Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия. Страх; сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности. Страхи переживаются и взрослыми людьми. А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны. В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических; рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации; Очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности (; Упадешь,; Обожжешься; ), запугивают его (; Отдам тебя дяде,; Придет Баба-Яга и заберет; и др. ); Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение. Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются: конкретный случай; укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия; детская фантазия; чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес); семейные конфликты; ребенок боится; стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение; отношения со сверстниками; если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками; невроз; расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально. Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии; признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира. Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка. У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от; матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки. До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты; Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи. После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания; теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании; быть никем; ). Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то; же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью. С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой; боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку,; не оправдать ожидания взрослых. С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением своей внешности и различные страхи межличностного происхождения. Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей. Стах одиночества. Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить; малыша, что дом; безопасное место, и хотя вам и приходится; уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда; следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени; Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка. Боязнь темноты. Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом; У-У-У; или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное; закаливание; темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт. Страх смерти. Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа; если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть; Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где; в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту. Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления; просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если; страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться. Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему. Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае: 1. Наказывать ребёнка за его страхи. 2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости. 3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится). 4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами. Чем родители могут помочь ребенку? 1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т. к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину; своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы. 2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите. 3. Найти; ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла. 4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям. 5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо. 6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке). 7. Показать ребёнку, как можно; изливать; страхи на бумаге и провести; ритуал; их; уничтожения. Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту; Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем. Признаки патологических (невротических страхов): Появление необычайно сильного страха,; несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации. Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению. Затяжное течение страха, приводящее к выраженному; нарушению общего состояния (сна, аппетита). Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх. Со временем ребенок; перерастает; большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве. Подготовила социальный педагог Юдина лада Сергеевна. Источники: http: ///strahi-i-fobii/ Скопировано с сайта; http: /// https: ///diseases/children/childhood-fears

Невроз страха у детей дошкольного возраста

Детские страхи, в целом, нормальное явление, сопровождающее развитие и социальную адаптацию ребенка. Но если они не соответствуют возрасту, переживаются чересчур эмоционально или начинают угнетать ребенка, то для борьбы с ними требуются специальные занятия.

Читайте так же:
Что такое психоз при инсульте

Страх – сильнейшая эмоция, основанная на инстинкте самосохранения. Он возникает ввиду реальной или мнимой (но воспринимаемой как реальной) опасности. Страхи переживаются и взрослыми людьми.

А в детском возрасте они могут оставить отпечаток на формировании личности. Происходит это из-за того, что опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

В начале своей жизни ребенок опасается всего нового. Он одушевляет предметы, верит в реальность сказочных персонажей и героев мультфильмов. Он слишком мал, чтобы выстроить цепь логических рассуждений, поэтому верит словам взрослых и переносит на себя их реакцию на самые разные ситуации.

Очень часто причиной возникновения страха у ребенка выступают именно взрослые люди. Порой родители излишне эмоционально предупреждают ребенка о грозящей ему опасности («Упадешь!», «Обожжешься!»), запугивают его («Отдам тебя дяде!», «Придет Баба-Яга и заберет!» и др.).

Зачастую ребенок напуган не столько самой ситуаций, сколько реакцией на нее со стороны взрослого человека. Он различает тревожные нотки в голосе, ему передается волнение.

Другими причинами, вызывающими детские страхи, являются:

— конкретный случай – укус животного, ребенок застрял в лифте, стал участником дорожно-транспортного происшествия;

— детская фантазия – чудовища, появляющиеся в темноте или определенном месте (шкаф, чердак, лес);

— семейные конфликты – ребенок боится стать причиной ссор родителей, ощущает вину за ее возникновение;

— отношения со сверстниками – если ребенок становится объектом насмешек, оскорблений, то возникает страх перед общением с ровесниками;

— невроз – расстройство, требующее консультации специалиста, часто является причиной страхов, не свойственных детям данного возраста или протекающих чересчур эмоционально.

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.

Читайте так же:
Частые позывы к мочеиспусканию при неврозе

До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением своей внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.

2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.

3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).

4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребенку?

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.

2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.

3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.

4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.

5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.

6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).

7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

— Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.

Читайте так же:
Выжить при депрессии и неврозе

— Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.

— Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).

— Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Неврозы и страхи у детей

Понятие и причины возникновения неврозов. Особенности проявления неврастении, истерии, невроза навязчивых состояний, заикания, тика. Виды и происхождение страха, его возрастная динамика и выявление. Устранение страхов у детей посредством рисования и игр.

Подобные документы

Страх и виды тревожности. Проявление страхов у детей младшего школьного возраста. Преодоление страха и тревожности у детей. Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов и специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

курсовая работа, добавлен 20.02.2012

Понятие, формы и виды страха. Причины развития патологических форм. Пути преодоления страхов у дошкольников. Игровая коррекция, рисование и лепка детских страхов. Исследование причин появления и методика выявления страхов у детей с помощью рисования.

реферат, добавлен 03.04.2011

Основные подходы к пониманию страха у детей-дошкольников. Изучение причин и последствий невротических страхов. Организация пилотажного эмпирического исследования, направленного на выявление детей, находящихся в группе риска развития невротических страхов.

статья, добавлен 06.04.2014

Исследование страхов в отечественной и зарубежной психологии: сущность понятия «страх», место страха в структуре эмоциональных состояний. Этапы развития самосознания человека. Страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте, отрочестве и юности.

курсовая работа, добавлен 21.07.2011

Причины возникновения страхов. Дневные и ночные страхи. Особенности эмоционального состояния детей с задержкой психического развития (ЗПР). Развитие воображения и фантазии у детей с ЗПР. Состояние беспокойства, тревожность, страхи у дошкольников с ЗПР.

курсовая работа, добавлен 24.07.2014

Неврозы как психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности. Основные факторы, влияющие на этиологию неврозов. Виды неврозов у дошкольников и младших школьников: страх, навязчивое состояние, депрессия, истерия.

курсовая работа, добавлен 17.12.2011

Теоретические аспекты особенности страхов детей дошкольного возраста. Изучение факторов, обуславливающих развитие детских страхов. Проблема детских страхов, их возрастная динамика. Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов.

курсовая работа, добавлен 12.09.2010

Дневные и ночные страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития.

курсовая работа, добавлен 08.04.2011

Общая характеристика и причины невроза как функционального расстройства нервной системы. Внешние проявления у детей, больных истерическим неврозом. Семь черт неправильного воспитания по А.И. Захарову. Единые необходимые условия профилактики неврозов.

презентация, добавлен 01.06.2015

Страх как психологическая категория, его формы и виды, причины возникновения. Значение сказок для воспитания и развития личности. Использование сказкотерапии в коррекционных целях для уменьшения переживаний страхов у детей старшего дошкольного возраста.

«Детские страхи»

Детские страхи – это проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка многие родители. Для начала давайте разберемся, почему же малыш растет именно таким и как преодолеть страхи у детей. По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве, в том числе самом раннем. Страх – это естественная реакция на настоящую или вымышленную опасность. Нужно помнить, что малыш живет в собственном мире, где сказочные персонажи реальны, а неодушевленные предметы могут оживать. Именно поэтому маленький ребенок иногда видит угрозу там, где ее нет. Вне зависимости от того, чем вызвана и как проявляется боязнь, взрослые должны относиться к детским страхам серьезно.

Виды детских страхов

Реальный страх. Это нормальная реакция на внешнюю опасность, проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Невротический страх. Это форма «бесцельного страха», связанная с нарушениями психических функций, в частности, с неврозом.

Свободный страх. Это состояние «боязливого ожидания», которое может появиться в любой момент, и не связано с определенной ситуацией или объектом.

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

Конкретный случай. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая обстановка. В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.

Внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.

Читайте так же:
Невроз и народные методы его лечения

Собственная фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.

Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам.

1. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя повышать голос на ребенка, особенно если он застенчив. Малыш также не должен видеть родительских конфликтов, даже если они напрямую с ним не связаны. Это плохо для психики любого ребенка, а для нерешительного это равносильно катастрофе. Это ведет к развитию страхов у детей.

2. Не стыдите своего ребенка, когда он проявляет нерешительность или рассказывает вам о своих страхах. Никогда не сравнивайте его с другими детьми! Все люди разные, еще неизвестно, кому на самом деле повезло больше.

3. Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику,

заслужить внимание и уважение ровесников и значимых взрослых. Если ребенок, например, хорошо рисует, предложите нарисовать портрет воспитательницы в детском саду или декорации для школьного спектакля. Домашние праздники, походы в гости вместе с родителями пойдут на пользу такому малышу. С одной стороны, он находится в обществе, но при этом любимая мама рядом и никаких страхов.

5. Дайте время привыкнуть к новой ситуации! Нерешительные дети боятся сделать ошибку и отсюда рождаются страхи, им нужно время, чтобы понять правила поведения с новыми людьми, в новом месте и почувствовать себя в

безопасности. Также не следует торопить такого ребенка, задавать один и тот же вопрос много раз. Он не отвечает не потому, что не слышит или вредничает, а потому, что борется со своими страхами и боится дать не тот ответ, который вы от него ждете. Не забывайте, что терпение – одно из важнейших родительских качеств.

6. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу, не призывайте «быть смелым» или «преодолевать себя». Лучше постарайтесь заинтересовать его. Морально-волевые качества есть у взрослых, малыш же пока не понимает, о чем идет речь, страхи у детей иной раз могут не иметь под собой какой-либо реальной основы. Постарайтесь ему это доказать. Смоделируйте ситуации, которые наглядно продемонстрируют смысл поговорок «У страха глаза велики», «Глаза боятся – руки делают». Хорошей иллюстрацией может стать мультфильм про крошку-енота, испугавшегося собственного отражения. Поощряйте интерес ко всему новому, участвуйте вместе с ребенком в соревнованиях, викторинах, конкурсах не ради победы, а ради самого соревновательного процесса. Пусть необходимость идти вперед и преодолевать себя станет ЕГО, а не ВАШЕЙ потребностью.

7. Обращаясь к тревожному ребенку, говорите медленно и спокойно, понятным языком, чтобы не провоцировать его страхов. Необходимо установить зрительный контакт, присесть пониже, чтобы оказаться с ребенком одного роста. Обязательно убедитесь в том, что малыш вас услышал и понял.

8. Проговаривайте с ребенком сложные ситуации заранее, рассказывайте, что ждет его в новом месте, в новых условиях. Это особенно важно перед походом в детский сад или перед поступлением в школу. Чтобы у детей устранить возможный страх перед неизвестным, можно проиграть сложную ситуацию с игрушками, сказочными персонажами: «Зайка пришел в лесной детский сад, как ты думаешь, почему у него ушки дрожат? Чего он боится? А что ему нужно сделать, чтобы не бояться? Как мы ему поможем?»

9. Обязательно предоставляйте ребенку право выбора в бытовых мелочах: «Какую кофточку наденешь: красную или синюю?» Даже у самых маленьких должны быть самостоятельные решения.

10. Иногда совсем не лишним будет похулиганить вместе с таким малышом. Перелезть через забор или прыгнуть в лужу. Правила и запреты существуют для того, чтобы их нарушать.

11. Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен, что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно. Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления.

Читайте так же:
Психозы при климаксе у женщин

Как победить страх?

Любой человек, хотя бы раз в жизни, испытывал чувство страха. Большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер.

Что же такое страх?

Страх – это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.

В большинстве своем взрослые страхи формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу.

Рассмотрим различные возможные причины формирования детских страхов:

Почвой для формирования детских страхов чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов:

  • Конкретный случай. Страх может быть обусловлен прошлым негативным опытом, который приобрел ребенок (покусала собака, потерялся в магазине и т. п.). Боязнь повторения неприятного случая, как правило, легко поддается коррекции, если это делать вовремя. Развитие подобных страхов у детей дошкольного возраста напрямую зависит от характера. В группе риска дети с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, мнительностью;
  • Окружающая обстановка. У маленьких деток причиной возникновения страхов могут стать конфликты внутри семьи. Бывает так, что ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей. Кроме таких случаев, формирование страхов нередко становится результатом сложностей общения со сверстниками. Если другие дети не принимают малыша в свой коллектив, обижают его, он начинает бояться посещать садик или школу;
  • Внешнее внушение. Частые предупреждения об опасности со стороны взрослых тоже могут стать фундаментом для развития страхов у детей. Родители, близкие родственники и воспитатели нередко чересчур эмоционально предупреждают ребенка о том, что какие-либо действия или ситуации могут быть опасны: «Не бери – обожжешься!», «Не ходи – упадешь!», «Надень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает только вторую часть предложения, и хотя ему еще не знакомы последствия, на основе полученного вербального опыта ребенок распознает угрозу и в конечном итоге регулятором его поведения становится страх;
  • Запугивание малыша. В попытках добиться послушания: «Будешь баловаться – придет злой дядька, посадит тебя в мешок и утащит!»;
  • Бурная фантазия. Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства;
  • Нарушения психики. Иногда страхи становятся одним из симптомов невроза (нарушение психической деятельности, при котором адекватные и рациональные формы поведения приобретают искаженный характер, что приводит к специфической (различающейся от случая к случаю) дезадаптации), требующей обязательного лечения. Проявлением невроза могут стать страхи, нехарактерные для детского возраста, или тяжелые приступы тревоги по различным поводам (в том числе и не выходящим за пределы возрастных норм).

Как родители могут помочь своим детям пережить страхи:

  • Создать в семье стабильную, доброжелательную атмосферу, окружить ребенка вниманием, заботой и любовью. Он должен чувствовать свою значимость и защищенность;
  • Почаще обнимать ребенка, прижимать к себе, целовать, гладить по голове;
  • Узнавать и уточнять, что стало причиной страхов у ребенка. Расспрашивайте ребенка, что его пугает, спокойно и с доверием реагируйте на его признания. Задача родителей – как можно больше узнать о том, кого или чего боится ребенок;
  • Применять такой способ коррекции страхов у ребенка – «эмоциональные качели». Смысл состоит в попеременном переходе из одного состояния в другое (противоположное), от состояния опасности к состоянию безопасности, например, ребенок гладит собаку, которая его пугает, и тут же оказывается в маминых объятиях;
  • Приучать ребенка к пугающим его предметам. Дети часто боятся того, что им непонятно и незнакомо;
  • Совместно рисовать с ребенком: нарисуйте пугающие его ситуации или предметы, чтобы озвучить их. Перенося свои страхи на бумагу, дети освобождаются от них. В конце лист бумаги с рисунком необходимо смять, порвать и т.п. Позвольте ребенку самостоятельно распорядиться его рисунком, в сопровождении взрослого человека.

Выберите в воспитании ребёнка золотую середину. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», волками и т.п. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания) Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

1.А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей», 2010 – 310 с.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», 2008-84с.

Составитель: ведущий психолог отделения «Агентство развития семейных технологий и форм устройства несовершеннолетних» Азарова Е.С.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector