Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика: “Шкала явной тревожности для детей CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Была разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлора (1953) [9], предназначенной для взрослых.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан.[7]

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время – 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.

После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация: 1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерное спокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)

Читайте так же:
Пансионат для инвалидов с деменцией платные

3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”, генерализированный характер)

10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” была разработана А.М.Прихожан [7] в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954).

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Обработка и интерпретация результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 — тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Личностная шкала проявлений тревоги

Цель: Опросник предложен J.Teylor [9] в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности.

В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Количество баллов суммируется.

Интерпретация:

Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем ( с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем ( с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низком уровне тревожности.

Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе, дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент

Графическая методика «Кактус» [6]

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

«На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  1. пространственное положение
  2. размер рисунка
  3. характеристики линий
  4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  1. характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  2. характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  3. характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Читайте так же:
Методика изучения тревожности тэммл дорки амен

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста (ТАТ)

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано для облегчения понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям ( вместе и по отдельности к каждому)

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории по картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки по одной, не показывая остальные.

Опросник шкала явной тревожности cmas

УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Шкала явной тревожности CMAS

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.
Шкала была разработана американскими психологами А. Castaneda, В. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J. А. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована A.M. Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция: На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово ВЕРНО, если нет — НЕВЕРНО. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

1. Ты мальчикВЕРНО; НЕВЕРНО
2. Тебе нравится играть на улице, а не дома.ВЕРНО; НЕВЕРНО
3. Твой любимый урок — математика.ВЕРНО; НЕВЕРНО
Шкала CMAS
1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.ВЕРНО; НЕВЕРНО
2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда что-нибудь делаешь.ВЕРНО; НЕВЕРНО
3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.ВЕРНО; НЕВЕРНО
4. Ты легко краснеешь.ВЕРНО; НЕВЕРНО
5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.ВЕРНО; НЕВЕРНО
6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.ВЕРНО; НЕВЕРНО
7. Ты очень сильно стесняешься.ВЕРНО; НЕВЕРНО
8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.ВЕРНО; НЕВЕРНО
9. Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.ВЕРНО; НЕВЕРНО
10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.ВЕРНО; НЕВЕРНО
11. В глубине души ты многого боишься.ВЕРНО; НЕВЕРНО
12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.ВЕРНО; НЕВЕРНО
13. Ты боишься остаться дома в одиночестве.ВЕРНО; НЕВЕРНО
14. Тебе трудно решиться на что-либо.ВЕРНО; НЕВЕРНО
15. Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.ВЕРНО; НЕВЕРНО
16. Часто тебя что-то мучает, а что — не можешь понять.ВЕРНО; НЕВЕРНО
17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.ВЕРНО; НЕВЕРНО
18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.ВЕРНО; НЕВЕРНО
19. Тебя легко разозлить.ВЕРНО; НЕВЕРНО
20. Часто тебе трудно дышать.ВЕРНО; НЕВЕРНО
21. Ты всегда хорошо себя ведешь.ВЕРНО; НЕВЕРНО
22. У тебя потеют руки.ВЕРНО; НЕВЕРНО
23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.ВЕРНО; НЕВЕРНО
24. Другие ребята удачливее тебя.ВЕРНО; НЕВЕРНО
25. Для тебя важно, что о тебе думают другие.ВЕРНО; НЕВЕРНО
26. Часто тебе трудно глотать.ВЕРНО; НЕВЕРНО
27. Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.ВЕРНО; НЕВЕРНО
28. Тебя легко обидеть.ВЕРНО; НЕВЕРНО
29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.ВЕРНО; НЕВЕРНО
30. Ты никогда не хвастаешься.ВЕРНО; НЕВЕРНО
31. Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.ВЕРНО; НЕВЕРНО
32. Вечером тебе трудно уснуть.ВЕРНО; НЕВЕРНО
33. Ты очень переживаешь из-за оценок.ВЕРНО; НЕВЕРНО
34. Ты никогда не опаздываешь.ВЕРНО; НЕВЕРНО
35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.ВЕРНО; НЕВЕРНО
36. Ты всегда говоришь только правду.ВЕРНО; НЕВЕРНО
37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.ВЕРНО; НЕВЕРНО
38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».ВЕРНО; НЕВЕРНО
39. Ты боишься темноты.ВЕРНО; НЕВЕРНО
40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе.ВЕРНО; НЕВЕРНО
41. Иногда ты злишься.ВЕРНО; НЕВЕРНО
42. У тебя часто болит живот.ВЕРНО; НЕВЕРНО
43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.ВЕРНО; НЕВЕРНО
44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.ВЕРНО; НЕВЕРНО
45. У тебя часто болит голова.ВЕРНО; НЕВЕРНО
46. Ты беспокоишься, что с твоими родителям что-нибудь случится.ВЕРНО; НЕВЕРНО
47. Ты иногда не выполняешь свои обещания.ВЕРНО; НЕВЕРНО
48. Ты часто устаешь.ВЕРНО; НЕВЕРНО
49. Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.ВЕРНО; НЕВЕРНО
50. Тебе нередко снятся страшные сны.ВЕРНО; НЕВЕРНО
51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.ВЕРНО; НЕВЕРНО
52. Бывает, что ты врешь.ВЕРНО; НЕВЕРНО
53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.ВЕРНО; НЕВЕРНО
Читайте так же:
Коррекция тревожности у детей методики

Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста — 15-25 мин.

Предварительный этап
Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в СМAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников.
Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале — субшкале «социальной желательности» (таблица приведена ниже).

Читайте так же:
Личная и ситуативная тревожность методика

Таблица. Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)

Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (таблица приведена ниже).

Таблица «Ключ к субшкале тревожности»

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или оценку.

3. Первичная оценка переводится в шкальную (таблица ниже). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Шкала явной тревожности для детей 8-12 лет (CMAS)

Шкала адаптирована для применения на русскоязычной выборке и прошла необходимую проверку на надежность и валидность.

Вариант методики прошел стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали 840 школьников 8-12 лет из различных регионов страны. Надежность выявлялась по коэффициенту стабильности теста с помощью метода тест — ретест, проведенного с промежутком 1 — 1,5 мес. и коэффициента однородности, выявляемого с помощью метода деления пополам. В обоих случаях получены удовлетворительные коэффициенты надежности — соответственно 0,85 и 0,72, что близко к данным, полученным при создании теста и его адаптации в других странах

Области применения

Шкала часто используется в работе психолога со старшеклассниками, в частности, для целей профориентации, для характеристик "групп риска"

Методика может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом исследовании

Общее описание

В пособии представлен адаптированный вариант Шкалы CMAS, который позволяет диагностировать явную, отчетливо осознаваемую ребенком тревожность.

Методика предназначена как для индивидуального, так и группового применения. Шкала явной тревожности для детей (The Children’s form of Manifest Anxiety Skale) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Тревожность в данном случае понимается как разлитое (т.е. не связанное с каким-либо определенным типом или типами ситуаций) хроническое переживание психического и соматического напряжения, проявляющееся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства и т.п.

Шкала была разработана группой американских психологов A Castaneda, B. R. McCandless, D.S. Palermoв — 1956 г. на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Skale? MAS) Дж. Тейлор (1951, 1953), предназначенной для взрослых. Как известно, шкала Тейлор была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов и составляющих его шкал, которые соответствовали бы клиническому представлению о хронических тревожных реакциях. Для детского возраста в шкалы явной тревожности, в свою очередь, были отобраны 42 пункта, оцененные как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами, выявляющими склонность ребенка сознательно искажать свои результаты, давая, с его точки зрения, "правильный", "желательный" ответ — так называемая, "шкала лжи", "шкала видения себя в лучшем свете" или "шкала искаженного представления о себе" — т.е. оценочной L-шкалой. Шкала Дж. Тейлор, называемая "Личностная шкала проявлений тревоги", "шкала личностной тревожности" и т.д., получила широкое распространение в нашей стране, как в психологической практике, так и в исследовательской работе.

Наиболее известна адаптация Т.А. Немчина (1966), хотя имеются и другие варианты. Шкала часто используется в работе психолога со старшеклассниками, в частности, для целей профориентации, для характеристик "групп риска". Детская шкала явной тревожности до применения в отечественной психологии использовалась в США, Японии, Франции, Чехии и др. странах, что доказывает ее достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность применения для решения широкого круга практических и исследовательских задач.

Адаптация и стандартизация шкалы Вариант шкалы явной тревожности для детей был адаптирован в нашей стране в 1991 — 1993 г.г. Адаптация проводилась с помощью группы экспертов, включавшей детских психолога, педагогов, медицинского психолога, детского психиатра и детского психотерапевта, а также школьников различных возрастов — с 5 по 9 класс. Вариант шкалы открытой тревоги для детей содержит, так же как и оригинал теста, 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 — на диагностику тенденции ребенка искажать свои ответы в пользу социальной желательности. Поскольку методика диагностирует явную, не маскируемую, отчетливо осознаваемую самим школьником тревожность, то высказывания, входящую в шкалу, содержат указания на проявление наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. при этом спецификой детской шкалы явной тревожности, в отличие от взрослого варианта — шкалы Дж. Тейлор, — является то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях. С детьми 8-9 лет методику целесообразно проводить индивидуально, со школьниками 10-12 лет — в группах, с соблюдением всех стандартных правил группового обследования. Примерное время выполнения заданий — 15-25 минут. Применение теста хорошо зарекомендовало при решении следующих практических задач:

Читайте так же:
Отзывы тех людей кто вылечил заикание

Выявление "групп риска" с точки зрения сохранения и профилактики психического здоровья детей;

Профилактика "срывов", связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и др. условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

Выявление причин школьной дезадаптации;

В психогигиенических целях — для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т.п.;

При анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.;

При определении целесообразности посещения ребенком группы продленого дня.

Шкала явной тревожности cmas (адаптация а.М.Прихожан)

Назначение теста: Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale- CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция к тесту

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет — в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно, или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста — 15-25 мин.

Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)

Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.

Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector