Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дети с шизофренией

Дети с шизофренией

Шизофрения – процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении – наследственное предрасположение. Причины шизофрении неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например, эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблагоприятном хроническом течении заболевания может наступить деменция, требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 г., в 2-2,5 – знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 – проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер – ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии – однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т.к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

Проявления шизофрении. У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипий. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность – предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77-79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов – вымышленных слов. Характерны персервации – повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью – в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия – бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается психическая активность, интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится, как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20-29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени познавательные интересы (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном течении шизофрении утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влияниями лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения – непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств – ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2-3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение – бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т.п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Читайте так же:
Первый психотический эпизод при шизофрении

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и юношеском возрасте составляет 6-10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу – философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается социальная адаптация – подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны галлюцинации, бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.

Особенности развития зрительного восприятия у детей, больных шизофренией

Работа выполнена в лаборатории патопсихологии Института клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР.

Научный руководитель — доктор психологических наук, профессор Ю. Ф. Поляков

Ведущее учреждение — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР

Защита диссертации состоится "1" ноября 1985 г. на заседании Специализированного совета Д.053.05.48 в МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: г. Москва, К-9, проспект Маркса, д. 18, корп. 5, ауд. 51.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета психологии МГУ.

Автореферат разослан "5" сентября 1985 г.

Ученый секретарь Совета, кандидат психологических наук, доцент В. В. Николаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Настоящая работа посвящена сравнительному изучению особенностей развития перцептивной деятельности (зрительного восприятия) у здоровых и больных вялотекущими формами шизофрении детей в возрасте от 5 до 13 лет.

Актуальность проблемы. Исследовался один из центральных вопросов в проблеме нарушения познавательной деятельности при шизофрении — вопрос об особенностях восприятия при этом заболевании. Работа входит в круг онтогенетических исследований и связана с проблемой становления особенностей познавательной деятельности при шизофрении. Изучение закономерностей формирования зрительного восприятия у детей, больных шизофренией, имеет значение для характеристики способности этих детей к чувственному познанию, усвоению социального опыта и систем эталонов. Вместе с тем исследование особенностей развития восприятия детей, больных шизофренией, может способствовать пониманию ряда характерных для этого заболевания аномалий развития познавательной деятельности в целом.

Клиницистами подчеркивается неравномерность психического развития, в том числе и интеллектуального, при шизофрении у детей. Значительные нарушения одних видов психической деятельности сочетаются с сохранностью или даже гипертрофированностью других ее сторон. Аномальное развитие — дизонтогенез — пронизывает все стороны психического развития детей, больных шизофренией (Г. Е. Сухарева, 1937, 1974; М. Ш. Вроно, 1971, 1983; В. М. Башина, 1980; И. А. Козлова, 1967; О. П. Юрьева, 1971; В. В. Ковалев, 1981).

Психологические исследования детей, больных шизофренией, углубили отдельные аспекты клинических характеристик нарушений психической деятельности этих детей, в том числе и в восприятии (М. П. Кононова, 1963; В. В. Лебединский, 1980). Однако, до настоящего времени остаются невыясненными вопросы, связанные с проявлением ряда описанных особенностей перцептивной деятельности на разных возрастных этапах, не изучены закономерности формирования восприятия у детей, больных шизофренией.

В настоящей работе впервые поставлена задача изучения аномального формирования зрительного восприятия у детей, больных шизофренией.

Объектом исследования в данной работе послужили дети, больные шизофренией с вялым или приступообразным (ближе к непрерывному) течением заболевания в возрасте от 5 до 13 лет. Все дети не обнаруживали на момент исследования отставания в интеллектуальном развитии и обучались по программе массовой школы.

Исследование проводилось в сопоставлении со здоровыми испытуемыми того же возраста, воспитанниками старшей и подготовительной групп детских садов и учащимися общеобразовательных школ г. Москвы.

Все испытуемые были разделены на 4 возрастные группы: дошкольники 5—6 лет; 2 группы младших школьников: учащиеся 1—2 классов (7—8 лет); учащиеся 3—4 классов (9—10 лет и группа младших подростков, учащихся 5—6 классов (11—13 лет).

Предметом исследования в данной работе являются особенности формирования перцептивной деятельности детей, больных шизофренией, в возрасте от 5 до 13 лет.

Настоящая работа является естественным продолжением и частью исследований, проводимых в лаборатории патопсихологии Института клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР. В результате этих исследований (Ю. Ф. Поляков, 1969, 1974; Т. К. Мелешко, 1967; В. П. Критская, 1966; Е. И. Богданов, 1968) были получены данные, свидетельствующие об изменении структуры познавательных процессов (мышления и восприятия) в форме нарушения избирательности актуализации знаний на основе прошлого опыта. Была выявлена связь указанной особенности мышления с типом аномального развития (дизонтогенеза) в доманифестном периоде заболевания. Максимальная выразительность этой аномалии мышления проявилась в группе больных шизофренией, раннее развитие которых оценивалось как искаженный дизонтогенез.

Экспериментально-психологическое исследование процесса зрительного восприятия при шизофрении (на материале взрослой клиники) выявляет существенные закономерности, характеризующие перцептивную деятельность, касающиеся, в первую очередь, избирательности восприятия (Е. И. Богданов, 1968).

Онтогенетическое исследование, посвященное изучению становления мыслительной деятельности детей, больных шизофренией, было предпринято С. М. Алейниковой (1978, 1982). Получены данные о дисгармоничном, диссоциированном развитии мыслительной деятельности у этого контингента детей.

Все это обусловило направленность исследования на изучение вопросов, касающихся проблемы формирования перцептивной деятельности у детей, больных шизофренией, в развитии которых выявились черты неравномерности, асинхронии, дисгармонии.

Целью исследования явилось изучение закономерностей формирования 2-х сторон зрительного восприятия: становления перцептивных действий и развития избирательности восприятия. Общая проблема конкретизирована постановкой нескольких взаимосвязанных задач:

Методы исследования. В исследовании применялся специально разработанный комплекс методик, позволяющий выделить и соотнести особенности 2-х сторон перцептивной деятельности: развития перцептивных действий и формирования избирательности восприятия (опорных образов-эталонов). Наряду с методом возрастных срезов в исследовании применялся лонгитюдинальный метод (повторные исследования одних и тех же испытуемых на разных возрастных этапах).

Гипотеза исследования. У детей, больных шизофренией с дисгармоничным, аномальным развитием имеются качественные изменения формирования познавательной деятельности, в частности, зрительного восприятия, проявляющиеся в нарушении (снижении темпа) формирования образов-эталонов, необходимых для решения перцептивных задач на узнавание в условиях стимульной неполноты и определяющих избирательность восприятия при дисгармоничном развитии перцептивной деятельности в целом, по сравнению со здоровыми ровесниками.

Методологическая основа. Исследование исходит из основных принципов развития психики, принятых в советской психологии, о социально-исторической детерминированности психических процессов и функций человека. Психическое развитие ребенка стадиально, происходит в постоянном взаимодействии его с окружающим миром, с другими людьми и осуществляется в деятельности (игровой, учебной и т. д.). Одним из существенных условий психического развития ребенка (в том числе и восприятия) является усвоение накопленного человеческого опыта.

Читайте так же:
Паранойяльная шизофрения с сутяжным бредом

Теоретическое значение. В работе впервые представлен анализ развития одной из существенных характеристик зрительного восприятия — избирательности (избирательной актуализации образов из памяти на основе прошлого опыта), связанной с формированием социально-детерминированных по происхождению эталонных образов и возникающей на основе практической деятельности ребенка. В исследовании дан анализ специфики развития и взаимодействия 2-х сторон перцептивной деятельности — операционной и избирательности у детей, больных шизофренией, по сравнению со здоровыми ровесниками в интервале от дошкольного до подросткового возраста. Значение работы не ограничивается рамками патопсихологии, она вносит определенный вклад в представления о развитии зрительного восприятия детей в широком возрастном диапазоне. Описан особый, дисгармоничный тип становления перцептивной деятельности у больных шизофренией детей. Анализ обнаруженных особенностей формирования восприятия проведен в рамках единого теоретико-методологического подхода, сформулированного в работах советских психологов.

Практическое значение. Разработанный комплекс экспериментально-психологических методик может быть использован в целях дифференциальной диагностики и определения структуры нарушений перцептивной деятельности (зрительного восприятия) не только у детей, больных шизофренией, но и при других психических заболеваниях. Выявляемая с помощью данного комплекса степень выраженности нарушений психического развития может служить основанием для рекомендаций о форме обучения (индивидуальной или общей) и мерах медико-педагогического воздействия, наиболее адекватных для каждого ребенка. Результаты исследования успешно применяются в клинике Института клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР, в Костромской областной психиатрической больнице для дифференциальной диагностики. Материалы, представленные в диссертации, используются в учебном процессе на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на: 1) совместной конференции Института психиатрии АМН СССР, кафедры психиатрии ЦОЛИУв и клинической психиатрической больницы № 1 им. П. П. Кащенко (декабрь 1981 г.); 2) VI Всесоюзном съезде Общества психологов СССР (август 1983 г.); 3) Московской городской конференции молодых ученых-психиатров (апрель 1984 г.); 4) конференции Всесоюзного научного центра психического здоровья АМН СССР (май 1984 г.). По материалам диссертации опубликовано 3 работы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 6 глав, выводов, списка литературы и приложения. Основной текст занимает 154 страницы. Общий объем — 183 страницы. Список литературы включает 142 наименования, в том числе 110 работ отечественных авторов и 32 иностранных. В диссертации 3 рисунка, II таблиц. В приложении приведены протоколы ответов здоровых испытуемых по всем возрастным группам и часть стимульного материала по методике "расфокусированные изображения".

Автореферат диссертации "Особенности развития зрительного восприятия у детей, больных шизофренией" на сайте Электронной библиотеки МГППУ в открытом доступе.

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Особенности мышления детей с шизофренией

Замысел и постановка настоящего исследования обусловлены результатами предшествующих этапов работы лаборатории патопсихологии НИИ клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР.

В самом общем виде эти результаты можно сформулировать следующим образом. Наиболее общей и существенной характеристикой изменения познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов (20). Было также показано, что обнаруженное изменение познавательной деятельности не связано с нарастанием шизофренического процесса, а относится к предиспозиционным (предшествующим заболеванию) аномалиям психики. Обнаружились корреляции выраженности выявленной аномалии мышления с некоторыми преморбидными характерологическими особенностями. Это подкрепило тезис о том, что выявленная патология может быть компонентом более общего конституционального склада психики (19). Все это определило постановку вопроса о генезисе аномальных особенностей познавательных процессов, что привело к необходимости построения исследования в плане онтогенетического изучения формирования этой аномалии.

Исходя из того, что данная аномалия познавательной деятельности связана с определенным психическим складом личности, мы избрали объектом исследования контингент детей, характеризующихся в первую очередь шизоидными чертами психики, такими как трудности установления эмоциональных контактов с окружающими, трудности общения. Для исследуемых детей был характерен дизонтогенез психического развития искаженного типа: на фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития у них отмечалось недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Характерной чертой психического развития этих детей является отсутствие у них ролевых игр. Ни на одном возрастном этапе они не играли со сверстниками в сюжетные игры, не принимали социальных ролей, не воспроизводили в играх ситуации, отражающие реальные жизненные межличностные отношения (профессиональные, семейные и т. д.). Они, как правило, играли в одиночку и не включали в свои игры других детей. Содержание таких артистических игр было необычным.

Увлечения детей, характеризующихся указанными чертами психики, в большинстве своем односторонни: любят перечитывать одни и те же книги, прослушивать одни и те же пластинки, коллекционировать однообразные предметы. Некоторые любят рисовать, лепить, увлекаются резьбой по дереву, но продукты их творчества, как правило, однообразны. Часто это оторванные от действительности бессодержательные увлечения: сочинение бессмысленных стихов, «чтение» книг на непонятном языке, вычерчивание схем и маршрутов вымышленных городов и т. д. Иногда их увлечения связаны с продуктивной деятельностью: рано проявляющийся интерес к цифрам и буквам, а в дальнейшем — интерес к математике и изучению иностранных языков, к шахматной игре, к музыке и т. д. Обращает на себя внимание, что круг склонностей и интересов, характеризующий изучаемую категорию лиц, относительно узок. Можно полагать, что он ограничен развитием односторонних способностей, которые могут порой достигать достаточно высокого уровня. Но эти дети не производят впечатление ярких многосторонних индивидуальностей.

Указанные черты психического склада широко отмечаются в качестве характерных как для психического развития лиц шизоидного круга, так и больных малопрогредиентными формами шизофрении с относительно благоприятным течением процесса (3, 5, 12, 22, 24, 26, 27). В целях исследования мы сочли возможным объединение в одну экспериментальную группу шизоидных психопатов и больных малопрогредиентной шизофренией по наличию указанных (конституционально обусловленных) шизоидных черт характера. При этом мы отдаем себе отчет в неоднородности этих групп по ряду клинических характеристик, принимая во внимание то обстоятельство, что эти клинические особенности (по данным наших исследований) не оказывают решающего влияния на развитие изучаемых нами аспектов психической деятельности.

Экспериментально-психологические исследования особенностей психического развития детей с частично сходными особенностями психики в основном ведутся в рамках синдрома раннего детского аутизма, описанного Каннером (30), п касаются прежде всего детей с выраженными чертами задержки психического развития. Большинство авторов отмечает в качестве специфической характеристики синдрома аутизма глубокий познавательный дефицит. Одни авторы главной характеристикой когнитивного дефицита считают патологию речи (31), другие приходят к заключению, что основной познавательный дефицит аутистических детей не в собственно речевой недостаточности, а скорее в основе тех процессов, которые необходимы для развития репрезентативной и символической систем (28).

Читайте так же:
Шизофрения общение сам с собой

Rutter особо подчеркивает то обстоятельство, что синдром аутизма отмечается у детей с разным уровнем интеллекта, а эти дети различаются между собой по ряду характеристик. Дети с задержкой психического развития обнаруживают широкий познавательный дефицит, в то время как дети с высоким интеллектом испытывают затруднения главным образом в вербальных заданиях. Аутистические дети с задержкой развития обнаруживают более тяжелое нарушение социального приспособления.

Отношение синдрома раннего детского аутизма к шизофрении разными авторами трактуется по-разному (4, 6, 10, 11). Ряд экспериментально-психологических исследований, проводимых в нашей стране, посвящен проблеме дизонтогенеза при разных психических заболеваниях, в том числе и при шизофрении. В работах М. П. Кононовой (13) подчеркивается особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности у детей, больных шизофренией: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к отвлеченным суждениям. В работах В. В. Лебединского и др. (14, 16) было показано, что у детей, больных рано начавшейся шизофренией, характеризующихся выраженными чертами аутизма, затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта. Авторами этих исследований особо подчеркивается асинхронный характер формирования различных сфер психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофированное развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Даже небольшой перечень приведенных здесь экспериментально-психологических исследований свидетельствует о разнообразии подходов к изучению проблемы нарушения познавательных процессов у детей с выраженными чертами аутизма. Общей чертой всех рассмотренных работ является то, что ни в одной из них не ставилась специальная задача изучения патологического развития психической деятельности. Постановка такой задачи требует рассмотрения этой проблемы в возрастном, онтогенетическом аспекте. Вне такого рассмотрения любая конкретная задача исследования нарушения психического развития едва ли выполнима.

Формирование избирательности познавательной деятельности, являющееся объектом нашего анализа, существенно определяется характером усвоения ребенком социального опыта. Это усвоение происходит в процессе формирования основных видов деятельности — игровой и учебной, в системе развития эмоций, потребностей и мотиваций, интересов и направленности личности.

Сформулированная выше общая проблема исследования была конкретизирована постановкой нескольких взаимосвязанных задач:

1) На каких из изученных нами возрастных этапах выявляется аномалия избирательности познавательной деятельности;

2) Какова связь аномалии развития данного аспекта познавательной деятельности с развитием других ее сторон, с уровнем развития мыслительных операций и перцептивных действий;

3) О соотношении формирования особенностей восприятия и мышления.

В целях исследования нами был разработан комплекс экспериментально-психологических методик, позволяющий соотнести на разных возрастных этапах существенные аспекты познавательной деятельности. Для исследования мышления: 1) уровень развития мыслительных операций и 2) уровень избирательности актуализации знаний. Для изучения восприятия: 1) уровень развития перцептивных действий, 2) уровень развития избирательности восприятия. Часть материалов по этой тематике была изложена в предыдущих работах авторов (1, 2, 9, 18).

В настоящее исследование было включено 155 детей в возрасте от 5 до 14 лет, наблюдавшихся в 1-м клиническом отделении Института клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР . Части из них был поставлен диагноз: шизофрения с малопрогредиентным течением процесса. Во многих случаях дифференциальная диагностика (шизоидная психопатия — малопрогредиентная шизофрения) вызывала значительные трудности. Части был поставлен диагноз шизоидная психопатия.

Исследованные больные были разделены на 4 возрастные группы: дошкольников 5—6 лет (35 чел.), младших школьников 7— 8 лет (35 чел.), 9—11 лет (40 чел.) и подростков 11 —14 лет (45 чел.). Исследование проводилось в сопоставлении с соответствующими возрастными группами здоровых детей из детских садов и учащихся московских школ (200 чел.).

Для определения уровня формирования мыслительных операций нами был модифицирован ряд методик, разработанных для изучения психического развития ребенка школой Ж. Пиаже (21).

Одна из них — методика на «пересечение классов», требующая понимания принадлежности предмета одновременно к нескольким пересекающимся классам. Она направлена на определение уровня сформированности операции включения в класс как показателя перехода на уровень конкретных операций в развитии мышления. Задача заключалась в следующем: ребенку предъявлялось два ряда карточек (по 4 в каждом ряду) с изображением на них отдельных предметов. На карточках первого ряда были изображены одинаковые по форме, но различающиеся по цвету листья дуба, на карточках второго ряда — одинаковые по цвету разные предметы (дом, ключ, лопата, зонтик — все зеленого цвета). На пересечении указанных двух рядов помещалась пустая карточка. От испытуемого требовалось назвать предмет, который занимал бы промежуточное положение между двумя рядами, т. е. предмет, объединяющий общие свойства обоих рядов. Искомый предмет — зеленый лист — имеет общее свойство (форму) с предметами первого ряда и сходен с предметами второго ряда по цвету. Приведенные данные свидетельствуют о том, что с возрастом повышается уровень обобщения указанных признаков в обеих сопоставляемых группах. Об этом свидетельствует увеличение числа самостоятельных решений и, соответственно, уменьшение с возрастом числа испытуемых в обеих группах, у которых так и не удалось сформировать в процессе эксперимента операций, необходимых для решения задачи. Существенная закономерность заключается в том, что дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения.

В качестве задачи, требующей абстрагирования и обобщения формальных признаков, нами была использована задача на свободную классификацию геометрических фигур. Выбор оснований для классификации был ограничен тремя наглядно изображенными и играющими роль различительных признаками — цветом, формой и величиной. Главными критериями для оценки операционного уровня выполнения задания были умение произвести классификацию на основании нескольких признаков при наличии операционной схемы действия, которая реализовалась в способности испытуемых решить задачу. Результаты сопоставления группы больных шизофренией и группы здоровых в возрастном аспекте по указанному показателю представлены в таблице 1.

Особенности мышления у детей с шизофренией и олигофренией в степени дебильности .

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы исследования. За последние десятилетия увеличился рост числа различных заболеваний, связанных с неблагоприятной наследственностью, ухудшением экологической среды и многих других факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека. И если благодаря современной медицине найдены пути излечения многих соматических заболеваний, то, что касается психики, здесь возникают все более сложные вопросы. Это связано с тем, что характер, симптомы психических заболеваний видоизменяются. На сегодняшний день шизофрения качественно отличается от шизофрении полвека назад. Появляются новые формы, которые могут смешиваться между собой, протекать параллельно с другими заболеваниями, из-за чего ухудшается само течение и прогнозирование. Да и сама болезнь «помолодела», если раньше диагноз ставили преимущественно в подростковом возрасте, то сейчас уже в детском возрасте. Количество таких детей по статистике растет с катастрофической скоростью. На сегодняшний день встает вопрос о дальнейшей судьбе этих детей. В городе Химки с 1996 года существует Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, в котором больные дети и их родители получают психологическую помощь. За это время дети подросли, прибывают новые ребята, перед которыми закрывают двери для образования. Им ставят гриф «необучаем». Это значит, что в школу такого ребенка не принимают, и родители вынуждены воспитывать их дома, что вызывает большие трудности. Кроме того, часто родители встречают отрицательное, а порой и недоброжелательное отношение к ребенку со стороны общества, поэтому они ограничивают общение своего ребенка. Это приводит к самоизоляции семей, не происходят интегративно-адаптационные процессы. Поэтому сегодня необходимо создание особых, как бы переходных учреждений, которые бы отличались от типовых специальных школ не только и не столько изменением структуры, форм и содержания работы, сколько возможностью максимально эффективно помочь и поддержать детей с проблемами в развитии и их родителей, перестроить в целом отношение к этим детям, к их бедам и нуждам. Из опыта работы Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями есть немало примеров, когда дети, считавшиеся «безнадежными» в смысле обучения, добивались хороших результатов. В Химкинском районе нет таких образовательных учреждений, которые были бы готовы работать с «особыми» детьми. Дети, больные шизофренией в первую очередь обращают на себя внимание своим неадекватным поведением, в связи с этим провести исследование на предмет уровня развития часто не предоставляется возможным, вследствие чего им отказывают не только в возможности обучаться, но и в психологической коррекционной помощи. Хотя их интеллектуальное развитие зачастую в некоторых областях гораздо выше даже сверстников. В Центре реабилитации детей не отказывают таким детям, с ними занимается много специалистов по индивидуальным программам и, прежде всего с индивидуальным подходом. Но эти программы не вписываются в принятую систему образования. Поэтому для утверждения разработанных специалистами Центра методик необходимо доказать, что они приносят положительный результат. Для этого администрация Центра реабилитации запросила провести всесторонние исследования тех детей, которые уже занимаются по данным программам. Данная работа направлена на частичное обследование, а именно, интеллектуальной сферы детей с шизофренией. Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дадут возможность расширить представления о специфике протекающих процессов мышления у детей с шизофренией и олигофренией. Практическая значимость исследования. Результаты изучения особенностей мышления у детей с данными видами дизонтогенеза могут явиться вспомогательным фактором в разработке комплексов реабилитационных программ, внести изменения в методики, а главное, доказать обучаемость таких детей. Это в последствии внесет определенный вклад в отстаивании прав на образование этих детей и создание школы со своим уставом и своей образовательной программой. Предмет: особенности мышления у детей с шизофренией и олигофренией. Объект: 1 – дети с шизофренией 11 – 12 лет, обучающиеся в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки (8 чел.) 2 – дети с олигофренией 11 – 12 лет, обучающиеся во вспомогательной школе по программе 8 вида г. Москвы (8 чел.) Цель работы: исследование особенностей мышления у детей 11 – 12 лет, больных шизофренией и олигофренией в стадии дебильности. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический обзор специальной литературы по исследованию особенностей интеллектуальной сферы у детей с данными видами дизонтогенеза. 2. Осуществить выбор методик, адекватных цели исследования. 3. Провести сравнительный анализ особенностей мышления у детей с шизофренией и олигофренией на материале эмпирического исследования. 4. Выявить и описать сходства и различия особенностей мышления у детей двух видов дизонтогенеза. В работе использовались следующие методы: 1. Метод наблюдения и беседы. 2. Единый протокол, состоящий из классических методик исследования мышления: — конструирование предметов — Кубики Кооса — Разбор и складывание сложной пирамидки — Классификация предметов — Исключение предметов — Вербальные аналогии — Серии сюжетных картинок — Пиктограмма. 3. Методы качественной и количественной обработки полученных данных. В соответствии с целью исследования и на основе обзора литературы по проблеме особенностей формирования мышления у детей с шизофренией и олигофренией в стадии дебильности была сформулирована общая гипотеза исследования: Общая гипотеза. У детей с шизофренией лучше развито образное и абстрактное мышление, а у детей с олигофренией преимущественно конкретное мышление. Исследование проводилось на базе Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки и вспомогательной школы г. Москвы в период с марта по май 2004 г.

Читайте так же:
Лишат ли меня прав если у меня шизофрения

Введение ………………………………….………………… Глава 1. Психологическая природа мышления ……………. 1.1. Психологические теории мышления …………. 1.2. Мышление как процесс …………………………. 1.3. Развитие мышления в онтогенезе ……………… Глава 2. Нарушение психического развития. …………. 2.1. Необратимое недоразвитие (олигофрения в стадии дебильности) ……………………. 2.2. Искаженное развитие (шизофрения) …………. Глава 3. Эмпирическое исследование мышления у детей с олигофренией и шизофренией …………. 3.1. Характеристика испытуемых ………………. 3.2. Методы исследования ………………………. 3.3. Результаты исследования детей, больных шизофренией …………………………………….. 3.4. Результаты исследования детей с олигофренией в стадии дебильности …………………………… 3.5. Обсуждение результатов исследования ……….. Выводы ……………………………………………………. Заключение …………………………………………. Используемая литература …………………………. Приложение ………………………………………………. 3 6 6 11 13 23 23 28 35 37 41 42 49 56 60 61 62 64

1. Алейникова С.М., Захарова Н.В. Сравнительное изучение особенностей перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией //Журнал невропатологии и психиатрии. 1984 2. Алейникова С.М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. Москва 1982. 3. Бадалян Л.О. Развивающийся мозг//Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. «Питер», 2001. 4. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. 6. Божович Л.И. Переходный период от младенчества к раннему возрасту. – М.: ИПП, 1996. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. 9. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. 10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. – М.: просвещение, 1973. 11. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). – М., 1971. 12. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. 13. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 14. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении. – М.: ИПП, 1996. 15. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001. 16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998. 17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 18. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия – М.: медицина, 2000. 19. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владое, 1995. 20. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология – М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 21. Кононова М.П. «Шизофрения»//Детская патопсихология: Хрестоматия. – М.: «Когито-Центр», 2000. 22. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. 23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – т. 2. – М., 1983. 25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972. 26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 27. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998. 28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996. 29. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997. 30. Певзнер М.С. Дети – олигофрены – М., 1959. 31. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. 32. Поляков Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении. Москва, 1982 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002. 34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника – М., 1970 35. Сметанников П.Г. Психиатрия: краткое руководство для врачей. – СПб.: СПбМАПО, 1995. 36. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. 37. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии/ Пер. с нем. Г.А. Обухова – Мн.: Интерпрессервис, 2002. 38. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984. 39. Фуллер Тори Э. Шизофрения – СПб: Питер Пресс, 1996. 40. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей – М.: Педагогическое общество России, 2000. 41. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учебная литература», 1995. 42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 43. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М.: «Олимп»; «ИНФРА – М», 1999. Используемая литература. 1. Алейникова С.М., Захарова Н.В. Сравнительное изучение особенностей перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией //Журнал невропатологии и психиатрии. 1984 2. Алейникова С.М. Сравнительное исследование формирования мышления у детей, больных шизофренией с разными типами дизонтогенеза. Москва 1982. 3. Бадалян Л.О. Развивающийся мозг//Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. «Питер», 2001. 4. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. 6. Божович Л.И. Переходный период от младенчества к раннему возрасту. – М.: ИПП, 1996. 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. 9. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. 10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. – М.: просвещение, 1973. 11. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). – М., 1971. 12. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. 13. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 14. Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофрении. – М.: ИПП, 1996. 15. Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. М.: Высшая школа психологии, 2001. 16. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998. 17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 18. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия – М.: медицина, 2000. 19. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владое, 1995. 20. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология – М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 21. Кононова М.П. «Шизофрения»//Детская патопсихология: Хрестоматия. – М.: «Когито-Центр», 2000. 22. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. 23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – т. 2. – М., 1983. 25. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972. 26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 27. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998. 28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: «Роспедагенство», 1996. 29. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997. 30. Певзнер М.С. Дети – олигофрены – М., 1959. 31. Поддъяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка//Хрестоматия по детской психологии. – М.: ИПП, 1996. 32. Поляков Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении. Москва, 1982 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер, 2002. 34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника – М., 1970 35. Сметанников П.Г. Психиатрия: краткое руководство для врачей. – СПб.: СПбМАПО, 1995. 36. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. 37. Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии/ Пер. с нем. Г.А. Обухова – Мн.: Интерпрессервис, 2002. 38. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984. 39. Фуллер Тори Э. Шизофрения – СПб: Питер Пресс, 1996. 40. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей – М.: Педагогическое общество России, 2000. 41. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение – АО «Учебная литература», 1995. 42. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 43. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М.: «Олимп»; «ИНФРА – М», 1999.

Читайте так же:
Через сколько лет снимают с учета с шизофренией

вания, разработку комплексного подхо-да к стимулированию адаптации студентов младших курсов факультета со-циальной работы, педагогики и ювенологии к обучению в вузе. 2 этап кон-статирующий эксперимен

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector