Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что нужно делать, если ребенок заикается

Что нужно делать, если ребенок заикается

Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что он/она хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке. Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни. Интересно, что мальчиков и мужчин, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек и женщин.

Что вызывает заикание?
  • Причины заикания до сих пор до конца не ясны, но известно, что одна из них — наследственная предрасположенность.
      • Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети.
      • Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
      • Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
      • Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
      • Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.

      Если учесть перечисленные выше факторы (наследственность, повсеместная встречаемость), становится абсолютно ясно, что есть некая физическая причина заикания. Родители не могут стать причиной заикания у детей.

      Что происходит, когда кто-то заикается?
      • В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы.
      • Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
      • Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
      • Состояние стресса, например выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
      • Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе стресс не вызывает заикание.

      Люди почти никогда не заикаются, когда поют, шепчут, говорят в унисон с другими или не могут слышать свой собственный голос.

      Примечание: некоторые организации рекомендуют для назначения обследования более поздний период — например, через 12 месяцев после того, как заикание началось, или когда ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее большинство специалистов настоятельно подчеркивают, что терапия работает значительно лучше, если начата рано.

      Часто приходится ждать очень долго, чтобы попасть на прием к специалисту по патологии речи, поэтому запишитесь как можно раньше. Если же проблема исчезнет сама собой, лучше отменить запись (постарайтесь сделать это за неделю или раньше, чтобы кто-то мог записаться вместо вас).

      Причины речевых нарушений у детей

      Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок «гулит», затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в проживании малышом этих периодов играют родители, которые разговаривают с ним, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать.

      Но иногда бывает так, что ребенок мало «гулит» и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило, к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед.


      Причины, которые вызывают речевые нарушения:

      1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

      Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка и, в частности, речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

      • Внутриутробная гипоксия плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
      • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез и т.д.). Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость и т.д.). Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.
      • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
      • Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество – непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
      • Нарушения сроков вынашивания плода – недоношенность и переношенность.
      • Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте.
      • Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект.
      • Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
      • Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, гентамицин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.
      • Антикоагулянты непрямого действия быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.
      • Антидепрессивные препараты и транквилизаторы на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.
      • Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
      • Работа на вредном производстве на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
      • Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

      2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

      По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

      3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ:

      • Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.
      • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
      • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
      • Низкий балл по шкале Апгар.

      4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ:

      • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
      • Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается.
      • Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
      • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
      • Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.
      • Дети, которые часто и долго болеют, могут начать говорить позже своих сверстников.
      • Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

      Если что-то в развитии вашего малыша вызывает у вас беспокойство, не откладывайте визит к специалисту на потом.

      Заикание и наследственность

      У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Вероятно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к внешним вредоносным влияниям. На практике это легко можно увидеть в специализированных речевых интернатах для детей с тяжелыми формами заикания: большинство учащихся там – мальчики.

      Связь заикания с генетикой

      Последние исследования в этой области предполагают, что наследственные факторы играют определённую роль в развитии заикания. В научной литературе есть сведения, что неблагоприятная наследственность по этому речевому нарушению может наблюдаться на протяжении нескольких поколений. Следующие данные приводятся по пособию «Заикание» Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А.: частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у разнояйцевых близнецов оно встречается в 32% случаев, а у однояйцевых — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем здоровые родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления страдающих этим нарушением сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

      Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления речевых запинок в последующих поколениях резко возрастает, особенно, если заикаются родители.

      Ученые, а также члены Американской ассоциации по речи, языку и слуху (American speech-language-hearing association считают, что многие заикающиеся (если не большинство), наследуют определённые черты, которые приводят их в группу риска по развитию этого речевого нарушения. Точная природа этих черт в настоящее время до конца не изучена, однако понятно, что они очевидным образом ухудшают возможность человека связывать в единую цепочку мышечные движения, необходимые для плавного и свободного произнесения фраз. По-видимому, по наследству передаётся определенная слабость центральных речевых механизмов, которые более подвержены воздействию факторов риска. Стоит помнить о том, что генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительных вредных факторов.

      Работы доктора Денниса Дрейны подтверждают связь заикания с генетикой. В сентябре 2012 г. в журнале американской ассоциации по речи, языку и слуху (The ASHA Leader) была опубликована итоговая статья по его исследованиям. В них приняли участие большие семьи, у многих членов которых есть запинки в речи. В ходе одного из таких исследований, проведённых в Пакистане, был обнаружен маркер заикания, особым образом связанный с одним из участков 12-й хромосомы.

      Дрейна также проводил семь разных исследований близнецов, результаты которых свидетельствуют о генетическом компоненте заикания. Если бы его причины были только генетическими, то во всех случаях однояйцевых близнецов было бы совпадение по наличию запинок в речи. Однако результат оказался таким: во многих (но не во всех) случаях, если один из однояйцевых близнецов заикается, нарушение речи есть и у второго. В таком случае другие факторы (спонтанные аномалии и экология) также влияют на появление этого речевого состояния.

      Заикание развивается не у каждого человека с предрасположенностью. Для многих людей пусковым механизмом нарушения плавности речи, скорее всего, служат определённые жизненные события. При инициальном (начальном) заикании таким механизмом может быть развитие грамматической стороны речи. Между двумя и пятью годами ребёнок усваивает множество правил грамматики родного языка, происходит развёртывание фразовой речи. Эти правила позволяют ребёнку заменить аморфные предложения («Биби дать») на более длинные, которые для плавного произнесения требуют определенной координации в работе мышц («Мама, дай машинку»). Ребёнок с предрасположенностью к заиканию может не испытывать трудностей с плавностью речи пока предложения состоят из одного – двух слов. Но когда он пытается сказать длинные, более сложные фразы, то может столкнуться со своей неготовностью к переходу на этот этап и нарушением плавности речи.

      После начала заикания другие факторы могут даже увеличить количество запинок. Например, чувствительный ребенок может ещё сильнее напрягать речевые мышцы при появлении речевых трудностей. Это напряжение может только усиливаться при продолжительном течении заикания. Реакция слушателей на такое состояние (например, поддразнивание) также может утяжелить состояние.

      Известно, что люди, страдающие заиканием, очень различаются по своей реакции на запинки в речи. Некоторых они не очень беспокоят, у других, особенно встретивших отрицательную реакцию со стороны слушателей, может появиться эмоциональный ответ на заикание, который ещё больше ухудшает качество речи. Примерами таких эмоций являются стыд, смущение и тревога.

      Причины возникновения речевых нарушений

      Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

      В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

      Группа органических причин

      1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

      Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

      • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
      • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

      • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
      • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
      • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
      • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.

      2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

      По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

      В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

      3. Вредности родового периода

      • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
      • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
      • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
      • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

      4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

      В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

      • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
      • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
      • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
      • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
      • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

      Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

      Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

      1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

      В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

      2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

      3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

      4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

      В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

      Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Лечение заикания у взрослых в израиле
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector