Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Елена Ворошилова — Коррекция заикания у дошкольников

Елена Ворошилова — Коррекция заикания у дошкольников

Елена Ворошилова - Коррекция заикания у дошкольников

Елена Ворошилова — Коррекция заикания у дошкольников краткое содержание

Коррекция заикания у дошкольников — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Коррекция заикания у дошкольников

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2012

© Ворошилова Е. Л., текст, 2012

Ежедневно каждый человек взаимодействует с другими людьми: обращается к ним с вопросами, реагирует на их высказывания, дает пояснения, выступает с сообщениями и т. д. Большинство из нас все это выполняют каждый день, даже не задумываясь о том, что люди, страдающие заиканием, испытывают при этих действиях значительные сложности, а иногда предпочитают и вовсе отказываться от общения, лишь бы не обнаружить перед собеседником своих трудностей. Постепенно помимо судорожной речи у заикающихся возникают различные негативные психологические наслоения (логофобия, фиксированность на дефекте), которые, как правило, значительно ограничивают их социальные контакты.

В данном пособии описана технология коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Основу ее составляет разработанный проф. Р. Е. Левиной подход, согласно которому заикание трактуется как расстройство коммуникативной функции речи. Предложенная автором методика помимо коррекции заикания нацелена и на подготовку заикающихся детей к обучению в школе, поскольку наибольшие трудности (рецидивы заикания, установление межличностных контактов и т. д.) возникают у данной категории ребят именно в первые месяцы обучения.

Пособие состоит из трех разделов.

В первом разделе раскрываются особенности заикающихся дошкольников. Приводятся результаты исследования коммуникативной деятельности, рассматриваются особенности поведения детей с заиканием.

Второй раздел посвящен обследованию таких детей. В нем даны рекомендации по проведению всестороннего изучения заикающихся дошкольников. Раздел содержит опросник для обследования речи.

В третьем разделе раскрывается содержание технологии коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Приводится подробное описание содержания и этапов коррекционной работы на практических примерах. Некоторые задания, используемые в рамках технологии, представлены в приложениях.

Хотя данное пособие и ориентировано на работу с заикающимися детьми дошкольного возраста, материалы некоторых разделов могут быть использованы в коррекционной работе с детьми, имеющими другие речевые недостатки.

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников

Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей (А. В. Ястребова). Характерной особенностью заикания является то, что указанные трудности возникают у заикающихся только в процессе речевого общения. Если его нет, нет и пароксизмов заикания.

Это подтверждают работы Р. Е. Левиной и ряда других авторов, определяющих заикание как дефект речевой коммуникации, который носит ситуативный характер, т. е. зависит от ситуации общения, собеседника, роли самого заикающегося в коммуникативном процессе, темы общения и т. д. Так, у одного и того же заикающегося заикание в течение дня может проявляться по-разному – от полной невозможности общения до абсолютно плавной речи в зависимости от того с кем, где и на какую тему он разговаривает.

Как показали многочисленные исследования, заикание возникает преимущественно у детей 2–5 лет в период формирования фразовой речи, и предрасполагающую основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Для заикающихся характерны слабость и инертность нервных процессов.

Читайте так же:
Как я вылечил заикание заговором

Однако наличие ослабленной нервной системы еще не говорит о том, что ребенок обязательно будет заикаться. Для возникновения заикания необходимо действие одного или даже нескольких факторов, которые своим действием приводят к снижению адаптивных возможностей нервной системы и, как следствие, возникновению заикания. Такими факторами являются:

– физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, чрезмерного утомления;

– ускоренное развитие речи, когда фразовая речь у ребенка появляется в возрасте 1,5–1,7 лет;

– позднее развитие речи, когда система средств языка (звуковых, грамматических, лексических) оказывается длительное время несформированной;

– длительная травмирующая ребенка ситуация (хронические конфликтные переживания), постоянные отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими, дисгармоничной обстановки в семье и т. д.;

– острая травмирующая ситуация (психическая травма), предполагающая непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение (может быть как отрицательным (испуг), так и положительным (например, зрелищность циркового представления));

– неправильное воспитание (чрезмерная избалованность, императивное воспитание (ребенок лишен родительской любви и ласки), неровное воспитание (нет единства требований родителей, бабушек и дедушек), резкий переход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований);

– желание родителей воспитать «примерного ребенка», которое в отдельных случаях приводит к неподготовленности малыша к ситуациям неуспеха и, как следствие, к его эмоциональному дискомфорту;

– непосильная речевая нагрузка, возникающая вследствие многократного повторения непонятных, трудных слов при заучивании сложных стихотворений, приводящая к перегрузке нервной системы из-за незрелости механизмов речевой деятельности;

– попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте (дву- и многоязычие), в результате чего нервная система ребенка испытывает значительное напряжение, а попытка усвоить сразу несколько языков может привести к ее перенапряжению;

– подражание, в тех случаях когда наблюдаемый ребенком образец прерывистой речи закрепляется и фиксируется в сознании самого малыша.

Однако еще раз отметим, что решающую роль в возникновении заикания играет состояние нервной системы малыша. Так, например, действие даже нескольких факторов у детей с сильными и подвижными нервными процессами может не вызвать заикания.

Свойства нервной системы составляют основу для формирования индивидуально-типологических особенностей личности, проявляющихся в общем и речевом поведении человека и влияющих на его речь.

В трудах Р. Е. Левиной, С. А. Игнатьевой, С. А. Мироновой, Н. А. Чевелевой, А. В. Ястребовой и др. имеются многочисленные указания на недостаточное развитие у заикающихся произвольной регуляции. В частности отмечается, что поведение и деятельность заикающихся отличаются импульсивностью, общей неорганизованностью, отвлекаемостью, неумением приложить волевые усилия для преодоления встречающихся трудностей и пр.

Практический материал по коррекции заикания

Настоящая книга представляет собой законченный цикл лекций и бесед, посвященных проблеме заикания и его лечения.

Предназначено логопедам, студентам дефектологических факультетов.

В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

В книге излагается опыт работы по преодолению заикания у школьников при помощи упражнений в ритмичной речи. Значительное место отводится совместной логопедической работе семьи и школы.

Читайте так же:
Опасно ли заикание у детей

Книга рекомендуется логопедам, а также учителям и воспитателям.

В книге приводится методика работы с заикающимися дошкольниками в процессе игровой деятельности с учетом особенностей их поведения и этапов коррекционной работы.

Книга рассчитана на логопедов, воспитателей.

В пособии представлен практический материал по диагностике и коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Предназначено для специалистов, работающих с заикающимися детьми.

В книге представлены разнообразные инсценировки, ролевые и дидактические игры, которые помогут в формировании у заикающихся детей навыков свободной речи.

Для логопедов, воспитателей детских садов, родителей.

В пособии излагаются причины, вызывающие заикание, приводятся описания занятий со школьниками младшего, среднего и старшего возраста.

Может быть полезной родителям и педагогам.

В книге освещен опыт работы специалистов по интегральному лечению заикания у подростков.

Книга адресуется логопедам, педагогам, врачам. Может быть также использована родителями заикающихся подростков.

В монографии обобщен опыт работы логопедов, психиатров, физиологов и психологов, что позволило выработать определенное воззрение на клинику, патогенез и терапию заикания.

Для педиатров, педагогов-логопедов, психиатров и психологов.

Эта книга написана ведущими специалистами в области логопедии и психотерапии. Какие логопедические упражнения лучше всего подходят для ребенка? Как противостоять психологическим травмам, связанным с заиканием?

Представляет интерес, прежде всего для родителей, чьи дети заикаются.

В пособии отражены традиционное и современное научно-методическое исследование по проблемам заикания.

Книга представляет собой сборник упражнений, практических заданий и рекомендаций по тренировке фонационного дыхания, произношения, дикции, речевого голоса, нормализации мышечного тонуса, предназначенных для коррекции заикания.

Пособие адресовано подросткам и взрослым, страдающим заиканием, а также широкому кругу специалистов, родителям, психологам, педагогам, дефектологам.

Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает логопедическая ритмика.

Данные методические рекомендации адресованы врачам, психологам и педагогам медико-воспитательных учреждений.

Содержание книги составляют преимущественно сведения о проявлениях, преодолении и предупреждении заикания у детей.

Книга предназначена для родителей, воспитателей детских садов, учителей и логопедов.

В книге раскрывается методика устранения заикания у младших школьников в условиях специальных речевых школ, приводятся примерные логопедические уроки.

Коррекция заикания на логопункте детского сада
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Михалева Людмила Ивановна

Заикание – это неоднородное речевое расстройство, проявляющееся в трех основных формах: невротической (вызывается психической травмой – логоневроз), неврозоподобной (вызывается органическим поражением центральной нервной системы в раннем возрасте – ушибов головы, сотрясений мозга, менингоэнцифалитов, после травматического родового акта остаточные явления поражения головного мозга, замедление становления той или иной функции речи, обусловленное наследственными факторами или патологией беременности), смешанной (речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. В результате у некоторых заикающихся возникает невроз).

В практике чаще встречается неврозоподобное и смешанное заикание. Длительность основного курса логотерапии составляет30 занятий (в течение 4 месяцев, 2 раза в неделю). Курс лечения организован таким образом, что занятия по коррекции речи сочетаются с различными формами психотерапии (консультации, учет у невропатолога ) и фармакотерапии (психоневролог ).

Полный курс комплексной логотерапии включает в себя следующие этапы:

1. Психо-неврологическое обследование с целью изучения течения заболевания, характера нарушения голоса, темпа речи, особенности личности и выраженности сопутствующих неврологических проявлений.

Читайте так же:
Техники снятия тревожности у детей

2. Логопедическое обследование с целью выявления речевого развития и нарушения устной речи (дислалия).

При обследовании пользуюсь специальной подборкой дидактического материала (включающего стихи, короткие рассказы, серию сюжетных картинок), который подбирается с учетом возраста.

При обследовании детей подготовительной группы практикую первичную запись речи поступающих детей (рассказ, счет, перечисление дней недели). При выпуске магнитофонная запись прослушивается с целью демонстрации результатов.

3. По итогам обследования оформляется документация :

— речевая карта на каждого ребенка (состоит из двух частей: речевого анамнеза и произносительной стороны речи)

— журнал посещаемости занятий

— дневник (заполняется 1 раз в неделю), в котором отмечается этап лечения, динамика речевой коррекции, материал, на котором идет работа, домашнее задание

— планы: перспективный план на год, календарный и индивидуальный планы.

Календарное планирование состоит из трех этапов: 1.Формирование техники речи. Она (8-10 занятий) состоит из трех разделов: дыхания, голоса и дикции.

2. Овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при расширении объема высказывания (12-14 занятий).

3. Закрепление навыка правильной речи (7-8 занятий).

Индивидуальный план на каждого ребенка по постановке звуков и автоматизации их в речи.

Затем перехожу к следующему этапу логотерапии.

II. Подготовительный (8-10 занятий)

Заикающимся детям свойственны: повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Система расслабляющих упражнений ( релаксация ), способствующих мышечному и эмоциональному отдыху, делает более плодотворной работу на занятии. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз и с музыкальным оформлением. На логопедических занятиях и дома организуем щадящий режим , чтобы облегчить формирование нового речевого навыка. Часто у заикающихся детей бывает нарушено речевое дыхание, из-за чего пропадает плавность речи, четкость и выразительность. Поэтому провожу регулярные занятия дыхательной гимнастикой . Задачи гимнастики – освоить технику диафрагмально-реберного дыхания; сознательно регулировать ритм дыхания, правильно соотносить вдох и выдох; распределять выдох на определенные речевые отрезки. Дыхательная гимнастика включает в себя – статические упражнения (упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха; выдоха; фиксированного выдоха со звуком и слогом, носового дыхания):

  • упражнения с движениями

— упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений ( артикуляционной гимнастики) . Эти упражнения помогают снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения частями артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает в себя:

— тренировку мышц нижней челюсти (т.к. напряжение мышцы нижней челюсти приводит к «зажатости» звука).

— тренировка губ (суетливость и неподвижность губ приводит к «смазанности и невнятности» речи)

— тренировка мышц языка (малоподвижный «вялый» язык приводит к потере разборчивости речи)

— тренировка мышц глотки и мягкого нёба

— упражнения для мимических мышц

Встречаются дети с выраженным напряжением мышц артикуляционного аппарата. Поэтому использую приемы массажа , направленные на его расслабление путем поверхностного поглаживания:

— расслабление мышц шеи (рефлекторно расслабляет мышцы корня языка)

— расслабление лицевой и губной мускулатуры;

— расслабление мышц языка (указательным пальцем, деревянным шпателем, зондами);

Читайте так же:
Что вы знаете о заикании

— постукивающий массаж со звуком.

На подготовительном этапе в ходе занятий уделяю внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам (провожу интонационные и голосовые упражнения), стабилизация темпа речи. Для нормализации темпа и ритма речи большое значение имеют специальные упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений – логоритмика.

В качестве речевого материала на подготовительном этапе предлагаю гласные и йотированные звуки, их сочетания, слова и только простые фразы.

III. Основной этап (12-14 занятий)

На основном этапе все вышеперечисленные моменты также проводятся, но усложняются по содержанию. Речевые упражнения здесь направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при чтении стихов, составлении рассказа, разговорной речи. На занятиях используются ожившие игрушки, настольный театр, куклы бибабо.

IV. Заключительный этап (7-8 занятий)

На заключительном этапе осуществляю:

— совершенствование навыков техники речи на материал пословиц, каламбуров;

— уделяю внимание правильному литературному произношению (работа над орфоэпией);

— работаю над словарем (расширяю словарный запас, уточняю значение слов);

— использую стихи сложнее по ритмическому рисунку и содержанию;

— работаю над спонтанной речью (продолжить рассказ, придумать начало рассказа, импровизированные диалоги в сюжетно-ролевых играх «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т.д.)

Надо отметить, что при осуществлении коррекции речи детей положительную роль играет взаимосвязь логопеда и педагогического коллектива. Это:

-по рекомендации логопеда муз.работники и физ.руки используют на занятиях элементы релаксации, психогимнастики, логоритмики, дыхательную гимнастику, вокально-ритмические упражнения;

-консультации для педагогического коллектива,

-оформление стендов в помощь педагогическим работникам;

-сообщения логопеда на педагогических советах;

-взаимное посещение занятий

Немаловажное место в коррекционно-педагогической работе отводится привлечению родителей к учебному процессу. На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы с родителями (уточнение анамнеза, характера детей, анкетирование, рисунки детей на тему

«Семья»). В процессе коррекционной работы проводятся родительские собрания (о задачах учебного процесса, о домашних заданиях). В конце года родители посещают открытые занятия. Для родителей оформлены стенды, работают речевые уголки (с еженедельной сменой материала).

Школа – самая трудная ситуация для ребенка. Часто при поступлении в первый класс ребенок испытывает речевые трудности. Поэтому весь речевой материал и речевые упражнения нацелены на развитие памяти, внимания, мышления, связной грамотной речи, т.е. подготовку ребенка к обучению в школе.

Коррекция заикания в д.с.11 Логопед д./с № 11 Михалёва Л.И. Дата печати 17.08.00 21:22

Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода

Учебно-методическое пособие «Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода» является работой в рамках логопсихотерапевтического направления изучения данного сложного феномена и продолжает традиции школы Ю.Б. Некрасовой. Заикание рассматривается как нарушение общения, обусловленное особенностями в передаче или субъективной обработке аудио-визуальных и кинестетических сигналов обратной связи. Данное пособие – результат не только книжной работы, но и 20-тилетней практики автора в качестве учёного-исследователя, непосредственно внедряющего научные идеи в личностно-ориентированный психолого-педагогический процесс устранения заикания.

Пособие будет полезно как студентам-логопедам и психологам, так и уже работающим в этих областях специалистам-практикам, ибо большая часть практического материала представлена впервые. С книгой также полезно ознакомиться нейропсихологам, логоритмистам, родителям детей с заиканием и персоналу общеобразовательных школ и детских садов.

Читайте так же:
Передается ли заикание по наследству от матери к ребенку

С учётом широкого круга читателей, находящихся на разных ступенях образования, мы выбрали оригинальную форму подачи теоретического материала в виде лекций, позволяющую полнее изложить авторскую позицию по данному вопросу.

В издании представлены курс лекций и практические материалы для работы с заикающимися детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста (в Приложении 2).

Описаны как традиционные, так и новые междисциплинарные методы и приёмы коррекции речи и личности таких учеников, в т.ч. авторские. Прилагается диск с видеоматериалом, демонстрирующим Приложение 2.

Используя термин «логопсихокоррекционный», а не «логопсихотерапевтический» подход мы стремились приблизить его к понятийному аппарату психолого-педагогической сферы и в то же время показать, что более 90% заикающихся детей не пациенты (они не больны в полном смысле слова), они – ученики с проблемой.

Лекции
Механизмы, причины, основные научные подходы, симптоматика.
Лекция 1. Определение, подходы к пониманию проблемы……………….10
Лекция 2. Три функциональных блока мозга и процесс речепорождения..18
Лекция 3. Причины появления заикания…………………………….………23
Лекция 4.Нарушение общения и особенности личности при заикании. Симптоматика заикания………………………………………………..…….. 30
Лекция 5. Особенности работы с заикающимися лицами. Продуктивные (саногенные психические состояния). Принципы коррекции «нарушения речевого общения». Включение семьи в коррекционный процесс………. 37
Логопсиходиагностика и коррекция
Лекция 6. Психолого-педагогическое обследование заикающихся. Психодиагностические методы (исследование личностно-коммуникативной сферы)……………………………………………………………………………42
Организация процесса коррекции Задачи. Традиционные логопедические, психологические и психотерапевтические технологии
Лекция 7.Основные этапы. Направления и разделы работы. Направление «Создание речевой, физиологической и психологической базы для формирования коммуникативно-речевых навыков» (задачи и традиционные логопедические, психологические и психотерапевтические технологии)…. 52
Раздел «Развитие и совершенствование моторики».
Лекция 8.Раздел «Формирование невербальных и паравербальных средств коммуникации»: развитие средств невербальной коммуникации, формирование речевого дыхания, развитие голосовых умений, торможение патологических речедвигательных стереотипов и развитие просодической стороны речи…………………………………………………………………….57
Лекция 9.Разделы «Развитие рече-языковых навыков» и «Формирование психологической базы»…………………………………………………………60
Формирование сочетанных навыков речевой и психической саморегуляции.
Логопсихокоррекционные логопсихотерапевтические) технологии
Лекция 10.Направление «Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков на базе положительных (продуктивных) психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности» (задачи и логопсихокоррекционные технологии) на пропедевтическом этапе и этапе основополагающего установочного занятия…………………………………67
Лекция 11.Направление «Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков на базе положительных (продуктивных) психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности» (задачи и логопсихокоррекционные технологии) на этапе активной логопедической и психологической коррекции……………………………………………………71
Профилактика
Лекция 12.
Усложнение структуры дефекта. Дети группы риска. Профилактика появления и хронификации заикания…………………………………………80
Лекция 13.
Предупреждение рецидивов. Рекомендации для окружения заикающихся детей (родителей, педагогов, воспитателей), а также для персонала групп с психолого-педагогическим заключением «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»……………………………………………84
Вопросы для самопроверки……………………………………………………..90
Рекомендуемая литература …………………………………………………….94
Приложение 1……………………………………………………..……………99
Таблицы и графики
Образцы рисунков детей
Архитектонические поля КГМ
Приложение 2 . «В методическую копилку»………………………………111
2.1.Некоторые упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики А.М. Стрельниковой………………………………………………………………….111
2.2.Упражнения для развития голосовых навыков………………………….113
2.3. Игры и упражнения для развития невербального общения…………….117
2.4. Логоритмические и комбинированные упражнения……………………120
2.5. Рекомендации по сказкотерапии. Тексты библиотерапевтической направленности для анализа и пересказа……………………………………..129
2.6. Образцы логопсихокоррекционных игр………………………………….142

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector