Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка уровня тревожности с помоцрью теста школьной тревожности Филлипса

Оценка уровня тревожности с помоцрью теста школьной тревожности Филлипса

Цель исследования — изучение уровня и характера тревожно­сти, связанной со школой у детей младшего и среднего школь­ного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет вер

ных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+» если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учи­тель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или уда­рял тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он го­ворил?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении за­дания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на вто­рой год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих Одцоклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выпол­нять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь отве­тить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по- дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что резуль­таты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волновать­ся, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно бить­ся, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готов­ность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-ни- будь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклас­сников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, Которые не справляются с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников Не обращают на тебя внимание?

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие Ма мьг твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе о^ру жающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньщ^

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорощ как и твои одноклассники?

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думак^ о тебе в это время другие?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми пра- вами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внеш­ность и поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных де­лах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чув­ствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты вре­менами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

Читайте так же:
Какие лекарствам можно вылечить заикание

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над зада­нием?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учи­тель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Когда учитель говорит, что собирается дать классу зада­ние, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники мо­гут сделать то, что не можешь ты?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель мо­жет дать классу проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Определение уровня и характера школьной тревожности

(ФИЛИППСА)

Эта методика поможет вам определить уровень и характер тре­вожности у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться детям или предъяв­ляться им в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить «Да» или «Нет».
Перед началом работы детям предлагается следующая ИНСТРУКЦИЯ: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, помните, что здесь нет верных или неверных, хороших или Плохих ответов. Над вопросами Долго не задумывайтесь, отвечайте быстро. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы Согласны с утверждением, или знак «-», если не согласны.

Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, как ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, чтобы кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать у доски?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о твоих оценках в школе?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что, как правило, тебя никто не выбирает?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих однокласс­ников не хочет делать то, то хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься, перед тем как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать отметки, которые ждут от тебя твои роди­тели? 18. Боишься ли ты временами, что тебе в классе станет дурно?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, что хорошо с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты, что все хорошо запомнил?
2З. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят в классе относится к тебе по-дру­жески?
25. Работаешь ли ты, более усердно, когда знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих однокласс­ников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из одноклассников, к кому ребята относятся с особенным вниманием?
31. Бывает ли, что ребята в классе говорят то, что тебя задевает?
32. Как ты считаешь, теряют ли расположение сверстников те из ребят, которые не справляются с учебой?
ЗЗ. Правда ли, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?.
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации школьных вечеров так же, как мамы других одноклассников?
37. Волнует ли тебя, что думают а тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься так же хорошо, как твои однокласс­ники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, кото­рых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учи­телем?
45. Высмеивают ли иногда одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?.
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совер­шенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь контрольную работу?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка знаний в школе?
53. Когда ты получаешь школьное задание, волнуешься ли ты, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе когда-нибудь, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одно­классники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать се­годня контрольную работу?
57. Часто ли ты, выполняя задание, чувствуешь, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит решить задачу на доске перед всем классом?

Читайте так же:
Спилберг ханин ситуативная и личностная тревожность

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

1. Общая тревожность в школе отражает особенности эмоциональ­ного состояния ребенка, связанные с его участием в различных фор­мах Школьной жизни. Этому фактору соответствуют следующие но­мера вопросов теста: 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого он общается со сверстниками. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 5, 10, 15, 20, 24, 30,33, 36, 39, 42, 44.

3. Блокирование потребности в достижении успеха, наличие Не­благоприятного фона, не позволяющего ребенку развивать свои по­требности в достижении успеха, получить высокий результат. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41,43.

4. Страх перед самовыражением — фактор отражает наличие нега­тивныx эмоциональных переживаний ситуаций, связанных с возмож­ностью и необходимостью самораскрытия, самопрезентации (предъяв­ления себя другим), демонстрации своих Возможностей. Этому фак­тору соответствуют следующие номера вопросов теста: 27, 31, 34, 37, 40, 45.

5. Страх ситуации проверки знании — демонстрирует наличие нега­тивных эмоциональных переживаний и наличие тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 2, 7, 12, 16, 21, 26.

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих — фактор показывает степень ориентации на значимость мнения других при оцен­ке ребенком собственных достижений, поступков и мыслей, уровень тревожности в отношении оценок, даваемых окружающими, ожида­ние негативных оценок. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 3, 8, 13, 17, 22.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — отражает особенности психофизиологической организации, которые снижают приспособляемость ребенка к стрессовым ситуациям, повышают ве­роятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожа­щие особенности окружающей среды: 9, 14, 18, 23, 28.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — фактор демон­стрирует общий негативный эмоциональный фон, связанный с отно­шениями ребенка с учителями, снижающий способность ребенка к эффективному обучению. Этому фактору соответствуют следующие номера вопросов теста: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47.

Ключ к тесту школьной тревожности Филиппса

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной сложности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Читайте так же:
Как лечить тревожность и панические атаки

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26,
28, 46, 47, 48, 49, 50, 51,
52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
? = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33,
36, 39, 42, 44
? = 11

3. Фрустрация потребности
достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29,
32, 35, 38, 41,43
? = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45
? = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26
? = 6

6. Страх несоответствовать
ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22
? = 5

7. Низкая физиологическая
сопротивляемость

9, 14,18, 23, 28
? = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41,44,47
? = 8

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ:

1 —

19 —

37 —

55 —

2 —

20 +

38 +

56 —

3 —

21 —

39 +

57 —

4 —

22 +

40 —

58 —

5 —

23 —

41 +

6 —

24 +

42 —

7 —

25 +

43 +

8 —

26 —

44 +

9 —

27 —

45 —

10 —

28 —

46 —

11 +

29 —

47 —

12 —

30 +

48 —

13 —

31 —

49 —

14 —

32 —

50 —

15 —

33 —

51 —

16 —

34 —

52 —

17 —

35 +

53 —

18 —

36 +

54 —

РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» — Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50% ; > 75%).

Для каждого респондента
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса:
— абсолютное значение — < 50%; > 50 > 75%
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадений определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Аналитическая справка по результатам диагностики уровня школьной тревожности, самооценки и мотивации учащихся 5 классов МАОУ СОШ № 16 в 2017-2018 учебном году

Аналитическая справка по результатам диагностики уровня школьной тревожности, самооценки и мотивации учащихся 5 классов МАОУ СОШ № 16 в 2017-2018 учебном году

Задачи: определить уровень и характер тревожности и самооценки у учащихся 5 класса в период адаптации, определить уровень школьной мотивации.

В анкетировании приняли участие учащиеся 5 классов- 123 человек, из них мальчиков –53, девочек –70.

В результате диагностики были получены следующие результаты:

Показатели тревожности

Количество учащихся

Процентный показатель

Фрустрация потребности.в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствия ожиданиям

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Уровень тревожности учащихся пятых классов

В результате анализа проведенной диагностики уровня школьной тревожности Филлипса в период адаптации учащихся пятых классов были сделаны следующие выводы:

Наибольшую тревожность у пятиклассников вызывают:

страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

страх несоответствия ожиданиям — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Повышенную тревожность вызывают:

-проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

При качественном анализе всех факторов тревожности выделяются учащиеся (30 чел.), которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов. Они составляют «группу риска» по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Уровень мотивации

дезадаптация

В результате анализа проведенной диагностики уровня школьной мотивации учащихся 5-х классов в период адаптации были сделаны следующие выводы:

Среди учащихся преобладает внешний и низкий уровень школьной мотивации. У тех учеников, у которых преобладает внешний уровень школьной мотивации, имеется положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Те из них кто имеет низкий уровень школьной мотивации, посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Также была определена группа детей, имеющих негативное отношение к школе. Такие учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Эти учащиеся также составляют «группу риска» по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Читайте так же:
Как вылечиться от заикания у детей

Уровень самооценки

В результате анализа проведенной диагностики уровня самооценки учащихся 5-х классов в период адаптации были сделаны следующие выводы:

У 60% учащихся преобладает средний уровень самооценки. Это значит, что большинство учащихся правильно соотносят её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставят перед собой достижимые цели. К оценке достигнутого подходят не только со своими личными мерками, но стараются предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Что приносит большие успехи в учебной деятельности, благоприятствует общению с окружающими сверстниками и взаимоотношениям с учителями.

Также была определена группа детей, имеющих низкую самооценку. Это значит, у таких детей существует комплекс неполноценности. Они неуверены в себе, робкие, пассивные. Что может плохо отразиться на учебной деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Эти учащиеся также составляют «группу риска» по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, педагогам необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Диагностика уровня школьной тревожности по методике Филлипса

Ключевым психологическим фактором, оказывающим негативное влияние на ребёнка младшего и среднего школьного возраста, является тревожность. Для выявления этого беспокоящего состояния психологами активно применяется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Разберёмся в её особенностях, характере применения и функциональных возможностях.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Влияние школы на развитие

Для ребёнка школьного возраста учёба является ключевым аспектом жизни. Она занимает большую часть его времени, с ней связаны основные воспитательные, образовательные и развивающие процессы.

От выстроенности повседневной деятельности школьника, благополучия его общего состояния зависит успешность формирования всесторонне развитой личности, способной успешно устроить свою жизнь в будущем.

Важно следить за психологией восприятия школьником окружающей действительности. Чрезмерное давление внешних факторов, неустойчивость формирующегося мировоззрения могут спровоцировать развитие негативных психологических и эмоциональных состояний, среди которых особое место занимает тревожность.

Биман Н. Филлипс, осознавая важность этого явления, разработал и сформулировал методику оценки школьной тревожности. Событие произошло в 70-е годы XX века.

Специфика методики

Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.

Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Назначение

  1. Определение уровня школьной тревожности.
  2. Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
  3. Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.

В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.

По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.

ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:

  • физическое, психологическое и эмоциональное состояние;
  • уровень успеваемости;
  • характер общения со сверстниками и учителями;
  • поведение в учебном заведении и за его пределами.

Особенность подхода Филлипса к оценке тревожности — разделение этого беспокоящего состояния на 7 групп. Конкретный тип связан с одним или несколькими ключевыми факторами, оказывающими влияние на состояние школьника.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Факторы формирования тревожности

  1. Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
  2. Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
  3. Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
  4. Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
  5. Социальная роль в коллективе.

Возрастная группа

Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.

По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.

Структура опросника

Механизмом применения методологии является тест оценки уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса (School Anxiety Questionnaire или SAQ). Тест представляет собой специально составленный опросник, состоящий из 58 высказываний. Каждое подразумевает однозначные ответы — «да» или «нет».

Все высказывания в опроснике подразделяются на 8 групп. Каждая направлена на оценку уровня конкретного типа ШТ.

Читайте так же:
Мрт при деменции фото

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Состав опросника по типам ШТ:

  • 22 высказывания нацелены на оценку общей тревожности;
  • 11 — оценивают социальный стресс;
  • 13 — про невозможность достижения успеха;
  • 6 — отражают страх самовыражения;
  • 6 — проверка знаний;
  • 5 — устойчивость к стрессам;
  • 5 — ожидания окружающих;
  • 8 — отношения со взрослыми людьми.

Из-за дисбаланса в распределении количества высказываний по типам сопоставление различных разновидностей ШТ по результатам тестирования считается некорректным. Тест уровня школьной тревожности Филлипса позволяет решить следующие задачи:

  1. Определить степень общей тревожности.
  2. Выявить источники формирования беспокоящих состояний.
  3. Оценить уровень проявления конкретного типа ШТ.

Скачать бланк с 58 вопросами, инструкцией и ключом к тесту тревожности Б. Н. Филлипса можно здесь.

Правила проведения

Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:

  • зачитывание высказываний группе школьников;
  • раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения;
  • зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.

Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.

Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.

В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».

Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».

В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:

  • «плюс» — ребёнок согласен («да»);
  • «минус» — не согласен («нет»).

Интерпретация результатов

После проведения тестирования бланки собираются, проводится их обработка. Для расшифровки результата тестирования используется специальный ключ, который заложен в оценочной шкале, специально разработанной для применения SAQ.

Оценочная шкала выполнена в форме таблицы, где цифрами обозначены высказывания. А рядом с каждой цифрой указаны оптимальные ответы в форме «плюса» или «минуса». Соотношение номера высказывания и ответа служит ключом к расшифровке теста.

Результаты тестирования ребёнка сопоставляют с ключом. Все ответы школьника, которые не соответствуют данным ключа, сигнализируют о наличии тревожности. Совпадение ответа с ключом — норма.

При обработке теста подсчитываются следующие параметры:

  • общее число несовпадений;
  • число несовпадений по каждому типу тревожности в шкале.
  1. Повышенная общая тревожность — более 50% общих несовпадений.
  2. Высокий уровень — более 75%.
  3. По аналогичным процентным показателям определяют уровень проявления конкретного типа ШТ.

методика диагностики уровня школьной тревожности филлипса

Большим плюсом SAQ является то, что он позволяет определить источник развития беспокоящего состояния. Это позволяет психологу выстраивать стратегию по корректировке положения школьника в классе, школе, коллективе.

Описание типов ШТ по SAQ:

  1. Общая тревожность в школе — обусловленный различными ситуациями, происходящими в учебном заведении, комплекс беспокоящих состояний и степень их проявления у ребёнка.
  2. Переживания социального стресса — состояния, вызванные тесным взаимодействием со сверстниками в школе.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха — состояние, возникающее в результате невозможности достижения успеха.
  4. Страх самовыражения — негативные состояния, которые возникают в моменты необходимости проявления своей индивидуальности, демонстрации возможностей другим людям.
  5. Боязнь проверки знаний — состояние, возникающее в ситуациях публичной проверки знаний (контрольная работа, рассказ у доски, прочтение стихотворения наизусть и т. д.).
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — состояние, преувеличения значимости мнения посторонних людей в отношении своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — состояние неспособности психики адекватно реагировать на школьные стрессовые ситуации, которое проявляется неадекватности, деструктивности реагирования на внешние факторы.
  8. Сложность в отношениях с учителем — негативный эмоциональный фон, присущий взаимоотношениям ребёнка со взрослым человеком в стенах учебного заведения.

Критика метода

В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.

Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.

Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.

Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector