Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

При какой степени невротической формы заикания проявляется логофобия

Университет

Ставропольский государственный медицинский университет был основан в 1938 году. Многоуровневое непрерывное образование включает в себя подготовку квалифицированных специалистов с высшим медицинским, экономическим и гуманитарным образованием от довузовской подготовки до докторантуры.

Помочь абитуриентам в их стремлении стать студентами университета — главная задача факультета довузовского образования СтГМУ. Малая медицинская академия, функционирующая на базе факультета, — это возможность для учащихся 9-11 классов познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными-клиницистами, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе. В университете осуществляется прием школьников на подготовительные курсы по базовым для СтГМУ предметам: химии, биологии и русскому языку.

В структуре вуза – 4 факультета базового образования – лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 3, 5 тысяч будущих специалистов.

Факультет гуманитарного и медико-биологического образования начал свою работу в 2011 году и осуществляет обучение по 6 направлениям двухуровневой подготовки по программам бакалавриата и магистратуры: экономика, биотехнология, биология, адаптивная физкультура, специальное дефектологическое образование, социальная работа. Востребованность кадров в медицинской и фармацевтической промышленности, аграрном комплексе, в сфере экономики и менеджмента предоставляет широкий выбор возможностей нашим выпускникам.

К услугам наших студентов около 400 тысяч экземпляров книг и периодических изданий из фонда научной библиотеки академии, читальный зал предоставляет доступ к более 1000 электронных учебников, в числе которых – учебные и методические пособия преподавателей СтГМУ.

Уже начиная с первого дня учебы обучающиеся, помимо теории, постепенно получают практические навыки будущей профессии. Уникальный для Юга России Центр практических навыков, оснащенный по последнему слову техники, дает возможность студентам работать с фантомами и манекенами экспертного класса. Клиническая подготовка студентов проходит на базе 28 лечебно-профилактических учреждений г. Ставрополя и трех собственных клинических подразделений: клиники микрохирургии глаза, клиники пограничных состояний, и стоматологической поликлиники.

На факультете иностранных студентов не одно десятилетие готовят врачей для более тридцати стран мира. Ставропольский государственный медицинский университет является одним из 12 медицинских вузов России, аккредитованных для подготовки студентов из Индии.

СтГМУ активно интегрируется в общеевропейское образовательное пространство. Вуз сотрудничает с некоммерческим партнерством «Национальный союз студентов-медиков», объединяющим медицинские вузы 14 городов Российской Федерации. Участвуя в программах по международному обмену, наши студенты изучают опыт других стран в сфере науки и здравоохранения.

В университете действует крупнейший на юге России институт последипломного и дополнительного образования, в состав которого входят два факультета. Обучение в интернатуре проводится по 19 специальностям, в клинической ординатуре – по 43 специальностям, на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации – по 72 специальностям. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по педагогике, информатике, специальности и прикладным смежным дисциплинам.

Ставропольский государственный медицинский университет успешно готовит кадры для практического здравоохранения. За время своего существования вуз стал одной из крупнейших медицинских школ России. Целый ряд выдающихся ученых и врачей внесли значительный вклад в развитие университета и медицинской науки в целом.

Сегодня Ставропольский медицинский университет стремится к максимальному расширению перечня предлагаемых образовательных программ разного уровня – специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, второе высшее образование, программы повышения квалификации. Теперь в СтГМУ можно получить и среднее специальное образование.В 2012 году в состав академии вошел Ессентукский медицинский колледж, реализующий профессиональные образовательные программы по специальностям Лечебного и Сестринского дела. Выпускники колледжа — фельдшеры и медсестры -имеют высокий уровень подготовки, который обеспечивает гарантированное трудоустройство в лечебных и санаторно–курортных оздоровительных учреждений края и Северо – Кавказского региона. После окончания колледжа студенты получают дипломы государственного образца и возможность пройти специализацию и усовершенствование по 30 медицинским специальностям с получением сертификата.

Исследования – один из компонентов обучения, и возможность для студентов открыть перспективы для будущего карьерного роста. Важнейшим элементом инфраструктуры вуза является центр научно-инновационного развития, в состав которого входят шесть лабораторий: экспериментальной хирургии, нанотехнологии лекарственных средств, клеточных технологий, лаборатория фармакологии, физиологии и патологии эндотелия, лаборатория фармакогенетических исследований. На сегодняшний день в университете действуют 4 научные школы. Три десятка наград, завоеванных за последние 10 лет на различных международных медицинских выставках и форумах, дают представление о научной деятельности преподавателей и студентов. Вуз также сотрудничает с корпорацией РОСНАНО в практической реализации наиболее важных для жителей России научных разработок.

Оздоровление студентов – одна из важных составляющих политики учебного заведения. 25-метровый плавательный бассейн, три тренажерных зала, открытая баскетбольная площадка, санаторий-профилакторий «Искра» делают Ставропольский государственный медицинский университет вузом здорового образа жизни. Специалистами Центра студенческого здоровья ведется постоянный мониторинг физического и психического состояния обучающихся в СтГМУ.

Читайте так же:
Как лечится энурез у взрослых ночью

Обучение в Медуниверситете — это не только теория, практика и научные изыскания. Много внимания в процессе обучения преподаватели уделяют гармоничному развитию личности каждого студента. В центрах воспитательной работы — волонтерское движение, патриотическое воспитание, команда КВН, танцевальная и музыкальная студии. Вокал, сценическое искусство, хореография, фольклор, спортивные секции, туристический клуб – лишь немногие из направлений, где студент СтГМУ может реализовать себя. В университете имеются 4 общежития, оборудованные для комфортного проживания.

Логофобия в клинической картине заикания

В статье идет речь о диагностике заикающихся подростков и взрослых, выявлении логофобии и других вторичных личностных изменений, которые учитываются при определении степени тяжести заикания. Рассматриваются тестовые методики, как дополнительный метод диагностики логофобии.

Логофобия в клинической картине заикания

Использование тестовых методик в диагностике логофобии у подростков и взрослых

Сталкиваясь с обследованием заикающихся подростков и взрослых, немаловажно уделить внимание выявлению логофобии и вторичных психологических изменений в состоянии обследуемого, так как выявление психических симптомов играет важную роль при определении степени тяжести заикания.

Это особенно актуально при диагностике лиц призывного возраста, проходящих военно-врачебную комиссию, а также для дальнейшего планирования комплексной медико-психолого-логопедической реабилитации.

Если рассматривать клиническую картину заикания, то можно выделить две группы нарушений, выступающих на первый план:

  1. это собственно речевые нарушения — судороги речевых мышц (артикуляционные, голосовые и дыхательные);
  2. расстройства в психоэмоциональной сфере — вторичные личностные изменения, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения. Эти изменения проявляются в виде логофобии, звукофобии, болезненной фиксации на заикании, многочисленных речевых и двигательных уловках, поведенческих особенностях.

Рассмотрим подробнее, как проявляются особенности в психоэмоциональной сфере и в поведении заикающегося.

Непосредственно в процессе беседы с обследуемым, как правило, обращают на себя внимание двигательные и речевые уловки.

Двигательные уловки

Двигательные уловки представляют собой сознательные действия которые сопровождают речь и носят маскировочный характер ( пациент шмыгает носом, потирает нос, переступает с ноги на ногу, двигает плечами, прикрывает рот рукой, трогает волосы, расстегивает и застегивает пуговицу и т. д.).

Многие заикающиеся отмечают, что им становится легче говорить совершая какое-либо действие, однако такой эффект возникает из-за отвлечения от речи.

У некоторых пациентов двигательные уловки настолько сложны, что напоминают ритуал.

Речевые уловки

К речевым уловкам относятся эмболы или эмболофразия — слова или звукосочетания, лишенные смысловой нагрузки, которые заикающиеся произносят перед трудными звуками, либо чтобы заполнить паузы в речи.

Также к речевым уловкам можно отнести сознательное изменение лексико-грамматического строя речи. Предвидя речевую судорогу заикающийся меняет местами слова во фразе, заменяет слово синонимом. Преимущественно это наблюдается у подростков и взрослых.

Звукофобия

При обследовании выявляем у пациента наличие «трудных звуков» и избегание произнесения слов начинающихся на эти звуки. Чаще всего, этими «трудными звуками» являются согласные, при произнесении которых неизбежно возникают запинки в речи.

Избегая определенных звуков, пациент может заменять слова, подбирать синонимы, менять слова местами, произнесение этих звуков может сопровождаться сопутствующими движениями, двигательными уловками.

Если у пациента есть страх перед произнесением сложных для него звуков, то это свидетельствует о звукофобии.

Логофобия

У многих заикающихся, начиная с подросткового возраста, а иногда и раньше, появляется боязнь речевого общения — логофобия. Проявляется логофобия навязчивыми переживаниями и страхом возникновения речевых судорог.

Страх перед речевым общением приводит к увеличению запинок в речи, а последние способствуют нарастанию страха перед речью.

При логофобии характерно:

  1. Избегание речевых нагрузок, ограничение речевых контактов (пассивная форма компенсации).
  2. Возникновение страха перед речью при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом.
  3. Появление страха перед речью при одной мысли о необходимости речевого общения. В таком состоянии заикающиеся часто говорят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.
  4. У некоторых заикающихся может отмечаться явление гиперкомпенсации, проявляющееся в чрезмерной навязчивости в общении и даже агрессии.
  5. Появляются определенные ситуации (общение со сверстниками, лицами противоположного пола, звонки по телефону, общение с малознакомыми людьми и т.д.) в которых усиливается страх перед речью. Это приводит к ограничению общения и избеганию неприятных “речевых” ситуаций.
  6. Учащиеся часто отказываются от устных ответов перед классом и переходят на письменные ответы, либо отвечают после уроков.
  7. Возникновение невротических реакций в результате постоянных затруднений в речи.
  8. У взрослых заикающихся может появиться чувство неполноценности, которое сопровождается сниженным настроением, постоянным ситуационным страхом перед речью, некоторые полностью отказываются от речевого общения.

Тестовые методики как дополнительный метод в выявлении логофобии

Чтобы провести обследование наиболее эффективно, кроме наблюдения и беседы как дополнительный диагностический инструмент, целесообразно использование тестовых методик.

Тестовая методика «Речевой опросник»

Автором данной методики является Миссуловин Л. Я. Методика рассчитана на выявление наличия и определения уровня логофобии у пациента.

Читайте так же:
Ястребова коррекция заикания у дошкольников

В опроснике предлагаются 40 предложений разбитые на 10 групп, которые необходимо завершить одним из четырех предложенных стандартизированных ответов.

В процессе беседы с обследуемым выясняем в каких ситуациях, обстоятельствах, при общении с какими людьми труднее всего говорить. После проведенной беседы, даем обследуемому заполнить тестовую методику «Речевой опросник» (см. приложение1).

Даем тесты обследуемому, и разъясняем, что в конце каждого предложения необходимо поставить цифру соответствующую одному из наиболее подходящих вариантов ответов .

1. …я говорю спокойно и без затруднений.
2. …я говорю с незначительными запинками.
3. …мне говорить трудно.
4. …мне говорить очень трудно.
В предложениях 15, 20, 25, 32 в четвертом варианте пре¬дусмотрен ответ отказ от речи («я говорить отказываюсь»)

Результаты оцениваются следующим образом:

Ответ12345
ключ1233

По каждому блоку рече¬вых ситуаций суммируются полученные баллы. Уровень логофобии определяется по наибольшей сумме баллов .

Ситуация речевого общения12 3 45 6 78 9 10
Уровень логофобии(РЗ) без логофобии1 уровень логофобииII уровень логофобииIII уровень логофобии
Сумма баллов

Интерпретация результатов, уровни логофобического синдрома у обследуемых.

1. Если преобладает сумма баллов в первой группе вопросов, то результат трактуется как наличие речевых затруднений без логофобии (РЗ).

2. I уровень логофобии. Психологическое реагирование на заикание но¬сит невыраженный характер, пациент немного стесняется своей речи .

3. II уровень логофобии. Обследуемый боится говорить во многих ситуациях речевого общения, по возможности старается избегать речи в официальной обстановке. Выбирает магазины самообслужи¬вания. При необходимости пользуется телефоном, отмечая выраженные затруднения по I варианту (легче ответить на звонок) .

4. III уровень логофобии. Пациент практически инвалидизирован. В лю¬бых ситуациях речевого общения отмечается выраженный страх перед речью.

Нередко в связи с этим не учится и не работает. Круг общения резко ограничен семьей (в семье также возможна определенная избирательность в системе общения). Друзей, знакомых, как правило, не имеет. Людей противоположного пола обычно сторонится.

Если пациент испытывает речевые затруднения в ситуациях из первой группы вопросов «Речь наедине с собой», то это говорит о том, что речевое нарушение имеет выраженную органическую основу.

Если обследуемый не преувеличивает тяжесть своего состояния т.е. без аггравации (что возможно при обследовании лиц, направленных военкоматом), визуальное наблюдение специалиста совпадает с его самооценкой и, соответствует уровню логофобии, выявленному с помощью тестовой методики «Речевой опросник».

Опросник для оценки речевой тревоги Р. Эриксона адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько

Этот опросник можно использовать при диагностике школьников, подростков и взрослых, он позволяет определить степень выраженности переживаний заикающихся по поводу собственной речи.

Опросник состоит из 24 суждений, на каждое суждение необходимо дать один из двух ответов да «+» или нет «-». (см. приложение 2).

Дается инструкция: прочитайте каждое утверждение теста и поставьте рядом с ним знак «+», если вы согласны с этим утверждением, и знак « — », если не согласны.

При обработке результатов мы подсчитываем количество совпавших ответов с ключом. Одно совпадение с ключом соответствует одному баллу. Далее суммируем общее количество баллов.

Ключ к интерпретации результатов по методике речевой тревожности
Р. Эриксона в адаптации В.А. Калягина—Л.Н. Мацько

Заикание неврозоподобной формы: причины, основные проявления и комплексный подход в терапии

Заикание – это форма расстройства речи, которая проявляется нарушением ее плавности и ритма. В 70-х годах начали дифференцировать этот недуг на 2 формы: невротическую и неврозоподобную. Невротическое расстройство речи характеризуется тем, что возникает только в стрессовых ситуациях. Неврозоподобная форма заикания проявляется постепенным ухудшением речи, без видимой предшествующей причины. Подробнее об этой разновидности речевых нарушений далее в статье.

Актуальность проблемы и возраст развития патологии

Заикание не является редкой патологией. От нее страдает 1% взрослого населения и 2-3% детей. Причем мальчики заикаются в 4 раза чаще девочек. В Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра заиканию соответствует код F98.5.

Первые признаки патологии, вне зависимости от формы, появляются в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период формируется фразовая речь. Способность говорить становится самой уязвимой психической функцией ребенка.

Первые признаки неврозоподобной формы заикания проявляются в период 3-4 лет. Они нарастают постепенно. В отличие от невротической формы, начало расстройства не сопряжено с влиянием внешних факторов: испуга, стресса.

Особенность патологии в том, что ребенок начинает заикаться без видимых причин.

Причины неврозоподобного заикания

Неврозоподобную форму еще называют органической. Из второго названия понятно, что речевому расстройству предшествует повреждение центральной нервной системы. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей. Те, чьи матери были больны сифилисом или туберкулезом, курили, принимали наркотические вещества во время вынашивания ребенка.

Заболеванию также подвержены дети из социально безопасных семей. Причина развития дефекта – внутриутробное повреждение плода или во время родов. К неврозоподобной форме заикания приводят такие патологии:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • инфекционные заболевания;
  • асфиксия при прохождении ребенка по родовым путям;
  • черепно-мозговая травма.
Читайте так же:
Народная медицина от энуреза девочки

Но далеко не все дети, перенесшие перечисленные выше заболевания, страдают от неврозоподобного заикания. Это объясняется наследственной предрасположенностью к речевому дефекту. Существенно повышается шанс развития заикания у ребенка, если есть генетическая отягощенность со стороны ближайших родственников.

Патогенез речевого дефекта

Патогенез – это этапы и механизмы развития болезни. Появление неврозоподобного дефекта речи связано со снижением активности коры головного мозга. Кора обладает тормозным влиянием на нижележащие структуры нервной системы. При нарушении ее функции подкорковые структуры становятся гиперактивными.

В норме от речевой системы идут импульсы обратно к головному мозгу. Благодаря им речь становится плавной, без запинок. При отсутствии тормозного влияния коры эти связи перестают быть эффективными. Формируются «неправильные» соединения, которые при формировании фразовой речи проявляются заиканием.

Так как в основе неврозоподобного заикания лежит органическое поражение коры, спонтанное выздоровление не характерно. Только усердные занятия с логопедом способны уменьшить выраженность дефекта.

Особенности развития детей с неврозоподобной формой заикания

В первые годы жизни малыша, еще до появления речевого дефекта, наблюдается нарушение поведения ребенка. Он криклив, плохо спит. Отстает от нормы физическое развитие. Детям тяжело сделать свои движения точными и координированными. Они расторможены, не понимают, что можно делать, а чего нельзя.

У некоторых детей можно заметить расстройства работы вегетативного звена нервной системы. Ребенок не может находиться в жарких помещениях, закрытых пространствах. Ему тяжело дается поездка в транспорте.

Клинические проявления

В зависимости от клиники заикание бывает тоническим и клоническим. При клоническом дефекте дети повторяют звуки и слова, при тоническом наблюдается задержка их проговаривания. Встречаются смешанные формы.

Неврозоподобное заикание начинается волнообразно. Периоды усиления дефекта речи чередуются с уменьшением его выраженности.

Полное прекращение заикания практически никогда не наблюдается.

Если вовремя не оказать логопедическую помощь, болезнь быстро прогрессирует. На речевой дефект наслаиваются дополнительные движения, эмболофразия (появление отвлекающих слов). Речевой дефект стабилизируется. Он монотонен, не зависит от факторов окружающей среды.

Еще больше ухудшается координация движений. Они становятся размашистыми, несоразмерными. Детям тяжело запомнить последовательность движений. Им трудно резко перестать делать одно занятие и приступить к другому. В запущенных стадиях нарушается походка, ребенок падает на ровном месте.

При неврозоподобной форме заикания наблюдаются такие сопутствующие проявления:

  • дислексия – проблемы с чтением;
  • дисграфия – нарушение письма;
  • синкинезии – непроизвольные движения.

В зависимости от выраженности перечисленных выше симптомов выделяют 3 степени заикания:

  • легкая – координационные расстройства выражены минимально, грамматика не страдает, речевое нарушение носит фонетический характер;
  • средней тяжести – нарушена статика и динамика движений, грамматическое построение предложений, расстройство речи носит фонетико-фонематический характер;
  • тяжелая – существенно страдает двигательная сфера, усиливается расстройство речи вплоть до общего недоразвития.

Отличие неврозоподобной формы от невротической

Помимо невротической и неврозоподобной форм, в некоторых источниках выделяют смешанное заикание. Основное отличие неврозоподобного заикания от остальных форм – отсутствие триггерных факторов для появления речевого дефекта. Перед появлением невротической формы возникает состояние психогении (сильный испуг или длительный стресс).

Невротическое заикание появляется внезапно в возрасте 2 лет. У некоторых детей возможно позднее развитие в 6 лет. Для этой формы не характерна гипоксия плода или черепно-мозговая травма в анамнезе.

Неврозоподобная форма характеризуется монотонностью. В отличие от нее, невротический дефект речи усиливается, если ребенок перенервничает. Отличаются изменения психики при двух формах болезни. При неврозоподобной ребенок вспыльчив, не слушается родителей, не может усидеть на месте. При невротической, наоборот, робок, плаксив, обидчив, тревожен.

Для последней не характерно нарушение координации, гиперактивность, однако развиваются такие сопутствующие симптомы:

  • мутизм сразу после психической травмы – ребенок «замыкается в себе», не желает общаться;
  • логофобия – страх говорить и сделать ошибку в речи;
  • иногда дети полностью отказываются от общения.

Таким образом, невротическая форма заикания носит психогенный характер, а неврозоподобная развивается при органическом повреждении центральной нервной системы.

Коррекция неврозоподобной формы заикания

Лечение патологии должно быть комплексным. Терапевтический подход был разработан в 1930 году логопедами и психиатрами. Он предполагает одновременную работу специалистов разных областей.

Цели комплексного лечения следующие:

  • избавление от судорог речевой мускулатуры, что приводит к устранению речевого нарушения;
  • укрепление центральной нервной системы;
  • психологическая помощь ребенку, перевоспитание, изменение его отношения к дефекту;
  • социальная адаптация.

Комплексная терапия предполагает коррекционную и лечебно-оздоровительную работу. Один из важных аспектов коррекционного направления – психотерапия. Она направлена на устранение психологических наслоений: страха речи, изменения поведения, адаптации в социуме. Для устранения страха разговаривать используют суггестивную психотерапию. Но она чаще применяется при невротических речевых расстройствах, где эта фобия выступает на первый план.

Читайте так же:
Факторы возникновения тревожности в подростковом возрасте

Еще один вид психотерапии получил название тренировочного. Он разделяется на аутогенную и функциональную терапию. Аутогенный тренинг основан на самовнушении. Его цель – расслабить ребенка и закрепить у него это чувство.

При неврозоподобном заикании хорошо зарекомендовала себя частичная релаксация. Она направлена на устранение клонических судорожных сокращений речевого аппарата. Упражнения оформлены в виде игры, чтобы заинтересовать ребенка. Они также развивают внимание, память, мелкую моторику, мимику.

Важный этап логопедической работы – сделать речь интонационно выразительной. Специалисты корректируют темп речи, паузы, тембр голоса, ударения в предложении. Этим упражнениям сопутствуют занятия для восстановления ритма дыхания, артикуляции.

Помимо упражнений на артикуляцию, интонацию и другие аспекты речи, при неврозоподобном заикании важно корректировать двигательную функцию. Обращают внимание на такие моменты:

  • Тренировки должны быть регулярными и длительными с постепенным усложнением заданий.
  • Упражнения выполняются строго по образцу.
  • Задания распределены на составляющие. Ребенок постепенно повторяет каждый этап, пока не выполнит все задание.
  • Логопед комментирует все упражнения словесно.
  • Дети с неврозоподобным заиканием осваивают двигательные упражнения гораздо дольше, чем малыши с невротическим дефектом.

Каждый урок строится индивидуально с учетом степени речевого расстройства, прогрессом ребенка на предыдущих занятиях, особенности конкретной формы заикания.

Прогноз заболевания

При отсутствии терапии с возрастом дефект укрепляется и прогрессирует. Речевые расстройства проявляются не только заиканием. Нарушается формирование произношения в целом. Предложения лишены смысла и логической последовательности, не закреплены базовые речевые навыки.

К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.

Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.

Важно! Большую роль играет настрой ребенка, его желание сделать речь лучше. Поэтому во время занятий логопед должен мотивировать, заинтересовать маленького пациента.

Заключение

Неврозоподобное заикание – серьезная патология, которая часто сопровождается психическими и двигательными расстройствами. Поэтому в лечении заболевания необходим комплексный подход с вовлечением логопеда, психолога и невролога. Своевременная помощь существенно улучшает прогноз, способствует социальной адаптации.

При какой степени невротической формы заикания проявляется логофобия

Виды заикания

Существует два типа судорог: клонический и тони­ ческий, а также их смешанный вид, когда одновременно проявля­ются как клонические, так и тонические судороги (при этом одни судороги проявляются сильнее, а другие слабее). Для заикающегося с клоническими судорогами характерно повторение звуков или сло­ гов: с-с-с-садик, ма-ма-ма-шина по причине затруднительности в про­ изнесении слов. Сначала он несколько раз повторяет первый слог, а затем как бы выталкивает конец слова. Эта стадия заикания, кото­ рая характеризуется кратковременным сокращением мышц, сменяю­щихся их расслаблением, называется клонической. Со временем этот тип судорог может перейти в более тяжелую форму — тоническую, которая характеризуется длительным сокращением мышц: с садик, ма _____ шина.

При заикании нарушается весь процесс речи, теряется согласован­ ность в речевых движениях, появляется судорожность в произноше­нии. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются.

По степени проявления заикание может быть легким (слабым), средним и тяжелым (сильным).

Легкая степень характеризуется едва заметным проявлением су­ дорог, которые не мешают речевому общению. При тяжелой сте­ пени, в результате длительных судорог, речевое общение становит­ ся невозможным. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

В зависимости от места возникновения речевые судороги подразделяются на артикуляционные, голосовые, дыхательные и сме­шанные.

В первом случае судороги поражают мышцы языка, губ или мяг­ кого нёба и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. На­ пример: б’..бабушка, бу-бу-будка (судороги губ); д’..домик, дя-дя-дя-денька (судороги кончика языка); г’..гуси, к’..камень, й-ю-юла (судо­ роги корня языка или мягкого нёба).

Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки плотно или прерывисто смыкаются, удерживая вы­ ход гласного звука (а’..арбуз, о-о-о-огурец) или голосовые связки ос­ таются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, говорящий как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на шо недостаточном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывает сме­ шанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др. Нарушение координации общего речевого акта отражается та­ ким образом и на дыхательной, фонаторной (голосовой) и артикуля-торной мускулатуре. Дыхательные движения нарушаются очень за­ метно и многие заикающиеся испытывают трудности в голосопода- че. Заикающиеся чрезмерно расходуют воздух. Некоторые из них вы­ дыхают часть воздуха перед фонацией (голосоподачей), другие рас­ трачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в орга­ нах речи. Особенно заметен расход воздуха при тоническом заика­ нии, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, и больной после этого говорит только на остаточ­ ном воздухе. У заикающихся детей дыхание поверхностное: следова­ тельно, большое значение имеет вентиляция легких. При клонусах выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, ко­роткими, как бы вдыхательными движениями. Тонусы и клонусы ча­ сто сочетаются.

Читайте так же:
Как избавиться от чрезмерной тревожности

В основном, часто встречаются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание.

С физиологической стороны при этом виде заикания правое полу­ шарие работает более активно, чем левое. Поэтому взаимодействие между ними нарушено, нет нужной синхронности в работе. Нестандартное взаимоотношение между полушариями заставляет ра­ ботать мышцы со сбоем. Такая картина может проявляться только в речи, а в двигательной области — нет, т. е. здесь нет общей моторной неловкости.

Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирую щей ситуации. Оно усиливается вследствие фиксации больного на своем дефекте. При отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или вообще пропадает.

У детей с невротическим заиканием остро выступают общеневро­тические проявления, к которым можно отнести пониженное настро­ение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то непри­ ятного. У таких детей отмечается снижение аппетита, вегетативные расстройства в виде повышенной потливости, ощущение жара во всем теле. Также отмечаются медленное засыпание и сон, не приносящий чувства отдыха, с обильными сновидениями.

На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается ло­ гофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невоз­ можности произнести звук, слово, фразу, предложение. Ожидание сво­ ей несостоятельности приводит к выраженному страху речи, при ко­ тором у человека с заиканием как бы парализуется механизм звуко- произнесения. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза. В знакомой и нетравмирую щей — может отсутствовать. Выраженность логофобии порой быва­ ет столь заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное страхом пе­ ред речью. Это нарушение именуется логофобическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих ситуациях.

Логофобия, как один из главнейших и распространеннейших патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к му- тизму, но и к невротическому заиканию. Невротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движени­ ями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, выте­кающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротическо­ го заикания лежит логофобия.

Неврозоподобное заикание.

Неврозоподобное заикание — это остатки апраксических наруше-ний при поражении головного мозга. Апраксия — нарушение произ вольных движений (определенной позы или артикуляции) — ребенок не может выполнить то или иное движение конечностями, либо язы­ ком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) — это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестети чсских зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заика­ ния.

Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание (на­ следственность, органические причины или их сочетания), внешне оно выглядит одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от си­туации. Больные дети не переживают по этому поводу. Если ребенка заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на рече­ вом дефекте, то заикание резко уменьшается.

Дети с неврозоподобным заиканием равнодушны к собственному речевому недостатку, они воспринимают его как нечто привычное, данное им с рождения. У них заикание усиливается не вследствие пе­ реживания своего заболевания, что свойственно больным с логоневрозом, а после двигательного или психического возбуждения, сома­ тической болезни или вследствие переутомления. Количественная вы­ раженность заикания зависит от степени усталости, во второй поло­ вине дня оно, как правило, усиливается.

Главным в неврозоподобном заикании, его патогенетической ос­ новой, является нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия и дис лалия). Однако диагностика неврозоподобного заикания на основе последнего недостаточна. Для квалификации характера речевого де­ фекта необходимо еще учитывать фактор переживания своего забо­ левания, отношение к нему со стороны ребенка.

Итак, в основе невротического заикания лежит логофобия — бо­язнь речи, а неврозоподобного — нарушение темпа речи. Поэтому при устранении заикания необходимо это принимать во внимание. Эти виды заикания внешне проявляются одинаково.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector