, если я чем-то сильно увлечена.
  • Быстро просканировать тело, выявить, где оно напряжено и усилием воли расслабить эти области. Например, я часто замечаю, что когда я заикаюсь у меня напряженно скрещены лодыжки.
  • Если стоишь — перенести тяжесть тела с ноги на ногу. (Способ из фильма «Король говорит»). Когда я выступаю, то никогда не стою столбом: я переношу вес с ноги на ногу, могу начать слегка прохаживаться, жестикулировать — это всё отвлекает от заикания.
  • Вертеть что-то в руках, не давать рукам сжиматься в кулаки, не сплетать пальцы.

Если вы заикаетесь — ребята, я с вами. Я понимаю, как это бывает тяжело и неприятно, понимаю, сколько стресса это добавляет в жизнь.

Мне тоже знакомо это ощущение холодной и напряжённой, липкой спины, когда ты осознаёшь, что всё ближе и ближе момент, когда тебе придётся что-то говорить, и ты начнёшь заикаться.

Мне знакомо чувство стыда за себя перед собеседником и злости, когда тебя начинают дразнить.

Говорите с младенцами и делайте вид, что понимаете их. И они будут развиваться быстрее

Я с вами, держитесь. Вы классные. Ваше заикание не делает вас хуже. Вы крутые, сильные и смелые, потому что снова и снова говорите. Пусть это сопряжено со стрессом, потому что привыкли к своему заиканию, научились с ним жить и не боитесь его.

Если вы не заикаетесь, но в вашем окружении есть человек, который да — закройте, пожалуйста, рот. Я серьёзно. Проявите тактичность и не комментируйте заикание вообще никаким способом. Остальное (заканчивать фразы или нет, выражать сочувствие или нет) — вещь сугубо индивидуальная, это нужно выяснять с каждым заикающимся человеком, но в базе постарайтесь общаться с человеком с заиканием так же, как общались бы с любым другим.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Заикание

Заикание (запинки в речи) — довольно распространенное нарушение, при котором из-за судорожных движений мышц речевого аппарата нарушается ритм и плавность речи. Как правило, ребенку трудно начать говорить, реже наблюдаются запинки в середине слова, фразы или предложения.

Обычно заикание возникает у малышей 2-6 лет, а с возрастом часто уменьшается или исчезает. Тем не менее, некоторая часть взрослых продолжает заикаться в течение всей жизни, постоянно или во время стрессовых ситуаций.

Наличие запинок в речи негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, его учебе и социальной адаптации. Ребёнок начинает испытывать страх при произнесении определенных слов или букв и старается их избегать в процессе речи.

Со временем формируется привычка к избеганию речевых ситуаций, что влечет за собой сужение круга общения и ощущение собственной неполноценности. Ребенок становится стеснительным, пугливым и замкнутым, тревожным; снижается школьная успеваемость. Вовремя оказанная комплексная помощь специалистов позволит предотвратить формирование патологического речевого стереотипа.

Почему ребенок заикается?

Среди причин выделяют врожденные и приобретенные факторы. К врожденным относят:

  • внутриутробные поражения нервной системы,
  • родовые травмы,
  • наличие близких родственников, страдающих заиканием.

Предполагают, что наследственная отягощенность может быть связана с генетически обусловленной слабостью речевого аппарата, а также с характерологическими особенностями, темпераментом.

В числе приобретенных факторов:

  • детские инфекции,
  • острые и хронические соматические заболевания,
  • заболевания и травмы ЦНС,
  • любые виды отклонений от нормального речевого развития,
  • подражание заикающимся,
  • недостаточно развитая мимика, моторика и чувство ритма,
  • острые и длительно существующие психотравмирующие ситуации,
  • патологическое воспитание,
  • постоянные конфликты в семье,
  • ослабление эмоциональных связей между взрослыми и ребенком.

Обычно заикание возникает у детей 2-6 лет, при этом мальчики страдают чаще девочек, что обусловлено определенными различиями в процессе возрастного развития головного мозга. В старшем возрасте вероятность развития заикания уменьшается. У детей старшего возраста заикание обычно становится менее выраженным, при этом возможно обострение в период полового созревания.

Как проявляется заикание?

Выделяют тоническое и клоническое заикание. При тоническом ребенок растягивает звук или делает паузу в речи, например: «м. ашинка». При клоническом ребенок повторяет звук или слово, например: «м-м-м-машинка», «де-де-де-дерево». Встречается также смешанная форма заикания с наличием как клонических, так и тонических судорог.

Читайте так же:
Можно ли вылечить энурез у детей в домашних условиях

Кроме того, различают невротическую и неврозоподобную форму заикания. При невротической форме выраженные неврологические дефекты отсутствуют, речь ребенка развивается нормально, заикание возникает на фоне острого или хронического стресса, психотравмирующей ситуации. Степень проявлений зависит от обстановки и психологического состояния малыша. В комфортных домашних условиях, с близкими людьми в речи могут встречаться лишь небольшие запинки, тогда как на публике или в разговоре с незнакомым человеком ребенок не может вымолвить ни слова из-за речевых судорог. Характерен страх речи, со временем малыш начинает избегать общения.

При неврозоподобной форме присутствуют явные неврологические нарушения (дизартрия, нарушения артикуляции, общей и мелкой моторики; на ЭЭГ обычно обнаруживаются нарушения функционирования головного мозга) и/или более глубокие психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость). Дети либо отстают в развитии по сравнению со своими здоровыми ровесниками, позднее начинают говорить, либо имеют специфические особенности в своём развитии (необщительность или, наоборот, неразборчивость в общении, «странные» интересы, увлечения и фантазии, и пр.).

Выделяют три степени заикания:

  • Легкая — ребенок заикается, только когда возбужден или торопится что-то сказать. Он легко преодолевает запинки и не стесняется своего заикания.
  • Средняя — малыш легко говорит и мало заикается, когда спокоен и находится в привычной обстановке. При волнении, на публике и в разговорах с малознакомыми людьми заикание усиливается.
  • Тяжелая — ребенок постоянно заикается, речевые судороги сопровождаются сопутствующими движениями (переступанием с ноги на ногу, наклоном или откидыванием головы, сжиманием кулаков, зажмуриванием и т.д.).

Однажды возникнув, заикание может стать постоянным, протекать волнообразно (усиливаться или ослабевать, но не исчезать полностью) или рецидивировать (полностью исчезать, а затем вновь появляться после достаточно продолжительного периода свободной речи).

Как мы работаем с заиканием

Для успешного устранения заикания необходимо выявить его причину и по возможности устранить факторы, провоцирующие и поддерживающие это нарушение речи. Поэтому необходимо, что бы ребенок получил консультацию не только логопеда, но и врача психотерапевта, психолога. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин развития заикания назначаются различные диагностические и лечебные мероприятия (например, анализ крови «Нейротест», ЭЭГ, патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика).

В лечении детей, страдающих невротическим заиканием, кроме логопедических занятий, обязательным и основным является психологическая коррекция и психотерапия. Применяются различные релаксационные методики, арт-терапия, песочная и игровая терапия, МИМ-терапия, групповая терапия. При неврозоподобном заикании назначается поддерживающая медикаментозная терапия.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

«Сказали, что я буду пугать людей»: три истории челябинцев с заиканием

Виталия Безрукова, Екатерину Коробову и Александра Ефимова (слева направо) объединяет диагноз — «заикание»

После публикации о девушке из Магнитогорска, которой отказали в трудоустройстве из-за дефекта губы, с нашей редакцией связалась челябинка Екатерина и рассказала, что тоже долго не могла найти работу. Причиной этого было врождённое заикание. Для людей с дефектом речи каждый день — борьба. Истории трёх заик, которые сумели принять себя, победить комплексы и идут вперёд, несмотря на трудности.

Екатерина Коробова, оператор базы данных

27-летняя Екатерина Коробова ведёт полноценную жизнь, но старается никому не звонить и избегает магазинов, в которых продавцам нужно объяснять, чего ты хочешь

Фото: Екатерина Коробова / Vk.com

— Я с детства хотела работать продавцом, но из-за заикания мне постоянно отказывали. Это прямо больная тема для меня. В поисках стабильной работы я проходила огромное количество собеседований, после одного из них — в каком-то копи-центре около ЮУрГУ — написала: «Давайте я приду ещё раз». Мне ответили, что я буду пугать людей. Это было неприятно и вводило в депрессию.

Поэтому, когда я два года назад устроилась оператором базы данных, была очень рада. Это работа без общения с клиентами в фирме по продаже металла.

Сейчас заикание меня беспокоит гораздо меньше, чем в детстве. Я могу разговаривать почти без запинок, если не волнуюсь. Считаю себя очень открытым и жизнерадостным человеком, люблю общаться с людьми, но без надобности никому не звоню по телефону, кроме самых близких — стесняюсь. Если нужно набрать кого-то незнакомого, прошу других это сделать. Ещё я по возможности не пользуюсь магазинами, в которых торгуют через прилавок. Хорошо, что сейчас есть много супермаркетов, и купить там любой товар — вообще не проблема.

Александр Ефимов, музыкант

Когда этот парень начинает петь, все забывают, что он заикается

Фото: Александр Ефимов / Vk.com

— Я занимаюсь музыкой — играю на барабанах и пою в двух музыкальных группах: «Банда карамба» и «Гармония контрастов». Удивительный факт, но вокал никак не связан с заиканием. Более того, когда я ещё был гитаристом, я чаще всего выступал фронтменом, то есть общался с публикой со сцены. Конечно, были какие-то запинки, но меня это абсолютно не парило.

Заикание у меня лет с четырёх-пяти, но что случилось, я не знаю — мне то ли специально не рассказывают, то ли просто не помнят. В детстве на уроках я периодически не мог вообще ничего сказать. Техника чтения, конечно же, была завалена, но мне это как отличнику прощали. Всё изменилось в старшей школе: я вставал и отвечал. Мне было плевать, кто сколько ждёт, потому что я понимал: иначе результата не будет никакого.

С одноклассниками не было проблем из-за заикания. Меня довольно-таки любили, потому что я на переменах рассказывал всякие весёлые истории. Конечно, подстёбывали, но я старался спокойно к этому относиться или грубил в ответ.

Читайте так же:
Развитие деятельности при деменции

В университете на первом курсе у меня был какой-то блок: я совершенно не мог отвечать на семинарах по истории. В итоге у меня вышла двойка. Потом я собрался и намеренно каждый раз выходил и читал доклад.

Проблема была и остаётся только в том, что ты сам знаешь о своём заикании, и из-за этого от многого отказываешься, потому что стесняешься. Например, ты отлично запоминаешь стихи и, как тебе кажется, можешь хорошо читать, артистично, развёрнуто. Но не идёшь на сцену, потому что не можешь заставлять людей себя ждать, не любишь кого-то напрягать.

В прошлом году у меня был неприятный опыт. Меня взяли на главную роль в мюзикл одной местной группы. Я сразу предупредил, что заикаюсь, — они заверили, что это не проблема, и даже переписали сценарий под меня: главный герой играет на барабанах и заикается. Но это был не классический мюзикл, где всё время поют, там было очень много реплик. И мы где-то три месяца с режиссёром очень тяжко работали. Мне было сложно произносить свой текст. Дело двигалось, но в какой-то момент оказалось, что недостаточно быстро, и в какой-то момент главный автор мюзикла сообщила, что решили попробовать другого человека. Официальный повод — что я слишком драматично играю. Но всем понятно, почему это случилось.

Виталий Безруков, начальник управления экологического просвещения Минэкологии Челябинской области

Виталию Безрукову нарушение речи не помешало занять пост в региональном министерстве

— Когда мне было года два-три, меня очень сильно напугала большая собака — насколько я помню, алабай. После этого началось заикание.

В детстве оно очень мешало — из-за заикания в школе я не мог читать стихи. Я всё это очень любил, а мне говорили: «Ну нет, ты же заикаешься, до свидания, друг». С заиканием меня не взяли в армию. Я хотел пойти служить в миротворческие войска и даже не планировал поступать в университет. А мне во время медицинской комиссии сказали: «Как ты честь будешь отдавать?» Я тогда попереживал несколько дней, а потом решил: не получилось — и ладно, пойду учиться. Хотя до этого был спортсменом, занимался боксом. Меня даже дразнили: «Голову тебе отбили, поэтому заикаешься». Но это было в шутку.

Травли в школе никакой не было — я всегда был сильным парнем и мог в случае чего дать сдачи. А когда меня просто подкалывали, я всегда находил что ответить. В старших классах заикание у меня почти пропало, свелось к минимуму, а когда я поступил в вуз и стал заниматься бизнесом, оно вернулось — сами понимаете, нервы, стресс.

Заикание. Что делать с заиканием на публике

Олег Игоревич! Что делать с заиканием, когда волнуюсь? Обратила внимание на то, что очень хорошо пишу и высказываю свои мысли на бумаге…а вслух произносить стало очень проблематично!! Узнала из Инета, что есть курсы риторики, но засомневалась в том, что на на них обещают в течении 2-х дней привести речь в порядок!
Как-то очень недоверчиво к этому отношусь! За два года не сумела ничего сделать, а тут всего лишь … 2 дня! Почитала отзывы о Вас и поэтому написала! Посоветуйте пожалуйста, что делать!
Заранее благодарна! Ирина.

То, что я ответил Ирине — послужило началом написания этой статьи.

Да, таких людей немало. Кто-то с рождения заикается, кто-то это приобретает в течении жизни.
Если нервная система дает сбои — это может сказываться на речи.

Я не логопед, а тренер по ораторскому искусству. И, поэтому, решение проблемы заикания буду описывать, исходя из своей практики.

Как-то раз к нам на занятие мама привела взрослую дочь (уже студенческого возраста), которая сильно заикалась, с раннего детства. Прошло несколько занятий. И эта девушка подошла и поблагодарила словами: » Вы сделали то, что не смогли сделать ни психологи, ни логопеды». Она научилась выступать (и говорить) не заикаясь.
Конечно же, было приложено немало сил с ее стороны. И я не вылечил заикание. Оно осталось, наверное, не знаю. Но речь девушки (на людях) стала без заикания.
На наши занятиях выступала хорошо, и никто бы не сказал, что она заикалась с детства.

Это был не первый случай.

Первый случай был неожи данным. У меня есть друг, который всегда слегка заикался, но привык к этому, а мы, его друзья — тоже к этому привыкли. Ко мне на занятия по ораторскому искусству он пришел из любопытства. Это был первый ошеломляющий результат: он перестал заикаться, выступая перед людьми. Но в обычной, повседневной речи, по привычке продолжал заикаться.
Прошло время. И мой друг начал заикаться избирательно, т.е. когда себя контролировал — заикания не было совсем.

Таких примеров — все больше и больше.
Так в чем же секрет?

Напоминаю, что я тренер по ораторскому искусству, а не логопед.

Заикание. Что делать с заиканием на публике

Секрет в овладении речью оратора

Есть заблуждение, что речь оратора такая же, как бытовая речь. Но это — не совсем верно.

Обычная (бытовая) речь — быстрая, сбивчивая, часто путанная. Как правило, лишенная пауз.

Первое. Если вы заикаитесь, то первое, что нужно освоить — это паузы.

Да-да! Именно паузы!

Вернее — речь с паузами.

И научиться этими паузами пользоваться.

Читайте так же:
Призовут ли в армию с энурезом

Посмотрите видео о паузах:

Мы в школе учили всё, кроме пауз.

Потом — речь, в которой эти паузы будут гармоничны. Именно — гармоничны. Паузы — после каждой фразы.

Что такое фраза — вы, наверное, знаете.

Можно читать вслух или пересказывать притчи.

Далее — чередование быстрой и медленной речи. Т.е. какие-то слова — произносить быстро, а какие-то — медленно.

Пример — речь Барака Обамы, без перевода. Причем — любая его речь на публике. Конечно же, Обама не заикается. Это видео — о паузах.

И это нужно научиться не в теории, а в практических упражнениях.

Речь, богатая паузами, речь с хорошим ритмом, сочетание медленной речи с быстрой — позволяют нервной системе и работать и отдыхать. Нервная система не перегружается, потому что постоянно имеет возможность отдохнуть.

Так работает наше сердце: после каждого сокращения идет пауза, достаточно большая, — время расслабления. Так сердце и работает и отдыхает одновременно. Но если сердцу не давать время отдыха — оно устанет, начнет сбиваться.

Может даже произойти остановка сердца или инфаркт.

Когда человек говорит без пауз — речь получается сбивчивая, малопонятная. А потом может наступить остановка речи — ступор.

Быстрая речь плюс волнение — может явиться причиной и заикания, и запинания, и ступора и хаоса…

Чаще всего сетуют на волнение, мол волнение виновато в заикании.

Но еще больше виноват человек сам.
Волнение не ликвидировать. Можно лишь приструнить, но не ликвидировать.

Но как на меня — лучше его (волнение) не трогать, и не тратить силы на вычерпывание решетом воды из колодца.

Значит, нужно научиться говорить несмотря на волнение.
А еще нужно овладеть речью оратора, которая позволит оратору хорошо говорить, даже при самом сильном волнении.

Даже при самом сильном волнении.

Но нужно начинать — с взгляда, пауз и медленной речи (об этом немало написано на страницах моего сайта).

Вот, благодаря вам, Ирина, написал хорошую статью о направлениях работы с заиканием, которая украсит сайт. Спасибо за вопрос, Ирина!

Рекомендую почитать о пользе пауз:
P.S. Уже не по письму.

Я не доктор, и не собираюсь лечить людей с дефектами речи. К тому же было несколько случаев, которые отбил охоту заниматься заиканиями и подобными проблемами. Некоторые «больные» себя считают «особенными», привыкли, что с ними «панькаются». И имеют много «отговорок», например: «Это трудно для меня» или » А у меня не получается». Причем, это «не получается» — является аргументом, чтобы не делать упражнение дальше.

  • Ну и что, что не получается — нужно делать.
  • А в ответ: «Вот видите — у меня все-равно не получается».

Эти «особенные» люди — действительно особенные.

И эта особенность заключается не в том, чтобы был повод пожалеть, а в том — чтобы вдвое, а то и втрое больше работать, нежели обычным людям.

Мне посчастливилось (а думал, что не посчастливилось) некоторое время быть (даже ночевать) в центре реабилитации детей с ДЦП. Дочитайте до конца, это важно.
Мне было жалко смотреть на этих детей, которым трудно ходить, трудно говорить, даже кушать. Многие из них (большинство) вызывало жалость. Но… Там я познакомился с юношей, который развеял все мои мысли о жалости. Он учился в этом центре, а по ночам работал сторожем здесь, а я оставался на ночь в одной из комнат. Мы много разговаривали. Кстати, у него тоже были дефекты речи.

Он говорил, что: «Мне нужно работать вдвое больше, чем другим.» Он бегал на беговой дорожке, хотя ему было втрое тяжелее, чем любой, даже самой толстой женщине. Он занимался на тренажерах с грузами, которые были мне не под силу. Оказывается, он выиграл в соревнованиях по армрестлингу среди обычных парней своего возраста (а не среди людей с «нарушениями», где он отказывался участвовать, так как мог легко выиграть). Я видел, как он напрягался, когда кушал ложкой. Ему было очень сложно кушать ложкой, чтобы не пролить ни капли. Ему много было сложно, что для обычного человека — просто. Но он всегда отвергал помощь. У него не было свободного времени: он занимался спортом и шахматами, готовился поступать в ВУЗ. Поступил…

И поэтому — я никого не жалею.

Я говорю (здоровому, но ленивому человеку с манией величия и жаждой внимания): «Да, ты — особенный. Тебе нужно вдвое больше работать!»

  • Полной девушке нужно больше бегать, чем стройной. В этом ее особенность.
  • Слабаку нужно чаще ходить в спортзал и больше «умирать» под штангой, чем парню с хорошей мускулатурой. Вот — его особенность.

Как заставить человека не заикаться. Что делать с заиканием. Дефекты речи.

Осла можно заставить прийти к реке. Но ни один шайтан не заставит его напиться. Восточная мудрость.

Так что не сочтите за «цинизм» мои слова, что заикающемуся человеку, или с дефектами речи, нужно больше работать над своей речью, чем кому-либо другому.

И я не буду обучать человека, который не поймет простую истину: «Всё в наших руках!». Я, тренер, всегда помогаю тем, кто работает.

Но становится нянькой, соглашаться, что очень трудно выдержать паузу (какую-то несчастную паузу) — не желаю.

Посмотрите видео:

Что еще порекомендую почитать? Вот чудесные статьи, на похожую тематику:

/ Заикание / Что делать с заиканием на публике / Можно ли побороть заикание оратору / Методы борьбы с заиканием / Дефекты речи /

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector