Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Депрессияпрезентация к уроку по психологии на тему

Депрессия
презентация к уроку по психологии на тему

Субботина Елена Викторовна

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_depressiya.pptx595.59 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5» (Обособленное подразделение №1) Депрессия

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Как психическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет.

композиторы Людвиг ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт художник Винсент ван Гог (в состоянии депрессии отрезал себе ухо, а позже лишил себя жизни) поэты Джон Китс и Сильвия Плат музыканты Курт Кобейн , Тупак Амару Шакур , Сид Вишес , Йен Кёртис , Глеб Самойлов «непоколебимый» Уинстон Черчилль Тяжёлой депрессией страдали многие известные люди:

Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идет о реактивной депрессии. Если ее причины недостаточно очевидны, то такая депрессия называется эндогенной. Склонность к депрессии бывает обусловлена генетически. Вероятно, острые депрессивные состояния возникают под влиянием составной части гена, ответственного за образование белка, транспортирующего серотонин . Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы. Депрессия бывает также результатом побочного действия некоторых лекарств или может проявляться как симптом соматических заболеваний — т. н. соматогенная депрессия. Причины депрессии:

Симптомы Подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени (от двух недель и более); Ангедония — потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; Выраженная утомляемость, «упадок сил», характеризующиеся стабильностью данного состояния (например, в течение месяца). При наличии депрессии должны присутствовать два основных симптома и не менее трех дополнительных. Основные симптомы : Дополнительные симптомы : Пессимизм Чувство вины, бесполезности, тревоги и страха Заниженная самооценка Неспособность концентрироваться и принимать решения Мысли о смерти и самоубийстве Нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе Нарушенный сон, присутствие бессонницы или пересыпания Ощущение жжения в груди или другие соматические симптомы

Потеря аппетита; Проблемы со сном (кошмары); Проблемы с оценками в школе, которых до этого не наблюдалось; Проблемы с характером: отдаление, надутость и агрессивность. Симптомы Депрессия у детей встречается реже, чем у взрослых. Симптомы у детей таковы:

Формы депрессии Депрессии классифицируют по разным критериям. Речь идет, в частности, о зимней, послеродовой и скрытой депрессии, симптомы которой скрыты под различными физическими недомоганиями. Различают монополярное депрессивное и биполярное аффективное расстройства.

Монополярное расстройство имеет различные степени интенсивности — от пониженного настроения и чувства растерянности до отказа от какой-либо жизненной активности. При биполярном расстройстве упадок настроения чередуется с эйфорией, иногда с периодами относительного равновесия в промежутках. Мания характеризуется сильным психомоторным возбуждением, чувством всемогущества, необычайной быстротой реакции, лихорадочностью мышления, проявляющейся в говорливости. При маниакальном состоянии у больных отсутствует потребность во сне, иногда понижается аппетит, они не в состоянии реалистично оценивать свои возможности и предвидеть последствия своих поступков. Иногда мания проявляется в форме гипомании , то есть слабовыраженного состояния повышенного настроения, менее вредного для больного и его близких, но более сложного для диагностирования. Мания и гипомания очень редко являются единственными проявлениями болезни. Формы депрессии

Течение болезни Сначала ощущаются слабовыраженные сигналы в виде проблем со сном, раздражительности, отказа от нормального выполнения обязанностей. Если эти симптомы в течение двух недель усиливаются, то обычно это свидетельствует о начале болезни либо ее рецидиве, хотя полностью она проявится через два месяца, а то и позже. Случаются разовые приступы. В отсутствие лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций, распаду семьи.

Не каждый больной требует госпитализации. Иногда достаточно в течение месяца-двух пройти курс лечения в психиатрической консультации, хотя бывают случаи, когда необходимо постоянно принимать лекарства. При лечении депрессии наиболее часто используются антидепрессивные средства и психотерапия. Антидепрессивные средства имеют сложный химический состав и действуют по-разному. Они ослабляют чувство страха, однако не отражаются на скорости реакции (при их употреблении можно, например, вести машину). Результаты терапии, как правило, проявляются по истечении 2-6 недель. Препарат и дозировка для каждого пациента определяются индивидуально. Лечение

Значительно более эффективной, чем антидепрессанты, при лечении депрессии является когнитивная психотерапия (в частности, при её применении у больных депрессией, по сравнению с применением антидепрессантов, менее вероятны рецидивы расстройства.) Согласно результатам исследований, физические упражнения при лечении депрессии гораздо более эффективны, чем антидепрессанты, а ещё более эффективно применение этих двух методов в совокупности. Депрессию также лечат настойкой зверобоя, иглоукалыванием, гипнотерапией, музыкотерапией, арт-терапией, медитированием, воздействием магнитного поля на мозг пациента. Как правило, это сугубо вспомогательные меры при лечении. Разумеется, ни таблетки, ни психотерапевт не решат жизненных проблем пациента, но зато вернут ему энергию и веру в собственные возможности. Лечение

Кроме того, эффективным методом лечения любых видов депрессии является фототерапия. В случаях глубокой депрессии, обычно затяжной и резистентной, применяется электросудорожная терапия (ЭСТ). Суть ее заключается в том, чтобы вызвать регулируемые судороги, пропуская через мозг электрический ток в течение 1-2 секунд. В результате химических изменений в мозгу выделяются вещества, повышающие настроение. Эта процедура проводится с применением анестезии. Кроме того, чтобы избежать травм, пациент получает средства, расслабляющие мышцы. Обычно назначают 6-10 сеансов. Отрицательные последствия ЭСТ — временная потеря памяти и ориентации. Сравнение ЭСТ со средневековыми пытками свидетельствует об устойчивости массовых стереотипов. По существующим оценкам, результативность ЭСТ — 90 %, а лекарственных средств — 65-85 %. Одним из немедикаментозных способов лечения некоторых видов депрессий (в особенности с элементами апатии) является депривация сна. Лечение

Презентация на тему "Депрессия у детей и подростков"

Презентация: Депрессия у детей и подростков

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Депрессия у детей и подростков» по психологии, включающую в себя 15 слайдов. Скачать файл презентации 3.0 Мб. Средняя оценка: 3.7 балла из 5. Для учеников 7-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по психологии

Содержание

Презентация: Депрессия у детей и подростков

Депрессия у детей и подростков

Слайд 2

О себе

Елена Вербоватая Психолог- Консультант Опыт работы с 2007 года Специализация – работа с депрессивными состояниями

Слайд 3

Правила

Выключите мобильный телефон Приготовьте тетрадку и ручку Попросите домашних не отвлекать Вас

Слайд 4

Знакомство

Напишите, из какого Вы города. Чем Вам интересна данная тема? Что Вы хотели бы для себя получить от нашего общения сегодня?

Слайд 5

План работы

Актуальность проблемы: почему в последнее время идет явное «омоложение» депрессии. Основные особенности депрессии у детей и подростков, ее причины. Какой Вы родитель? (практическая тест-игра)

Слайд 6

Проявления детской депрессии:

чувство подавленности; тревога, страх; замкнутость; нарушения сна; нарушения в еде; соматические симптомы; проблемы с учебой; чувство усталости; раздражительность, агрессивность; чувствительность к шуму; зябкость или потливость; перемены в речи; нытье, неспособность себя занять

Слайд 7

Особенности депрессии у подростков:

чрезмерная эмоциональность; дисфорический оттенок настроения; неусидчивость и беспокойство; рассеянность внимания; конфликтность; плохая успеваемость; злоупотребление ПАВ

Слайд 8

К чему может привести депрессия?

суицид или суицидальные мысли; самоповреждающие действия; проблемы с алкоголем и наркотиками; побеги из дома или обещания это сделать; мутизм (состояние, при котором ребенок перестает говорить).

Слайд 9

Какой вы родитель?

“Сколько раз тебе повторять!” “Посоветуй мне, пожалуйста” “Не знаю, что бы без тебя делала” “И в кого ты такая уродилась!?” “Какие у тебя замечательные друзья” “На кого ты похожа!?” “Когда я была такой, как ты. ” Отметьте фразы, которые часто употребляете в общении с детьми

Слайд 10

8. «Ты — моя опора и помощница” 9. “Ну что за друзья у тебя!?” 10. “О чем ты только думаешь!?” 11. “Какая ты у меня умница!” 12. “А ты как считаешь, доченька (сынок)?” 13. “У всех дети как дети, а ты?” 14. “Какая ты у меня сообразительная!” Отметьте фразы, которые часто употребляете в общении с детьми

Слайд 11

За утвердительные ответы поставьте баллы:

За утверждения № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 поставьте 2 балла За утверждения № 3, 5, 8, 11, 12, 14 – 1 балл За утверждение № 2 – 0 баллов

Слайд 12

Какова ваша родительская характеристика?

8 баллов и менее. Вы живете с ребенком душа в душу. 9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком.

Слайд 13

11 – 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. 13 – 14. Вы идете по неверному пути.

Слайд 14

Что положительного может быть в депрессии?

Депрессия – способность глубоко, эмоционально реагировать на конфликты. Ответьте на вопрос: Какие качества открывает перед нами депрессия?

Слайд 15

Что Вы взяли для себя из нашей работы сегодня? Оправдались ли Ваши ожидания?

Презентация "Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков" по психологии – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9

Презентацию на тему «Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов).

Слайды презентации

Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков

Причины и признаки депрессивных состояний у детей и подростков

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить»). Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигатель

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить»)

Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. — Депрессия у детей и подростков имеет многочисленные и устойчивые симптомы, выражающиеся в ухудшении настроения, поведения, мышления, физического состояния организма, а также в негативном изменении жизненных установок. — В течение долгого времени существовало ошибочное убеждение в том, что у детей не существует депрессии, сравнимой по форме с депрессией у взрослых. — В настоящее время известно, что депрессия у детей и подростков часто встречающееся, не всегда распознаваемое тяжелое расстройство, распространенность которого постоянно увеличивается.

Основные причины депрессии. Существует ряд факторов, которые могут повысить вероятность развития депрессии, в том числе: Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие может привести к депрессии в настоящем и в дальнейшей жизни. Некоторые лекарственные средства. Например, некоторые препараты для

Основные причины депрессии

Существует ряд факторов, которые могут повысить вероятность развития депрессии, в том числе: Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие может привести к депрессии в настоящем и в дальнейшей жизни. Некоторые лекарственные средства. Например, некоторые препараты для лечения высокого кровеносного давления, такие как бета-блокаторы или резерпин, могут увеличить риск развития депрессии. Конфликты. Депрессия может быть результатом личных конфликтов или споров с членами семьи или друзьями. Смерть или утрата. Грусть и печаль от смерти или потери близкого человека также могут увеличить риск развития депрессии. Генетика. Наследственная предрасположенность к депрессии увеличивает риск её развития. Возможно, депрессия передаётся от поколения к поколению, но достоверно этого не известно. Важные события. Даже хорошие события, такие как новое место учебы, места жительства, брак родителей, могут привести к депрессии. Таким же образом могут повлиять и плохая школьная успеваемость, развод родителей. Другие личные проблемы. Такие проблемы, как социальная изоляция в связи с другими психическими заболеваниями или изгнание из семейной или социальной группы, могут привести к депрессии. А так же недовольство своей внешностью, недовольство собой как личностью, развитие чувства неполноценности и неадекватности. Серьёзные заболевания. Иногда депрессия развивается в связи с развитием другого заболевания или является реакцией на него. Злоупотребления психоактивными веществами. Около 30% людей, злоупотребляющих этими веществами, имеют серьёзную клиническую депрессию.

Симптомы депрессии у детей и подростков. Часто дети и подростки, страдающие депрессией, имеют заметные изменения в мышлении и поведении. Они могут не иметь мотивации и даже становиться замкнутыми, закрывая дверь спальни после школы и оставаясь в своей комнате в течение нескольких часов. Дети с депре

Симптомы депрессии у детей и подростков

Часто дети и подростки, страдающие депрессией, имеют заметные изменения в мышлении и поведении. Они могут не иметь мотивации и даже становиться замкнутыми, закрывая дверь спальни после школы и оставаясь в своей комнате в течение нескольких часов. Дети с депрессией могут много спать, менять предпочтения в еде, а также совершать преступления, такие как кражи в магазинах, хулиганство. Депрессия дошкольного и раннего школьного (до 10 лет) возраста наиболее трудна для диагностики. Она выражается, в основном, в соматовегетативных и двигательных нарушениях. В одних случаях преобладают вялость, пассивность, апатия, в других- тревога, беспокойство. Наблюдаются расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез, жалобы на неопределенные боли в разных органах. Депрессивность проявляется в страдальческом выражении лица, тихом голосе. О настроении эти дети говорят, что оно плохое, но не уточняют его, четких депрессивных высказываний нет; в семье они бывают грубы, агрессивны, непослушны, что уводит мысль от диагноза депрессии. Таким образом, сама депрессия маскируется детскими капризами и соматическими жалобами.

При депрессии наблюдается, как правило, характерная триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность двигательной сферы или двигательным возбуждением, беспокойством, ажитацией. Возможные проявления депрессии у подростков: Апатия Усталость или жа

При депрессии наблюдается, как правило, характерная триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность двигательной сферы или двигательным возбуждением, беспокойством, ажитацией. Возможные проявления депрессии у подростков: Апатия Усталость или жалобы на боли, в том числе в голове, животе, пояснице Трудности с концентрацией Трудности с принятием решений Чрезмерные чувства вины Идеи самообвинения, самоуничтожения, неполноценности Безответственное поведение — например, опоздания, забывания, пропуски занятий Потеря интереса к пище или импульсивное переедание, что приводит к быстрым изменениям веса Потеря памяти Мысли о смерти Агрессивное поведение Печаль, тревога или чувство безнадёжности Бессонница ночью и сон в течение дня Резкое падение успеваемости Отстранение от друзей Употребление алкоголя или наркотиков, беспорядочные половые связи

Профилактика депрессии. Последние медицинские исследования подтверждают, что депрессию можно смягчить, а иногда и предотвратить с помощью здорового образа жизни. Правильное питание, физические упражнения, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, поддержание в семье положительного психологи

Последние медицинские исследования подтверждают, что депрессию можно смягчить, а иногда и предотвратить с помощью здорового образа жизни. Правильное питание, физические упражнения, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, поддержание в семье положительного психологического климата, а также выделение времени для любимых занятий и хобби помогают предотвратить плохое настроение.

Что делать родителям для смягчения депрессии у детей и подростков? Вместо таких наказаний, как унижение, применение физической силы, вербальное оскорбление, за плохое поведение лучше поощряйте ребенка за хорошие поступки. Позор и наказания приводят детей к чувству бесполезности и делают их неадекват

Что делать родителям для смягчения депрессии у детей и подростков?

Вместо таких наказаний, как унижение, применение физической силы, вербальное оскорбление, за плохое поведение лучше поощряйте ребенка за хорошие поступки. Позор и наказания приводят детей к чувству бесполезности и делают их неадекватными. Если вы подозреваете, что ребенок находится в стадии депрессии, выделите время, чтобы выслушать его проблемы. Даже если вы думаете, что у проблемы нет реальных причин, имейте ввиду, что для развивающегося человека она может казаться жизненно важной. Дайте вашему ребёнку передышку. Не рассчитывайте, что он будет делать именно то, что вы говорите. Позвольте юноше или девушке совершать ошибки. Предостережение или принятие решений за них могут восприниматься как отсутствие веры в их способности. Это снижает их уверенность в себе. Не навязывайте подростку привлекательный для вас жизненный путь. Не пытайтесь вновь пережить свою молодость через деятельность своего ребёнка. Контактируйте и ненавязчиво держите связь с подростком, даже когда он уходит. Старайтесь не говорить своему ребёнку, что ему нужно делать. Вместо этого внимательно прислушивайтесь, чтобы узнать больше о причинах, вызывающих его проблемы, и совместно ищите пути решения этих проблем.

При депрессии необходимо лечение и наблюдение у врача (психиатра или психоневролога), а так же помощь психотерапевта или психолога. Бесплатную психологическую помощь можно получить по адресу: г. Воркута, ул. Дончука - 6а ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям» Телефон: 2-21-38 Всероссийский те

При депрессии необходимо лечение и наблюдение у врача (психиатра или психоневролога), а так же помощь психотерапевта или психолога. Бесплатную психологическую помощь можно получить по адресу: г. Воркута, ул. Дончука — 6а ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям» Телефон: 2-21-38 Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122 Психологические консультации родителей у педагога- психолога ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» г. Воркуты Хохловой Светланы Васильевны по пятницам с 15.55 до 16.30

Помощь при депрессии

Уважаемые родители! Помните, что внимательное отношение, доброжелательное и понимающее общение с ребенком снижает риск развития у него депрессивного состояния! Спасибо за внимание!

Уважаемые родители! Помните, что внимательное отношение, доброжелательное и понимающее общение с ребенком снижает риск развития у него депрессивного состояния! Спасибо за внимание!

Когнитивные исследования

Когнитивные исследования – одная из наиболее активно развивающихся областей науки, необъятная, интригующая и захватывающая, ведь возможность качественно исследовать человеческий мозг появилась лишь в последние десятилетия .

Когнитивные исследования включают в себя знакомство с механизмами познания в широком смысле: естественными мыслительными процессами у человека и животных, моделированием этих процессов в системах искусственного интеллекта. Проектные команды будут работать над задачами, связанными с лингвистикой, психологией и нейрофизиологией.

  • Участники направления
  • Руководители направления
  • Эксперты и руководители проектов
  • Проекты направления

Описание проектов

1. Разработка технологии выстраивания сетей коммуникации в цифровом пространстве

Руководитель проекта: Долгих А.Г.

Аннотация: проект направлен на разработку психологического портрета пользователя социальной сети с точки зрения особенностей построения сетей коммуникаций в цифровом пространстве. В ходе проекта предлагается:

— определение возрастно-психологических и индивидуально-психологических особенностей пользователя социальной сети подросткового возраста, выявление целей коммуникации и необходимых когнитивных и личностных характеристик для успешного межличностного общения в цифровом пространстве;

— проведение эксперимента, направленного на выявление значимых для выстраивания коммуникации в цифровом пространстве компонентов профиля в социальной сети с использование технологии регистрации движений глаз;

— сбор социометрических данных о потенциальном взаимодействии пользователя с другими пользователями на основании параметров, заданных конфигурацией самой социальной сети;

— сбор данных о самом пользователе социальной сети с целью выявления особенностей развития эмоционального интеллекта, умения распознавать эмоции человека;

— проведение статистической обработки полученных данных (сравнение психодиагностических показателей, результатов социометрии и результатов анализа движения глаз).

Предполагается, что с помощью статистического анализа полученных данных будут определены наиболее значимые характеристики профиля в социальной сети с точки зрения построения сетей дальнейшей коммуникации, а также разработаны рекомендации по повышению эффективности и качества сетей коммуникации в цифровом пространстве.

Разработка проекта: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

2. Психологические интервенции по снижению математической тревожности

Руководитель проекта: Будакова А.В.

Аннотация: «Ненавижуматематикуненавижуматематикуненавижуматематику!».

Вася сидел, склонившись над тетрадью с уравнением, где нужно было найти очередной икс. Его руки медленно покрывались потом, от напряжения спина каменела, а в животе начинало крутить. Вчера, сидя над домашним заданием, он пытался понять правило, но от объяснения не становилось понятнее. Только подступал комок тошноты к горлу. И вот теперь он наедине с иксами, и в голове прокручивается раз за разом: «Ненавижуматематикуненавижуматематику!». Вам знакомо это чувство?

Это состояние называется математическая тревожность (МТ). И означает состояние не комфорта при выполнении вычислений или любых других манипуляций с числами и/или ожидание физической боли (Lyons I. M., Beilock S. L., 2012). Если нет, то вам повезло, потому что согласно данным исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) распространенность МТ выше, чем считалось ранее. 61% 15-летних студентов из стран Организации экономического сотрудничества и развития ответили, что идея получения плохой оценки по математике является пугающей; 30% сообщили о чувстве неспособности выполнять задание или нервозности при решении математических задач; 33% сообщили, что чувствуют себя тревожно, когда им приходится выполнять домашнее задание по математике; и 59% беспокоятся об уровне сложности уроков математики (OECD, 2013). А ведь если бы Вася мог отвлечься от своей негативной установки по отношению к математике и слегка расслабиться, то икс не был бы таким неуловимым, и ему была бы понятна необходимость его найти.

Поскольку уже давно показано, что состояние тревожности, отвлекает ресурсы внимания и рабочей памяти на тревожные мысли и посторонние стимулы, сокращает ресурсы рабочей памяти для обработки поставленной задачи (Eysenck & Calvo, 1992). Еще одна проблема в том, что когда школьники с математической тревожностью выпускаются из школы, рассматривая математику как врага, они выбирают специальности максимально далекие от математики (даже если они достаточно успешны в ней), а, значит, сильно ограничивают свой профессиональный выбор. Перед наукой стоит необходимость изменить эту ситуацию и показать, что с этим ощущением беспокойства и тревоги можно справиться.

Цель проекта: проверить эффекты разных видов кратковременного психологического вмешательства (интервенции) на уровень математической тревожности у школьников, чтобы уменьшить негативные эффекты математической тревожности, в частности, снизить напряжение и отвлечь от пугающих и негативных мыслей в пользу внимания к решению задачи.

Разработка проекта: Национальный исследовательский Томский государственный университет.

3. Иллюзии восприятия: как попасть в мишень неопределенного размера? (научно-исследовательский)

Руководитель проекта: Карпинская В.Ю.

Аннотация: иллюзии восприятия, возникающие под влиянием когнитивных факторов, могут приводить к тому, что объекты равных размеров кажутся разными (например, один больше, а другой – меньше, один короче, а другой – длиннее). Принято считать, что острота зрения связана с особенностями устройства органов зрения и физиологическими процессами, сопровождающими зрительное восприятие. Однако существуют иллюзии зрительного восприятия, при которых объекты равного размера кажутся разными. Если поставить перед человеком задачу попасть в цель, а в качестве цели выбрать объект, размеры которого изменены за счет иллюзии (например, объект кажется больше), то будет ли это влиять на эффективность попадания в цель? Можно ли за счет психологических, когнитивных факторов (а не физических и не физиологических) повлиять на решение такой задачи?

Разработка проекта: Санкт-Петербургский государственный университет.

4. Творческие способности человека и их значение для математических достижений

Руководитель проекта: Тойвайнен Тэму Голдсмитс

Аннотация: креативность или, по-другому, умение мыслить творчески определяется как умение создавать новые идеи. В широком смысле этого слова креативность – нетривиальное, смелое и остроумное решение проблемы. В русском языке выражение « творческий человек » неизменно ассоциируется с людьми из так называемых « творческих » профессий, включая музыку, литературу и искусство. Тем временем, умение нестандартно мыслить характерно для открытий и прорывов в любой области человеческой деятельности, включая точные науки. В этом смысле первооткрыватель теории относительности физик А. Эйнштейн или получатель премии Математического института Клэя Г. Перельман, доказавший одну из проблем тысячелетия – гипотезу Пуанкаре, – являются креативными людьми.

В проекте участники узнают, как определяется креативность в терминах психологической науки и какое отношение она имеет к познанию математики, как можно измерить креативность с помощью обычных поведенческих тестов и с позиции нейронауки. Кроме того, участники услышат о факторах математической успешности в школьной и высшей математике, узнают о теориях, лежащих в основе измерения математической успешности, о том, какие области мозга вовлечены в познание математики. Кроме того, поучаствуют в размышлении о том, можно ли проверить с помощью компьютера доказательства сложных теорем и математических утверждений.

Разработка проекта: Голдсмитс, Университет Лондона (Великобритани), Национальный исследовательский Томский государственный университет.

5. Диалоговые интерфейсы как инструмент сбора и анализа больших данных для выявления предикторов депрессии

Руководитель проекта: Чечёткин Д.В.

Аннотация: в ходе каких бы то ни было психологических и когнитивных исследований и экспериментов необходимы данные, получаемые в процессе прохождения людьми различных опросов. Получать такие данные становится все сложнее. Коммерциализируемые инструменты сбора данных снижают качество результатов, так как вовлекают в процесс респондентов, основной интерес которых – получение прибыли, а не правдивые ответы на вопросы.

С другой стороны, распространение и популярность виртуальных голосовых ассистентов типа « Яндекс Алиса » с аудиторией свыше 30 млн человек указывает на то, что люди с большей лояльностью относятся к такого рода современным технологиям и готовы говорить с виртуальным собеседником на различные темы.
Компания Just AI, занимающаяся речевыми технологиями, совместно с Яндексом предлагает реализовать совершенно новый подход в сборе и анализе данных для проведения исследовательских работ. А именно – создать специальное приложение для голосового ассистента Алиса, представляющее собой различные опросники, которые пользователь проходит в ходе геймифицированного диалога с виртуальным собеседником.

В качестве первого проекта, сбор и анализ данных для которого предполагается провести подобным образом, предлагается проект « Методы выявления личностных и поведенческих предикторов депрессии на основе анализа больших массивов данных » , выполняемый ФГБНУ « Психологический институт Российской академии образования » .

Проект направлен на разработку инновационных высокотехнологичных методов диагностики и профилактики нарушений психического здоровья и реализацию доказательного подхода к профилактике общественного здоровья на примере одного из самых распространенных заболеваний – депрессии и состояний депрессивного спектра. Актуальность проекта обусловлена данными, подтвержденными многочисленными исследованиями, а также отчетом Европейского отделения ВОЗ (в которое входит Российская Федерация) за 2016 год о том, что существующая система здравоохранения не вполне успешна в работе с депрессией и остро нуждается в дополнении доказательных подходов к ее диагностике и лечению стратегией поддержки и профилактики общественного здоровья. Согласно рекомендациям ВОЗ-2016 профилактические программы, развивающие навыки совладающего поведения и саморегуляции, должны отвечать требованиям эффективности, экономичности, предоставлять возможность получать измеряемые результаты по итогам их прохождения и минимально зависеть от вовлеченности специалистов в непосредственную работу, то есть должны расширяться за счет онлайн-методов диагностики и профилактики депрессии.

Разработка проекта: Яндекс, Just AI, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Институт системного анализа Российской академии наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как выйти из депрессии при разлуке
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector