Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

115160 (Клинико-педагогическая классификация нарушения речи), страница 2

115160 (Клинико-педагогическая классификация нарушения речи), страница 2

Документ из архива «Клинико-педагогическая классификация нарушения речи», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «педагогика» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «педагогика» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «115160»

Текст 2 страницы из документа «115160»

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затрудненность, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При Д. в отличие от афазии (см.) ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при Д. могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» Д.: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь Д. является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича. Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм Д.

Д. бульбарная (d. bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг.) — Д., обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома.

Д. корковая (d. corticalis) — обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.

Д. мозжечковая (d. cerebellaris) — Д., обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.

Д. экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d. extrapyramidalis) — Д., возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп.

Д. паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной Д., наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.

Д. псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч. ψευδής — ложный + бульбарный) — Д., обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома.

Д. экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) — Д., обусловленная поражением стриапаллидарной системы. См. Д. подкорковая.

Д. стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М. Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной Д. См. Дислалия.

Д. холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Диагноз Д. выставляется врачом с учетом заключения логопеда (см. Речевое заключение). Логопед в свою очередь исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояние речи в речевой карте (см. Карта речевая). Немаловажная роль отводится исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом.

Лечение и коррекция

При Д. требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов (см. Инструменты логопедические). В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие Д. испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во-вторых, ее интонационную выразительность. Интонация оказывает сильное воздействие на слушателя. Благодаря ей мы понимаем не только непосредственно слова и фразы, но и скрытый под ними подтекст.

Разнообразие интонаций достигается изменением высоты, силы, тембра голоса — его основных акустических характеристик. А это значит, что каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все его богатые возможности. Однако воспитанию голоса детей в семье и школе часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным с этим голосовым расстройством. Истинную цену голоса знает тот, кто потерял его или страдает стойкими его нарушениями.

Сила голоса определяется амплитудой колебания голосовых складок, измеряется в децибелах (Дб). Высота голоса характеризуется частотой колебательных движений голосовых складок. Тембр голоса — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки; удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произношении фразы, текста.

Тембр характеризуется основным тоном — это первичный звук, образующийся при колебаниях всей длины голосовых складок; обертоном, который образуется при колебаниях отдельных отрезков голосовых складок. Чем больше обертонов, тем богаче, красивей, ярче голос. Некоторые звуки, образующиеся голосом, называются тональными. Они образуются при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука, например: гласные а, э, и, о, у, ы. Некоторые называются сонорными (звучными). Их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени, например: согласные м, м,, н, н,, л, л,, р, р,, i.

Читайте так же:
Эмпирические исследования тревожности у подростков

Нарушение темпа речи

Классификация нарушений речи

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Р.А. Белова-Давид, М. Зееман, Р.Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественно логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties.

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов[2]. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ[3] в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но с случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова « заикание ».

Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз»).

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание .

По статистике более 3 млн людей по всему миру заикаются. Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть мнение что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей, можно лечить разными способами. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название « заикание » — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Факторы улучшения/ухудшения речи

Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося

Сикорский, Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании » Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание .

ПОВАРОВА И.А. КОРРЕКЦИЯ ЗАИКАНИЯ В ИГРАХ И ТРЕНИНГАХ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАИКАНИИ. ПРИЧИНЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Заикание известно человеку, по-видимому, столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

Читайте так же:
Лечение энуреза у взрослых гипнозом

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.

У взрослых заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие — ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Многие перестают видеть свои профессиональные и личные достижения, считая, что, если бы не заикание, все могло бы быть лучше. В результате у большинства заикающихся возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение (Л.Я. Миссуловин, 1988).

Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы? Во всем мире заикаются 1 процент взрослых и 2—3 процента детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5 до 2,2 процента (В.М. Шкловский, 1994).

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать «срыв» речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

Усиление заикания обычно наблюдается в период школьного обучения, особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте. В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Усиливаясь с годами, недостаток речи начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях. Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в три-четыре раза. По мнению И.А. Сикорского (1889), доминантное речевое полушарие головного мозга у женщин развито несколько лучше, чем у мужчин. Видимо, это мнение основано на общеизвестном факте, говорящем о некотором «опережении» девочками мальчиков в развитии речи при отсутствии каких-либо заболеваний.

Причины и проявления заикания

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теорий, претендующие на объяснение его механизмов. Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Но можно ли считать психотравматизацию единственной и ведущей причиной заикания?

Всем известно, что подавляющее большинство детей, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребенка, начавшего заикаться, имелись определенные предпосылки, предрасполагающие причины, на которые наслоились различного рода психотравмы (например, сильный испуг, конфликты в семье и др.). Каковы же эти предпосылки? Неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также различные заболевания в период беременности могут явиться причиной ослабленности новорожденного. Предрасполагать к возникновению заболевания могут черепно-мозговые травмы, соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой, различного рода эмоциональное напряжение.

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным.

Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие либо это невроз или неврозоподобное состояние.

Большинство отечественных ученых относят заикание к неврозам. При этом часть исследователей склонны рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тягугин, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина).

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип высшей нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен биологическими предпосылками, неблагоприятными внешними факторами.

Предрасполагающие причины для возникновения заикания разнообразны. Может быть сочетание нескольких причин: наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Непосредственным толчком для появления судорожных запинок может послужить психотравма, инфекционное заболевание, возросшие интеллектуальные нагрузки. Заикание может начаться и без видимой причины.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями судорожности. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности на основе органических изменений центральной нервной системы. Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. По своим проявлениям заикание — крайне неоднородное расстройство. Многообразие проявлений заикания, отмеченное исследователями, позволяет утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся проявляются по-разному. У них часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: речебоязнь, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания из-за своей речи, поэтому расстройство речи еще более усиливается.

Первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается у него развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что ему что-то мешает свободно говорить (двигать языком, губами и т. д.). Запинки возникают внезапно, необъяснимо от чего, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку (Н.И. Жинкин, 1958).

Читайте так же:
Диагностика для дошкольников на выявление тревожности

Осознанное внимание к своим речевым проблемам побуждает к волевым действиям по преодолению речевого дефекта. Причем невозможность самостоятельно справиться с этой задачей усугубляется ощущениями собственной неполноценности. Состояние яркого переживания способствует фиксированности на своем дефекте, которое увеличивается с возрастом. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей. Например, школьник, свободно говорящий на перемене, тяжело заикается на уроке, а человек, только что не испытывавший затруднений при разговоре с приятелем, не может двух слов сказать без запинки в ответ прохожему.

Неблагоприятный опыт прошлого порождает не только определенные представления о своей неправильной речи, о самом себе и своем положении в обществе, но и формирует неуверенность в своих речевых возможностях. Предвидение и ожидание речевых запинок в совокупности с отрицательными эмоциями во многих случаях приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), снижению речевой активности. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемостью. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий названные явления могут или проявляться кратковременно, или перерастать в стойкие патохарактерологические особенности.

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности подростка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам.

Таким образом, принимая точку зрения Л.Я. Миссуловина (1988) и В.М. Шкловского (1994), можно полагать, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором в периферическом речевом аппарате человека, страдающего заиканием, наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и в свою очередь вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения заикающегося с окружающими.

Итак, можно сделать вывод, что заикание — сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

«Особенности интонационной стороны речи и основные направления её коррекции у заикающихся детей». Амарице Н.И., учитель-логопед МУ Центр «Развитие»

1 «Особенности интонационной стороны речи и основные направления её коррекции у заикающихся детей». Амарице Н.И., учитель-логопед МУ Центр «Развитие» Заикание одно из тяжёлых речевых расстройств, возникающих в дошкольном возрасте, которое характеризуется нарушением просодической стороны речи, в том числе её интонационной составляющей. Интонационная сторона речи чрезвычайно важна, так как обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, обеспечивает передачу информации о типе высказывания о об эмоциональном состоянии говорящего. Изучением интонационной стороны речи занимались как зарубежные исследователи (М.Вингейт, Г.Бергман, О.Фон Эссэн, Х.Фернау Хорн и др.), так и отечественные (А.С.Александровская, Л.З.Арутюнян, Л.И. Дьякова, Е.А. Белякова и др.). Они выделяли общие особенности интонационной стороны речи, которые присущи заикающимся. Это такие как : — интонационная невыразительность речи; — эмоциональная невыразительность ( обеднённость ), — отсутствие логических ударений; — своеобразие процесса паузирования; — затруднённое интонационно-мелодическое оформление ритмизованной речи заикающихся. Всё это проявляется с другими особенностями просодической стороны речи, как то нарушением темпа, ритма речи и речевого дыхания. Поэтому работа по коррекции интонационной стороны речи в преодолении заикания у дошкольников занимает важное место и проводится в единой коррекционной системе всей речевой деятельности. Через формирование правильной интонации идёт влияние на другие компоненты речи заикающихся детей, что, в конечном итоге, влияет на всю речь в целом. В современной коррекционной педагогике существует большое количество методик по преодолению заикания и в каждой из них уделяется немало внимания формированию интонационной выразительности речи заикающихся детей, но при всём разнообразии нет достаточно обобщённого опыта, единой системы по данному виду коррекционной работы. Следует отметить, что процесс нормализации интонационной стороны речи включает в себя следующие задачи:

2 1) Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с основными видами интонаций русского языка( вопросительные, восклицательные, завершённости и незавершённости). 2) Нормализации процесса речевого паузирования. 3) Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. Нужно отметить, что коррекция интонационной стороны речи заикающихся осуществляется в комплексе с формированием всех компонентов речевой деятельности и на всех этапах коррекционной работы учителя-логопеда. Уже в период «щадящего речевого режима» заикающиеся дети обучаются передавать основные интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику. На следующем этапе работы постепенного «включения» в активную речь дети обучаются передавать основные виды интонации с помощью гласных звуков. При этой работе так же активно подключаются жесты, которые помогают осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Например, для вопросительной интонации рука совершает круговое движение и резко идёт вверх на завершающей фазе голосоподачи; восклицательная интонация сопровождается резким взмахом руки вверх, незавершённость плавным полукруговым движением руки вверх, завершённость сопровождается плавным движением руки вниз. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх. Полученные навыки интонирования постепенно переводятся на следующий этап коррекционной работы по заиканию, которая начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка проводится на материале гласных звуков, сначала одного, потом двух, трёх, увеличивая до целого ряда ( до 4,6,8 эталонов гласных ), при этом один из них выделяется при помощи ударения. Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных ( интонации вопроса, ответа, завершённости, незавершённости ). Данный навык постепенно переносится на слитное произнесение коротких синтагм. Такие формы работы проводятся в процессе игровых ситуаций. Одним из видов заданий является использование междометий в передаче различных видов интонаций ( радости, печали, сожаления, удивления и

Читайте так же:
Центр когнитивных нарушений и деменции

3 т.д.). Так проводится работа на уровне слога. Слог это минимальная языковая единица. Вершиной слога является гласный звук. Далее коррекционная работа усложняется на материале других лексичеких единиц ( слова, словосочетания, предложения). При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова с помощью логического ударения, которое должно быть выделено силой голоса и может появляться в различных местах предложения в зависимости от того, какое слово выделено. Работая над логическим ударением рука медленно и мягко поднимается вверх до мелодического максимума, затем опускается вниз. Голос при этом повторяет движения руки. Выделение синтагмы как единого интонационно смыслового образования связано с обучением процессу паузирования. При обучении заикающихся интонационному оформлению высказывания необходимо, чтобы интонационное оформление синтагм маркировалось паузой. Работу над процессом паузирования надо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Потом проводится работа над интонационным членением текста. Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации программы высказывания. Такое ритмо-интонационное членение речевого высказывания способствует формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим делением текста. Всё это оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков детей, что, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции речи. Формирование интонационной стороны речи оказывает положительное влияние на совершенствование речевого дыхания, слухового восрпиятия, развития эмоций. В данном виде работы используются словеснодидактические игры, игровые упражнения, словесные методы и приёмы, логоритмика, музыкально-дидактические игры. Существуют некоторые особенности формирования интонационной выразительности речи в разных логопедических методиках. Отметим лишь некоторые из них. Так этому вопросу уделяется много внимания в методике Л.З.Арутюнян, в которой речь синхронизируется с движениями пальцев ведущей руки, позволяя устранять речевые судороги, даёт возможность корригировать такие компоненты интонационной стороны речи как темп, ритм, логическое ударение, паузирование. Одним из

4 важных компонентов в данной логопедической технологии являются так называемые «првавила руки». С помощью сильного нажатия пальца, длительного произнесения и голосом выделяются все сильные позициии в синтагме; при замедленном темпе речи ведётся работа по выделению логических ударений. Этот способ позволяет наладить и процесс паузирования, что очень важно, так как пауза это не только остановка речевого дыхания, физиологически запрограммированная в связи с необходимостью регуляции дыхания. Пауза это ещё и смысловой элемент речи. В коррекционной работе большое внимание уделяется выработке мелодике речи, при которой формируется интонационный рисунок фраз. Большое значение уделяется элементам системы постановки голоса ( используется система Д.Е.Огороднова). В методике Л.И.Беляковой и Е.А.Дьяковой также отмечаются некоторые особенности формирования интонационный стороны речи. Так при неврозоподобной форме заикания необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за её акустической завершённостью паузы. При невротической форме заикания должна происходить фиксация внимания на интонационной стороне речи, что значительно улучшает её плавность. Учитывая эти особенности всё это значительно повышает результативность работы, гармонизирует динамическую сторону речи, а также оказывает благоприятное влияние на формирование личности таких детей, страдающих данным речевым расстройством. Литература: 1. Анохин П.К. «Очерки по физиологии функциональных систем». М г. 2. Арутюнян Л.З. «Как лечить заикание». М г. 3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. «Логопедия. Заикание». «Эксмо-Пресс» г. 4. Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». М г. 5. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. «Устранение заикания у дошкольников в игре». Пособие для логопедов. М г. 6. Огороднов Д.Е. «Методика комплексного воспитания вокальноречевой и эмоционально-двигательной культуры». М г. 7. Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. «Как помочь заикающимся школьникам». М г.

5 8. Рау Е.Ю. «Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников». М г. 9. Чевелёва Н.А. «Исправление заикания у школьников в процессе обучения». М г.

Заикание

Заикание… Это, пожалуй, самое загадочное речевое расстройство. известное человечеству. Речь заикающихся – это трудный, мучительный монолог, лишенный интонационной и мелодической выразительности.

«Говорю – как будто глыбы ворочаю», – говорил один пациент.

Заиканием страдали Демосфен, Аристотель, Эзоп, пророк Моисей, Вергилий. Практически все врачи, которые исследовали проблему заикания в XIX веке, сами заикались – Кленке и Коэн, Вуазен и Беккерель, Меркель и Шультесс, Эрве-де-Шегуан и Сикорский.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Судороги могут быть как клонического так и тонического характера. При клоническом заикании наблюдается повторное развитие слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Так же выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и вызывающие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:

  • нарушение развития моторики и чувства ритма;
  • скудность эмоционального развития;
  • повышенная реактивность;
  • скрытые психические нарушения.

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания так же относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и заикание может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к специалисту за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Читайте так же:
От чего может появится заикание

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы, при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу. Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы, быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с заиканием, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным его проявлением в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма…шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на заикание первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение, логопеда и психолога.

Детский Центр «Гармония» г. Челябинска успешно осуществляет помощь детям с нарушением темпо-ритмической стороны речи — ЗАИКАНИЕМ.

Специалисты Центра в рамках эффективного оказания помощи детям с заиканием располагают большим арсеналом традиционных методик, а также современных аппаратных методов воздействия зарубежного и отечественного производства.

1.В структуру занятия с данной категорией детей включается логопедический массаж. Сертифицированные Специалисты Центра владеют знаниями о механизме нарушения при ЗАИКАНИИ, об анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов.

В комплексе логопедического массажа специалисты используют и зондовый и точечный массажи , воздействуя при этом на артикуляционные мышцы, выходы нервных окончаний.

2.Плавная правильная речь не возможна без правильного дыхания. Специалисты владеют методикой дифференцированного ротового и носового дыхания — А.Г.Ипполитовой.

3.При совершенствовании просодических компонентов речи при заикании активно используем ритмичные колыбельные песни, которые формируют внутренний сбалансированный настрой. Формирование чувства ритма — важный момент в эмоциональном и умственном развитии у детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи. Особое место в системе комплексного метода лечения заикания занимает музыкотерапия.

  1. Включение в структуру занятия логопедических упражнений позволяют через сочетание речи с движением, через нормализацию общего ритма движений ребенка уменьшить судорожную готовность.
    1. Все занятия проводятся через особую систему — усложнение используемого вида речи.

    Сначала педагог с ребенком говорят шепотом, потом сопряжено, отраженно, далее используется вопросно-ответная форма речи и только потом самостоятельное высказывание.

    На протяжении последних четырех лет специалисты Детского Центра «Гармония» успешно используют ряд аппаратных методов при коррекции ЗИКАНИЯ:

    • Ведущим при коррекции заикания мы используем зарубежный аппарат (США) «Интерактивный метроном» для нормализации темпо-ритмической стороны речи, улучшения качества процессов внимания и слухового восприятия
    • «Метод Альфреда Томатиса» (Швейцарское оборудование-BESSON) с целью стимуляции функции речевого слуха при сохранном физическом слухе, благодаря чему наступает улучшение концентрации слухового внимания (ребенок начинает «СЛЕДИТЬ» за своей речью) , развитие речевых и коммуникативных способностей, стимуляция плавности речи у детей с заиканием
    • Эффективным методом при заикании является БИОАКУСТИЧЕСКЯ КОРРЕКЦИЯ, в основе которой лежит восстановление функционального состояния ЦНС — нормализация параметров электроэнцефалограммы
    • С целью контроля за своей речью в коррекции заикания используем на занятии логопеда МИКШЕР. Цель – учить ребенка слышать свою речь и контролировать ее. А это основная цель при ЗАИКАНИИ!

    Хочется напомнить, что успешность устранения заикания зависит от своевременного обращения к специалистам, от включения в работу родителей и от выполнения рекомендаций педагога и лечащего врача.

    Семейный психолог Детского Центра «Гармония» познакомит Вас с правилами общения с Вашим ребенком:

    1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
    2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
    3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной……….

    Результаты эффективной работы ведущих специалистов Центра при заикании были обобщены и представлены в Российскую Академию Образования в 2016 году и получили положительную оценку кафедры коррекционной педагогики и логопедии.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector