Профилактика тревожности детей в дошкольном возрасте
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время увеличилось число детей в старшем дошкольном возрасте, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Как свидетельствуют современные экспериментальные исследования, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и др.). Возникновение и закрепление тревожности чаще всего связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого круга», ведущего к накоплению и углублению негативного эмоционального опыта, порождающего негативные личностные оценки и степень эмоциональных переживаний, способствующих увеличению и постоянству тревожности. В старшем дошкольном возрасте, тревожность выступает как неконструктивное качество, которое вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. В старшем дошкольном возрасте тревога начинает разрушать личностные структуры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается что, «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения» и «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности, а так же обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».
На современном этапе вопросами детской тревожности занимаются: Н.В. Имедадзе, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и другие. В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика достаточно подробно рассматривается многими исследователями. В психологической литературе встречаются разные определения понятия «тревожности», но большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его ситуативно – как явление и личностную характеристику с учетом переходного состояния человека и его развития. Уровень тревожности напрямую связан с уровнем успеваемости ребёнка в школе: чем ниже тревожность, тем выше успеваемость. Высокий уровень тревожности негативно сказывается и на здоровье детей. Родители детей и общество в целом заинтересованы в физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, поэтому поиски возможных методов профилактики тревожности у детей 6-7летнего возраста сегодня особенно актуальны. Поэтому темой нашего исследования является «Профилактика эмоциональной тревожности у будущих первоклассников».
Объект исследования: эмоциональное состояние тревожности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика эмоциональной тревожности у будущих первоклассников.
Цель: теоретически обосновать и разработать содержание психолого-педагогической работы по профилактике эмоциональной тревожности у будущих первоклассников.
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОУ;
3) разработать программу и методические рекомендации по профилактике эмоциональной тревожности у будущих первоклассников.
Методологические основы: концептуальные представления о тревоге и тревожности (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, А.О. Василенко, А.М. Прихожан); положение о психологическом развитии тревожности у детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин и др.); теоретико-экспериментальные подходы к коррекции тревожности у детей (К.Э. Изард, А.И. Захаров, Е.П. Ильин, A.M. Прихожан, А.Л. Венгер, A.C. Спиваковская).
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, проективные и диагностические методики по изучению тревожности, первичной обработки данных.
Теоретическая значимость заключается в определении особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста, в характеристике основных направлений психолого-педагогической работы с тревожными детьми.
Практическая значимость заключается в разработке программы профилактики эмоциональной тревожности у будущих первоклассников, в разработке методических рекомендаций по профилактики эмоциональной тревожности у будущих первоклассников.
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование ориентировано на психически здоровых людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.
Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас, данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые не имея клинических нарушений всё же искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
Психологическое консультирование появлялось, содержательно наполняясь различными теориями — как психологическими и психотерапевтическими, так и философскими, социально-психологическими, так и собственно — консультативными.
Появление теорий психологического консультирования находится под влиянием социально-исторических (особенности общественной организации, общественные проблемы времени, в которых живёт создатель теории, изменения в обществе и др.) и культурных факторов (различия в культурах, в которых создаются теории). Создатели теорий нередко создают свои теории, решая свои собственные проблемы, при этом выражая или отражая собственную индивидуальность, имея сильную заинтересованность в записи и передаче идей.
Социальное неблагополучие, тяжелые отношения в семье — основные причины тревожности. Психологи М.Кузьмина, Н.Е.Лысенко, Е.Е. Шотт отмечают высокий уровень Тревожность у детей дошкольного возраста
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативнаятревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:
открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.
В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют « застенчивыми», а в психологической и медицинской практике относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом. Портрет тревожного ребенка выглядит так: Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается с детьми группы и неловко садится на краешек ближайшего стула. Он как бы ожидает неприятностей. Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство; причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки таких детей низок, они и впрямь думают, что хуже других буквально во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения, ободрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное, поверхностное дыхание и другие. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и в этом им, как правило, удается. Дети — невидимки не дерутся ( опасаются и умело избегают конфликтов), не носятся сломя голову на прогулке ( не хотят попасть в поле зрения воспитателя и выслушивать его замечания), не отбирают у других игрушек ( они и друзей то имеют мало, и обычно таких же тихих и бесконфликтных, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии и тем самым опять-таки оставаться для него невидимками, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ.
В самом начале знакомства с детьми и их родителями педагог должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной организации семейного воспитания, определить его стиль.
Консультирование родителей и педагогов по профилактике тревожности у детей.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в следующих направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения, работа с родителями ребенка, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае рекомендуется привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах, и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого.
Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («прятки», «жмурки», «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
Чтобы снять мышечное напряжение, можно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
Следует помнить, что работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
В наше время у детей все чаще проявляется тревожность в различных жизненных ситуациях. Сам ребенок не способен справиться со своими страхами и чувством тревоги, именно поэтому педагоги и родители, заметив чувство беспокойства у ребенка, стараются как можно быстрее проконсультироваться у психолога по данному вопросу.
Профилактика тревожности у дошкольников
Сущность и причины тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в разнообразных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают.
Основными причинами тревожности у детей дошкольного возраста являются:
- Наличие внутреннего конфликта.
- Нарушение во взаимоотношениях с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.
- Противоречивость тех требований, которые предъявляются к ребенку со стороны родителей и воспитателей детского сада.
- Неадекватность требований к ребенку. Чаще всего завышенные требования к возможностям ребенка со стороны родителей.
- Негативные требования, унижающие ребенка, ставящие его в зависимое состояние.
Основной причиной возникновения тревожности у детей дошкольного возраста является нарушение детско-родительских отношений.
Тревожность необходимо отличать от тревоги.
Тревога – это кратковременное эпизодическое проявление волнения и беспокойства.
То есть, по своей природе тревога является кратковременным явлением, в то время как тревожность достаточно устойчивое и длительное состояние. Например, если ребенок волнуется перед ответственным выступлением на утреннике, чтением стихотворения наизусть и т.д., то это тревога. Если же состояние тревоги повторяется многократно в различных ситуациях (ответы на занятиях, общение с людьми и т.д.), то это уже говорит о наличии у ребенка тревожности
Таким образом, тревожность, в отличие от тревоги не связана с определенной ситуацией, она проявляется в разнообразных ситуациях, даже не предрасполагающих к этому. Тревожность ребенок испытывает практически всегда и во всех видах деятельности. Если же ребенок боится чего-то конкретного (темнота, высота, змеи и т.д.), то в этом случае он испытывает страх.
Готовые работы на аналогичную тему
Как показали проведенные психологами исследования, тревожности до 7-ми лет больше подвержены мальчики, после 7-ми лет – девочки. Кроме того, тревожность у девочек и у мальчиков имеет разную структуру и проявление. Так, девочки чаще всего тревожатся из-за того, что о них плохо подумают родители, педагог или подружки, в то время как тревожность мальчиков связана с реальным наказанием со стороны родителей или с тем, что их побьют сверстники.
Уровень тревожности ребенка дошкольного возраста во многом зависит от уровня тревожности родителей и окружающих его взрослых. Высокая тревожность у воспитателя или родителей, может передаться и ребенку.
Например, в семьях, где очень часто между родителями возникают конфликты, уровень тревожности ребенка дошкольного возраста значительно выше, чем в благополучных семьях с комфортным эмоциональным и психологическим микроклиматом.
Направления профилактической работы по снижению тревожности у детей дошкольного возраста
Основные направления работы с детьми дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности:
- Повышение самооценки ребенка.
- Овладение ребенком навыков самоуправления в разнообразных ситуациях и особенно в тех, которые вызывают наибольшее волнение и тревогу.
- Овладение навыками по самостоятельному снятию мышечного напряжения.
Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими повышенный уровень тревожности необходимо всегда обращаться к нему только по имени, хвалить за достижения, пусть они и не большие. Похвала должна быть адекватной, заслуженной и проходить в присутствии других детей. В этом случае она будет значимой и действенной для ребенка.
Ежедневно сообщать родителям о достижениях ребенка за день. Но при этом нужно помнить, что незаслуженная или завышенная похвала может отрицательно сказаться на развитии личности ребенка и формировании у него ряда личностных качеств (завышенная самооценка, зазнайство и т.д.).
Рекомендации родителям по профилактике тревожности у детей дошкольного возраста:
- При обращении с ребенком не нужно подрывать авторитет иных значимых для него людей (например, критиковать действия воспитателя или бабушки).
- Быть последовательным в своих действиях и решениях. Нельзя что-то запрещать ребенку без объяснения причин, просто потому, что там захотелось родителям.
- Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не в силах выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, не нужно ставить ему в пример другого ребенка, необходимо помочь достичь собственных успехов в этом деле и похвалить за настойчивость и упорство.
- Выстраивать с ребенком доверительные взаимоотношения, основанные на взаимной любви и уважении.
- Быть честным с ребенком, воспринимать его таким, какой он есть.
- Больше проводить с ребенком времени, вместе гулять или играть. Совместное времяпровождения укрепляет отношения детей и родителей, развивает чувство достоинства и гордости.
Правила работы с тревожными детьми дошкольного возраста:
- Не устраивать состязаний и каких-либо видов работ на скорость.
- Не сравнивать ребенка с другими детьми.
- Чаще использовать телесный контакт, проводить упражнения на релаксацию.
- Способствовать повышению самооценки ребенка, как можно чаще хвалить его, причем так, чтобы он знал за что именно.
- Стараться обращаться к ребенку по имени.
- Демонстрировать уверенное поведение, стараться быть ребенку во всем примером.
- Не предъявлять завышенных требований к ребенку.
- Быть последовательным в воспитании ребенка.
- Стараться делать ему как можно меньше замечаний.
- Наказание применять лишь в крайних случаях.
- Наказывая ребенка, не унижать его.
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно выполнить учебные поручения и задания, необходимо выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не ощущал себя ущемленным; при этом надо ненавязчиво помогать ему выполнять сложные и трудные для него задания. Стараться заниматься с ребенком на предельной для него трудности. Развивать его «зону ближайшего развития».
Профилактика социально-психологической дезадаптации детей младшего дошкольного возраста с высокой тревожностью к условиям дошкольного образовательного учреждения
В современном обществе существует тенденция увеличения количества тревожных людей, в том числе детей младшего дошкольного возраста. С началом посещения этими детьми детского сада повышается риск осложнения процесса их адаптации, вплоть до социально-психологической дезадаптации. Что в свою очередь, провоцирует формирование в дальнейшем так называемого «несадовского» ребёнка, неспособного принять социальные нормы, отличные от тех, к которым он привык в своей семье. Из этого очевидна практическая значимость профилактики социально-психологической дезадаптации детей младшего дошкольного возраста с высокой тревожностью к условиям дошкольного коллектива. Объектом исследования является социально-психологическая дезадаптация детей с высокой тревожностью в дошкольном коллективе. Предмет исследования — система взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по профилактике социально-психологической дезадаптации тревожных детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Целью исследования стало выявление и создание условий для эффективного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по профилактике социально-психологической дезадаптации тревожных детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Задачи исследования: 1.Изучить теоретические подходы по проблеме исследования. 2.Провести экспериментально-исследовательскую работу по созданию системы взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по профилактике социально-психологической дезадаптации тревожных детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. 3.Апробировать данную систему и определить ее эффективность. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что система взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по профилактике социально-психологической дезадаптации детей младшего дошкольного возраста с высокой тревожностью к условиям дошкольного образовательного учреждения будет эффективной, если: -будут учитываться такие факторы возникновения детской тревожности как, высокой уровень родительской тревожности и неблагоприятного стиль родительского отношения к ребенку в семье. -будет учитываться такой фактор социально-психологической дезадаптации ребенка младшего дошкольного возраста как недостаточная психологическая готовность ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения. -будет осуществляться повышение компетентности педагогов по вопросам адаптации высокотревожных детей к условиям дошкольного коллектива. Прикладное значение научно-исследовательской работы заключается в том, что: 1.Построена система взаимодействия участников воспитательно-образовательных отношений по профилактике социально-психологической дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Теоретической основой стала модель педагогической системы, разработанная Кузьминой Н.В. 2.Проведен подбор методик, технологий и форм взаимодействия между участниками воспитательно-образовательных отношений, вошедших в программу повышения компетентности педагогов в вопросах адаптации детей, а также в проект «Школа родителей будущих воспитанников детского сада». 3.Разработаны рекомендаций по созданию благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста с высокой тревожностью к условиям детского сада. Предложенные рекомендации полезны администрации дошкольного образовательного учреждения, педагогическим работникам, медицинскому персоналу и педагогу-психологу. Рекомендации касаются создания благоприятных условий в адаптационный период и направлены на учет факторов благополучия, а также создание безопасной среды с точки зрения физической, психической и социальной безопасности детей младшего дошкольного возраста. Также рекомендации касаются кадрового обеспечения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста, как фактора адаптации детей к дошкольному коллективу.