Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образец психологического заключения при деменции

Деменция.ру

Сайт о проблеме деменции для пациентов и их родственников

Документы для оформления в психоневрологический интернат

documenti

В психоневрологический интернат принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, имеющие соответствующие показания для оформления в психоневрологический интернат.

При наличии свободных мест в психоневрологическом интернате лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях.

Инвалиды Отечественной войны, участники Отечественной войны и члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников Отечественной войны принимаются в интернат в первоочередном порядке.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 02.07.1992 г., №3185-1 Статья 41. Основания и порядок помещения лиц в психоневрологические учреждения для социального обеспечения.

(1) Основаниями для помещения в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения являются а)личное заявление лица, страдающего психическим расстройством, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, б)заключение врачебной комиссии (ВКК) с участием врача-психиатра, для несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, и в)решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение ВКК должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства , лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении для социального обеспечения, а в отношении дееспособного лица — также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

(2) Орган опеки и попечительства обязан принимать меры для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения для социального обеспечения.

Данная статья 41. определяет, что основанием для помещения в психоневрологический интернат является:

— личное письменное заявление, страдающего психическим расстройством (в случае недееспособного пациента — заявление пишет опекун);

— заключение врачебной комиссии в составе не менее трёх врачей, с обязательным участием врача-психиатра о состоянии дееспособности, а также об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.

Если помещаемый в психоневрологический интернат- недееспособный , требуются следующие документы:

а) копия решения суда о признании помещаемого в дом-интернат недееспособным, заверенная в установленном порядке.

б) распоряжение органа опеки и попечительства о помещении в психоневрологический интернат, с указанием, каким образом будут решаться имущественные права недееспособного. Распоряжение оформляется в опекунском совете администрации района по месту жительства и регистрации больного.

Документы для оформления в психоневрологический интернат:

1. Заявление, написанное лично поступающим в психоневрологический интернат, заверенное работником в Управлении социальной защиты населения соответствующего района (УСЗН), а для лиц находящихся в больнице, лечащим врачом. Если лицо признано недееспособным, то заявление законного представителя (опекуна).

2. Акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий поступающего в интернат, заверенный в УСЗН с указанием состава членов семьи, совместно проживающих. Акт обследования жилищно-бытовых условий одиноких пенсионеров составляется с обязательным выходом на дом и выяснением личного желания на помещение в дом-интернат.

3. Справка о наличии I и II группы инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные Государственным бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) .

4. Медицинская карта для оформления в дом-интернат, заверенная печатью лечебно-профилактического учреждения по месту жительства (больницы), в которой имеются заключения врачей-специалистов:

-гинеколога или уролога,

— фтизиатра (с указанием даты и номера флюорографии или исследования мокроты на ВК),

— онколога (запись в карте «на учете не состоит» не принимается, необходимо заключение о наличии или отсутствии заболевания),

а) данные флюорографии действительны в течение года;

б) анализ на ВИЧ-инфекцию и RW (РМП) – 6 месяцев;

в) анализы на маркеры гепатитов В и С – 6 месяцев;

г) мазок из зева на дифтерию и анализы на кишечную группу действительны в течении 10 дней;

д) на гельминтозы – в течении 10 дней;

е) результаты бак. анализа на кишечную группу и анализа на дифтерию сроком давности не более 7 дней.

5. Заключение ВКК психоневрологического учреждения (диспансера или больницы) с развернутым диагнозом и указанием рекомендуемого типа дома-интерната (обращаем Ваше внимание, что заключение должно быть полным с развернутым диагнозом прилагается на отдельном бланке, подписанное 3-мя членами комиссии и заверено печатью диспансера (больницы) и личными печатями врачей.

6. Выписка из амбулаторной карты пациента, имеющего психическое заболевание и состоящего на диспансерном учете у психиатра.(Выдается в запечатанном виде, заверяется лечащим врачом-психиатром и заведующим отделением психоневрологического учреждения).

7. Решение судебного органа о состоянии дееспособности.

8.Постановление органа опеки и попечительства (для лиц, признанных недееспособными).

9. Справка жилищно-эксплуатационного предприятия (выписка из домовой книги) о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений.

10. Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

11. Адресный листок убытия, выданный паспортно-визовой службой.

12. Ходатайство, выданное гражданину органом социальной защиты населения по месту жительства.

13. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг и путевка в дом-интернат, выданная в Управлении социальной защиты населения по месту жительства. (Выдается заявителю или законному представителю после принятия соответствующего решения).

14. Копии паспорта, пенсионного удостоверения.

Поступающий в психоневрологический интернат дополнительно предоставляет оригиналы:

Признание недееспособным больного деменцией

признание недееспособного с деменцией

  • View Larger Image

Деменция МКБ-10 – приобретенное слабоумие, часто свойственное пожилым людям. Этот диагноз нельзя путать с умственной отсталостью, которая становится результатом психического недоразвития в раннем возрасте. Деменция возникает уже после полного созревания головного мозга, т.е. во взрослом возрасте. Приобретенное слабоумие не является самостоятельным заболеванием. Она развивается на фоне других недугов – болезней Паркинсона, Альцгеймера, алкоголизма, травм, сосудистых поражений мозга и т.п. Вопрос лишения дееспособности при деменции часто волнует родственников людей, страдающих этими болезнями.

Читайте так же:
Консультации для дефектолога по заиканию

В зависимости от функционально анатомической формы деменция бывает:

  1. Подкорковая (F01.2). Преимущественное поражение подкорковых участков мозга. Чаще всего возникает при болезни Паркинсона. Память страдает меньше, чем при остальных вариантах недуга. Подкорковой деменции свойственны дрожание рук, головы. Нарушается координация. Мышление страдает в относительно слабой степени.
  2. Корковая (F00.9). Возникает из-за поражения коры головного мозга. Основная причина – болезнь Альцгеймера, болезнь Пика. Прогрессирующие нарушения памяти, активный интеллектуальный распад, приводят к быстрому развитию полного слабоумия. Чаще всего встречается у людей старше 65 лет.
  3. Смешанная сосудистая (F01.3). Причина – атеросклероз мозговых сосудов. Характерны слабость, апатия, быстрая утомляемость, рассеянность, бессонница. Затем нарушается память, человек теряет способность ориентироваться в пространстве.
  4. Мультиинфарктная (F01.1). Множественные поражения различных областей центральной нервной системы. Характерно прогрессирующее снижение интеллекта, быстрый распад личности.

По тяжести течения деменция бывает:

  1. Лакунарной, при которой сохраняется критичное отношение к своим поступкам и поведению. Человек не осознает наличие у него недуга. Быстро наступает усталость, апатия. Больному трудно сконцентрироваться на чем-либо. Причины – атеросклероз сосудов головного мозга, болезнь Альцгеймера, онкологические образования в мозжечке.
  2. Парциальной, когда пациент осознает свою болезнь, сохраняет критичность мышления. При этом неглубокие интеллектуальные изменения все же происходят. Причиной являются контузии, травмы, инфекционные заболевания. Опека при таком виде деменции в большинстве случаев не требуется.
  3. Глобальной. Полное слабоумие наступает с различной скоростью на поздней стадии болезни Альцгеймера, опухолей мозга, болезни Пика.

Юридический аспект деменции

Фактически, человек, страдающий слабоумием, не может отвечать за свои поступки и адекватно оценивать реальность. Однако считать его недееспособным нельзя до тех пор, пока в силу не вступит соответствующее судебное решение. Лишение дееспособности больного деменцией проходит только в судебном порядке. До этого момента за человеком полностью сохраняются все его права.

Деменция является основанием для признания больного недееспособным в судебном порядке и назначении ему опекуна. Чаще всего с деменцией связан вопрос заключения сделок больным человеком до того, как суд признал его недееспособность. Нередко люди со слабоумием, самостоятельно, от своего имени заключают сделки – продают и дарят квартиры и т.п. По умолчанию такая сделка считается ничтожной, т.е. изначально не имеет юридической силы. Однако признать ее ничтожной можно только через суд. Необходимо доказать наличие психического нарушения у человека на момент подписания договора. Сделать это можно только с помощью медицинской экспертизы. Ее заключение будет в дальнейшем использовано в суде, как доказательство.

Кто может обратиться

Подать в суд заявление о признании лица недееспособным имеют право:

  • супруг, супруга;
  • совершеннолетние дети;
  • другие близкие родственники – братья, сестры и т.п.;
  • органы опеки и попечительства;
  • медицинское учреждение, если гражданин находится на постоянном стационарном лечении.

Какие нужны доказательства, кроме заключения экспертизы

Помимо заключения психиатрического освидетельствования, в качестве доказательств разрешено использовать справки из клиники, где ранее наблюдался больной, выписки из его медицинской карты, справки об инвалидности, если таковая имеется, пояснения лечащего психиатра, заключения ранее проведенных экспертиз. Допускаются также показания свидетелей, участкового инспектора, которые могут подтвердить, что человек действительно находится в расстроенном душевном состоянии.

Как составить заявление

Точных требований к содержанию и форме заявления законодатель не предъявляет. Составляют документ по стандартным правилам процессуального документооборота. Бланк имеет «шапку», в которой указывают наименование суда, ФИО, адрес, паспортные и контактные данные заявителя. Информацию о больном в «шапку» документа не вносят. В содержании следует кратко описать суть дела:

  • ФИО, дату рождения, адрес проживания больного;
  • диагноз;
  • статус заявителя по отношению к нему – родственник, представитель медицинского учреждения и т.п.;
  • информацию о неадекватном поведении, неспособности отвечать за свои поступки;
  • сведения о пройденном лечении;
  • нуждаемость лица в опеке;
  • требование о признании недееспособности;
  • опись приложенных документов;
  • дату и подпись составителя.

Одновременно с этим обращением подают ходатайство о назначении психиатрической экспертизы. Заявить его можно непосредственно в содержании заявления или направить в виде самостоятельного документа.

Заявление с приложенными бумагами подают в суд по месту жительства гражданина, страдающего деменцией, или по месту нахождения клиники, где он находится на излечении. Обратившийся освобождается от уплаты госпошлины. Исключением являются случаи злонамеренного лишения человека дееспособности с заведомо противозаконными целями. Если судья установит недобросовестность заявителя, с него будут взысканы все судебные издержки.

Рассмотрение

Судья в течение 5 дней принимает решение о возбуждении гражданского дела и выносит соответствующее постановление. Если обращение составлено с нарушениями, судья оставляет его без рассмотрения и дает заявителю срок для устранения недостатков. В случае пропуска этого времени, документы возвращаются. Возврат не препятствует повторной подаче обращения. Однако перед этим необходимо устранить допущенные ошибки.

На этапе подготовки дела к слушаниям, судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Если человек будет уклоняться от ее прохождения, суд по согласованию с прокурором и психиатром принимает решение о его принудительном приводе для осмотра.

Как проходит экспертиза

Экспертиза может проводиться путем динамического наблюдения в стационаре или в порядке единовременного освидетельствования комиссией. Для динамического наблюдения гражданина помещают в психоневрологический диспансер не дольше, чем на 30 дней.

Врачебная комиссия состоит из трех специалистов, где вместе с психиатрами участвует психолог. Медикам для исследования предоставляются материалы гражданского или уголовного дела. Кроме установления болезни, судья может поставить перед экспертами вопрос о времени и причинах ее возникновения, тяжести течения и вероятности полного или частичного выздоровления.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится:

  • амбулаторно;
  • стационарно;
  • в кабинете следователя;
  • в зале суда;
  • посмертно (наиболее сложный вид исследования, поскольку вопрос о дееспособности больного решается только на основании документальных доказательств).

Итоги освидетельствования оформляются в виде заключения, состоящего из 4 разделов:

  1. Введение, перечень вопросов, на которые должны ответить эксперты.
  2. Исследовательская часть.
  3. Общая оценка результатов.
  4. Выводы, где эксперт отвечает на каждый вопрос, поставленный судом.

Заявитель и сам больной имеют право оспорить экспертное заключение. Для этого в суд, рассматривающий дело, подается заявление с просьбой о проведении повторной экспертизы. Вопрос о ее назначении судья решает по своему усмотрению – может отказать, а может удовлетворить прошение заявителя.

Читайте так же:
Как оформить уход за больным деменцией

Когда экспертиза готова, и факт деменции установлен, заключение направляется в суд. Рассмотрение дела возобновляется. В процессе участвует заявитель, прокурор, представитель органов опеки и другие заинтересованные лица. Судья может вызвать на заседание и самого гражданина, которого признают недееспособным, при условии, что это не создаст опасности для его жизни и здоровья, а также для здоровья окружающих. Если такая опасность имеется, председательствующий имеет право провести одно или несколько заседаний непосредственно в месте проживания (лечения) больного.

После исследования заключения и прочих доказательств, суд принимает решение о признании гражданина недееспособным, либо отказывает в удовлетворении этого требования. Заметим, что заключение эксперта не является основным доказательством, исходя из которого, председательствующий принимает решение. В гражданском и уголовном судопроизводстве нет основных или дополнительных доказательств. Все предоставленные сторонами факты имеют равный приоритет. Суд оценивает их в совокупности.

Как проходит экспертиза

Экспертиза может проводиться путем динамического наблюдения в стационаре или в порядке единовременного освидетельствования комиссией. Для динамического наблюдения гражданина помещают в психоневрологический диспансер не дольше, чем на 30 дней.

Врачебная комиссия состоит из трех специалистов, где вместе с психиатрами участвует психолог. Медикам для исследования предоставляются материалы гражданского или уголовного дела. Кроме установления болезни, судья может поставить перед экспертами вопрос о времени и причинах ее возникновения, тяжести течения и вероятности полного или частичного выздоровления.

Судебно-психиатрическая экспертиза проводится:

  • амбулаторно;
  • стационарно;
  • в кабинете следователя;
  • в зале суда;
  • посмертно (наиболее сложный вид исследования, поскольку вопрос о дееспособности больного решается только на основании документальных доказательств).

Итоги освидетельствования оформляются в виде заключения, состоящего из 4 разделов:

  1. Введение, перечень вопросов, на которые должны ответить эксперты.
  2. Исследовательская часть.
  3. Общая оценка результатов.
  4. Выводы, где эксперт отвечает на каждый вопрос, поставленный судом.

Заявитель и сам больной имеют право оспорить экспертное заключение. Для этого в суд, рассматривающий дело, подается заявление с просьбой о проведении повторной экспертизы. Вопрос о ее назначении судья решает по своему усмотрению – может отказать, а может удовлетворить прошение заявителя.

Когда экспертиза готова, и факт деменции установлен, заключение направляется в суд. Рассмотрение дела возобновляется. В процессе участвует заявитель, прокурор, представитель органов опеки и другие заинтересованные лица. Судья может вызвать на заседание и самого гражданина, которого признают недееспособным, при условии, что это не создаст опасности для его жизни и здоровья, а также для здоровья окружающих. Если такая опасность имеется, председательствующий имеет право провести одно или несколько заседаний непосредственно в месте проживания (лечения) больного.

После исследования заключения и прочих доказательств, суд принимает решение о признании гражданина недееспособным, либо отказывает в удовлетворении этого требования. Заметим, что заключение эксперта не является основным доказательством, исходя из которого, председательствующий принимает решение. В гражданском и уголовном судопроизводстве нет основных или дополнительных доказательств. Все предоставленные сторонами факты имеют равный приоритет. Суд оценивает их в совокупности.

Права и обязанности опекуна

Перед тем, как получить опеку над больным деменцией, важно ознакомиться с правами и обязанностями, которые закон возлагает на опекуна. По большому счету у него нет никаких прав по отношению к недееспособному человеку, а есть одни обязанности:

  • заботиться о здоровье больного;
  • обеспечивать нормальный уровень жизни для него;
  • заключать от его имени в его интересах сделки с имуществом, принадлежащим больному;
  • компенсировать ущерб, который больной причинил своими действиями третьим лицам;
  • представлять его интересы в судах и других государственных и частных организациях.

Важно! Сделки, связанные с отчуждением имущества опекаемого разрешено совершать только по согласованию с органами опеки. Такие сделки не должны ухудшать материальное состояние гражданина. Например, опекун, продавший жилье недееспособного, обязан предоставить ему аналогичную жилую площадь в нормальном, пригодном для жизни состоянии.

3. Псевдоагнозии при деменции

Исследование зрительного восприятия у больных, в клини­ческой картине которых и экспериментально-психологических исследованиях обнаруживалась деменция по органическому ти­пу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не уз­навали силуэтных и пунктирных рисунков. Но к этому добави­лась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным. Предмет узнавания обусловливался той частью рисунка, на которой больной фиксировал свое вни­мание. Приведем наиболее яркие примеры по Б. В. Зейгарник.

Пример 1. Гриб больной называет помидором, если смотрит на головку гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует вни­мание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично, показывают ему его часть или целое.

У некоторых больных агнозия распространялась и на струк­туру, и на форму изображения.

Пример 2. При показе треугольника больной говорит: «Кли­ном как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин-трехклинник». При экспозиции четырехугольника больной го­ворит: «Мне трудно сказать (обводит пальцем) — прямая, пря­мая, прямая и прямая». При экспозиции незаконченного круга видит прежде всего изъян: «Здесь провал какой-то», в то же время воспринимает симметрию формы. Например, при показе креста, не умея назвать фигуры, больной заявляет: «Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит правильно».

Пример 3. При осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной говорит: «Вот колесо, а это мужчина стоит». Показывая на лошадь, говорит: «А это птица какая-то». Экспериментатор: «Это ведь лошадь». Больной: «На лошадь плохо смахивает».

В этих примерах отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов рисунка. При по­пытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного уз-

навания деталей и структурного распада часто неправильно описывают ее содержание. Это расстройство напоминает фено­мен, описанный А. Пиком как «сенильная агнозия» или как рас­стройство «симультанного восприятия». Оно выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет уло­вить общего смысла картинки.

Читайте так же:
Деменция у детей реабилитация

Как видим, нарушение восприятия, которое обнаруживается у слабоумных больных, подтверждает ведущую роль осмыслен­ности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельно­сти. Так, на патологическом материале обнаруживается целост­ность психической (отражательной) деятельности. Рассмотрен­ное нарушение восприятия — это, по сути, нарушение мысли­тельных операций — синтеза и обобщения.

4. Обманы чувств 4.1. Галлюцинации и их виды

Галлюцинациями в психиатрии называют ложные воспри­ятия. При душевных заболеваниях — это один из наиболее часто встречающихся симптомов.

Галлюцинации бывают разных модальностей: больные ви­дят предметы, которых нет, слышат речь, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности не существует. По виду анализатора различат зрительные, слу­ховые, обонятельные, вкусовые и др. галлюцинации.

Еще французский психиатр Э. Эскироль писал, что галлю-цинант — это «человек, имевший внутреннее убеждение, что он что-то воспринимает, тогда как извне нет никакого объекта, способного вызвать это восприятие».

Это определение Эскироля легло в основу мнения психиат­ров, что галлюцинаций возникают без наличия раздражителя. Однако, как мы увидим далее, это не вполне так. От галлюцина­ций следует отличать иллюзии.

Иллюзии — это искаженное восприятие действительно суще­ствующего во внешней среде реального объекта.

Таким образом, в традиционной психиатрии в зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относят к категории иллюзий или галлюцинаций.

4.2. Особенности галлюцинаторных образов

Можно выделить семь особенностей, которыми галлюцина­торные образы отличаются от обычных:

1. Отношение больного к галлюцинациям и их влияние на больного может быть различным:

встречается нейтральное отношение, когда больные спокойно реагируют на них;

галлюцинации могут носить императивный характер, когда голос приказывает больному что-то сделать, на­ пример, «сжечь свои вещи» или «выбросить деньги»;

«голоса» бывают устрашающими, например, угрожают убить. Под влиянием таких голосов больные могут со­ вершать те или иные поступки (так, упомянутые боль­ ные действительно сожгли вещи, выбросили деньги).

2. Нередко больные отрицают наличие галлюцинаций, но их поведение выдает, что они галлюцинируют.

Например, беседуя с врачом, больной вдруг говорит «голо­су»: «Не мешай, видишь, я занят», другой прогоняет «мышей», которые якобы ползут по его рукаву. При обонятельных галлю­цинациях больные могут отказываться от еды: «Пахнет бензи­ном, керосином, гнилью».

3. Больные, как правило, не могут отличить галлюцина­ торные образы от образов, получаемых от реальных предметов.

Галлюцинаторный образ проецируется вовне. Больной, страдающий галлюцинациями, может точно указать местонахож­ дение галлюцинаторного образа. Он говорит о том, что этот образ находится «направо», что «машина стоит внизу перед окном».

Галлюцинаторный образ, как правило, чувственно окра­ шен: больные различают тембр «голоса», принадлежность его

мужчине, женщине, они видят окраску, яркую, темную, малень­ких или больших животных. Эта яркая чувственность роднит галлюцинаторный образ с образом, получаемым от реальных предметов.

Галлюцинаторный образ возникает непроизвольно. Боль­ ной не ждет его вызвать, не может от него избавиться, галлюци­ нации возникают помимо его желаний, волевых усилий.

Возникновение галлюцинаторного образа сопровождает­ ся отсутствием критичности. Больного невозможно убедить в том, что предмета, вызвавшего галлюцинаторный образ не су­ ществует.

В подтверждение можно привести примеры, взятые из исто­рий болезни: «Как же вы не видите, — возражает больной на уве­рения врача, что в комнате никого нет — ведь вот стоит собака, вон там в правом углу, уши подняты, шерсть рыжая, ну вот же, вот она», или: «Как же вы не слышите, ведь вот совершенно яс­но мужской голос приказывает мне «подыми руку, подыми ру­ку, это голос курильщика с хрипотцой».

Переубеждать галлюцинанта бесполезно — болезненный симптом проходит лишь с улучшением общего состояния.

4.3. О механизме галлюцинаций или к вопросу о природе обманов чувств

Вопрос о механизмах галлюцинаций ставился неоднократно. Вначале их связывали с нарушением рецепторов; потом — с на­рушением отдельных участков центральной нервной системы; наконец — с интенсификацией представлений (тормозная теория галлюцинаций). Остановимся на последней из теорий подробнее.

Основанием для нее послужили высказывания И. П. Павлова о том, что галлюцинации возникают в гипнотической парадок­сальной фазе. И действительно, ряд клинических фактов гово­рит в пользу такого заключения.

Выявилось, что галлюцинаторные образы усиливаются при засыпании и в момент пробуждения; с другой стороны, прием таких стимулирующих лекарств, как кофеин, фенамин, ослабля-

ет галлюцинирование, в то же время прием тормозящих препа­ратов (бром, снотворные, феназепам и др.) активизирует галлю­цинаторный процесс.

Исходя из того положения, что при парадоксальной фазе слабые раздражители приобретают большую силу, а сильные, напротив, тормозятся, Д. Б. Попов считал, что представления под влиянием гипноидных фаз интенсифицируются и проецируются как реальные предметы во внешнее пространство. Отсюда эта теория называется тормозной, механизмом же галлюцинаций, согласно Д. Е. Попову, является интенсификация представлений.

Неудовлетворенная этими гипотезами С. Я. Рубинштейн разработала следующую методику: больным предлагались запи­санные на магнитофонной ленте слабо различимые звуки, кото­рые носили предметный характер (шелест бумаги, бульканье воды), характер других являлся неопределенным.

Эксперимент показал следующее: в то время как здоровые испытуемые различали источники звуков, у больных эти экспе­рименты вызывали обманы слуха. С. Я. Рубинштейн описывает, как одна больная слышала при звуке шелеста бумаги слова: «Ты дрянь, ты дрянь. », другая слышала рыдания, больной, в про­шлом моряк, слышал звон склянок, прибой моря.

В результате С. Я. Рубинштейн пришла к выводу, что одним из важных патогенетических условий формирования галлюци­наций является затрудненность прислушивания и распознавания звуков, а если вообще — затруднения деятельности анализатора.

Данный механизм возникновения галлюцинаций подтвер­ждают факты наблюдений за психически здоровыми людьми. В литературе описаны случаи, когда галлюцинаторные пережива­ния возникали:

в условиях сенсорного дефицита (у водолазов, у людей в баро- и сурдокамерах);

у слабовидящих и слабослышащих (но не у слепых и не у глухих).

Читайте так же:
Прихожан исследование тревожности у детей

Проведенные эксперименты позволили С. Я. Рубинштейн усомниться в правомерности определять галлюцинации как ложные восприятия, возникающие без наличия обусловливаю-

щих их раздражителей во внешней или внутренней среде. По ее мнению, более правильным будет понимать галлюцинации как реакции на ложно воспринимаемые раздражители.

Топ-5 ошибок психолога при составлении заключения

Овладение таким важным для практического психолога навыком, как составление заключения, безусловно, сыграет в плюс как в построении репутации, в расширении применения своих психологических знаний, а в глазах коллег сделает Вас более компетентным и уверенным в своих силах. Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Хотя может случиться и наоборот, когда специалист малосведущий в составлении психологического портрета берётся за это дело и пишет заключение, однако допускает такие грубые ошибки, что составление такого документа ведёт к потере репутации.

Под психологическим заключением в данной статье подразумевается — краткая психологическая характеристика состояния развития обследуемого на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

Мой опыт производства судебно-психологических экспертиз позволил мне ознакомиться со множеством заключений, которые давали психологи и из-за которых возбуждались уголовные дела в том числе.

Итак, какие же основные ошибки, допускает психолог при составлении заключения.

  1. Использование сугубо профессиональной лексики.

Лексика, как указывает нам википедия, это словарный состав языка. Именно с помощью лексики мы именуем и передаём знания о каких-либо объектах и явлениях. С помощью лексики мы показываем к какому профессиональному сообществу мы принадлежим.

И многие уверены, что чем больше заключение содержит психологических терминов, тем заключение выглядит весомее и профессиональнее. На самом деле, это совсем не так. В лучшем случае заключение прочтут, ничего из него не поймут, и больше к Вам не обратятся. В худшем случае, идя по такому пути, Вы прямо напрашиваетесь, чтобы Вас вызвали для допроса (если заключение было для судебно-следственных органов), для того, чтобы Вы разъяснили, что же такое Вы написали.

Если бы Вы представляли случай из практики на конференции, симпозиуме или в кругу коллег — пожалуйста, тут нет никаких ограничений, Вы в своём сообществе. Или же Вы психолог, который работает в медицинском учреждении, и с результатами Вашего исследования будут знакомиться лечащий врач, психиатр, а само заключение будет находится в истории болезни, которая хранится в медицинском учреждении. Однако это неуместно при составлении заключения, когда его будет читать человек, в целом далёкий от психологии.

Приведу несколько примеров.

  • "При психодиагностическом обследовании М., 1998 г.р. установлены шизоидная и эпилептоидные акцентуации характера…".
  • "В ходе экспериментально-психологического обследования Ф.П. был выявлен экзогенно-органический патосимптомокомплекс, что включает лёгкое ослабление продуктивности когнитивной деятельности, нарушения эмоционально-волевой (включая дисфории, склонность к аффективным взрывам, лабильность эмоциональных откликов), снижение продуктивности мотивационно-потребностной сфер (обеднение её разнообразия)…".
  • "…Симптоматическая картина очерчивается в результатах исследования по Симптоматическому опроснику SCL-90 — выражена триада DEP+SOM+ANX в сочетании с аффективной лабильностью…".
  • "…Заключение: Психогенно-невротический регистр синдром…".

Для таких слово как "ригидность, лабильность, референтная группа, конформность, сензитивность, акцентуация (и её названия), ажитированность, гиперпротекция, психологические особенности шизоидного круга, инфантильность и т.д.", я больше чем уверена, что вы найдёте понятные синонимы. В крайнем случае, после приведённого термина всегда следует давать его пояснение.

Такая ошибка чаще всего появляется тогда, когда существует ошибка №2.

  1. Отсутствие целей психодиагностики.

Когда к Вам обращаются за тем, чтобы Вы дали заключение, обязательно нужно прояснить два момента:

  1. Какова цель заключения (чего от Вас конкретно ожидают, ответы на какие вопросы хотят получить);
  2. С какой целью Ваше заключение будет использоваться (для чего и кому оно нужно).

Ясный ответ на первый пункт даст Вам понимание, какие выбрать методы и методики исследования для достижения поставленной цели. Ответ на второй пункт подготовит Вас к возможным неприятным сюрпризам в будущем.

Здесь могут быть ситуации, когда клиент сам не до конца понимает, зачем ему заключение, но считает, что он давно ходит или достаточно платит, чтобы получить хоть какое-то подкрепление ценности услуг на бумаге. Это связано с тем, что психологические услуги, особенно в области психотерапии нельзя потрогать, пощупать, попробовать. Клиенты платят деньги за продукт (услугу), которая не имеет "физического носителя", за гипотетическое улучшение своего (или ребёнка) состояние. Таким образом, в такой ситуации дать заключение — это дать оценку состоянию клиента, его прогрессу. Тут очень тонкий лёд, обязательно нужно следовать этическим принципам, т.к. Ваша оценка может не совпадать с оценкой клиента, поэтому заключение должно носить "очень терапевтичный оттенок", без строгих категорических суждений и оценивания. Хорошо, если Вы иногда использовали во время сессий какие-то тесты или методики (Люшера, Дембо-Рубиншейн, EPI Айзенка, детские методики, в т.ч. тест Рене Жиля, Векслера и т.д.), тогда Вы можете смело их использовать.

Бывает другая сторона, клиент даёт чёткий запрос — "хочу узнать уровень готовности к школе ребёнка", "хочу узнать эмоционально-психологическое состояние ребёнка", "хочу получить профориентацию, куда подростку поступать", "хочу, чтобы Вы написали, что у меня есть (случилась) психотравма", "к кому больше привязан ребёнок к маме или папе?" и т.д. Психолог, игнорируя либо не проясняя запрос клиента, пишет заключение без вывода. Т.е. проводит психодиагностическое обследование и просто пишет результаты, без проведения анализа.

Пример: "тест EPI Айзенка — шкала "экстраверсии-интроверсии" — 8 баллов, шкала "найротизма" — 17 баллов, шкала лжи — 3 балла, тип темперамента — меланхолик…" (далее методом Ctrl C+Ctrl V (копировать-вставить) — в текст заключения вставляется дословное описание полученных результатов из методики).

И ответ на второй вопрос "с какой целью Ваше заключение будет использоваться" — даст ответ на вопрос, во что Вы "ввязываетесь", давая это заключение. В моей практике были случаи, когда мама просила некоего психолога дать заключение о психо-эмоциональном состоянии ребёнка, а потом шла в милицию, подавала заявление на отца и прикладывала при этом заключение психолога в качестве мотивировки подачи заключения. Какова вероятность, что Вас вызовут на допрос? 99%.

Читайте так же:
Работа с тревожностью у старшеклассников

Ещё пример, к Вам ходила женщина, примерно около тех месяцев, потом у неё происходит бракоразводный процесс, Вы продолжаете её консультировать, и в один прекрасный момент она просит дать оценку её состояния и составить заключение. Вы выясняете тот факт, что адвокат ей советует получить такую бумагу, чтобы получить компенсацию за причинённые моральные страдания. Что Вы будете делать? Если она мотивирована словами адвоката и получит от Вас отказ, она уйдёт к другому психологу, который согласится дать такое заключение, и больше никогда не порекомендует Вас.

Таким образом, прояснение этой цели, косвенным образом также влияет на выбор методов исследования и подготавливает Вас к будущим событиям (например, допрос или участие в судебном заседании).

  1. 3 типичная ошибка — это использование нерелевантных методов и тестов при составлении заключения.

Если Вы пишете заключение, то всегда тщательно проверяйте, какие методики Вы используете, а именно:

  • Подходит ли эта методика для данного возраста;
  • что эта методика устанавливает;
  • соответствует ли данная методика целям составления заключения;
  • является ли выбранная методика апробированным методом исследования?

Как правило, эти методы, должны быть уже давно внедрены в практику, прошли многолетнюю апробацию и доказали свою эффективность. Каждый психолог ищет свой инструментарий, который бы давал ему наиболее исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, но если в судебной практике данный инструментарий чётко прописан, то в практике психологического консультирования — нет. Безусловно, Вы можете использовать в работе те, методы какие считаете целесообразными, но при написании заключения следует использовать надёжные и валидные методики.

Примерами являются следующие случаи:

  • "Характеристика на ученицу 7-В класса Пупкину В.

…Тест Леонгарда-Шмишека показал, что у В., есть такие заострённые черты, как …Школьный психолог П."

  • "Исследование интеллектуального развития К. 17 лет проводилось с помощью методики Векслера. Получены такие результаты:

1 субтест (Осведомлённость) — … 2 субтест (Понятливость) — …3 субтест (Арифметический) — …4 субтест (Сходство) — …5 субтест (Словарный) — …6 субтест (Повторение цифр) — …7 субтест (Недостающие детали) — …8 субтест (Последовательные картинки) — …9 субтест (Кубики Кооса) — …10 субтест (Складывание фигур) — …11 субтест (Кодирование-шифровка) — …12 субтест (Лабиринты) — …" (Используется детский вариант методики Векслера WISC, хотя испытуемой уже 17 лет).

Сюда также можно отнести самостоятельно разработанные методики и тесты, метафорические карты (на сегодняшний день), иностранные тесты (даже если Вы легко можете их перевести), которые не были переведены на наш язык и апробированы на нашей выборке, тесты, скачанные из интернета без указания исходных данных (в какой книге можно ознакомится с тестом, кто автор, кто адаптировал, в каком году и проч.).

  1. 4 ошибка — это отсутствие структуры и логики в заключении.

Заключение, как сочинение, должно иметь определённые части: вступление, содержание, заключение (вступление, исследование, выводы). Очень часто психологи либо вообще не придерживаются это структуры, либо пропускают какую-то часть (бывает первую и третью одновременно).

Но даже при наличии всех частей, наблюдается следующее — написано название методики, а потом описаны результаты по каждой из шкал.

В грамотно составленном заключении отдельным пунктом перечислены методики, указана цель использования той или иной методики (например, для исследования интеллектуальной сферы использовались: Тест Векслера (WISC, детский вариант), адаптированная и стандартизированная версия А.Ю. Панасюка, дополненная и исправленная Ю.И. Филимоненко и В.И. Тимофеевым), а далее в соответствии с логикой заключения описываются результаты методик, при этом редко когда указываются полученные баллы.

Большим огрехом является дословное переписывание интерпретации теста: "…Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз…".

Где же здесь хоть слово непосредственно о Вашем подэкспертном? Где здесь интеграция информации, полученной в беседе с клиентом, с результатами использованных методик, анамнезом, а также дополнительными данными (например, о ребёнке мы можем получить информацию при беседе с мамой и другими родственниками, из школьной характеристики, из беседы с ним самим).

Психодиагностика — это в определённой степени искусство, провести тест и получить по нему результат, сейчас может абсолютно любой, кто имеет доступ к Интернету. Зачем же клиенту перечисление "голых" результатов.

Самое главное в заключении — это вывод. К чему же Вы пришли, проведя беседу и психодиагностическое обследование? Какие индивидуально-психологические особенности являются ведущими? Каково актуальное состояние? И какие рекомендации Вы можете дать, исходя их проведённого исследования?

  1. И, наверное, самая главная ошибка (№5) — это выход психолога за пределы своей компетенции.

Знать пределы компетенции обязан каждый практикующий психолог, это аксиома. На какие вопросы он может дать ответы, а на какие нет. Где заканчивается его компетенция и где начинается компетенция другого специалиста (психиатра или невролога).

  • "…У ребёнка Н., 2009 г.р. наблюдается психотравма, полученная вследствие насилия со стороны отца…",
  • "… Т., 2007 г.р. склонна ко лжи…",
  • "… У К., 1940 г.р., диагностирована деменция…",
  • "… По результатам исследования, несовершеннолетний П., не способен понимать характер совершаемых действий… ".

Это был длинный текст, надеюсь, что мне удалось раскрыть определённые новые моменты, и в будущем, при написании заключения, Вы будете вооружены этими знаниями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector