Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выявление тревожности у детей Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н. Н. презентация

Выявление тревожности у детей Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н.Н. — презентация

Презентация на тему: » Выявление тревожности у детей Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н.Н.» — Транскрипт:

1 Выявление тревожности у детей Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н.Н.

2 1. Признаки тревожности -Повышенная возбудимость, напряженность, скованность; — Страх перед всем новым, незнакомым, непривычным; — Неуверенность в себе, заниженная самооценка; — Ожидание неприятностей, неудач, неодобрения старших; — Исполнительность, развитое чувство ответственности; — Безынициативность, пассивность, робость; — Склонность помнить скорее плохое, чем хорошее. 7 признаков говорит о высокой тревожности; 3-5 о тревожности среднего уровня; 1-2 о низкой тревожности.

3 2. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) 1.Не может долго работать не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о возможных неприятностях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что снятся страшные сны. 9. Руки обычно холодные и влажные. 10. Нередко бывает расстройство стула.

4 2. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит братьев за новое дело. 20. Не уверен в себе, своих силах. 21. Боится сталкиваться с трудностями.

5 2. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность: баллов; Средняя тревожность 7-14 баллов; Низкая тревожность 1-6 баллов.

6 3. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

7 4. Тест на оценку уровня тревожности (Захаров А.И.) Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно. Все больше грустит и печалится без видимой причины. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

8 4. Тест на оценку уровня тревожности (Захаров А.И.) Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках. Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

9 4. Тест на оценку уровня тревожности (Захаров А.И.) Возможные варианты ответов: данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла; данный пункт проявляется периодически – 1 балл; данный пункт отсутствует – 0 баллов. Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему. От 20 до 30 баллов – невроз. От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время. От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания. От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку. Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Читайте так же:
Пресенильная деменция альцгеймеровского типа

10 5. тест «Сказка» ( Луиза Дюсс) 6. Тест «Страхи в домиках» Цель: диагностика тревожности и страхов у детей дошкольного возраста 7. Методика «Паровозик» Цель: определение особенностей эмоционального состояния, состояния тревоги, страха

Диагностика, профилактика и коррекция школьной тревожности в работе педагога-психолога

Сертификат

Повышение квалификации – отличная возможность сменить сферу деятельности и получить новую квалификацию. Обучение проводится как на базе высшего, так и на базе среднего профессионального образования.

Прохождение повышение квалификации подтверждается удостоверением, которое даёт право на работу в выбранном направлении.

Если вы хотите попробовать себя в новом деле, найти занятие по душе или даже призвание – обратите внимание на эту уникальную возможность.

2 месяца (108 часов)

Длительность обучения: 2 месяца (108 часов)

Программа каждого курса предусматривает определённое количество часов на изучение конкретной дисциплины и темы. Также в программу заложены домашние задания, их проверка и обсуждение с преподавателем.

Заявленный срок обучения в месяцах предполагает спокойное погружение в предмет – обучение в свободное от основной деятельности время, по утрам, вечерам или в выходные.

предоплата, возможна рассрочка платежей и оплата материнским капиталом

Условия оплаты: предоплата, возможна рассрочка платежей и оплаты материнским капиталом

Оставьте заявку на обучение и если вас интересует возможность рассрочки, обсудите это с нашим менеджером.

Менеджер составит индивидуальный (удобный для вас) график платежей, рассрочка предоставляется Академией (не банком), без комиссий и процентов.

Оплата производится по счёту, в любом удобном банке.

Заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Форма обучения: Заочная, с применением дистанционных образовательных технологий

Дистанционное образование – самый удобный способ обучаться онлайн,
не выходя из дома.

Сразу после зачисления вы получите доступ в систему и сможете учиться в подходящее вам время и в удобном месте. Материалы курса доступны
24 часа в сутки, система работает без выходных.

Онлайн-обучение не исключает домашних заданий и общения с преподавателями, всё это также выполняется в системе.

Более того, итоговый экзамен вы сдадите дома, а диплом (или удостоверение) получите по почте или с помощью курьерской службы
за 3-5 дней.

октябрь 2021, ноябрь 2021

Ближайший набор: октябрь 2021, ноябрь 2021

В виду удобства дистанционного формата обучения, учебные группы набираются достаточно быстро.

Чтобы подать заявку на поступление, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону 8 (499) 490-06-81 в рабочее время, а лучше оставьте ваши контакты в форме получения консультации или записи на курс, закажите обратный звонок.

Наш специалист сам свяжется с вами, проконсультирует по всем вопросам
и расскажет о документах, необходимых для поступления.

Конечно же, все документы подаются онлайн!

4 200 ₽

Акция ограничена по времени!

Оставьте заявку на обучение прямо сейчас, чтобы получить образование
не только удобно, но и выгодно.

Сомневаетесь? Не готовы приступать к обучению прямо сейчас? Хотите внимательнее изучить программу или отзывы?

Мы готовы зафиксировать выгодную цену для вас!
Для этого обратитесь в академию в период действия акции и сообщите менеджеру, что хотите поступать позднее, но по текущим ценам.

Мы с удовольствием пойдём на встречу вашему стремлению к новым знаниям.

Техподдержка без выходных с 8.00 до 20.00

Профессиональный личный куратор

Документы вносятся в государственный реестр (ФИС ФРДО)

Платформа СДО 24/7

Бессрочный доступ к курсу и библиотеке вебинаров

Доставим диплом почтой или отдадим вам лично в офисе

Заявка на обучение/консультацию

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Цель программы:

Школьная тревожность – яркий признак дезадаптации ребенка в учебном заведении, который отрицательно сказывается на усвоение знаний, общение со сверстниками, здоровье, общий уровень психологического благополучия. Диагностикой, профилактикой и коррекцией школьной тревожности занимается педагог-психолог.

Цель программы повышения квалификации – научить слушателя методам диагностики, профилактики и коррекции школьной тревожности, которые он сможет применять на практике сразу после окончания обучения.

Основные задачи программы:

1. Школьная тревожность как «мишень» работы педагога-психолога. Психологическая специфика, причины, развитие, симптомы школьной тревожности.

2. Основные направления работы со школьной тревожностью.

  • Наблюдение – позволяет собрать информацию о причинах и проявлении тревожности.
  • Метод экспертных опросов педагогов и родителей – позволяет определить интенсивность симптомов во взаимодействии со значимыми взрослыми.
  • Проективная методика.
  • Опросник Филлипса: общая тревожность в школе; переживания социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха; страх: самовыражения, ситуации проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих; низкая физиологическая устойчивость к стрессу; проблемы в отношениях с педагогами.
  • Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева.
Читайте так же:
Дидактический материал для дошкольников заикание

3. Индивидуальная и групповая развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности.

4. Программы работы по психопрофилактике школьной тревожности.

  • Циклы психопрофилактических и адаптационных классных часов: «Я – школьник», «Мы – пятиклассники», «Как пережить экзамены», «Как выжить в старшей школе».
  • Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности.

Общая трудоемкость, в акад. часах

Работа обучающегося в СДО

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Школьная тревожность как «мишень» работы педагога-психологаОсновные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихсяРазвивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожностиПрограммы работы по психопрофилактике школьной тревожности

Методы обучения

1. Мы разработали образовательную программу повышения квалификации по диагностике, профилактике и коррекции школьной тревожности в работе педагога-психолога так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

  • Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
  • Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
  • Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 3 попытки, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.

3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переквалификации.

  • Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
  • Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.

4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».

Результат обучения

  • Вы владеете методами диагностики, коррекции и профилактики школьной тревожности, необходимыми в работе педагога-психолога.
  • Вы повышаете ваши шансы получить интересную работу с достойной оплатой труда.
  • Вы можете работать в школах, лицеях, гимназиях.
  • По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Преподаватели направления

Преподаватель НАДПО Тышкевич Марина Юрьевна

Научно-педагогический стаж: 15 лет.

Преподаватель НАДПО Леонова Светлана Юрьевна

Стаж научной и практической работы – с 2012 года

Преподаватель НАДПО Мельникова Елена Васильевна

Стаж научной и практической работы – с 2010 года

Преподаватель НАДПО Молокостова Анна Михайловна

Преподаватель НАДПО Новикова Наталия Анатольевна

Преподаватель НАДПО Челнокова Ирина Александровна

Преподаватель НАДПО Елисеева Екатерина Алексеевна

Стаж научной и практической работы – 10 лет.

Преподаватель НАДПО Сигаев Сергей Юрьевич

Стаж научной и практической работы – 23 года.

Преподаватель НАДПО Егорова Наталья Николаевна

Преподаватель НАДПО Короткова Варвара Олеговна

Требования к слушателям

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
  5. СНИЛС.
  6. Документы принимаются в электронном виде (скан или фото хорошего качества) в форматах JPEG, JPG, PNG, doc, docx, pdf.

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

«Диагностика, профилактика и коррекция школьной тревожности в работе педагога-психолога»

Школьная тревожность как «мишень» работы педагога-психологаОсновные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихсяРазвивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожностиПрограммы работы по психопрофилактике школьной тревожности

Ильина Анна Сергеевна, г.Москва

Матвеева Елизавета Владимировна, г.Воронеж

Диплом НАДПО по программе «Диагностика, профилактика и коррекция школьной тревожности в работе педагога-психолога»

Отзывы о НАДПО

Отзывы в Яндекс

Отзывы в Google

530+ отзывов ( 4.9 ) *

Отзывы в Отзовик

272+ отзывов ( 4.9 ) *

* — по состоянию на 4 октября 2021 года

Цель курсов повышения квалификации по направлению «Диагностика, профилактика и коррекция школьной тревожности в работе педагога-психолога» – дать знания по организационно-правовым основам деятельности, методам и путям коррекции школьной тревожности для эффективной работы психологом, выбранного профиля. Все программы ориентированы на инновационные подходы в работе.

Читайте так же:
Как убрать страх тревожность из себя

Курсы повышения по диагностике, профилактике и коррекции школьной тревожности в работе педагога-психолога предусматривают углубленное изучение причин школьной тревожности и методики для ее диагностики для эффективной помощи пациенту.

Программа повышения подготовлена преподавателями-специалистами, которые готовы поделиться своими знаниями и помочь освоить не только теоретическую, но и практическую специфику курса. Для комфортного обучения из любого города Национальная академия дополнительного профессионального образования предоставляет возможность дистанционного обучения по всем направлениям переподготовки. Вы сможете проходить курсы по диагностике, профилактике и коррекции школьной тревожности в работе педагога-психолога в любое удобное для вас время.

Дистанционные курсы повышения квалификации длятся 108 часов, по окончании которых слушатели получат удостоверение установленного образца московского вуза, а самое главное – полезные знания и навыки, которые пригодятся в работе психологом.

Диагностика аттестующихся педагогов на определение уровня тревожности и стиля поведения в конфликтной ситуации

В сентябре 2018/2019 учебного было проведено психодиагностическое исследование 13 педагогов, проходящих аттестацию в этом учебном году, с целью выявить уровень личностной и ситуативной тревожности, определить стиль поведения испытуемых в конфликтных и стрессовых ситуациях.

Были использованы следующие методики:

-диагностика уровня тревожности

— Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Диагностика уровня тревожности

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Испытуемым выдается бланк с вопросами и инструкцией:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31—44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Результаты диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности

Уровень ситуативной тревожности

Из полученной диаграммы уровня ситуативной тревожности можно видеть, что 8 респондентов имеют умеренный уровень ситуативной тревожности.

Среди исследуемых не выявлены педагоги, имеющие высокий уровень ситуативной тревожности. У 5 респондентов выявлен низкий уровень ситуативной тревожности .

Для низкотревожных людей требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Диаграмма уровня ситуативной тревожности

Уровень личностной тревожности

Диаграмма уровня личностной тревожности

Из полученной диаграммы уровня личностной тревожности можно видеть, что высокий уровень ситуативной тревожности имеют респонденты №2, №3, №5, №6,№7, №12.

Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Респонденты №1, №4, №8, №9, №10, №11, №13 имеют умеренный уровень личностной тревожности.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Читайте так же:
Синдромы деменции различного генеза

Респондентов, имеющих низкий уровень личностной тревожности не выявлено.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Результаты диагностики « Определение стиля поведения в конфликтной ситуации».

Стили поведения в конфликтной ситуации

Из полученной диаграммы можно видеть, что:

стиль поведения «компромисс» предпочитают 4 человека, № 1, 2, 4, 12, (31%);

стиль поведения «приспособление» — 5 человек, № 3, 5, 6, 7, 13, (38%);

стиль поведения «избегание» — 2 человека, № 8, 11, (15%);

стиль поведения «сотрудничество» — 1 человек, №10, (8%) и

стиль поведения « соперничество» — 1 человек, № 9, ( 8%).

О преобладающем стиле поведения в конфликтной ситуации « избегание» можно сказать следующее: уклонение (избегание), стиль поведения, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

«Компромисс» : как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

«Приспособление»: Приспособление, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

«Сотрудничество»: Это самая трудная модель поведения, но вместе с тем наиболее эффективная из всех. Ее смысл в том, чтобы найти решение, которое удовлетворяло бы интересы и потребности всех участников конфликта. Для этого учитывается мнение каждого и выслушиваются все предложенные варианты.

«Соперничество» : Ценятся только свои интересы, чужие потребности не учитываются, а мнения и доводы просто игнорируются. Конкурирующая сторона пытается заставить принять свою точку зрения всевозможными способами.

Педагогом-психологом разработаны рекомендации для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности педагогов.

Определение уровня тревожности у педагогов

Детская тревожность. Предупреждение и коррекция.

Педагог-психолог первой квалификационной категории МАДOУ «ДС № 45 г. Челябинска»

Кузьмина С.Н., педагог-психолог

МАДОУ "ДС № 45. г. Челябинска"

Изменение социальных, экономических, экологических условий привели к увеличению количества детей с повышенным уровнем тревожности. Повышенный уровень тревожности проявляется уже в раннем детстве, в дошкольном возрасте.

Тревожность является одной из индивидуальных психологических особенностей человека, которая проявляется в повышенной склонности человека к тревоге, беспокойству, страху, зачастую не имеющих оснований. Ощущается это состояние как предчувствие угрозы, переживание дискомфорта.

Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие.

Современные исследователи говорят о том, что тревога зарождается уже в раннем детстве и при неблагоприятных стечениях обстоятельств в старшем дошкольном возрасте может привести к появлению тревожности – устойчивым свойствам личности.

Захаров А.И. пишет о том, что тревога зарождается в детстве «…и при неблагоприятных стечениях обстоятельств перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста».

К симптомам тревожности в поведенческих проявлениях и психофизиологических реакциях дошкольников некоторые исследователи относят патологические привычки, которые могут возникнуть в любом возрасте после двух лет.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Некоторый уровень тревожности присутствует у каждого человека и является необходимым для успешного приспособления к реальности. Тревожность как устойчивое образование свидетельствует о нарушениях в личностном развитии.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Личности, которые относятся к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Детская тревожность – это сигнал, что в жизни ребенка идет что-то не так. Данное состояние нельзя оставлять без внимания.

Читайте так же:
Советы логопеда при заикании детей

А.М. Прихожан объясняет определяющее влияние родителей на появление тревожности у дошкольников, фрустрацией основных социогенных потребностей возраста, к которым относит потребность в надежности, защищенности, положительного отношения и любви со стороны ближайшего окружения.

Причинами тревожности могут быть и противоречивые требования к ребенку в семье, и конфликт между взрослыми членами семьи, и завышенные требования по отношению к ребенку, которые не соответствуют возможностям и стремлениям ребенка.

К высокой тревожности могут привести также большая физическая и интеллектуальная нагрузка, и психотравмирующие случаи, эмоциональные потрясения в жизни ребенка.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются неадекватные требования со стороны родителей; повышенная тревожность самих родителей; непоследовательность родителей в процессе воспитания; чрезмерная эмоциональность родителей или одного из них; стремление родителей сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей; гиперсоциальность родителей; авторитарный стиль воспитания в семье.

Вместе с тем дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих физических функций, в связи с этим большое значение приобретает диагностика психического развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Устойчиво проявляющаяся в дошкольном возрасте высокая тревожность может приводить к негативным последствиям, например, к снижению результативности деятельности ребенка.

Поэтому диагностика и профилактика детской тревожности становится весьма важной, поскольку, складываясь в свойство и личностное качество ребенка, впоследствии может проявляться как в школьном возрасте, так и во взрослой жизни. Может стать устойчивой личностной чертой и быть причиной неврозов, психосоматических заболеваний.

Своевременная диагностика позволяет определить тех детей, которые нуждаются в коррекционном воздействии.

В результате диагностических мероприятий складывается четкая картина развития детей, на основе которой планируется коррекционно-развивающая работа.

Система коррекционно-развивающей деятельности с детьми направлена на преодоление у них психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых занятий, а также на самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде в кабинете и в группе.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа включает психологическое просвещение родителей и педагогов; обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей; проведение непосредственной работы с детьми; обеспечение и обсуждение практики реализации навыков и умений в реальной жизни всех участников педагогического процесса; обеспечение помощи и поддержки со стороны психолога за пределами обучающей ситуации.

Решение проблем коррекционно-развивающей работы возможно лишь при комплексном подходе и взаимодействии всех участников коррекционно-образовательного процесса

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

Обучение умению снимать мышечное напряжение

Отработка навыков уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Определены следующие эффективные методы коррекции детской тревожности: арттерапия (рассматривается в трудах О.А. Карабановой, А.И. Захарова и других); -музыкотерапия (В.Н. Бехтерев и другие); -сказкотерапия; -ИГРОТЕРАПИЯ;психогимнастика (М.И. Чистякова, Р.В. Овчарова и др.); психогимнастические игры и упражнения.

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, именно благодаря правильно организованной и подобранной игре можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка.

Игры-драматизации позволяют разыгрывать жизненные проблемы и ситуации, произошедшие с ребенком.

Элементы дидактических игр предполагают постановку и реализацию учебных задач, что способствует обучению тревожных детей планированию своей деятельности.

Подвижные игры с правилами направлены на развитие саморегуляции , представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний.

В коррекционной работе с тревожными детьми целесообразно использовать следующие типы игр:

-игры для осознания собственных чувств;

-игры, нейтрализующие страхи и тревогу

-обучение приемам релаксации

-игры для межличностного взаимодействия.

Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько он способен справиться с внешним и внутренним дискомфортом, защитить себя и быть способным самостоятельно принять решение.

Своевременное выявление и правильно проведенное коррекционное воздействие позволяют сформировать гармоническую личность ребенка.

Литература

Астапов, В.М. Тревожность у детей. – М.: 2001.

Бодалев, А.А. Психология общения. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: МПО, МОДЭК, 1996

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: 1968. – С 88-104, 147, 660-420.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. М. 1997.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию.- М.: «ЧеРо», 1996.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector