Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пример логопедического заключения (3-4 года)материал по логопедии (младшая группа) на тему

Пример логопедического заключения (3-4 года)
материал по логопедии (младшая группа) на тему

1.Речь — понятна окружающим, но ошибки заметны. Сформирована фразовая речь.

2. Общее звучание речи:

-темп речи-без особенностей

-голос-тихий, монотонный, слабо-модулированный.

-речевое дыхание-слабое, нарушена направленность и сила речевого выдоха. Испытывает трудности при дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха, требуется организующая помощь, зрительный и тактильный контроль.

3.Понимание обращенной речи- незначительно ниже возрастной нормы. Затруднено понимание функционального назначения предметов, падежных вопросов, предлогов, категорий числа существительных.

4.Состояние артикуляционного аппарата

-строение-плотная подъязычная связка

-нарушение тонуса, двигательная функция недостаточная, испытывает значительные трудности при выполнении статических и динамических упражнений: трудности в удержании заданного положения, недостаточный объем движений, быстрая истощаемость. Артикуляционные пробы выполняет нечетко, неточно. Наблюдается напряженность спинки языка, язык оттянут назад. При попытке расслабления отмечается тремор боковых краев и кончика языка.

-саливация-значительная. Усиливается при выполнении динамических артикуляционных упражнений.

5. Звукопроизношение- нарушение произношения звуков раннего и позднего генеза. Имеющиеся звуки в речи не использует. В настоящее время идет процесс автоматизации губно-губных звуков: [В], [Ф] на уровне слов, словосочетаний, чистоговорок. Требуется постановка, автоматизация и дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат и сонорных звуков.

6.Фонематическое восприятие -ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Дифференциация оппозиционных звуков на уровне понимания соответствует возрастной норме.

7.Слоговая структура- незначительно ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при проговаривании слов сложной слоговой структуры. Отмечаются пропуски и перестановка отдельных звуков и слогов при проговаривании слов из трех слогов и более со стечение согласных.

8.Словарный запас- незначительно ниже возрастной нормы. Испытывает трудности при подборе обобщающего слова, требуется организующая помощь. Словарь признаков беден, при ответе делает акцент лишь на один признак-цвет. Предметный словарь и словарь действий соответствует возрастной норме.

9. Мелкая моторика- близка к возрастной норме. Испытывает незначительные трудности при работе с мозаикой.

10. На групповых занятиях- наблюдается активность, продуктивность на протяжении 5-7 минут, после отмечается отвлекаемость, раздражительность, начинает не успевать за общим темпом группы. Стремиться к безусловному признанию лидерства, требует похвалу и положительную оценку вне зависимости от правильности ответа или результата выполненной деятельности.

Читайте так же:
Лечение от заикания за один месяц

Прогноз развития речи благоприятный, при условии соблюдений рекомендаций врача-невролога, систематических занятий с логопедом, психологом, дефектологом и посещении детского сада.

Таким образом, в ходе логопедического обследования выявлено: уровень речевого развития ниже возрастной нормы.

К вопросу о логопедических заключениях при заикании

В статье речь идет о логопедическом заключении при обследовании заикающихся детей и взрослых. В основу положены общепринятые в логопедии клинико – педагогические и психолого-педагогические классификации речевых нарушений. Учтены наиболее распространенные в логопедической практике неточности при обосновании речевого диагноза.

Логопедическое заключение при заикании

В настоящее время в логопедической практике довольно часто приходится сталкиваться с самыми вольными интерпретациями симптомов речевого нарушения при составлении логопедического заключения при заикании у детей и взрослых. Особенно если дело касается сочетанных, комбинированных речевых дефектов. В связи с этим, хотелось бы еще раз «договориться о терминах» с коллегами.

При составлении логопедического заключения в случае заикания традиционно исходят из клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Согласно книнико-педагогической классификации мы констатируем факт нарушения темпо-ритмической организации речи вследствие наличия речевых судорог с указанием типа (тонические – клонические) и локализации (артикуляторные – дыхательные – вокальные) этих судорог. Степень тяжести заикания дошкольников и младших школьников определяется по выраженности моторного компонента заикания, т. е. частоте и длительности речевых судорог.

Кроме того, учитываются сохранные речевые формы (т. е. виды речи, на которых заикание не проявляется) как база для предстоящей коррекционной работы: чем больше сохранных видов речи (диалог, автоматизированные ряды, сопряжение – отражение и т. д.), тем менее высокой считается степень заикания.

По психолого-педагогической классификации заикание определяется или как нарушение только в применении средств общения (что подчеркивает сохранность самих средств общения), или как комбинированный дефект: сочетание недоразвития фонетико-лексико-грамматического компонента речи – с использованием этих, нарушенных, компонентов в процессе коммуникации. В логопедическом заключении в последнем случае должно быть отмечено:

  • заикание, ОНР.

Если заикание сопровождается нарушением не всех компонентов языковой системы, а только фонетического оформления высказывания, то заключение в этом случае:

  • заикание, ФНР (ФФНР) или:
  • заикание, дислалия (дизартрия).

У школьников часто заикание комбинируется с нарушением письменной речи:

  • заикание, дислексия (дисграфия).

Другими словами, в этих случаях недоразвитие речи органического или функционального генеза является самостоятельной нозологической единицей, а не проявлением заикания, что должно учитывать в предстоящей коррекционной работе.

Читайте так же:
Школьная тревожность и социометрический статус

Логопедическое заключение о состоянии речи заикающихся подростков и взрослых обязательно учитывает, кроме моторного, еще и психологический компонент заикания (или: вторичные личностные изменения).

Наличие болезненной фиксации на заикании, затрудняющей нормальную жизнь в обществе (учебу, общение со сверстниками, работу, создание семьи), а также наличие логофобии, звукофобии, речевых и поведенческих уловок – все это утяжеляет симптомокомплекс заикания и, соответственно, отражается в логопедическом заключении. Необходимо отметить, что степень фиксации на речевом дефекте далеко не всегда определяется тяжестью речевых судорог и больше зависит от личностных особенностей заикающегося и типа заикания. В любом случае, степень тяжести заикания будет устанавливаться по максимальному проявлению одного из компонентов – моторного или психологического.

Таким образом, логопедическое заключение при заикании будет включать в себя:

  • Характеристику моторного компонента заикания с указанием типа судорог, локализации, степени выраженности речевых судорог, а также констатацию других дефектов речи – для дошкольников и младших школьников.
  • Характеристику моторного компонента плюс проявления психологического компонента – для подростков и взрослых заикающихся.

Любимый врачами диагноз «логоневроз» в логопедическом заключении неуместен, а как медицинский диагноз будет справедлив лишь в случае невротического заикания, а не как общий синоним заикания.

1. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание. М. 1993
2. Буянов М. И. Заикание у подростков М. 1989
3. Волкова Л. С. Логопедия. М. 1989
4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. М. 1979
5. Шкловский В. М. «Заикание». М. 1994

Демина Тамара Васильевна,
логопед,
филиал ГКУЗ ПКБ №1 им. Н.А. Алексеева
ДЗМ Психоневрологический диспансер №13,
г. Москва

Логопедическое заключение при обследовании дошкольников Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

Читайте так же:
Эффективные методы избавления от заикания

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:

— Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

— Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

— Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаще всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

— Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

Варианты пересечения двух классификаций.

• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

— дизартрия или стертая дизартрия,

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

— дизартрия или стертая дизартрия,

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

выход из моторной (сенсорной) алалии,

по типу задержки речевого развития,

• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

дизартрия или стертая дизартрия,

по типу задержки речевого развития,

Нарушение темпа и ритма речи:

Примерные формулировки логопедического заключения

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

Читайте так же:
Программа школьной тревожности у пятиклассников

Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

Обследование дошкольников с умственной отсталостью

Термин «ОНР», предложенный Р. Е. Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии (Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968), определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторо­не, при нормальном слухе и интеллекте».

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются сле­дующие формулировки логопедического заключения (для дошколь­ников 5—7 лет).

Варианты логопедических заключений при обследовании детей дошкольного возраста

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопедическое обследование основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений:

  • психолого-педагогической;
  • клинико-педагогической.

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений одни и те же явления рассматривают с различных точек зрения. Но они не противоречат одна другой, а дополняют друг друга, так как они ориентированы на решение задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать:

  • возраст ребёнка;
  • состояние его здоровья;
  • этап обследования;
  • характер дефекта;
  • степень выраженности его симптоматики нарушения;
  • психические особенности ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Ранний возраст (до 3 лет):

  • Задержка речевого развития.

Дети с сохранным интеллектом дошкольного возраста:

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

1. Психолого-педагогической классификации:

  • фонетическое нарушение речи,
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
  • общее недоразвитие речи I, II, III, уровня,
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи,
  • лексико-грамматическое недоразвитие речи.
Читайте так же:
Антидепрессанты против страха и тревожности

2. Клинико-педагогической классификации:

  • дислалия,
  • дизартрия или стертая дизартрия,
  • ринолалия,
  • расстройства голоса,
  • моторная или сенсорная алалия,
  • детская афазия,
  • заикание (указать степень выраженности),
  • тахилалия,
  • брадилалия,
  • полтерн (спотыкание).

Примерные формулировки логопедических заключений:

• Общее недоразвитие речи III уровня. Стертая дизартрия.

• Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Ринолалия.

• Общее недоразвитие II уровня. Заикание легкой степени выраженности.

Дети с умственной отсталостью дошкольного возраста:

В логопедическом заключении указываются:

1. Системное недоразвитие речи, (указать степень: легкая, средняя, тяжелая).

2. Клинические проявления нарушений речи (если есть).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Системное недоразвитие речи средней степени выраженности при умственной отсталости. Дизартрия.
  • Системное недоразвитие речи лёгкой степени выраженности при умственной отсталости. Дислалия.

Дети с билингвизмом дошкольного возраста:

Общее недоразвитие речи русского языка II уровня у ребенка с билингвизмом. Сложная форма дислалии.

В случае отсутствия нарушений речи логопедическое заключение можно сформулировать следующим образом:

  • речевое развитие соответствует возрасту;
  • речь развита в пределах возрастной нормы.

Рекомендации учитель-логопед формулирует в рамках своей компетенции.

  • автоматизация в речи звуков (указать каких);
  • логопедические занятия по развитию фонематических процессов (указать виды работ);
  • развитие лексико-грамматической стороны речи (указать виды работ);
  • развитие связной речи (указать виды работ) и т.д.

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК

Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968./; Волкова Л.С., "Логопедия", М "Просвещение"; Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. С-Петербург, 2000.

Новости и анонсы
мероприятий

Всероссийский форум «Достояние России. Искусство и культура – детям» Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в партнёрстве с Ассоциацией участников рынка автоиндустрии, ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчеств и гуманитарных технологий», ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Центром непрерывного художественного образования и при поддержки Минпромторга России приглашает педагогических и руководящих работников сферы образования принять участие во всероссийском форуме «Достояние России. Искусство и Культура – детям»
Читать далее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector