Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детский невроз

Детский невроз

Как правило, невроз навязчивых состояний у детей дошкольного возраста проявляется в повторяющихся движениях, действиях, которые родители часто принимают за вредные привычки или капризы. Чем раньше мы поймем, с чем имеем дело, тем эффективнее будет помощь.

Причины и симптомы

Спровоцировать расстройство нервной системы ребенка может сильное эмоциональное потрясение, чрезмерная утомляемость и другие негативные внешние факторы. Принято считать, что основной причиной этого у малышей двух-трех лет, дошкольников четырех-пяти лет является семья и взаимоотношения в ней, поскольку в этот период они тесно общаются только с родителями. На детей шести-семи лет, учащихся первых классов, помимо семьи, влияние оказывает школа, отношения в коллективе, процесс обучения.

Врачи Москвы отмечают, что родителей все чаще интересует, как лечить детский невроз в 2 года. На прием приводят младших школьников (6-7 лет) и детей дошкольного (4-5 лет) возраста. Невроз стал стремительно «молодеть». Радует в этом случае тот факт, что такие детские психические расстройства являются обратимыми. Их устранение возможно, независимо от длительности и характера течения.

Детский невроз

Признаками невротической реакция являются навязчивые движения и различные беспричинные страхи. Казалось бы, какой может быть невроз у ребенка 3 лет? Но родителей должно насторожить:

  • тик;
  • навязчивые действия частями тела (похлопывания, притопывания, шмыгания носом, подергивание плечом и другие);
  • речевые нарушения;
  • энурез;
  • тревоги, страхи.

Малыши 2-4 лет становятся раздражительными, часто плачут, впадают в истерику, могут биться головой о различные предметы, разбрасывать игрушки. Дети постарше грызут ногти, боятся находиться в закрытом помещении или наоборот, закрываются от всех в своей комнате и не реагируют на взрослых.

Многие в Москве спрашивают, что делать если у ребенка 4 лет невроз? При любых симптомах изменения поведения необходимо обращаться за консультацией к психотерапевту или психологу, чтобы невротическое состояние не трансформировалось в серьезное психическое заболевание.

Видео с Ильей Гернетом:

Особенности лечения

Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.

В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:

  • изучение и коррекцию психологического климата в семье;
  • занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
  • физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.

Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.

УслугаСтоимость
Первичная консультация по телефонубесплатно
Подробная консультация по телефону/skypeот 1 000 рублей
Консультация психиатра в клиникеот 1 500 рублей
Выезд на домот 5 000 рублей
Срочный выезд на домот 8 000 рублей
Прием детей и подростковот 5 000 рублей
Прием взрослыхот 7 000 рублей
Постоянное наблюдение у психиатраот 10 000 рублей

Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.

Симптомы неврозов у детей и их последующее лечение

Детский невроз – это временная психологическая реакция ребенка на трудные ситуации, которые переживаются им очень болезненно и отражаются, прежде всего, на поведении и эмоциональном состоянии. Безопасное и эффективное лечение неврозов у детей – это одно из направлений клиники «Медицина 21 век». Наши специалисты готовы оказать квалифицированную помощь в устранении таких заболеваний, как неврастения, истерики, неврозы навязчивых состояний и страха, нервные тики и панические атаки.

Причины развития нервозов в детском возрасте

  • Нехватка положительных эмоций – материнского тепла, любви, похвалы, одобрения;
  • Врожденные нарушения работы нервной системы;
  • Регулярные конфликты в семье;
  • Трудности поиска детского «Я» и наиболее удобных путей самовыражения;
  • Длительные физические или умственные нагрузки;
  • Внезапные перемены (смена школы, развод родителей), переживания и стрессы.

Стоит отметить, что причин для начала лечения неврозов у детей может быть несколько: чрезмерная раздражительность, неусидчивость, заторможенность, капризность, истерики, проблемы с питанием, потеря интереса к обучению и играм, бессонница и др. Поэтому, если с вашим чадом происходит что-то подобное, не откладывайте и обратитесь к врачу-неврологу. Детские проблемы с психикой способны обострятся и принимать более тяжелые формы, с которыми в дальнейшем будет бороться гораздо сложнее.

В настоящее время весьма проблематично найти грамотного и компетентного специалиста в области детской неврологии. Доверьте здоровье своего ребенка реабилитационному центру «Медицина 21 век», где работают опытные и высококвалифицированные врачи, способные обеспечить эффективное и безвредное лечение детских неврозов на любых стадиях развития болезни.

Что мы готовы предложить своим пациентам?

  • Полную анонимность и конфиденциальность лечения;
  • Комплексное высококачественное обследование с использованием прогрессивного и надежного оборудования;
  • Индивидуальный и доброжелательный подход к каждому ребенку;
  • Подробная консультация психотерапевта, объяснение результатов обследования доступным для родителей языком;
  • Грамотный подбор препаратов для составления персональной программы лечения;
  • Сопровождение лечебного процесса и профилактика болезни.

Желаете навсегда избавить своего ребенка от невротических расстройств? Лечение неврозов у детей в Воронеже с клиникой «Медицина 21 век» – это быстро, качественно и эффективно!

Вопросы и ответы

Первичный прием.Обычно первая встреча является ознакомительной консультацией, где мы знакомимся с Вами, проясняем суть проблем, которые привели Вас в психотерапию и обсуждаем ожидания от психотерапии. Обычно после первой консультации мы принимаем совместное решение относительно того, имеет ли смысл проходить психоаналитическую терапию и определяемся с ее форматом.
________________________________________
Основная часть психотерапии.Когда решение о прохождении психоаналитической психотерапии принято, мы приступаем к основной части психотерапии, которая может продолжаться разное количество времени. Продолжительность психотерапии зависит от проблемы, структуры личности клиента и его запроса. Так же немаловажную роль играет мотивация клиента и внутренняя готовность к изменениям. Задача психолога – используя все свои знания, навыки и умения создать условия для того, чтобы личностные изменения относительно запроса клиента происходили наиболее эффективно.
________________________________________
Завершение психотерапии.Это очень важная и ответственная часть психотерапии. Считать психотерапию действительно завершенной можно тогда, когда у клиента произошли глубинные изменения и когда клиент и психотерапевт сходятся во мнении, что на данном этапе эти изменения достаточно устойчивы и здесь можно поставить точку. Досрочное завершение или прерывание психотерапии является травматичным и нежелательным для клиента.

Психотерапевт не работает с душевнобольными людьми, они в период обострения лечатся в психиатрической больнице. Ваш врач заметил у Вас признаки невроза-обратимого заболевания, поддающегося лечению у психотерапевта.Лечение у психотерапевта — это проявление мужества и сознательности. Практически все психотерапевты сами имеют длительный опыт личной терапии, чтобы на своим опыте понять что это такое.

Психотерапевт обязан рекомендовать пациенту такую частоту посещений и длительность лечения, которые необходимы для успешного результата. Психотерапия, в среднем, включает 5-20 врачебных сеансов ,и вопрос о её вероятной продолжительности проясняется после нескольких сеансов. Рассудите сами-часто приходят спустя 1-5 лет после появления проблемы, лечить моментально,наложением рук, врач не умеет.

Цель психотерапии — способствовать самостоятельной жизнедеятельности пациента, а не развитию в нём зависимости от психотерапевта. Проще вылечить человека и дать дополнительный толчок «сарафанному радио», по которому приходит до 65% пациентов,для сравнения: от медиков не более 3%.

Лекарства в психотерапии занимают 15-20% объёма лечения, однако зачастую без них не обойтись. Ни один пациент, строго выполняющий назначения врача не стал зависимым.Ни один врач не ставит перед собой такой задачи и всячески препятствует,не допускает появлению зависимости.

Сейчас в стране уровень невротизации населения по различным оценкам от 40 до 74%.То есть из десяти человек минимум у четырёх выявляются неврозы или подобные проблемы.Неврозы-обратимые заболевания,поддающиеся полному излечению.

Имеются противопоказания необходима консультация
специалиста. Все права защищены

Невроз у ребенка

В последней, самой современной международной классификации болезней (МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных наименование широкой группы расстройств — «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи) по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз — это болезнь (см. Невроз в клинике). Не симуляция, не придурь, не «расстроенные нервы», — болезнь, требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз «полноценным» заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня наблюдается довольно пестрая картина.

Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:

— Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач, во всем этом не понимаю, вижу — жене плохо и все. А потом она сходила к врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: «невроз». Вот и все дела. Все от нервов — я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет. Но разве она меня послушает?!

— Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, — невроз у него и все. Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз — это-то я знаю, берешь ремень и.

То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании, отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз — болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом руки.

Все невротические расстройства объединяет одно — все они в той или иной степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения, развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать, отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были, безусловно, З. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные направления психологии и психотерапии, — А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.

Сам термин «невроз» был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году. Означает он в переводе с греческого — «болезнь нервов». Поскольку какое-нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например, определение, приведенное в «Толковом словаре психиатрических терминов» и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому. Звучит оно так:

«Неврозы — это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений».

Для неврозов характерны:

  1. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;
  2. психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией — с другой стороны;
  3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть расстройства функции и состояния, а не органические поражения).

Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982 году. Они включают в себя:

  1. наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
  2. наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;
  3. выявление характерного типа невротического конфликта;
  4. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

Какие бывают неврозы?

При всем многообразии классификаций и выделения различных форм невротических синдромов, о котором мы уже говорили, все же общепризнанным остается существование трех классических форм невроза в качестве основных — неврастении (астенический невроз), истерического невроза и невроза навязчивых состояний.

Их-то мы, во избежании дальнейшей путаницы, и рассмотрим.

Неврастения

При этом расстройстве основными симптомами болезни являются жалобы на повышенную утомляемость, снижение успеваемости и продуктивности в других делах, невозможность сосредоточиться, физическая слабость и истощаемость даже после минимальных усилий, невозможность расслабиться. Часто к этому присоединяются и другие неприятные физические ощущения, такие как головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства. Обычна также раздражительность, потеря чувства радости жизни, удовольствия, различные нарушения сна.

Иногда неврастеническому синдрому непосредственно предшествует заболевание гриппом, вирусным гепатитом или инфекционным мононуклеозом.

Но чаще всего астенический невроз возникает в связи с продолжительно воздействующим стрессом, длительным недосыпанием, умственным или физическим переутомлением, опасной для жизни ситуацией.

Ребенок при неврастении обычно робок и неуверен в себе. Его стиль приспособления к жизни – капитуляция перед ней. Всем своим видом он как бы говорит: «Оставьте меня в покое — я болен!» Это одна из форм психологической защиты. Как правило, такого ребенка действительно щадят и жалеют. Он приспособился.

Но существует и такое понятие, как внутренний конфликт. Внутренний конфликт — это, как правило, противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки или установки. Иногда одна из позиций сознания противоречит другой — это тоже внутренний конфликт.

Бывает и так, что противостоят друг другу две установки (например, установка, внушенная отцом: «Надо бороться!» И установка бабушки: «Безопасность — любой ценой!»). Такой внутренний конфликт целиком неосознаваем.

Внутренний конфликт — основа, стержень любого невроза. Он раздваивает человека, делает его эмоционально и поведенчески нестабильным. Психическая травма или длительное психологическое напряжение привели к доминированию одной стороны, участвующей в конфликте (например: «Я ничего не могу, всего боюсь»), но вторая («Хочу, желаю») тоже никуда не исчезла.

И поведение ребенка, страдающего неврастенией, тоже может быть контрастным. То он труслив, то вдруг отчаянно решителен. То отказывается от выполнения очень простого и посильного задания, то вдруг берется за трудное и явно непосильное для себя. Такой ребенок болезненно самолюбив, раним и обидчив. Его очень легко оскорбить. Его тяжелые переживания приводят к ухудшению работы его внутренних органов. У него часто болит и кружится голова, часто плохой аппетит или очень прихотливый вкус в еде. Часто прибавляются другие, иногда очень причудливые соматические симптомы. Таким образом, неврастения — это своеобразное «бегство в болезнь».

Невроз навязчивых состояний

Основной чертой этого расстройства являются повторяющиеся навязчивые мысли или действия. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или влечения, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному. Они почти всегда тягостны, и больной часто пытается сопротивляться им. Тем не менее они воспринимаются как собственные мысли или идеи, даже если возникают непроизвольно и невыносимы.

Навязчивые действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся вновь и вновь стереотипные поступки. Они не доставляют внутреннего удовольствия и не приводят к выполнению внутренне полезных задач. Их смысл, как правило, заключается в предотвращении каких-либо маловероятных событий, причиняющих вред больному или членам его семьи (смерть, заражение, арест и т. д.).

Обычно, хотя и необязательно, такое поведение воспринимается больным как «глупое» или бессмысленное, и он время от времени повторяет попытки сопротивления ему.

У детей невроз навязчивых состояний чаще проявляется в совершении навязчивых действий, таких как мытье рук, хождение только определенным маршрутом, пересчитывание каких-либо предметов и т. п.

Часто развитию невроза навязчивых состояний предшествуют страхи в более раннем возрасте. У людей с этим расстройством обострен инстинкт самосохранения. Вся их жизнь полна опасностей, от которых нужно непрерывно защищаться. Иногда дети «защищают» таким образом не только себя, но и других значимых людей (как правило, родителей, но я знала девочку, которая ежедневно завязывала семнадцать узелков на перекладине кроватки своего новорожденного брата, чтобы спасти его от смерти. На ночь узелки нужно было развязывать, а с утра завязывать вновь). Иногда дети осознают причину своих ритуальных действий (так, моя знакомая девочка говорила: «Я делаю это, чтобы Володенька остался жив»). Но иногда ритуалы существуют как бы сами по себе. Ребенок ходит кругами, часами высчитывает какие-то числа, прикасается или, наоборот, не прикасается к каким-то определенным предметам, но объяснить всего этого не может, говорит лишь, что «так нужно делать».

Эти дети, как правило, тревожны, гиперсоциальны и педантичны. Их внутренний конфликт — это конфликт между обостренным инстинктом самосохранения (и проистекающими из этого многочисленными опасностями) и установкой «надо!», «все должно быть сделано как следует, на совесть!». Их психологическая защита выражается в своеобразном чувстве собственного превосходства над другими детьми: «Я очень ответственный и внимательный человек. У меня все „схвачено» и проверено. Я не упущу даже мелочи. А боюсь я потому, что понимаю больше других».

Тщательное выполнение ритуалов на время успокаивает ребенка, но не может принести облегчения навсегда. Такой ребенок постоянно что-то проверяет и перепроверяет, но все равно все время боится, что что-то забыто или упущено. Он боится чего-то неопределенного, того, что может случится, и этот страх не на шутку изматывает его, истощает его адаптационные механизмы.

Истерический невроз

Истерия как отдельное заболевание известна с глубокой древности. Описание случаев истерии есть в Новом и Ветхом заветах. Великий русский физиолог И. П. Павлов считал, что в основе истерии лежит слабость нервной системы, главным образом коры головного мозга, преобладание подкорковой деятельности над корковой и первой сигнальной системы над второй.

Для истерии характерны большое разнообразие клинических проявлений, роль в их возникновении внушения и самовнушения, повышенная эмотивность.

В. И. Гарбузов так пишет об истерическом неврозе: «Поведение, которое принято характеризовать как истеричное, — древняя форма приспособления слабых. Из этологии (наука о поведении животных) известно, что животные, не способные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть, и хищник не замечает их, поскольку они неподвижны, или отказывается от “мертвого”. Иногда животное, почувствовав опасность, начинает неистово метаться — проявляется так называемая двигательная буря, и в итоге животное спасается, случайно найдя выход или отпугивая хищника неожиданно бурной реакцией. При неврозах часто отмечается выход детей на древние для человека, напоминающие таковые у животных механизмы поведения. Именно потому, что истеричность — приспособление слабых, мы наблюдаем истерический невроз ранее других, у самых маленьких. Он характерен также скорее для инфантильных, несамостоятельных и чаще всего, по нашим данным, встречается у детей с низким уровнем умственного развития. »

Внутренний конфликт у такого ребенка — это конфликт эгоистических желаний «хочу» или «не хочу» с социальными требованиями и оценками «надо», «нельзя», «стыдно».

Ребенок с истерическим неврозом, как правило, непроходимо эгоистичен. Приспособление при истерическом неврозе происходит благодаря тому, что неосознаваемая часть нашей психики обладает удивительной способностью — создавать «по требованию» функциональную модель практически любого заболевания. «Заболев» таким образом, ребенок легко добивается своего (мать остается с ним, он не идет в детский сад, школу и т. д.). Симптомы проявившегося «заболевания» могут быть самыми разными — от недержания мочи и кала до тяжелых параличей.

Ребенок, страдающий истерическим неврозом, искренне уверен, что он тяжело и хронически болен, но, в отличие от ребенка с неврозом навязчивых состояний, даже не пытается бороться со своим заболеванием. К врачу, который скажет ему, что его ежедневные повышения температуры совершенно не связаны с его желудком, сердцем и т. д., такой ребенок больше никогда не придет.

Из всех форм неврозов истерический невроз труднее всего поддается лечению, практически не излечивается сам собой. Ребенок с истерической формой невроза больше других изматывает родителей. Нужно помнить, что сам ребенок при этом отнюдь не «симулянт». Он не может по своей воле «прекратить» паралич, понизить температуру, остановить рвоту. Он болен. И его нужно лечить, хотя его болезнь упорно и изощренно сопротивляется этому лечению.

Основные предпосылки возникновения неврозов у детей

Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; а также — наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта. См. →

Что делать, если у ребенка невроз

Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило, длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей ребенка. См. →

Невроз отличника – пример работы психолога

Если предположить, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.

Предневрозный характер — имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать — это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков. См. →

Детский невроз — знак, что в семье непорядок

Малыш может начать бегать на носочках, или после скандала в детском саду может "не добегать" до туалета, может стать плаксивым или агрессивным, а может сосать палец. Почему возникают неврозы у детей, мы спросили у Екатерины Вахтанговны Джинчарадзе, к.м.н., врача-психиатра Клинико-диагностического центра МЕДСИ:

Что провоцирует невроз у ребенка?

В возникновении детских неврозов как психогенных заболеваний основная причина в разнообразных психотравмирующих факторах, и как правило, многое зависит от родителей. Вот какими могут быть причины неврозов:

— первоначально проблемы семейных взаимоотношений,

— дефицит положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения,

— проблемы поиска своего "я" и оптимальных путей самовыражения, самоутверждения и признания,

— неврозы в детском возрасте могут быть клинико-психологическим выражением личностных проблем родителей — эгоцентризма, затрудняющего принятие ребенка и его индивидуальности,

— тревожность мам и пап, лежащая в основе гиперопеки,

— внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье,

— а также излишняя принципиальность, ведущая к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.

Ребенок начинает болеть, когда ему не хватает внимания и любви родителей

Как понять, что у ребенка невроз? Что должно стать «звоночком» для похода к врачу?

Неврозы наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того расстройство носит клинически стертый характер и поэтому остается нераспознанным родителями и мало осознается детьми.

Проявления неврозов у детей могут быть самыми разными:

— склонность к слезам и капризам,

— непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

— двигательная расторможенность, суетливость,

— быстрая потеря интереса к играм,

— неустойчивость внимания, отвлекаемость,

— потеря аппетита,- расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

Какие бывают неврозы

Неврозы страха. Самыми распространенными проявлениями неврозов являются предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации. Содержание страхов зависит от возраста.

У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью.

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплинами, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается такой невроз отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), плохим настроением.

При навязчивых страхах у детей более младшего возраста преобладают фобии загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений.

Среди неврозов, возникающих в раннем детстве, занимают важное место:

— Заикание — судорога мышц речевого аппарата,

— ночной энурез — ночное недержание мочи,

— неврастения у детей — синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями),

— истерический невроз — жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии,

— припадки — падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка.

Невроз навязчивых движений, страхов у детей (тик). Это движения в отдельных группах мышц, напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от неприятных ощущений:

— мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, соринки в глазу,

— движения в шее как реакция на тесный воротник,

— движения головой как отрицательный ответ,

— покашливание, кряхтение, придыхание.

Как правило, тики появляются не ранее 2—3 лет. Невротические тики важно не спутать с гиперкинезами при неврологических расстройствах. Но тут вам поможет только доктор!

Чего боятся подростки

Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Как лечат невроз?

В первую очередь это психотерапевтические мероприятия. Важно наладить отношения в семье, провести психотерапию, которая поможет ребенку разобраться со своими личностными проблемами и может понадобиться групповая психотерапия, чтобы наладить отношения ребенка со сверстниками.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков — это хорошая атмосфера в семье. Если у ребенка появился страх, нужно с ним разобраться. И это значит, что родители должны быть рядом, должны помочь, а не отругать за трусость.

Важно в целях опять же профилактики "закаливать" ребенка психологически. Учить его быть активным, инициативным, учить преодолевать трудности.

А для родителей школьников первым правилом должно быть — следить за нагрузками. Чтобы у ребенка не было информационных перегрузок.

Если у вас есть вопросы к педиатру, неврологу, гинекологу, психологу и другим специалистам, пишите на mama@kp.ru

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
4 страшных тайны паническая атака или невроз сердца
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector