Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ОГБУЗ Галичская окружная больница

ОГБУЗ Галичская окружная больница

5 марта, 2013 admin

Неврозы – это относительно неглубокие в большинстве случаев обратимые психические расстройства, обусловленные воздействием на личность различных психических травм. Неврозами страдают от 3 до 20% всего населения. У девочек неврозы возникают в 3 раза чаще, чем у мальчиков.

При неврозе происходит расстройство системы отношений, причем основное значение приобретает нарушение отношения к себе, проявляющееся в заниженной или противоречивой самооценке. В развитии неврозов имеют значение личностные конфликты.
В детском возрасте внутриличностные конфликты нестойки и рудиментарны, большее значение имеют межличностные конфликты в семье. Подростки, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях могут иметь как внутри, так и межличностные конфликты, отчего у одних возникают неврозы, у других – нарушения поведения и влечений.
В происхождении неврозов у детей и подростков имеют значение органические заболевания, особенности формирующейся личности, патологизирующее семейное воспитание. Все встречающиеся у детей неврозы принято делить на общие и системные. По частоте заболеваемости неврозы распределяются следующим образом:
I. Общие неврозы:
1. Истерический невроз.
2. Астенический невроз.
3. Невроз навязчивых состояний.
II. Системные неврозы:
логоневроз (заикание), тики, энурез, энкопрез.
Общие неврозы:
Истерический невроз чаще возникает у детей и подростков с чертами личностной незрелости, инфантилизма, демонстративности, склонности к фантазиям, реакциям гиперкомпенсации. Истерический невроз в раннем детстве может проявляться расстройством физиологических функций (дыхания, глотания, мочеиспускания, дефекации), расстройствами речевой сферы – мутизм, моторной сферы. В более старшем возрасте проявления истерического невроза более разнообразны, в большей степени захватывают эмоциональную и когнитивную сферы и, по сути, не отмечаются от истерического невроза взрослых.
Неврастения (астенический невроз). У детей дошкольного возраста в ответ на психотравмы возникают психогенные астенические реакции. Дети осторожны, боятся риска, конкуренции, ситуаций типа «экзамен», эмоциональных и интеллектуальных напряжений.
Симптоматика представлена головными болями и болями в области сердца, страхами, тревожностью, нарушениями сна, ипохондрическими опасениями.
Невроз навязчивых состояний. Чаще всего дети с неврозом навязчивых состояний вырастают в условиях «повышенной моральной ответственности», при которой главными ценностями в жизни являются гипертрофированное следование долгу и игнорирование собственных эмоциональных и телесных импульсов. Невроз навязчивых состояний проявляется в виде психогенных навязчивых реакций, которые клинически выступают в форме навязчивых фобий, движений и действий.
Системные неврозы:
Тики невротические – являются непроизвольными, внезапными, быстрыми, повторяемыми, неритмичными, стереотипными движениями или вокализацией.
В развитии тиков играют роль как генетические, так и психогенные факторы. В основе транзиторного тика лежит подавленная агрессивность у ребенка. Тики чаще являются двигательными в виде мигания или иного движения лицевых мышц, языка, нижней челюсти, мышц шеи. Более редкими являются тикозные движения верхних конечностей, еще более редкими – туловища и нижних конечностей. В большинстве случаев тики с годами проходят, появляясь лишь в стрессовых ситуациях.
Невротический энурез. Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное время. Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.
Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении – развод родителей, их выраженный конфликт, рождение братьев или сестер, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза.
Невротический энкопрез – неспособность контролировать выделение кала, вследствие чего обнаруживается непроизвольное или произвольное недержание кала в местах, неуместных для этой цели.
Задержка формирования навыков опрятности, контроля за дефекацией связана с нарушением социализации ребенка – преждевременная стимуляция его умения пользоваться горшком, унижение и наказание ребенка при неудачах в дефекации, атмосфера подавления самостоятельности в проявлении своих желаний. Распространенность заболевания составляет 1,5% в возрасте до 5 лет. В подростковом возрасте встречаются редко.
Логоневроз (невротическое заикание) – психогенное расстройство ритма, темпа, плавности речи, которое связано с судорогами мышц, осуществляющих акт речи. Хронические и острые психические травмы – конфликты в семье, эмоциональное отвержение ребенка и основанное на нем воспитание по типу доминирующей гиперпротекции.
Первые признаки – повторение начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в моменты эмоционального напряжения в ситуациях типа «экзамен». Эпизоды заикания сменяются эпизодами речи без нарушений. Симптомы могут отсутствовать при пении, декламации или при взаимодействии с животными и неодушевленными предметами.
Основные принципы лечебной терапии неврозов:
1. Предпочтительный выбор психосоциальных воздействий перед медикаментозным лечением.
2. Дифференцированность и последовательность проведения реабилитационных программ.
3. Предпочтительность лечения в амбулаторных и полустационарных условиях.
4. Командное обслуживание больных детей усилиями врача-психиатра, психотерапевта, клинического психолога, социального работника, педагога и среднего медицинского персонала.

Главный детский специалист психиатр
департамента здравоохранения Костромской области
Н.Ю. Лукина

Поделиться ссылкой:

Опубликовано в рубрике Проблемы детского возраста

Особенности неврозов в подростковом возрасте

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснова Е.Н., Блохина А.А. Формирование неврозов в детском и подростковом возрасте: психолого-социальный аспект проблемы // Культура и образование. – Май 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/05/1776 (дата обращения: 15.06.2014).

Читайте так же:
Как лечить дыхательный невроз у детей

Наша статья посвящена рассмотрению в психолого-социальном контексте такому виду нервно-психической патологии, как неврозы. Данная аффективная форма отражает многие проблемы человеческих взаимоотношений. Она влияет не только на процессы коммуникации, социализации, но и на самоидентификацию человека (поиск своего «Я», самовыражение, самоутверждение). Именно неврозы затрудняют процессы коммуникации, адаптации и социализации в группе, коллективе, обществе. Наиболее остро данная проблема стоит в детском (1-12 лет) и подростковом возрасте (13-16 лет) при адаптации к окружающей действительности, в процессе становления как личности, при усвоении моделей поведения, ценностей, норм, транслируемых обществом в рамках воспитательно-образовательной деятельности, через приобщение к искусству, культуре. Помимо этого, на сознание детей и подростков влияют средства массовой информации (СМИ). Средства массмедиа – телевидение, интернет, аудио- и видеопродукция (в том числе и компьютерные игры) формируют мировоззрение становящейся личности, транслируют в визуальной и/или аудиальной форме образцы поведения в социуме, ценности и идеалы. Часто именно они служат источником формирования или усугубления неврозов у детей и подростков. Это обуславливает актуальность темы исследования.

Как считает Захаров А. И., «первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью» [2] (первые годы жизни ребенка), с отцом (например, ощущение ребенком «отсутствия любви»). Сами родители могут испытывать проблемы личного характера, например, у работающих и занятых семьей мам происходит постепенное увеличение нервно-психической нагрузки, невротизации, что отрицательно влияет на процесс воспитания, формирование личности ребенка. Родители могут быть больны неврозом, истоки которого находятся в прошлом травмирующем опыте, в том числе полученного в прародительской семье. Неврозы выступают, таким образом, как «клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей» и могут формироваться «на протяжении жизни трех поколений – прародителей, родителей и детей» [2]. Все это негативно влияет на процесс воспитания. Так как в воспитании детей и подростков не учитываются индивидуальное своеобразие при формировании личности ребенка, возрастные потребности и при бурном психическом развитии раннего детства, этот единственный источник связи с внешним миром имеет исключительное ценностное, когнитивное значение. От того, что может дать положительного родитель в этот период, при прочих равных условиях зависит психоэмоциональное развитие ребенка, его направленность интересов, интеграция, социализация, коммуникация. Правильный подход в воспитании может нивелировать негативные последствия кризиса в детстве (1,3,7 лет) и в подростковом возрасте (12-14 лет), а также снизить нарастание нервно-психического напряжения у самих родителей. Причинно-следственными факторами, влияющими на воспитательный процесс ребенка, являются:

a) причины социально-психологического характера (семья с одним ребенком или семья с эмоциональной изоляцией одного из детей; отсутствие достаточной психологической совместимости детей и родителей, которое может выражаться в деструктивном эмоционально-конфликтном отношении между супругами, между родителями и детьми, может обуславливаться также «педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем»; доминирование одного из взрослых в семье, в частности по материнской линии; «инверсия традиционных семейных ролей», в том числе касающаяся социального статуса супругов, а также изолированность семьи от коммуникации с внешним миром и т.д.) [См.: 2; 3, с. 59-68; 4];

b) причины социально-культурного характера (место проживания семьи; ускоренный темп жизни современного человека и недостаток времени; отсутствие личного пространства; массовая культура транслирующая «коммунальность сознания», шаблонность и обезличенность, раскрывающиеся в «суггестивно-технологических изысках универсализации жизни», усиливающие «деиндивидуализацию, духовную зависимость, отчуждение» и, в конечном счете, затрудняющие межличностные отношения, эмоциональную разрядку напряжения) [2; 5, с. 93];

c) причины социально-экономического характера (жилищно-бытовые условия; низкая заработная плата; занятость на работе и отсутствие баланса между семьей и карьерными амбициями; ранний выход на работу матери и помещение ребенка в ясли-сады, дошкольные учреждения, перепоручение матерями семейных обязанностей третьим лицам, например, развитие ребенка под присмотром няни; травмирующие ребенка ситуации в самих дошкольных учреждениях и в дальнейшем в общеобразовательных учреждениях из-за собственных неврозов, отсутствия контакта или психолого-педагогического опыта работы с детьми, подростками, в том числе и с девиантным поведением).

Системообразующим, центральным фактором выступает социум, социальная среда, на основе которой вырастает комплекс причин приводящих к развитию неврозов, психопатических черт в характере у детей и подростков. Отсутствие опыта и знаний, желания участвовать в процессе воспитания приводит к тому, что родители, воспитатели, учителя не могут своевременно оказать травмированному ребенку эффективную и доступную психотерапевтическую и психопрофилактическую помощь, в том числе и самим себе.

Таким образом, неправильное воспитание (гиперопека и ограничивающий контроль, лишение родительского контроля, отсутствие психолого-педагогического контроля со стороны органов образования и воспитания), различные дефекты, отсутствие индивидуально-адекватной заботы и любви следует рассматривать как важное условие для возникновения расстройств психогенного характера. У таких детей возникает много серьезных проблем в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях (снижение результативности обучения, получения и усвоения знания). Учителя, не знающие, в какой среде воспитывались дети и подростки, отзываются о них как об инфантильных, не зрелых, безынициативных, немотивированных, несамостоятельных, не имеющих сформированных академических навыков. У таких детей часто диагностируется замкнутость, агрессивность по отношению к сверстникам, отсутствие стремления к обучению. Сами условия жизни современной семьи, уклад общеобразовательных учреждений, независимо от возраста членов социума, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность. Механизмом реализации неврозов у детей и подростков является феномен личностной тревожности, который является совокупностью жизненных проявлений, может приобретать устойчивую форму, становясь чертой личности и темперамента. В подростковом возрасте он складывается отчетливо, поэтому возрастает роль и ответственность учителя, педагога. Позиция, в которую учитель изначально поставит отдельного ребенка, какое отношение к нему будет демонстрировать, закрепиться за ним на всем протяжении обучения в общеобразовательном учреждении. Педагог, не берущий во внимание в своих действиях и словах индивидуальные особенности личности, уязвимые черты характера обучаемых им детей, подростков, может стать главной причиной возникновения дезадаптации и невроза у учащегося. В связи с этим должна вырабатываться и применяться стратегия работы с тревожным ребенком, проводить профилактические, коррекционные и развивающие мероприятия воспитательного характера. В первую очередь данные мероприятия должны быть направлены на развитие социально-адекватных мотивов и самооценки личности у детей с повышенным уровнем тревоги. Помимо этого должно происходить развитие и повышение компетентности самого учителя, педагога. Иначе могут возникнуть повторные травмирующие ситуации как с уже травмированным ребенком, так и с другими новыми детьми. Необходимо также уделять внимание коррекции нравственных дисгармоний, социально-неадекватных мотиваций и заниженной самооценки у детей и подростков. Иначе это может привести к аутоагрессивному поведению, неоправданной жестокости, безнравственным поступкам, повышенному нарциссизму, эгоцентризму, антисоциальному поведению, к различным формам деструкции (в том числе к суициду и убийствам ни в чем не повинных людей).

Читайте так же:
Что такое алкоголизм и психоз

В связи с тем, что число травмированных детей и подростков с каждым годом все возрастает, все больше случаев отклоняющегося поведения становится достоянием общественности необходимо больше уделять внимания данной проблеме и работать на предотвращение и недопущение травмирующих ситуаций, формирования неврозов. Иначе мы придем к психологическому вакууму, ценностной аномии. Сама ценность человеческой личности, ее жизни останется только декларацией без практического закрепления и утверждения в ценностях, нравственных норма социума.

Психологические особенности подростка

1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет. Тинейджер — (10 — 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок — "не имеющий права говорить", значение этого слова — раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.
Это состояние удачно выразил американский подросток:
"В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;
3) Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Читайте так же:
Что можно пить от невроза

4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

5. Особенности личности подростков

1. Центральное новообразование подростничества"чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
7. Заметное развитие волевых качеств.
8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Направленность личности:
— гуманистическая направленность — отношение подростка к себе и обществу положительны;
— эгоистическая направленность — он сам является более значимым, чем общество;
— депрессивная направленность — он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
— суицидальная направленность — ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ — крайний вариант нормы.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".
Существует две классификации типов акцентуаций — первая предложена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление этих классификаций, приводится ниже.

Читайте так же:
Психоз симптомы лечение народными средствами

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный
или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный

Лабильный циклоид
Лабильный

Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный

Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический

Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют 10 основных типов акцентуации:
1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. В патологии — невроз навязчивых идей.
2. Застревание. Склонность к "застреванию аффекта", к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, "упертые в одно", зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию. В патологии — паронояльный психопат.
3. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все — и работоспособность, и самочувствие и т.д. тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.
4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят чтобы все было на своих местах чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию (долго помнят и выливают).
5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как "тревожные", быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипертимные.
7. Демонстративность. В патологии психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания ("пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными"). Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.
9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем. Быстро утомляется в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т.е. от темперамента).

1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
2) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
3) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;
4) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;
5) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения;
6) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;
7) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
8) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Чувство вины не может быть элементом воспитания

Чувство вины не может быть элементом воспитания

Саморегуляция в подростковом возрасте достигается через освоение моральных норм и принципов, принятых в обществе. Одним из регуляторов поведения подростка в социуме выступает чувство вины. Как рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии ИОН РАНХиГС Елена Ахунзянова, манипулирование этим чувством со стороны взрослых может привести к разрушительным последствиям.

– Что такое чувство вины с точки зрения психологии?

Читайте так же:
Лечебная гимнастика при неврозах оказывает

– Это эмоциональное состояние, при котором человек осознаёт, что он нарушил моральные нормы. Если говорить о подростках, то обычно их чувство вины обусловлено осознанием того, что они совершили что-то запретное. Изначально чувство вины, особенно у маленьких детей, рассматривается психологами как способ адаптации к социуму, который помогает ребёнку не причинить вреда ни себе, ни другим. Здесь чувство вины является определённым регулятором поведения.

С другой стороны, это достаточно негативная эмоция, разрушающая психику и вызывающая самоагрессию. Следовательно, мы не можем говорить об этом явлении как о чём-то однозначном, его нужно рассматривать с разных сторон. Кроме того, необходимо учитывать интенсивность чувства вины. Если интенсивность высока, то здесь не может идти речь о саморегуляции, происходит саморазрушение, которое может привести к неврозам или психосоматическим заболеваниям.

– Какие существуют особенности переживания чувства вины у девиантных подростков?

– Для начала нужно понять, что такое девиантное поведение. Это поведение, которое противоречит установленным общественным нормам. Спектр его проявления широк. На сегодняшний день это, как минимум, преступные действия, разного рода зависимости, суицидальное поведение. Эти разносторонние проявления и обуславливают особенности переживания чувства вины. Например, дети, склонные к преступным действиям, будут отличаться от детей с суицидальными наклонностями. То есть у первой группы подростков интенсивность чувства вины будет ниже, а у второй, наоборот, высокой.

Чтобы понять, почему так происходит, в первую очередь нужно определить, как воспитывался ребёнок. Допустим, мы рассматриваем благополучную семью, где родители транслируют ребёнку определённые нормы поведения. Однако, чтобы он усвоил эти нормы, необходим высокий уровень доверия, уважения и принятия в семье. Иначе эти нормы будут для ребёнка как пустой звук. Кроме того, подросток будет усваивать их только в том случае, если родители подают собственный пример. Именно в этом случае создадутся те рамки поведения, которые будут удерживать подростка от деструктива.

Если же слова родителей расходятся с их действиями, то усвоение моральных норм может не состояться, и соответственно уровень чувства вины у ребёнка будет ниже нормального, что может спровоцировать девиантное поведение. Кроме того, если с ребёнком обходятся жестоко или унижают его, чувство вины может быть гипертрофировано. Например, когда родители слишком давят, наказывают ребёнка физически, предъявляют завышенные ожидания или проявляют несправедливость по отношению к нему.

– Какое влияние может оказывать чувство вины на поведение и психику таких подростков?

– Влияние так же будет рассматриваться в зависимости от типа девиантного поведения. Если мы говорим о подростках, которые находятся в группе риска из-за суицидальных мыслей, в этом случае чувство вины крайне отрицательно влияет на психику, усиливая депрессию, угнетённость, закрытость и апатию. Если же мы говорим о подростках, склонных к правонарушениям, у этой категории чувство вины будет проявляться наиболее остро в контексте отношений со сверстниками. Оно напрямую будет зависеть от тех людей, с которыми подросток больше всего общается и на кого ориентируется.

– Чтобы добиться уважительного отношения от подростков, родители иногда начинают давить на чувство вины. Насколько ошибочно такое поведение?

– Да, часто родители пытаются «исправить» ребёнка через давление и манипулирование этим чувством. Как правило, это неверная стратегия воспитания. Если в семье нет доверия и уважения к ребёнку, давление даст только негативный эффект. Например, если у подростка была неудачная попытка суицида, и папа говорит ему, что он расстраивает этим маму. Такое поведение родителя будет крайне отрицательно влиять на психику подростка, так как ребёнок и так им перегружен. Связь депрессии и чувства вины, как правило, бывает очень тесной. Соответственно, родитель своими обвинениями будет погружать подростка в ещё большее депрессивное состояние. Кроме того, высокая интенсивность чувства вины может сама по себе спровоцировать девиантное поведение подростка. Например, если родители налагают на ребёнка слишком большую ответственность, необоснованно обвиняют его, подобное отношение может подтолкнуть его к правонарушениям или зависимостям. Подросток может начать делать что-либо назло, выражая таким образом протест или обиду.

– Каким образом подобные методы в воспитании влияют на детскую психику?

– Высокая интенсивность переживания чувства вины связана с неудовлетворённостью собой, с сомнением в собственной ценности и тенденциями к самообвинению. Когда родители прибегают к манипулированию чувством вины, это в итоге приводит к тому, что ребёнок вырастает неуверенной в себе личностью, которая склонна к тревожности и имеет высокий уровень внутриличностного конфликта. Безусловно, ответственностью родителей является безопасность ребёнка и его воспитание. Однако делать это желательно не через давление и манипуляции, а через налаживание доверительных отношений, когда к подростку относятся как к личности и уважают его решения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector