Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неврозоподобная форма заикания у детей

Неврозоподобная форма заикания у детей

Неврозоподобное заикание — вид речевых нарушений, при котором у ребенка имеется органическое поражение головного мозга. Из-за этого в речи появляются запинки, повторы. Сопровождается высокой активностью речи, задержкой психомоторного развития, эмоционально-волевыми нарушениями. В статье рассмотрим причины неврозоподобного заикания, характерную симптоматику болезни и методы коррекции.

Причины неврозоподобного заикания у детей

В развитии неврозоподобного заикания выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие — это те, которые есть у человека с рождения. В этом случае в их роли выступают:

  • болезни родителей (инфекционные — туберкулез, половые инфекции, психические — шизофрения);
  • вредные факторы, которые воздействуют на организм беременной женщины — курение, употребление наркотических веществ, алкоголя, прием лекарств, противопоказанных в этот период;
  • осложнения беременности — токсикоз, фетоплацентарная недостаточность, обвитие пуповиной, гипоксия плода, отслойка нормально расположенной плаценты;
  • наследственность — наличие среди близких родственников людей с речевыми нарушениями (заиканием, дислалией, алалией, общим недоразвитием речи).

Провоцирующие факторы являются непосредственной причиной неврозоподобного заикания:

  • органическая поражение головного мозга вследствие асфиксии, родовой травмы, особенно опасны не диагностированные вовремя патологии;
  • болезни, интоксикации с поражением ткани головного мозга.

Механизм развития патологических симптомов заключается в снижении активности головного мозга, которая в норме тормозит работу подкорковых структур. При неврозоподобном заикании в связи с нарушением функции коры подкорковые отделы растормаживаются, их активность повышается.

У здоровых людей импульсы идут от артикуляционного аппарата к головному мозгу, головной мозг тормозит темп речи, из-за чего речь плавная, в меру медлительная, но без запинок и речевых судорог. Когда регулирующее влияние коры отсутствует, эти связи становятся неэффективными, что и проявляется заиканием.

Симптомы неврозоподобного заикания у детей

Симптоматика заболевания начинает проявляться постепенно. Обычно дебют совпадает с периодом активного развития фразовой речи в 3 – 4 года. Типичной характеристикой неврозоподобного заикания является наличие судорог в артикуляционном аппарате: языке, губах, мягком небе. Они наиболее выражены при произношении «б», «п», «г», «к», «д», «т».

Речевая активность у ребенка высокая, при этом он быстро разговаривает. Зачастую болезнь появляется на фоне других речевых расстройств: дизартрии, дислалии, или является одним из компонентов общего речевого развития.

Такие дети, хоть и отличаются речевой активностью, разговаривают невнятно, монотонно и невыразительно. Использует отвлекающие слова. Звуки приглушены. Речь сопровождается стереотипными движениями (тиками), жестикуляцией. В то же время движения скованы, однообразны. Мелкая моторика не развита, мимика бедна. Могут быть проблемы с чтением и письмом.

Внешне ребенок выглядит неуклюжим,суетливым. Еще одна типичная характеристика неврозоподобного заикания — эмоциональность, импульсивность, доходящая до эйфоричности, быстрая утомляемость и истощаемость.

При этом ребенок не критичен к своему состоянию, его ничего не беспокоит: нет страха общения, он легко идет на контакт. Это накладывает свой отпечаток на мотивацию: малыш не стремится вылечиться, не прикладывает усилий.

Внешние симптомы стабильны: их выраженность не зависит от наличия или отсутствия стресса, психоэмоциональных нагрузок. Незнакомая обстановка, новый коллектив такие ребята также переносят спокойно. Обострение могут вызвать большая речевая нагрузка, психомоторное возбуждение, переутомление, сопутствующие заболевания.

В подростковом возрасте, когда пациенты начинают осознавать свое состояние, к неврозоподобной форме заикания присоединяется невротический компонент. Появляется тревожность, страх общения при посторонних.

Неврозоподобное заикание может протекать в разной степени тяжести. Легкая форма характеризуется минимальными симптомами с сохранением грамматики. При средней тяжести страдает статика и динамика движений, строение предложений неправильное. Тяжелая степень сопровождается расстройством двигательной функции, нарушение речи вплоть до недоразвития.

Диагностика неврозоподобного заикания у детей

Обследование выявляет поражение головного мозга, его последствия в раннем возрасте в виде задержки психомоторного развития. Ребенка осматривают специалисты:

  • невролог может диагностировать остаточные явления перинатального поражения ЦНС, повышенную раздражительность, утомляемость, моторные нарушения, расстройства двигательной функции и координации;
  • логопед выявляет заикание и определяет его вид, диагностирует патологию речи (устной, письменной), слухоречевой памяти;
  • психолог определяет степень нарушения эмоционально-волевых сферы.

Инструментальные методы обследования: рентгенография черепа, Эхо-ЭГ, электроэнцефалография, КТ, МРТ помогают обнаружить органические изменения и их распространенность.

После диагностических процедур специалисты составляют план коррекции.

Обследование грамматического строя речи

Грамматический строй — это взаимодействие слов между собой в предложении. Для правильного составления предложения дети должны уметь склонять слова, обладать приемами словообразования, правильно сочетать слова. У маленьких пациентов с неврозоподобным заиканием эти навыки нарушены.

Характерными признаками являются:

  • проблемы с образованием множественной формы слов (вместо «звёзды» — «звездочки», «ложки» — «ложечки» или образование неправильной формы «ухи», «ложкы»);
  • трудности в склонении слов по падежам, в употреблении предлогов;
  • проблемы с постановкой ударения;
  • неправильное согласование слов, к примеру, существительного с прилагательным;
  • проблемы с построением речи, с пересказом, составлением рассказов — в рассказе трудно проследить логическую связь между событиями;
  • использование в речи только простых предложений из нескольких слов;
  • однообразие слов, чаще всего использует наиболее часто употребляемые в обиходе слова;;
  • отсутствие понимания обобщающих слов, таких как мебель, обувь, посуда.
Читайте так же:
Причины повышенной тревожности у пятиклассников

Все эти симптомы создают трудности со школьным обучением. Без своевременной коррекции устранить их невозможно: спонтанно они не исчезнут.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Наука выделяет 2 вида: невротическую и неврозоподобную формы заикания. Отличительной чертой невротической формы является ее связь со психогенным фактором: испугом или сильным стрессом. Возникает обычно внезапно, в возрасте 2 лет, но может и позже. Заикание появляется или усиливается при эмоциональном перенапряжении. Ребенок робкий, обидчивый, плаксивый, тревожный.

С возрастом он всё больше осознает свою проблему, начинает замыкаться, сторониться коллективов, публичного выступления, а потом и вовсе ограничивает общение. Если вовремя не предпринять меры и не начать коррекционную программу, пациент не сможет вести обычную жизнь: он останется замкнутым, одиноким.

Иногда у ребенка могут присутствовать характеристики неврозоподобного заикания наравне с невротическим, то есть патология носит смешанный характер. Задача логопеда при этом усложняется: нужно работать и с последствиями органического поражения, и с психогенным факторам. Конечно же, лечение проводится коллегиально с психологом, психиатром и неврологом.

Лечение неврозоподобного заикания у детей

Коррекция неврозоподобного заикания требует участия нескольких врачей: логопеда, невролога, психолога. Лечение комплексное, включает:

  • медикаментозную терапию — метаболические препараты, ноотропы, витамины, рассасывающие препараты, мочегонные средства, при необходимости — антидепрессанты, седативные средства;
  • логопедическая коррекция — занятия непосредственно с логопедом или дефектологом, массаж, дыхательная гимнастика;
  • занятия с психологом, психотерапия, арт-терапия позволяют добиться эмоционально-волевой устойчивости, адаптироваться в социуме.

Все лечебные мероприятия должны проводиться строго по намеченному плану. Необходимо соблюдать рекомендации логопеда, в том числе заниматься дома самостоятельно. Параллельно нужно развивать мелкую моторику.

Прогноз заболевания

При отсутствии адекватного лечения неврозоподобное заикание прогрессирует. Нарушения речи укрепляются, со временем к ним присоединяется другие речевые патологии. Нарушается произношение, из-за чего речь становится невнятной, а предложения — нелогичными и бессмысленными.

Последствием болезни является логофобия — боязнь говорить. Это провоцирует психологические отклонения, формирует комплексы.

Своевременная терапия способна остановить прогрессирование болезни, предотвращает психологические дефекты. Речь становится выразительной, с правильным темпом и паузами. Лечение обычно длительное, курсами. Для хорошего результата важно мотивировать ребенка, заинтересовать его.

В последующем он сможет общаться с ровесниками, получить профессию, уверенно себя чувствовать в социуме. Патология полностью не исчезнет, так как органическое поражение головного мозга никак не устранить. Но при должном усердии пациенты обретают возможность вести обычную жизнь с минимальными речевыми нарушениями. Точный прогноз сможет сказать логопед после очного осмотра и диагностики.

Биологические и социальные факторы в развитии неврозоподобной формы заикания

Актуальность данной работы состоит в том, что по статистическим данным, от 3-х до 5-ти процентов людей во всем мире, имеют заикание (логоневроз). По сути, заиканием, является «нарушение речи, которое проявляется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение». Как правило, заикание появляется у детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет, в этот период, их речь интенсивно развивается, и дети уже начинают говорить не отдельными словами, а сформированными фразами. Успейте заказать решение контрольной работы в Екатеринбурге , чтобы успеть до дедлайнов.. Так же, согласно статистике, мальчики страдают этим нарушением, примерно в 4 раза больше, чем девочки. Обычно, пик развития логоневроза, приходится на возраст от 16 до 21 года, а примерно после 30 идет на спад. Такое нарушение речи как заикание, волновало людей еще с давних времен. Над решением этой проблемы задумывались специалисты разных областей науки, это и врачи, и психологи, и учителя, и логопеды. Однако, в современности, вопрос с борьбой с этой проблемой стал намного разумнее и эффективнее. В настоящее время, заикание уже понятная и изученная проблема для специалистов, но вопреки этому, универсального лекарства и панацеи от этого недуга не существует. Во всем мире, уже с конца 19-го века, специалисты сошлись во мнении, что заикание, это сложное психофизиологическое расстройство. Актуальность данного теоретического исследования, обусловлена тем, что заикание, как правило, развивается в очень тесном контакте с личностными нарушениями и с нарушениями поведения ребенка, и зависит от нервно-психологического состояния, в котором находится ребенок. Из чего следует, что эти нарушения и вызывают множество сложных симптомов и те самые нарушения речи у ребенка. Логоневроз, недуг, который непосредственно влияет и осложняет общение ребенка. Речевое нарушение, приводит к коммуникативному, что оказывает негативное влияние на личностное развитие ребенка. Заикание становится проблемой для нормальной коммуникации, что часто влечет за собой трудности в обучаемости ребенка. Так же, само осознание детьми, наличия у них некого нарушения, а также неудачные попытки родителей исправить дефект, приводят к развитию у детей психологических проблем. Степень научной разработанности. Большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский [43]) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен [30], Г. Д. Неткачев [36]). При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская [48]), другие — как особую его форму (В. А. Гиляровский [13], М. Е. Хватцев [49]). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Логопедические исследования заикания представлены в работах Е.Ф. Рау [41], Г.А. Волковой [11, 12], Р.Е. Левиной [31] и других. Цель исследования – изучить биологические и социальные факторы в развитии неврозоподобной формы заикания у детей. Объектом исследования будут являться дети, страдающие заиканием. Предмет исследования — биологические и социальные факторы в развитии неврозоподобной формы заикания. Задачи работы: 1. Изучить и сравнить, существующие взгляды на понятие заикания. 2. Изучить причины заикания. 3. Выделить биологические и психологические факторы развития заикания 4. Изучить существующие методы коррекции заикания. Теоретическую значимость данной работы можно определить как, изучение и анализ разнообразных источников по вопросам заикания. Результаты анализа можно применять при изучении проблемы коррекции заикания у детей. Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты данного теоретического исследования можно применить в практической работе логопеда. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Методы: анализ литературы по проблеме заикания.

Читайте так же:
Что такое энурез в психологии

В ходе данной исследовательской работы, была выполнена цель нашего исследования, были изучены биологические и социальные факторы в развитии неврозоподобной формы заикания у детей. Согласно поставленным задачам, можно сделать следующие выводы: 1. Заикание – это нарушение речи, вызываемое судорогами. В ходе работы, были изучены и подвергнуты сравнению, существующие взгляды на понятие заикания. В данной работе были проанализированы различные определения и взгляды на механизм и причины возникновения заикания разных исследователей, от древних времен и до взглядов современных специалистов. В древнем мире, было два центральных мнения, первое заключалось в том, что проблема заикания кроется в анатомическом строении речевых органов, а другое в том, что данный дефект речи вызван тем, что есть несоответствие между мышлением человека и его речью. Достаточно деятельно интересоваться темой заикания стали лишь в 19-ом веке. А в 20-м веке, уже было три направления в подходах к определению заикания. В итоге, эксперты пришли к выводу, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. Все сошлись во мнении, что заикание – это нарушение речи, которое вызывается судорогами. 2. Выделяют тоническую форму заикания и клоническую, а также смешанную. Также выделяют неврозоподобную и невротическую форму заикания. В ходе работы, было определено, что существует множество разных подходов к классификации форм заикания, при этом каждый из этих подходов имеет право быть, потому что имеет научное объяснение своей точки зрения. Выделяют следующие степени заикания: легкую, среднюю, тяжелую. Также были выявлены типы диагностики заикания. Необходимо использовать логопедическое обследование, которое позволяет обнаружить патологии строения речевого аппарата, а также психологическое и психологическое. 3. Диагностическое обследование до начала коррекционной работы содержит три пункта: сбор данных об условиях, в которых живет ребенок, сбор анамнеза о здоровье семьи и матери, а также сбор медицинских данных о состоянии здоровья и физиологических аспектах заикании. 4. Физиологически все этапы развития заикания организуют речевой круг: «импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так далее по кольцу.» 5. Причины заикания делят на предрасполагающие причины — это основа для развития заикания, и производящие причины. А производящие причины делятся на анатомо -физиологические, психические и социальные. Можно сделать вывод, что в современной научной литературе, давно доказанным фактом является необходимость использования комплексного подхода в попытках преодоления заикания. 6. В данной работе были разобраны, две системы коррекции заикания у детей. Логопсихокоррекционный подход и лечебно – педагогический подход. Также, в данной работе были рассмотрены физиологические и психологический аспекты в коррекции заиканию. К физиологическим аспектам относится общее оздоровление организма ребенка, также занятия на непосредственное исправление речевых нарушений, и лечение негативных физических нарушений, сопутствующих заиканию. К психологическим аспектам, относится психотерапия, она нужна для устранения специфических неблагоприятных психологических особенностей и проблем у ребенка, вызванных заиканием, но на практике, при корректной психотерапии, улучшения наблюдаются и в речевой сфере ребёнка.

Читайте так же:
Деменция возраст у детей

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание — вид заикания, обусловленный остаточными органическими изменениями головного мозга, возникшими после перенесенных внутриутробно, перинатально или в раннем детском периоде патологических состояний. Заикание неврозоподобного типа характеризуется повышенной активностью речи, обилием сопутствующей моторики, отсутствием логофобии, усилением при психомоторном возбуждении и после перенесенных соматических заболеваний. Как правило, возникает на фоне некоторой задержки психомоторного развития, отдельных нарушений моторики и недостаточности эмоционально-волевой сферы. Диагностика осуществляется логопедом, неврологом и психологом. План лечения включает медикаментозную терапию церебральных нарушений, логопедическую коррекцию, занятия с психологом и психотерапию.

Неврозоподобное заикание

Общие сведения

Современная логопедия выделяет 2 вида заикания: невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое обусловлено психотравмой и может возникать в любом возрасте. Второе связано с нарушениями в функционировании церебральных структур, отчего в практической неврологии оно носит название органического. Неврозоподобное заикание, как правило, развивается в период интенсивного становления речевой функции — у детей 3-4-х лет. В подростковом возрасте у таких детей могут развиться невротические симптомы, вызванные наличием дефекта речи и более типичные для логоневроза. В связи с этим многие авторы выделяют в качестве отдельного вида неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями, или так называемое смешанное заикание.

Неврозоподобное заикание

Причины возникновения

В отличие от невротического, неврозоподобное заикание не имеет связи с психотравмирующей ситуацией. Оно обусловлено функциональными изменениями ЦНС, возникшими в результате той или иной, возможно нерезко выраженной, органической патологии головного мозга. Последняя может быть вызвана неблагоприятными воздействиями на формирующийся организм ребенка в антенатальный период, родовой травмой, различными заболеваниями в постнатальном периоде. К моменту возникновения заикания органические изменения церебральных структур обычно носят резидуальный, или остаточный, характер.

К предрасполагающим триггерам, способным вызвать неврозоподобное заикание, относят тяжелые заболевания родителей, как правило, инфекционного или нервно-психического типа (туберкулез, сифилис, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз); вредоносные воздействия на организм беременной (производственные вредности, курение, токсикоманию и наркоманию, прием медикаментов, противопоказанных в период беременности), осложнения беременности (токсикозы, эклампсию, фетоплацентарную недостаточность, внутриутробные инфекции, гипоксию плода) и родов (асфиксию новорожденных, внутричерепную родовую травму).

Не последнее значение имеют наследственные факторы, лежащие в основе генетической предрасположенности к заиканию. Отмечено, что многие дети с неврозоподобным заиканием имеют близких родственников с речевой патологией.

Симптомы неврозоподобного заикания

Неврозоподобное заикание появляется исподволь и развивается постепенно обычно в период активного формирования фразовой речи. Типична преимущественная локализация судорог в артикуляционном аппарате: губах, языке и мягком небе. Более резко они проявляются при произнесении таких согласных звуков, как «б», «г», «п», «д», «т» и «к». Речевая активность обычно повышена, характерна тахилалия. Зачастую неврозоподобное заикание появляется на фоне выраженной дислалии или существующей в стертом виде дизартрии. В отдельных случаях наблюдается общее недоразвитие речи.

Обычно речевые движения детей с органическим заиканием недостаточны по силе и объему, в результате чего их речь монотонна и невыразительна, характеризуется приглушенным произношением звуков. Часто такие дети сопровождают свою речь стереотипными движениями (активной жестикуляцией, иногда — кривляньями). Параллельно, как правило, наблюдается однообразие и некоторая скованность движений, недостаточность мелкой моторики, бедная мимика, элементы дисграфии и дислексии. Обнаруживаются синкинезии. Недостаточная быстрота и ловкость при выполнении двигательных актов делает ребенка неуклюжим и нерасторопным. В психической сфере отмечается импульсивность, инертность, эйфоричность, трудности переключения, истощаемость и быстрая утомляемость. Не характерна фиксация на собственном дефекте речи, логофобия отсутствует. Вместе с тем, у ребенка нет и особого стремления избавиться от речевого дефекта. Кроме того, преодолению заикания мешает незрелость эмоционально-волевой сферы.

Читайте так же:
Методики для изучения уровня тревожности младшего школьника

Неврозоподобное заикание отличается относительным постоянством интенсивности речевых нарушений. Его сила не зависит от внешних психо-эмоциональных факторов, не наблюдается характерного для неврозоподобной формы усиления заикания в незнакомой обстановке или при контакте с малознакомыми людьми. Неврозоподобное заикание нарастает в связи с психомоторным возбуждением и большой речевой нагрузкой. Некоторое ухудшение речи может отмечаться при переутомлении и после перенесенных соматических (острый гастрит, цистит, гломерулонефрит и пр.) или инфекционных (корь, ветряная оспа, ОРВИ, грипп, ангина и т. п.) заболеваний.

В возрасте 12-15 лет возможно присоединение невротических симптомов в виде тревожности и логофобии в присутствии посторонних. Происходит снижение речевой активности, появляется фиксация на сложнопроизносимых звуках. Обнаруживается усиление заикания в психологически некомфортной атмосфере, однако оно носит непостоянный характер. Заикание принимает волнообразное течение, поскольку зависит от психического и физиологического состояния ребенка.

Диагностика неврозоподобного заикания

В анамнезе у пациентов с органическим заиканием можно выявить ту или иную патологию анте-, пери- или постнатального периода, указания на задержку психомоторного развития в первые 1-2 года жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастенического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство содружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников. Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования. Рентгенография черепа обычно выявляет признаки гидроцефалии. Эхо-ЭГ — внутричерепную гипертензию. Электроэнцефалография — функциональные нарушения, свидетельствующие о наличии органических изменений; нередко повышенную судорожную готовность. КТ или МРТ головного мозга позволяют исключить внутримозговую опухоль, гематому, кисту, энцефалит, арахноидит, аневризму церебральных сосудов, которые также могут быть причиной развития заикания.

Дифференциальная диагностика

Поскольку неврозоподобное заикание может иметь невротические симптомы, а при невротическом заикании могут выявляться признаки микроорганики, дифференциация этих двух видов заикания больше основана на причинах возникновения (психотравма или органическая церебральная патология) и особенностях начала речевых нарушений (внезапное или малозаметное постепенное).

Неврологическое обследование позволяет отличить органическое заикание как отдельную нозологию от нарушений речи, являющихся синдромом некоторых неврологических болезней, например, гиперкинезов (чаще всего торсионной дистонии), при которых расстройство плавности речи связано с гиперкинетическими сокращениями артикуляционной мускулатуры.

В некоторых случаях необходимо дифференцировать неврозоподобное заикание от так называемого спотыкания (в иностранной литературе — poltern). Последнее характеризуется нечеткостью и ускоренностью речи с пропуском и перестановкой букв и слогов, нередко возникает у детей с синдромом гиперактивности. Патогномоничной особенностью спотыкания является улучшение речи при чтении незнакомого текста и ее ухудшение при чтении знакомого текста. Типично отсутствие осознания собственных речевых проблем.

Лечение неврозоподобного заикания

Неврозоподобное заикание является междисциплинарным заболеванием и его лечение требует участия специалистов нескольких профилей — невролога, логопеда и психолога. Лечение церебральной патологии проводится ноотропами (пиритинол, пирацетам, гидролизат головного мозга свиньи), метаболическими (фенибут, глицин, гинко билоба, витамины гр. В) и рассасывающими (гиалуронидаза) препаратами. Для уменьшения внутричерепного давления назначаются мочегонные средства (ацетазоламид), раствор магния сульфата. В комплексной терапии возможно применение гомеопатических средств.

Уменьшению речевого дефекта способствуют регулярные логопедические занятия по коррекции заикания, а также коррекция дизартрии и коррекция дислалии. Немаловажное значение имеют занятия с психологом, направленные на психомоторное развитие ребенка. Использование в лечении методов психотерапии становится целесообразным при смешанном характере заикания. Может применяться психокоррекция, арт-терапия, семейная психотерапия, групповая психотерапия и др. При необходимости психотерапия может быть дополнена назначением седативных препаратов (валерианы, пустырника) и антидепрессантов (амитриптилина, экстракта травы зверобоя, флуоксетина).

Логоневроз (заикание) неврозоподобной формы

Заикание – частая проблема, с которой обращаются к логопедам и коррекционным педагогам. Для всех пациентов требуется индивидуальный подход, тщательная диагностика и выбор коррекционных воздействий. При этом лечение зачастую требуется длительное и комплексное.

Возрастные рамки

Особенность неврозоподобной формы — проявление в интервале между 3 и 4 годами. То есть первые симптомы сопряжены с развитием фразовой речи. Признаки нарастают постепенно, при этом нет никаких внешних объективных причин, которые могли бы спровоцировать заикание. Это стресс или испуг, но в случае с неврозоподобной формой причины лежат глубже и носят физиологический характер.

Что становится причиной

Не зря его второе название – органическое заикание. То есть проблемам с развитием речи предшествует поражение центральной нервной системы. В группе риска дети из неблагополучных семей, чьи мамы во время беременности употребляли алкоголь или курили. Также способствует внутриутробная гипоксия, родовые травмы. Конечно, не все дети из группы риска сталкиваются с заиканием.

Читайте так же:
Психический статус при деменции история болезни

Этапы развития патологии

Речевой дефект развивается на фоне снижения активности коры головного мозга. Кора включает механизмы торможения, поэтому при такой ее дисфункции подкорковые структуры становятся гиперактивными. Если в норме от речевых центров идет обратная связь, и в результате речь совершенствуется, становится плавной, то здесь эти связи нарушены. Раз мы говорим про органическое поражение коры, то само по себе выздоровление не наступает. Выраженность дефекта можно уменьшить занятиями.

Как проявляется неврозоподобное заикание

Сложность в том, что существует две формы развития дефекта речи. В одном случае дети повторяют звуки и слова, в другом – задержка их проговаривания. Еще одна особенность развития неврозоподобного заикания заключается в волнообразном течение. Дефект речи становится то ярко выраженным, то более умеренным. При этом полного прекращения заикания не происходит. Если не заниматься с ребенком, то болезнь прогрессирует. Параллельно с развитием речевого дефекта ухудшается координация движений.

Развитие детей с неврозоподобной формой заикания

Родители начинают обращаться к логопедам после двух лет. Но часто специалисты предлагают подождать до трех лет, поскольку развитие у всех идет индивидуально. Но и в первые годы жизни ребенка есть ряд сигналов, на которые нужно обращать внимание. Он капризный, тяжело засыпает и плохо спит.

Обратить внимание нужно и на отставание физического развития. Если ребенок поздно начал поднимать голову, садится или ползать – это повод обратится к неврологу. Неврозоподобную форму заикания предвосхищает расторможенность, ребенок не понимает, что можно делать, а что нельзя. Таким детям сложно даются точные, скоординированные движения.

Расстройства вегетативной нервной системы можно заметить еще раньше. Если ребенок младше 6 месяцев начинает беспокоится в замкнутом пространстве, в транспорте, то нужно уделить этому внимание и проконсультироваться с врачом.

Диагностика неврозоподобного заикания

Врач обращает внимание на анамнез. Его интересует течение беременности, особенности всех этапов родов, поэтому на приеме должна быть мама, вместе с выписками. Диагностика включает три направления:

  • Невролог уже на ранних осмотрах ребенка в 1 или 2 года замечает задержку психомоторного развития. Врач опрашивает сопровождающего родителя, проводит ряд координаторных проб.
  • Диагностика устрой речи и слухоречевой памяти проводится при помощи специальных упражнений.
  • Органическую патологию выявляют при помощи инструментальных обследований.

Дифференциальная диагностика

Неврозоподобное заикание как правило имеет невротические симптомы. В свою очередь при невротическом заикании можно наблюдать смазанные признаки органического поражения коры головного мозга. Чтобы разделить эти два понятия врачи исследуют особенности появления речевых нарушений. Имеет значение предшествующее событие и характер появления дефекта речи (сразу или постепенно).

Важно отличать заикание, как отдельную нозологию, о нарушений речи, которые является следствием ряда неврологических заболеваний. Поскольку спектр достаточно большой, без опытного невролога сделать это не удастся.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Первое и основное отличие – это отсутствие значимого фактора, который стал причиной появления речевого дефекта. Кроме того, заикание будет наблюдаться всегда, в любой ситуации, тогда как при невротической форме заикание наблюдается лишь в присутствии других людей, на фоне волнения и тревожности.

Различным является и поведение детей. При неврозоподобной форме ребенок вспыльчивый, он не слушается родителей, практически никогда не сидит на месте. При невротическом заикании малыш – прямая противоположность. Он робкий, обидчивый, тревожный.

Коррекционное или терапевтическое воздействие

Полностью вылечить неврозоподобное заикание не получается, но можно значительно сгладить его проявления. Для этого потребуется комплексная работа невролога, логопеда и психолога.

  1. Медикаментозное лечение включает использование ноотропов, метаболических и рассасывающих препаратов. Дополнительно используются лекарственные средства для уменьшения внутричерепного давления.
  2. Занятия с логопедом способствуют постепенному уменьшению речевого дефекта.
  3. Занятия с психологом нужны для лучшей адаптации и стимулированию психомоторного развития.

Заключение

Неврозоподобное заикание – это сложное заболевание, в основе которого лежит органическое поражение головного мозга. Потребуется длительная коррекционная и восстановительная терапия, чтобы свести его проявления к минимуму. Поэтому с появлением первым симптомов важно не затягивать с обращением к врачу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector