Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Невротическое заикание у детей логопедическая коррекция у детей

Невротическое заикание у детей логопедическая коррекция у детей

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: В статье расскажем, какие симптомы сопровождают заболевание, и как предотвратить прогрессирование болезни.

Статья:

Невротическое заикание у детей — форма нарушения речи с изменением ритма, с запинками и повторами. Причиной патологии являются какая-либо психотравмирующая ситуация. Другое название — логоневроз. Для устранения недуга необходим комплексный подход с привлечением психолога, психотерапевта. В статье расскажем, какие симптомы сопровождают заболевание, и как предотвратить прогрессирование болезни.

Что такое невротическое заикание

Невротическое заикание развивается вследствие тонико-клонических и тонических судорог артикуляционной мускулатуры. Происходит спазм мышц, которые участвуют в разговоре: языка, гортани, мягкого неба.

Провоцирующим фактором является стресс, психологическая травма в детском возрасте. Возникает обычно в 4 – 5 лет, когда дети начинают активно разговаривать. Однако он может развиться и в более раннем, и в более старшем возрасте.

Наиболее часто причиной невротического заикания являются следующие ситуации:

  • хронический стресс — конфликт в семье или со сверстниками;
  • физический недуг и связанные с ним комплексы;
  • отсутствие взаимопонимания с родителями, практикование физического наказания с их стороны;
  • острая психическая травма — гнев, испуг, страх, стресс.

Еще одна из причин — наследственность. У таких деток с рождения имеется функциональная недостаточность речевого аппарата, что в итоге приводит к заиканию. Поэтому нельзя терять бдительность: не допускайте эмоционального перенапряжения, стрессов. Воспитание и общение должны строится на полном контроле родителями своих эмоций: не срывайтесь на малыше, не кричите на него и не ругайте. Старайтесь находить компромиссы и решайте вопросы с заботой, любовью.

В некоторых семьях родители склонны форсировать развитие ребенка, в том числе речь. С ребенком постоянно занимаются, предъявляются повышенные требования, не учитывающие индивидуальные особенности. Нагружают его чтением, заставляют разучивать сложные слова, стихи. Очевидно, что это непосильные нагрузки в физическом и психическим отношениям. Рано или поздно эта причина приводит к срыву, истерикам, в том числе нарушению речи.

Если в семье уже есть заикающийся человек, малыш может ему подражать.

Симптомы невротического заикания у детей

Невротическая форма заикания у детей характеризуется нестабильной клинической картиной. В спокойной обстановке речь практически обычная, без затруднений. При волнении, эмоциональном перенапряжении, непривычной обстановке у ребенка развивается сильное заикание. Например, таким деткам проблематично отвечать на занятиях, знакомиться с людьми.

Постепенно речевые затруднения сказываются на поведении и характере. Ребенок сознательно не употребляет труднопроизносимые слова, маскирует свой дефект растягиванием звуков. Он избегает незнакомые компании, избегает волнительных ситуаций: выступлений на публике, споров. Дошкольники отказываются участвовать в праздниках, утренниках.

В дальнейшем это откладывает отпечаток на всю жизнь и приводит к огромным комплексам, неумению вливаться в коллектив, разговаривать с людьми. Вот почему нужно вовремя обратиться к специалистам и провести коррекцию заикания.

Первые признаки болезни

При острой психологической травме заикание возникает как невротическая реакция, когда у малыша проходит шоковое состояние.

Хронический стресс приводит к постепенному нарастанию симптомов. Сначала возникают эпизоды затрудненной речи, которые в дальнейшем или проходят, или закрепляются.

Невротическое заикание заключается в прерывистой речи или удлинении звуков (тоническая форма), повторах звуков, слогов или слов (клоническая форма). Встречается и смешанный тип.

Невротическому заиканию у детей сопутствуют другие признаки проблем по неврологии: нарушения сна, фобии, недержание мочи, неврозы.

Диагностика

Диагноз ставится после полного обследования ребенка с участием логопеда и невролога. При необходимости привлекаются другие специалисты: дефектолог, психолог, психотерапевт.

Выделяют следующие этапы диагностики:

  1. Определение темпа, ритма и плавности речи, наличие отклонений этих показателей;
  2. Выявление травмирующей ситуации;
  3. Исключение другой формы заикания — неврозоподобного, который возникает после черепно-мозговой травмы и других поражений центральной нервной системы, сопровождается изменением личности.

Для уточнения диагноза проводится ЭЭГ, РЭГ, МРТ или КТ. Аппаратные методы диагностики позволяют выявить структурные или функциональные изменения центральной нервной системы, если они есть, исключить или подтвердить проблемы по неврологии.

Как лечить

Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.

Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.

Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.
Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи.

Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться.

Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.

Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.

Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.

В сложных случаях показана гипнотерапия.

Упражнения при невротическом заикании

Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.

Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:

  1. Малыш лежит на спине и животом изображает море — делает вдох через нос, надувает животик, выдыхает через трубочку. Упражнение нужно сделать три раза;
  2. Ребенок дует на воду в стакане через трубочку, изображая шторм, аквалангиста или кипение воды;
  3. В тазик с водой запускаются кораблики — сделанные из бумаги, или роль корабликов могут выполнять любые игрушки. Нужно дуть на кораблики, чтобы они доплыли до другого края тазика.
Читайте так же:
Молитва от заикания для взрослого

Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.

Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.

Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.

Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.

Профилактика заикания

Грамотная тактика со стороны родителей позволят предотвратить прогрессирование заикания и предупредить его повторное появление.

Эффективны следующие меры:

  • отказ от строгих воспитательных методов, особенно — физического наказания;
  • работа над отношениями с ребенком — они должны быть доверительными, уважительными, малыш должен знать, что его всегда поймут и примут;
  • ограничение времени пользования гаджетами, компьютером, просмотра телевизора;
  • запрет на жестокие и агрессивные компьютерные игры;
  • отказ от принуждения к чтению, заучиванию стихов — эти занятия приносят пользу, если только ребенок занимается ими с желанием;
  • отказ от публичных выступлений на утренниках, перед коллективом в детском садике или в школе;
  • если ребенок начинает беспокоиться и запинается, отвлеките его — попросите принести что-нибудь, предложить ему фрукт;
  • ограничение продуктов, возбуждающих нервную систему — шоколад, какао, чай, особенно в вечернее время.

Главное в вашей ситуации — внутреннее и внешнее спокойствие. Пусть малыш знает, что мама рядом, что любит его и заботится о нем. Он должен чувствовать вашу уверенность и веру в него. Так он будет более расслабленным, будет охотнее выполнять все задания, а это именно то, что нам нужно.

Не зацикливайтесь на его состоянии, не водите его бесконечно по врачам. Ребенку будет полезнее расти в спокойной атмосфере доверия, любви и заботы. Акцентируйте свое внимание и внимание малыша на успехах, на его достижениях. В таких условиях вы быстрее и легче победите невротическое заикание, а ваш малыш порадует вас правильной речью без признаков запинки.

Коррекция произвольных движений у детей 4-5 лет, страдающих невротическим заиканием

Учитель-логопед: Антонец НаталияВалериевна
г. Санкт-Петербург ГБДОУ детский сад № 202
Оригинал статьи скачать
Выдан сертификат:

Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у дошкольников и служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане распределения психофизической нагрузки по следующей схеме.
1.Ритмическая разминка.
2.Музыкально-ритмические упражнения:
— упражнения для развития основных сторон внимания;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения для развития чувства темпа и ритма;
— упражнения для развития координации движений;
— упражнения на координацию речи с движением.
3. Слушание музыки.
4. Пение.
5. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
6.Упражнения для развития речевых и мимических движений.
7. Игра.
8. Заключительная ходьба под музыку.

Конспект занятия

Ритмическая разминка. Цель: воспитание координации движений, формирование навыков движения в коллективе, ориентировки в пространстве.

Ходьба по кругу в колонну по одному под марш. Бег. Подскоки. Ходьба на носках и на пятках. Далее дети идут обычным шагом, перестраиваются в пары и расходятся в две колонны. Становятся в две линейки друг против друга.

Упражнения «Будь внимателен». Цель: воспитание основных сторон внимания, формирование осознанного восприятия собственных движений.

Дети под музыку на 2/4 приседают и встают. Далее дети, стоящие в одной линейке приседают, а дети, стоящие в дугой, стоят. И наоборот.

Упражнения с мячом. Цель: воспитание свободы действий, вербализация движений.

1.Детям, стоящим в одной линейке, раздаются мячи. Все дети говорят:
Мяч веселый, мяч цветной
Поиграй скорей со мной.
На первую часть музыки дети подбрасывают мяч вверх двумя руками (2 раза), на вторую часть катят по полу тому, кто стоит напротив. Дети, стоящие в другой линейке, ловят мячи. Затем бросают об пол (2 раза) и катят стоящему напротив (муз. Вальс Ф. Шуберт).
Движения соединяются с речевым текстом:
Мячик выше (2 раза)
По полу покатим мяч,
Мячик об пол (2 раза)
По полу покатим мяч.

2. Дети образуют круг. Бросают мяч соседу, называют его имя. Далее бросают мяч об пол в другую сторону.
Вопросы педагога:
— Что у тебя в руках?
— Какого цвета мяч?
— Какой формы мяч?
(Ответы детей с учетом уровня свободной речи).
Далее дети меняются местами и вспоминают, кому кидали мяч.

Упражнение «Жуки». Цель: устранение напряженности, скованности движений.
Дети:
Жук? Жук? Где твой дом?
Под зеленым под кустом.
На первую, тихую часть музыки дети легко бегают по залу, руки напряжены и отведены назад. На вторую, громкую часть музыки вращают расслабленными руками. С концом музыки «уронить» туловище (муз. «Венгерская народная мелодия».

Упражнения на восприятие одинаковых ритмов. Цель: развитие чувства темпа и ритма.
— Девочка шла по лесу и увидела избушку. На двери этой избушки висел волшебный барабан. В него надо ударить вот так:___ ___ _ _ _ и дверь откроется.
(Дети ударяют палочками в барабан).
-В избушке игрушки заводные. Кукла начала танцевать: ___ ___ _ _ _ (Пятка-носок , три раза протопать).
Клоуны грозят друг другу пальцем: ___ ___ _ _ _ (Дети выполняют движения).
А заводной петух хлопает крыльями: ___ ___ _ _ _ (Два взмаха руками и три хлопка).

Читайте так же:
Особенности развития детей с деменцией

Слушание музыки. Цель: создание нужного фона настроения, формирование умения различать настроение музыки.
«Клоуны» Д.Кабалевского. Беседа о музыкальном произведении.
Пение Цель: коррекция темпа речи, нормализация дыхания
«Самолет». Муз. М. Магиденко.
«Веселая дудочка» Муз. М. Красева.
Проговаривание текста песен по 2 и 4 строчки. Уточнение артикуляции трудных звуков.

Упражнения для развития речевых и мимических движений. Цель: развитие точности, переключаемости речевых движений, увеличение их объема.
1.Надуть щеки.
2.Вытянуть губы «У», «О».
3.Улыбнуться «И».
4.Поднять брови «Ой!» (удивиться).
5.Плотно закрыть глаза.
6.Вдохнуть и произнести на одном выдохе: «За-зо-зу-зы»

Упражнения для развития тонких движений. Цель: формирование координации, силы тонких движений.
1.Сжимать и разжимать пальцы обоих рук «Фонарики».
2.Соединить пальцы правой и левой рук «Здравствуй, пальчик».
3.«Барабанщики». Дети ударяют палец о палец и произносят слова:
Мы играем очень громко в барабан, в барабан,
Нас услышат все ребята тут и там, тут и там.

Игра «Лиса и зайцы» Цель: воспитание ловкости, сообразительности, быстроты реакции.
Дети сидят на тульях по кругу («зайцы»). Вне круга ставится стульчик (дом «лисы»). Дети закрывают глаза, логопед обходит круг и тот до кого он дотронется, становится «лисой». Далее дети должны три раза сказать сначала тихо, потом громче (3 раза):
Хитрая лиса, где ты, покажись,
Хитрая лиса, поиграй снами, покружись.
«Лиса» выходит и говорит:
Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню; не отпущу.
Далее дети («зайцы») под музыку прыгают по залу, с концом музыки прячутся, а «лиса» их ловит.

Под марш спокойного характера дети уходят из зала.

Список литературы
1.Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998
2.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Заикание у детей

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Что вызывает заикание у детей?

Источник: old.doctorneiro.ru

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки; .

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

Читайте так же:
Развитие координации и ритмизации движений при заикании

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Первые признаки заикания у детей

Источник: infourok.ru

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Лечение заикания у детей

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

Лечение заикания у детей

Источник: ostrov-j.ru

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Прогноз

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

Логопедическая работа по коррекции речевого дыхания у детей с невротической формой заикания

Актуальность исследований по изучению невротического заикания и совершенствованию способов его коррекции у дошкольников связана с тем, что начало невротического заикания обычно совпадает с периодом интенсивного формирования речи, однако достаточно часто существенное прогрессирование речевых нарушений наблюдается лишь с началом обучения детей в школе. Это А.В. Ястребова объясняет как увеличением нагрузки на нервную систему ребенка, так и неблагоприятным влиянием одноклассников и учителей на психику заикающегося [3].

Читайте так же:
Часть мозга отвечающая за заикание

Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания.

Речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи. Речевое дыхание в онтогенезе развивается спонтанно по мере становления речевой функции, то есть у заикающихся, оно развивается патологически (Л.И. Белякова; Р.И. Клепикова и др.)

Лечение невротического заикания у дошкольников ориентировано на логопедические методы коррекции (Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов) [1].

В практике коррекции голосовых нарушений и терапии болезней дыхательных путей популярной является методика А.Н. Стрельниковой, однако попытки применить ее в работе с заикающимися немногочисленны. Для детей дошкольного возраста методически она не разработана.

Анализ теоретических и методических работ позволяет считать целесообразным использование некоторых положений парадоксальной дыхательной методики А.Н. Стрельниковой для увеличения объема воздуха в легких и развития грудобрюшного типа дыхания, автоматизированность которого, по нашему мнению, должна предшествовать развитию речевого дыхания [2].

Настоящее исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Непоседы» ЯНАО г. Муравленко. Всего было обследовано 3 детей в возрасте 5-6 лет, имеющих заключение ПМПК — F 98.5 (по МКБ-X).

На первом этапе эксперимента на основе анализа медицинской, психологической и педагогической документации, логопедического обследования мы составили общую характеристику на группу детей, принявших участие в констатирующем эксперименте.

Вторым этапом было определение доминирующего типа дыхания, длительности фонационного выдоха и характера речевого дыхания.

Доминирующий тип дыхания определялся визуально и тактильно (рукой экспериментатора) в процессе различных экспериментальных ситуаций; в положении лежа с игрушкой (рукой) положенной на живот, в положении сидя и стоя.

Длительность фонационного выдоха определялась экспериментатором на слух с использованием секундомера. Сначала ребенку показывалось, а затем предлагалось самому сделать быстрый вдох ртом и долго тянуть звук А: «Быстро вдохни воздух ртом и затем долго-долго, как сможешь, красиво пой звук А».

С каждым ребенком данное измерение проводилось трижды и выбирался наивысший результат. Характер речевого дыхания определялся в процессе речевой деятельности детей на слух и визуально: при сформированности речевого дыхания ребенок быстро и достаточно глубоко вдыхал воздух перед началом речи и произносил речевое задание, не пользуясь дополнительными вдохами и не прерывая речь. Характер речевого дыхания определялся по тому, какая по сложности речевая задача могла быть выполнена ребенком в процессе одного речевого выдоха (отдельное слово, фраза из 2-х — 3-х коротких слов, сложная фраза).

Доминирующий тип дыхания и характер речевого дыхания уточнялся методом наблюдения в процессе двигательной активности и речевой деятельности детей.
Каждый раз измерение проводилось трижды, выбирался наивысший результат и заносился в таблицу. Из 3 заикающихся дошкольников, наследственная отягощённость заиканием отмечалась у 2 детей (у одного заикалась мать, а у другого отец).

Нервно-психических заболеваний в семьях не было, в то же время у семи матерей было выявлены тревожно-мнительные черты характера, склонность к астено-невротическим реакциям (плохой сон, быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость и т.п.), у одной матери возбудимые черты характера в виде несдержанности, раздражительности, вспыльчивости.

Семейное воспитание в большинстве случаев характеризовалось повышенной тревожностью за состоянием здоровья ребенка, подавлением его самостоятельности, в целом авторитарный тип воспитания. У данных детей было характерно отсутствие в анамнезе указаний на патологию беременности и наличия родовых травм.

При анализе возрастных этапов развития моторных функций было выяснено, что моторика обследованных детей развивалась в пределах возрастной нормы: сидеть они начали в 5-6 месяцев, самостоятельно ходить в возрасте 9-11 месяцев.

Первые слова у 2 детей появились в 9-10 месяцев, а у остальных детей в возрасте одного года. Фразовая речь появилась в 14-18 месяцев. В короткий промежуток времени дети начали говорить развернутыми фразами, быстро пополняя словарный запас.

До появления речевого нарушения у всех исследованных детей отмечалась повышенная впечатлительность, неустойчивость настроения, тревожность, нарушение сна, страхи, трудности привыкания к новым условиям.

Начало заикания у 2 детей было точно зафиксировано родителями по времени и связывалось ими с определенной ситуацией. Эти ситуации были разными, но все они имели для ребенка психотравмирующие последствия.

У третьего ребенка заикание началось после испуга (пожар в соседнем доме). У 2 детей заикание началось в возрасте 3,5 -4 года, а у третьего ребенка в возрасте 4 лет 8 мес.

Динамика речевого нарушения характеризовалась волнообразностью течения. Речь ухудшалась в ситуациях прихода гостей, посещения цирка и всегда при ссорах между родителями или утомлении, в то же время иногда у детей наблюдались периоды плавной речи.

Анализ медицинской документации показал, что у заикающихся детей было обнаружено соответствующее возрасту психофизическое развитие и отсутствие неврологических признаков органического поражения мозга. Анализ результатов обследования психологом показал, что эти дети имели хорошо развитую память, развитие мышления соответствовало норме, так же, как и их интеллектуальное развитие в целом.

Логопедическое обследование выявило у всех детей данной группы высокий уровень развития речи. У всех детей отсутствовало нарушение звукопроизношения. Так же у всех детей отмечался богатый словарный запас и грамматически правильное построение предложений.

У 2 детей диагностирована легкая степень заикания, которое характеризовалась наличием клоно-тонических судорог. Во время рассказа по сюжетным картинкам на логопедическом занятии у этих детей отмечалось 0-2 судорожных запинки. Редкие судорожные запинки появлялись также в ситуации общения с незнакомыми или малознакомыми лицами. Во время общения со сверстниками в процессе игры судорожных запинок у них не наблюдалось.

Ксюша Б. Рассказ по серии сюжетной картинке: Папа сидит в кресле. Он смотрит телевизор. Мама готовит обед. Варит суп. Ба-бабушка вяжет носки. Б…ратик играет в машинки.
У 1 ребенка речевое нарушение было выражено в, средне-тяжелой степени. В этих случаях тоно-клонические судороги артикуляторно-дыхательного типа проявлялись в процессе составления рассказа по сюжетным картинкам (3-7 судорожных запинок), в диалогической и спонтанной речи, которые усиливались при незначительном эмоциональном напряжении (например, появление в логопедическом кабинете кого-нибудь из персонала). Во время общения со сверстниками судорожных запинок не было.

Читайте так же:
Эмоциональная сфера и школьная тревожность

Сергей К. — 7 лет 2 месяца. Рассказ по серии сюжетной картинке: Д-д-девочка играет с куклой. Волосы причесывает. Прическу дь-делает. Чтобы кукла к. расивой была. У куклы к…расивое платье и бантик.

Характер и качество речевого дыхания определялись в процессе наблюдения за ребенком в разных речевых ситуациях визуально, на слух, и с помощью тактильных ощущений экспериментатора (экспериментатор клал свою ладонь на область диафрагмы ребенка, не фиксируя внимания ребенка на этом движении).

Заикающиеся дошкольники преимущественно использовали верхне-рёберный тип дыхания. Длительность фонационного выдоха у детей с заиканием составляла 7-12 секунд.

Произнесение отдельных слов у большинства детей наблюдалось в разные фазы дыхания, как на выдохе, так и в фазу полного выдоха, и на вдохе. Лишь у двух детей произнесение отдельных слов происходило преимущественно в фазе выдоха.

Речевой выдох, у детей с заиканием прерывался дополнительными вдохами. Иногда фразу они начинали произносить в момент полного выдоха и в процессе вдоха. В эти моменты речь детей становилась как бы «захлебывающейся», то есть отсутствовало временное соотнесение фазы выдоха и речевой артикуляции.

При произнесении стихотворных текстов речевое дыхание у заикающихся детей также нарушалось. Иногда дети начинали произносить стихотворную строку без предварительного вдоха, в результате фраза расчленялась дополнительными вдохами, что отражалось на плавности речи, даже в те моменты, когда речь была свободна от судорожных запинок.

Также отмечалось произнесение стихотворных строк в процессе вдоха.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с заиканием речевое дыхание развивалось патологически.

Констатирующий эксперимент выявил, что у заикающихся дошкольников, в отличие от их сверстников с нормальной речью, снижен объем воздуха в легких, не формируется грудо-брюшной тип дыхания, речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием речевого выдоха для дополнительного вдоха, отсутствием временных соотнесений фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания.

В формирующем эксперименте приняло участие 3 детей,, страдающих невротической формой заикания дошкольного возраста. Дети занимались 1 раз в неделю с логопедом в условиях психо-неврологического диспансера под наблюдением невролога и посещали ДОУ, где занимались с детьми по традиционной методике, поскольку в ДОУ нет логопедических групп и детям не созданы специальные условия с учетом их речевого дефекта.

На основе данных констатирующего эксперимента, нами был разработан индивидуальный маршрут развития детей с невротической формой заикания с акцентом на развитие речевого дыхания и нормализацию в целом речевого развития дошкольников.

Наше коррекционное воздействие рассчитано на 6 мес. Коррекция выстраивалась с учетом специальных и обще дидактических принципов, а так же имеющихся в практике коррекционной педагогики методик коррекции заикания у детей. Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay впервые обосновали принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, на которые мы будем опираться в своей работе:

Цель логопедической работы: развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с невротической формой заикания.

  • Формирование техники нормативной речи через создание координации в работе дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов.
  • Активация развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале.
  • Закрепление навыков плавной слитной интонационно выразительной речи.

В основу нашей логопедической технологии легла методика Н.А. Власовой и Н.М. Асатиани, поскольку она рассчитана именно на нормализацию речевого дыхания у заикающихся [3].

Она включала следующие этапы:

1 этап — подготовительный этап.

В первую очередь для всех детей был организован щадящий режим (общий и речевой) на логопедических занятиях и дома. С этой целью использовались игры-молчанки, на фоне которых начиналось проведение психологических, психотерапевтических и логопедических занятий.

2 этап — активной терапии.

Здесь проводились систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, релаксация, индивидуальная психотерапия, логопедическая ритмика, медикаментозное лечение.

На данном этапе была организована лечебно-оздоровительная работа, которую проводил и направлял врач, включающая создание благоприятной обстановки для лечения, организацию режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебную физкультуру и ритмику, медикаментозное лечение, физио- и психотерапию.

3 этап — заключительный этап.

На заключительном этапе проводилась подготовка дошкольников к наиболее сложным для них речевым ситуациям – публичному выступлению перед аудиторией.

Логопедические занятия проводились ежедневно. Они начинались с дыхательных упражнений и упражнений на мышечную релаксацию. Такое начало способствовало положительному настрою на работу и успокоению.

Процесс обучения релаксации состоял из трех этапов:

I этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

Логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им принять эту позу, привыкнуть к ней. Педагог показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие.

Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата (II этап).

Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.

  • Первая часть – это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Новые упражнения даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.
  • Вторая часть – это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия.

По окончании интенсивного курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector