Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекционная программа для тревожных детей и детей, испытывающих страхи

Коррекционная программа для тревожных детей и детей, испытывающих страхи

Психологический словарь дает следующее объяснение термина «тревожность»: это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревога- это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги, страха являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, слабость в ногах. Помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги, страха не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Поэтому различают мобилизующую и расслабляющую тревогу.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствий, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которых и является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи возрастные страхи.

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение диапазона детских страхов, и они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, например, страх темноты или одиночества. В 6-7 лет – страх своей смерти, в 7-8 лет – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится сделать что-нибудь не так, не соответствовать ожиданиям окружающих, общепринятым нормам и требованиям.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является показателем в пределах нормы, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Й.Раншбург и П.Поппер выявили интересную закономерность, чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Но многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е.Ю.Брель проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителями своей работой, материальным положением, жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

А.И.Захаров считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков- насилие во всех его аспектах (Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, 1998).

Исследования показали, что школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта. В первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным отношением вербального и невербального. К 3-4 классам, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний.

  • Повышение самооценки ребенка;
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного напряжения;
  • Отработка навыков овладения собой в ситуациях, травмирующих ребенка
  • повысить у ребенка уровень самопринятия;
  • снятие страха окружающего мира;
  • показать относительность страхов;
  • снизить уровень тревожности и поднять самооценку ребенка;
  • научить отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные;
  • научить моделировать поведение ребенка в конкретных жизненных ситуациях;

1) работа с группой и подгруппами;

2) индивидуальная работа

1) арт-терапевтические методики;

2) психогимнастические упражнения;

4) коррекционные упражнения;

6) релаксационные упражнения.

  • повышение самооценки ребенка;
  • умение расслабляться;
  • проигрывание ожидаемых ситуаций.

Занятия рассчитаны на проведение с учащимися начальной школы и 5-6 класса. Занятия проводятся по заявке, результатам тестирований. Продолжительность занятий составляет от 30 до 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие № 1

1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

2. Упражнение «Я есть, Я буду» (поднятие самооценки, проигрывание перспективы «будущего»).

3. Релаксация «Ручей».

Занятие № 2

1. Упражнение «Это мое имя» (позволяет ребенку с помощью переноса раскрыть свои слабые и сильные стороны).

2. Упражнение «Красивое имя» (помогает повысить у ребенка уровень самопринятия).

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

Занятие № 3

1. Упражнение «Оживи ладошку» (поднятие уровня самооценки, принятие своих положительных и отрицательных сторон).

Читайте так же:
Как проявляются старческие деменции

2. Техника «Дыхание Треугольником».

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

Занятие № 4

1. Элементы сказкотерапевтического направления (снятие страха окружающего мира) «Как черепашонок до моря добирался».

2. Техника «Дыхание Треугольником».

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

Занятие № 5

1. Элементы сказкотерапевтического направления (относительность страхов).

2. Психотехника «Шляпы мышления».

3. Релаксация по Е.Башмаковой.

Занятие № 6

1. Упражнения для снижения уровня тревожности и поднятия самооценки.

2. Психотехника «Крюки Деннисона».

3. Психотехника «Шляпы мышления».

4. Релаксация по Е.Башмаковой.

Занятие № 7

1. Упражнение «Жил-был мальчик…(жила-была девочка)»( ребенок учится отмечать свои положительные качества и не скрывать отрицательные).

2. Игра в ситуации.

3. Психотехника «Крюки Деннисона».

4. Психотехника «Шляпы мышления».

Занятие № 8

1. Упражнение «Работа с отрицательными сказочными персонажами».

2. Техника «Дыхание Треугольником».

3. Психотехника «Шляпы мышления».

4. Игра в ситуации.

Занятие № 9

1. Упражнение «Прорисовка своего страха».

2. Игра в ситуации.

3. Психотехника «Крюки Деннисона».

4. Психотехника «Шляпы мышления».

Занятие № 10

1. Тест тревожности (школьной, ситуативной, личностной).

2. Игра в ситуации.

3. Психотехника «Шляпы мышления».

4. Техника «Дыхание Треугольником».

5. Релаксация по Е.Башмаковой.

Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель, конфликтолог Каверина Е.В. При составлении программы, использовались авторские идеи.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Коррекция тревожности у детей

Коррекция тревожности у детей
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Индекс материала
Коррекция тревожности у детей
занятия 2-6
Занятия 7-11
Приложения
Все страницы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «СЕВЕРНЫЙ»
СЕЛИФАНОВ Д.И.
Психокоррекция тревожности у детей: программа индивидуальной работы
Учебно-методическое пособие

Пояснительная записка
Данная программа разрабатывалась с учетом возрастных особенностей детей 9 -10 лет. Поскольку ребенок в этом возрасте вступил в эпоху формирования отвлеченного словесно – логического и рассуждающего мышления, ведущего к перестройке всей познавательной сферы, в эпоху формирования произвольности и изменения содержания внутренней позиции, а основные свойства нервных процессов у него по своим характеристикам хотя и приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей, однако остаются еще очень неустойчивыми, то это требует не только тщательного подбора методических приемов, осуществляемых в программе, но и разработки подходящего режима взаимодействия специалиста и ребенка. Кроме того, уже в недалеком будущем, его ждет изменение условий учения и повышение требований к его
интеллектуальному и личностному развитию, в то время как такие сложные системные образования, как рефлексия, саморегуляция, произвольность, проходят в это время только начальный этап формирования, что следует иметь в виду при реализации развивающего компонента программы.
Дети еще не умеют точно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно методы арт-терапии, позволяют ребенку явить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку, пластилиновую фигурку, игру. Искусство служит тем средством, которое помогает понять самого себя, справиться с проблемами, вызывающими негативные эмоции, которые зачастую ребенок не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.
Когда целью коррекционного воздействия становится тревожность в этом возрасте, следует помнить, что все дети в процессе развития проходят через стадию тревоги и многие исследователи обоснованно считают, что проявления тревоги не оказывают существенного негативного воздействия на нормативное поведение. Во многих случаях тревога является адаптивной эмоцией, которая подготавливает ребенка к тому, чтобы справиться с потенциально опасными ситуациями. Однако установлено, что у одних детей реагирование тревогой носит временный характер, а у других — выступает как стойкое тревожное расстройство и должно стать объектом диагностического и психокоррекционного вмешательства. Но поскольку детская тревога считается присущей нормальному развитию, и впоследствии «изживается», то зачастую дети, испытывающий ее, не получают своевременной помощи, что приводит к тому, что ребенок не избавляется от своих проблем и в подростковом возрасте.
Как указывает Прихожан А.М. ,«на психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску» [13. С. 10].
Используемые техники арт-терапии (такие как манипуляций с пластичными материалами (пластилин, глина), рисование по сырому листу и т.п.) направлены в первую очередь на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность; помочь «вынести вовне» переживания, которые являются источником психоэмоционального напряжения; развитие способности адекватно выражать свои эмоции, формирование свободы в выборе реагирования.
Цель: формирование навыков совладания со своим волнением и тревожащим состоянием в ситуациях, вызывающих напряжение.
Задачи:
• Создать условия, способствующие отреагированию негативных эмоциональных состояний;
Обучить способам эмоциональной саморегуляции;
Создать условия, способствующие формированию осознания ребенком своего внутреннего мира;
• Обучить конструктивным формам поведения в ситуациях, вызывающих напряжение.
Показания к применению: в результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с тревожностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 9-10 лет.
Структура:
Программа включает в себя 11 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 2 раза в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 40-60 минут (учитывая желание и возможности ребенка).
1. Ритуал приветствия. Цель: настроить на работу.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Коррекционно — развивающая часть.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Завершение занятия. Цель: подведение итогов занятия.
Методические приемы:
Терапевтические сказки;
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности
поведения и саморегуляции;
Дыхательные упражнения;
Релаксационные методы;
Арт – терапевтические методики.

Тематический план индивидуальных занятий по коррекции тревожности

Цель

Содержание коррекционной работы

Время (мин)

Знакомство,
налаживание
контакта и
установление
доверительных
отношений.

Занятие 1.
Беседа-интервью с ребенком,
выявление глубины проблемы.
1. Упражнение 1. «Рисунок на
свободную тему»
2. Упражнение 2. «Воздушный шарик»

Занятие 2.
1. Упражнение 1. «Куст роз»
Индивидуальная диагностика:
Методика Дембо – Рубинштейн
2. Упражнение 2. «Шалтай – Болтай»

Обучение
способам
выражения
вытесненных
эмоций

Формирование
осознания
собственных
эмоций, снятие
напряжения,
отреагирование
вытесненных
эмоциональных
состояний.

Занятие 3.
1. Упражнение с глиной – 1
2. Упражнение с глиной – 2
(продолжение)
3. Упражнение 3. «Кораблик»

Занятие 4.
1. Упражнение 1. «Эмоциональный
словарь»
2. Упражнение 2. «Мультяшки
обижаются»
3. Упражнение 3. «Пластилин – силач»
4. Упражнение 4. «Сорви яблоко»

Обучение
конструктивным
способам
выражения
негативного
эмоционального
состояния.
Отреагирование
вытесненных
эмоциональных
состояний.

Занятие 5.
1. Упражнение 1. «Мелки –
наперегонки»
2. Упражнение 2. «Моя обида»
3. Упражнение 3. «Я рисую свою
обиду»
4. Упражнение 4. «Тряпичная кукла и
солдат»

Занятие 6.
1. Упражнение 1. «Выражение
протеста»
2. Упражнение 2. «Копилка обид»
3. Упражнение 3. «Драка»

Программа коррекционно-развивающего занятия по снижению тревожности у детей

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями , предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего, завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями , которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Портрет тревожного ребенка .

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Работа с тревожным ребенком

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как “Комплименты”, “Я дарю тебе. ”, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”. А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим . Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня своих глаз.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела, тактильный контакт.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребенка с окружающими.

3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращаться к ребенку по имени.

6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.

7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.

8. Быть последовательным в воспитании ребенка.

9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижать ребенка, наказывая его.

Программа коррекционного занятия

Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся.

Создать условия для комфортной и безопасной работы детей;

Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки;

Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка;

Способствовать снятию психологического и мышечного напряжения;

Способствовать повышению самооценки детей;

Способствовать формированию навыков управления собственным состоянием и поведением;

Конспект занятия с учащимися 1 класса по снятию школьной тревожности с применением игротерапии

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связи с этим в нашем образовательном учреждении проводится специальная работа по снижению школьной тревожности. Данная работа ведется в групповой форме и состоит из двенадцати занятий, представленных в приложении.

  • оптимизация социальной ситуации развития детей;
  • обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.

Задачи:

  • снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;
  • сформировать у детей адекватную самооценку, развить представление о собственной уникальности;
  • воспитать уверенность в себе;
  • сформировать навыки саморегуляции.

Материал: Мяч, игрушки-животные, глина для лепки, ящик с песком, листы бумаги для каждого ребенка, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия

1. Подготовительный этап

Цель: создание позитивного настроения.

Психолог каждому ребенку бросает мячик и здоровается с ним. Ребёнок бросает мя обратно и здоровается со взрослым. Так взрослый здоровается с каждым ребёнком.

1. Игра «Встаньте те, кто …».

Цель: формирование рабочего настроя, установки на рефлексию.

Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто …» и называет те качества, которые свойственны уверенному в себе человеку. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

2. Упражнение «Угадай, кто я».

Цель: раскрепощение учащихся.

Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какого-либо музыканта на сцене. Остальные должны догадаться, какой исполнитель загадан.

2. Основной этап

1. Игра «Прогулка по сказочному лесу».

Цель: снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения.

Ребятам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту, по большим камням, по узкой тропинке над обрывом.

Номинация: коррекция тревожности у младших школьников.
Автор: Воскобойникова Ирина Алексеевна

2. Игра «Волшебный магазинчик страхов».

Цель: изменение отношения к собственным страхам.

Ведущий рассказывает сказку Д.Соколова «Дед, внучка и боюськи» (см. Приложение). Детям предлагается представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где они могут выгодно продать свои страхи, обосновать их «полезность». Ведущий исполняет роль продавца.

3. Игра «Превращение в камень».

Цель: развитие навыков саморегуляции.

Дети могут бегать, прыгать, то есть активно двигаться. По сигналу ведущего они замирают, превращаясь в камень.

4. Игра «Что лежит в портфеле»

Цель: раскрепощение детей, тренировка гибкости поведения.

Водящий бросает учащимся мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно.

5. Игра «Школа для животных»

Цель: развивать гибкость поведения в ситуациях урока.

Детям предлагается выбрать игрушки животных. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока и дети демонстрируют поведение разных животных на уроке.

6. Упражнение «Ладошка»

Цель: повышение самооценки через самоанализ достоинств.

Учащиеся прикладывают свои ладошки к листу бумаги и обводят ее, в центре пишут свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое они могут найти в себе. Нарисованная ладошка раскрашивается.

7. Игра «За что меня любит учитель».

Цель: повышение самооценки детей.

Дети перечисляют, за что их любят учителя, которые их обучают.

8. Скульптура из глины.

Цель: визуализация чувств

Дети по заданию психолога должны предстать в виде скульптуры:

Ребенка, который ничего не боится,

Ребенка, который всем доволен,

Ребенка, который выполнил сложное задание и т.п.

В конце обсуждение того, что чувствовали дети в роли той или иной скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

3. Заключительный этап

1. Игра «Чувствительные ладошки»

Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

(Звучит релаксационная музыка)

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
  • Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
  • Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  • Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  • Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  • «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  • Просеять песок сквозь пальцы.

2. Медитация «Полет на ковре самолете».

Цель: обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над полями, лесами, реками… Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

Цель: развитие умения выражать своё эмоциональное напряжение.

— Что больше всего запомнилось и понравилось?

— Что вы при этом чувствовали?

Психолог каждому ребенку бросает мячик и прощается с ним. Ребёнок бросает мяч обратно и прощается со взрослым. Так взрослый прощается с каждым ребёнком.

Приложение

«ДЕД, ВНУЧКА И БОЮСЬКИ»

Жили-были дед с внучкой. Хороша внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком ввечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка — она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь. Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда ведь своего все же любила!

На базаре — толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав:

— Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?

— А что у тебя есть?

— А что умеешь делать?

Тут она заплакала:

— Да ничего не умею, я всего боюсь!

— Хм, — говорит дядька, — так ты боюськи и продавай.

— А возьмут? — не верит дивчина.

И вдруг как закричал дядька:

— Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!

Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и мелкого рогатого скота. А девчонка говорит:

— И кур с петухами.

— Что для кур? — подлезает бабка.

— А вот бегают твои куры далеко от дома? — спрашивает посредник.

— Ох, бегают, проклятые, — соглашается бабка.

— А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая? — спрашивает у девчонки.

— Еще как, — солидно говорит она.

— Вам на целый птичий двор?

— Уж пожалуйста, — говорит бабка.

Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, и для того дядьки, который ей помог, праздничную рубашку, и для себя леденец. Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. От радости он и без лекарств выздоровел. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь оба, и на ярмарку вместе ездили. Найти бы и нам такое счастье.

Я собрал свои боюськи недавно. Старые они были, поломанные и запачканные. Кто такие возьмет? Эх, молодость! Плюнул, выбросил мешок с боюськами за крыльцо. Там и валяется. Кто интересуется — подходи, выбирай, мне не жалко. Только чур — не для малых ребятишек!

Номинация: коррекция страхов у детей младшего школьного возраста.
Автор: Воскобойникова Ирина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Место работы: Место работы:МБОУ КРОО «Вожовская СОШ им.С.М.Пузырева»
Месторасположение: Орловская область, Кромской район, п Вожово

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector