Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Депрессия у подростков: как учителю распознать и помочь

Депрессия у подростков: как учителю распознать и помочь

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), депрессия является одним из самых распространенных психических расстройств. При работе с подростками следует ясно понимать причины, симптомы и последствия депрессии. Депрессия у подростков — это не просто плохое и подавленное настроение, а крайне серьезная проблема, которая ведет к неприятностям в школе, неприятию себя, повышенной агрессии.

Чем опасна подростковая депрессия?

Депрессия имеет колоссальное влияние на личность подростка. Страдающие депрессией подростки испытывают чувство непреодолимой грусти, отчаяния, гнева. Самые худшие и тяжелые депрессивные состояния могут привести к зависимостям, насилию, побегам из дома, отчаянному и безрассудному поведению и даже к суициду.

Почему возникает депрессия?

Причин деперссивного расстройства может быть множество, многие из причин берут начало еще в детском возрасте. Но наиболее частыми причинами могут являться:

Постоянный стресс крайне вреден для организма и выступает как один из основополагающих факторов проявления депрессии.

Иногда депрессия передается по наследству. Считается, что гены могут влиять на биохимические процессы в мозгу и приводить к депрессивным состояниям.

Как распознать подростковую депрессию?

В подростковом возрасте дети начинают активно бороться за свою независимость: противятся давлению в школе, отстаивают свою точку зрения перед родителями. Именно поэтому взрослые привыкают к постоянно возбужденному или подавленному состоянию подростка и симптомы депрессии могут заметить не сразу.

На что следует обратить внимание

— грусть и подавленное состояние в течении долгого времени

— потеря интереса к друзьям, хобби, учебе (в особенности если ранее учеба была важна для ребенка)

— плохой сон и аппетит, постоянная тревожность, которая может проявляться как в высказываниях, так и в хаотичных и нервозных движениях

— чувство собственной никчемности, явно заниженная самооценка, обостренное чувство вины (например, за недостаточно хорошие результаты в спорте/школе)

— ослабленная концентрация внимания, состояние глубокой задумчивости

— отсутствие планов и целей на будущее, полная потеря интереса к собственному развитию

— неспособность принимать быстрые решения: каждый выбор подвергается сомнению

— постоянное чувство усталости, которое присутствует даже после отличного отдыха

— забывчивость и безответственное поведение — прогулы, невыполнение домашнего задания, невыполнение обязанностей по дому

— резкая смена общего состояния и поведения (подросток может стать как непривычно грустным и задумчивым, так и вдруг стать чрезмерно эмоциональным и улыбчивым)

Как общаться со страдающим депрессией подростком?

Не стоит давить на подростка, но нужно показать, что вы готовы поддержать его во всем, оказать необходимую помощь без нравоучений и обсуждений. Таким образом подросток не закроется в себе, а поймет, что его готовы слушать и поддерживать. Предложить также обратиться к специалисту, который поможет правильно понять причину состояния и помочь выйти из сложившейся ситуации.

Общаться с депрессивным подростком нелегко. Иногда может накрывать отчаяние, печаль и прочие негативные эмоции. В данном случае следует помнить, что подросток страдает на протяжении всего заболевания и терпеливая поддержа ему крайне необходима.

— Поощрять социальную и физическую активность

Физическая активность помогает эффективно бороться с депрессией, так как физические упражнения поднимают настроение и позволяют отвлечься от негативных мыслей. Общение с друзьями и родными также помогает подростку перестать замыкаться в себе, а значит и облегчить симптомы депрессии.

Если до подростка не удается достучаться, если подавленность не проходит в течении двух недель и проявляются иные признаки депрессии, то следует немедленно обратиться за помощью к специалисту!

Кроме этого, если признаки депрессии были замечены в школе, то важно обратиться к школьному психологу и мягко поделиться своими наблюдениями с родителями.

Как предотвратить появление депрессии?

— Избегать наказаний и унижений при воспитании ребенка, так как это может вызвать чувство неполноценности и ненужности. Также следует избегать публичных замечаний подросткам в школе. Любые вопросы лучше обсуждать один на один.

— Объяснить, что совершать ошибки — это нормально. Самое главное уметь выносить из них урок.

— Не заставлять ребенка всегда следовать примеру родителей и учителей. У подростка должна быть определенная свобода: какие книги читать, кем стать в будущем, какую музыку слушать и т.д.

— Говорить. Если ребенок подавлен, то лучше сразу выделить время на то, чтобы поговорить с ним. Проблема может быть незначительной для взрослых, но настоящей драмой для подростка.

Депрессия у подростков — достаточно распространенное заболевание. Самое главное — это грамотная диагностика и поведение родителей и учителей на начальном этапе проявления депрессии может обеспечить быстрое и безболезненное лечение.

Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка

Физическое здоровье ребенка неотделимо от его эмоционального состояния. Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в старшем возрасте. Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте. В статье представлены медикаментозные и немедикаментозные методы, в т. ч. по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания. Рекомендованы методики для групповых занятий (приемы саморегуляции, релаксация, визуализация, арт-терапия, упражнения на снятие внутренних зажимов, умение общаться, а также работа с метафорой и упражнения на снятие тревожности и беспокойства). На основании изученной литературы сделан вывод о том, что здоровый образ жизни ребенка (полноценное и правильное питание, регулярная физическая активность в сочетании с отдыхом, обучение навыкам преодоления трудностей) позволяет не только повысить адаптационные возможности, но и существенно минимизировать последствия хронического стресса.

Читайте так же:
Я родила и у меня депрессия

Ключевые слова: дети, подростки, адаптация, стресс, профилактика, лечение, биоорганический магний, пидолат магния, цитрат магния, Магне В6, сон, расстройства сна, физическая активность, питание, психологическая адаптация.

Для цитирования: Акарачкова Е.С., Блинов Д.В., Котова О.В. и др. Стресс у детей: как активировать адаптационные резервы у ребенка. РМЖ. 2018;9:45-51.

E.S. Akarachkova 1 , D.V. Blinov 2 , O.V. Kotova 1 , L.R. Kadyrova 3 , D.I. Lebedeva 4 , I.M. Melnikova 5 , A.S. Sorokina 6 , E.V. Travnikova 7 , E.V. Tsareva 8

1 International Society of Stress “Stress Under Control»
2 “Lapino” Clinic, Odintsovo
3 Kazan State Medical Academy — a branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education
4 “Regional Treatment and Rehabilitation Center”, Tyumen
5 Yaroslavl State Medical University
6 Sechenov University, Moscow
7 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
8 “Unison” Medical Center, Moscow

The child’s physical health is inseparable from his emotional state. Stresses actively interfere in the life of children and adolescents, reduce their ability to self-control, interfere with normal psychological and social development, and can also lead to negative consequences already at an older age. The adaptation mechanisms to stress of children and adolescents are imperfect. In the clinical practice, the application of therapeutic and prophylactic methods with the aim of increasing the stress-resistance in childhood and adolescence remains relevant. The article presents drug and non-drug methods, including the regimen of work and rest, motor conditions and adequate nutrition in conditions of stress. Methods for group activities (self-control techniques, relaxation, visualization, art therapy, exercises for removing «internal» blocks, communication skills, as well as working with metaphor and exercises for relieving anxiety) are recommended. Based on the literature, the conclusion is drawn that the healthy lifestyle of a child (full and proper nutrition, regular physical activity combined with rest, training in skills of overcoming difficulties) allows not only to increase the adaptive capacity, but also to substantially minimize the effects of chronic stress.

Key words: children, adolescents, adaptation, stress, prevention, treatment, bioorganic magnesium, magnesium pidolate, magnesium citrate, Magne B6, sleep, sleep disorders, physical activity, nutrition, psychological adaptation.
For citation: Akarachkova E.S., Blinov D.V., Kotova O.V. et al. Stress in children: how to activate adaptive reserves in children // RMJ. 2018. № 9. P. 45–51.

Статья посвящена возможностям адаптационных резервов при стрессе у детей. Представлены медикаментозные и немедикаментозные методы, в т. ч. по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания.

Стресс: определение
Общие причины (источники) стресса у современного ребенка
Клинические проявления стресса

В условиях длительного влияния стрессовых факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации). Стресс сложно и многофакторно связан с нарушениями сна, питания и последующим ожирением, развитием или обострением тревоги и депрессии [1, 14]. Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса, однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков [3, 15, 16]:
перепады настроения и раздражительность;
повышенная тревожность, чувство опасения и чрезмерная бдительность;
повышенная утомляемость;
нарушения сна;
ночное недержание мочи;
физический дискомфорт, в т. ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
суетливость, снижение концентрации внимания, резкое снижение успеваемости;
замкнутость или склонность к одиночеству, избегание контактов как со сверстниками, так и с родителями.
Перечисленные симптомы различны по интенсивности, и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.
Важно! Стресс представляет опасность и становится проблемой, если плохо контролируется и у ребенка нарушается адаптация.

Последствия стресса у детей и подростков
Стадии стресс-связанных симптомов
Профилактика и лечение стресса

Профилактика и лечение стресса основаны на управлении и контроле стресса, что повышает приспособительные (адаптационные) возможности [5]. Для этого необходимо активное выявление детей, которые не справляются со стрессовыми жизненными событиями. У них применяют комплекс поведенческих и психотерапевтических методов, направленных на устранение причины стрессового состояния, а также нормализацию биологических ритмов, физической активности, питания, что в итоге способствует повышению уровня самоконтроля и формированию и/или улучшению навыков преодоления стресса (копинг-стратегии) [7].
В профилактике стресса у детей и подростков условно можно выделить шесть составляющих:
развитие базовых навыков профилактики стресса (диафрагмальное дыхание, регулярные упражнения, развивающие гибкость, релаксация, сменяющая
активную деятельность ребенка, адекватное чувство юмора, умение давать выход своим эмоциям). При ежедневной тренировке этих навыков повышается стрессоустойчивость, улучшаются физиологический баланс и позитивный аффект у ребенка;
участие и внимание родителей;
полноценный сон (табл. 1) [22];
регулярная физическая активность;
адекватное питание (табл. 2 и 3);
медикаментозная профилактика.
Таблица 1. Рекомендуемая длительность сна в часах у детей в зависимости от возраста [22]
Таблица 2. Рекомендации по питанию в зависимости от возраста ребенка [6]
Таблица 3. Возрастные нормы потребления минеральных веществ (в сутки) [11]
Ежедневное выполнение этих условий обеспечивает поведенческую и психологическую поддержку, помогает изменить ответ ребенка на ежедневные стрессовые воздействия.
Отдельного внимание заслуживают психотерапия и питание детей и подростков как в целях повышения стрессоустойчивости (профилактика стрессов), так и в целях нутритивной поддержки организма в состоянии стресса. Хоть питание играет косвенную роль в реакции на стресс, но правильное питание способствует улучшению общего состояния ребенка. Питательные вещества, витамины и микроэлементы в правильном соотношении должны поступать в организм с пищей. Но в современном питании наблюдается дефицит минералов и микроэлементов. Наиболее часто имеет место дефицит магния [6, 10–13].
Важно, что дефицит магния в центральной нервной системе при стрессе приводит к дисфункции NMDA-рецепторов с последующим повреждением клеток глии и нейронов префронтальной коры, миндалины, гиппокампа и их связей с нижележащими структурами (таламусом, гипоталамусом, гипофизом, ретикулярной формацией):
формируется гипервозбудимость гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси;
увеличивается транскрипция кортикотропин-рилизинг-фактора в паравентрикулярном ядре гипоталамуса;
повышается уровень адренокортикотропного гормона плазмы [23].
Эти изменения индуцируют развитие дезадаптации и патологической тревоги при стрессе, что клинически проявляется широким спектром психосоматических симптомов [5]. У детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание холестерина и формируется резистентность к инсулину, что в итоге
ведет к ожирению, сахарному диабету, гипертонии и метаболическому синдрому [13].

Читайте так же:
Не могу справиться с депрессией что делать
Причины дефицита магния у современных детей
Магний в профилактике и лечении стресса и его последствий

Таблица 4. Соответствие рекомендуемой суточной потребности в магнии дозировкам препарата Магне В6 и Магне В6 форте в зависимости от группы населения (адаптировано из: Тутельян В.А., 2002 [29])

Участие ионов магния (Mg 2+ ) в патогенезе стресса на клеточном и системном уровнях обусловливает применение магнийсодержащих препаратов не только для профилактики, но и для лечения последствий стресса.
Для профилактики негативного влияния стресса и повышения стрессоустойчивости восполнять дефицит магния рекомендуется путем применения биоорганических солей магния — пидолата и цитрата в сочетании с витамином В6 (пиридоксином), обладающих доказанной наибольшей биодоступностью. В таком сочетании магний будет лучше усваиваться из желудочно-кишечного тракта. Пиридоксин является основным природным магнезиофиксатором в организме человека, что приводит к значительному повышению содержания магния в плазме и эритроцитах и сокращает магнезиурию [26].
В России магнийсодержащие препараты с доказательной базой, разрешенные к применению в педиатрической практике для восполнения дефицита магния, представлены биоорганическими солями: пидолатом магния (питьевой раствор Магне В6 содержит 186 мг лактата магния и 936 мг пидолата магния, что эквивалентно суммарному содержанию 100 мг магния, и 10 мг пиридоксина гидрохлорида; разрешен к приему у детей с 1 года [27]) и цитратом магния (Магне В6 форте — таблетированная форма, содержит 618,43 мг цитрата магния, что эквивалентно содержанию 100 мг магния, и 10 мг пиридоксина гидрохлорида. Разрешен к приему с 6 лет [28]). Дозы препаратов в зависимости от возраста ребенка представлены в таблице 4 [29].

Стоит отметить, что наибольший дефицит магния отмечается с конца ноября по начало апреля. Устраняя дефицит магния, Магне В6 способствует повышению стрессоустойчивости, улучшению настроения, внимания, памяти, успеваемости, самочувствия детей и уменьшению проявлений вегетативной дисфункции, в т. ч. успеваемости и улучшению самочувствия детей группы риска по стрессу [11].
При лечении детей, пребывающих в состоянии стресса, рекомендован курсовой прием Магне В6 питьевой раствор или Магне В6 форте 2–3 р./день не менее месяца для восполнения дефицита магния. Длительная (не менее 6 нед.) терапия магнийсодержащими препаратами способна достоверно снижать психические и соматические проявления стресса и тревоги с той же эффективностью, что и применение бензодиазепинов и других анксиолитиков [15, 30].
Препараты магния оказывают положительное влияние в период становления менструальной функции у девочек. С учетом того, что в патогенезе предменструального синдрома (ПМС) лежит серотониновая дисфункция, редуцируемая витамином В6, магний в данном случае необходим для превращения пиридоксина в активную форму витамина В6 пиридоксальфосфат, а также редукции симптомов тревоги — облигатного проявления ПМС. Наряду с дефицитом витамина В6 у пациенток с ПМС имеет место исходный магниевый дефицит. Прием Магне В6 в течение 2-х мес. нормализует уровень магния в организме, что способствует редукции симптомов ПМС (плохого настроения, раздражительности, отеков) [11].
Длительный (от 6 мес. и более) прием цитрата магния — основа устранения дефицита магния. Это, в свою очередь, способствует превентивному лечению головных болей у детей, в т. ч. мигренозных болей, провокатором которых часто служит стресс, и рекомендуется в комплексной терапии при контроле показателей магниевого дефицита (содержание магния в эритроцитах) [31, 32].
Применение препаратов магния патогномонично для нормокальциевой тетании. Дотация магния в виде пидолата оказывает выраженное положительное действие на симптомы повышенной нервно-мышечной возбудимости (тетании). Противорецидивное лечение спазмофилии заключается в продолжительном введении препаратов магния. Терапию следует начинать с введения препаратов магния в течение 1–2-х нед., после чего (если имеет место кальциево-магниевая спазмофилия) следует постепенно вводить кальциевые препараты. При назначении препаратов важно соблюдать пропорцию кальция и магния 2:1 (например, 800 мг солей кальция и 400 мг солей магния) [11].
Психотерапия как метод немедикаментозного воздействия позволяет сформировать навыки стрессоустойчивости в детском и юном возрасте и является мощным защитным фактором против стресс-связанных расстройств в течение жизни. Ее цель — научить пациента саморегуляции и самоконтролю в период стресса. Психотерапия проводится врачом-психотерапевтом после психологического консультирования, которое позволяет отличить нормальный (физиологический) стресс от патологического, а также значительно повышает эффективность проводимого медикаментозного лечения [33].
Когнитивная поведенческая терапия в сочетании с релаксационными методиками (мышечное расслабление, глубокое дыхание) используется в терапии страхов, фобий и тревожности у детей, в т. ч. для лечения ночных страхов [34–36].

Читайте так же:
Помощь при страхах и депрессиях пути выхода из душевного кризиса
Заключение

alt=»Лицензия Creative Commons» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

ПОДРОСТОК = СТРЕСС?

В современном обществе в последние годы особенно остро стоит проблема высокой тревожности учеников, особенно в подростковом возрасте. Всё чаще подростки в состоянии стресса совершают неадекватные поступки, приводящие порой к печальным последствиям, и даже к суициду.

В подростковом возрасте все чувства обостряются, и становится очень трудно управлять эмоциями и собственным поведением, от незначительного дискомфорта ребенок готов сорваться, поэтому любые конфликты и недопонимания становятся трагедией.

Также видимой причиной стресса у тинэйджеров может стать как серьезная неприятность, так и незначительная обида. Чаще всего это проявляется при проявлении насилия в любой форме, причем опасность может быть и настоящей, и мнимой. Собственно, для человека в любом возрасте подобные явления провоцируют стресс, подросток же воспринимает любое колебание болезненнее втройне.

Любое непривычное для организма воздействие может также спровоцировать стресс. Иногда одно и то же событие для кого-то станет мощным стрессом, а для другого — обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать депрессию, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника вообще не вызовет никаких эмоций. Получается, что на одну и туже ситуацию реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.

Не стоит слишком остро реагировать на отдельные инциденты в жизни подростка. То, что взрослым кажется пустяком, для тинейджеров может стать спусковым крючком стресса в силу их гиперчувствительности, вспыльчивости и резкой смены настроений. Лучше не акцентировать внимание на их ошибки и неудачи. Помните, это временный сложный период жизни молодых людей.

Признаки стресса — физические и эмоциональные симптомы, которые может проявлять подросток:

  • Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность
    Нарушения режима сна
  • Изменение аппетита и, соответственно, попытки похудеть или накачаться.
  • Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей
  • Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни
  • Резкое снижение успеваемости и потеря интереса к учебе и хобби
  • Курение, регулярное распитие спиртного
  • Замкнутость, отдаление его от близких и друзей
  • Резкое снижение самооценки, неуверенность в собственных силах
  • Тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидания беды

Навязчивые, монотонные действия (грызет ногти, кусает губы)

Мы рекомендуем приемы профилактики и преодоления стресса у подростков, доступные каждому:

  • Здоровый сон
    Ложиться спать и вставать лучше в одно и то же время. Старайтесь избегать отхода ко сну в плохом настроении или слишком рано поздно.
  • Водные процедуры
    Прохладный душ перед сном является одним из элементов физиологии засыпания. Иногда можно применять теплый душ комфортной температуры для легкого мышечного расслабления. Использование контрастных водных процедур, слишком горячих или холодных ванн не рекомендуется.
  • Умеренный прием пищи вечером, исключающий переедание.
    Часто взрослые перестают обращать внимание на то, чем питается подросток, полагаясь на его здравомыслие. При современном образе жизни многие часто выбирают фастфуд и другую мало качественную еду, и таким образом лишаются питательных веществ, витаминов и микроэлементов, которые должны постоянно поступать в организм с пищей. Так, постепенно начинают нарушаться нормальная работа мозга, регуляция настроения и адаптация к стрессам.
  • Уменьшение умственной нагрузки в вечернее время, а также уменьшение времени, проведенного за компьютерными играми на ночь, так как они обладают возбуждающим действием.
  • Спорт
    Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.
  • Увлечения. Самое главное — найти дело, которое вас зажигает.
  • Слушайте музыку. Ничто так не расслабляет и не успокаивает, как позитивная музыка.
    Просто замечательно, если у вас появится хобби. Обычно любимые увлечения помогают расслабиться и приносят массу приятных эмоций.
    Помогайте другим.
  • Выплескивайте эмоции в безопасной обстановке (например, когда вы дома одни): кричите или плачьте, бейте подушку. Скинуть таким образом напряжение или гнев обиду очень полезно.
  • Учитесь планировать время для уроков и отдыха, расставлять приоритеты.

Если признаки стресса «на лицо» и вы чувствуете, что не справляетесь с нарастающим напряжением — эффективнее всего обратиться за помощью к профессионалам.

автор: Елена Петрусенко, психолог, Родительский центр «Подсолнух»
Копирование материалов возможно только с указанием авторства и ссылкой на сайт.

ГКУ «Детский дом №10»

Всероссийская перепись населения

Термин «депрессия» применяется для описания многих состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям — оно является нормальной реакцией на стресс.

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различаются функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов.

Депрессии представляют собой актуальную проблему психического здоровья подростков в связи с увеличением распространенности, более ранним началом возникновения, ростом числа суицидов. Сложность проблемы состоит в том, что чем младше ребенок, тем более нетипично протекают депрессии. Как указывалось выше, в подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Существует вопрос о том, а различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.

Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых.

Подростковую депрессию от взрослой отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, лечение подростков можно проводить с помощью тех видов терапии, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых. Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения «не совсем правильно». Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и «никакое настроение». Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий. Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. Подольский А. отмечает: « депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере, после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве, и употребление наркотиков также связаны между собой. У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, — исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызвать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения…». Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения родитель — ребенок в отрочестве и влиять на романтические отношения. Депрессия у подростков часто совмещается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько часто сопровождают депрессию, что считаются одним из облигатных ее признаков и включаются в качестве критериев диагностики депрессии практически во все известные опросники. Сами подростки на снижение массы тела и утомляемость внимания не обращают. Повышение аппетита, или булимия, у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько реже.

Ученые считают, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:

  • Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).
  • Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).
  • Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).
  • Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).
  • Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).
  • Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).

В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Отметим еще немаловажный фактор развития депрессивного состояния у подрастающего поколения, с психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что тех, кто оценивал собственную деятельность выше, чем это было на самом деле, высока вероятность развития подавленного состояния и депрессии. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии является так же постепенное понижение человеком собственной самооценки, собственных привлекательных черт и заслуг. Это происходит обычно под влиянием негативных мыслей о себе.

Так как в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Все эти перемены влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут являться основой для развития депрессии у подростков. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Также обстоит дело и с завышенной самооценкой. По словам А.В. Захарова: «Депрессия и подавленное состояние возникают, когда завышенная самооценка мешает самосовершенствованию и развитию».

В силу вышесказанного, мы понимаем, что одной из главных задач, является своевременная диагностика подростков, поведение и чувства которых выпадают из нормального спектра, так как раннее вмешательство, посредствам профилактики и коррекции, может привести к положительным результатам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector