Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет, задачи и методы семейного воспитания

Предмет, задачи и методы семейного воспитания

Структура семьи. Определение понятия семья с точки зрения системного анализа. Характеристики членов семьи, культурный стиль семьи, идеологический стиль семьи. Внутренние страте гии семьи. Разные виды поддержки семьи на разных этапах жизненного цикла. Семейные взаимодействия. Понятия «семей ные подсистемы», «сплоченность», «гибкость(адаптивность)», « коммуникация ». Модель структуры семьи Олсон. Сбалансиро ванные семьи. Нестабильные, дисгармоничные семьи, семейный конфликт, родительские установки. Жизненный цикл семьи. Стадии и переходы жизненного цикла семьи. Функции семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Вопрос 3. Концепции семейного воспитания детей с отклоне ниями в развитии

Исторический аспект. Патриархальная, авторитарная семья, предпринимательская модель семьи и социально приемлемые модели воспитания детей с отклонениями в развитии. Партнерс кая модель семьи и социально-приемлемые нормы воспитания детей с отклонениями в развитии. Современные подходы к мо дели семьи. Создание плюралистической семейной модели- Обо снование необходимости государственной и общественной под держки семьи. Концепция нормализации семейной жизни. Обо снование необходимости организации широкой сети государ ственных и общественных учреждений для оказания помощи семье, вытекающей из концепции нормализации семейной жиз ни. Концепция семейного воспитания «Особые дети в России». Основные положения концепции, их обоснование.

Вопрос 4. Методы изучения семьи

Информация, которую можно получить от родителей. Соци ологические опросы, интервьюирование, анкетирование. Пси хотерапевтические приемы и методы психокоррекции, позво ляющие одновременно изучать и корректировать педагогичес кие позиции родителей. Изучение опыта семейного воспита ния специалистами дошкольного учреждения. Схема сбора све дений о родителях и других членах семьи. Метод наблюдения. Принципы диагностической работы с родителями. Информация, которую можно получить от ребенка. Рисуночные тесты, проективные методы: игровые задания, методики комменти рования картинок. Методики завершения рассказа, неокончен ных предложений.

Вопрос 5. Основные характеристики семьи нестандартного ребенка

Интеграционные тенденции. Реакции родителей. Пути по мощи. Отношение в обществе к семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Семейный алкоголизм. Алкоголь ный синдром плода. Особенности воспитания ребенка в много детной семье. Семья ребенка с шизофренией. Обучение прием ных родителей уходу за ребенком и стимуляции его развития. Некоторые формы неправильного воспитания, относящиеся к категории жестокого обращения с детьми, пренебрежение нуж дами ребенка (моральное насилие).

Вопрос 6. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии

Психотерапия детей дошкольного возраста. Игровая пси хотерапия. Арттерапия. Психотерапевтический эффект про грамм домашнего обучения. Методы групповой и индивидуаль ной психотерапии. Психогигиена семейного воспитания ребен ка. Влияние эмоционального стресса на семейные отношения. Информация, которую можно получить в медико-генетической консультации. Ассоциации родителей.

Вопрос 7. Основы компенсирующего воспитания детей с откло нениями в развитии в семье

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Важность коррекционного семейного воспитания в первые годы жизни ребенка в семье. Особенности психического развития ребенка как основа построения коррекционно-компенсаторного про цесса. Основные положения коррекционной работы и взаимо действия специалистов и родителей. Права ребенка, закреп ленные в Конвенции о правах ребенка. Право на образование, на сохранение своей индивидуальности. Безоценочное приня тие ребенка, понимание его ситуации. Основные формы взаи модействия специалистов и родителей. Современные тенден ции интеграции. Задачи и этапы коррекционного воспитания. Значение укрепления здоровъй. Единство процессов воспитания, обучения и ухода. Нормализация биологического ритма «сон — бодрствование». Как обучить малыша опрятности и раз вить навыки самообслуживания. Развитие ручных навыков. Ре жим дня для ребенка раннего возраста с отклонениями в разви тии. Как развивать сенсорные функции и различные виды па мяти. Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения. Развитие игровых навыков. Совершенствование дви гательных функций и ориентации в пространстве. Организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в разви тии. Этапы лечебно-педагогической помощи учреждениями Минздрава, органами социальной защиты, учреждениями Ми нистерства образования и общественными организациями.

Вопрос 8. Ребенок с проблемами интеллектуального развития в семье

Положение ребенка в семье. Стереотипы отношения к ум ственно-отсталому ребенку учителей и родителей. Основные направления работы специалиста с семьей. Некоторые особые формы интеллектуальных нарушений. Особенности развития. Отношение в обществе. Пути помощи.

Вопрос 9. Воспитание детей с сенсорными нарушениями в семье

Ребенок с нарушением слуха в семье

Причины нарушений слуха. Роль наследственных и экзо генных факторов в происхождении нарушений слуха у детей. Особенности реакции на звук в младенческом возрасте. Осо бенности психического развития глухого ребенка на первом году жизни. Реакции на звук и голосовые реакции к концу первого полугодия жизни. Особенности локализации звука в пространстве. Особенности моторики. Отставание в развитии предметных действий, сюжетной игры, повышенная пресы-щаемость, неустойчивость функций активного внимания. Осо бенности поведения у детей с ранним органическим пораже нием мозга. Реактивные состояния у оглохших детей. Осо бенности интеллектуального развития и речи. Вторичная пар циальная задержка интеллектуального развития, связанная с нарушением слуха. Сочетанные дефекты слуха и интеллекта. Подходы к коррекционно-развивающему воспитанию. Стиму ляция слухового восприятия и речевого развития, подключе ние сохранных анализаторов, раннее использование сурдотех-ники. Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей в раннем возрасте. Роль семьи в социа лизации неслышащего ребенка, его интеграции в общество.

Вопрос 10. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье Особенности развития зрительных функций на первом году жизни, их нарушения. Причины неадекватного эмоцио нального развития ребенка с нарушением зрения. Причины сво еобразного снижения результативности интеллектуальной ак тивности у детей с нарушением зрения. Особенности мышле ния, речи и других предпосылок интеллекта. Структура слож ного дефекта при сочетании нарушений зрения и интеллекта. Позиции родителей детей с нарушениями зрения. Ранняя сти муляция психического развития ребенка. Развитие остаточно го зрения. Воспитание восприятия частей собственного тела, формирование начальных пространственных представлений, развитие чувствительности пальцев рук. Общие стратегии нор мализации жизни семьи. Формы организации работы специа листов детского сада с родителями незрячих детей.
Вопрос 11. Воспитание в семье детей с нарушениями эмоцио нально-волевой сферы и поведения

Читайте так же:
Что такое шизофрения и как от нее избавиться

Воспитание ребенка с нарушениями коммуникативного по ведения в семье

Развитие общения в раннем возрасте. Характеристика детей с аутизмом. Совместная работа специалистов и родителей по воспитанию аутичных детей и подготовке их к взрослой жиз ни. Причины и механизмы тяжелых форм негативизма. При емы и методы их преодоления. Примерные темы бесед с роди телями аутичных детей. Опыт клубной работы с аутичными детьми в ИКП РАО. Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью.

Вопрос 12. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигатель ного аппарата в семье

Воспитание в семье ребенка с ДЦП. Ранняя стимуляция раз вития. Коррекция двигательной сферы. Дополнительные нару шения и их коррекция. Системапомощи детям с ДЦП. Ребенок с микродистрофией Дюшенна в семье. Современные методы лечения и коррекции. Психотерапевтическая помощь семье.

Вопрос 13. Ребенок с нарушениями речевого развития

Социальные и биологические причины речевых нарушений. Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста. Ранняя стимуляция доречевого и раннего ре чевого развития. Развитие начальных навыков общения у ре бенка с отставанием речевого развития. Логопедическая рабо та. Установление контакта с ребенком, стимуляция звукопод ражания, развитие пассивного речевого запаса, формирование восприятия звуков речи, развитие фонематического восприя тия и операций звукового анализа, развитие слухового контро ля, работа над дыханием. Некоторые рекомендации родителям. Примеры заданий для подготовки детей к письменной речи.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Методы изучения семьи.

2. Концепции семейного воспитания.

3. Теория семейного кризиса.

4. Ребенок с нарушением интеллекта в семье.

5. Воспитание глухого ребенка в семье.

6. Воспитание ребенка с глубоким нарушением зрения в семье.

7. Воспитание ребенка с нарушением общения в семье.

8. Взаимодействие специалистов и родителей при воспита нии детей младенческого и раннего возраста с проблемами в развитии в семье.

9. Новые технологии воспитания и обучения детей с откло нениями развития.

10. Ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.

11. Воспитание в семье детей с особыми формами отклоне ний в развитии.

12. Ребенок с синдромом Дауна в семье.

13. Воспитание ребенка с церебральным параличом в семье.

14. Программы раннего вмешательства в развитие.

15. Воспитание ребенка с отставанием речи в семье.

16. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с от клонением в развитии за рубежом.

17. Система помощи семьям, воспитывающим ребенка с от клонением в развитии в нашей стране.

18. Советы родителям по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в семье.

19. Проблема жестокого обращения с детьми.

20. Воспитание приемных детей с отклонениями в развитии в семье.

21. Семейный алкоголизм. Пути помощи.

22. Воспитание детей в семьях с психически больными родителями.
Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет и задачи семейного воспитания детей с пробле мами в развитии.

2. Социально-экологическая модель семьи. Современные под ходы к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.

3. Жизненный цикл семьи, имеющий ребенка с отклонени ями в развитии.

4. Структура семьи ребенка с отклонениями в развитии.

5. Культурный стиль семьи и его влияние на ее адаптацию.

6. Идеологический стиль и стратегии семьи «особого» ребенка. Динамические характеристики системы семейных взаи моотношений: сплоченность, гибкость, коммуникация.

8. Сплоченность семьи как одна из динамических характе ристик семейных отношений.

9. Влияние семейных коммуникаций на раннее развитие ребенка с проблемами в развитии.

10. Этапы и переходы семейного цикла.

11. Семейные функции. Смена приоритетов на различных стадиях жизненного цикла.

12. Теории семейного цикла.

13. Концепция нормализации семейной жизни.

14. Концепции семейного воспитания детей с отклонения ми в развитии.

15. Исторический аспект изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

16. Модель патриархальной и партнерской семьи. Подходы к воспитанию ребенка с отклонениями в развитии.

17. Плюралистическая модель семьи. Пути помощи в вопро сах воспитания ребенка с особыми потребностями.

18. Общие проблемы семей, воспитывающих детей с откло нениями в развитии.

19. Семьи группы риска.

20. Психотерапевтическая работа с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

21. Психотерапия в процессе коррекционной работы с ребен ком с отклонениями в развитии.

22. Психогигиена семейного воспитания.

23. Психотерапевтические программы работы с родителями.

24. Направления групповых коррекционных занятий.

25. Этапы группового психокоррекционного занятия.

26. Информация, которую родители могут получить в меди ко-генетической консультации.

27. Формы организации лечебно-коррекционной работы спе циалистов с семьей.

Читайте так же:
Кто более склонен к шизофрении

28. Формы интеграции « особых » детей дошкольного возраста.

29. Основные положения коррекционной работы с проблем ным ребенком и его семьей.

30. Новые технологии воспитания и обучения детей в семье.

31. Взаимодействие родителей и специалистов при семей ном воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

32. Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением интеллекта.

33. Позиции родителей и специалистов по отношению к ре бенку с нарушением интеллекта.

34. Позиция окружающих по отношению к семье, воспиты вающей ребенка с нарушением интеллекта.

35. Система помощи семье, воспитывающей ребенка с откло нением в развитии.

36. Основные направления коррекционной работы с ребен ком с нарушениями интеллекта и его семьей.

37. Особенности воспитания ребенка с нарушением слуха в семье.

38. Воспитание ребенка с миодистрофией Дюшенна в семье.

39. Физическое воспитание ребенка с ДЦП в семье.

40. Назовите общие закономерности развития при наруше ниях сенсорной сферы.

41. Особенности воспитания незрячего ребенка раннего воз раста в семье.

42. Взаимодействие специалистов и родителей при воспита нии детей с сенсорными нарушениями в семье.

43. Признак сенсорной недостаточности у ребенка раннего

44. Особенности проявления аутизма в раннем детском возрасте.

45. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП и их коррекция в семье.

46. Взаимодействие специалистов и родителей в процессе воспитания аутичного ребенка.

Консультация для родителей детей с шизофренией

Конечно, шизофрения – это заболевание, которое ограничивает действия не только самого больного. С трудоустройством, созданием семейных отношений, продолжением рода возникают проблемы. Что касается последнего вопроса, то ученые исследовали, что от родителя-больного шизофренией данный недуг может в 25% передаться к ребенку. Поэтому при диагностировании заболевания, беременность – большой риск.

Такой диагноз полностью меняет привычный образ жизни родственников ребенка больного шизофренией. Как правило, многие из них пытаются пожалеть его, создать для него лучшие условия, окружить гиперопекой. Однако такое поведение со стороны близких только раздражает больного, и это нужно уяснить раз и навсегда. Делать все это стоит, но ненавязчиво.

Прежде чем приступить к рекомендациям, следует акцентировать внимание на том, что шизофренические отклонения глубоко индивидуальны. У одних детей они сопровождаются замкнутостью, у других – агрессией. Поэтому строить жизнь нужно, исходя из характера протекания болезни. С особо агрессивными представителями недуга нормально существовать невозможно, поэтому они лечатся в психиатрической клинике на стационаре. В любом случае консультацию, касаемо обустройства быта, может дать только квалифицированный врач.

Если Ваш ребенок болен шизофренией

В случае детской шизофрении, пожалуй, данное заболевание является даже более опасным, чем в зрелости. Так, ребенок не всегда сможет себя защитить, не разборчив в людях, может подвергаться детским насмешкам и т. д. Поэтому родителям необходимо следить за безопасностью своего чада, в буквальном смысле контролируя его каждый шаг.

Момент детской безопасности продумайте до мелочей. Дома уберите с видного места таблетки, колющие предметы.

Шизофрения у детей: симптомы, диагностика

Особые трудности в диагностике и лечении вызывает ранняя форма шизофренического процесса — шизофрения у детей. Симптомы и признаки болезни в разные периоды детства отличаются и трудно поддаются описанию и систематизации. Подтверждением диагноза и подбором терапии должен заниматься грамотный врач-психиатр, который имеет многолетний опыт работы с детьми больными шизофренией.

Детская шизофрения начинается в раннем возрасте, когда психика только начинает развиваться.Это порождает три особенности:

• стертость клинической картины — симптомы болезни не достигают уровня взрослой шизофрении. Например, признаками шизофрении у детей до года являются неадекватная реакция на дискомфорт, равнодушие к матери и близким. Сами по себе они кажутся ничтожными, но умелый психиатр может уже в столь малом возрасте выявить ребенка из группы риска;

• детская специфика — заболевший ребенок много и странно фантазирует, рассуждает на философские темы; может стремится к асоциальности, бродяжничеству, употреблению алкоголя и наркотических веществ;

• неравномерность развития — периоды опережения нормы чередуются с задержками. Например, ребенок поздно встал и научился ходить, но рано заговорил целыми фразами.

Эти особенности позволяют лучше понять, как проявляется шизофрения у детей в зависимости от возраста начала болезни.

Как проявляется шизофрения у детей

В два года у ребенка появляется собственная речь. До этого момента основные признаки — это нарушения эмоциональной связи с матерью и обусловленное галлюцинациями поведение. Ребенок видит или слышит реальное лишь для него и ведет себя соответственно.Самое частое проявление: иррациональные страхи — например, страх белого цвета.

Поступление в садик — начало активной социальной жизни. И здесь проявляются отстраненность или навязчивость, беспомощность или агрессивность, опережающее или отстающее развитие. Если у малыша наблюдаются необычные симптомы, нужно показаться детскому психиатру, который знает, как определить шизофрению у ребенка.

Диагноз нельзя поставить по одному или даже нескольким симптомам. Шизофрения — коварное заболевание, которое может быть похоже и на невроз, и на депрессию, и на слабоумие.

Как распознать шизофрению у ребенка

Даже во взрослой практике не существует симптома, который однозначно подскажет, болен человек шизофренией или нет. Специалист всегда ориентируется на совокупность симптомов, их развитие на протяжении времени и порядок появления. На фоне неразвитой детской психики это особенно важно.

Читайте так же:
Сильные головные боли при шизофрении

Детская шизофрениясимптомами и признаками разделяется на:

• простую — бред и галлюцинации отсутствуют, ведущие симптомы — угнетение воли, мотивации и уплощение, обеднение эмоций. Дети с такой формой весьма восприимчивы к лечению;

• гебефренную — на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению, опасны для себя и окружающих.

• кататоническую — дети сохраняют вычурные позы, которые им придают, размахивают руками или раскачиваются, однообразно выкрикивают или тараторят, наотрез отказываются разговаривать, повторяют за окружающими слова, мимику, движения.

Ранняя диагностика шизофрении у детей проводится детским психиатром. Беседа с врачом — важный этап процесса, который определяет дальнейшую тактику. По одним только симптомам диагноз поставить сложно, но на помощь приходят современные методы диагностики — Нейротест.

Нейротест — это исследование небольшой пробы крови из пальца. Если уровень исследуемых веществ повышен, то диагноз «шизофрения» подтвержден.

Доказано, что даже если клиническая картина (проявления болезни) размыта и не поддается четкому описанию, по повышению уровня провоспалительных биологических веществ в крови можно подтвердить, есть ли у ребенка шизофренического заболевание и насколько остро оно протекает. Нейротест можно проводить и в 4 года, и в 15 лет.

Первые признаки шизофрении у детей может выявить клинический психолог. Он выполняет патопсихологическое исследование — тестирует когнитивные процессы ребенка. Определенные отклонения от нормы показывают нарушения мышления уже на ранних стадиях.

В сложных случаях хорошая клиника может быстро организовать прием научного консультанта, узкого специалиста или консилиум.

Как следует обращаться с такими детьми

Очень деликатно. Они требуют особо бережного отношения, чтобы их потенциал смог реализоваться. К сожалению, об этом мало знают и еще меньше практикуют. Например, таких детей нельзя выхватывать из семейной среды и помещать в детский сад. Нельзя делать без предупреждения уколы и вообще производить без предварительной подготовки какие-то неожиданные манипуляции. С шизоидными детьми нельзя поступать жестко, резко. Импульсивные, неожиданные поступки их пугают и могут вызвать срыв. Поскольку эти дети очень рациональны, нужно аппелировать в их разуму, побольше объяснять, а не общаться в приказном, командном тоне, как привыкли многие взрослые. Воспитание в данном случае должно носить очень деликатный характер. Нельзя относиться к ребенку как к своей собственности, с которой ты можешь делать все, что тебе удобно, надо считаться с особенностями малыша, стараться понять, что лучше, целесообразней именно для него, к чему у него имеются склонности и привязанности. Хотя, разумеется, это не должно выходить за границы общепринятых поведенческих правил.

В нашем обществе до сих пор так боятся шизофрении, что многие родители не идут к врачу, даже когда у ребенка есть явные признаки шизотипальности. Считая болезнь неизлечимой, они пытаются отгородиться от страшной информации, убедить себя, что все нормально

Несмотря на обилие информации в современном обществе, культура населения остается в определенных вопросах на уровне средневековья. У многих людей сохраняется иррациональный страх перед душевным заболеванием, перед психиатрией и даже перед психологией. Но это совершенно неправильно. Напротив, заметив какие-то отклонения у ребенка, обязательно надо обращаться за помощью. Хотя бы для начала к психологу.

Родители опасаются обращаться к психиатру, говоря, что это «клеймо на всю жизнь».

Сейчас это не так. Диагноз «шизофрения» в состоянии хорошей ремиссии может быть снят. Конечно, людям, которые хоть раз переболели шизофренией, не рекомендуется идти в армию, иметь оружие или профессию, связанную с большой ответственностью за жизнь людей. Например, быть авиадиспетчером. Но заниматься наукой, исследовательской работой, литературой и искусством этот диагноз нисколько не препятствует. Особенно если это пролеченное состояние, если человек удерживается в рамках шизоидной конституции. В подобных случаях страхи «клейма» вообще не имеют под собой никакой почвы!

Есть шансы вылечить шизофрению.

30% заболевших шизофренией практически полностью выздоравливают! Это очень хорошие результаты, вполне сопоставимые с результатами лечения многих других хронических болезней,которые тоже могут привести к инвалидности: например, гипертонии, кожных заболеваний, язвы, бронхиальной астмы. Каждый третий, заболев шизофренией (я уж не говорю о шизоидной конституции, вполне может выправить свое здоровье при условии грамотного лечения. В моей практике не один случай, когда под влиянием современной медицины наступает нормализация состояния даже при тяжелой, рано начавшейся шизофрения, которая раньше считалась злокачественной, бесперспективной, приводящей к несомненной инвалидности детства. Такие мои пациенты успешно закончили школу, кто-то учится в институте, кто-то завел семью и уже имеет детей. Кстати, совсем необязательно больных.

около 30% из них выздоравливает не полностью, какие-то остаточные явления сохраняются, но человек все же возвращается в строй, к обычному образу жизни. А около 30%, к сожалению, превращаются в инвалидов и вынуждены находиться на государственном обеспечении. Причем, возобновление заболевания, ухудшение состояния нередко связаны с несоблюдением лечебной дисциплины, прекращением приема лекарств, алкоголизацией пациентов, тяжелыми стрессами. Короче говоря, шизофрения не так страшна, как о ней думают. И очень важно, чтобы родители знали: чем быстрее и энергичнее начато лечение, тем вероятность выздоровления выше. А вот без лечения перспективы практически никакой.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Читайте так же:
Чем опасны люди больные шизофренией

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения — это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Неспособных детей — нет!» Нередко можно наблюдать такую сцену: под звуки музыки 2-3х летний малыш топчется неуклюже, но удивительно настойчиво и ритмично. Окружающие.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель — показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Особенности воспитания ребенка с шизофренией

Поскольку для однояйцевого — генетически идентичного — близнеца пробанда риск заболеть шизофренией не превышает 50%, понятно, что одной только наследственной предрасположенностью мы не сможем объяснить, почему у того или иного человека развивается эта болезнь.

Здесь не обходится без влияния и других важных факторов, среди которых одно из ведущих мест занимают различные нарушения в период беременности и родов. Для тех, кто появился на свет в результате осложненных (например, затянувшихся) родов, риск развития шизофрении вдвое выше по сравнению со случаями, когда роды протекали без осложнений.
В анамнезе больных шизофренией осложнения при родах обнаруживаются в 40% случаев, что дает основания считать их главным фактором риска.

Риск внутриутробного поражения головного мозга плода возрастает, если беременная женщина заражается вирусным заболеванием. Известно, что в конце зимы или весной рождается больше больных шизофренией, чем в другое время года; иногда аналогичное повышение доли таких больных в общем числе рожденных отмечается после эпидемий вирусных болезней, таких как грипп, корь и ветряная оспа.

Однако материнские вирусные инфекции, вероятно, вносят лишь очень небольшую лепту в повышенный риск развития шизофрении (Warner and de Girolamo, 1995).

причины шизофрении

Воспитание и шизофрения

Вопреки представлению, широко распространенному среди специалистов вплоть до 70-х годов XX в. и все еще пропагандируемому популярными изданиями, на сегодня (даже после десятилетий исследовательской деятельности) нет никаких научных данных, которые бы подтверждали, что такие факторы, как отклонения в ролевых взаимоотношениях или нарушенное общение в семье либо неадекватное родительское воспитание, способны вызвать шизофрению.

Еще в 1948 г. психоаналитики выдвинули предположение о том, что матери, придерживающиеся холодной и отстраненной манеры воспитания ребенка, тем самым фактически культивируют у него шизофрению (Fromm-Reichmann, 1948). Другие видели причину в «расколе», «расщеплении» во взаимоотношениях между родителями и в неадекватных, сбивающих с толку паттернах общения в семье (Lidz et al., 1965; Laing and Esterton, 1970).

Согласно теории двойственных (несовместимых) требований, предложенной антропологом Грегори Бейтсоном, развитию шизофрении способствуют противоречивые родительские указания при невозможности для ребенка избежать подобных ситуаций (Bateson et al., 1956).

Подобные теории, хоть и снискавшие признание у широкой публики, редко подвергались адекватной проверке, причем ни одно из проведенных научных исследований не дало сколько-нибудь удовлетворительного ответа на вопрос о том, следует ли считать специфические особенности, выявленные в семьях людей с шизофренией, причиной или же следствием психологических отклонений у психически больного члена семьи (Hirsch and Leff, 1975).

А ведь из-за такого рода ошибочных представлений миллионы родственников людей с шизофренией понапрасну страдают от стыда, чувства вины и от стигматизации.

Шизофреногенная мать

Шизофренногенная мать (англ.  schizophrenogenic mother ) — историческая концепция, которая утверждала, что ключевым фактором в развитии шизофрении является отношение матери к ребенку.

История концепции [ править | править код ]

Изначально возникло понятие именно «шизофреногенная», а не «шизогенная» мать. Еще Зиг­мунд Фрейд указывал на возможные психологические причины возникновения шизофрении. Фрейд предпо­лагал, что если родители впадают в крайности в вос­питании ребёнка (например, родители чрезмерно су­ровы, холодны и отчуждены или, наоборот, проявляют излишнюю заботу о ребёнке), то ребёнок испытывает психологическое напряжение и у него развиваются от­ветные реакции (психологические защиты) [1] .

Понятие «шизофреногенная мать» было под­робно разработано Фридой Фромм-Райхман в 1948 году. По её мнению, шизофреногенная мать — холодная доминантная женщина, не обращающая достаточного внимания на потребности ребёнка. Для шизофреногенной матери ребёнок — со­циальный проект, а не любимый человек. Такие матери могут демонстрировать героическое прео­доление трудностей в рождении и воспитании ребенка, своё материнское самопожертвование, но на самом деле используют ребёнка для своих целей в жизни. Шизогенная мать не делает целенаправленных осознанных усилий по формированию высокого уровня шизоидности у свое­го ребенка (который впоследствии испытывает законо­мерные последствия шизоидности во взрослой жизни). Шизогенная мать отдаёт приоритеты своим жизненным целям и идет на поводу у свойств своего характера (лич­ности). Шизогенная мать вполне может любить своего ребёнка, но себя, свою личность и свои жизненные цели она любит зна­чительно больше. Меняться для целей воспитания пси­хологически благополучного и социально адаптивного ребенка или, по крайней мере, контролировать свои эмоции и поведение шизогенная мать не может или не хочет [1] .

Читайте так же:
Кто больше всего склонен к шизофрении

Однако теория эта, несмотря на свою популярность, прожила недолго. Окончательную точку в вопросе о том, является ли шизофрения наследственной болезнью, поставили психогенетические исследования, проведённые уже в 1960—70-е годы. Это были прежде всего близнецовые исследования, а также исследования приёмных детей. Суть близнецовых исследований заключается в сравнении вероятностей проявления какого-то признака — в данном случае развития заболевания — у одно- и разнояйцевых близнецов. Поскольку разница в действии среды на близнецов не зависит от того, однояйцевые они или разнояйцевые, то различия в этих вероятностях должны происходить главным образом от того, что однояйцевые близнецы генетически идентичны, а разнояйцевые имеют в среднем лишь половину общих вариантов генов.

В случае шизофрении оказалось, что конкордантность однояйцевых близнецов более чем в 3 раза превышает конкордантность разнояйцевых: для первых она составляет приблизительно 50 процентов, а для вторых — менее 15 процентов. Это стоит понимать так: если у вас есть страдающий шизофренией однояйцевый брат-близнец, то вы сами заболеете с вероятностью в 50 процентов. Если же вы с братом разнояйцевые близнецы, то и риск заболеть составляет не более 15 процентов [2] .

Современное положение [ править | править код ]

Несмотря на то, что исследования показывают, что шизофрения в основе своей вызывается генетическими факторами, данная концепция может быть применима для других шизоидных расстройств, в частности для шизотипического расстройства или шизоидного расстройства личности. Особенности воспитания, жестокое обращение (в том числе пренебрежение со стороны родителя) могут увеличить риск возникновения данных расстройств [3] [4] .

Семейное право

Здравствуйте! Есть ли в нашем российском законодательстве Закон, запрещающий или ограничивающий больным шизофренией родителям (одному из них)воспитание детей? По шизофрении инвалидность второй группы. Или обязательно только через суд и после преступления против ребенка?

Ответ:

Согласно законодательству любое лишение, ограничение родительских прав осуществляется только через суд.

Лишить родителя родительских прав можно только по основаниям, перечисленным в ст.69 Семейного Кодекса РФ (далее СК):

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

    уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Данный перечень является закрытым, то есть ни по каким другим основаниям суд не может лишить родителя родительских прав.

Согласно п.2 ст.73 СК допускается ограничение прав, если оставление ребенка с родителями (одним из них), опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство относится к перечню таких обстоятельств). Согласно списку кодов МКБ – 9: раздел V, шизофренический психоз относится к психическим расстройствам (под кодом МКБ 295).

В связи со всем вышесказанным: суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Согласно ст.75 СК родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.

Ст.76 СК говорит о том, что если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных ст.74 СК. К таким ограничениям относятся:

1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector