Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнительная характеристика форм заикания

Сравнительная характеристика форм заикания.

автор статьи о формах заикания

В семидесятых годах прошлого века, в литературе появляется много публикаций с новой трактовкой клинической картины заикания. В них разрабатываются и выделяются две клинические формы заикания – невротическую и неврозоподобную, имеющие разные патогенетические механизмы (Драпкин Б.З., Асатиани Н.М., Ковалев В.В. и др.).

Характеристика заикающихся с невротической формой.

Появление заикания невротической формы, как правило, предшествует психогения (испуг или хроническая психическая травматизация). Заболевание возникает остро в 2-6 лет.

У пациентов с этой формой в анамнезе нет сведений указывающих на патологию внутриутробного развития и родов. Психофизическое развитие и моторные навыки, как правило, в норме. Часто наблюдается раннее развитие речи (бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И).

Перед возникновением заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, робость, колебания настроения (чаше в сторону сниженного), тревожность, обидчивость, нетерпеливость, плаксивость. У некоторых детей наблюдаются страхи (невротический энурез, боязнь темноты и др.). Такие дети трудно привыкают к новой обстановке, плохо переносят условия детского сада.

Заикание чаще возникает остро после перенесённой психической травмы на фоне хорошей фразовой речи. Сразу после травмы иногда наблюдается мутизм (ребёнок перестаёт говорить на какое-то время, на лице ”застывает” выражение страха). С появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, плохо спят. Иногда капризы болезненное упрямство. Кроме острой и хронической психической травматизации, невротическая форма заикания развивается часто у детей, которым в 1,5-2,5 лет вводится в общении второй язык (Белякова Л.И).

Невротическая форма заикания характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, утомлении заикание усиливается. Эта форма заболевания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении степень заикания не бывает тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается, а речевое нарушение становится всё более тяжёлым. Дети с неблагоприятным течением уже с 6-7 лет страдают снижением речевой активности при общении с новыми людьми или в новой обстановке, появляется ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.

У заикающихся с невротической формой резко меняется поведение к 10-12 годам жизни. Дети осознают свой дефект, боятся произвести на собеседника плохое впечатление, не суметь выразить мысль и т.д. В этом возрасте формируется стойкая логофобия (боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач). Образуется своеобразный порочный круг – судорожные запинки вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. С возрастом логофобия становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах (Селивёрстов В.И.).

При неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который часто генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность педагогического воздействия на таких людей бывает низкой.

Характеристика заикающихся с неврозоподобной формой.

Появляется, как правило, у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе часто отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и др. Впервые годы жизни такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Физическое развитие часто с задержкой или по нижней границе нормы. Их отличает моторная неловкость, плохая координация движений, поведение характеризуется возбудимостью, расторможенностью. Дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте. Дети часто суетливы, непоседливы, отмечается повышенная утомляемость и истощаемость при интеллектуальной работе и физической нагрузке. Они с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. В клинике это состояние определяется как церебрастенический синдром. Самые яркие отличия от нормы в речевом развитии. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).

В первом периоде (1-6 месяцев) заикание протекает как бы волнообразно, однако периодов ”без запинок” обычно не наблюдается. При отсутствии помощи нарушение утяжеляется и быстро ”обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией (”сорные” слова, уловки). Для данной формы характерна монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта, обычно мало зависящего от внешних ситуационных факторов. Обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

Читайте так же:
Что поможет при деменции

При этой форме заикания движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук, особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. При клиническом обследовании отмечается, как правило, нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера, причём помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга (Кащенко В.П.).

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое (Селивёрстов В.И.).

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тонико-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер.

В данной статье мы попытались осветить две формы заикания, их особенности и отличия. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker” мы тоже различаем эти две формы заикания.

При невротической форме пациенту трудно удерживать нужную высоту голоса, а с формантой, как правило, проблем не бывает.

При неврозоподобной форме заикания высота голоса контролируется, как правило хорошо, а форманта достигается с определенным напряжением.

Обе формы без сомнения поддаются лечению с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”, только подход к каждой форме заикания, и естественно к каждому пациенту, индивидуальный.

Заикание у детей, коррекция и причины. Лечение заикания в Хабаровске

Заикание – это нарушение речи, при котором больной вынужденно повторяет слова, слоги или отдельные звуки. Также речь может прерываться остановками, во время которых ребенок не может ничего произнести. Эта проблема встречается у 10% деток, у мальчиков чаще, чем у девочек. Коррекция заикания должна проводиться квалифицированными специалистами.

Заикание у детей – виды и типы заикания

Все типы заикания можно классифицировать на несколько групп в зависимости от характера течения заболевания, особенностей клинической картины, и по типам судорог:

  • Течение болезни:
    • Постоянное – как только заикание возникло, оно протекает постоянно независимо от обстоятельств.
    • Рецидивирующее – проблема возникает и проходит самостоятельно. Периоды нормальной речи могут быть весьма длительными и внезапно прерываться даже без видимых причин.
    • Волнообразное – ситуация, при которой проблема полностью не проходит, но меняется ее интенсивность. То есть, проявления заболевания то утихают, то усиливаются.
    • Неврозоподобное – проблема возникает по причине органического поражения мозга, нервной системы во внутриутробный период или во время родового процесса.
    • Невротическое – заболевание развивается не вследствие поражения мозговых структур или нервной системы, а по причине негативного психологического воздействия на ребенка (психические травмы, стрессы). Или в результате повышенного психологического давления на малыша, раннего введения в изучение второго языка. Это означает, что невротическое заикание имеет функциональный характер, легче поддается терапии.
    • Тоническое – сильное и длительное судорожное сокращение мышц провоцирует длительную задержку речи.
    • Клоническое – частые короткие судороги, которые провоцируют повторение ребенком отдельных слогов или звуков.
    • Смешанное – одновременное проявление тонической и клонической форм.

    Лечение заикания нужно начинать с диагностики и определения вида заболевания.

    Причины заикания у детей

    Причины заикания на сегодняшний день точно не установлены, этот вопрос становится частым предметом научных дискуссий. По мнению большинства ученых, это проблема комплексного генеза, она возникает при совокупности нескольких факторов. К примеру, свою роль могут сыграть наследственный фактор, состояние и особенности центральной нервной системы, условия, в которых происходит становление речи.

    Наиболее распространенные факторы, которые могут способствовать возникновению проблемы:

    • Психологически неблагоприятная для ребенка ситуация – повышенные требования, которые предъявляются к ребенку (нагрузка при обучении), смена обстановки (начало посещение садика, школы, переезд), большой стресс (развод родителей, смерть родственника). А также повышенная строгость одного из родителей или физические наказания.
    • Недостаточный эмоциональный контакт ребенка и родителей – малыш начинает неосознанно заикаться, чтобы обратить на себя внимание взрослых.
    • Раннее или позднее развитие речи.
    • Заикание у члена семьи, с которым ребенок часто контактирует (тут речь идет о подражании).
    • Неудовлетворительное состояние ЦНС. Причины этого могут быть разнообразны:
      • Перенесенное внутриутробное кислородное голодание.
      • Родовая травма.
      • Черепно-мозговая травма.
      • Перенесенные инфекционно-воспалительные болезни.

      Стоит отметить, что иногда заикание у детей дошкольного возраста – это просто следствие недостаточной развитости нервной системы. Такая проблема пройдет сама по мере роста и развития ребенка. Решение о том, требуется ли ребенку лечение заикания или нет, принимает специалист после тщательного обследования пациента.

      Коррекция и лечение заикания в Хабаровске

      Как избавиться от заикания знают специалисты медицинского центра «Неокортекс». Обращайтесь к нам для диагностики и лечения, мы обязательно поможем вашему ребенку справиться с проблемами речи. Среди преимуществ центра:

      • В штате нашего учреждения 30 высококвалифицированных сотрудников, которые специализируются на лечении как взрослых, так и малышей.
      • У нас многолетний опыт работы, после диагностики коррекция заикания ребенка будет осуществлена наиболее эффективным методом.
      • У нас применяются комплексные методики диагностики и лечения.
      • Для каждого нашего пациента составляется индивидуальная программа терапии. В ходе курса лечения ребенок получает и медицинскую, и психологическую, и эмоциональную помощь.
      • Мы применяем методы поддерживающей терапии, которые позволяют закрепить результаты лечения.

      Чтобы избавить ребенка от проблемы заикания запишитесь на прием в медицинский центр «Неокортекс». Наши специалисты обязательно помогут в любых вопросах лечения заикания в Хабаровске.

      Невротическая форма заикания возникает волнообразно

      Как поставить правильное заключение

      В данной статье рассмотрены диференциальные признаки различных форм заикания.

      Постановка правильного развернутого логопедического заключения должна проводиться в соответствии

      • форма заикания;
      • локализация судорог;
      • тип судорог;
      • тип течения;
      • степень тяжести;
      • степень фиксации на нарушении;
      • наличие логофобии;
      • наличие эмболофразии;
      • наличие вегетативных реакций.
      • Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным
      • состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного
      • формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний
      • возраст детей.

      В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская, 1949 и др.)

      или заиканием развития (К.П. Беккер, М. Совак, 1983 и др.).

      Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная

      речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которое

      наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-

      Формы заикания

      Невротическое заикание или логоневроз — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих

      факторов (испуг, изменение привычной обстановки, разлука с родителями, неправильное воспитание,

      конфликтные отношения в семье и др.). При невротическом заикании появляются сопутствующие

      движения, которые могут быть как непроизвольными, так и намеренными, когда ребёнок старается

      переключить внимание с речи на действие (постукивания, щёлканье языком, отбивания ритма ногой или

      рукой, подёргивания шеей и др.). Характерно непостоянство проявлений логоневроза, а также сочетание

      с другими невротическими расстройствами (страхи, ночное недержание мочи, нарушения сна, общая

      Неврозоподобное заикание — заикание, обусловленное органическим поражением центральной нервной

      системы. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными

      насильственными сокращениями мышц лица и рук. Неврозоподобное заикание отличается стабильностью

      проявлений; при общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи.

      Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки

      логоневроза и неврозоподобного состояния.

      Тип судорог

      Судороги различаются по типу (тонические, клонические и смешанные).

      При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое

      сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение

      соответствуюшего звука).
      При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение

      одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь».
      Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.

      Локализация судорог

      В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые

      и артикуляционные .

      При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:

      • экспираторная (судорожный выдох),
      • инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
      • респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

      Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

      • Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос
      • внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся
      • блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).
      • Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или
      • шепотная речь).
      • Вокальная , свойственная детям (протягивание гласных звуков).

      В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они

      проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.
      В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические

      нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по

      последним данным, 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,95% и старших — 13,1%.
      В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые

      могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные

      уловки.
      К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать

      или облегчить свою речь.
      Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство,

      расторможенность, дискоординация или вялость.

      Тип течения заикания

      Выделяют следующие типы течения заикания:

      постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи,

      • ситуациях);

      волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);

      рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после

      Степень тяжести заикания

      Различают 3 степени заикания:

      легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае

      • средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В
      • эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
      • тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

      Степень фиксации на нарушении

      Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство

      неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более

      упорным он становится.

      1. Нулевая степень фиксации . Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не

      замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо

      попытки к преодолению дефекта.

      2. Умеренная степень болезненной фиксации . Старшие школьники и подростки переживают свой дефект,

      стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем

      заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

      3. Выраженная степень болезненной фиксации . Переживания по поводу своего дефекта выливаются в

      постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через

      призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко

      переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.

      Наличие логофобии

      У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная

      реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения — логофобия. Логофобия включает в себя

      навязчивые переживания и страх возникновения речевых .судорог. Этот страх усиливается в определенных

      ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания «речевых» ситуаций, наблюдается

      ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.

      Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит

      к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы

      отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся.

      Наличие эмболофразии

      При хронически текущем заикании практически все заикающиеся используют в речи однообразные,

      многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: “да;

      вот; это самое” и т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными (“куцо”). Такие

      явления в литературе, посвященной проблеме заикания, принято называть эмболофразией , а сами слова –

      эмболами .

      Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми “трудными” звуками. Например:

      “Я хочу. это вот, я хочу. это вот, я хочу. пппосмотреть. ”. Эмболы могут появляться в конце судороги как

      “вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется

      подобрать адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование эмболов, как правило,

      не осознается заикающимся.

      Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена слов, которые в момент высказывания им трудно

      произнести, на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода меняют смысл

      высказывания, что не всегда осознается заикающимися.

      Наличие вегетативных реакций

      Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно сопровождается вегетативными реакциями.

      Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе

      речи резко усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появиться капли пота на лбу,

      иногда становится влажным не только лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и

      у здоровых лиц, но только в ситуациях сильного эмоционального напряжения.

      Примеры логопедических заключений

      1. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Локализации в

      голосовом аппарате (смыкательная голосовая судорога). Невротической формы. Умеренной степени

      болезненной фиксации. Рецидивирующего типа течения. Дислалия. Простая форма. Увулярный ротацизм.

      2. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Артикуляционно-

      вокальной локализации. Неврозоподобной формы с невротическими наслоениями. Умеренной степени

      болезненной фиксации. Прогредиентного типа течения. Эмболофразия. Дисграфия смешанного генеза с

      преобладанием нарушений языкового анализа и синтеза. Дислексия. Фонематическая форма. НВОНР.

      Стертая форма дизартрии.

      У подростков и взрослых:

      1. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа. Вокально-

      дыхательной локализации. Невротической формы. Выраженной степени болезненной фиксации.

      Волнообразного типа течения. Логофобия. Вегетативные реакции.

      2. Логопедическое заключение : Заикание средней степени тяжести. Клонического типа.

      Артикуляторной локализации. Неврозоподобной формы. Умеренной степени болезненной фиксации.

      Ваш ребёнок начал заикаться?

      Очень часто родители ребёнка с заиканием обращаются за первой помощью к логопеду. Это очень правильно и необходимо. Однако, нередко за этим состоянием скрываются некоторые заболевания, которыми должен заниматься детский невролог. Как правило эти болезни связаны с органическим поражением нервной системы (например, дистония) и требуют совершенно другого лечения и диагностики. Поэтому дети с заиканиями обязательно должны быть осмотрены детским неврологом для проведения дифференциальной диагностики. Также неврологи делают медикаментозные назначения, которые могут значительно ускорить процесс оздоровления речи ребенка.

      Прежде всего, остановимся на таком расстройстве речи, как ЗАИКАНИЕ.

      Заикание (логоневроз) — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднение в устном общении.

      Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием — повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов — это уже заикание. В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни.

      У детей чаще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда ребёнок внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить.

      В речи ребенка, страдающего заиканием, наблюдается повторение отдельных слогов, звуков, вынужденные остановки. Это возникает из-за пароксизмального сокращения мышц речевого аппарата, которые могут быть:

      • тонические (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи)

      Различают заикания по течению:

      • Постоянное — заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.

      Виды заикания по клиническим формам

      Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

      Неврозоподобная форма подразумевает неврологический дефект. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, поздно начинают говорить, развиваются медленнее сверстников.

      При невротической форме заикания происходит нормальное или раннее речевое и моторное развитие, отсутствуют неврологические нарушения. Запинки возникают на фоне стресса. Выраженность невротического заикания зависит от функционального состояния: в спокойной обстановке дети говорят нормально, но при стрессе не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог.

      Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 6 лет. В это время у ребёнка максимально активно формируется фразовая речь, а значит именно речевая функция становится наиболее уязвимой областью психики. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

      Главной причиной является наследственная предрасположенность, а психотравмирующая ситуация может наслаиваться.

      Имеет значение «плохая» обстановка в семье: ссоры родителей, суровое отношение к ребенку, непоследовательность в воспитании старших членов семьи.

      Отставание в речевом развитии и бурное развитие речи.

      • Бывает, что ребенок подражает речи окружающих, стремится высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и тоже начинает заикаться. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь.

      • Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту.

      Хронические заболевания не являются причиной развития нарушений речи, но могут усилить уже существующие. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания.

      Любые нарушения речи, в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

      Лечение заикания есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие.

      Прежде всего, необходимо определить тип заикания — от этого будет зависеть, что делать дальше.
      Обычно приходится работать сразу нескольким специалистам: неврологу, логопеду, психологу, использовать традиционные методы лечения и нетрадиционные.
      Чаще всего при стрессе, болезнях некоторые мышцы спазмируются и остаются в таком состоянии длительно. Напрягаются они и во время негативных эмоций. Напряжение накапливается, и возникают так называемые миофасциальные образования — уплотненные участки мышечной ткани, которые создают помехи в передаче нервного импульса. В данной ситуации может помочь остеопатия, благодаря которой восстанавливается нервная регуляция речи.

      В лечении заикания необходима помощь психолога, который поможет найти травмирующее обстоятельство и помочь преодолеть его.

      Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Логопед проводит артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, дыхательные упражнения. Ребенок тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре.

      Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей с использованием компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство.

      Медикаментозное лечение зависит от причины, формы и тяжести заболевания.

      Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание.

      • Наследственный фактор: дети, имеющие в родне заикающихся лиц и дети, имеющие в своем окружении людей с заиканием;

      Несколько простых правил родителям, соблюдение которых должно помочь ребенку преодолеть заикание:

      • сохранять зрительный контакт с малышом, когда ему трудно говорить;

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector