Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка. презентация

Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка. — презентация

Презентация на тему: » Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка.» — Транскрипт:

1 Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка.

2 Как выявить тревожного ребёнка? Наблюдение Наблюдение Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко (для родителей, воспитателей) Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко (для родителей, воспитателей) Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко Опросник Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

3 Диагностический блок Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Шкала тревожности Страхи в домиках Тест тревожности Страхи в домиках Тест тревожности Страхи в домиках

4 Коррекционно-развивающий блок С педагогами; С педагогами; С детьми; С детьми; С родителями; С родителями; С детьми и родителями. С детьми и родителями.

5 Семинар практикум Семинар практикум Цель: Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста Цель: Преодоление тревожности у детей дошкольного возрастаЗадачи: Познакомить с основными направлениями работы с тревожными детьми; Познакомить с основными направлениями работы с тревожными детьми; Дать рекомендации педагогам в организации комфортной среды в группе, игровой деятельности с тревожными детьми. Дать рекомендации педагогам в организации комфортной среды в группе, игровой деятельности с тревожными детьми.

6 Картотека игр для коррекционной работы с тревожными детьми. Картотека игр для коррекционной работы с тревожными детьми.

7 Коррекционная работа с тревожными детьми. Коррекционную работу с тревожными детьми проводим в трех направлениях: Повышение самооценки ребенка. Повышение самооценки ребенка. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

8 Цель и задачи коррекционной программы. Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста. Задачи программы: Снять эмоциональное напряжение. Снять эмоциональное напряжение. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям. Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них. Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них. Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию. Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов. Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр. Осуществить поведения детей с помощью ролевых игр. Программа коррекционных занятий Программа коррекционных занятий

9 Консультация для родителей. Во что играть с тревожными детьми? Консультация для родителей. Во что играть с тревожными детьми?

10 Родительское собрание. ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ ТРЕВОЖЕН. Родительское собрание. ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ ТРЕВОЖЕН.

11 Материалы для информационного родительского уголка. Правила для создания комфортной игровой обстановке дома для тревожного ребёнка. Правила для создания комфортной игровой обстановке дома для тревожного ребёнка. Правила для создания комфортной игровой обстановке дома для тревожного ребёнка. Правила для создания комфортной игровой обстановке дома для тревожного ребёнка. Если в семье появился еще один ребенок Если в семье появился еще один ребенокЕсли в семье появился еще один ребенокЕсли в семье появился еще один ребенок Работа с тревожностью у детей. Работа с тревожностью у детей. Работа с тревожностью у детей. Работа с тревожностью у детей.

12 КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Цель коррекционной программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений; создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений; апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности. апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности. Задачи: Задачи: 1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни. 2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми. 3. Коррекция тревожности у детей в системе детско- родительских отношений.

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер).

Страх можно рассматривать как выражение тревоги. (А. И. Захаров)

В настоящее время по данным практикующих психологов и педагогов увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных страхам.

В дошкольном возрасте проявления страха –это подтверждение нормального, своевременного развития ребенка, но если страхи ярко выражены, то ребенку тяжело справиться с ними и страхи начинают «взрослеть» вместе с ребенком.

При большем, чем в норме, количестве страхов и их невротическом характере у ребенка-дошкольника возникает состояние психического напряжения, скованности. Поведение становится все более пассивным, атрофируются любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную своими последствиями ситуацию общения. Вместо непосредственности и открытости развиваются настороженность и аффективная замкнутость (отгороженность, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая все более предопределяет настоящее, исключает из психического репертуара положительные эмоции, оптимизм и жизнеутверждающую активность. Тогда неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным. Во всех этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия, потерю веры в себя, в свои силы и возможности.

Читайте так же:
Заикание и лекарство от него

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной программы – предупредить возможность проявления страхов и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Цель программы: коррекция страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Снизить уровень тревожность у детей.

2. Усилить образ-«Я» каждого ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Программареализуется в 4 этапа:

1 этап – диагностический.

Цель: выявление страхов и уровня тревожности у дошкольников

1. Тест “Страхи в домиках” М. А. Панфилова, А. И. Захаров

3. Тест “ Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для дошкольников

2 этап – информационный.

Цель: информирование родителей и педагогов по работе с тревожными детьми

Памятки и рекомендации для родителей и педагогов по работе с тревожными детьми.

3 этап – практический.

Цель: коррекция страхов у дошкольников.

4 этап – контрольный.

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Проведение повторных диагностик для определения результата проведенной работы.

Для реализации программы психолого-педагогической коррекции страхов у детей дошкольного возраста выбрана групповая форма проведения психолого-педагогической коррекции. Групповая форма заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

Цикл занятий рассчитан на 10 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В группе 6 человек. Возраст детей 5-6 лет. Приблизительная длительность каждого занятия – 40 минут

Методы и техники, используемые в программе:

Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Критерии эффективности программы:

• повышение уверенности в себе;

• снижение количества страхов;

• улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Тематический план занятий

1. Это –мы!Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. Время 30 минут

2.«Настроение».Цель: осознание своего эмоционального состояния, понижение психоэмоционального напряжения. Время 40 минут

3.«Наши чувства».Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Время 30 минут

4. «Страх».Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Время 40 минут

5. “ Я больше не боюсь»”Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

6. «Волшебный лес».Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Время 30 минут

7. «Как в сказке».Цель: формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Время 40 минут

8. «Волшебники».Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

9. «Герои».Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

«Во сне».Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы. Время 20 минут

Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста Содержание 1. Пояснительная записка…. 3 2. Учебно – тематический план…. 6 3. Этапы реализации.

Родительское собрание «Тревожные дети» В настоящие время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивости.

Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Читайте так же:
Кто сколько занимался с логопедом заикание
Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…. 20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…. 43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

Анализ, полученный в целом по классу показывает, что в настоящее время у учащихся 4 «В» класса высокий уровень тревожности превышает по показателям низкий и средний.

Сводные данные после проведения методики Ч.Д. Спилбергера, на этапе констатирующего эксперимента 4 «А» класса (таблица 3, приложение 2) графически представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Значение уровня ситуативной и личностной тревожности 4 «А» класса (Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера)

Ситуативная тревожность. Высокий уровень тревожности выявлен у 7 человек (47%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я нервничаю», «Я внутренне скован», «Я взвинчен».

Средний уровень тревожности преобладает у 5 человек (33%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня волнуют возможные неудачи», «Я озадачен».

Низкий уровень тревожности проявляется у 3 человек (20%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я спокоен», «Мне приятно», «Мне радостно».

Высокий уровень тревожности выявлен у 8 человек (53%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня тревожат возможные трудности», «Я легко могу расстроиться».

Средний уровень тревожности преобладает у 6 человек (40%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я бываю раздражительным», «У меня бывает хандра».

Низкий уровень тревожности проявляется у 1 человека (7%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я уравновешенный человек», «Я спокоен, хладнокровен и собран». Анализ по классу в целом показывает, что высокий уровень тревожности выше среднего и низкого.

Сводные данные после проведения методики Ч.Д. Спилбергера, на этапе констатирующего эксперимента 4 «В» класса (таблица 4, приложение 2) графически представлены на рисунке 4:

Рис. 4. Значение уровня ситуативной и личностной тревожности 4 «В» класса (Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера)

Высокий уровень тревожности выявлен у 5 человек (22%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я нервничаю», «Я внутренне скован», «Я взвинчен».

Средний уровень тревожности проявляетс я у 11 человек (48%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня волнуют возможные неудачи», «Я озадачен».

Низкий уровень тревожности преобладает у 7 человек (30%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я спокоен», «Мне приятно», «Мне радостно».

Высокий уровень тревожности выявлен у 3 человек (13%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Меня тревожат возможные трудности», «Я легко могу расстроится».

Средний уровень тревожности преобладае т у 15 человек (65%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я бываю раздражительным», «У меня бывает хандра».

Низкий уровень тревожности про является у 5 человек (22%), это характеризуется психологическим состоянием ученика: «Я уравновешенный человек», «Я спокоен, хладнокровен и собран».

Анализ по классу в целом показывает, что средний уровень тревожности по проценту учащихся выше низкого и высокого

Сводные данные после проведения проективной методике «Несуществующее животное». По методике «Несуществующее животное» в 4 «А» классе был выявлен следующий уровень тревожности, изображенный на рисунке 5.

Рис. 5. Значение уровня тревожности 4 «А» класса (По методике «Несуществующее животное)

Элементы рисунка, по которым выявляется повышенная тревожность:

1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 3 человек (20%);

2.страх или тревога — есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 2 человек (13%);

3.жирные с нажимом линии (свидетельство тревожности) — было выявлено у 1 человека (7%);

Анализ показал, что повышенная тревожность по классу выявлена у

6 человек. Что в процентном соотношении составляет 40 %.

По методике «Несуществующее животное» по 4 «В» классу был выявлен следующий уровень тревожности, изображенный на рисунке 6.

Рис. 6. Значение уровня тревожности 4 «В» класса (По методике «Несуществующее животное)

Элементы рисунка, по которым выявляется повышенная тревожность:

1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 3 человек (13%);

2. страх или тревога — есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 5 человек (22%);

Читайте так же:
Эмоциональная сфера младшего школьника тревожность

3. жирные с нажимом линии это свидетельство о тревожности. Это было выявлено у 5 человек (22%);

Анализ показал, что повышенная тревожность по классу выявлена у 13 человек. Что в процентном соотношении составляет 57%.

Выводы по главе 2

На основании данных главы после проведения диагностики тестом школьной тревожности Филипса, методикой тревожности Ч.Д. Спилбергера и методикой «Несуществующее животное», можно сделать следующие выводы:

— из всего количества учащихся 4 «А» и 4 «В» классов было выявлено 20 человек с повышенным уровнем тревожности, 14 человек со средним уровнем тревожности и 4 человека с низким уровнем тревожности.

— анализируя результаты исследования проведенного в выборке испытуемых, мы отобрали группу учащихся в количестве 20 человек с высоким уровнем тревожности для проведения психолого-педагогической коррекции в условиях психологической службы школы.

Данные учащиеся и их родители высказали согласие на совместную работу.

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников

3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности

В процессе формирующего этапа эксперимента нами была проведена психокоррекционная работа. В выборку формирующего этапа эксперимента вошли 20 учащихся 4 «А» и 4 «В» класса, у которых в ходе констатирующего этапа эксперимента был выявлен высокий уровень тревожности.

С целью понижения уровня тревожности этих испытуемых была сформирована экспериментальная группа для апробации результативности Программы психолого-педагогической коррекции тревожности.

Дерево целей, как метод планирования, основывается на теории графов и представляет собой как траекторные, определяющие направление движения к заданным стратегическим целям, так и точечные, определяющие достижение тактических целей, которые характеризуют степень приближения к заданным целям по заданной траектории [24, с. 73].

В целях системного целеполагания внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности нами было выстроено «Дерево целей» по проводимому исследованию.

Тема работы – «Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников».

Генеральная цель – осуществить внедрение Программы психолого-педагогической коррекции тревожности.

1. Осуществить прогнозирование внедрения программы.

1.1. Изучить нормативные документы по рассматриваемой проблеме

1.2. Поставить цели

1.3. Осмыслить этапы

1.4. Разработать программно- целевой комплекс внедрения программы

2. Изучить теоретические основы коррекции тревожности младших школьников в психолого-педагогической науке.

2.1. Изучить феномен тревожности как психолого- педагогическую проблему.

2.2. Изучить возрастные особенности младших школьников и особенности проявления тревожности в этом возрасте

2.3. Теоретически обосновать Программу психолого-педагогической коррекции тревожности.

3. Исследовать проявление тревожности у младших школьников

3.1. Осмыслить этапы, методы и методики исследования

3.2. Охарактеризовать выборку исследования

3.3. Проанализировать результаты констатирующего этапа исследования

3.4.Дать обоснование выбору экспериментальной группы

4. Осуществить внедрение Программы психолого- педагогической коррекции тревожности

4.1. Разработать Программу, направл енную на снижение уровня тревожности у детей 10-11 лет

4.2. Обеспечить условия для успешного внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности

4.3. Изучить результаты и опыт внедрения Программы психолого-педагогической коррекции тревожности

4.4. Обобщить опыт работы по теме

4.5. Осуществить наставничество над психолого-педагогической службой школы, приступающей к внедрению Программы

4.6. Углубить традиции работы над темой, сложившиеся на предыдущих этапах

Рис. 7. Схема «Дерево целей»

Продолжительность коррекционной работы: 2 месяца (ноябрь, декабрь 2012 года).

Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.

4. Содействовать развитию творческих задатков.

Критерии эффективности программы:

— повышение уверенности в себе;

— снижение количества страхов;

— улучшение взаимоотношений родитель — ребёнок

Каждое занятие предполагает работу по основным блокам:

1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Программа направлена также на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.
Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Данная программа состоит из 15 занятий, включающих в себя упражнения направленные на снижение эмоционального напряжения, страхов, воспитание уверенности в себе, осознание детьми своего эмоционального состояния, самовыражение ребенка в условиях группы. Каждому ребенку обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Читайте так же:
Эффективное лечение энуреза у подростков

Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требовало специальных материалов: понадобились только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями хранились у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.
Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. Занятия проводились 2 раза в неделю, одно занятие включала в себя 6-8 упражнений. Продолжительность занятия 45 минут (Приложение 3).

Методы и техники, используемые в программе

Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение
на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного
напряжения.

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,
переключает внимание.

Программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей дошкольного возраста

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается — “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Наш опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что около 40% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности, в ситуациях, связанных с общением со сверстниками, взрослыми. По данным анализа консультационного приема педагогов и родителей 30 % обращений в психологическую службу образования связаны с повышенной тревожностью и отчужденностью детей в семье. Родители и воспитатели отмечают характерную для этих детей “мнительность”, “чувствительность”, “боязнь”. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.

Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, из самых разных областей науки и практики: психологии и психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии. Все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблеме тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе).

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке отмечаются две тенденции. С одной стороны, неопределенность, многозначность и неясность понятия психологической природы “тревожности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту личности, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Ханин Ю.Л.), Н.В. Имедадзе связывает тревожность с неудовлетворением ведущих потребностей, А.М. Прихожан рассматривает тревожность как личностное образование. А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

  1. Психологическое просвещение родителей;
  2. Психологическое просвещение педагогов;
  3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
  4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях;
  5. Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.
Читайте так же:
Виды деменции в психологии

Таким образом, важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения тревожных детей направлена на укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка.

Цель программы: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Создание и внедрение практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения предполагает гуманизацию педагогического процесса и методов воспитания детей. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблемами, их трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращённость к подлинному, реальному “Я” ребёнка.

Подчёркивая деятельностную направленность этого подхода, “ориентацию не на объект, а на работу с ним”, М.Р.Битянова главное видит “в том, чтобы организовать сотрудничество с ребёнком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений”. Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребёнка, его духовных и познавательных потребностей.

  1. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми;
  2. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком;
  3. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • повышение уверенности в себе;
  • повышение психолого-педагогической компетенции взрослых.

Организация комплексного подхода (психолог-педагог-родитель), наполнение его определенным содержанием, знанием теорий, умениями осуществлять психолого-педагогическую поддержку тревожных дошкольников, способствует решению определенных задач, направленных на снижение высокого уровня тревожности у старших дошкольников, помощь ребёнку в становлении уверенности и самостоятельности, обучение детей конструктивному взаимодействию с окружающим миром и приобретение навыков социально приемлемых способов поведения.

Этапы психолого-педагогического сопровождения тревожного ребенка:

1 этап — диагностический.

Цель: выявление тревожных детей и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность (анкетирование).

Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

  • Наблюдение;
  • Беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
  • Проективные методики.

Данный вариативный диагностический пакет позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним:

  1. “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
  2. “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
  3. “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
  1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
  2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  3. Опросник “АСВ”, авт. Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (углубленная диагностика)
  4. Тест на оценку уровня тревожности А.И.Захарова (углубленная диагностика)
  1. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
  2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
  3. Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика)

2 этап — реализация мероприятий по устранению выявленных проблем.

Цель: профилактика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Формы работыВсего часовДетиРодителиПедагоги
Групповые занятия28 ч26 занятий по 30 м.10 встреч по 1,5 ч
Групповые консультации3 ч2 встречи по 1,5 ч.
Семинары-практикумы7,5 ч5 занятия по 1,5 ч.
Итого: 38,5 ч

Предлагаем Вашему вниманию занятие из цикла семинаров для педагогов (см. Приложение).

3 этап – диагностический.

Цель: определение эффективности проведенных мероприятий (повторная диагностика).

Основные блоки программы:

Диагностический блок. Цель — первоначальная психодиагностика ребенка, детско-родительских взаимоотношений, воспитателей. Для отслеживания результативности проведенной работы диагностика может быть проведена после окончания программы сопровождения.

Информационный блок. Цель — раскрытие конкретного содержания тех вопросов, которые включает данная проблема.

Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком педагогов и родителей, расширение возможностей понимания ими тревожного ребенка.

  • Сказкотерапия.
  • Игротерапия.
  • Телесная терапия.
  • Арт-терапия.
  • Релаксация.
  • Концентрация.
  • Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Кроме этого в работе используется множество игр, упражнений и сказок, задействующих интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное таких авторов как: А.И.Захаров, Е.В.Карпова, Н.Л.Кряжева, Е.К.Лютова, Н.М.Погосова, Н.Ю.Хрящева, О.В.Хухлаева, М.И. Чистякова, Г.Д.Черепанова, И.В.Шевцова, К.Фопель. Игры для педагогов подбирались с учетом возрастной категории детей, с которыми они работают.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector