Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диагностика заикания

Диагностика заикания

Диагностика, классификация типов логоневроза по причинам появления и симптоматике

 от заиканя

Содержание

Диагностика, классификация типов логоневроза по причинам появления и симптоматике

Степень тяжести заикания

Для определения степени тяжести заикания сначала обратимся к 88 статье расписания болезней положения о военно-врачебной экспертизе. Согласно этому положению, различают высокую и умеренную степень заикания.

Высокая степень

Заикание, охватывающее весь речевой аппарат, с нарушением дыхания и невротическими проявлениями, делающими речь малопонятной. При таком заикании наблюдается выраженная логофобия и избегание речевых ситуаций.

Наедине с самим собой наблюдается практически такое же сильное заикание, как при общении с людьми.

Умеренная степень

Заикание, делающее речь недостаточно внятной. Умеренным заиканием считается лишь задержка произношения, «спотыкание» в начале фразы, остальные слова небольшой фразы произносятся свободно или с небольшими задержками.

Наедине с самим собой заикание проявляется значительно меньше, чем при общении с людьми, либо отсутствует вовсе.

Легкая степень

Заикание легкой степени проявляется только в стрессовых ситуациях. Во всех остальных случаях, в спокойной и комфортной обстановке речь свободная. Такое заикание чаще всего незаметно для окружающих в спонтанном общении. Логофобия практически не влияет на поведение заикающегося.

Заикание почти не наблюдается либо отсутствует наедине с самим собой.

Степень выраженности заикания определяется путем динамического наблюдения за состоянием речевой функции в различных условиях и оценивается по ее состоянию в моменты наиболее выраженного проявления, например в стрессовых ситуациях. Степень заикания может меняться в зависимости от эмоционального состояния и многих других факторов.

Этиоло гическая класси фикация

В зависимости от причин, по которым появилось заикание, принято выделять психогенное, органическое и наследственное заикание.

Психогенное заикание

Или невротическое заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм в детстве или в старшем возрасте.

Органическое заикание

Или неврозоподобное заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий. Например, такое заикание может появиться вследствие осложнений во время родов, черепно-мозговых травм, перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, отравлений нейротоксичными веществами.

Наследственное заикание

Предрасположенность к такому заиканию передается по наследству и связана с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA.

Важно учитывать понятие предрасположенности к заиканию. Например, вследствие индивидуального статуса нервной системы, генетических или врожденных особенностей, перенесенных травм или неврологических патологий у человека может быть только предрасположенность к заиканию, без каких-либо явных нарушений речи. В таком случае заикание может проявиться только в определенных условиях, например после испуга или перенесённого стресса. Такое заикание будет сложно отнести отдельно к невротическому или неврозоподобному, поэтому этиологическая классификация является условной.

При истинно органическом (неврозоподобном) заикании в ряде случаев можно диагностировать различные неврологические патологии при помощи ЭЭГ, томографии МРТ, КТ и ПЭТ, а также рентгенограмме головного мозга. Во всех остальных случаях заикание можно считать психогенным, хотя даже серьезная диагностика не всегда дает точный ответ насчет этиологии заикания.

Тип судорожной активности при заикании

Исследования показывают, что в момент заикания к определенным речевым мышцам поступают сигналы к сокращению и расслаблению одновременно. Это приводит к сужорожному сокращению речевых мышц. Есть два вида судорожных сокращений — тоническое и клоническое, отсюда выделяют три вида заикания:

Тоническое заикание

Характеризуется продолжительным, статичным напряжением речевой мускулатуры при попытке произношения. Напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе дыхательные и голосовые. Это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться десятки секунд.

Читайте так же:
Шкала реактивной и личной тревожности спилбергера ханина

Клоническое заикание

Характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением речевой мускулатуры, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание, так как в большинстве случаев заикание является смешанным тонико-клоническим.

Тонико-клоническое заикание

Наблюдается у большинства заикающихся, объединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип судорожной активности речевой мускулатуры.

Локализация судорожной активности

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

Типы и виды заикания, диагностика

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

По причине возникновения *

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

По типу речевых судорог

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

По локализации речевых судорог

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.
Читайте так же:
Я избавился от заикания взрослый

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

По степени тяжести

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.
Читайте так же:
Профилактика тревожности детей в дошкольном возрасте

По степени логофобии

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

Особенности симптоматики заикания у взрослого

Объем программы: 1080 уч. часов

Длительность обучения: 6 месяцев

Начало обучения: ежемесячно с первого числа каждого месяца

Стоимость:

25 000 рублей при единовременной оплате.

27 000 рублей при оплате частями.

Формат проведения: дистанционное обучение.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Приглашаем вас принять участие в программе профессиональной переподготовки «Логопедия. Диагностическая и коррекционная работа с пациентами с речевой патологией».

alt=»‼» />Обучение реализуется полностью в дистанционном формате и предполагает освоение образовательных материалов в личном кабинете и участие в живых ОНЛАЙН вебинарах, где вы сможете решить все сложности, задать волнующие вас вопросы, а главное, получить качественные и исчерпывающие ответы у наших лучших преподавателей! alt=»‼» />

Ближайший вебинар «Ответы на вопросы» состоится уже 12 ноября с 18.00-19.30.

Преподаватель: Симонова Екатерина Сергеевна

По итогам освоения программы будет выдан диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Логопед», изготовленный в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте так же:
Народный доктор энурез лечение энуреза

Зачем этому учиться?

По мнению ряда авторов, речь, а главное — сформированное в результате нормального развития речевое мышление, и делает человека человеком. К сожалению, столь важная функция может пострадать в любом возрасте в силу самого различного ряда причин — начиная теми или иными вариантами поражения центральной нервной системы, травмами и очаговыми поражениями головного мозга и заканчивая социальной депривацией, педагогической запущенностью, психологическими проблемами и сложностями.

Хороший логопед способен не только помочь нормальному развитию речевой функции здорового ребенка, но и может работать с детьми с особенностями в развитии (врожденными и приобретенными), а также участвовать в коррекционной работе со взрослыми людьми, речевая функция которых нарушена из-за травм, инфекций, инсульта.

Таким образом, качественно подготовленный логопед может работать в сфере образования, здравоохранения, социальной помощи, в том числе в условиях частных кабинетов, психологических и развивающих центров.

На курсе по логопедии и организации логопедической работы вам предстоит изучить ряд профильных дисциплин и овладеть навыками коррекционной работы, чтобы получить квалификацию логопеда.

Эта программа для вас, если вы:

  • желаете трудиться в качестве логопеда, формировать у людей навыки грамотной речи и чистого произношения;
  • стремитесь овладеть методиками коррекции внешнего и внутреннего оформления высказывания, устной и письменной речи;
  • планируете освоить технологии и формы профессионального взаимодействия с детьми с патологиями речи, научиться сотрудничать с родителями воспитанников и обучающихся по вопросам коррекционно-развивающего обучения.

Цели и задачи курса

На курсе ведётся подготовка квалифицированных специалистов в области дефектологического образования, способных работать над коррекцией устной и письменной речи. Программа начинается с изучения основ специальной психологии и педагогики. Далее вам предстоит изучить анатомию, физиологию и патологию органов чувств. Вы научитесь различать развитие речи в норме от недоразвития. В разделе специальных дисциплин рассматриваются основы логопедии, логопсихологии, коррекции различных нарушений речи, формы логопедической работы с детьми и взаимодействия с их родителями.

Брадилалия

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым нарушением свойствен медленный темп речи с длительными паузами между отдельными фразами. Механизм брадилалии устроен так, что замедляется не только внешняя речь, но и внутренняя — человек с данной патологией медленно думает. Помимо устной речи могут страдать чтение и письмо: данные процессы могут осуществляться медленнее, чем это происходит у людей без речевых патологий и нарушений.

Данное речевое нарушение со временем может повлечь за собой осложнение в форме заикания, хотя изначально и не носит судорожный характер. Пациенты с брадилалией часто подвержены психологическому дискомфорту, вызванному тем, что зачастую окружающие неосознанно избегают коммуникаций с таким человеком, так как с ним довольно трудно общаться.

Причины брадилалии

Нередко специалисты связывают брадилалию с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако, стоит отметить, что данный дефект может появиться у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью. Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Выделяют следующие причины возникновения брадилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • интоксикация плода в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора; — опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь: отсутствие интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Симптоматика брадилалии

Такая речевая патология как брадилалия может наблюдаться в любом возрасте. Основная симптоматика нарушения связана с речевым и моторным дисбалансом. Медленный темп речи при брадилалии — лишь один из симптомов, помимо которого существуют и другие:

  • Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
  • Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
  • Монотонность речи.
  • Отсутствие модуляции голоса.
  • Плохая моторика и координация движений.
  • Слаборазвитая мимика.
  • Отсутствие эмоциональности.
  • Вялость и медлительность движений.
Читайте так же:
Упражнения по коррекции заикания у школьников

Стоит отметить, что при проявлении всех этих симптомов, слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге (рассказе, пересказе и т. д.). Люди, страдающие брадилалией, с трудом могут включиться в какой-либо вид деятельности, а затем переключиться на другое дело.

Чаще всего симптомы брадилалии можно наблюдать у детей. Родителям важно не списывать это на особенности темперамента ребенка, а при проявлении симптоматике сразу обратиться за консультацией к специалисту. Своевременное обследование малыша позволит вовремя установить причины появления речевой патологии, а также начать принимать необходимые меры для коррекции речи.

У детей с брадилалией наблюдаются трудности с развитием внимания и памяти. Таким детям свойственны медлительность в размышлениях, трудности построения логических умозаключений. Часто ребенку с подобной патологией тяжело переключиться с одного занятия на другое. Осознавая свою проблему, малыш может еще сильнее замкнуться в себе, что повлечет за собой различные психологические переживания. Сильное расстройство нейродинамики в дальнейшем может вызвать у него заикание.

Коррекция брадилалии

Лечение брадилалии, как и любого заболевания, должно носить комплексный характер. Если у Вашего ребенка наблюдаются симптомы брадилалии, необходимо проконсультироваться с психологом и психотерапевтом.

Первостепенную помощь в коррекции данной речевой патологии оказывает логопед. Особенно эффективны при брадилалии занятия логоритмикой: дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением.

Также, положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребенка оказывают:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • подвижные и развивающие игры;
  • аутогенные тренировки;
  • пение, танцы, спорт;
  • чтение книжек, отгадывание загадок.

Стимуляция скорости речи у детей проходит постепенно в несколько этапов:

  • На первом этапе логопед произносит простую фразу (например, «котёнок пил тёплое молоко»), задавая темп речи (дирижированием, хлопками в ладоши или простукиванием ритма по столу). Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
  • На втором этапе дети быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  • Третий этап коррекционной работы заключается не только в стимуляции скорости речи, но и работу над ее выразительностью. С детьми ставят сценки, где они разучивают инсценировки по ролям, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
  • На четвертом (заключительном) этапе дети работают со скороговорками и чистоговорками, которые способствуют закреплению полученных навыков и развитию речевой моторики.

Своевременное выявление наличия речевой патологии, а также вовремя проведенная коррекционная работа дают положительный прогноз развития речевых навыков ребенка. Лечение проходит успешно при регулярных занятиях и комплексной поддержке медицинских специалистов. Однако, обращаем Ваше внимание, что даже после положительной коррекции брадилалии, малышу нужен контроль и поддержка родителей, так как самому ему первое время будет трудно следить за состоянием своей речи.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector