Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и академической успеваемости школьников среднего звена

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня тревожности и академической успеваемости школьников среднего звена.

Данная глава посвящена исследовательской работе по определению взаимосвязи уровня тревожности и академической успеваемости школьников среднего звена.

2.1 Организация и методы исследования.

Цель исследования : Выявить взаимосвязь уровня тревожности и академической успеваемости подростков.

1. Осуществить анализ теоретических подходов к рассмотрению проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения школьников среднего звена.

2.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости подростков.

Объект исследования: личность подростков

Предмет исследования : взаимосвязь тревожности и уровня школьной успеваемости подростков.

Гипотеза : Существует взаимосвязь уровня тревожности и академической успеваемости подростков: тревожность может оказывать как положительное влияние, активируя учебный процесс, так и негативное, мешая детям полностью реализовать себя в учебной деятельности.

Методология :

За основу по рассмотрению данной проблемы были взяты научные труды Прихожан,….

а)Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)

б) Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)

в)Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

5. Метод математической статистики.

База исследования : школа № 20 г.Владимир

Выборка : ученики 6го класса ( …человек ,12-13лет)

Гендерная характеристика:

Практическая значимость работы заключается в получении новых фактов, которые могут быть использованы в целях разработки методов коррекции подростковой тревожности, повышения успеваемости, организации обучения.

2.2 Описание методик исследования.

2.2.1.Шкала личностной тревожности (а.М.Прихожан)

Определение уровня личностной тревожности.

Шкалы: тревожность — общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая

Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.

Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.

При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тревожность у детей младшего школьного возраста

Целью дипломной работы является: выявить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать исследования проблемы тревожности, представленные в психолого-педагогической литературе.
2.Проанализировать возрастные особенности эмоциональной сферы младших школьников.
3.Определить причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
4.Определить преодоление тревожности у детей в младшем школьном возрасте.
5.Провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста; исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филлипса.
6.Разработать рекомендации по работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности; провести коррекционную работу по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дипломная1.docx

Актуальность темы определяется тем, что большое значение для развития детей младшего школьного возраста имеет психическое здоровье, состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если ребенок попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрируется эмоциональная сфера, ребенок реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.

Многие ребята боятся плохих оценок и ответов у доски, чувствуют себя неуверенно при общении с одноклассниками, становятся плаксивыми и раздражительными – все эти симптомы отмечаются негативными изменениями в поведении и самочувствии детей, что свидетельствуют о проявлении тревожности.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают 1 .

Читайте так же:
Пантокальцин при заикании у взрослых отзывы

Обширные исследования, посвященных тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Проблема тревожности у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время.

Проблемой тревожности младшего школьного возраста занимались многие ученые. Брель Е.Ю., Новикова Е.В., Прихожан А.М. и др. в своих трудах отмечают причины тревожности и ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Захаров А.И., Спиваковская А.С., и др. раскрыли, что с тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных неврозов и состояние беспокойства; тревога может быть вызвана социальным окружением – обстановкой в семье, школе. Дубровина И.В. пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию учебных неврозов. Много методов и приемов для снятия тревожности младших школьников разработано у А. М. Прихожан.

Объект исследования – дети с различным уровнем тревожности.

Предмет исследования – проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.

Целью дипломной работы является: выявить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать исследования проблемы тревожности, представленные в психолого-педагогической литературе.
  2. Проанализировать возрастные особенности эмоциональной сферы младших школьников.
  3. Определить причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
  4. Определить преодоление тревожности у детей в младшем школьном возрасте.
  5. Провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста; исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филлипса.
  6. Разработать рекомендации по работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности; провести коррекционную работу по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что:

— разработка системы методов по диагностике школьной тревожности;

— использование результатов психолого-педагогической диагностики в организации учебного воспитательного процесса дает возможность своевременно оказать психолого-педагогическую поддержку детям младшего школьного возраста, имеющими повышенный уровень тревожности.

Для проведения исследования были использованы следующие методы исследования: тест школьной тревожности Филлипса; беседа с классным руководителем; заполнение индивидуальной карты наблюдения.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий и повышенный уровень тревожности, могут быть использованы в реальных условиях, в практической деятельности начальных классов образовательных школ.

Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру исследования: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к исследованию тревожности. Во второй главе выявляется проявление тревожности в младшем школьном возрасте. В третьей главе проводим экспериментальное исследование тревожности у детей младшего школьного возраста.

Для проведения исследования использовалось 25 источника, в том числе 18 учебников, 4 статьи из журнала, 2 словаря, 1 электронный ресурс локального доступа.

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию тревожности

    1. Понятие о тревоге и тревожности

    Тревожность, и связанное с нею переживание эмоционального неблагополучия, предчувствия угрозы, говорит о том, что важные возрастные потребности ребенка не удовлетворены. В младшем школьном возрасте ведущими потребностями являются потребность в утверждении новой позиции школьника, в получении высоких оценок от взрослых, принятии в группе сверстников. Труднее всего детям приходится в первом классе. В первый год обучения уровень тревожности повышается у большинства школьников. Однако постепенно по мере привыкания к школьным условиям у ребят становится все меньше поводов для беспокойства. Тем не менее, некоторые дети остаются тревожными в течение всего младшего школьного возраста, а в отрочестве у них формируется личностная тревожность как устойчивая психологическая черта. Школа не является основным фактором возникновения и развития тревожности, главную роль в развитии личности ребенка играет семья.

    В психологическом словаре тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

    Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. 2

    По определению Р. С. Немова, «тревожность — постоянно или ситуативное проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». 3

    В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям. 4

    Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющим отрицательную эмоциональную окраску.

    Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога как эмоциональное состояние, переживаемое человеком в данный момент (ситуативную тревогу), и тревожность как устойчивое свойство личности, которая проявляется в склонности к беспокойству по различным поводам (как реальным, так и выдуманным). Тревога представляет собой реакцию на угрозу жизни или отсутствие чувства безопасности, а тревожность как свойство личности имеет как положительную, так и отрицательную сторону 5 .

    Положительное значение тревожности состоит в том, что она позволяет человеку лучше понять эмоциональное состояние других людей, интуитивно почувствовать их настроение и предугадать способ их поведения в определенной ситуации. Тревожность как бы обостряет реакции человека, повышает его наблюдательность, способствует формированию необходимых знаний и умений, а также помогает приспособиться к изменяющимся условиям жизни.

    Тревога имеет под собой реальные основания, вытекает из опыта человека, поэтому является адекватным состоянием в стрессовой ситуации. Тревожность же не связана с такой ситуации, это ожидание чего-то плохого в ситуации, которая объективно не является для человека опасной или угрожающей и содержит в себе возможность как благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Таким образом, тревожность – это беспокойство, неадекватное в данной ситуации. 6

    Средний уровень тревожности обеспечивает необходимый уровень готовности к реагированию на разнообразные стимулы. Но слишком высокая тревожность дезорганизует деятельность человека и часто указывает на наличие невротических расстройств. При неблагоприятных условиях тревожность ребенка может перерасти в постоянную тревогу, которая связана с болезненными изменениями в характере школьника: он становится неуверенным в себе, пассивным, мнительным, раздражается по любому поводу. Постоянная тревога может привести к возникновению агрессии в поведении, которая является защитной реакцией на страх и проявляется в повышенной конфликтности ребенка, склонности к дракам, нарушению правил поведения.

    Тревожность как свойство личности – личностная тревожность – проявляется в склонности человека испытывать состояние тревоги. Ее уровень определяется исходя из того, насколько часто человек испытывает состояние тревоги. Личностная тревожность связана с переживанием нейтральной ситуации, как угрожающей, стремлением избежать воображаемой угрозы.

    Немотивированная тревожность характеризуется беспричинным, плохо объяснимым ожиданием неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика людей постоянно находиться в состоянии напряжения, а поведение может быть слабо контролируемым. Немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства, при котором человек постоянно ищет источник опасности и видит угрозу в других людях, в собственном теле или в своих действиях.

    С тревожностью как психологическим явлением соотносятся такие феномены, как тревога, страх и беспокойство.

    Тревожность и страх имеют много общего, вместе с тем это разные психологические явления.

    Страх – это события, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса 7 .

    Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности 8 .

    В отличие от тревожности страх всегда связан с конкретной угрозой, т.е. человек осознает, чего именно он боится. Страх появляется в том случае, когда мы оцениваем ситуацию как угрожающую и понимаем, что у нас не хватает возможностей для противостояния опасности. Объединяет страх и тревогу чувство беспокойства.

    Беспокойство – это внутреннее душевное переживание за то, что уже произошло или за то, чему предстоит произойти.

    У тревожного человека беспокойство проявляется в двигательном возбуждении, непоследовательности в поступках, нередко чрезмерном любопытстве и стремлении заняться любой, даже бессмысленной деятельностью.

    Переживание тревоги является одним из самых тягостных психологических состояний. Каждому знакомо чувство опасности, когда потеют ладони, замирает сердце, а мысль о том, что надо что-то срочно делать, не дает усидеть на месте. При этом, что именно нужно делать, чего опасаться и от чего бежать, мы не знаем. Такая неконкретная, разлитая тревога проявляется в чувстве опасности. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, где именно находится источник опасности. Одним из первых ученых, описавших внутренние причины тревоги, был основатель психоаналитического направления в психологии З.Фрейд. Он определял тревогу как переживание ожидания и неопределенности, а также чувство беспомощности 9 . В дальнейшем в психоанализе были предприняты попытки обнаружения корней тревожности, которые связывались с учебными ранними детскими переживаниями.

    Существуют внешние и внутренние признаки тревоги. Первые появляются у человека под влиянием волнения, второе возникает в ответ тревожащей ситуации. Внутренние признаки тревоги хорошо известны каждому по личному опыту: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ощущение кома в горле и тяжести или боли в голове, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, неуклюжести, зуд, холодные и влажные ладони. Эти неприятные ощущения отражаются в поведении ребенка. Так ученик, идя к доске, трет нос, одергивает костюм, мел дрожит в его руке и падает на пол, во время контрольной один школьник теребит волосы, другой -постоянно покашливает, третий — грызет карандаш, а четвертый настойчиво просится выйти. Нередко это раздражает взрослых, однако необходимо помнить, что данные симптомы свидетельствуют, прежде всего, о переживании ребенком психологического неблагополучия, ему не по себе, он чувствует себя не в своей тарелке.

    Тревожный человек не уверен в себе в своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность как черта личности формируется при наличии большого опыта и может стать предвестником развития невроза. Для профилактики тревожного типа необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости в сложных ситуациях.

    Тревожность как устойчивое свойство человека развивается по принципу замкнутого психологического круга, в котором происходит ее закрепление и усиление. Это ведет к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который в свою очередь, способствует увеличению и сохранению тревожности. В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у младших школьников так называемую школьную тревожность, сопряженную с трудностями обучения, общения с учителем и одноклассниками 10 .

    Школьное обучение, связанное с познанием нового, проверкой получаемых знаний на практике, всегда сопровождается небольшим повышением тревожности у детей. Некоторый оптимальный уровень тревожности даже может активизировать обучение. Однако далеко не всегда тревожность удерживается на оптимальном уровне. Повышенная тревожность становится серьезной помехой в жизни и деятельности ученика.

    Часто причины повышенной тревожности школьников коренятся в семье, школа только выявляет имеющиеся у ребенка проблемы. Тем не менее сама ситуация школьного обучения во многих случаях создает основу для повышения тревожности и формирования постоянной тревоги у школьников.

    Анна Прихожан — Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст

    Анна Прихожан - Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст

    Анна Прихожан — Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст краткое содержание

    В книге рассматриваются такие понятия, как страх, тревога, тревожность. Здесь излагаются результаты многолетнего исследования источников, причин, возрастных и индивидуальных форм проявления тревожности на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста.

    К изданию прилагается CD, содержащий разработанные или модифицированные автором методики диагностики тревожности, особенностей Я-концепции, приемы и способы работы с тревожными детьми. Эти материалы могут использоваться как в исследовательских целях, так и в работе практических психологов.

    Книга может быть полезна психологам-исследователям в области общей, социальной психологии, психологии развития, практическим психологам и педагогам, а также студентам соответствующих специальностей.

    Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

    Анна Михайловна Прихожан

    Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст

    Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

    При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние – свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.

    В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Вместе с тем, необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность операторов, летчиков-испытателей, спортсменов, при психотерапии и др.).

    Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение эмоций, эмоциональных состояний, доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась, по сути, не исследованной.

    Изучение тревожности у детей и подростков (генетический аспект) также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Сравнительно большее количество работ посвящено детям 5–8 лет, исследований тревожности у более старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (В. М. Астапов, А. И. Захаров, В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей и Е. С. Новикова и др.).

    Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

    В этой книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности, как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

    Понимая тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность – как устойчивое личностное образование (последний термин употребляется и для обозначения всего явления в целом), мы исходим из того, что некоторый уровень тревожности в норме свойственен всем людям и является необходимым для оптимального приспособления человека к действительности. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии, препятствующее нормальному развитию, деятельности, общению.

    Тревожность рассматривается здесь как эмоционально-личностное образование, которое, как всякое сложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты.

    Нас интересовали как общие характеристики уровня тревоги у детей разных возрастов (средний уровень, половые различия, области фиксации страхов и тревог и пр.), так и особенно причины тревожности как устойчивого образования у детей разных возрастов. При анализе причин устойчивой тревожности мы особое внимание уделили роли внутриличностного конфликта, прежде всего с точки зрения порождаемых им противоречивых мотивационных тенденций.

    В этой связи значительный интерес представляли работы, характеризующие связь тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей (Н. В. Имедадзе, Х. Луккерт, К. Хорни и др.), поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением различных компонентов Я-концепции, ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Последние польский исследователь Я. Рейковский удачно, на наш взгляд, обозначает как потребности Я, относя к ним:

    • потребность сохранения тождества (интегрального Я);

    • потребность сохранения собственной ценности;

    • потребность сохранения контроля над собой и окружающими (1976).

    Вопрос о том, насколько правомерным представляется выделение именно вышеперечисленных потребностей как фундаментальных для Я, выходит за рамки настоящей работы. Укажем лишь на еще одну потребность, в определенной степени перекрывающую указанные Я. Рейковским, – потребность в привычном, устойчивом и вместе с тем удовлетворяющем отношении к себе, устойчивой, привычной самооценке (Л. И. Божович, 1968; М. С. Неймарк, 1961, 1972). Анализ представлений о механизмах порождения устойчивой тревожности вследствие внутриличностного конфликта, «размещаемого» в Я-концепции, свидетельствует о том, что как бы ни понимался конфликт – как противоречие между Я-идеальным и Я-реальным или как расхождение между высотой самооценки и уровнем притязаний, – возникновение тревожности – сигнал опасности для удовлетворения этой потребности, а закрепление тревожности, по-видимому, – показатель того, что эта потребность, как и другие потребности Я – не удовлетворены.

    статья на тему "Исследование причин проявления тревожности у детей младшего школьного возраста "

    Степанова Полина Николаевна

    В статье исследуется проблема проявления причин тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается повышенный уровень проявления тревожности. Делается вывод, что детям необходима целенаправленная планомерная работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya_issledovanie_prichin_proyavleniya_trevozhnosti_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_1.docx24.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Аннотация: В статье исследуется проблема проявления причин тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальным путем доказывается, что практически у каждого младшего школьника наблюдается повышенный уровень проявления тревожности. Делается вывод, что детям необходима целенаправленная планомерная работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи.

    Актуальность проблемы обоснована тем, что в современном мире увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: "школьный невроз", "школьная фобия". Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. Данная проблема должна решаться на раннем этапе своего развития, так как она является важной предпосылкой, обеспечивающей дальнейшую успешную адаптацию школьника в среднем звене обучения.

    Исследование причин повышенного уровня школьной тревожности в наши дни весьма актуально, так как мир меняется, и ребенок не успевает адаптироваться в нем. Чтобы понять, откуда у детей младшего школьного возраста появляется тревожность, необходимо рассмотреть причины повышенного уровня тревожности [Вачков, 2007, с.144].

    О проблеме тревожности младших школьников писали в своих трудах многие представители психолого-педагогического направления, например: А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, С.А.Дмитриева, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская и др.

    По мнению С.А. Дмитриевой, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в большей степени в социальных, раскрывающихся в условиях социализации [Дмитриева, 2012, С.165].

    Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать — ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат [Прихожан, 2002, С.44].

    Согласно Хорни, базисная тревога, есть целиком и полностью результат нарушения отношений с родителями. Враждебность ребенка к родителям может быть вызвана различными причинами: предпочтение других детей, несправедливые упреки, непредсказуемые колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, невыполненные обещания и т.д. [Хорни, 2007, С. 224]. Для здорового личностного развития ребенка необходима любовь, понимание и поддержка в его стремлении к индивидуализации [Айрапетянц, 2007, С. 261].

    Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Очень часто родители тревожных детей предъявляют к ним завышенные требования. Так ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность [ Макшанцева, 1998, С.39 ].

    Некоторые родители, стремятся уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности (гиперопека), формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и осложняет общение со взрослыми и сверстниками. Есть и полная противоположность таким родителям, они считают, что их ребенку открыты все границы (гипоопека). Большинство подростков, имея таких родителей, очень переживают, что о них совершенно не заботятся и им безразлична их судьбах [Прихожан, 1998, С.11].

    На уровень тревожности у младших школьников большое влияние оказывает школьная тревожность. По мнению Прихожан А.М, у школьников с нормальным уровнем личностной тревожности удовлетворенность успеваемостью зависит преимущественно от полученной отметки. Тревожные дети чаще не удовлетворены своей успеваемостью, вне зависимости от оценок [ Астапов, 2001, С. 160 ]. Все это указывает на значимость успеваемости как фактора, влияющего, по меньшей мере, на поддержание и усиление тревоги, но влияющего не прямо, а опосредованно.

    Е.П. Ильин, ссылаясь на данные ряда исследователей (С.В. Уваровой и др.), отмечает, что причинами тревоги у младших школьников являются:

    • проверка знаний во время контрольных и других письменных работ;
    • ответ учащегося перед классом и боязнь ошибки, которая может вызвать критику учителя и смех одноклассников;
    • получение плохой отметки («плохой» может быть и тройка, и четверка — в зависимости от притязаний школьника и его родителей);
    • неудовлетворенность родителей успеваемостью ребенка;
    • личностно значимое общение [Сидоров, 2013, с.48].

    Проблема успеваемости тесно связана с тем, как складываются отношения школьника с педагогами. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичное поведение воспитателей, учителей по отношению к детям часто рассматривается как одна из основных причин тревожности [Прихожан, 2000, С. 304].

    Тревожные дети часто оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. При этом тревожность зачастую выступает в качестве основного мотива общения, что влечет за собой повышенную зависимость от сверстников. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутыми сверстниками, то зачастую становится причиной возникновения повышенной тревожности. Таким образом, не столько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет характеристики такого общения [Прихожан, 2000, С. 304].

    В рамках проблемы было проведено научно-экспериментальное исследование. Перед началом эксперимента была разработана программа диагностики тревожности. Основным средством диагностики стали методики «Шкала личностной тревожности А.М Прихожан» и «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса». В результате диагностики в экспериментальной группе был проведен качественный анализ выраженности факторов тревожности и определен общий уровень тревожности среди младших школьников.

    По итогам исследования было выявлено, что 54,5 % испытуемых имеют повышенный уровень тревожности. Также у 45,4 % учащихся в экспериментальной группе доминирующим фактором тревожности является страх ситуации проверки знаний. Полученные данные доказывают, что в условиях школы и класса большинство учащихся в ходе взаимодействия с учителями и со сверстниками испытывают неуверенность в себе.

    На основании полученных данных, можно сделать вывод, что младшие школьники в настоящее время действительно нуждаются в планомерной и системной работе по снижению уровня тревожности, и основной характер деятельности должен быть направлен на преодоление страхов проверки знаний.

    Таким образом, причин для возникновения повышенного уровня тревожности достаточно много. Главную роль играют самые разные факторы, которые будут отражаться на ребенке, и которые будут препятствовать его нормальному развитию. Самой главной причиной, является исключение ребенка из группы сверстников. Следующая не менее важная, переживание неудач в учебной деятельности ребенка, частые ссоры в семье, не только между родителями, но и между старшими и младшими поколениями .

    1) Айрапетянц М.Г. Школьник Т.К., Лущекина Е.А. Сопоставление показателей стресса и личностной тревожности у подростков, воспитывающихся в социально благоприятных и социально неблагоприятных условиях // Журнал высшей нервной деятельности, 2007. №3. С. 261.

    2) Астапов В.М. Тревожность у детей.- М.: ПЕР СЭ, 2001. 160 с.

    3) Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – М.: Ось — 98, 2007. – 144с.

    4) Дмитриева С.А. Психологическая коррекция эмоциональной сферы воспитанников детского дома: учебное пособие. — Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 165с.

    5) Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование, 1998. №2. С. 39.

    6) Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

    7) Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог, 2002. №4. С. 44.

    8) Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образовани е. / Ред. В.В. Рубцов , А. А. Марголис , В.А. Гуружапов, 1998. №2. С. 11.

    9) Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен. Вестник удмуртского университета, 2013. №2 . С. 48-51.

    10) Хорни К. Наши внутренние конфликты. Серия: Психологические технологии. — М.: Академический проект, 2007. 224 с.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector