Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

44. Неврозы. Реактивные состояния

44. Неврозы. Реактивные состояния.

Неврозы (от греч. néuron — нерв), группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением. Невро́з (новолат. neurosis, происходит от др.-греч. νεῦρον — нерв; синонимы — психоневро́з, невроти́ческое расстройство) — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом.Психогенным фактором во всех случаях являются конфликты (внешние или внутренние), действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму, либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сфер психики.

Термин претерпел многочисленные перерассмотрения и до сих пор не получил однозначного определения. К тому же стоит отметить, что в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности. Основными критериями выделения невротических расстройств из психических расстройств в целом являются:

ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных проявлений;

функциональный (обратимый) характер психических расстройств;

отсутствие психотических симптомов, слабоумия, нарастающих изменений личности;

эгодистонический (мучительный для больного) характер психопатологических проявлений, а также сохранение больным критического отношения к своему состоянию.

Реактивными состояниями называются временные обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакция в ответ на воздействие психической травмы.

Термин «реактивные состояния» принят преимущественно в отечественной психиатрической литературе. В западно-европейской и американской литературе аналогичные состояния описываются различными авторами под различными названиями: аномальные реакции, психогенные реакции, стресс-реакции и т.п.

Реактивные состояния составляют две основные подгруппы: 1) неврозы и 2) реактивные (или психогенные) психозы.

Основным клиническим признаком второй подгруппы является продуктивная психотическая симптоматика, которая отсутствует при неврозах. Неврозы развиваются чаще всего под влиянием длительного воздействия психогенных факторов, в то время как реактивные психозы – в результате острой, сильной психической травмы.

Возможность развития реактивного психоза после стадии невроза, а также формирование невротического состояния после перенесенного реактивного психоза свидетельствует о нозологическом единстве психогенных психозов и неврозов.

В международной классификации болезней неврозы объединяются в рубрике невротических, связанных со стрессом расстройств. При этом выделяется множество самостоятельных форм. Наиболее распространенной и традиционной в отечественной литературе является классификация неврозов по клиническим проявлениям. В соответствии с этим рассматриваются три самостоятельных типа неврозов: неврастения; истерический невроз; невроз навязчивых состояний. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ — расстройства психики, вызванные тяжкими душевными потрясениями и переживаниями. Один из случаев психических расстройств временных.

Справочник по психиатрии

Представляют собой патологическую реакцию невротического и психотического уровня на психические травмы или неблагоприятные ситуации.

Разнообразные психические расстройства могут возникнуть под влиянием психической травмы, вызывающей страх, тревогу, опасения, обиду, тоску или иные отрицательные эмоции.

Патогенез. Определяющее значение для возникновения реактивного состояния или психоза имеют характер и сила психической травмы, с одной стороны, и конституциональные особенности и преморбидное состояние — с другой. Психические травмы разделяются на острые и хронические, острые в свою очередь — на шоковые, угнетающие и тревожащие. Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей, а также у лиц, ослабленных инфекциями, тяжелыми соматическими заболеваниями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, сосудистыми заболеваниями, длительной бессонницей, тяжелыми авитаминозами и др. Предрасполагающую роль может играть и возрастной фактор. Наиболее уязвимы в отношении внешних воздействий пубертатный и климактерический периоды. Возраст имеет значение и в оформлении клинической картины психоза. Так, паранойяльные реакции и психозы с бредовыми синдромами более свойственны зрелому возрасту. Кроме того, в возникновении и клинической реализации реактивного состояния играют роль индивидуальные особенности больного, тип нервной системы. Механизм возникновения реактивных состояний в аспекте учения о высшей нервной деятельности можно объяснить как срыв нормальной деятельности коры головного мозга в результате перенапряжения раздражительного и тормозного процессов или их подвижности. Сильное психотравмирующее действие оказывает «сшибка» раздражительного и тормозного процессов (скрываемое горе, подавленный гнев и др.).

Одновременно с изменениями высшей нервной деятельности происходят гуморальные сдвиги (повышенное выделение адреналина, гипергликемия, повышение свертываемости крови и др.), возникающие при реакциях страха, гнева. При больших эмоциональных нагрузках происходит перестройка внутренней среды организма, связанная с функциями гипофизарно-надпочечной системы.

Клиническая картина. Реактивные состояния и психозы подразделяются на: 1) аффективно-шоковые психогенные реакции; 2) депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия); 3) реактивные (психогенные) бредовые психозы; 4) истерические психотические реакции или истерические психозы.

В большинстве случаев все разнообразные реактивные состояния оставляют после себя преходящую постреактивную астению, подобную постинфекционной психической слабости (повышенная утомляемость, слабость, истощаемость, снижение работоспособности, некоторая замедленность психических процессов, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность). Больные малоподвижны, жалуются на бессилие, несобранность, головные боли, отмечают не свойственную им ранее непереносимость резких раздражителей (шум, яркий свет и др.). Настроение обычно пониженное, со склонностью к колебаниям по незначительным поводам. Это состояние непродолжительно и полностью обратимо.

Аффективно-шоковые психогенные реакции вызываются внезапным сильным аффектом, обычно страхом в связи с угрозой для жизни, чаще встречаются при массовых катастрофах (пожар, землетрясение, наводнение, горный обвал и т. д.). Клинически эти реакции проявляются в двух формах: гиперкинетической и гипокинетической.

Гиперкинетическая форма (реактивное, психогенное возбуждение) — внезапно наступившее хаотическое, бессмысленное двигательное беспокойство. Больной мечется, кричит, молит о помощи, иногда бросается бежать безо всякой цели, нередко в сторону новой опасности. Это поведение возникает на фоне психогенного сумеречного расстройства сознания с нарушением ориентировки в окружающем и последующей амнезией.

Читайте так же:
Лекарство от невроза у подростков

Гипокинетическая форма (реактивный, психогенный ступор) — внезапная обездвиженность. Несмотря на смертельную опасность, человек застывает, не может сделать ни одного движения, не в силах произнести ни слова (мутизм). Реактивный ступор обычно длится от нескольких минут до нескольких часов. В тяжелых случаях это состояние затягивается. Наступает выраженная атония или напряженность мышц. Больные лежат в эмбриональной позе или вытянувшись на спине, не принимают пищу. Глаза широко раскрыты, мимика отражает либо испуг, либо безысходное отчаяние. При упоминании о психотравмирующей ситуации больные бледнеют или краснеют, покрываются потом, отмечается учащенное сердцебиение (вегетативные симптомы реактивного ступора). Помраченное сознание при реактивном ступоре обусловливает последующую амнезию.

Психомоторная заторможенность может не достигать степени ступора. В этих случаях больные доступны контакту, хотя отвечают кратко, с задержкой, растягивая слова. Моторика скована, движения замедлены. Сознание суженное или больной оглушен. Иногда картина острого психогенного ступора определяется выраженным страхом: мимика, жестикуляция выражают ужас, отчаяние, страх, растерянность.

В редких случаях в ответ на внезапные и сильные психотравмирующие воздействия наступает так называемый эмоциональный паралич: длительная апатия с безразличным отношением к угрожающей ситуации и индифферентная регистрация происходящего вокруг.

Депрессивные психогенные реакции (реактивная депрессия). Смерть близкого человека, тяжелые жизненные неудачи способны и у здоровых людей вызвать естественную психологическую реакцию печали. Патологическая реакция отличается от нормальной чрезмерной силой и длительностью. В этом состоянии больные подавлены, тоскливы, слезливы, ходят сгорбившись, сидят в согбенной позе с опущенной на грудь головой или лежат, поджав ноги. Идеи самообвинения бывают не всегда, но обычно переживания концентрируются вокруг обстоятельств, связанных с психической травмой. Мысли о неприятном происшествии неотступны, детализируются, часто становятся сверхценными, иногда достигают степени бреда. Психомоторная заторможенность иногда достигает депрессивного ступора; больные все время лежат или сидят сгорбившись, лицо застывшее, с выражением глубокой тоски или безысходного отчаяния, они безынициативны, не могут обслужить себя, окружающее не привлекает их внимания, сложные вопросы не осмысливаются.

Реактивная депрессия иногда сочетается с отдельными истерическими расстройствами. В этих случаях депрессия проявляется неглубокой психомоторной заторможенностью, аффектом тоски с выразительными внешними симптомами, не соответствующими глубине депрессии: больные театрально жестикулируют, жалуются на гнетущее чувство тоски, принимают трагические позы, громко плачут, демонстрируют суицидальные попытки. Во время беседы они оживляются, бранят своих обидчиков, при упоминании о психотравмирующей ситуации возбуждаются вплоть до приступов истерического отчаяния. Нередко отмечаются отдельные пуэрильные, псевдодементные проявления.

Иногда на фоне угнетенного настроения возникают явления дереализации, деперсонализации, сенестопатически-ипохондрические расстройства. На фоне нарастающей депрессии с тревогой и страхом могут появиться отдельные идеи отношения, преследования, обвинения и др. Содержание бреда ограничивается неправильной интерпретацией поведения окружающих и отдельных случайных внешних впечатлений. Аффект тоски, когда к нему присоединяются тревога, страх или гневливость, часто развивается на фоне психомоторного возбуждения: больные мечутся, громко плачут, заламывают руки, бьются головой о стену, пытаются броситься из окна и т. д. Иногда это состояние принимает вид депрессивного раптуса.

От эндогенных реактивные депрессии отличаются тем, что их возникновение совпадает с психической травмой; психотравмирующие переживания отражаются в клинической картине депрессии, после разрешения психотравмирующей ситуации либо по истечении некоторого времени реактивная депрессия исчезает. Течение реактивной депрессии зависит как от содержания психической травмы, так и от особенностей личности больного и его состояния к моменту возникновения психического расстройства. Реактивные депрессии у лиц, перенесших черепно-мозговую травму или ослабленных тяжелыми соматическими и инфекционными заболеваниями, а также пожилых людей с церебральным атеросклерозом могут затягиваться. Длительными бывают и реактивные депрессии, связанные с тяжелой, не разрешившейся психотравмирующей ситуацией.

Реактивные (психогенные) бредовые психозы — сборная группа весьма различных психогенных реакций.

Реактивное паранойяльное бредообразование — возникновение паранойяльного сверхценного бреда, не выходящего за рамки травмирующей ситуации, «психологически понятного» и сопровождающегося живой эмоциональной реакцией. Эти идеи доминируют в сознании, но на первых этапах больные еще поддаются некоторому разубеждению. Во всем остальном поведении больного, не связанном со сверхценной идеей, заметных отклонений не обнаруживается. Реактивный паранойяльный бред, как и все реактивные состояния, длится до тех пор, пока не исчезает психотравмирующая ситуация, и целиком ее отражает, ему не свойственна прогредиентность, не возникает негативной симптоматики. Все эти особенности отличают реактивные паранойяльные состояния от шизофренических. Паранойяльные реактивные расстройства имеют множество отдельных вариантов, обусловленных особенностями психогенного воздействия.

Острая паранойяльная реакция — паранойяльное бредообразование, свойственное психопатическим (паранойяльным) личностям. Сравнительно небольшие житейские трудности могут вызвать у них подозрительность, тревожность, идеи отношения и преследования. Такие реакции обычно кратковременны. Их развитию способствует временное ослабление нервной системы (переутомление, недосыпание и др.).

Ипохондрическая реакция близка по структуре к острой паранойяльной. Развивается обычно у лиц с повышенным вниманием к своему здоровью. Неосторожная фраза врача (ятрогения), превратно понятый медицинский текст, известие о смерти знакомого могут привести к возникновению ипохондрической сверхценной идеи. Больные начинают посещать разных врачей, специалистов-консультантов, и отрицательные результаты исследований не приносят успокоения. В зависимости от особенностей личности больного и поведения врача ипохондрические реакции бывают кратковременными или затягиваются на годы.

Бред преследования тугоухих возникает у лиц со слабым слухом вследствие затрудненного речевого контакта с окружающими. Аналогичные состояния наблюдаются и при затруднении общения из-за незнания языка (бред преследования в иноязычном окружении).

Реактивные параноиды отличаются большим синдромологическим разнообразием. В одних случаях основные симптомы в клинической картине психогенного параноида — идеи преследования, отношения, иногда и физического воздействия на фоне выраженного страха и растерянности. Содержание бредовых идей обычно отражает психотравмирующую ситуацию; все происходящее подвергается бредовой интерпретации, приобретает особое значение. В других случаях на фоне психогенно обусловленного изменения сознания, обычно суженного, помимо бредовых идей преследования, отношения и физического воздействия, у больного возникают обильные как слуховые, так и зрительные галлюцинации и псевдогаллюцинации; в статусе преобладает аффект страха.

Читайте так же:
Неврозы симптомы у взрослых лечение видео

Диагностика реактивных параноидов обычно не вызывает больших затруднений. Основные опорные критерии: ситуационная обусловленность, конкретный, образный, чувственный бред, связь его содержания с психотравмирующей ситуацией и обратимость этого состояния при изменении внешней обстановки.

Параноид в условиях изоляции возникает нередко (например, у подследственных). Он длительнее реактивного и, как правило, сопровождается слуховыми галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, иногда в виде острого галлюциноза: больной постоянно слышит голоса родных и знакомых, плач детей. Многочисленные голоса часто как бы разделяются на два лагеря: голоса враждебные, которые бранят и осуждают больного, и дружественные, которые защищают и оправдывают его.

Параноид внешней обстановки (ситуационный) — острый бредовой психоз; возникает внезапно, иногда без каких-либо предвестников, в крайне необычной (новой) для больного ситуации. Это острый образный бред преследования и необычайно резкий аффект страха. Больной, пытаясь спасти свою жизнь, выбрасывается на ходу из поезда, иногда защищается с оружием в руках от мнимых преследователей. Нередки попытки самоубийства с целью избавления от ожидаемых мучений. Больные могут искать защиты от преследователей у представителей власти, милиционеров, военнослужащих. На высоте аффекта страха отмечается нарушение сознания с последующей частичной амнезией указанного промежутка времени. На высоте психоза могут наблюдаться ложные узнавания, симптом двойника (см.). Возникновению таких острых параноидов способствуют длительное переутомление, бессонница, соматическое ослабление, алкоголизация. Такие параноиды обычно кратковременны, и при выведении больного из данной обстановки бредовые идеи исчезают, он успокаивается, появляется критика к психозу.

Истерические реакции или психозы проявляются сравнительно небольшим количеством клинических форм (вариантов): 1) истерическое сумеречное помрачение сознания (ганзеровский синдром); 2) псевдодеменция; 3) пуэрилизм; 4) психогенный ступор (см. с. 53).

Перечисленные формы истерических состояний могут переходить из одной в другую, что находят объяснение в общих патофизиологических механизмах их возникновения. И. П. Павлов указывал, что у лиц со слабым типом второй сигнальной системы повышенная тормозимость коры головного мозга приводит к расторможению подкорковых аппаратов, с которыми связаны эмоционально-инстинктивные реакции, что реализуется в истерическом поведении.

Лечение. При всех реактивных состояниях прежде всего по возможности следует устранить причину заболевания — психотравмирующую ситуацию. Аффективно-шоковые реакции из-за кратковременности обычно либо заканчиваются, либо переходят в другое реактивное состояние, прежде чем больной попадает к врачу. При реактивных депрессиях, параноидах, галлюцинозах, истерических психозах необходима госпитализация. Комплексное лечение реактивных психозов проводится с применением нейролептиков в сочетании с антидепрессантами и транквилизаторами. При ажитации, тревоге в структуре депрессии рекомендуется комбинированная терапия антидепрессантами (назначают в первой половине дня) и нейролептиками (назначают во второй половине дня). Если реактивные депрессии неглубоки, то возможно амбулаторное лечение, но при условии пристального надзора за больным в семье. При лечении реактивных состояний особенно важна психотерапия.

Трудовая экспертиза. Реактивные состояния как непрогредиентные заболевания с острыми психическими расстройствами обычно влекут за собой временную утрату трудоспособности с оформлением больничного листа. Во ВТЭК больные направляются лишь при затяжном течении болезни. В таких случаях ВТЭК может рекомендовать продолжение лечения с продлением временной нетрудоспособности более 4—5 мес.

Невротические расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых детей и подростков

Невротические расстройства у легко умственно отсталых детей и подростков принципиально не отличаются от таковых же у нормально развивающихся индивидов.

Невротическое расстройство — болезненная реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Это психогенное (как правило, связанное с переживанием конфликтов) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций.

Обычно осложненная беременность матерей умственно отсталых детей и. как правило, аномально, дотекающие роды вносят свою лепту в создание у них предрасположения к невротическим расстройствам. Часто переносимые интеллектуально неполноценными детьми соматические заболевания создают благоприятный астенизирующий фон, способствующий возникновению невротических расстройств.

В происхождении и оформлении клинической картины неврозов большое значение приобретают преморбидные особенности личности. У подавляющего большинства детей в происхождении умственной отсталости участвуют последствия перенесенных органических повреждений головного мозга. Вследствие этой патологии нередко формируются органические психопатоподобные нарушения личности. Среди них наиболее часто встречаются неустойчивость, вспыльчивость, эмоциональная лабильность и др. Эти черты личности наряду с интеллектуальной неполноценностью еще больше затрудняют приспособительные возможности индивида и увеличивают и без того повышенный риск возникновения невротических расстройств. Психические травмы в детстве (потеря родителей, отвержение, боязнь остаться незащищенным), болезнь родителей, длительная разлука с ними, конфликты между близкими людьми создают продолжительные стрессовые ситуации, истощают защитные возможности личности и организма и вызывают невротические расстройства.

Из социальных факторов в этиологии неврозов умственно отсталых детей самым важным оказывается неблагополучная обстановка в семье (развод, внебрачное рождение, воспитание приемными родителями). К заболеванию невротическими расстройствами предрасполагают материнская депривация, неправильная подготовка к жизни (чрезмерная опека, необычная строгость или безнадзорность), несоответствующее половое воспитание (развращающее).

Наиболее распространенная форма невротического расстройства умственно отсталых детей и подростков. Его причиной обычно является истощение нервной системы из-за чрезмерного и. как правило, длительного физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. У умственно отсталых детей такая ситуация создается обычно при поступлении в общеобразовательную школу. При обучении в первых классах они не только не справляются с учебной нагрузкой, но и нередко становятся объектом насмешек со стороны сверстников и чрезмерного давления со стороны взрослых. В основе этого невротического расстройства лежит раздражительная слабость, повышенная возбудимость и утомляемость, которые сочетаются с понижением общего самочувствия. Утомляемость проявляется повышенной истощаемостью. постоянной усталостью, сниженной продуктивностью, раздражительностью, неспособностью получать от чего-либо удовольствие, головными болями, головокружениями, чувством внутреннего напряжения, расстройствами сна (трудностями засыпания и сонливостью днем).

Читайте так же:
Щеголев невроз как внутренний театр личности

У детей обычно преобладают явления перевозбуждения (повышенная реактивность, психомоторное беспокойство), аффективные вспышки с двигательным возбуждением, агрессией. У некоторых из них на передний план выступают вегетативно-соматические расстройства: анорексия, тошнота, расстройство ритма дыхания, кашель, спазм голосовой щели, неприятные ощущения в сердце, обмороки.

Нередко у умственно отсталых детей и подростков развивается невротическое расстройство по механизму возникновения, соответствующее истерии — неврозу, формирование симптоматики которого основано на повышенной эмоциональности и внушаемости. Так как умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью и особенной внушаемостью, то и риск возникновения у них кратковременных истерических реакций или истерии очень высок. Заболевание обычно развивается остро, как правило, в непосредственной связи с переживанием неблагоприятных обстоятельств, которые складываются чаще всего из-за завышенных требований к окружающим и невозможностью выполнить эти запросы. Нередкая ситуация, приводящая к развитию истерического невроза, — обстоятельства привлечения к ответственности за совершение антиобщественного или даже противоправного действия (кражи), за которое необходимо нести ответственность. В происхождении истерических расстройств большую роль играет механизм "бегства в болезнь", условной приятности, выгодности или желательности болезненного симптома. Симптомы истерии очень разнообразны и изменчивы даже у одного и того же больного. Проявления истерии могут быть, психическими (утрата воспоминаний, страхи, ипохондрические проявления, сужение сознания), моторными (параличи, парезы, нарушение походки, судорожные припадки, гиперкинезы. спазмы, афония, мутизм), сенсорными (слепота, глухота, гипо- и гиперестезии " вегетативно-соматическими (нарушения сердечной деятельности, дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы). Как правило, жалобы демонстративны. Они подчеркивают необычность, тяжесть, непереносимость болезненных явлений. Клиническая картина истерии может воспроизводить известные синдромы: "бронхиальную астму" (при затруднении вдоха, а не выдоха, как это бывает при астме), "почечных колик", при которых нет объективных признаков этого заболевания. Предпосылкой возникновения истерической симптоматики у умственно отсталых индивидов могут также явиться органические нарушения ЦНС, в особенности, проявляющиеся психопатоподобными чертами личности истероидного типа. Встречаются также острые аффективные вспышки, сопровождающиеся психомоторным возбуждением и сужением сознания ("истерические припадки"), провоцирующиеся конфликтами. Движения, возникающие в этих случаях, напоминают тонические и клонические судороги, сопровождаются криками, стенаниями, плачем. У детей истерия наиболее часто проявляется астазией-абазией, параличами, гиперкинезами, тремором, припадками, приступами удушья, психомоторным возбуждением, мутизмом, афонией, спазмами кишечника, повторяющейся рвотой. Могут быть аффективные вспышки, сумеречные состояния, обмороки.

4. Невроз навязчивых состояний

Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально неприятные. Критическое отношение к ним побуждает больного бороться с ними.

В основе происхождения этого невротического расстройства — конфликт, возникший из-за противоречий между влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом, или нравственными принципами (как правило, навязываемыми авторитетными фигурами), — с другой. У умственно отсталых детей и подростков в связи с их неспособностью производить анализ своих переживаний обычно трудно выявить столь сложные расстройства. В тех же случаях, когда этот невроз диагностируется, его симптоматика оказывается рудиментарной. Она выступает скорее в виде насильственных явлений, которые лишены элементов осознавания переживаний и в связи с этим борьбы с ними.

Это расстройство, как правило, начинается постепенно у тревожных, склонных к немотивированным страхам, мнительных детей. В клинической картине могут наблюдаться страхи или такие симптомы, как элементарные движения или действия— грызение ногтей, сосание пальцев, счет или более сложные защитные ритуалы (сплевывание. прикосновения к каким-либо предметам, постукивания и т. д.)

Как правило, невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине очень большое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У них легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция — страх).

5. Психогенные реакции и реактивные состояния

Психогенные реакции — болезненные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием моральной травмы.

Наиболее распространенными формами П.р. являются: психогенная депрессия, ложное слабоумие (псевдодеменция), пуэрилизм, психогенный ступор, бредоподобные фантазии и психогенные параноиды и галлюцинации.

Многие авторы отмечают склонность умственно отсталых индивидов к реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).

Все описанные особенности психики умственно отсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям, встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у них нередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором, предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; Фелинская Н. И"., 1944).

И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию, истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности их проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и длительность течения.

К. X , Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности: аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных, связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М. Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции характеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталых лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность "логическому разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно им клинической картины этих состояний.

Читайте так же:
Что такое психоз и лечится ли он

По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивных состояниях у умственно отсталых лиц "под влиянием внешних ситуационных факторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническая симптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги в аффективности, нарушаются привычные формы поведения". Атипичность реактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картине преобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что они носят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного времени каких-либо изменений.

Л. А. Булахова с сотр. (1984) у детей с умственной отсталостью резидуально-органического генеза выявили реактивно возникающие "парааутистические" состояния. Эти расстройства возникали у детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Они проявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции на перемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевого общения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптация в условиях привычного содержания и обучения.

Многие умственно отсталые дети (43%) с трудом переносят свое положение учащихся коррекционной школы. Особенно это относится к девочкам в периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводят часть дня з семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний (Блюменфельд С. с сотр., 1971).

У умственно отсталых детей часто встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость их симптоматики, ее кратковременность и благополучный исход, приходится допустить, что в поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельный вес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствует катамнестическим данным, указывающим на значительную изменчивость симптоматики, ранимость детей и нестойкость компенсаторных возможностей этих больных.

6. Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости

Реактивные состояния у детей и подростков с астенической формой умственной отсталости.

Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких, неуспеваемость в школе, перевод в другое учебное заведение, переезд, непрекращающиеся конфликты в семье или з коллективе сверстников. Умственно отсталые подростки оказываются более ранимыми, чем дети других возрастов. Симптоматика реакций у них развертывается в течение нескольких суток. Иногда уже на 2-3-й день больные становятся спокойнее и ровнее в поведении. Некоторые из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные реакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциями по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. У части больных возникают дисфорические состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у других — стремление к разрушениям или агрессии.

У другой части умственно отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астено-депрессивные состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.

Для третьей части характерны поведенческие расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в демонстративных угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.

Реактивные состояния у детей и подростков со стенической формой умственной отсталости.

У детей и подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения: побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство из них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие и кратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакции всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает несколько недель.

Реактивные состояния у детей и подростков с атонической фазой умственной отсталости.

Ее особенность в том. что в клинической картине на первое место выступало усиление присущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере — аффективные расстройства (тревога, возбуждение).

Психиатрия. Пограничные состояния. Квалификационные тесты с ответами (2019 год) — вариант 124

К особенностям психастеника относится
а) бесконечный анализ своих поступков
б) склонность к пониженной самооценке
в) субъективно мучительная потеря "чувства реальности"
г) прочитанное и услышанное производит более сильное впечатление, чем
непосредственное восприятие ситуации
д) все перечисленное
Верный ответ: 5(Д)

Реактивные бредовые психозы — это
а) психозы в условиях тюремной изоляции (галлюцинаторно-бредовые)
б) железнодорожные параноиды
в) параноиды военного времени
г) верно а) и в)
д) все перечисленные психозы
Верный ответ: 5(Д)

Классификация пограничных состояний включает
а) психопатии
б) реактивные состояния и психозы
в) неврозы
г) все перечисленное
д) верно а) и в)
Верный ответ: 4(Г)

Гипертимные акцентуированные личности характеризуются всем перечис-ленным, исключая
а) хорошее настроение, оптимизм, веру в свои силы и в окружающих
б) хорошее самочувствие, чувство внутреннего комфорта
в) энергичность, активность, преодоление препятствий, быстроту, подвиж-ность мышления, находчивость
г) легкомыслие, гедонизм, отсутствие глубины понимания серьезных сторон жизни
д) раздражительность, дисфоричность
Верный ответ: 5(Д)

Особенностями астенического типа психопатии являются все перечислен-ные, кроме
а) склонности к псевдологии
б) раздражительности
в) повышенной впечатлительности, чувствительности
г) значительной психической утомляемости и истощаемости
д) капризной смены настроения
Верный ответ: 1(А)

Читайте так же:
Жар в теле при неврозе

При педагогической запущенности патохарактерологический синдром
а) встречается постоянно
б) не встречается
в) встречается только при наличии выраженных аффективных расстройств
Верный ответ: 1(А)

Полное выздоровление к юношескому возрасту при обсессивно-фобическом
неврозе отмечается
а) у 2/3 больных
б) у половины больных
в) у 1/3 больных
г) у всех заболевших детей
Верный ответ: 3(В)

Невротический ларингоспазм характеризуется всем перечисленным, иск-лючая
а) статические сокращения мышц гортани, препятствующие свободному про-хождению воздуха в дыхательные пути
б) острое начало, чаще после психотравм, при прохождении пищи в дыха-тельное горло, при внезапном испуге, неприятном разговоре
в) восприятие как приступа удушья, сопровождающегося страхом
г) повторяемость при еде (стремятся ограничить себя в еде, принимает пищу
с особым ритуалом)
д) ощущение чужой воли, вызвавшей приступ
Верный ответ: 5(Д)

Для неврастенических нарушений сердечной деятельности характерно все перечисленное, кроме
а) проявления в виде кардиологического синдрома и в виде синдрома нару-шения сердечного ритма
б) характера сделанности ощущений
в) частоты распространения как формы системных психогенных висцеральных нарушений
г) легкости возникновения характерных фобий
д) трудности дифференцирования от соматических заболеваний, тера-певтической резистентности
Верный ответ: 2(Б)

К психогенным сензорным нарушениям и расстройствам чувствительности относятся
а) нарушения зрения (концентрическое сужение поля зрения, диплопии и полиопии, макропсии и микропсии и т.д.)
б) утрата слуха, психогенная глухота и сурдомутизм
в) расстройства чувствительности (гипестезии, анестезии, гиперстезии и парестезии)
г) все перечисленные
д) ничего из перечисленного
Верный ответ: 4(Г)

Причиной возникновения неврастении является все перечисленное, иск-лючая
а) противоречия между возможностями личности и завышенными требованиями к себе
б) утомление и переутомление как следствие сбоя внутреннего ритма
в) срыв при попытке выполнить непосильную задачу с субъективно-тягостным отказом от заманчивой цели
г) наличие тормозных черт характера, но также и у гармоничных личностей
д) наличие выраженных истерических черт
Верный ответ: 5(Д)

Обсессивный невроз с преобладанием навязчивых движений начинается обычно
а) в дошкольном возрасте
б) в школьном возрасте
в) в подростковом возрасте
г) в любом возрасте
Верный ответ: 1(А)

Военная экспертиза неврозов предусматривает следующие положения
а) выраженная реакция на грани реактивных психозов — снятие с воинского учета
б) стойкие и пролонгированные невротические состояния — негоден в мирное время, годен к нестроевой в военное время
в) преходящие неврозы — годность к нестроевой в военное время
г) верно все перечисленное
д) все перечисленное неверно
Верный ответ: 4(Г)

Трудовая экспертиза реактивных состояний исходит из того, что
а) большинство реактивных состояний преходящие и не приводят к инвалид-ности
б) при острых реактивных психозах имеет место временная нетрудоспособ-ность
в) при затяжных состояниях может быть установлена временная инвалидность
г) верно все перечисленное
д) все перечисленное неверно
Верный ответ: 4(Г)

Неврозы у детей, причины, профилактика. Реактивное состояние у подростков. Синдром неусидчивости, неврастения. Истерический невроз, заикание, энурез

Неврозы– функциональные нарушения нервной системы, вызываемые психической травмой, физическим или умственным переутомлением. Типичный возраст для проявления неврозов – детский и подростковый. Чаще болеют наиболее впечатлительные дети и подростки. Развитию неврозов также способствуют хронические заболевания, недостаток питания, авитаминоз. В соответствии с медико-педагогической классификацией у школьников и детей дошкольного возраста выделяют три группы неврозов:1 группа – Общие неврозы (неврастения и истерический невроз (истерия), невроз страха)2 группа – Системные неврозы (невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез, навязчивые страхи, невротическое расстройство сна),

3 группа – Невротические состояния (негативизм, реактивные состояния, астено-невротические и астено-депрессивные состояния).Неврастения – истощение НС(комплекс симптомов, характерных для астеноневротического синдрома, проявляющегося нарушением основных нервных процессов высшей нервной деятельности). Симптомы:-жалобы на слабость, головную боль;-быстрая утомляемость, раздражительность; -повышенная возбудимость и несдержанность, легко наступающее истощение;- непереносимость яркого света, звуков, шума; -расстройства сна (трудно уснуть, или очень раннее пробуждение), потливость,учащенный пульс, запоры. Подходы педагога к детям, страдающим неврастенией: снижение нагрузки путем введения дополнительного выходного дня, или перенести обучение на дом;- уменьшить объем домашних заданий и помочь в их выполнении. Подходы педагога к детям, страдающим астенией Надо создать благоприятные условия ребенку: организовать режим дня, обучение на дому, стимулирующие занятия в школе, помощь в преодолении возникших трудностей в учебном процессе.Причины неврозов: психическая травма, эмоциональное перевозбуждение.

Условия предрасположенности к неврозу: 1. наследственность;2. травмы НС;3. наличие хронических заболеваний;4. воздействие на НС токсичных веществ (никотин, алкоголь, наркотики).

Критические периоды у детей.1. В 7 лет – период школьного возраста;2. Переход к предметному обучению;3. Период полового созревания;4. Выбор профессии (9,11 классы).

Общие симптомы неврозов у детей.1. Повышенная возбудимость;2. Нарушение сна;3. Вегетативное расстройство (тошнота, рвота);4. Снижение памяти, слезы.

Факторы развития.1. Чем старше ребенок, тем больше влияют семейные факторы (распад семьи, ссоры родителей);2. Школьные факторы: стресс во всех его проявлениях, скоростные показатели обучения.

Три вида неврозов.

1. Нервный тик – быстрые непроизвольные сокращения мышц, которые стереотипно повторяются

2. Логоневроз — заикание – нарушение речи, при котором нарушается ее плавное течение, повторение звуков. Происходит в результате судорожного сокращения речевых мышц. Формируется, когда начинается формирование речи. Рано может сформироваться комплекс собственной неполноценности

3. Энурез – возникает с нарушением внутрианатомического развития плода.

Лечение.1. Нормализовать сон;2. Витамины;3. Успокаивающие средства;4. Благоприятная обстановка для ребенка;5. Лечебная физкультура, водные процедуры

Проф-ка неврозов:1.Своевременное создание спокойной обстановки. 2.Ликвидировать стрессовую обстановку. 3.Ряд оздоровительных мероприятий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector