Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жак Мария Эмиль Лакан

Жак Мария Эмиль Лакан

Прежде чем сказать что-то о жизни и деятельности Лакана, стоит напомнить о том, что сам он, как и его предшественник, Фрейд, с большим подозрением относился к жизнеописаниям, биографиям и биографам. Лакан вообще не любил оглядываться назад, не интересовался прошлым. Пассеизм был ему не только чужд, но, похоже, не очень-то и знаком. Только вперед!

Впрочем, чтобы двигаться вперед, нужно идти назад к Фрейду. Только вперед в движении назад. Повторение неповторимо.

Жак Мария Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже в буржуазной семье. Получил традиционное католическое воспитание и классическое образование в иезуитском колледже святого Станислава у наставников «Общества Марии».

В университете изучал медицину, специализировался на психиатрии. С 1927 г. работал в больнице Святой Анны, где психиатрия уже испытала влияние психоанализа, и шизофрения считалась результатом бессознательных конфликтов, а не дурной наследственности. Учителем Лакана был знаменитый исследователь паранойяльного бреда и психического автоматизма Гаэтан Гасьян Клерамбо. Спустя годы Лакан будет называть его своим единственным мэтром в психиатрии. Концепция психического автоматизма показывает, как внутренний, чисто механический паразит подчиняет себе психическое состояние человека. Клерамбо объясняет автоматизм присутствием в душе некоей психической машины, с которой невозможно справиться. Эту машину Лакану и предстоит осмыслять.

В 1931 г. он получает диплом судебного психиатра; с 1932 по 1938 гг. проходит анализ у Рудольфа Лёвенштайна, который войдет в историю как один из основоположников эго-психологии. Парадоксально, конечно, но последователь Фрейда, Лакан, оказался на антифрейдовской кушетке.

В 1932 г. Лакан защищает диссертацию «О паранойяльном психозе и его отношении к личности». Через несколько десятилетий он скажет, что паранойяльный психоз и личность – одно и то же. Уже в этом труде совершенно очевидно стремление Лакана пропускать один дискурс сквозь другой. Диссертация становится местом встречи психиатрии, психоанализа, сюрреализма и философии, в первую очередь феноменологии. Свой труд Лакан отправляет в Вену Фрейду, от которого в январе 1933 года получает лаконичный ответ: «Спасибо, что прислали Вашу диссертацию».

Диссертация публикуется в первом номере сюрреалистического журнала «Минотавр», ей восторгается Сальвадор Дали. В свою очередь «Гнилой осел» Дали оказывается важным для понимания Лаканом языка психозов. В его размышлениях психический автоматизм Клерамбо дополняется спонтанным письмом Бретона. Искусство и психоанализ, как и у Фрейда, завязаны у Лакана в неразрывный узел.

С текста диссертации отмечается и непрестанный интерес Лакана к философии, который, впрочем, был у него еще в юности. Свидетельством этого интереса стала схема «Этики» Спинозы, которая украшала в те годы его комнату. В начале 1930-х гг. его ориентиры в философии, помимо Спинозы и Ницше, – Ясперс и Гуссерль. Позднее к ним добавляются Гегель, с которым французскую интеллектуальную среду познакомил на своих лекциях философ Александр Кожев (Кожевников).

Семинары Кожева по «Феноменологии духа» проходили в Высшей Практической Школе. Здесь в 1933 году Лакан знакомится с Жоржем Батаем и Раймоном Кено. В этом же году в «Минотавре» он публикует статьи «Проблема стиля и психиатрическая концепция паранойяльных форм опыта» и «Мотивации параноидного преступления: преступление сестер Папен».

В 1933-1934 гг. Лакан участвует в работе «Социологического коллежа», основанного Жоржем Батаем, Мишелем Лейрисом и Роже Кайуа. В 1934 году у Лакана появляется первый пациент и в этом же году он женится на Мари-Луиз Блонден, а через три года знакомится с Сильвией Батай, на которой женится в 1953 году.

В 1936 году Лакан отправляется на Международный психоаналитический конгресс в Мариенбаде, где пытается представить свою теорию стадии зеркала, на которой формируется воображаемое представление о себе. Стадия зеркала – нарциссическая репрезентация, конституирующая воображаемое единство человеческого тела. Через десять минут после начала выступления Лакана прерывает председательствующий на конгрессе Эрнест Джонс. Не сдав недочитанный доклад для публикации, Лакан отправляется на открытие Олимпийских игр в Берлин.

Во время Второй мировой войны Лакан работает в одном из военных госпиталей Парижа. Пока идет война он не пишет ни строчки. После окончания войны он отправляется в Англию, где его привлекает работа в группах без лидеров, учрежденная Уилфредом Бионом и Джоном Рикманом.

Читайте так же:
Эдас от неврозов для детей отзывы

В 1949 году Лакан у философа Александра Койре знакомится с этнологом, антропологом Клодом Леви-Стросом. Любовь к науке, литературе, живописи их сближает. Для Леви-Строса бессознательное – пустое место, в котором совершается автономия символической функции: символы реальнее того, что они символизируют, означающее предшествует означаемому. Лакан потрясен статьями Леви-Строса. Теперь для него в фигуре Эдипа соединяется табу инцеста Фрейда с символической функцией как законом бессознательной организации человеческого общества.

Помимо психиатрии, искусства и философии, интерес психоаналитика, конечно же, лежит в области языка. Интерес Лакана к языку проявляется, во-первых, в его любви к литературе, причем в отличие от Фрейда, уже не только к литературе классической. В юности он регулярно посещает книжную лавку Адриенны Монье, где бывают Андре Жид, Жюль Ромен, Поль Клодель. Здесь в возрасте 17 лет он встречается с Джеймсом Джойсом, творчество которого он будет через многие годы анализировать и которому он посвятит семинар 1975-76 годов. Лакан должен понять, как работает язык, и для этого он обращается к основам лингвистики, заложенным в трудах Фердинанда де Соссюра.

Когда в Париж из Америки приезжает знаменитый лингвист Роман Якобсон, он останавливается у Клода Леви-Строса. Не удивительно, что однажды Лакан и Якобсон встретились и подружились. Всех троих объединял интерес к структурам. Особенный акцент на структурах Лакан будет делать в 1960-е годы. Когда Лакан знакомится с Якобсоном, и того, и другого привлекают речевые расстройства, афазии, о которых, кстати, Фрейд написал книгу в 1891 году. Описывая два типа афазий по типу связи сходства или смежности, Якобсон соотносит их с двумя риторическими фигурами – метафорой и метонимией. В 1957 году Лакан сопоставляет их с двумя выявленными Фрейдом механизмами работы бессознательного – сгущением и смещением: бессознательное оперирует риторическими тропами.

Другая идея Якобсона, которую развивает Лакан, относится к понятию «родной язык». Якобсон подчеркивает, что родной язык поначалу воспринимается как иностранный. Пережить этот опыт чужого языка легко, оказавшись в стране, где ты не понимаешь ни слова. Лакан приходит к ставшей впоследствии знаменитой формуле «ребенок погружен в язык с момента рождения», он рождается в предуготовленную ему символическую купель. В этом смысле символическоепредшествует воображаемому.

Свои теории, идеи, соображения Лакан разрабатывает на семинарских занятиях. Семинары становятся его особой формой работы на три десятилетия. Семинары Лакана – толкование текстов Фрейда. Лакан начинает проводить семинарские занятия в 1951 году на квартире своей будущей жены Сильвии Батай. С 1953 года семинары проводятся в больнице Святой Анны. В 1964 году, благодаря хлопотам Альтюссера и Леви-Строса Лакан переносит семинар в знаменитую Высшую нормальную школу. Теперь в распоряжении Лакана аудитория, вмещающая до трехсот участников. С 1969 года семинар на десять лет переезжает на Факультета права, где в аудиторию, рассчитанную на шестьсот пятьдесят слушателей, набивается восемьсот. Первый семинар на факультете права Лакан посвящает совершенно новой революционной концепции – теории четырех дискурсов.

Лакан предпочитает не писать, а говорить, размышлять вслух. Единственная фундаментальная публикация так и называется «Написанное», или «Писания». Этот огромный труд, в который вошло множество статей, вышел в свет в 1966 году и претерпел ряд переизданий, став невероятным бестселлером. Невероятность заключается в том, что сложнейшие писания Лакана, подобно Библии, оказались вначале 21 века чуть ли не в каждом французском доме. Об этой книге говорят в Париже не только психоаналитики, не только интеллектуалы, но таксисты и продавцы одежды в бутиках. Открывается «Написанное» текстом о «Похищенном письме».

В 1955 г. Лакан ведет семинар, посвященный анализу «Похищенного письма». Разбирая текст Эдгара По, Лакан показывает, что «когда персонажи рассказа завладевают этим письмом, ими самими овладевает и увлекает за собой нечто такое, по сравнению с чем индивидуальные их особенности мало что значат». Субъект представлен письмом, звеном в цепи означающих. Место «я мыслю» (Декарта) занимает «оно говорит» (Фрейда), и говорение обеспечено работой машины письма.

Представления о языке крайне важны для понимания инстанции символического в той модели психики человека, которую предлагает Лакан. Идея символического порядка была введена в гуманитарные науки Леви-Стросом, для которого любая культура – совокупность символических систем – языка, брачных связей, экономики, искусства. Говоря о символическом, Лакан подчеркивает в очередной раз: бессознательное структурировано как язык, или, точнее и короче: бессознательное структурировано.

В 1953 году Лакан выступает с лекцией, в которой представляет свою модель психического – диалектически связанные между собой три измерения – воображаемое, символическое, реальное. Эта модель психического аппарата человека, представленная Лаканом дополняет две структуры Фрейда – бессознательное, предсознательное, сознательное и я, оно, сверх-я. В последние годы жизни Лакан будет сосредоточен на инстанции реального как на инстанции невозможного, непредставимого, несимволизируемого. Понятно, что ему все меньше приходится прибегать к словам и все больше к топологическим моделям. Несмотря на такой поворот в сторону математики, он по-прежнему следует путем, указанным Фрейдом.

Читайте так же:
Эффективные успокаивающие средства при неврозах

В 1951 году Лакан провозглашает «Возврат к Фрейду». В этом же году в Психоаналитическом обществе Парижа (SPP), входящем в МПА (IPA) начинает разгораться скандал по поводу коротких сеансов Лакана. Лакан пытается доказать оппонентам, что его техника направлена на усиление аналитических рычагов терапии. Логика его такова: если бессознательное не знает времени, то нельзя настаивать на стандартном времени сессии. Здесь стоит вспомнить о том, что идеологическое расхождение во взглядах с генеральной линией так называемой психоаналитической психотерапией Лакан декларирует еще раньше, в 1936 году, когда говорит: «человек не приспосабливается к действительности, он приспосабливает ее к себе».

Лакана окружают скандалы. Во-первых, он – перманентный реформатор психоанализа. Во-вторых, в интеллектуальных парижских кругах он – поп-звезда (в 1969 году директор знаменитой Ecole Normale Superieur даже запретил проведение его семинаров по причине бесконечных разговоров о фаллосе и множеству дорогих автомобилей, припаркованных во время его лекций перед Школой). В-третьих, Лакану сопутствуют расколы объединений, их создание, их роспуск.

1953 году Лакана избирают президентом Психоаналитического общества Парижа (SPP). Но через полгода он оставляет этот пост и присоединяется к Французскому Психоаналитическому Обществу (SFP). В 1964 г. Лакан основывает «Фрейдовскую Школу Парижа» (EFP). В 1974 появляется еще одна учрежденная им структура — «Фрейдовское Поле» («Le Champ freudien»). Лакан занимает пост директора, президентом становится Жак-Алэн Миллер.

В 1980 году Лакан через газету «Ле Монд» объявляет о роспуске ФШП (EFP) и просит всех, кто хочет продолжать работу вместе с ним, изложить свои намерения в письменном виде. За одну неделю он получает тысячу писем. 21 февраля Лакан учреждает еще один институт – «Случай Фрейда» («La Cause freudienne»). 12 июля того же года на международной конференции в Каракасе он говорит: «Вам решать, быть ли вам лаканистами; сам я – фрейдист». Программа «Назад к Фрейду!», которая задавала маршруты движения мысли Лакана в течение нескольких десятилетий, завершала очередной виток. 9 сентября 1981 года в Париже Лакан умер. Его последними словами стали «я настаиваю на своем… я ухожу».

Psy в лицах

306 Жак Мари Эмиль Лакан

Годы жизни: 1901 — 1981

Французский Фрейд — так часто называют Жака Лакана, одного из самых влиятельных специалистов в области психоанализа. Его работа сильно повлияла на современный образ психоанализа.

Жак Мари Эмиль Лакан родился в Париже 13 апреля 1901 в обеспеченной семье. Поступив в университет, он начал изучать медицину. В качестве специализации Жак Лакан выбрал психиатрию, учился у известного в то время психиатра Гаэтана Гасьяна де Клерамбо. Клерамбо, который занимался исследованиями паранойяльного бреда и психического автоматизма, Лакан считал своим единственным настоящим наставником в области психиатрии.

В 1932 году Лакан защитил диссертацию по схожей теме — «О паранойяльном психозе и его отношении к личности». Интересно, что Клерамбо объяснял психический автоматизм тем, что в душе человека есть некая психическая машина, с которой человек никак не может совладать. И именно эту «машину» позже начал исследовать Жак Лакан.

Диссертацию Лакан отправил Зигмунду Фрейду, но тот воспринял работу молодого коллеги без особого энтузиазма и прислал ему в ответ короткое письмо, в котором сдержанно поблагодарил Лакана за присланный материал. В противовес мнению «отца психоанализа», диссертацией Лакана восхитился художник и писатель сюрреалистического направления Сальвадор Дали. Многие исследователи работ Лакана убеждены, что сюрреалисты оказали большое влияние на его идеи.

Читайте так же:
Лечение невроза желудка народными средствами

Жак Мари Эмиль Лакан

Жак Лакан глубоко интересовался философией, он использовал для формирования позиции труды Мартина Хайдеггера и Клода Леви-Стросса. Это помогло ему пересмотреть принятые на тот момент в психиатрии методы работы, Лакан считал их устаревшими.

Основываясь на теориях Фрейда, он предложил посмотреть на диагностику и лечение через призму речи. Он считал, что психиатрам крайне важно понимать, как работает язык, что его формирует и как он меняется. Убежденность Лакана в этом вопросе укрепилась после знакомства с лингвистом Романом Якобсоном, чьи идеи помогли ему развить собственные теории, связанные с ролью языка.

Возможно, интерес к этой теме отчасти объясняет то, что Жак Лакан предпочитал делиться своими мыслями устно, а не письменно. Он проводил семинары, на которых размышлял вслух, сначала в квартире, затем в больнице, затем в университете. Со временем аудитория слушателей Лакана существенно выросла.

В 1953 году Жак Лакан провел лекцию, на которой представил свою модель психического. В отличие от Фрейда, который предлагал схему «Я, Оно, Сверх-Я», Лакан сформулировал модель так: воображаемое, символическое, реальное. При этом многие исследователи считают, что модель Лакана не противоречит модели Фрейда, а дополняет ее.

Лакан основал (и распустил) множество сообществ, связанных с психоанализом и учениями Фрейда, и хотя многие его последователи называли себя «лаканистами», сам он на одной из научных конференций прямо заявил, что считает себя фрейдистом.

Теории Лакана часто подвергались критике, но несмотря на это он был и остается одним из наиболее влиятельных людей в истории психоанализа.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Введение в Лакана

Необходима регистрация

Короткие рассказы этой небольшой книги представляют собой введение в теории Жака Лакана, можно сказать, самого знаменитого психоаналитика после Фрейда, мыслителя, на которого сегодня, в начале XXI века ссылаются философы и кинокритики, психиатры и культурологи, социологи и этнологи. После Фрейда лишь Лакану удалось вызвать подобное уважение, такую же страстную любовь и ненависть окружающих. В психоаналитической среде со времен Фрейда только Лакан стал объектом Великого Переноса.

Эта книга – введение в его учение. В течение многих десятилетий творческой деятельности Лакан разрабатывает различные теории душевной жизни человека. В этой книге рассматриваются только те из них, которые представляются необходимыми для предстоящего погружения в «Лакана». Однако дело не только в том, что теорий много, но также и в том, что практически каждая из них безгранична, в том числе и в разносторонних отношениях с другими теориями. Формат введения предполагает насильственное ограничение распутывания этих самых отношений.

Подобно Фрейду, Лакан постоянно возвращается к одним и тем же вопросам, пересматривает их и перестраивает свои конструкции. Так что рассказы этой книги должны представить движение мысли, эволюцию взглядов. Причем, эволюция эта отнюдь не представляет собой поступательного, хронологического развития от простого к сложному, от непонятного к понятному. Вот проблема: невозможно одновременно вывести на сцену все понятия. Появившийся термин зачастую проясняется лишь после своего появления, задним числом, на последующих страницах.

Кроме того, как и у Фрейда, у Лакана движение мысли не останавливается, не устанавливает однозначность того или иного понятия, той или иной теории. Каждое понятие определяется не четкими дефинициями, но отношениями с другими понятиями, историями концептуального пересмотра. Каждая теория меняется в зависимости от ее отношений с другими теориями. Каждый термин зависит от точки зрения интерпретатора.

Ловушка, которая стоит на пути «Введения», – хорошо известная непроницаемость и загадочность языка Лакана. Как найти «доступный» для введения язык, который сохранил бы верность лакановской мысли? Мысли противоречивой, подвижной, небюрократизируемой. Мысли, подобно коанам дзен-буддизма, заставляющей читателя находить свой ответ – свой первый семинар Лакан открывает словами: мэтр может прервать молчание чем угодно – сарказмом или пинком ноги. Мысли, которая вопреки и в силу своей герметичности стала ходовым продуктом психического потребления. Лакан, говоря о своей диссертации, утверждал: хватило десяти лет, чтобы написанное стало ясным для всех. Но что значит «ясным»?

Зачастую мысль Лакана подчиняется бессознательной логике, паралогике, не знающей противоречий. Кажущаяся бессвязность оказывается весьма хорошо связанной. Кажущийся бред предельно систематизированным. Значения возникают на стыке слов, фраз; и чтение Лакана требует особого внимания к пространству между ними. Лакан активно прибегает к следам, оставленным работой бессознательного – оговоркам, шуткам, остротам. Если Фрейд сломал представление о субъекте как о целостном разумном существе, то, как еще Лакану говорить об этом расщепленном, разнородном субъекте? Неужели на языке формальной логики? Лакан зачастую как будто предается свободным ассоциациям, неудержимому полету поэтической мысли. Но ведь в этом и раскрывается язык психоанализа, приближающийся порой к психотическому. В этом верность Лакана Фрейду. В этом программа его психоанализа под эгидой «Возврата к Фрейду».

Читайте так же:
Колющая головная боль при неврозе

Еще одна особенность письма Лакана состоит в том, что он не ограничивает себя чтением Фрейда; и, вслед за ним, «Введение» поворачивается к Якобсону и Леви-Стросу, де Соссюру и Хайдеггеру, Бенвенисту и Валлону. Лакан настойчиво обращается к самым разным областям знания, пограничным с психоанализом – лингвистике и математике, кибернетике и этике, эстетике и оптике. Неминуемым вопросом становится вопрос о границах психоанализа. Лакан пребывает в состоянии постоянной рефлексии о пределах своей дисциплины и отношениях со смежными науками. Язык самого психоанализа – язык пограничный. Может быть поэтому, хотя Лакан и подчеркивал, что он – психоаналитик, обращается к психоаналитикам и говорит о психоанализе, его теории оказались востребованными и в этике, и в политике, и в эстетике, и в философии, и в критике…

Психоанализ, для Лакана, как и для Фрейда, – не профессия, а искусство. Для Фрейда – искусство толкования. Для Лакана – одно из классических «свободных искусств», наряду с астрономией, музыкой, диалектикой, арифметикой и грамматикой. Говоря об искусстве, стоит сказать и о рисунках «Введения».

Рисунки напоминают: это – «введение», «книга для начинающих». Это – не академическое издание с кавычками и ссылками. И дело здесь не только во «введении», но и в том, что в психоанализе всякого рода переадресовки, прямая речь, цитаты воспринимаются скорее как отвлекающий маневр, как попытка самоустранения из речи. Это ведь не я говорю. Речь принадлежит кому-то другому. Своя речь – речь кого-то еще.

Рисунки создают зазор между собой и текстом, рассеивая внимание, делая его, хотя бы отчасти, скользящим. Напоминают они и о сродстве психоанализа и искусства, существующем со времен Фрейда; и о том, что у Лакана даже не просто страсть коллекционера к изобразительному искусству, но и теоретический интерес. Рисунки восполняют отсутствие графов, схем, к которым был привязан Лакан. Рисунки напоминают: Лакан – теоретик воображаемого, оптического, спектрального, видимого, призрачного.

Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в Париже в семье весьма небедного торговца уксусом. Он стал первым ребенком в семье Альфреда Лакана и Эмилии Бодри. Затем на свет появились его сестра Мадлен и брат Марк-Франсуа (еще один брат умер в младенчестве). Семья проживала в комфортных апартаментах на бульваре Бомарше.

Имя Эмиль, кстати, будущий психоаналитик получил в наследство от деда по отцовской линии, который со всей суровостью исполнял обязанности отца. Власть этого «мерзкого мелкого буржуа», как назовет его Лакан на семинаре 6 декабря 1961 года, над внуком была настолько сильна, что будущая теория отцовского закона, теория Имени-Отца во многом будет обязана своим появлением на свет именно этому «чудовищному типу». Детские годы вообще оставят в душе Жака Мари Эмиля малоприятные воспоминания о жестко упорядоченной буржуазно-религиозной атмосфере и семейных скандалах. Впрочем, он навсегда сохранит светлую память о матери, которой будет восхищаться всю свою жизнь.

С 1907 по 1919 год Жак Лакан получит традиционное католическое воспитание и классическое образование в престижном иезуитском коллеже Станисласа. Греческий язык и латынь, классическая литература и рационализм Декарта, которые он с блеском будет изучать, станут тем основанием, от которого Лакан будет отталкиваться. В течение всей жизни будет он сохранять самые разнообразные жизненные интересы. Его будут привлекать различные науки. Не станет он чуждаться и «простых» человеческих радостей. Об этом будут свидетельствовать его друзья – Сальвадор Дали и Роман Якобсон, Морис Мерло- Понти и Альберто Джакометти, Жан-Поль Сартр и Пабло Пикассо, Андре Мальро и Андре Массой. Авангардная литература, дадаизм, философия – вот что привлекает его в юношеские годы. Манит его образ Спинозы. Манящий образ жизненно важен. Его идеализируют. С ним отождествляются. Жак Лакан прославится своей теорией стадии зеркала, на которой рождается целостный образ человека. В 1923 году

Читайте так же:
Как не уйти в невроз

Facebook

Возможно, это изображение (1 человек)

Жак Мари Эмиль Лакан — французский философ и психиатр. Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа.

Жак Мари Эмиль Лакан родился в Париже в семье зажиточного торговца уксусом. Получил традиционное католическое воспитание и классическое образование в иезуитском колледже святого Станислава. В университете изучал медицину, специализировал ся на психиатрии. Учителем Лакана был исследователь паранойяльного бреда и психического автоматизма Клерамбо. Жак Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. С 1931 он получает диплом судебного психиатра, в 1932 защищает диссертацию «О паранойяльном психозе и его отношении к личности», которая становится местом встречи психиатрии, психоанализа, сюрреализма и философии. Позднее его диссертация была опубликована в ряде научных журналов. Особенно сильное впечатление она произвела на знаменитого на тот момент испанского художника — сюрреалиста Сальвадора Дали, который по прочтении написал картину "Гнилой Осёл" ("Тлеющий Осёл"). В 1932 году Жак Лакан защитил диссертацию о параноидальных расстройствах.
Во время Второй Мировой Войны Жак Лакан работает в военном госпитале и не пишет ни строчки. После окончания войны он отправляется в Англию. В 1953 году он выходит из Международной психоаналитичес кой ассоциации и становится участником Французского психоаналитичес кого общества. Через десять лет порвал с ортодоксальным психоанализом и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти.

Жак Лакан во многом определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитичес ких подходов. Описать его творчество – значит попытаться объять необъятное. К многогранности его исследований, а также к туманности самих выводов (в силу неразработаннос ти данной темы на то время), стоит добавить и отсутствие полноценных письменных трудов. Жак Лакан предпочитал излагать свои идеи не на бумаге, а устно, на семинарах, материалы которых стали публиковаться только в конце его жизни. Из основных его сочинений наиболее известны "Функция и поле речи и языка в психоанализе", "Тексты", "Семинары Жака Лакана".

Главная заслуга Лакана состоит в структуралистск ой ревизии фрейдовского психоанализа. Это происходило в три стадии:

· предструктурали стскую (1930-е — 1940-е), — под влиянием диалектики Г. Гегеля и А. Кожева и творчества художников-сюрр еалистов,

· структуралистск ую (1950-е — 1960-е), — переосмысление с позиций фрейдизма взгляды К. Леви-Стросса, а также лингвистов Ф. де Соссюра, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона;

· постструктурали стскую (1960-е — 1970-е), когда Лакан стал делать акцент на том, что не поддаётся символизации.

В своих исследованиях Жак Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитичес кую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа. Свою концепцию Жак Лакан разрабатывал под влиянием М. Хайдеггера и К. Леви-Строса, которые привлекли его внимание проблемой истины, бытия и структурной теории языка. Всё начинается с того, что Лакана как психиатра не устраивали устаревшие и потому не соответствовавш ие истине методы психиатрии того времени. Корень зла Лакан усмотрел в неадекватной трактовке фрейдизма, отчего целью его исследований стал буквальный «возврат к Фрейду». сам Фрейд считал, что проблема личности – в утрате сознанием универсальности , в непрозрачности для самого себя. На этой основе, на основе общей философии фрейдизма Лакан пытается обосновать возможность лечения психических заболеваний диагностикой речевых нарушений. Этот структуралистск ий подход и объясняет новизну идей Лакана. Жак Лакан серьёзно оппонировал естественно-нау чному психологическом у подходу, при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте стоит в центре лакановского творчества. Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведени е.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector