Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Программа работы с тревожностью у первоклассников

Библиографическая ссылка на статью:
Коларькова А.В. Технология внедрения программы профилактики тревожности в воспитательный процесс начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3289 (дата обращения: 04.10.2021).

Исходная проблема исследования заключается в недостаточном внимании к вопросу возникновения тревожности у детей, обучающихся в младших классах общеобразовательной школы. Возраст 6-10 лет является периодом наиболее интенсивного личностного и умственного развития ребенка, но вместе с тем, дети в этом возрасте наиболее расположены к возникновению эмоциональных расстройств, таких как тревожность. [1, с.29] Начало обучения в школе, неправильно распланированный режим дня, необходимость включиться в жизнь нового коллектива, взаимодействовать со сверстниками и преподавателем, участвовать в общественной жизни школы — все эти необходимые нюансы обучения могуть стать для ребенка стрессогенными факторами. Тревожность, возникающая в процессе школьного обучения, мешает школьнику правильно выстроить свои социальные связи, найти свое место в коллективе, она отрицательно влияет на социальную активность и способствует повышенной утомляемости, а, следовательно, и падению успеваемости. [2, с.153]
Существует множество программ, способствующих адаптации первоклассников к обучению в школе, но при этом все они направлены на общую коллективную работу с детьми без учета индивидуальных особенностей и потребностей. В свою очередь, в послеадаптационный период также многие факторы могут вызвать возникновение тревожности. Это и смена учителя, и изменение отношений в семье, неприятие сверстниками в школьном коллективе. В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня тревожности среди учеников третьих классов школ города Серова. В эксперименте приняло участие 46 учеников. По результатам исследования почти половина (47%) школьников имеют высокий и повышенный уровень тревожности, что свидетельствует о необходимости активной работы педагогов и школьных психологов в направлении борьбы с этой проблемой.
На основе диагностических данных была разработана программа профилактики тревожности у школьников начального звена обучения средствами арт-терапии. Арт-терапия была выбрана нами как наиболее комфортный способ отреагирования переживания для детей данного возраста. Она может включать в себя терапию художественными методами, психодраму, танцевальную и музыкальную терапию, а так же сочетание этих методов — в зависимости от специфики выборки детей, с которой будет реализована.
Условия реализации программы — во-первых, это мотивационные условия, связанные с заинтересованностью в результате всех участников процесса. Преподаватель, реализующий программу, может участвовать в конкурсах методических проектов, а так же в ходе программы пройти курсы повышения квалификации. Родители должны понимать, что тревожность является серьезным фактором, ухудшающим успеваемость ребенка и его эмоциональное состояние, поэтому необходимо с ней бороться. Дети заинтересованы в участии, поскольку занятия включены в учебный процесс и не занимают дополнительные учебные часы, к тому же на занятиях они могут познакомиться с разнообразными интересными художественными методами. Администрация учебного заведения заинтересована в снижении уровня тревожности у школьников, поскольку от этого зависят показатели их успеваемости.
Второй важный аспект — это кадровые условия. В реализации проекта участвует преподаватель изобразительного искусства. Для него желательно владение техниками арт-терапии, по возможности перед тем, как приступать к реализации, преподаватель проходит курсы повышения квалификации. Кроме того, в процессе участвует педагог-психолог/психолог, контролирующий эмоциональное состояние детей в ходе занятия, а так же оценивающий эффективность работы.
Следует уделить внимание также материально-техническим условиям — в зависимости от используемого арт-терапевтического направления они могуть меняться, но в целом необходимо: наличие отдельного кабинета, где обстановка не будет ассоциироваться у детей с учебным классом; борудование для демонстрации слайдов и видео, проигрывания музыкальных композиций; необходимые канцелярские принадлежности, что особенно актуально применительно к терапии изобразительным искуством.
Итоговыми и текущими мероприятиями программы по борьбе с тревожностью могут стать:

Влияние тревожности на адаптацию первоклассников

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания — они интеллектуализируются и становятся произвольными. Цель исследования — как изучение природы и функций тревоги и тревожности, ее влияние на уровень школьной адаптации первоклассников; диагностирование уровня школьной тревожности у первоклассников, ее профилактика и коррекция.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности…………………………………………………. 6
1.2. Специфика школьной тревожности…………………………………. 17
1.3. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся………..21
1.4. Основные направления работы школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся………………………………….25
1.5. Понятие адаптации, ее виды, уровни, степени……………………. 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методы психологической диагностики школьной тревожности.…..36
2.2. Коррекционно – развивающая программа по формированию у первоклассников эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..55

Читайте так же:
Тревожность и тахикардия как лечить
Файлы: 1 файл

диплом.doc

В 1 а классе: Вова Б, Таня Л., Сережа П, Слава Р, Игорь, Артем Ч, Оксана Г, Сасун Т.

В 1 б классе: Денис Б, Витя Б, Люда Л.

Анализ полученных результатов по всем проведенным методикам позво- лил определить ребят с повышенным и высоким уровнем тревожности (это 11 ребят из 33, 8 из них не посещали детский сад или так называемые «домашние» дети).

С этими ребятами проводилась групповая коррекционно- развивающая работа по программе А.В.Микляевой, П.В.Румянцевой, направленная на по-иск форм работы с учащимися, способствующих развитию личности, форми-рованию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений. Было проведено по 12 занятий в каждом классе (1а,1б).

Групповая работа по проблеме школьной тревожности для учащихся 1 класса.

Календарно — тематическое планирование.

Установление правил, создание рабочей атмосферы.

Сплоченность группы, закрепление правил.

Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.

Вербализация содержания школьной тревожности.

Разрядка школьной тревожности.

Проработка школьных страхов путем

Тренировка гибкости поведения.

Закрепление позитивного отношения к школе.

Повышение самооценки участников группы.

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Закрепление представлений о бесконфликтном общении

Количество часов: 12

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРО-ВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ (А.В.Микляева, П.В.Румянцева)

Программа направлена на поиск форм работы с учащимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений.

Представлена следующими материалами: пояснительная записка, разработки занятий.

Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна. Для многих детей, по тем или иным причинам не получивших полноценного, соответствующего возрасту развития в дошкольном детстве, поступление в школу может явиться сложным испытанием, где ребенок сталкивается с рядом проблем.

В литературе выделяют 4 группы основных трудностей такого рода:

  1. режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);
  2. коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в этом коллективе);
  3. проблемы во взаимоотношениях с учителями;
  4. проблемы, связанные с изменениями в семейной обстановке
    (Г. В. Бурменская и др., 1990).

Хотя бы с одной из выделенных групп проблем, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к школе, выбирает ребенок. К сожалению, для некоторых учащихся эти проблемы остаются не разрешимыми.

Обоснование имеющихся затруднений в массовой образовательной практике.

В настоящее время массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков. Предполагается, что жизнь сама всему научит, хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Жизнь — это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Цель коррекционных занятий — помочь участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми. В этом и заключается гуманистическая идея — не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, счастливо и общаться с окружающими людьми.

В предлагаемой программе успешно решаются следующие задачи:

  • снижение эмоционального напряжения;
  • создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе;
  • перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;
  • развитие внутренней активности детей;
  • формирование адекватной самооценки детей;
  • развитие социальных эмоций;
  • развитие коммуникативных навыков.

Психолого-педагогические средства, используемые на занятиях.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: беседы; дискуссии; тематические релаксации; ролевые игры; игры-драматизации; психогимнастика; самовыражение в рисунках; самовнушение; психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

Технология реализации программы.

Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать один школьный урок. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Класс делится на две подгруппы по 10-12 человек. Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Ведущими методами проведения занятий являются не только игры, но все больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. По каждой теме идет тренинг, релаксация, используются приемы самовнушения. Форма проведения занятия достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.

Читайте так же:
Как избавится от тревожности и беспокойства

Количество занятий и темы можно менять в зависимости от конкретного класса и его проблем.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о ее несомненной доступности и эффективности для учащихся начальной школы. Субъективная удовлетворенность процессом тренинга изучалась с помощью «обратной связи». Это дает возможность, как показывает опыт, получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях участников тренинга. Получая обратную связь, после окончания занятий мы имеем возможность оценить итоги личностного роста каждого из участников. Ребята меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир.

Дети с большим желанием посещают занятия. А учителя, работающие в этих классах, обратили внимание на то, что ребята стали себя чувствовать более уверенно и быстрее адаптировались к школьной жизни.

Занятия проводятся с учащимися первых классов на начальных этапах обучения. Проведение занятий не требует специального материального оснащения помещения. Дидактический материал готовит психолог. Данная программа используется для адаптации учащихся к школьной жизни. При ее использовании необходимо иметь сведения об участниках, т. е. должна быть проведена первичная диагностика (разработки занятий см. в приложении 3).

Работа по вышеуказанной программе проводилась в течении 6 недель ( по 2 занятия в неделю, время занятий – по 40 минут). На завершающем этапе групповой работы проводилась контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Контрольная диагностика проводилась по прошествии одной недели с момента окончания работы группы. Для ее проведения нами были использованы следующие психодиагностические методики (все эти методики описаны выше).

  1. Тест на эмоциональное отношение к школе.
  2. Проективная методика (А.М.Прихожан).
  3. Беседа с родителями и учителями.

Итог контрольной диагностики таков: Утех ребят, у которых ранее было отрицательное отношение к школе, сменилось на пограничное между положительным и отрицательным (6% учащихся – пограничное отношение, 94% — положительное отношение к школе).

Эмоциональное отношение к школе

Если говорить о результатах проективной методики (выходящая диагностика проводилась только с теми ребятами, у которых был высокий уровень тревожности), то у ребят стало намного меньше «неблагополучных» ответов, характеризующихся повышенной тревожностью (у 8 учеников признаки тревожности еще сохранились, но значительно меньше, от 1 до 4). Проективная методика (А.М.Прихожан)

Беседы с родителями и учителями показали, что признаков проявления тревожности у учащихся стало значительно меньше.

Следует отметить, что помимо работы с учениками была проведена работа с педагогами и родителями. С учителями, работающими в параллели первых классов, был проведен семинар в начале учебного года по проблеме школьной адаптации, на котором педагоги были информированы о психологических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе, обучены навыкам распознавания тревожных детей и оказания им поддержки.

Также педагогам было предложено проводить психопрофилактические классные часы для первоклассников. Цель этих классных часов заключается в содействии школьной адаптации учащихся посредством переработки потенциально проблемных сфер школьной жизни (А.В.Микляева, П.В.Румянцева Школьная тревожность).

Для родителей первоклассников организованы родительские собрания, на которых рассказывалось о возрастных особенностях первоклассников, об уровне тревожности, характерном для их класса «в среднем». Также на родительских собрания х родители информированы о возможных проявлениях школьной тревожности как симптома нарушения школьной адаптации и далее сформулированы конкретные рекомендации по содействию школьной адаптации ребенка.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в обще-нии. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учиты-вать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различ-ных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристи-ки которых к этому не предрасполагают.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого чело-века существует свой оптимальный или желательный уровень тревож-ности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком сво-его состояния в этом отношении является для него существенным компо-нентом самоконтроля и самовоспитания.

Читайте так же:
Деменция и сахарный диабет 2 типа

Программа по коррекции коммуникативной дезадаптации через нивелирование уровня тревожности у младших школьников с зпр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции коммуникативной дезадаптации через нивелирование уровня тревожности у младших школьников с зпр»

«КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕРЕЗ НИВЕЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. В связи с этим у ребенка наблюдается эмоционально стрессовое состояние, что приводит к высоким показателям уровня тревожности. В результате ребенок нуждается в коррекционной работе. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Рисунок, игра, сказка дают выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогают понять собственные чувства и переживания, способствуют повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогают в развитии творческих способностей. Игротерапия с использованием сказок позволяет погружаться в проблему на столько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

Исходя из этого, была сформулирована цель программы: коррекция коммуникативной дезадаптации через нивелирование уровня тревожности у детей с задержкой психического развития.

Для достижения этой цели необходима реализация следующих задач:

Развитие творческого воображения;

Снять напряжение и раскрепостить младших школьников;

Повысить уверенность в себе, стремление к реализации своих способностей;

Развить произвольность и самоконтроль у ребенка;

Сформировать позитивное отношение к сверстникам;

Научить детей бороться со своими страхами в период адаптации;

Обучить навыкам расслабления и саморегуляции.

Программа должна обеспечить содержательный выход на сравнительный анализ творческого воображения у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Кратко охарактеризуем методический аппарат экспериментального исследования.

Нами было подобрано шесть методик: Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус», методика О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуры», методика «Придумай сказку», проективный тест Г. Роршаха « Чернильные пятна», Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амена.

Применение данных методик в их модификациях традиционно для исследования особенностей воображения, а так же уровня тревожности, как у детей, так и у взрослых. Мы полагаем, что полученные результаты исследования позволят увидеть, насколько сформированы механизмы творческого воображения.

Принципы коррекционного — развивающего воздействия:

В качестве основных принципов построения коррекционной программы выступили:

Принцип единства диагностики и коррекции – коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста осуществлялась на основе проведенной диагностики тревожности детей; также на протяжении проведения коррекционной работы были проведены диагностические срезы для определения её эффективности;

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей – занятия построены в зависимости от степени развития и в соответствии с возрастом детей;

Принцип комплексности методов психологического воздействия отражался в интегрированных приемах, способствующих снижению тревожности, в качестве которых в коррекционной программе выступали: игротерапия, сказкатерапия, артерапия, элементы психогимнатики, релаксационные этюды и упражнения.

Принцип постепенности — поэтапное погружение детей в психокоррекционный процесс и постепенный выход из этого процесса, а также увеличение глубины и силы воздействий на детей от этапа к этапу коррекционной работы;

Принцип учета эмоциональной сложности материала – проводимые игры, задания, упражнения, предъявляемый материал создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции. Каждое коррекционное занятие завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Принцип систематичности работы с младшими школьниками – проведение занятий не менее 2 раз в неделю;

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Читайте так же:
Как лечить энурез у детей 10 лет в домашних условиях

Правила проведения занятий.

Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковёр.

В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы.

В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча «послушать себя».

Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.

Существенным фактором, влияющим на принятие или отвержение предложений инструктора, является легкость, уверенность, с которой он их преподносит. Ребенок легко заражается чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать его занятиями, надо самому увлечься.

Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятия. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно если речь на занятии шла о страхе или жадности).

Симпатия и понимание создают атмосферу, в которой на первом плане будет не соревновательный момент, не критика и стремление быть лучше, а ребенок с его чувствами.

Текст сказки — является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности.

Упражнения можно повторять через определенные промежутки времени.

Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

Педагог должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшить или увеличить количество и интенсивность упражнений.

Необходимо помнить, что все, выполняемые детьми: их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы верили в себя и собственные силы.

Этапы коррекционной программы:

1 этап – диагностический (5занятий)

Цель: изучение уровня тревожности и творческого воображения у младших школьников.

Диагностика: тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амена, тест «ДДЧ» Д. Бука, методика М.А. Панфиловой «Кактус», методика «Дорисуй фигуру» О.М. Дьяченко, «Придумай и сочини сказку», «Чернильные пятна» Г. Роршаха, анкета для родителей, опросник для воспитателей.

2 этап – информационный (2 занятие – родительское собрание)

Цель: Раскрыть понятие тревожность, причины её возникновения и последствия.

3 этап – практический. (32 занятий)

Цель: нивелирование уровня тревожности через развитие творческого воображения

4 этап – контрольный (3 занятия)

Цель: определение эффективности коррекционной работы.

Механизмы и условия коррекционной программы:

Универсальность – «чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы ребёнка универсальны и в той или иной степени проявляются у всех людей. Ребёнок не одинок в своих проблемах.

Эмоциональная поддержка оказывает положительное стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения. При эмоциональной поддержке большое значение имеет создание для ребёнка психологической безопасности.

Альтруизм – положительный психокоррекционный эффект на ребёнка может оказывать не только поддержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим, сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы.

Отреагирование или катарсис – сильное проявление аффектов – важная составляющая часть коррекционного процесса. Однако считается, что отреагирование само по себе не приводит к каким-либо изменениям, но создает определенную основу или предпосылку для изменения.

Самораскрытие. Этот механизм в большей степени присутствует при групповой психокоррекции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний, переживаний. Ребёнок раскрывает самого себя.

Обратная связь или конфронтация. Обратная связь означает, что ребёнок узнает от других членов группы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует. Другие люди могут быть источником той информации о нас самих, которая нам не совсем доступна.

Предоставление информации, обучение наблюдению. В группе ребёнок получает новые знания о том, как другие дети ведут себя, информацию об интерперсональных отличиях, об адаптивных стратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь, интерпретация, которую ребёнок получает в отношении собственного повеления, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других.

Научение. Группа выступает как модель реального поведения клиента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы и, таким образом, создаёт условия для исследования ребёнком собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нём конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.

Форма работы групповая.

Методы и техники, используемые в программе:

Сказкотерапия, релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения), концентрация (сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях), функциональная музыка (успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание), игротерапия (используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов), арт-терапия (актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности).

Методы работы с родителями: информирование, беседа.

Критерии эффективности программы:

развитие творческого воображения;

снижение уровня тревожности;

Читайте так же:
При деменции отказывают ноги

Особенности организации занятий: Данная программа состоит из 39 занятий и рассчитана на 20 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Периодичность занятий – не менее 2 раз в неделю.

К проблеме исследования школьной тревожности у первоклассников

Школьная тревожность является специфическим видом тревожности, характерным для определенного класса ситуаций − ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами образовательной среды. При анализе научных исследований нами были выделены основные причины школьной тревожности у первоклассника. Это проблемы как внутри микросоциума, который окружает ребенка − семья или класс, так и внутренние конфликты и переживания первоклассника, физиологическая и психическая несформированность ребенка.

Исследование школьной тревожности проводилось на базе МБОУ СОШ № 16 г. Кирова. В исследовании участвовало 56 учащихся первых классов. Задачей исследования явилось выявление уровней школьной тревожности у первоклассников. В ходе исследования было использовано две методики: «Шкала школьной тревожности» А.М. Прихожан, а также «Школа зверей» А.М. Парачева, целью которых является выявление общего уровня школьной тревожности учащихся начальной школы.

Методику А.М. Прихожан мы выбрали, потому что она является оптимально подходящей для данного возраста. Также в силу несконструированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня рефлексии испытуемого, то есть его способности замечать те или иные состояния, в нашем случае, состояния тревоги. По результатам исследования более половины группы (60%) не имеют ярко выраженной школьной тревожности. При соотношении отрицательных ответов на предъявляемые рисунки с изображением на карточке, мы обратили внимание на то, что негативные ответы (грустное, унылое, скучное лицо у ребенка) в большей степени соответствовали ситуации, где ребенок взаимодействует с учителем или же была представлена ситуация, когда ребенок выполняет какое-либо задание. Соотношение негативных ответов детей с ситуацией, которая была смоделирована на картинке, показывает нам и то, что негативные ответы, связаны также с ситуациями, где изображены дети, взаимодействующие на уроке или вне учебной обстановки.

При взаимодействии ребенка с учителем тревожность может возникать по следующим причинам: учитель строит свою педагогическую деятельность, исходя из авторитарного стиля общения, а также по причине того, что ребенок не может адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к учителю и его новым требованиям, которых не было в дошкольном образовательном учреждении.

Для конкретизации полученных данных в исследовании была использована также методика А.М. Парачева «Школа зверей». Данная методика оптимально походит по возрастным ограничениям. Она является проективной, что позволяет детям легко и непринужденно выполнять задания в интересной форме, не испытывая чувства тревоги и страха. Методика также включается в себя множество параметров для интерпретации, что дает возможность дать объективную оценку исследуемого феномена у конкретного ребенка.

Анализ параметров представленных в методике показал, что о наличии школьной тревожности можно говорить, как и по результатам первой методики, у 40% респондентов. Проанализировав работы детей, относящиеся к группе риска, можно говорить о том, что на всех изображениях присутствуют ярко выраженные темные тона. Присутствие данного параметра указывает на то, что дети испытывают угнетенное состояние во времяпрепровождении в школе. Наличие феномена школьной тревожности показал такой параметр рисунка как нажим. Нажимы были достаточно слабыми, что в интерпретации методики как раз говорит о том, у детей присутствует школьная тревожность.

Чтобы выявить наличие страха перед учителем у респондентов, мы проанализировали размеры фигур на листе. Анализ этих размеров дает основание говорить о том, что у детей данный страх присутствует. На всех рисунках кроме одного четко выделен учитель и ученики. А та фигура, которая изображает самого первоклассника, немного меньше чем остальные присутствующие звери.

При проведении индивидуальных бесед с детьми, попавшими в группу риска, по результатам данных методик, выяснилось, что действительно, респонденты не любят выполнять задания в классе, так как боятся оценки со стороны педагога. Дети описали неприятные ощущение волнения, страха, когда учитель высказывается о том, насколько хорошо или плохо выполнено конкретное задание.

Таким образом, наше исследование показало, что есть дети, у которых, по результатам исследования присутствует феномен школьной тревожности. Исходя из этого, можно делать вывод о том, что необходима специальная деятельность психолога по профилактике школьной тревожности у первоклассников.

1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

2. Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 4. С. 316.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector