Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекция 7. Неврозы у детей и их профилактика

Лекция 7. Неврозы у детей и их профилактика

Виды неврозов у детей. Невротические состояния у детей и подростков.

Понятие о школьном стрессе и его фазах, пути преодоления стресса.

Гигиенические основы адаптации детей к школе (д/у), дезадаптационная болезнь школьника. Школьная зрелость.

Роль учителя в предупреждении неврозов у детей и подростков.

Существует группа заболеваний, которые определяются условиями жизни учащегося в ученическом коллективе, могут негативно сказываться на морфологическом и функциональном развитии учеников, их работоспособности, состоянии организма. Поэтому выделяют особую группу нарушений здоровья школьников – школьные формы патологии. К ним относятся неврозы. Неврозы проявляются у школьников, если их обучение и воспитание не отвечает требованиям здоровьесберегающих подходов.

Неврозы – функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов:

1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха)

2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна),

3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния).

Неврастения – комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности.

-жалобы на слабость, головную боль;

-быстрая утомляемость, раздражительность;

-повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение;

— непереносимость яркого света, звуков, шума;

-расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость, учащенный пульс, запоры.

Подходы педагога к детям, страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом;

— уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении.

Подходы педагога к детям, страдающим астенией

Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе.

Реактивные состояния у подростков (см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

Школьная зрелость(см. М.П.Дорошкевич и др. «Основы валеологии и школьной гигиены», Минск, 2007).

ЛЕКЦИЯ 8. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ГИГИЕНА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА)

Гигиена внешней среды школьников (дошкольников) как условие сохранения их здоровья (2 ч.)

Гигиенические требования к зданию, участку школы (д/у).

Особенности размещения школ.

Основные и вспомогательные помещения школы и их размещение.

Гигиенические особенности оборудования кабинетов информатики, химии, физики, биологии, музыки.

Температурный режим помещений школы (д/ у).

Гигиенические требования к одежде и обуви детей и подростков.

Питание детей и подростков (организация и гигиенические требования).

Школьная гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов внешней среды на здоровье детей и подростков.

Гигиенические требования к земельному участку

Земельный участок школы должен составлять 0,5–4 га (чаще 1,5–1,7 га). Основным критерием, определяющим площадь школьного участка, является количество учащихся. Лучшим является участок с глубоким залеганием грунтовых вод, песчаной почвой, хорошо пропускающей воду и со стоком дождевой воды. Основными требованиями по размещению школьного участка являются следующие: близость к месту проживания учащихся, внутриквартальное размещение, удаленность от источников шума и загрязнения. На участке выделяют следующие функциональные зоны:

учебно-опытная зона, занимающая 6–10 % площади земельного участка;

спортивная– 35–40 %;

хозяйственная– 30 %;

Гигиенические требования к зданию и помещениям школы

Здание школы обычно строится в 3–4 этажа без лифта. В нем должно быть три выхода. Школа должна располагаться на расстоянии 500–1000 м от источников шума, загрязнения атмосферы и от мест большого скопления людей и на расстоянии не менее 25 м от автомобильной магистрали.

Различают 4 типа размещения школ:

1) внутриквартальное, при этом жилые дома размещаются по периметру школы; 2) внешнеторцовое – меньшая сторона здания школы граничит с улицей; 3) внешнефронтальное – большая сторона здания школы граничит с улицей; 4) угловое – две стороны здания школы граничат с улицей. Оптимальным является внутриквартальное размещение школы. Расстояние от школы до жилых домов должно быть не менее 500 м.

По назначению помещения в здании школы принято делить на три типа: основные, вспомогательные и служебные.

Основные помещения школы:

1) учебные классы и учебные кабинеты

2) лаборатории (физики, химии, биологии);

3)мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др.

Классы, ученые кабинеты и лаборатории не допускается размещать в подвальном и цокольном этажах здания. Учебные помещения должны быть изолированы от мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и др., являющихся источниками шума и запахов.

Вспомогательные помещения:

рекреационные залы, коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая с буфетом, актовый зал, библиотека, лаборантские, раздевалки и душевые, библиотека, комнаты для учебных пособий, туалеты и др.

Служебные помещения: кабинеты директора и завуча, канцелярия, учительская, кабинет врача.

Читайте так же:
Какие препараты принимать при неврозе у детей

Учебные классы

Классная комната основное учебное помещение. В младших, средних и старших классах оно рассчитано на 25 человек. Длина классной комнаты составляет 8.2, ширина 7.1, высота 3.3 м. Эти размеры обусловлены нормой слышимости шепотной речи при соблюдении тишины, освещенностью третьего ряда парт естественным светом и воздушным кубом (минимальным объемом воздуха на одного ученика). Минимальная площадь на 1 человека в классе –2 м 2 . Воздушный куб на одного ученика составляет 6 м. 3 Расстояние от классной доски до первой парты – 2–2,5 м, уровень нижнего края доски должен находиться на высоте 80–90 см от пола. Расстояние между партами должно быть не менее 50 см, а между рядами двухместных столов (парт) – 60 см. От последних столов до задней стены должно быть не менее 70 см.

Гигиена среды обучения и воспитания (микроклимат класса)

Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат – температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18–20 ºС. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины – испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 ºС происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня – в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). С помощью приемов медико-гигиенического воспитания надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств – 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40–60 %, скорости движения воздуха 0,1– 0,2 м/с, температуре 19–20 ºС. Гигиеническая организация урока рисования во многом соответствует уроку письма. В процессе рисования, как и письма, задействованы зрительный и двигательный анализаторы. Основное гигиеническое требование во время рисования – правильное размещение учеников за столами, соблюдение оптимальной дистанции от рисунка до глаз, освещенность рабочего места не менее 400 люкс. Основными гигиеническими требованиями во время чтения являются: соблюдение отрицательной дистанции, нормирование изучаемого материала и др.

Возрастные особенности физиологии отдельных систем организма детей и подростков (4 ч.) – Контролируемая самостоятельная работа студентов

Краткие сведения о внутренней среде организма, гомеостазе, функциях и составе крови.

Понятие об анемии, лейкоцитозе, тромбоцитопении, лейкозе, гемофилии.

Возрастные особенности состава крови.

Кроветворные органы, их возрастные особенности.

Общая схема кровообращения.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Наиболее распространенные врожденные пороки сердца (ВПС) у детей. Подходы педагога к детям, страдающим ВПС и заболеваниями крови.

Значение дыхания. Возрастные особенности носа, гортани и др. органов дыхания.

Механизм голосообразования. ЖЕЛ, ее возрастные особенности, спирометрия.

Особенности обмена веществ у детей. Витамины и их роль в развитии организма, обмене веществ.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕЖИМУ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Неврозы у детей и подростков (1)

Проблемы определения и диагностики. Невротические реакции. Невротические расстройства. Ипохондрический невроз. Истерический невроз. Астенический невроз (неврастения). Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство). Системные неврозы. Невротические расстройства у детей раннего возраста. Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при невротических расстройствах в дошкольном и школьном возрасте.

Самое удивительное заключается в том, что один из наиболее распространенных диагнозов – невроз (невротическое расстройство, по современной классификации) – не имеет на сегодняшний день общепризнанного и достоверного определения. Тем не менее, в учебных целях нам придется какое-то определение дать. Невротическое расстройство (невроз) – психическое заболевание, возникающее как затяжная патологическая реакция личности на значимый для нее психотравмирующий фактор, проявляющееся психопатологической симптоматикой, не достигающей психотического уровня, при сохранении критического отношения личности к собственному состоянию как болезненному, не свойственному ей в норме. Каждое из положений данного определения может служить поводом для дискуссии клиницистов, и эти дискуссии продолжаются уже 100 лет и, наверное, будут продолжаться еще столько же. Но мы исходим из практического опыта и сложившихся на сегодня представлений. Таким образом, для того, чтобы диагностировать невроз (далее будем для краткости говорить так), мы должны выявить длительную (очевидно, не менее месяца) реакцию на психотравмирующее воздействие, которое значимо, с точки зрения больного или по нашему представлению, именно для данной личности в данной ситуации (к примеру, для ребенка-истерика травмой будет рождение сестры, которое лишит его особого внимания со стороны матери; для психастеника – постоянное давление со стороны учителя, подчеркивающего несостоятельность ребенка; для астеничного – желание родителей, чтобы их ребенок успевал и дополнительно учить иностранные языки, и ставить рекорды в бассейне, и получать отличные отметки в престижной гимназии, и т.п.). Важно, что невроз развивается у личностей, имеющих определенную психическую слабость: личностную – акцентуацию, психопатию; органическую; недостаточность развития – инфантилизм, задержку (в противном случае, к примеру, неврозами болели ли бы все дети, у которых папы-пьяницы постоянно скандалят и бьют своих жен; к счастью, это не так). При этом патология не должна полностью овладевать личностью, как это бывает при психозе, и не должна достигать глубоких регистров (без бреда, галлюцинаций, аффективных расстройств психотического уровня, слабоумия). Наконец, больной должен понимать или хотя бы чувствовать, что его состояние болезненно, необычно для его нормы, хотеть избавиться от него, вырабатывать собственные способы компенсации и защиты.

Читайте так же:
Шум в ушах при неврозе лечение

Если все эти положения проблематичны для общей психиатрии, то для детской – в квадрате. Действительно, в силу несформированности самосознания и недостаточности самоотчета у ребенка нам далеко не всегда удается установить, является ли патологическое состояние ребенка именно реакцией, действительно ли есть психотравмирующий фактор или действительно ли травматичен предполагаемый нами. Невроз у ребенка может быть настолько выражен (в силу слабости компенсаторных механизмов и силы переживания травмы), что патологическая симптоматика полностью овладевает им, практически вытесняя прочие психологические процессы; при этом разнообразные обманы восприятия (иллюзорные и галлюцинаторные), страхи, сопровождаемые выраженным аффектом боязливости, патологическим защитным поведением, приближают состояние больного к психотическому. Наконец, естественно, трудно ожидать от ребенка (и чем он младше, тем труднее) действительно критического отношения к своему состоянию, осознания его как болезненного, рациональной психологической переработки болезненных переживаний.

Таким образом, диагностика невроза у детей базируется, в первую очередь, на специфическом характере психопатологических симптомов, относимых к классу невротических (астенических, истерических, навязчивых, фобических и т.п.), на более или менее достоверном выявлении реальных индивидуально действенных психотравмирующих воздействий, на соответствии тех или иных психических слабостей индивидуальности картине невротических расстройств. Кроме того, для детей особенно (по сравнению со взрослыми) характерно сопровождение невротических психопатологических расстройств функциональной соматовегетативной симптоматикой.

Трудно говорить и о распространенности невротических расстройств в детской популяции, т.к. различные исследователи подходят к их оценке с различными, трудно сопоставимыми критериями. Во всяком случае, как свидетельствует наш опыт, в действительности эти расстройства с достоверностью можно диагностировать не столь часто; в большинстве случаев за этим диагнозом скрывается нераспознанная аффективная патология (при которой невротическая симптоматика является вторичной, фасадной), начальные этапы шизофренического процесса и др. Нужно учитывать, что компенсаторные возможности здоровой детской психики чрезвычайно велики; детям, в силу особенностей их реагирования, не свойственно “застревать” на негативных переживаниях, они легко и быстро переключаются; для детей гораздо менее значим уровень их социальной адаптации и, соответственно, они гораздо менее болезненно реагируют на свою недостаточность.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. Речь идет о патологических состояниях, которые носят кратковременный характер (обычно до 1-2 месяцев) и у которых удается выявить определенный психотравмирующий фактор, значимый для ребенка. Наиболее типичной является реакция на помещение в дошкольное детское учреждение. В зависимости от особенностей исходной индивидуальности эти реакции могут проявляться тревожно-депрессивными расстройствами (ребенок становится плаксив, всем недоволен, вечерами беспокоен, суетлив, плохо засыпает, начинает разговаривать во сне, отказывается от еды, худеет, по утрам жалуется на боли в животе, обнаруживает необоснованные подъемы температуры и т.п.), появлением навязчивостей (чаще всего навязчивых мелких движений, расцениваемых как тики), истероформными проявлениями, в т.ч. аффективно-респираторными приступами, моносимптомными невротическими состояниями (энурезом, энкопрезом, заиканием) и др. Дети с шизоидной структурой нередко дают невротическую реакцию на смену привычного коллектива, к примеру переход в другую школу: у них появляются многообразные страхи, усиливается отгороженность, они быстрее устают от интеллектуальных нагрузок. Невротические реакции вызываются семейным неблагополучием, в частности разводом родителей, уходом одного из них из семьи, смертью кого-то из близких и др. Здесь мы лишь должны подчеркнуть, что не существует абсолютных психотравмирующих факторов, т.е. таких, которые вызывают невротическое реагирование всегда и у всех детей. Поэтому, к примеру, убежденность многих психологов, что уход отца из семьи обязательно является причиной расстройств у ребенка, которые выглядят невротическими, далеко не всегда соответствует клинической реальности. И т.п. Отличительным свойством невротической реакции является ее редуцирование по мере адаптации ребенка к ситуации, либо исчезновение при устранении психотравмирующего фактора. В противном случае невротическая реакция становится предболезнью – состоянием, из которого развиваются собственно невротические расстройства (невроз).

НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. Клиническая картина невротических расстройств у детей отличается своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптоматики, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личностной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических симптомов. Очерченные формы “общих (типичных) неврозов” в связи с этим могут быть диагностированы лишь с 8–12 лет. До этого возраста у детей преобладают т.н. “моносимптомные” невротические расстройства (соответствующие системным неврозам или неврозам органов у взрослых). К ним относят невротический энурез и энкопрез, невротические тики и заикание и др. Среди “общих” неврозов у детей выделяют астенический невроз (неврастению), невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондрический невроз, невроз страха.

Читайте так же:
Как отличить невроз или сердце

Ипохондрический невроз. Очерченные формы этого заболевания у несовершеннолетних редки и встречаются обычно не ранее препубертатного и пубертатного возраста. Появление длительных ипохондрических переживаний у детей преимущественно свидетельствует о начале эндогенного заболевания (аффективного или, чаще, шизофренического). Невротическая ипохондрия имеет четкую связь с особыми психотравмирующими обстоятельствами типа болезни или смерти близких, прохождения медицинских обследований или с физическим недомоганием самого ребенка/подростка, требующим повторных медицинских исследований. У других больных это испуг, обусловленный внезапным изменением самочувствия (например, приступ сердечной аритмии, головокружение, обморок) или каким-либо психотравмирующим обстоятельством (чья-то внезапная смерть и т. п.), которое вызвало опасение по поводу собственного здоровья. Нередко этому предшествует ситуация, вызвавшая фиксацию внимания подростка на его здоровье (сведения, почерпнутые в средствах массовой информации, обсуждение проблем здоровья среди сверстников и т.п.). Важное предрасполагающее значение имеют соматическая ослабленность, тревожно-мнительные черты характера и сам пубертатный возраст, когда возникает комплекс новых соматических ощущений.

На этапе невротических реакций происходит заострение черт тревожной мнительности с возникновением преходящих опасений и сверхценных страхов по поводу здоровья, а также кратковременных вегетативных расстройств (сердцебиения, полуобморочные состояния и т. д.). В дальнейшем эти нарушения принимают стойкий характер, и у больных развертывается клиника астеноипохондрического синдрома, состояния, сочетающего в себе симптомы астенического синдрома и разнообразных признаков ипохондриче­ских расстройств. У детей часто встречаются повышенное или утрированное внимание к своему здоровью, склонность к не­обоснованным страхам и опасениям сверхценного или навязчивого характера по поводу возможности возникновения того или иного заболевания, разнообразные неприятные ощущения. Характерен депрессивный и тревожно-депрессивный сдвиг настроения, а также значительная выраженность соматовегетативных расстройств: колебания артериального давления, гипергидроз, анорексия, тошнота, нарушения стула и др. В содержании ипохондрических переживаний преобладают страхи остановки сердца, смерти от удушья, заболевания раком, язвой желудка и т. п., быстро приобретающие навязчивый характер (включая наличие критики в спокойном периоде и ее утрату при усилении навязчивости) и всякий раз вновь появляющиеся в ситуации или обстановке аналогичной той, в которой они впервые возникли (например, в кинотеатре при затемнении зала). Однако круг навязчивых страхов заболеть может расширяться: навязчивые опасения по поводу одного заболевания могут сменяться опасениями по поводу другого. Ипохондрический невроз у подростков имеет тенденцию к длительному многолетнему течению и нередко переходит в невротическое развитие личности.

Истерический невроз. В возникновении истерического невроза важная роль принадлежит подостро или хронически действующей психотравмирующей ситуации, обычно связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым или возможным. Предрасполагающими факторами являются наличие истероидных характерологических черт и психического инфантилизма, а также неадекватное воспитание по типу “кумира семьи”. Дети, у которых диагностируются истерические проявления, обычно отличаются эмоциональной лабильностью, склонностью к капризам и упрямству, стремлением быть в центре внимания. У них часты реакции протеста, особенно пассивного, которые не основаны на сверхценных переживаниях (ущемленного самолюбия, страха и т. п.), а представляют собой истерически закрепившееся средство ухода из трудной ситуации (например, суицидальные попытки с элементами демонстративности). Выраженная демонстративность поведения является характерной чертой развернутого истерического синдрома. У детей она может проявляться в феноменах пуэрилизма (гротескной детскости речи и поведения) и псевдодеменции (нарочитой демонстративной глупости). В психогенезе невроза большое значение имеет механизм “условной желательности” болезненных расстройств, который играет роль патологической защиты индивидуума от трудных для него ситуаций (речь идет о том, что для ребенка его “болезнь” становится своего рода защитой от травматичных внешних факторов; в этом случае не приходится ждать осознания болезненности своего состояния и стремления выйти из него; наоборот, больной стремится закрепить ситуацию, в которой он окружен большим вниманием, избавлен от нежелательных нагрузок и т.п.).

Невротические истерические реакции, будучи начальным этапом невроза, могут возникать уже в период раннего детства, являясь непосредственным ответом на то или иное психотравмирующее воздействие: наказание, отказ в выполнении просьбы, разлука с матерью и т. п. Эти реакции вначале ограничиваются отдельными симптомами и проявляются в виде особых нарушений моторной сферы (“аффективная двигательная буря” в ответ на запрещения), соматовегетативной (привычная рвота, нарушения глотания, задержка мочеиспускания и др.), речевой (психогенный мутизм), а также в виде различных поведенческих реакций протеста. При наличии соответствующих внешних причин и внутренних условий в дальнейшем происходит фиксация симптоматики, ее переход на этап развернутого истерического невроза. В отличие от истинных реакций протеста, которые основаны на сверхценных желаниях, истерические протестные реакции возникают по механизму их “условной желательности” и являются средством освобождения ребенка от трудной ситуации.

Читайте так же:
Что можно пить при сильных неврозах

Неврозы у подростков

Для возникновения неврозов у подростков в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.
Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста. Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний.

В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют следующие виды неврозов:

  1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
  2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
  3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
  4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность для ребенка.
  5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
  6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.

Невроз навязчивых состояний, астенический невроз, невроз страха, депрессивный и истерический неврозы, невротическое заикание, невротические тики — решить все эти проблемы родителям в одиночку не под силу. Адаптироваться к современным жизненным требованиям подросткам могут помочь детские неврологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.
В детском отделении поликлиники «Альбина» консультации по коррекции поведения подростков проводит педиатр-невролог Олищук Виктория Сергеевна.
Запись на консультацию:
адрес: г. Курск, ул. Почтовая, 12
телефон: (4712) 510-775

Неврозы у подростков

По официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний увеличилось только в 1,6 раза. Среди подростков с нервно-психической патологией 36 % страдают неврозами.

Об этой распространенной среди подростков форме нервно-психической патологии рассказывает главный психотерапевт Пензы, директор научно-практического центра «Психотерапия», академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Сгибов.

— Владимир Николаевич, как часто неврозы возникают у подростков?

— Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

— Каковы же причины неврозов у подростков?

— Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Читайте так же:
Психозы у детей в садике

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

— Какие же симптомы появляются у больного неврозом?

— Чаще всего это расстройства сна, затруднения в выполнении привычной работы, утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость, сниженное настроение, тревога, страхи, навязчивые движения, колебания АД, потливость ладоней, похолодание рук и ног. Распространенной формой неврозов у детей и подростков является логоневроз или заикание. Необходимо отметить, что это обратимые расстройства.

Это значит, что невроз излечим?

— В большинстве случаев невроз является полностью излечимым. Однако, избавление от невроза требует терпения и усилия.

— К кому же обращаться больному с неврозом?

— Конечно, в первую очередь, необходимо посоветоваться с врачом-психотерапевтом. Неврозы называют «царством психотерапии», т.к. с помощью лекарств можно «сгладить» лишь симптомы болезни, но при этом как бы «загнать» проблему, приведшую к неврозу вглубь. У человека исчезнет головная боль, раздражительность, уменьшится слабость, утомляемость, улучшится настроение, нормализуется сон. Но если он вновь вернется в психотравмирующую ситуацию, то симптомы болезни возникнут с новой силой и невроз примет затяжное, хроническое течение.

С помощью же психотерапии можно изменить отношение к психотравмирующей ситуации, т.е. к причине невроза, и тогда недуг проходит и человек выздоравливает. При наступлении болезни, пусть нетяжелой, лечиться все-таки следует под наблюдением врача-психотерапевта. Основным методом лечения неврозов является психотерапия. Другие методы лечения при неврозах могут иметь лишь дополнительное значение (массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, психофармакотерапия). Однако, использование этих средств без применения психотерапии нередко лишь отвлекают внимание больных неврозами от истинных причин их расстройств и создают иллюзию излечения без приложения собственных усилий, которые требуются при проведении серьезной психотерапии. Поэтому улучшение не будет сохраняться долго, если невротические проблемы остаются нерешенными, а их нельзя решить только с помощью физических методов и лекарственных препаратов.

— Владимир Николаевич, что означает термин «психотерапия»?

— Термин «психотерапия», в дословном переводе означает «лечение душой». Если говорить более подробно, то психотерапия — это комплексное воздействие психики врача на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных проявлений, изменения отношения к себе, к своей болезни и к окружающим.

Сегодня психотерапия — это активно развивающаяся область теории и практики во всем мире, где медицинский психолог и психотерапевт становятся ключевыми фигурами в решении проблем человеческих взаимоотношений, семейных и внутриличностных конфликтов, бизнеса и здоровья.

— Какова же цель психотерапевтического лечения?

— Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения.

— Где же в Пензе можно получить квалифицированную помощь подростку больному неврозом?

— Данный вид специализированной психотерапевтической помощи подростки и их родители могут получить в научно-практическом центре «Психотерапия».

Болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если у вашего ребенка появились первые признаки невроза, необходимо обратиться к специалистам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector