Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профилактика диагностика коррекция тревожности у детей

Профилактика диагностика коррекция тревожности у детей

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Для того, чтобы понизить уровень тревожности ребенка, нужно приготовиться к терпеливой и систематической работе. Вести ее нужно в трех направлениях:

1. Повышение самооценки ребенка

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением и умел замечать все его успехи.

2. Обучение ребенка умению управлять своим поведением

Необходимо обучать ребенка умению управлять собой в ситуациях, вызывающих у него наибольшее беспокойство.

3. Обучение ребенка расслаблению

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят — это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Советы психолога:

Необходимо демонстрировать своему ребенку образцы уверенного поведения, которое будет для него хорошим примером. По возможности, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

Не стоит предъявлять ребенку завышенные требования, превращая его жизнь в постоянную борьбу за достижения. Не требуйте от ребенка невозможного. Если вы знаете, что ему с трудом дается какой-либо предмет, не ругайте его, лучше лишний раз помогите при выполнении домашнего задания. Ребенка необходимо понимать, не ругать его за то, за что нужно пожалеть, поскольку он просто не может выполнить. При появлении даже самых незначительных успехов, обязательно его похвалите.

Нельзя предъявлять к ребенку противоречивые требования, необходимо наладить с ребенком конструктивное взаимодействие. Ребенка нельзя ставить перед необходимостью выбора позиции папы или мамы. Мнение родителей и педагогов так же не должны противоречить друг другу и подрывать их авторитет в глазах ребенка. От этого напрямую зависит эмоциональное благополучие ребенка. Взрослые также не должны быть противоречивы и в своих поступках, и действиях. Не должно быть двойных стандартов.

Ребенку необходимо доверять. Доверие делает его спокойнее, увереннее в себе. Для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы близкие были честны и искренни с ним.

Важно безусловно принимать и любить ребенка. Оценки и другие достижения ребенка не стоит рассматривать как главную ценность.

Рекомендуем нацеливать ребенка не на результат, а на действие. Дети учатся в школе не для отметок. Любое обучение, в том числе и школьное, должно восприниматься ими как средство развития и способ самовоспитания.

Необходимо чаще хвалить ребенка и проявлять свою любовь и нежность. Тревожного ребенка трудно «перехвалить», так как он обычно с недоверием относится к любой похвале из-за неуверенности в себе. Ежедневно отмечайте успехи своего ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи.

Нельзя угрожать детям. Они и так слишком ранимы. Лучше профилактически обсуждать с ними различные темы, проговаривать ситуации, в которых ребенок ведет себя не лучшим образом. Это поможет научиться детям понимать свои чувства и мысли и выражать их словами.

Если ребенку трудно дается обучение в школе, для повышения уровня его мотивации рекомендуем помочь ему выбрать кружок по душе, где он будет чувствовать себя успешным. Он поверит в себя и ему будет комфортнее обучаться в школе.

То, что ребенок может делать сам, родителям не следует выполнять за него. Важно, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и инициативу, ведь характерной особенностью тревожных детей является их низкая активность. Он привык ориентироваться на других. В этом хорошо помогают коллективные игры и ребенку следует предложить роль, требующую от него принятия решений и активной коммуникации с игроками.

Необходимо побуждать ребенка к разностороннему общению: обратиться с просьбой или вопросом к продавцу или передать кому-то информацию и т. д.

Дома важно создать атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания и доверительности. Такая атмосфера снизит у него чувство тревоги и даст ему возможность проявить себя. Ребенку нужна эмоциональная поддержка близких.

Чаще используйте телесный контакт. Ласковые прикосновения родителей помогут ребенку обрести уверенность в себе и доверие к миру.

Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Исключите из своего лексикона слова, которые унижают его достоинство, даже если вы очень сердиты. Надо требовать от ребенка не извинений за тот или иной поступок, а объяснения, почему он это сделал.

Читайте так же:
Как справиться с повышенной тревожностью у взрослых

Используйте наказания лишь в крайних случаях. Лучше, если Вы будете выражать свои мысли и чувства словами.

Нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими детьми. Старайтесь избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показателями, например, неделю назад.

Для снижения уровня тревожности также рекомендуем применять следующие методы:

обучение способам расслабления;

проигрывание проблемных ситуаций, которые являются для ребенка травмирующими;

игры, развивающие коммуникативные навыки;

участие в школьных постановках, спектаклях;

арт-терапия: рисунки для отработки страхов;

сказкотерапия: использование художественных произведений с характерными героями и разрешением подобных ситуаций;

сюжетно-ролевые игры для обучения ведению диалога;

релаксационные и дыхательные упражнения для снятия мышечного напряжения.

Вот пример некоторых упражнений, которые Вы сможете выполнять дома вместе с ребенком:

Упражнение «Воздушный шарик»

Упражнение направлено на снятие напряжения лицевых мышц.

Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохните воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи за губами, чтобы шарик становился все больше и больше. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи мне свой шарик.

Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнение «Танцующие руки».

Упражнение направлено на внутреннее расслабление ребенка.

Нужно разложить большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Пусть ребенок возьмет в обе руки по мелку понравившегося цвета, ляжет спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Когда зазвучит музыка с закрытыми глазами надо начать обеими руками рисовать по бумаге. Двигать руками в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось. Упражнение проводится под музыку и длится 2-3 минуты.

В заключении хотелось бы вспомнить известную истину о том, что предупредить всегда легче, чем исправить. Приведем несколько рекомендаций по профилактике тревожности:

1. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

2. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, лучше окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить его.

3. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Проявляйте безусловную любовь к своему ребенку.

  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Рекомендации специалистов />
  • ДЕТСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ (Часть 2)

Профилактика и коррекция высокой тревожности у детей дошкольного возраста

Проблемы, связанные с психическими состояниями, занимают особое место среди других наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека. В ряду различных психических состояний находятся такие виды эмоциональных переживаний, как эмоции, аффекты, настроение, стрессы, страсти и др., которые в совокупности образуют эмоциональную сферу человека.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда,которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, горе, радость, удивление, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которое может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес — возбуждение.

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Прежде всего, важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги.

П. Бейкер и М. Алворд считают, что тревожныедети могут испытывать: постоянное беспокойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); раздражительность; нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Читайте так же:
Заикание у детей логоневроз лечение

Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко отмечают, что тревожный ребенок:

— не может долго работать, не уставая,

— ему трудно сосредоточиться на чем-то,

— любое задание вызывает излишнее беспокойство,

— во время выполнения заданий очень напряжен, скован,

— смущается чаще других,

— часто говорит о напряженных ситуациях,

— как правило, краснеет в незнакомой обстановке,

— жалуется, что ему снятся страшные сны,

— руки у него обычно холодные и влажные,

— у него нередко бывает расстройство стула,

— сильно потеет, когда волнуется,

— не обладает хорошим аппетитом,

— спит беспокойно, засыпает с трудом,

— пуглив, многое вызывает у него страх,

— обычно беспокоен, легко расстраивается,

— часто не может сдержать слезы,

— плохо переносит ожидание,

— не любит браться за новое дело,

— не уверен в себе, в своих силах,

— боится сталкиваться с трудностями.

Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка (особенности строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, так и, причем в большей степени, в социальных (неправильное воспитание, особенности взаимоотношения ребенка с родителями, воспитателями, низкий социальный статус в группе сверстников). Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Рекомендуется проводить работу с тревожнымидетьми в следующих направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения, работа с родителями ребенка, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Существенно влияет статусное положение ребенка в группе сверстников на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. Таким образом, можно выделить еще одно направление в работе с тревожным ребенком — это повышение его статусного положения в группе сверстников, которое перекликается с повышением самооценки тревожного ребенка.

Наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется работами отечественных исследователей, таких как ЛС. Выготский, А. И. Захаров, Д. Б. Эльконин, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер с высокотревожными детьми упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.

Для повышения самооценки тревожных детей и их статусного положения в группе сверстников желательно, чтобы эти дети чаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе.», «Пожелания», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае рекомендуется привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах, и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Нельзя подгонять и торопить их.

Читайте так же:
Лечение заикания у подростков отзывы

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом,желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.

Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («прятки», «жмурки», «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Чтобы снять мышечное напряжение, можно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком Е. К. Лютова и Г. Б.Монина рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»

3. Для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным при введении новой игры, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

Следует помнить, что работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

9. Список использованной литературы

1. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб. : Речь, 2001.

2. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребенок в детском саду. — 2002.- № 4.

3. Кряжева Н. Л. Эмоции и чувства в жизни ребенка // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника.— Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М. : Генезис, 2000.

5. Иванова Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия и рекомендации. –Волгоград: Учитель, 2009.

6. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М., 1997.

Анкета для педагогов по выявлению уровня эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста, а так же знаний педагогов о влиянии среды на эмоциональное.

Анкета для родителей по выявлению представления родителей об особенностях эмоционального развития старших дошкольников Цель: выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития детей старшего дошкольного развития. 1. Как часто в процессе.

Макшанцева Людмила Викторовна. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников : диссертация . доктора психологических наук : 19.00.13.- Москва, 2000.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-19/209

2.3.3. Выявление тревожности с помощью проективных
методов 76
ГЛАВА III. Выявление факторов, оказывающих влияние на
психо-эмоциональное развитие детей в период адаптации к
детскому дошкольному учреждению 83
3.1. Факторы, влияющие на формирование тревожности у

Читайте так же:
Медикаментозное лечение энуреза у подростков

3.2. Эмпирическое исследование проявлений тревожности у

детей от 2,5 до 4 лет 104

ГЛАВА IV. Профилактика и преодоление дезадаптации детей

с повышенной тревожностью к детскому саду 117

4.1. Психопрофилактика негативных последствий высокой
тревожности у ребенка 118

4.2. Из опыта индивидуальной работы психолога в
стрессогенных ситуациях 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
ЛИТЕРАТУРА 132
ПРИЛОЖЕНИЯ 143

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов — вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.

Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной
стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики,
поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества
к различным аспектам здоровья ребенка: психическому,

психологическому, психофизиологическому. С другой стороны теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении ребенка, недостаточной, на наш взгляд, изученностью отдельных причин возникновения тревожности у дошкольников, отсутствием набора надежных методик ее выявления и эффективных способов психопрофилактики.

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка. Так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер

деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.

Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми. Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

В исследовании учитывается, что, включение в новые социальные отношения, совместную деятельность с другими взрослыми, полученный ранее опыт может либо помочь ребенку адаптироваться к непривычным условиям, либо негативно повлиять на уровень его адаптации. Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.

Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка — дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка;

предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности.

разработать и научно обосновать рекомендации по психологической профилактике и преодолению тревожности у дошкольников;

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Динамика тревожности детей дошкольного возраста, индивидуальные формы ее проявления.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Источники, причины, особенности проявления тревожности у детей, посещающих дошкольные учреждения, способы ее профилактики и преодоления.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Переход к новому типу взаимоотношений с окружающими, смена характера деятельности при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение, опосредованные содержанием и формой общения детей со взрослыми, могут вызвать высокую тревожность у детей.

Основополагающими факторами формирования высокой тревожности у дошкольников могут стать как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так и неблагоприятный итог социальных контактов и влияния окружающей среды, индивидуальные особенности развития ребенка.

Провести теоретический анализа психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности и выявления ее у дошкольников.

Изучить факторы, оказывающие влияние на формирование детской тревожности.

Выделить критерии оценки проявлений тревожности у детей, начинающих посещать детский сад.

4. Разработать систему психодиагностических методик по
определению уровня тревожности детей дошкольного возраста.

Экспериментально изучить особенности проявления тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий.

Установить связь между уровнем тревожности и успеваемостью детей в первом классе школы.

7. Определить направления психологической работы по
профилактике и преодолению детской тревожности.

Читайте так же:
Шкалы для больных с деменцией

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Теоретический анализ генезиса детской тревожности.

«Тест тревожности» (В.Амен и др.).

Контент-анализ по проективным методикам: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дом. Дерево. Человек».

Анкеты для родителей (авторская методика, направленная на психофизиологическую характеристику проявлений тревожности у детей).

«Карта наблюдений» для воспитателей (авторская методика, позволяющая изучить особенности тревожности у детей, начинающих посещать детский сад).

Использование методов математической статистики для анализа полученных результатов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Впервые обобщены и систематизированы разнообразные критерии
показателей проявления тревожности у детей, начинающих посещать
детский сад; выявлены и систематизированы факторы, влияющие на
возникновение тревожности у детей, посещающих дошкольные
образовательные учреждения; проанализированы особенности

проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий; предложена новая система психодиагностических методик по

изучению тревожности; показаны возможности более полной оценки индивидуально-личностных особенностей дошкольников, возрастных закономерностей детей этого возраста в ходе изучения проблемы тревожности.

Проведено обширное экспериментальное исследование по диагностике и профилактике тревожности у детей дошкольного возраста. Полученные данные обогащают наши представления о возрастных границах, факторах и причинах формирования детской тревожности, способах проведения психопрофилактики во время адаптации детей к условиям детского сада, в стрессогенных ситуациях.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Полученные данные могут быть использованы в практике дошкольного воспитания и обучения. Предлагаемая система психодиагностических методик по изучению детской тревожности, включая авторские разработки, интерпретация их результатов позволят практическим психологам, воспитателям и родителям получить достоверную информацию об уровне тревожности ребенка дошкольного возраста, а также дать оценку его эмоционально-личностному состоянию (относительно микросоциального окружения).

Рекомендации по осуществлению сотрудничества практического психолога, воспитателей и родителей помогут создать наиболее оптимальные условия для адаптации ребенка при его поступлении в детское дошкольное учреждение.

Разработка и обоснование рекомендаций по профилактике и преодолению тревожности у детей на протяжении всего периода дошкольного детства могут стать основой для осуществления мероприятий по оказанию психологической и психотерапевтической помощи детям и их родителям.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Ведущими факторами роста тревожности у дошкольников
являются как нарушения семейных и детско-родительских отношений, так
и неблагоприятный итог социальных контактов и влияний окружающей
среды, индивидуальные особенности развития ребенка. 2. Смена

социальных отношений при поступлении ребенка в детское дошкольное учреждение может вызвать у него высокую тревожность. У дошкольников 2,5-4 лет в период адаптации их к условиям детского сада возможно значительное повышение тревожности.

3. Устойчиво проявляющаяся в дошкольном возрасте высокая
тревожность может приводить к негативным последствиям, например, к
снижению результативности деятельности ребенка.

4. Принципиально важным для получения достоверных результатов в
диагностике состояния тревожности дошкольников является комплексный
подход, предполагающий применение психодиагностических методов
исследования (в частности, проективных), а также анкет и опросников, по
которым оценивается состояние ребенка родителями и воспитателями,
учитывающий возрастные закономерности и особенности проявлений
детской тревожности.

5. Для успешной психопрофилактики высокой тревожности у
дошкольников необходимо своевременное принятие мер
(консультирование родителей и воспитателей, индивидуальные и
групповые занятия с детьми и др.) в ситуациях, которые могут стать или
уже стали для ребенка стрессогенными.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: По теоретическим положениям и данным экспериментального исследования проводилась коррекционная и психопрофилактическая работа в дошкольных образовательных учреждениях, в Центре психолого-педагогической реабилитации детей и подростков Центрального окружного управления МКО (1994-1999гг.), разработана программа по

теме: «Психодиагностика тревожности у дошкольников» (1999г.), проведено обсуждение в лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО (1999г.), на кафедре общей психологии МГ1111И по теме «Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников» (2000г.). Полученные в работе результаты использованы при чтении курса «Психодиагностика» в МГППИ (1999-2000 уч.г.).

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

В исследовании приняли участие свыше 700 детей, посещающих детские дошкольные учреждения г. Москвы: детский сад № 1779, дошкольное образовательное учреждение № 1678, ясли-сад № 311 и другие, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей и подростков Центрального окружного управления МКО, а также их родители, воспитатели и педагоги. Исследования осуществлялись в период с 1994 по 1999 гг.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector