Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экзальтированность – Тревожность

Экзальтированность – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на сильное, негативное эмоциональное переживание. При повышенных значениях по шкале застревания и пониженных – по шкале гипертимности возможно романтическое, сентиментальное мироощущение.

Творческий потенциал такого состояния достаточно велик и может проявиться либо в поэтическом и художественном образе (при высоких показателях по шкале демонстративности), либо в необыкновенно остром контакте, дающем возможность по-новому увидеть мир и свое место в нем.

При высоких показателях дистимности, циклотимности, застревания, гипертимности и эмотивности существует вероятность эмоционального срыва, истощения, неконтролируемого истерического состояния.

2. Высокая экзальтированность при низкой тревожности указывает на положительный, даже приподнятый фон настроения: присутствует ожидание чуда, которое уже пришло в мир и ждет узнавания, принятия.

При низких показателях тревожности и эмотивности на фоне высоких показателей застревания и демонстративности может присутствовать стремление уйти внепосредственные, сиюминутные переживания, заслонив ими переживания вытесняемые, травматические.

3. Низкая экзальтированность при высокой тревожности может быть признаком неспособности к спонтанному выражению негативных переживаний или субъективного запрета на такое выражение. В этом случае возможны два варианта:

– сильная, деятельная, маскулинная позиция в опасной, враждебной или разрушительной ситуации (при высоких показателях по шкалам гипертимности и эмотивности);

– страдательная, депрессивная позиция (при высоких показателях по шкале дистимности и низких показателях по шкалам гипертимности, эмотивности, возбудимости).

4. Одновременно низкие показатели по этим шкалам указывают на стремление к покою, умиротворенность, внутреннее согласие с собой.

Застревание – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам указывают на наличие нерешенной проблемы, которая воздействует на человека уже длительное время. Для того, чтобы ответить на вопрос, насколько адекватно человек оценивает проблемную ситуацию, необходимо обратить внимание на другие показатели.

При высоких показателях по шкалам циклотимности, эмотивности и низких либо средних – по дистимности можно вести речь об адекватности оценки и адаптивности поведения. В случае обратной картины – о ригидности, стереотипности поведения, реализации деструктивного сценария.

Важно также прояснить, какое именно негативное состояние присутствует у человека – тревога (повышенная гипертимность, эмотивность) или депрессия (повышенная дистимность).

2. Высокое застревание при низкой тревожности может рассматриваться, как указание на отказ человека устанавливать контакт с прошлым травматическим опытом (позиция «страуса» – если я не буду думать о плохом, оно не наступит).

3. Низкое застревание при высокой тревожности наблюдается у людей, которые:

– расценивают неблагоприятные аспекты ситуации как временные, случайные, преодолимые, «нетипичные» для их жизни (высокие показатели циклотимности);

– переживают потерю или расставание со значимым объектом, например, уход с работы, разрыв в семье (высокие показатели циклотимности);

– находятся в депрессивном состоянии, переживают утрату смысла (низкие показатели возбудимости и экзальтации).

4. Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут свидетельствовать либо о восприятии мира как лишенного проблем, безопасного, либо об игнорировании негативных событий, избегании ситуаций, в которых пришлось бы столкнуться с болью и страданием (как собственным, так и другого человека).

Педантичность – Тревожность

1. Одновременно высокие показатели по этим шкалам могут означать следующее:

– человек стремится добиться трудно достижимой, но высоко значимой цели. Педантичность используется в качестве ресурса, усиливает концентрацию, личную ответственность за достижение результата (при этом часто наблюдаются повышенные показатели гипертимности, эмотивности, реже – циклотимности и застревания);

Читайте так же:
Что такое реактивная и личностная тревожность

– проявления педантичности иррациональны; повышенная тревога свидетельствует об экзистенциальном страхе одиночества, смерти (при этом можно обнаружить высокие показатели застревания, дистимности, показатели эмотивности и демонстративности, как правило, имеют пониженные значения).

2. Высокая педантичность при низкой тревожностине поддается обобщенному описанию, для интерпретации необходимо обратить внимание на другие показатели.

3. Низкая педантичность при высокой тревожности может указывать на паническое или депрессивное состояние, подчеркивание того, что неблагоприятная ситуация сложилась в результате случайности, ошибки или по чьей-то «злой воле».

4. Одновременно низкие показатели по этим шкалам могут указывать на ролевую или ситуативную позицию «свободы от ответственности», ощущение безопасности, безнаказанности или на полное отсутствие интереса к собственной деятельности, восприятие себя как пассивного, ничего не решающего, неспособного ни на что оказать влияние, человека.

Это сочетание может также указывать на высокое сопротивление, пассивную агрессию (в том числе при анализе производственных отношений), восприятие значимых, близких людей, коллег как доминирующих, контролирующих, негативно настроенных.

Тревожность – возбудимость — одновременно высокие показатели – острое состояние беспокойства, связанное с ожиданием опасного, нежелательного события.

Пониженный показатель по тревоге может свидетельствовать об эйфоричности поведения, легкости, характерной для поведенческого паттерна человека, наслаждающего «свободой от всякой ответственности», он характерен для испытуемых, не совершивших еще профессионального самоопределения, не занимающихся профессиональной деятельностью, не несущих ответственность за семью. У людей зрелого возраста этот показатель может сочетаться с пассивной агрессией, позицией «только исполнителя». Как шкала «перевертыш» заниженный показатель может свидетельствовать о вытеснении тревоги (особенно в сочетании с пониженной эмотивностью), или «улыбающейся депрессии», или попытке скрыть свое состояние, которое субъективно воспринимается как порочащее, неприемлемое окружающими.

Шкала тревожности выполняет «связующую» роль между шкалами эмоциональности и шкалами контроля.

4. Шкалы контроля: Педантичность

Демонстративность

Педантичность понимается, как стремление контролировать ситуацию. Высокий показатель по педантичности соответствует сверхконтролю, попытке подчинить своей воле независящие обстоятельства. За высокой педантичностью стоит тот или иной экзистенциальный страх, встретиться с которым лицом к лицу человек еще не готов (страх смерти, одиночества, невыносимый груз ответственности, потеря смысла жизни).

Высокая педантичность, сопровождающая высокими показателями по гипертимности, циклотимности или эмотивности рассматривается, прежде всего, как показатель личной ответственности и не несет деструктивного значения.

Низкая педантичность (см. Низкий показатель по тревожности).

Педантичность – демонстративность – одновременно высокие показатели – стремление произвести на окружающих впечатление большой значимости, профессиональности, ответственности, создать благоприятное впечатление по поводу собственной компетентности.

Высокая педантичность при низкой демонстративности может указывать на относительно слабо развитые или разрушенные коммуникативные навыки, на неспособность получить помощь от близких в травмирующей ситуации, а порой и самому себе ответить на вопрос о смысле (при дополнительном повышении застревания) навязчивых действий.

Низкая педантичность при высокой демонстративности – бравада, бесшабашность, рискующее поведение.

Одновременно низкие показатели – невнимательность в отношениях с близкими людьми, игнорирование социальных ожиданий, при этом можно предполагать поглощенность каким-либо делом, депрессивное состояние, а также браваду собственной необязательностью, неточностью.

Демонстративность – аномальная способность к вытеснению (для понимания можно привести слова Ницше из книги «По ту сторону добра и зла», которые приводил Леонгард – «Я сделал это – говорит мне память. Я не мог этого сделать – говорит мне гордость, остающаяся в этом споре неумолимой. И вот приходит момент, когда память, наконец, отступает»).

Читайте так же:
Методика уровень школьной тревожности филлипса

Шкала демонстративности является составной шкалой, которая часто выступает в роли «перевертыша».

Сочетание высоких показателей демонстративности и гипертимности – «посмотри какой я энергичный». Высокая демонстративность и низкая тревожность – «посмотри, какой я благополучный, беззаботный». Высокие показатели со шкалой застревания – невротизация. Сочетание высокого показателя демонстративности с низкими показателями по эмотивности и экзальтированности – роль оценивается окружающими негативно, человек может отвергаться группой, восприниматься как неискренний.

Высокий показатель по демонстративности может свидетельствовать об артистичности поведения, умении нравиться и производить впечатление, способности убеждать, о манипулятивном поведении. В то же время высокий показатель может быть спровоцирован ситуацией тестирования (на высокую ригидность поведения указывает корреляция со шкалой застревания (одновременно высокие показатели)).

При пониженной демонстративности будет наблюдаться неловкое (вплоть до бестактности) поведение, непонимание и несоблюдение «неписаных правил», социальная наивность.

Будучи «перевертышем», пониженная шкала демонстративности обусловит вызывающее, провоцирующее поведение, демонстративное пренебрежение нормами общения («резать правду-матку», громко материться и испытывать гордость за разоблачение «ханжества» и «лицемерия» окружающих).

Педантичность — что это такое. Как избавиться от излишней педантичности

«Занудство – та же педантичность. В принципе очень ценное качество», – написал Борис Акунин. Хотели бы вы научиться управлять своей педантичностью? Да, не избавиться, а научиться использовать себе во благо ответственность и обязательность. Это возможно. Нужно только приправить исполнительность обаянием и тактом. Подробнее о том, как подружиться со своей педантичностью, читайте в статье.

Что такое педантичность

Педантичность – стремление личности к строгому соблюдению формальностей и правил, к абсолютной точности и аккуратности в действиях. Это акцентуация характера. В классификации типов личности немецкий психиатр Карл Леонгард выделил педантичный тип личности. Вот как его описал автор:

  • Слабые механизмы вытеснения. Педанту сложно принять быстрое решение, он долго обдумывает идею и ее исполнение, анализирует все возможные варианты и ищет оптимальный. Он рассудительный и обстоятельный, не только на производстве, но и в быту. Даже покупка чашки закончится расчетами и измерениями педанта, истериками и спорами с супругой (супругом).
  • Стремление доводить начатое до конца. Педант никогда не отступит от намеченных задач и требований. Он может пожертвовать едой, сном, семьей ради выполнения начатого дела.
  • Серьезность и скрупулезность (точность, тщательность в мелочах) педантов воспринимается окружающими людьми как занудство.
  • Ригидность, то есть неготовность и неспособность реагировать на меняющиеся условия среды, меняться самому согласно требованиям, переступать через свои принципы.
  • Неспособность переживать психологические травмы. Педант не умеет их вытеснять, будет снова и снова возвращаться в воспоминаниях назад, копаться в себе, корить и думать, как нужно было поступить иначе.
  • Постоянные сомнения и самопроверки, влекущие за собой нерешительность.

Однако те же минусы педантичного типа являются плюсами, например, нерешительность делает педанта неконфликтным человеком. Он знает, что ему нужно много времени на принятие решения или подбор аргументов, потому избегает спорных ситуаций. Но если встанет вопрос о несоблюдении правил, то педант способен не просто конфликтовать, а проявлять агрессию и даже ярость.

Педанты добросовестны, аккуратны и пунктуальны. В индивидуальной работе с достаточным количеством времени им нет равных. Но в условиях сжатых сроков, экстремальной обстановки или частой смены обстоятельств они не смогут продуктивно работать. Работа в команде тоже станет испытанием и для нервной системы педанта, и для его коллег.

Читайте так же:
Энурез у детей в детском саду

Вся жизнь педанта – сплошной порядок, структура и система правил. Он не любит, когда другие люди нарушают его устои, от чего в личной жизни педантичные типы нередко одиноки.

Педант и перфекционист: отличия и сходства

Педантов часто путают с перфекционистами. Эти понятия действительно похожи, педантичность может выступать причиной перфекционизма, но есть существенная разница: педантичный человек стремится к порядку, а перфекционист – к идеалу.

Другие отличия педантизма от перфекционизма:

  • Педант ориентируется на самооценку, внутренние требования и убеждения. Перфекционисту важна оценка со стороны, от этого зависит его самооценка.
  • Перфекционист стремится к идеалу, ради чего он способен искать новые пути решения. Педант консервативен.
  • У педанта больше развит объективизм, например, ему важна не идея дел и мнение людей, а форма выполнения и соблюдение требований даже в мелочах.
  • В отличие от перфекциониста педант может быть доволен результатом, если все выполнено строго по правилам.

Педант и перфекционист обладают схожими чертами личности: повышенная тревожность, зацикленность на неудачах и негативных переживаниях, сомнения в правильности своих действий и выборов.

Признаки педантичного человека

Таким образом, к основным признакам педанта относится:

  • скрупулезность;
  • стремление к порядку во всем, в том числе в мелочах;
  • внимание к деталям, переходящее в мелочность;
  • тщательное и аккуратное выполнение работы;
  • медлительность в принятии решений, обдумывание всех мелочей, поиск оптимального варианта;
  • потребность доводить начатое дело до конца;
  • надежность и ответственность.

Педанты сложны в беседе. Им нужно знать все точно, наверняка и конкретно. Для них важно все, каждая реплика должна иметь смысл и быть подкреплена фактами. Потому для других людей педант и становится занудой. Он не умеет болтать «просто так», «ради шутки» и т. д. Он придирается к словам и формулировкам.

Внешне все педанты похожи. Их вид, как правило, тоже продуман до мелочей. Но вот внутренние нормы, по которым педанты живут, отличаются.

Причины педантизма

Педантичные наклонности формируются в детстве. Их развитие обусловлено требовательным стилем семейного воспитания. Если авторитетные родители лишали ребенка свободы и самостоятельности, то во взрослом возрасте он сам будет придумывать себе рамки.

Вторая причина становления педантизма – отсутствие чувства безопасности. Если в детстве ребенок чувствовал опасность и несостоятельность, то во взрослости возникнет потребность все контролировать. Малейшая слабина в понимании педанта – потеря стабильности, уязвимость, потеря безопасности.

Как избавиться от излишней педантичности

Акцентуации характера

«Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них ученый обращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота», – Ф. Честерфилд.

Педантичные люди необходимы обществу, они разрабатывают и обеспечивают соблюдение социальных норм, помогают избегать хаоса и систематизируют производство. Но педантичность становится опасной для самой личности, когда переходит в навязчивые идеи и компульсивные действия. Например, одна разбитая тарелка способна заставить выкинуть весь сервиз и купить новый.

Излишнюю педантичность нужно устранять, доводить ее до нормы:

  • Педантом управляет рациональность. Соответственно, снизить выраженность акцентуации можно за счет развития эмоциональной сферы. Научитесь понимать других людей и не быть требовательным. Возможно, человек устал и потому выглядит помятым – он всю ночь писал отчет. А из-за «замыленного» взгляда допустил пару ошибок.
  • Учитесь понимать индивидуальные особенности людей. Не все от природы могут быть активными и внимательными.
  • Педантизм мешает развиваться. Вспомните, как давно вы топчетесь на одном месте? Составьте диаграмму «воров времени и энергии». На чем бесполезном вы зацикливаетесь?
  • Составьте план на ближайшие месяцы. Чего хотите добиться? Что для этого нужно делать? Как к этому относится то, чем вы занимаетесь сейчас?
  • Осознайте, что открытия рождаются в моменты эксперимента, ошибок и отхода от правил. Как вы найдете более эффективный путь решения проблемы, если не будете рассматривать альтернативы?
  • Разрешите «хаосу» войти в вашу жизнь. Попросите коллег и родных помочь вам. Заключите договор, что два дня вы не будете расставлять вещи по своим правилам и не будете требовать этого от других (придумайте предмет договора относительно своих особенностей поведения). Цель – понять, что это не влияет на жизнь. Следите за своим состоянием, описывайте чувства.
  • Научитесь ограничивать время на выполнение заданий. При этом заранее составляйте план (от главного к незначительному).
  • Найдите хобби и (или) профессию, которая будет удовлетворять потребность в изучении деталей (расчеты, моделирование, работа с бумагами, вычитка текстов, шахматы). Это будет ваша отдушина. Оставляйте педантизм только там, это и сделает его рациональным.
  • С французского pedant переводится как «учитель». Педантичный человек убежден в собственной правоте и не признает других мнений, стремится всех научить. Необходимо уважать окружающих, учиться общению и эмпатии.
Читайте так же:
Шевцова психолого педагогическая диагностика и коррекция заикания

Осознайте, что вы безвозвратно тратите время и жизнь на мелочи. Не стоит ли перенаправить внимание и потенциал на что-то более важное и ценное? Определите цель в жизни и план ее реализации. Кстати, ваш педантизм поможет его соблюдать. Да, ориентироваться по срокам будет сначала непривычно, но это нужно, чтобы научиться выделять главное и двигаться вперед.

Послесловие

Педантичность становится проблемой, когда выходит за рамки рационального, то есть трансформируется в навязчивые идеи или систематическую нехватку времени. Иррациональный педантизм в свою очередь переходит в синдром навязчивых состояний, например, человек располагает книги строго от высокой к низкой, обувь ставит по одной линии.

Рациональный педантизм не мешает жизни и выступает полезной привычкой. Человек сам для себя решает (дает установку), что, например, на работе будет строго придерживаться всех правил и перепроверять документы. А дома с друзьями тот же человек легко забудет помыть руки или почистить зубы, да и пыль полежит на шкафу еще денек, если рациональный педант очень устал на работе.

Если человек склонен к педантизму (а таких 20 % населения), то проявившаяся проблема не уйдет полностью никогда. Нужно учиться применять себя в соответствующих сферах. Педантизм – не проблема, а особенность личности, которая востребована в дизайне, строительстве, редактуре и т. д.

Посмотрите видео о педантичном типе личности (с 9:26 минуты):

Низкая тревожность при высокой педантичности

Использование экспресс-психодиагностики в работе психотерапевта клиники пограничных расстройств.

Яковлев Сергей Валерьевич,

соискатель кафедры Психотерапии , медицинской психологии , сексопатологии Российской М едицинской Академии Последипломного Образования ,

Работа психотерапевта клиники пограничных состояний имеет ряд особенностей. Во-первых, пациенты, направляемые врачами из разных отделений, имеют широкий возрастной диапазон от 18 до 65 лет. Во-вторых, у направляемых наблюдается разнообразие нозологических форм. В-третьих, практически у половины пациентов, расстройства носят затяжной характер и претерпевают значительный патоморфоз. В-четвертых, сроки лечения относительно ограничены.

Читайте так же:
Как быстро вылечить энурез у подростка в домашних условиях

В этих условиях перед психотерапевтом стоят задачи: дифференцированного отбора пациентов для индивидуальной и групповой работы; формирования групп; выбора методов психотерапевтического воздействия; анализа эффективности психотерапии; составления рекомендаций для каждого пациента после завершения психотерапии, исходя из индивидуальной динамики.

С учетом особенностей работы в решении данных задач психотерапевту может помочь использование методик экспресс-психодиагностики, основанных на психодинамическом подходе. Данные методики привлекают к себе внимание значительной экономией времени при проведении процедуры тестирования и интерпретации (15±5 мин) и большой информативностью. Они незаменимы, когда необходима диагностическая работа с большими количествами испытуемых в условиях относительного дефицита времени.

Цель данной статьи – показать эффективность использования экспресс-психодиагностики в выборе психотерапевтических методик с учетом клинической картины, особенностей личности и факторов бессознательного пациента, в объективизации анализа психотерапевтической динамики у пациентов после проведения психотерапевтического воздействия в условиях клиники пограничных расстройств.

Исследование основано на результатах клинического изучения 107 пациентов (74 женщины или 69,2% и 33 мужчины или 30,8%) с затяжными депрессивными и тревожными расстройствами, проходящих амбулаторное и стационарное лечение в Психиатрической клинической больнице № 12 Департамента здравоохранения г. Москвы за период с 2003 по 2006 год (главный врач В. П. Подрезов). Средний возраст пациентов в группе исследования от 18 до 59 лет.

В качестве методик экспресс-психодиагностики использовались модифицированные тесты Шмишека (Акцент 2-90) и Хенд-тест в модификации Вигдорчика М. И. [4,5].

Тест Акцент 2-90 [4] представляет собой опросник из 90 вопросов, на которые предусмотрены два варианта ответов («Да» или «Нет»). Не смотря на то, что тест является методикой декларативного уровня и, до модификации использовался для определения акцентуаций, аналитические подходы к интерпретации позволяют рассматривать особенности личности с позиций бессознательного.

Хенд-тест относится к проективным методикам. Стимульный материал состоит из 10 карт. На всех картах, кроме последней, изображена рука в различных положениях, последняя карта пустая. Во время исследования испытуемому поочередно предъявляются 10 карт – 9 с изображениями руки, десятая карта пустая. Испытуемому предлагается представить, что делают эти руки, а на десятой карте представить руку и сказать, что она делает. Тест направлен на определение базовых прототипных тенденций человека и позволяет выявлять скрытые признаки психической дезадаптации, наличия психосоматической предиспозиции, уровня тревожности, соотношений зависимость-доминирование, активность-пассивность, состояние эмоционального резонанса, энергетических ресурсов и уровня мотивации.

Обе методики объединяет подход, основанный на теориях представителей психоаналитического направления.

Результаты психодиагностического тестирования выявили у исследуемой группы пациентов наличие тревожно-депрессивной сиптоматики. По результатам тестирования, группа исследования была разделена на преимущественно тревожных (подгруппа «А»), и, преимущественно депрессивных (подгруппа «В»).

Результаты по тесту Шмишека показали у 40 (37%) человек, составивших подгруппу «А» высокие значения по факторам «тревожность», «циклотимность», «педантичность», «застревание», при средней норме для большинства факторов 10-14 баллов (Табл. 1., Рис. 1).

Результаты по тесту Шмишека в подгруппе «А» исследуемой группы до психотерапии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector