Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Низкая тревожность у детей дошкольного возраста

Низкая тревожность у детей дошкольного возраста

Подготовила: педагог-психолог МАДОУ №43
Близеева Надежда Дмитриевна
г.Казань

Основные аспекты проблемы тревожности.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.

Впервые выделил и акцентуировал состояние беспокойства и тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувства беспомощности. В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Многозначность понимания тревоги заключается и как – временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов. Селье рассматривал 3 фазы: 1 фаза – возникновение тревоги, 2 фаза – исчезновение тревоги, 3 фаза – увеличение тревоги, истощение Н. С. ., понижение иммунитета. Причинами тревоги могут быть:

— Фрустрация социальных потребностей;

— Реакция на представленную угрозу;

— Первичный показатель неблагополучия. Когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребность;

Свои определения понятию «тревога» давали Астахов, Лазарус Р, Прихожан А. М. , Спилбергер Ч. Д. и др. Многие авторы сближают тревогу с эмоцией страха.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психологического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных представлений, а с физиологической сферы сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние, в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях предполагания предвосхищения негативных результатов. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики, способный повышению уровня эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности.

Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживаниями стресса.

Некоторые авторы считают что, причины, вызывающие тревогу условно можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные – неверное представление об исходе предстоящего события и психологического характера, приводящего к завышению субъектом значимости исхода предстоящего события. Объективные – экстремальные условия, предъявление повышенных требований к психике человека, утомление, беспокойство по поводу здоровья, нарушения психики, влияние фармакологических средств. Психологические причины: вызванные внутренним конфликтом, связанные с неверным представлением о собственном образе «Я», неадекватном уровне притязаний, недостаточное обоснование цели, предчувствие объективных трудностей.

Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства – нахождение угрозы в других людях (бред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях (психастения). Личностную тревожность можно рассматривать как системное свойство, проявляющееся на всех уровнях активности человека.

В социальной сфере – тревожность оказывает влияние на общение, на социально-психологические показатели деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, с товарищами, порождая конфликты.

В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию. Обратная связь с такими особенностями личности: социальная активность, добросовестность, стремление к лидерству, принципиальность, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность, степень невротизации и интроверсии.

В психофизиологической сфере тревожность проявляется на энергетике организма, активности биологически-активных точек на коже, развитием вегетативных расстройств.

Личность с высоким уровнем тревожности воспринимает окружающий мир как объект угрозы, угроза психическому здоровью личности и способствует развитию предневротического состояния; отрицательно влияет на результат деятельности; профориентация больше подходит человек-природа и человек – художественный образ, необходимы навыки самоконтроля и устойчивое поведение. Тревожность – источник агрессивного поведения, формирует конфликтные отношения

Исследования показывают, что тревога, зарождаясь у ребенка в 7 месяцев, в неблагополучных условиях в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – т. е. устойчивом свойством личности. Недостаточная сформированность или нарушение механизма психологической саморегуляциилежит в генезисе личностной тревожности, так считает Г. Ш. Габдреева. Н. Д. Левитов указывает, что тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов (темп, интенсивность деятельности – низкие, медленно включающиеся в работу, долго переключается, восстанавливается, быстро отвлекается). Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считается: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом случае возникает страх, ребенок ощущает условность материнской любви. Высокая вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании по типу: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Отсрочка чего-то приятного, подкрепления.

Приход в детский сад увеличивает тревожность. Симбиоз личностной тревожности матери и ребенка увеличивает тревожность ребенка.

Н. В. Имедадзе отмечает следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутри-семейных отношений:

— второй ребенок в семье;

— плохая приспособляемость (неумение одеваться, есть, спать);

— непоследовательность оценок, правил, авторитарный стиль отношений.

Если ребенок чрезвычайно зависим от состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в дошкольном учреждении, то возникает стойкий аффект на разлуку с матерью, что приводит к началу невроза.

К увеличению тревожности приводят также.

Недостаток уверенности в своих силах, проявляется в ситуациях, включающие опасность для чувства собственного достоинства при высоком уровне притязаний. Расхождение между положением, фактически занимаемым ребенком в коллективе и положением, который он хочет занимать. Прямая зависимость эмоциональной чувствительности ребенка и тревожности самих взрослых.

Наблюдается прямая связь между тревожностью и психическими процессами – мышление, память, внимание

Природные, генетические факторы развития тревожности трудно поддаются коррекции. Социальные факторы поддаются коррекции. Работа ведется в 3-х направлениях. 1. Работа над самооценкой. 2. Формирование адаптивного поведения. 3. Снятие мышечного напряжения. Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игровой терапии необходимо 3 «П»: признание; принятие; понятие ребенка. Недирективная терапия – не оценивание, а описание действий ребенка с отражением чувств ребенка снижает уровень тревожности.

Читайте так же:
Влияние заикания на личность дошкольника

Диагностика тревожности: наблюдение – до 4-х лет; с 4-х цветовая диагностика эмоций О. А. Ореховой; проективная методика «Моя семья». Работа с родителями – тест Пари; тест Дарси-Баска; анкетирование.

Работа воспитателя включает:

— овладение навыками самоконтроля;

— внутренняя оценка действий;

— четкая система ограничений;

Использование «агрессивных» игрушек позволяет снизить уровень тревожности. Песок, вода, глина, пластилин, кубики, цвет – для снятия негативных эмоций. Лучше использовать шариковые ручки и фломастеры т. к. карандаши ломаются, красками пачкаются, что может увеличивать уровень тревожности. Технику овладения ограничений лучше отрабатывать на обычных детях, после осторожно переносить на работу с тревожными детьми. Хвалить тоже осторожно т. к. высокотревожный ребенок будет работать на похвалу, что будет увеличивать тревогу. Безопасные игрушки – куклы, машины, то, что не требует правильности действий и четкого выполнения правил. Складывание по образцу, мозаика по рисунку, подвижные игры соревновательного характера увеличивают тревожность.

  1. Л. М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми. Речь. Санкт-Петербург. 2001г.
  2. А. Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. Владос-пресс. М. 2002г.
  3. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус. 2000г.
  4. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. Тбилиси. 1966г.

«Лесенка» для всех возрастов Якобсон, модификация А. С. Чернышева, Т. И. Сурьянинова

7 ступень – самые хорошие, умные, красивые и т.д.

6 ступень – тоже хорошие, но у них может что-то не получается

5 ступень то же хорошие, но у них уже несколько больше плохого, чем у детей на 6-й ступени

4 ступень – дети, у которых поровну плохого и хорошего

3 ступень – дети, у которых больше плохого

2 ступень — еще больше плохого

1 ступень – ужасные, плохие дети, злые, глупые

Появление критичности это 5-6 ступень, 7 ступень – наличие психологической защиты. Высокая самооценка – наличие или отсутствие защиты, критичности – 7ступень; адекватная самооценка – наличие защиты и критичности 5_6 ступень; низкая самооценка – отсутствие психологической защиты положение 4 ступень и ниже.

Глобальный когнитивный стиль и адекватная самооценка увеличивают устойчивость к ситуациям с высокой степенью неопределенности, адекватная самооценка является фактором устойчивости к неопределенности, а значит снижения уровня тревожности. Она позволяет гармонизировать, оптимизировать тревожные реакции.

«Исследования тревожности детей дошкольного возраста» Великанова Н. Ф. , модификация Гарднера.

70 карточек из разных областей: животных, людей, техники, растительного мира, профессии, предметы обихода. Ребенку предлагается их классифицировать. Отслеживается:

а) гибкость (на сколько групп разложено 3 группы – 3 балла, 2 группы – 2 балла) гибкость отслеживается по нестандартности разложенных групп;

б) время выполнения (мин. );

в) мотивация по 3-х балльной системе (очень интересно – 3б, интересно – 2б, неинтересно – 1б);

г) количество групп при классификации (N) ;

д) самостоятельность – 4 балльная система: 4б – без подсказки экспериментатора, 3б – 1 наводящий вопрос, 2б – совет действовать, 1б – демонстрация действий4

е) энергетические затраты, вопросы «Ты устал?» — 3б не устал, 2б – «немного», 1б – устал.

«Глобальщики» — быстрый и средний темп работы;

Высокая и средняя мотивация;

Высокая и средняя самостоятельность;

Низкие энергетические затраты;

Средняя и низкая гибкость (количество групп 2-10)

«Дробильщики» — низкий и средний темп (12 до 35 мин);

Средняя и низкая мотивация;

Количество групп от 15 до 44;

«Глобальщики» — устойчивы к неопределенности. «Дробильщики» — неустойчивы к неопределенности.

Захаров выявил, что к 7=8 годам тревожность переходит как качество характера, 3, 5 г – мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки. 4 г – в 2, 9 раза, 5 лет – 1, 4 раза, 6 лет – 1, 8 раза.

Низкая тревожность у детей дошкольного возраста

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротическим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосоматическими заболеваниями. Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека. Как устойчивая черта личности — это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей.

Вопрос о причинах возникновения тревожности у детей в настоящее время остается открытым. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная сензитивность. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Большинство авторов в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают стиль воспитания в детском возрасте, нарушение детско-родительских отношений. Для того чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым. В результате развиваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образованием.

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Особенно высока зависимость между тревожностью у детей дошкольного возраста и отношением к ним их матерей, так как в этом возрасте симбиотическая связь между матерью и ребенком еще в большой степени выражена, то есть отношения являются крайне близкими. Так у ребенка, мать которого воспитывает его по типу гиперопротекции, высока возможность формирования высокого уровня тревоги. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что — нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность. К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями — тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Иногда родители тревожных детей предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Это может быть связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать не малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках. Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Читайте так же:
Изучение тревожности в подростковом возрасте

В рамках психологического исследования, направленного на изучение физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста на базе детского образовательного учреждения № 22 г. Владивостока нами было обследовано 62 ребенка в возрасте 3-7 лет. Проводилось специально исследование, направленное на выявление социально — психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен). Данное исследование позволило сделать вывод о том, что 52% детей испытывают высокий уровень тревожности, 30% — средний и только 18% детей имеют низкий уровень тревожности. Анализ данных по тесту Люшера подтверждает результаты теста детской тревожности. В процессе исследования выявлены основные источники тревожности у детей. Все они указывают на семью как основную, ведущую причину их страха. Ситуация неблагополучия в семье, напряженные отношения с родителями — все это служит основой личностной тревожности детей. Данная ситуация требует дальнейшего более подробного анализа и дополнительных исследований, но даже тот материал, который имеется дает достаточно оснований для раздумий.

Низкая тревожность у детей дошкольного возраста

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.

Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям состояния тревоги; индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают; часто повторяющееся в разных ситуациях состояние. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта.

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся с ними играть. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют; сверстники.; Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

После развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребёнка не снижается, а, как правило, наоборот, резко возрастает.

Тревожность ребёнка возрастает также и в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребёнка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребёнку, постоянные сравнения его с другими детьми.

В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребёнка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передаётся и детям.

Кроме того, родители нанимают ребёнку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребёнка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Читайте так же:
Дыхательная гимнастика для коррекции заикания

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Тревога — комбинация некоторых эмоций; трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника; эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, эмоционально — дискомфортное состояние, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности и переживанием необъективной угрозы.

Оптимальный уровень тревоги (ОУТ) необходим для эффективного приспособления к действительности. Также ОУТ выполняет защитную функцию.

Причины тревожности

1) Внутренний конфликт

2) Нарушение детско-родительских отношений

Возможные причины внутреннего конфликта ребёнка

1) Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребёнка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2) Неадекватные требования (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребёнку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятёрки» и не является лучшим учеником класса.

3) Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.

Портрет и характеристика тревожного ребёнка

Внимание чрезмерно обращено на себя

Частые страхи и сомнения по поводу правильности выполненного действия

Неверное восприятие требований, предъявляемых окружающими и боязнь их не выполнить

Чрезмерная самокритика и стремление к совершенству

Недооценка собственных возможностей и способностей

Приписывание угрожающих признаков любой двусмысленной ситуации

Ограниченное выражение чувств

Отрицание существования проблем

Соматические жалобы: боли в животе, головокружения. головные боли, спазмы в горле, затруднённое поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.

Напряжённое вглядывание во всё, что находится вокруг

Робкое, почти беззвучное приветствие

Неловко присаживание на краешек ближайшего стула

Удержание своих проблем «при себе»

Частое ожидание самого худшего

Поиск поощрения и одобрения взрослых во всём

Любое задание вызывает у ребёнка излишнее беспокойство.;

Во время выполнения заданий ребёнок очень напряжён и скован;

Частые разговоры о напряжённых ситуациях;

Жалобы на страшные сны.;

Нередкое расстройство стула;

Сильная потливость во время волнения.;

Отсутствие хорошего аппетита;

Частая неспособность сдержать слёзы

Плохая переносимость ожидания

Нежелание браться за новое дело;

Неуверенность в себе и своих силах;

Боязнь столкнуться с трудностями.

Советы родителям тревожного ребёнка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако порой действия взрослого способствуют развитию этого качества у него.

Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчёмнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Всё это отнюдь не способствует развитию ребёнка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребёнка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Родителям полезно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли бы пользы, либо только навредили как самим родителям, так и ребёнку.

Нельзя угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с ребёнком, помогать ему выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей к ребёнку помогут ему обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится ещё больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожного ребёнка часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребёнок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно». Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния и, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Поэтому, прежде чем оказывать помощь ребёнку, взрослый должен позаботиться о себе.

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)

Читайте так же:
При деменции отказывают ноги

1. Общаясь с ребёнком, не подрывать авторитет других значимых для ребёнка людей (Например, нельзя говорить ему: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2. Быть последовательными в своих действиях, не запрещать ребёнку без всяких причин то, что разрешалось раньше.

3. Учитывать возможности ребёнка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребёнку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов — не забыть похвалить.

4. Доверять ребёнку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.;

5. Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нём приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда все его многочисленные таланты обязательно проявятся.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

(рекомендации для родителей тревожных детей)

•Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

•Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

•Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

•В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

•Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

•Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

•Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

•Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то . но потом произошло то-то и мне удалось . »

•Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание.

•Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

•Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

•Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

•Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности

Подготовила врач-психиатр КУ ХМАО
«Психоневрологическая больница имени
Святой Преподобномученицы Елизаветы»
Мелькова Н.В.

Проблема тревожности и страхов у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Эта работа необходима для сохранения психического здоровья ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты.

Исследования мира детских эмоций могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология [5; 79].

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как “беспокойство”, “тревога” [1; 34].

Чаще всего термин “тревога” используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе “Я”; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.

Отмечают следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений.

1. Излишний протекционизм родителей, опека.

2. Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка.

3. Плохая приспособленность ребенка-тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.

Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений. В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. Многие авторы, описывая самооценку детей, раскрывают ее неадекватность, связь с неадекватными эмоциональными реакциями и в то же время отмечают, в каком возрасте происходит осознание возможностей своих действий и появляется потребность в самооценке. При исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, “в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [2; 66].

Читайте так же:
К кому обратиться при детском ночном энурезе

В дошкольном возрасте происходит также интенсивное развитие психических процессов, значительно более содержательным становится мышление, появляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Известно, что личностные качества человека находят свое специфическое выражение в его психических процессах.

Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд страхов. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.

Гораздо более распространены внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [5;77]. Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребенок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

Рассмотрим методы арт-терапии как средство коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танцедвигательную терапию. Методы арт-терапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявления творческого потенциала детей. Для этой цели используются формы взаимодействия, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественной экспрессии.

В. Ловенфельд, Е. Кейн рассматривали изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его эмоциональной сферы и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики [4; 13].

Программы арт-терапевтической коррекции эмоциональных расстройств у детей могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения в первую очередь, изобразительную деятельность (рисование), которая дополняется музыкальной деятельностью, элементами литературного творчества.

В целях наилучшей организации и осуществления коррекционных программ целесообразно их деление на следующие основные этапы:

1. Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики.

На этом этапе проводится исходная диагностика и определение показаний для применения конкретных техник, игр и упражнений, основанных на творческой активности и самовыражении.

2. Коррекционный этап, оценка промежуточных результатов.

На данном этапе происходит раскрытие индивидуальных чувств и проблем участников процесса в изобразительной деятельности и обсуждениях: происходит преодоление тревоги, препятствующей самораскрытию. Это приводит к постепенной коррекции имеющихся эмоциональных расстройств.

3. Этап завершения работы, оценка конечных результатов.

Основными результатами программы являются психологические изменения детей (гармонизация эмоциональной сферы, коррекция поведенческих нарушений и т.д.). Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения, психологической диагностики, интервьюирования участников, а также социального и педагогического мониторинга.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Несколько советов по профилактике тревожности у детей:

1. Общаясь с ребенком, не следует подрывать авторитет других значимых для него людей.

2. Необходимо быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.

3. Учитывать возможности детей, не требовать от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо обучающий процесс, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забыть похвалить его.

4. Доверять ребенку, быть с ним честным и принимать его таким, какой он есть.

Решиться помочь детям полностью избавиться от страха – это, значит, принять активное участие в их жизни. Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector