Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неврозы у детей

Неврозы у детей

1)При помощи мультимедийных технологий раскрыть тему «Неврозы у детей».

2)Продемонстрировать иллюстративный материал при помощи компьютерных технологий.

3) Создать опорный материал для рассказа о неврозах

Неврозы

Неврозы – заболевание, вызванное расстройством деятельности ЦНС.

Причины возникновения неврозов

Внутренние факторы:

Особенности личности, связанные с психическим инфантилизмом.

Невропатические состояния, т. е. комплекс проявлений вегетативной и эмоциональной неустойчивости.

Изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризисные) периоды.

Факторы внешних условий:

Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

Трудности школьной адаптации и т. п.

Формы неврозов:

-Истерический невроз — выражается в виде припадков, при этом дети, если им в чём – то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ногами, кричат.

-Неврастения (Нарушение сна, страхи, энурез, заикание).

Неврастения – это невроз истощения, который проявляется сочетанием раздражительности с повышенной утомляемостью и истощаемостью.

Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении, которое проявляется уже в первые месяцы жизни: сон поверхностный, беспокойный, ребёнок «мечется» в постели.

Проявление расстройств сна

-Беспокойный сон с частыми движениями

-Расстройство глубины сна с ночными пробуждениями, страхами, яркими устрашающими сновидениями, снохождениями и сноговорениями.

Навязчивые страхи

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании.

У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов и др.

Основные проявления неврозов страха

-Боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха.

-Энурез (ночное недержание мочи)

Причины возникновения:

-Невропатия (нарушения сна);

-Чрезмерная глубина сна;

-Нарушение ритма сна;

-Наличие энуреза у отца или матери в детстве;

-Неравномерность психомоторного развития — замедленный темп (когда ребенок позднее начинает говорить, ходить, скованность движений или ускорение психического развития, чрезмерная быстрота движений.

Оказание помощи при энурезе

-Ребенка нельзя ругать или стыдить.

-Рекомендуется систематически закаливать ребенка.

-Ограничивать питье за 2-3 часа до сна.

Заикание

Причины возникновения:

-Эмоциональный стресс, связанный с инстинктом самосохранения.

-Быстрый говор при не полностью сформированных речедвигательных механизмах.

-Следствие переутомления в результате избытка информации.

Заикание при неврозах тяжело переживается детьми.

Часто из-за страха, скованности или смущения они отказываются вступать в контакт с незнакомыми людьми и легко теряются в новой обстановке.

Оказание помощи при заикании

-Устранение болезненного, невротического состояния ребенка

-Восстановление его нарушенных, но еще полностью не утраченных навыков общения, умения принимать и играть роли, и адекватно выражать свои чувства.

Невроз навязчивых состояний

Различные движения, действия, страхи, опасения, представления и мысли, возникающие вопреки желанию больного.

Читайте так же:
Невроз боязнь сойти с ума

Невротические тики

Проявления невротических тиков:

Разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем и т. п., а также респираторные тики («покашливание», «хмыканье», «хрюкающие» звуки).

Причины возникновения тиков

-Острые и хронические психические травмы

-Местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело в глазу, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т. п.).

Профилактика неврозов

-Воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей.

-Укрепление физического здоровья, занятия физкультурой и спортом.

-Психогигиена умственного труда школьников, предупреждение их интеллектуальных и информационных перегрузок.

Повышение адаптивности и стрессоустойчивости у детей дошкольного и младшего школьного возраста методом арт-терапии

Кандидат психологических наук, психолог-консультант, коуч. Автор многочисленных публикаций для практических психологов и педагогов, в том числе книг «Арт-терапия для детей и их родителей»; «Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога».

Приглашаем посетить сайт Армине Аршаковны ссылка>>

Желающие могут приобрести книги А.А.Вороновой «Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога», «Игровая терапия и сказкотерапия в работе практического психолога» и др.. Подробная информация по ссылке>>

Анонс:

На вебинаре мы разберем психологические особенности тревожных детей, причины возникновения невротических реакций и психосоматических проявлений. Рассмотрим кейсы, которые на конкретных примерах покажут, как работать с детьми и их родителями.

Вебинар состоит из трех частей:

теоретическая часть, определение понятий: стрессоустойчивость, самооценка, тревожность, детские неврозы, невротические симптомы, дидактогенные неврозы, школьные неврозы. практикум, упражнения, примеры из практики; вопросы – ответы

Участники вебинара смогут на конкретных примерах рассмотреть различные варианты работы с такими проблемами детей.В ходе вебинара участники узнают, как можно использовать метод арт-терапии, а также методы поведенческой терапии для повышения уровня адаптивности таких детей. Мы рассмотрим варианты индивидуальной работы с детьми, а также варианты групповой работы. Обсудим, как можно включить «сложного» ребенка в обучающий процесс в группе/классе. Рассмотрим способы эффективного взаимодействия «педагог-психолог – педагог – родитель».Участники вебинара узнают, как можно с помощью психологических приемов приучить таких детей к соблюдению правил поведения в коллективе.

Обсуждаемые вопросы:

Проявления эмоциональных и поведенческих проблем у тревожных детей. Как отличить детей со скрытой невротической симптоматикой. Психологические защитные механизмы у детей с неврозом навязчивых состояний. Арт-терапия как диагностика эмоционального состояния. Сочетание арт-терапии и когнитивно-поведенческой терапии для повышения уровня стрессоустойчивости у детей. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми Как помочь ребенку в подготовке к школе. Работа с родителями. Проективные методы (рисунок, незаконченная история, фантазия на тему), приемы игровой терапии для диагностики и коррекции состояния ребенка. Описание структуры одного занятия в группе по арт-терапии. Цель, задачи, разминка, основная часть (коррекционно-развивающая составляющая), завершение занятия. Проблемы и причины невротизации современных детей. Методы профилактики детских неврозов. Работа с родителями для оказания помощи ребенку. Практические приемы и упражнения по развитию навыков стрессоусойчивости.

Читайте так же:
Мышечные спазмы в пояснице при неврозах

ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ

В рамках образовательно-просветительского проекта «ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ» Областной детской клинической больницы Ростовской области продолжаем знакомить родителей и педагогов с полезной информацией, которая поможет вовремя увидеть признаки неврологических заболеваний у детей, отличить их от обычных детских шалостей, капризов и перепадов настроения.

О психосоматических расстройствах и их симптоматике у детей рассказывает Елена Николаевна Бочкова, заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ» , главный специалист по детской неврологии МЗ РО.

2.jpg

Психосоматические расстройства у детей

— Неврозы являются одним из наиболее часто встречающихся нервно-психических расстройств детского возраста.

— Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые причиняют существенные страдания или заметно мешают каждодневной жизни.

— Ранее выделяли общие и системные неврозы. К последним исторически относили тики, заикание, энурез, энкопрез, и для характеристики таких состояний использовался термин «неврозоподобные состояния». Сегодня эти состояния рассматриваются как самостоятельные.

— Неврозы имеют психогенную природу. Это значит, что клиническая картина невроза связана с особенностями системы отношений и психогенной конфликтной ситуацией, в которой существует пациент.

Еще в ХIХ в. немецкий врач Heinroth предложил понятие «психосоматическое заболевание» для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Он предположил, что соматические расстройства могут вызываться расстройствами душевными. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом. Вылечиваем невроз – уходят многие симптомы, которые обычный человек никогда бы не соотнес с неврозом.

Факторы возникновения неврозов

— Биологические: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, патология периода беременности и родов и т.д.

— Психологические: особенности психического развития в детском возрасте, психотравмирующие ситуации.

— Социальные: родительская семья. Сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

Психосоматические расстройства у детей могут возникать и развиваться как в раннем, так и в дошкольном, так и в школьном возрасте. В раннем возрасте это может проявляться младенческой коликой, метеоризмом, срыгиванием, запорами и пр. В дошкольном возрасте симптомы, как правило, таковы: боли в животе, запор, понос, синдром «раздраженного кишечника», циклическая рвота, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и др.

Читайте так же:
Что такое невроз лицевого нерва

Психосоматические расстройства у детей школьного возраста

Психосоматические расстройства у детей школьного возраста могут иметь различные проявления. Среди них головные боли, мигрень, «ростовые боли», рекурентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, ВСД, бронхиальная астма, нервная анорексия, булемия, ожирение, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, язвенный колит, энурез, энкопрез, нейродермит, расстройства менструального цикла и д.р.

Однако, есть общие особенности, присущие всем больным с психосоматическими расстройствами. Это инфантильность, сильная способность к фантазированию, недостаточная включенность в ситуацию; больные часто не способны к словесному описанию тонких нюансов своих чувств и переживаний.

В чем причины возникновения и развития психосоматических заболеваний? Здесь не может быть однозначного ответа, но определенные взаимосвязи и тенденции прослеживаются. По мнению ряда видных ученых, патогенез психосоматических заболеваний не может быть объяснен действием какого-либо одного этиопатогенетического фактора, при этом необходимо учитывать роль семейного окружения.

Источником психической травматизации личности, приводящим к психосоматическим заболеваниям, нередко являются нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи, в которой растет и развивается ребенок.

Что может послужить «спусковым крючком» для возникновения психосоматических заболеваний у ребенка? Здесь нередко заметную либо определяющую роль играют наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами, наследственное предрасположение к психосоматическим расстройствам, нейродинамические сдвиги: нарушение деятельности ЦНС из-за накопления аффективного возбуждения, тревоги, напряжения; психотравмирующие события.

Однако нередко возникновению психосоматических заболеваний способствуют специфические взаимоотношения в семье, некий «стиль», свойственный «психосоматогенным семьям». Что является их приметами? Об этом расскажем дальше.

5 характеристик психосоматогенных семей

— Сверхвключенность родителей в жизненные проблемы ребенка, мешающая развитию самостоятельности. Защитные механизмы ослабевают и способствуют развитию внутреннего конфликта.

— Сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого.

— Низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах.

— Тенденция избегать открытого обсуждения конфликтов нередко ведет к возникновению внутренних конфликтов.

— Ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте, вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, а это приводит к их соматизации. Использование симптома для извлечения выгоды начинает активно включаться в жизнь ребенка как реакция на любые трудности.

— По данным ряда ученых, «психосоматогенная» мать описана как авторитарная, доминирующая, открыто тревожная, требовательная и навязчивая.

— Отец в такой семье зачастую является слабой личностью, не способной противостоять доминирующей и авторитарной матери.

— Любые попытки со стороны ребенка отделиться от матери ею отвергаются.

— «Психосоматогенная» мать обращает на ребенка внимание лишь в тех случаях, когда он заболевает, и ребенок понимает это, начинает вести себя соответственно. Дети требуют к себе повышенного внимания и заботы, демонстрируют потребность в симбиотической зависимости.

Читайте так же:
Шум в ушах причины при неврозе

Психосоматические симптомы и синдромы

Одним из наиболее частых соматических проявлений невротических расстройств являются головные боли напряжения (ГБН).

В первопричинах головных болей напряжения (ГБН) важную роль играют эмоциональные нарушения и хронический стресс. Многие исследователи внимательно изучали проблему, и в итоге можно выделить некоторые важные акценты. Например, ряд ученых указывают, что примерно у трети пациентов выявлялись психогении детского возраста: развод родителей, потеря близких, телесные наказания, конфликты между родителями и детьми, конфликты в школе между окружающими детьми и преподавателями. Отмечается высокий уровень тревожности у пациентов. Результаты исследований выявляют также зависимость частоты ГБН (прежде всего ее хронического варианта) от социальных факторов: влияние семейной дезадаптации (неполная или безработная семья и т.д.), «болевое поведение» родителей, прежде всего матерей, на формирование ГБН. Замечено также, что частота ГБН, особенно хронический вариант болезни, напрямую зависит от уровня материального обеспечения родителей. Чем выше процент неполных семей и показатель безработицы среди родителей, тем выше распространенность ГБН.

Примечательно также, что около 40% матерей этих детей жалуются на аналогичные головные боли.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ:

данная информация предназначена для родителей, поэтому мы не затрагиваем здесь профессиональные медицинские аспекты, не рассказываем о диагностических критериях ГБН, о том, как правильно собрать анамнез заболевания, как грамотно выстроить клинико-неврологическое обследование, какие дополнительные методы диагностики существуют и пр.

(Заметим, перечень симптомов психосоматических заболеваний весьма широк: длительная температура, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, боли в животе, пупочные колики и пр. При этих симптомах надо сначала исключить другие причины болей.)

При диагностике психосоматических заболеваний без помощи специалиста не обойтись. Не надо и пытаться. И задача этой статьи – в том, чтобы привлечь внимание родителей к проявлениям неврозов у детей, вовремя обратиться к неврологу либо психоневрологу. Повторю: бояться детских неврозов не надо, они успешно лечатся; лечение проходит наиболее успешно в тех случаях, когда болезнь не запущена.

Особо отмечу: ведение психосоматических пациентов должно осуществляться совместно с неврологом, психотерапевтом, психологом и психиатром. Лечение необходимо направлять не только на соматические и нервно-психические системы, но и корригировать действие социально-психологических факторов, способствующих возникновению данной патологии у ребенка.

…Пожалуй, главное, что хотелось бы донести до родителей, — ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО НЕРЕДКО ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЫХ В СЕМЬЕ СКАЗЫВАЮТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, ведут к возникновению и развитию у них психосоматических заболеваний. Это надо иметь в виду и по возможности корректировать. И лучше делать это с помощью врача.

Читайте так же:
Что можно пить при сильных неврозах

Невротические расстройства у детей

Невротические расстройства у детей

Невротические расстройства у детей – это дефекты психического состояния обратимого характера, нарушения, которые возникают в ответ на длительную психотравмирующую ситуацию.

Психика детей и подростков наиболее уязвима. Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями. В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.

Неврозы у детей школьного и дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.

Предрасположенностью к неврозам (невротическим расстройствам) служат неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих, повышенная активность и эмоциональность, сильная возбудимость.

Причины неврозов у детей

Причины, вызывающие расстройства невротического характера могут быть различны, среди них стоит отметить наиболее распространенные:

• Неправильное воспитание, которое может заключаться как в гиперопеке, так и в авторитарном типе воспитания, безразличии и неприятии или вседозволенности.

• Проблемы адаптации, которые могут быть связаны со сменой коллектива, места жительства, ухудшением жилищных условий.

• Неблагоприятная обстановка в семье: частые ссоры, алкогольная зависимость, насилие, развод.

• Причины биологического характера: чрезмерные умственные или физические нагрузки, нарушения режима дня, недосыпания.

Признаки невротических расстройств у детей

Расстройства невротического характера не стоит путать с психическими заболеваниями, от последних они отличаются обратимостью и отсутствием распада личности. Однако не стоит недооценивать опасность такого состояния, как невроз, которое при отсутствии лечения может привести к сбоям в ЦНС, нарушениям сна и аппетита, учащенному сердцебиению, вегетативным нарушениям.

Чтобы избежать осложнений, нужно вовремя распознать тревожные симптомы и обратиться за помощью к специалисту.

Одним из наиболее ярких симптомов невроза является развитие различных страхов, которые зачастую начинаются перед отходом ко сну. Приступ может длиться до 30 минут, в тяжелых случаях иногда таким приступам сопутствуют галлюцинации.

У детей более старшего возраста невротическое расстройство может выражаться в ступоре, в который они впадают. Ситуация может сопровождаться слезливостью, изменением мимики, заторможенностью, ухудшением аппетита.

Различается несколько типов неврозов: депрессивный, истерический, астенический, невроз навязчивых состояний. Для каждого из этих состояний характерен свой ряд симптомов.

Любое изменение в поведении ребенка, появление у него страхов, ухудшения сна или аппетита должно стать поводом для посещения детского невролога.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector