Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

129469 (Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию), страница 9

129469 (Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию), страница 9

Документ из архива «Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, имеющих психосоматическую патологию», который расположен в категории «дипломные работы». Всё это находится в предмете «психология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «психология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «129469»

Текст 9 страницы из документа «129469»

Задачу исследования по сравнению факторных структур, полученных в выборках учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, мы решили с помощью сравнительного анализа факторных структур (см. таблицу 3.15).

Таблица 3.15. Сравнительная таблица факторных структур показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья

Пережив. соц. стресса

Фрустр.потреб. в дост. успеха

Страх сит. проверки знаний

Страх не соответ. ожид. окр.

Низкая физиол. сопр. стрессу

Пробл. и страхи в отн. с уч.

Гипертимный тип акцентуац/

Возбудимый тип акцентуации

Эмотивный тип акцентуации

Тревожный тип акцентуации

Педантичный тип акцентуации

Циклотим. тип акцентуации

Экзальтирован/ тип акцент.

«А» – сфера общительности

«C» – эмоц. неустойч./устойчив.

«G» – нормативность поведения

«O» – уверен. в себе-тревожность

«Q2» – выс. самооц.-низ. самооц.

«Q3» – низ. – выс. самоконтр. «Я»

«Q4» – низ. – выс. рабоч. напряж.

Удельный вес фактора

Рассматривая факторные структуры, полученные в исследуемых группах учащихся, мы уже заметили различия, как впрочем, и сходства по некоторым взаимосвязям.

Рассмотрим структуры факторов в общей таблице 3.15. Так, если у учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья, мы определили такие факторы как:

«Симптомокомплекс личностных свойств, обуславливающих школьную тревожность учащихся».

«Фактор акцентуаций характера, обусловленных экстра-интроверсией».

«Фактор сферы общительности, объясняющей проявления школьной тревожности учащихся».

В группе учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, факторный анализ показал другие структуры:

«Фактор самооценки, обуславливающей акцентуации характера и общительность подростков».

«Фактор школьной тревожности, обусловленной состоянием здоровья подростков».

«Фактор фрустрации потребности в достижении успеха, обусловленной возбудимым и застреваемым типами акцентуаций характера».

Выводы по практической части исследования

Сравнительная описательная характеристика выборки испытуемых учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья, а также t – критериальный анализ Стьюдента определили:

Учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья, в большей степени характеризует переживание социального стресса.

Они в большей степени проявляется фрустрация потребности в достижении успеха, которая не позволяет им развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Учащихся, имеющих первую группу психосоматического здоровья, в большей степени характеризует ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков.

Они тревожатся по поводу оценок.

Учащимся с первой группой психосоматического здоровья в большей степени присущи подозрительность и наличие собственного мнения.

Подростки, имеющие определённые соматические заболевания, то есть вторую группу здоровья, отличаются выраженностью акцентуации характера по возбудимому типу.

В группе учащихся, имеющих вторую группу здоровья более выражены: «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «проблемы и страхи в отношениях с учителями».

Подростки с определёнными соматическими заболеваниями в большей степени проявляют осторожность (при этом они вполне могут быть серьёзными, молчаливыми, пессимистично настроенными и осмотрительными).

Подростки с первой группой здоровья, наоборот, веселы, полны энтузиазма. Они активны, иногда могут быть безалаберными и импульсивно-живыми.

Подростки с первой группой психосоматического здоровья независимы, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Они могут не считаться с общественным мнением, но не обязательно играют при этом доминирующую роль в отношении других (они просто не нуждаются в их согласии и поддержке).

Подростки со второй группой психосоматического здоровья в большей степени проявляют зависимость от группы, то есть они «присоединяющиеся» и ведомые.

Таким образом, t – критериальный анализ Стьюдента подтвердил гипотезу исследования о том, что существуют различия в выраженности показателей исследования в группах учащихся с разным уровнем психосоматического здоровья.

Читайте так же:
Методика определения тревожности 4 класс я сам

Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ, проведённые в обеих выборках учащихся, подтвердили гипотезу исследования о том, что уровень психосоматического здоровья оказывает влияние на выраженность личностных свойств (в частности, тревожность) учащихся.

Причинами возникновения психосоматических болезней, связанных с психосоматикой могут послужить: сильные переживания, стрессы, длительное нахождение человека в отрицательной психологической обстановке и т.п.

Существуют взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма (в рамках этого подхода рассматриваются многочисленные соматические заболевания и функциональные расстройства организма, возникновение и течение которых зависит преимущественно от психосоциальных обстоятельств).

Заболевания часто являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа.

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на соматическое состояние человека.

При длительном существовании неудовлётворенности жизненной ситуацией может развиваться то или иное хроническое соматическое заболевание. Ведь именно неудовлетворенные потребности создают скрытые мотивы (в том числе неосознаваемые самим человеком), часто проявляющиеся в форме физического недомогания.

Стресс влияет на усиление восприимчивости организма к заболеваниям. Хронический стресс приводит к гормональным нарушениям и к подавлению иммунной системы организма.

Уровень эмоционального стресса, вызванного внешними событиями, зависит от того, как этот конкретный человек эти события интерпретирует и переживает.

Возникновение психосоматических расстройств напрямую связано с подавлением своих эмоций и желаний (то есть их нужно выражать).

Линия психосоматического заболевания может развиваться так: потеря, которая воспринимается, как нарциссическая травма и чувство потери воспринимается непреодолимым – депрессия с чувством беспомощности и безнадёжности – телесные нарушения.

В объяснении психосоматических заболеваний признаётся многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Среди них: личностные особенности – такие как – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, неспособность контролировать эмоции и прочие.

Монографии и учебная литература

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 352 с.

Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006, стр. 315.

Дубровина И.В. «Об индивидуальных особенностях школьников». М. 1975.

Зубарев В.М., Иванов Н.М., Кремлева О.В., Южаков В.Н. Особенности психических расстройств у больных с различными соматическими заболеваниями. /Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Сборник научных трудов, Ленинград, 1990, стр. 128–129.

Ильин Е.П. «Дифференциальная психофизиология». М. 1999.

Квасенко А.В. «Психология больного». Ленинград, 1980.

Колесников В.Н. «Лекции по психологии индивидуальности» М.

Конечный А.В., Боухал М. «Психология в медицине». М. 1984, стр. 123.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. – (Серия «Мастера психологии»)

Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. /Москва: ООО «Издательство Уникум – Пресс», ООО «Издательский дом Инфра», 2000, стр. 269, 173.

Васютин А.М. Здоровье не купишь…/М: издательство ЭКСМО, 2004, стр. 448.

Николаева В.В. «Влияние хронической болезни на психику». М. 1987. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.-315 с.

Петров В.И. Качество жизни и здоровье / В.И. Петров, Н.Н. Седова. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Институт человека, 2003 – С. 54, 71–77.

«Психология современного подростка» под ред. Фельдштейна Д.И.М. 1987.

Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья. /Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок – Мн.: Харвест. 2003. стр. 640.

Психотерапевтическая энциклопедия. /Под редакцией Б.Д. Карвасарского – СПб. «Питер», 2002, стр. 1024.

Резникова Т.Н., Смирнов В.М. О моделировании внутренней картины болезни. /Проблемы медицинской психологии, Ленинград «Медицина», Ленинградское отделение, 1976.

Читайте так же:
Снятие тревожности у детей начальной школы

Выготский Л.С. Собр. Соч. М.: Педагогика, 1983 – Т.5. – стр. 157.

Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. /М: Академический проект, 2003, стр. 192.

Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общее, клиническое, патопсихология. /Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003, стр. 512.

Ташлыков В.А. Стили невротического поведения (на основе типологии внутренней картины болезни). /Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Сборник научных трудов, Ленинград, 1990, стр. 44–49.

Ташлыков В.А. «Психология лечебного процесса». Л.1984.

Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. /Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Сборник научных трудов, Ленинград, 1990, стр. 32–38.

Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1994.

Журнальная статья

Журавлев А.Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека (по материалам исследований ИП РАН) // Психологический журнал, том 25, номер 3, май – июнь 2004, с. 107 – 117.

Особенности проявлений тревожности у подростков из семей с разным типом воспитания

В настоящее время все более актуальным становится исследование различных видов тревожности и их взаимосвязь с стилем воспитания в семье. Знание подобного рода закономерностей дает возможность педагогу-психологу быть достаточно ориентированным в пространстве своей профессиональной деятельности и эффективно справляться с проблемными ситуациями.

Исследования многих авторов (А.И. Захаров, А.М. Прихожан) показывают, что факты неблагополучия, характеризующие особенности детско-родительских отношений, и в первую очередь стилей родительского воспитания оказывают влияние на проявление у детей устойчивой тревожности. Таким образом, целью нашего исследования является связь проявлений тревожности у подростков и стилей семейного воспитания их родителей.

Объектом исследования выступили подростки с разным уровнем тревожности (ситуативной, личностной, оценочной), учащиеся 7-х классов.

Предмет исследования: проявления тревожности у детей из семей с разным стилем воспитания. В ходе исследования мы предположили, что высокий уровень тревожности у подростков взаимосвязан с определенными стилями семейного воспитания родителей.

Методологической основой исследования послужили концепции тревожности Ч. Д. Спилберга, А. М. Прихожан и стилей семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера и Л. И. Вассерман.

Научная новизна работы заключаются в том, что в ходе исследования изучены и раскрыты специфика проявления тревожности и закономерности её проявления у мальчиков и девочек подросткового возраста в зависимости от преобладающего стиля семейного воспитания. В исследовании приняли участие учащиеся 7-х классов МОУ: Гимназия №14 и МОУ СОШ №39 г. Ростова-на-Дону. Всего: 75 человек.

Полученные с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера результаты ситуативной тревожности (ST), личностной тревожности (LT) и оценочной тревожности подростки продемонстрировали следующие: преобладающее число подростков с сравнительно высоким уровнем тревожности по всем ее видам: ST-27%, LT-57% и OT-59%. Подростки, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать напряжением, выраженным состоянием тревожности постоянно или в течение длительного периода времени. Такие дети и их семьи и будут нуждаться в профессиональной помощи педагога-психолога.

По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман) оказались следующими: подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место. На третьем месте – непоследовательность, затем – директивность, и на последнем – враждебность. Так как отдельно исследовались стили семейного воспитания отца и матери, то можно сделать вывод о сочетании стилей в воспитании родителей, так как больших различий между ними не выявлено.

Для определения статистической связи видов тревожности и стилей семейного воспитания был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Итак, было выявлено наличие корреляционных связей различных по степени силы: значимую корреляцию (ρ=0,243, *ρ ≤ 0,05 корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя) и тенденцию к достоверной связи (ρ=0,191; -0,187; 0,179 и т. д.ρ ≤ 0,1 различия обнаружены на уровне статистической тенденции).

Читайте так же:
Диагностика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Оценочная тревожность у подростков положительно коррелирует с враждебностью обоих родителей (ρ = 0, 243 при ρ ≤ 0,05 и ρ = 0,179 при ρ ≤ 0,1 соответсовенно). Враждебные родители прежде всего агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения, следовательно имеет высокий уровень тревожности в ситуациях оценивания его родителями дома, а в школе учителями и сверстниками.

Выявлена взаимосвязь личностной тревожности и враждебности обоих родителей, причем со стороны мамы она несколько выше (ρ = 0,191 при ρ ≤ 0,05 – по матери и ρ = 0,175 при ρ ≤ 0,1 – по отцу). В данном случае речь идет о таком неблагоприятном стиле родительского воспитания – сочетание сверхтребовательности и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением – с другой. Все это, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень тревожности как личностной черты.

Также можно говорить об отрицательной корреляционной зависимости между личностной тревожностью и позитивным интересом со стороны отца и матери (ρ = -0,187 и ρ = -0,146 при ρ ≤ 0,1) и взаимосвязи между показателями личностной тревожности и директивностью со стороны обоих родителей (ρ = 0,158 и ρ = 0,149 при ρ ≤ 0,1. И наконец была определена связь личностной тревожности и автономности в воспитании отцов (ρ = 0,149 при ρ ≤ 0,1).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: высокий уровень тревожности подростков связан с определенными стилями семейного воспитания отца и матери.

Взаимосвязь тревожности и общительности у подростка
статья по психологии по теме

В статье раскрыты теоретические аспекты понятия «тревожность» и «общительность» в контексте подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования и определена степень взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_vzaimosvyaz_trev.doc107 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь тревожности и общительности у подростков

Решетникова Светлана Анатольевна, педагог-психолог,

первая квалификационная категория,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66

Аннотация: В статье раскрыты теоретические аспекты понятия «тревожность» и «общительность» в контексте подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования и определена степень взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, общительность, школьники, тревога, гендер.

В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения. Однако на пути развития может встать препятствие – тревожность.

Проблема тревожности является актуальной в современном мире. Социальная нестабильность, непредсказуемость будущего вызывают переживания напряжения, беспокойства, тревоги и тревожности. Проблема подростковой тревожности актуальна вдвойне. Так как она может воспрепятствовать успешной позитивной социализации молодых людей в обществе. Социализация так же не возможна без коммуникативных навыков. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и уровня общительности актуально, поскольку эта проблема является недостаточно разработанной в современных условиях социально-экономической нестабильности.

Цель исследования – определить характер взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков и дать ее психологическую интерпретацию.

Многие авторы рассматривают тревогу как признак и причину психического неблагополучия. Так, по мнению Ф. Б. Березина, любое нарушение сбалансированности системы человек – среда является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания [1], как неопределенное беспокойство представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный (и облигатный) механизм психического стресса [2:121].

Облигатность этого механизма вытекает из связи психического стресса с включением психологической переменной – угрозы [2], ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Ряд авторов выделяют тревогу как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент [3, 4, 5]. Личностная тревожность обуславливает отсутствие чувства базисной безопасности, что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним; и формирование неадекватных моделей поведения, что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению. По данным исследователей, наиболее информативными психологическими факторами риска развития нарушений психического здоровья у школьников, помимо сниженного уровня интеллекта, являются: несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность [2]. Но, тем не менее, не правомерно любое состояние тревоги расценивать как дезорганизующий фактор или как проявление психического нездоровья.

Требуется разделение тревоги на физиологическую (адаптивную) и патологическую (дезадаптивную). Переход одного варианта тревоги в другой, по мнению Ф. Б. Березина, определяется ее интенсивностью. Мы на этом основании сформулировали представление о существовании тревожного ряда [7], который включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения и нарастания тревоги: ощущение внутренней напряженности – гиперестезические реакции – собственно тревогу – страх – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – тревожно-боязливое возбуждение.

По К. Хорни [8] особенность невротической тревоги заключается в отсутствии вызывающей ее опасности, или, во всяком случае, в диспропорции между действительной опасностью и интенсивностью тревоги.

З. Фрейд утверждал, что, независимо от внешнего впечатления, опасность, которой страшатся при невротической тревоге, является столь же реальной, как и та, что вызывает «объективную» тревогу. Различие заключается в том, что при неврозе опасность конституирована субъективными факторами, а источники угрозы могут находиться в самом невротике. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия [8].

Ф. Б. Березин отмечает, что тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции [7]. Чем выше уровень тревожности, тем ниже возможности к самоактуализации.

Анализ патогенетической роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Тревога выступает либо как основное слагаемое различных психопатологических синдромов, либо как базис, на котором формируются психопатологические или психосоматические проявления.

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса об общительности, мы видим в исследованиях А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева и других, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта [9, 10]. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

В нашем исследовании общительность представляется как обобщенный показатель коммуникативных и интерактивных типов общения. Поэтому общительность можно рассматривать не только как свойство личности, но и как процесс реализации возможностей и развития способностей устанавливать и поддерживать контакты, формировать доверительные отношения осуществлять взаимодействие, преодолевать трудности общения.

Учащиеся юношеского возраста характеризуются возросшей общительностью. Старшеклассникам свойственно такое душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. Общение в этом возрасте во многом удовлетворяет потребность в деятельности, в признании, защищенности, интимной реакции. В нем старшеклассники ищут и находят доказательства своей социальной и человеческой ценности. При этом общительность у них часто парадоксально сочетается с застенчивостью, а застенчивость с раскованностью и даже развязностью [11].

Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на более или менее равных по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух аспектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.

Исследование взаимосвязи тревожности и общительности у детей подростков проводилось на базе МОУ №66 г. Саратова . Нами были протестированы 60 школьников в возрасте 13-16 лет, среди которых 30 девочек и 30 мальчиков.

В качестве экспериментального поля не случайно выбран ранний юношеский возраст: во-первых, — это возраст, в котором происходит переход более широкий мир социальных взаимоотношений, с более сложной иерархией взаимообусловленности и требующей личностной активности от каждого индивида; во-вторых, большинство сформированных в данный возрастной период личностных качеств приобретают устойчивый характер и, следовательно, результаты исследования носят прогностический характер.

Для проведения эксперимента для учащихся была создана комфортная обстановка и проведена беседа на тему особенностей общительности у подростков и необходимости проведения нашего исследования.

Для исследования уровня тревожности у испытуемых нами использовалась шкала ситуативной (реактивной) тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптирована Ю.Л. Ханиным). Для определения уровня общительности был применен опросник «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.

Взаимосвязь тревожности и коммуникативных способностей детей подросткового возраста

Основные критерии и характеристика психологических особенностей общения детей в подростковом возрасте. Анализ роли общительности школьников в формировании их личности и характера. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня общения и тревожности.

Подобные документы

Теоретический анализ проблемы влияния тревожности на основные свойства внимания. Диагностика уровня тревожности детей подросткового возраста. Исследование влияния уровня тревожности на основные свойства внимания детей подросткового возраста в школе.

курсовая работа, добавлен 26.03.2012

Теоретическое исследование особенностей саморегуляции тревожных школьников. Психологическая характеристика подросткового возраста. Тревожность как эмоциональный феномен. Особенности тревожности в подростковом возрасте – эмпирическое исследование.

дипломная работа, добавлен 28.03.2014

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности детей дошкольного возраста с уровнем тревожности матери. Изучение причин возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. Анализ результатов диагностики.

дипломная работа, добавлен 25.11.2019

Ознакомление с психологическими основами использования методов изучения личности в подростковом возрасте. Определение уровня тревожности по шкале самооценки тревожности Спилберга-Ханина. Исследование и характеристика проблем тревожности в психологии.

дипломная работа, добавлен 01.08.2017

Факторы, влияющие на развитие тревожности у детей. Эмпирическое исследование особенностей проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психокоррекционная работа по преодолению тревожности у детей с ЗПР.

дипломная работа, добавлен 27.11.2017

Понятие, классификация и особенности механизмов тревожности дошкольников. Методы диагностики тревожности у детей. Эмпирическое исследование и психологическая характеристика гендерных аспектов тревожности на примере детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 30.03.2017

Понятие тревожности в психологии. Особенности тревожности у детей подросткового возраста. Особенности поведения тревожных детей. Методика диагностики уровня школьной тревожности «тест Филлипса». Личностная шкала проявления тревоги Джона Тейлора.

курсовая работа, добавлен 05.01.2012

Научно-теоретические основы тревожности и агрессивности у детей подросткового возраста. Основные подходы к изучению агрессивности человека в зарубежной и отечественной психологии. Понятие беспокойства и механизмов эмоциональной защиты у школьников.

дипломная работа, добавлен 22.04.2014

Особенности развития детей дошкольного возраста. Самооценка дошкольника и условия ее формирования. Взаимосвязь уровня развития самооценки и тревожности дошкольников в зависимости от стиля педагогического общения, рекомендации по коррекции стиля педагога.

курсовая работа, добавлен 01.02.2012

Тревога, тревожность и страх: соотношение понятий, симптомы и формы проявления. Психологические особенности подросткового возраста. Внутриличностные источники тревожности. Эмпирическое исследование причин устойчивой тревожности в подростковом возрасте.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector