Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ие тревожности

1.2.Понятие тревожности

Понятие тревожности часто упоминается во многих психологических теориях с тех пор, как Фрейд (1927) первым ввел его в работе «Страх». Проблеме тревожности посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Предметом этих дискуссий чаще является психологическая природа феномена тревожности. Большинство психологов понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску []. Следует отметить неоднозначность понимания самого термина тревожность и причин ее возникновения. А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности []. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Р. С. Немов писал, что “тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях []. Е. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих []. А.В. Басов считает, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Она выступает одним из основных параметров индивидуальных различий []. Другой представитель отечественной психологии Рубинштейн С.Я. под тревожностью понимал склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Он говорил, что повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Он утверждал, что это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой) []. Отечественный психолог Рогов Е.И. пишет, что определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности []. Следует отметить, что проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. Прихожан А.М.(1996) пишет, что в одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств []. Она указывает, что ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, такая тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Прихожан М.А. подчеркивает, что ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Многие психологи делят людей на две группы- высокотревожные и низкотревожные. Е.И.Рогов полагает, что личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности. По мнению Рогова Е.И., поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха. В отличии от них, у низкотревожных людей преобладает мотивация достижения успехов.

Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче. Низкотревожных людей, напротив, больше стимулирует сообщение о неудаче.

Деятельность человека в конкретной ситуации, подчеркивает Р.С.Немов, зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Указывая на механизм возникновения тревожности, он говорит, что воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности, Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и адекватной когнитивной оценки ситуации []. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Таким образом, можно сказать, что существует большое количество определений тревожности. Большинство авторов считают, что тревожность – это переживание тревоги, эмоционального неблагополучия. Данное состояние проявляется у большинства людей и в небольшой степени играет положительную роль.

Читайте так же:
Методику филлипса школьная тревожность для младших школьников

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Тревожность относится к проявлению эмоциональной сферы человека. Эмоции и чувства отражают реальную действительность через форму переживаний. Эмоциональную сферу человека, в совокупности, образуют переживания различных форм чувств (эмоций, настроений, стрессов и др.).

К. Изард предложил классификацию, в соответствии с которой выделяются производные и фундаментальные эмоции. Фундаментальные, это такие эмоции как: презрение, гнев, интерес-волнение, удивление, радость, страх, горе-страдание, вина, стыд, отвращение. Все остальные, это производные. Тревожность, как комплексное эмоциональное состояние, возникает из соединения и сочетания таких фундаментальных эмоций, как: гнева, страха, вины, интереса-возбуждения [6].

Ч. Спилбергер отмечал, что несмотря на смысловое различие, категорию «тревога» многие исследователи употребляют в двух значениях, которые, несмотря на взаимосвязь, в понятийном отношении совершенно разные. Это относится к тревоге, как свойстве личности и как психическом состоянии.

В первом случае тревожность, как свойство личности, как черта характеризуется относительно сформированной предрасположенностью человека к восприятию угрозы своему «Я» в разнообразных ситуациях и реагированию на них ростом состояния тревоги [2].

Во втором случае данная категория употребляется для объяснения неприятных эмоциональных состояний, которые проявляются в виде субъективных ощущений напряжения, ожидания развития событий по неблагоприятному пути. Данное состояние возникает в ситуации угрозы, неопределенности или опасности (ожидание агрессивной реакции или негативной оценки; угрозы своему престижу, самоуважению или восприятие негативного отношения к себе) и чаще вызвано неосознаваемостью источника опасности.

Наличие многогранности и семантической неопределенности категории «тревога» связана с тем, что в психологических исследованиях она используется в различных значениях. В.М. Астапов, определяя данную категорию отмечает, что это и временное психическое состояние, и некая промежуточная переменная, и свойство личности, и фрустрация социальных потребностей, которая возникает под воздействием факторов, стрессового характера [1].

Как же интерпретируется данный термин отечественными учеными. А.М. Прихожан тревожность рассматривает как переживаемый эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и возможной угрозы опасности.

С.Л. Рубинштейн определяя тревожность, называл ее некой склонностью человека переживать тревогу или то эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и характеризуется ожиданием нежелательности развития событий [9].

В словаре «Психология» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дано определение тревожности, как склонности индивида переживать тревогу, которая характеризуется низкими показателями порога проявления реакции тревоги: основном параметре индивидуальных различий. Тревожность — это субъективное проявление неблагополучия личности. Тревога является эмоциональным состоянием, возникающим при ситуациях неопределенности и опасности и выражающееся в неблагоприятном предчувствии развития событий. Страх от тревоги отличается реакцией на реальную угрозу, тогда как тревожность является генерализованным, диффузным или беспредметным страхом. Тревожность у человека обычно связана с ожидаемыми неудачами социального взаимодействия, которые обусловлены неосознаваемыми источниками опасности. Тревожность для субъекта не только является побудительным мотивом, предупреждающим его о предстоящей опасности, но и побуждает его к активному изучению окружающей действительности, с установкой определения этого угрожающего предмета. Она проявляется в состояниях: неуверенности в себе; беспомощности; преувеличении угрожающего характера и могущества этого предмета. Тревога, на поведенческом уровне, проявляется в дезорганизационных нарушениях направленности и продуктивности деятельности человека. Развивающиеся неврозы, механизмом которых является тревога, формируются в результате тех противоречий, которые имеются в строении человеческой психики (недостаточного нравственного обоснования мотивов, завышенных притязаний и т.п.), все это может способствовать возникновению неадекватного убеждения о наличии угрозы для человека со стороны других людей, собственных действий, тела и т.д. [10]

Р.М. Грановская рассматривает тревогу как важнейшее проявление эмоций. По ее мнению тревожность рассматривается как реакция на ситуацию характеризующуюся неопределенностью и несущую в себе потенциальную угрозу и опасность. По существу, тревога во многом напоминает чувство голода. Человек может быть храбрым и активным перед большой опасностью, но чувствовать себя совершенно беззащитным в состоянии тревоги. Тревога и страх это реакция возникающая на опасность, но страх связан с непосредственной очевидной и объективной опасностью, тогда как при тревоге она скрыта и носит субъективный характер. Исходя из этого, реакция страха, в большей или меньшей степени, соответствует уровню опасности, тогда как при тревоге эта реакция несоизмерима, поскольку содержит и воображаемые угрозы [11].

Читайте так же:
Заговоры от энуреза на луну

Тревога и тревожность в психологической науке часто рассматриваются в аспекте стресса. В современной науке этот термин используется для обозначения следующих понятий:

1. сильно неблагоприятного, отрицательно влияющего воздействия на организм человека;

2. сильной неблагоприятной для организма физиологической и психологической реакции на действие стресса;

3. сильной как благоприятной, так и неблагоприятной для организма разнообразной реакции;

4. неспецифические элементы (черты) психологических и физиологических реакций организма, которые возникают от воздействия чрезмерных для него влияний и вызывают интенсивную адаптивную активность.

5. неспецифические элементы (черты) психологических и физиологических реакций организма, которые возникают при любых реакциях организма [5].

Г. Селье, впервые выдвинувший концепцию стресса, реакцию тревоги выделял как первую фазу развития стресса. Она мобилизует все ресурсы организма, и прежде всего биохимические и физиологические, которые способствуют включению защитной реакции, получившей название «реакция борьбы и бегства». Учитывая, что далеко не каждый человек может успешно преодолевать даже первую фазу стресса, тревожность и тревога может наблюдаться в большинстве случаев психологических синдромов: позитивном (продуктивном) психопатологическом, включая астеническом (состояние раздражительности, повышенной утомляемости и неустойчивого настроения); дереализационном (изменение самосознания, которое сопровождается чувством изменчивости обстановки, явлений природы, неодушевленных и одушевленных предметов); депрессивном (снижение двигательной и психической активности, настроение подавленности); рассеянности (сложное состояние, сопровождающееся непониманием своего состояния и (или) ситуации, которые воспринимаются как необычные, с новым неясным смыслом); деперсонализационном (связанное с расстройством самосознания, которое проявляется в ощущении измененности всех или некоторых психических процессов (восприятия, воображения, представления, памяти, мышления, чувств и т.д.); параноидном (связанный с бредом преследования); двигательных расстройств (состояние обездвиженности, возбуждения или чередования); помрачения (связанные с расстройствами) сознания (для «помрачения сознания» нет клинического определения данного термина) и т.д., также некоторые другие дефицитарные (негативные) психопатологические синдромы.

Естественной и обязательной особенностью адекватной деятельности человека является наличие у него определенного уровня тревожности. Каждый человек имеет свой желательный или оптимальный уровень тревожности или она получила название полезной тревожности. Когда человек в этом отношении оценивает свое состояние, он включает компонент самовоспитания и самоконтроля. При этом следует заметить, что когда уровень тревожности повышен, это свидетельствует о проявлении субъективного неблагополучия личности [12].

В различных ситуациях тревожность проявляется по-разному. При одних обстоятельствах люди ведут себя тревожно везде и всегда, при других проявляют свою тревожность периодично, исходя из складывающейся обстановки.

Ситуативно-устойчивую тревожность называют, как правило, личностной и связывают ее с соответствующей личностной чертой, присутствующей у человека («личностной тревожностью»). Это относится к устойчивой индивидуальной личностной характеристике субъекта, которая отражает его предрасположенность к тревоге и наличие у него особенностей, проявляющихся в восприятии достаточно широкого «веера» различных ситуаций, как угрожающих с последующей определенной реакцией на это воздействие. Активизация личностной тревожности, как предрасположенности, происходит при возникновении определенных стимулов, которые расцениваются человеком как опасные и несут угрозу его самооценке, самоуважению и престижу.

Ситуативно-изменчивую тревожность называют ситуативной, а особенности личности проявляющей подобную тревожность называют как «ситуативная тревожность». Подобное состояние протекает на фоне субъективно-переживаемых эмоций: беспокойства, напряжения, нервозности, озадаченности. Данное состояние является эмоциональной реакцией на ситуацию стресса и может протекать с различной степенью динамичности и интенсивности во времени [14].

Проведенный анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что тревожность может выступать как отдельным фактором, так и проявлением других факторов, например, эмоциональной неустойчивости или депрессии.

Если тревожность рассматривать в характерологическом плане, то ее проявления можно представить в виде следующей схемы:

1. Тревожность — как положительная черта характера: а адекватность раздражителям;

в «культурные» формы реакции;

г отсутствие «вязкости», легкое изживание тревожности.

2. Тревожность — как отрицательная черта характера: а неадекватность раздражителям;

б ослабление самоконтроля;

в резкие, аффективные формы реакции; г «вязкость» [4].

При рассмотрении тревожности необходимо учитывать широту круга объектов, вызывающих это состояние. Одни люди беспокоятся, тревожатся по самым разнообразным случаям, эти люди как бы всегда «настроены» на такое состояние, а другие люди его переживают только в отношении определенных объектов или в определенных ситуациях.

Таким образом, тревожность это психическое состояние которое может быть вызвано вероятными или возможными неприятностями, внезапностью, сменой привычной обстановки и деятельности, задержкой желательного и приятного и которое выражается в переживаниях имеющих специфический характер (волнениях, опасениях, нарушениях покоя и др.) и реакциях [3],

По мнению В.М. Астапов, используя функциональный подход к изучению проблемы тревоги, это состояние можно определить, как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления [7].

Читайте так же:
Диагностика уровня тревожности р тэммл м дорки в амен

Чувства и мысли, собственные потребности, сложившаяся ситуация, своеобразия личностной тревожности определяют возникающую ситуацию и ее когнитивную оценку человеком. Данная оценка приводит к определенным эмоциям (автономная нервная система активируется и усиливается ситуационная тревожность вместе с ожидаемыми возможными неудачами). Через механизмы обратной связи информация об этом поступают в кору головного мозга, воздействуя на потребности, чувства и мысли человека [13].

Под воздействием той же когнитивной оценки ситуации, автоматически и одновременно, вызывается реакция на угрожающие организму стимулы, что способствует появлению конкретных ответных реакций и контрмер, понижающих возникающую стимульную тревожность. Все это непосредственно оказывает влияние на выполняемую деятельность. Деятельность непосредственно зависит от состояния тревожности, которую не получилось компенсировать ответными реакциями и контрмерами, в том числе адекватной когнитивной оценкой ситуации [8].

Можно заключить, что человеческая деятельность, в ситуации порождающей тревожность, определяется силой ситуационной тревожности, эффективностью контрмер, снижающих ее, а также точностью когнитивной оценки ситуации.

Список литературы

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. — М.: ПЕРСЭ, 2008. — 160 с.

2. Беляев В.П. Тревоги прожитого дня. — М.: Граница, 2011. — 488 с.

3. Гурьев М.Е. Социально-психологические причины и особенности проявления страхов и тревог у детей и подростков. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015. — С. 75-82.

4. Карандашов В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. — М.: Речь, 2004. — 80 с.

5. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии. Как от них избавиться? — СПб.: Наука и техника, 2012. — 288 с.

6. Куропатов А.В. Как избавиться от тревоги. — СПб.: Нева, 2003. — 256 с.

7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. — М.: Речь, 2006. — 198 с.

8. Лапин И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия. — СПб.: ДЕАН, 2004. — 224 с.

9. Пригожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

10. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд., испр. и доп. — Минск: изд. Харвест, 1997. — 800 с.

11. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

12. Рутченко-Рутыч Н.Н. Средь земных тревог. — М.: Русский путь, 2012. — 628 с.

13. Степанова О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. — М.: Флинта, 2015. — 80 с.

14. Тревога и тревожность. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапов. — СПб.: Питер, 2001. — 256 с.

Тревога как психологический феномен

Тревога — это негативная эмоция, ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия чего-то плохого.

Особенности тревоги в психологии

Тревогу необходимо рассматривать в качестве личностного образования (свойства темперамента). В современной науке преобладающей считается точка зрения, в соответствии с которой тревожность обладает природной основой (как свойство нервной системы). Она формируется в ходе действия факторов социального и личностного характера.

В детском возрасте причиной тревоги выступают нарушения отношений с родителями. В период взросления тревога может быть вызвана внутренним конфликтом, который зависит от самооценки человека.

Ученые предполагают, что тревожность во взрослом возрасте напрямую зависит от личностной самооценки. Она может возникнуть при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной системы, но ее формирование происходит прижизненно. В первую очередь, это происходит по причине нарушения форм внутри личностного и межличностного общения (примером могут быть отношения родителей и детей).

Виды и определение тревоги

Тревога может быть устойчивой в какой-либо области жизни (например, межличностная, школьная, экзаменационная) и общей (размытой, разлитой). Последняя свободно меняет объекты в соответствии с тем, какую роль она имеет для человека.

Тревожность включена как один из основных компонентов в посттравматическое стрессовое расстройство. С ней также связаны и прочие психические расстройства, включая фобии и навязчивые состояния.

Есть ученые, которые несколько иным образом определяют тревожность. Она представляется ими как некое переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием наступления неблагополучия, предчувствием опасности.

Готовые работы на аналогичную тему

На психологическом уровне для тревоги характерно:

  • Беспокойство и напряжение,
  • Озабоченность и нервозность,
  • Чувство неопределенности, беспомощности, бессилия,
  • Отсутствие защищенности, одиночество, грозящая неудача,
  • Невозможности принять решение и др.

Тревога проявляется и на физиологическом уровне: усиливается биение сердца, учащается дыхание, повышается давление, увеличивается минутный объем циркуляции крови, растет общая возбудимость, снижается порог чувствительности.

Ясперс К. рассматривал тревожность (экзистенциальный страх) в качестве одной из благотворных сил, которая дает человеку возможность перехода из повседневного бытия в экзистенциальный план бытия.

Тревожность представляет собой важнейший элемент, который способен столкнуть человека с «напряжением пограничной ситуации». Последняя дает возможность прорыва человека к подлинной свободе в качестве выхода за рамки бытия.

Такие ситуации могут позволить (точнее заставить) человека оставаться человеком, который чувствует ответственность за собственную экзистенциальную суть.

Тревога и тревожность как феномены и разница между ними

Тревога считается неприятным эмоциональным состоянием, характеризующимся через ожидание неблагополучного развития событий, наличие «дурных» предчувствий, страха, напряжения, беспокойства. Такое состояние обычно определяют как беспредметное.

Тревога отличается от страха (реакция на реальную опасность), поскольку она означает переживание неопределенной угрозы. Адаптивная тревога представляет собой оптимальную степень тревоги, которая необходима для эффективного приспособления к жизни и действительности.

Читайте так же:
Шкал реактивной и личностной тревожности спилберга

Очень высокий или низкий уровень тревоги является дезадаптивной реакцией, проявляющейся в общей дезорганизованности действий и поведения. Западным исследователем Кэрролом Э. Изардом было приведено множество интереснейших фактов, которые можно отнести к явлению тревога.

Автор отмечал, что большая часть индивидов, если их попросить вспомнить, какие чувства они испытывали в состоянии тревоги, говорят, что их мучали недобрые предчувствия, беспокойное состояние, волнение. Данные характеристики отражают то, что в основе феномена тревоги находится переживание страха.

Было также определено, что в некоторых ситуациях картина тревоги определяется печалью, но чаще всего ее значение в эмоциональном паттерне тревоги характеризуется взаимодействием с эмоцией страха. При описании состояния тревоги, человек часто упоминает переживание стыда или вины, при этом их комбинация в контексте тревоги очень вредна для психического состояния.

Еще одно немаловажное замечание Изарда в отношении тревоги представлено ссылкой на осуществленный Кьеркегором глубокий анализ этой категории. Он позволил сделать вывод, что для порождения тревоги характерна свобода выбора, которая представляет собой результат столкновения человека и разнообразия возможностей.

В выборе всегда таится неизвестность, неопределенность. По этой причине они становятся источником тревоги. Чем более широкой свободой обладает индивид, тем большей способностью к творчеству он наделен, тем более вероятными будут переживания страха и беспокойства, сопутствующие ему.

Исследователи подвели определенную черту, различая понятия тревоги и тревожности. Первая из них представляет собой эмоциональное переживание, которое идет неотъемлемо наряду с эмоцией страха. Тревожность является психологической особенностью, устойчивым свойством человека, его характерной чертой. Часто человек, который испытывает состояние тревоги, считается тревожным, а его склонность переживать тревогу — это один из базовых параметров индивидуальных различий.

Тревожность считается устойчивым личностным образованием. По этой причине можно говорить о существовании причинно-следственных связей между тем, что было, и что стало. Также она может быть и свойством темперамента, когда основными факторами признаются природные предпосылки, включая свойства нервной и эндокринной систем (например, слабость нервных процессов).

Основные подходы к определению тревожности

Проблеме тревожности посвящено очень большое количество исследований, причём не только в психологии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме увеличивается в геометрической прогрессии.
Известно, что именно 3. Фрейду ввёл проблему тревожности в обиход психологии.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Под тревогой понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Тревога определяется так же как ощущение неопределённой угрозы, характер и/или время возникновения которой не поддаются предсказанию, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания или как неопределённое беспокойство.
Тревога состоит в опережающем эмоциональном переживании возможной ситуации, неудачный исход которой человек оценивает с достаточно высокой степенью вероятности.
Так А. М. Прихожан указывает , что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова , «тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»

По определению С. С. Степанова «тревожность» — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
Так же понимание тревоги и тревожности опирается па теорию 3. Фрейда о структуре психической сферы личности. Согласно его концепции, тревога является функцией. Эго и её назначение состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Содержанием тревожности является ощущение неопределённости и чувство беспомощности, которые характеризуются тремя основными признаками признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием данного переживания.

Реакции тревоги проявляются одновременно на трёх уровнях: биологическом, психологическом и социально-поведенческом.

На биологическом уровне тревога проявляется в виде усиления или учащения сердцебиения, затруднения дыхания, чувства удушья, повышения артериального давления, возрастание общей возбудимости, потливости, тремора, сухости во рту, тошноты и так далее.

На психологическом уровне тревога представляет как напряжение, озабоченность, нервозность, раздражительность, невозможность принятия решения, беспокойство и беспомощность. Психологическая сфера тревожного ребёнка проявляется в снижении уровня притязаний личности, её самооценки, решительности и уверенности в себе.
Социальный уровень проявления тревоги включает в себя всё богатство поведенческой активности ребёнка и особенности его отношений с окружающими людьми. Специфика этих проявлений будет зависеть от того, в какой области взаимоотношений ребёнок чувствует для себя наибольшую опасность. Тревога ребёнка, связанная с отношениями с отношениями в семейной системе, выражается в его беспокойстве и неуверенности относительно того, интересен ли он своим родителям, любят ли они его, что проясняется постоянных попытках обратить на себя внимание и в преувеличенном желании добиться их любви и эмоциональной близости.

Читайте так же:
Пансионат для инвалидов с деменцией платные

Таким образом понятием, «тревожность » психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
Выделяют два основных вида тревожности .

Первым из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. Е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид — так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризуются состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной — это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями.

Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствие грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.

Согласно другой точке зрения, страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму, а тревога — при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе).
Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная» тревога и тревога «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, не угрожающих условиях.
На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния тревоги, выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Оптимальный уровень тревожности необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности. Тревожность может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.
Понятие «тревоги» было введено в психологию 3. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер. В философию подобное разграничение введено Кьеркьегором и последовательно проводится в философии.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование иили как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревога, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте главным образом тревога может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Выделяется устойчивая тревога в какой-либо сфере – частная «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная и др.) и общая «разлитая», свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается также адекватная тревога, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может и не содержать угрозы, и тревога неадекватная, или собственно тревога в благополучных для человека областях действительности.
Тревога является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревога может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматический синдром», т.е. комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической иили физической травмой. Среди других видов психических расстройств с тревогой связаны также фобии, ипохондрия, навязчивые состояния и шизофрения.

Тревожность, как индивидуальная психологическая особенность, переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствия грозящей опасности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector