Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция тревожности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом библиотерапии

Коррекция тревожности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата методом библиотерапии

Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок в этом возрасте имеет еще много детских качеств – наивность, легкомыслие, однако с приходом в школу часто детская непосредственность в поведении утрачивается, меняется статус ребенка, интересы, ценности и весь уклад жизни. Младший школьный возраст обещает ребенку достижения в учении. Однако новая социальная ситуация жестко регламентирована и является для ребенка стрессовой. Это отклонение лежит в основе детских страхов, появления тревожности, они снижают волевую активность, вызывают угнетенное состояние.

Тревожность — это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Тревожный человек отличается тем,что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «я».

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, П. Жане, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, В. Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.

Дети с ДЦП испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. Качественная характеристика страхов детей с церебральным параличом отличается от страхов здоровых детей. Большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. А так же повышенная гиперчувствительность и ранимость может привести к неадекватным страхам, появлением большого количества социально-опосредованных страхов.

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в практике школьной жизни дети с нарушением опорно-двигательно аппарата с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными»для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме учебной тревожности рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Несмотря на то, что в психологии значительное количество работ посвящено тревожности, эта проблема не теряет своей актуальности, поскольку тревожность является серьезным риск-фактором для развития психосоматических отклонений, нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний.

С тревожностью могут быть связаны причины возникновения школьных, неумение ребенка адаптироваться в новой ситуации, затруднения интеллектуальной деятельности, снижение умственной работоспособности, трудности в общении и установлении межличностных отношений с окружающими людьми. Состояние беспокойства и тревоги может быть вызвано социальным окружением — обстановкой в семье, школе.

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и, причем в большей степени, в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в младшем школьном возрасте.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является библиотерапия.

Библиотерапия в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion — книга и theraрeia — лечение). Согласно определению, принятому Ассоциацией больничных библиотек США, библиотерапия означает «использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».

Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.

При подборе книг библиорецептур«) необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.

Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение опыта межличностного общения.

Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, — процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги — мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество.

Объект исследований: тревожность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: библиотерапия как средство снижения тревожности у младших школьников.

Цель исследований: создание эффективного психокоррекционного поля для коррекции тревожности младших школьников средствами библиотерапии.

— гармонизация личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— научить понимать чувства, переданные книгой, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями;

— развитие умений социально – коммуникативного характера.

Целевая аудитория — младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Количество участников – 6 школьников в возрасте от 8 до 10 лет.

Количество и периодичность занятий – 12; 3 раза в неделю

(понедельник, среда, пятница).

Продолжительность занятий – 40 минут.

Место проведения – специализированный кабинет психолога, библиотека.

Коррекционно-развивающаяработа проводится в три этапа:

Первый этап — вводный. Его цель – формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения учащихся в группе. (2 ЗАНЯТИЯ)

Читайте так же:
Снотворные при деменции отзывы

Второй этап – реконструктивный. (9 ЗАНЯТИЙ)

Третий этап – закрепляющий. Его задача – помочь младшим школьникам с нарушением опорно-двигательного аппарата в снятии тревожности, в формировании доброжелательных отношений к сверстникам. (1 ЗАНЯТИЕ)

2. Основная часть.

Знакомство с целью занятий, обсуждение и принятие правил участия в группе

ЗАНЯТИЕ № 2 «ИЩУ ДРУГА»

ЗАНЯТИЕ № 3 «МОИ ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ»

ЗАНЯТИЕ № 4 «ЗНАКОМСТВО С КНИГОЙ Э. УСПЕНСКОГО «КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ»»

ЗАНЯТИЕ № 5 «Путешествие в удивительный лес»

ЗАНЯТИЕ № 6 «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

ЗАНЯТИЕ №7 «Страхи и эмоции»

ЗАНЯТИЕ №8. «Тревожность«

ЗАНЯТИЕ № 9 «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

ЗАНЯТИЕ № 10 «МОИ ПОСТУПКИ»

ЗАНЯТИЕ № 11 «САМОКОНТРОЛЬ»

ЗАНЯТИЕ № 12 «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ, И ТЫ ПОЙМИ МЕНЯ»

Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата «Здоровье до того превышает все благо жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» Шопенгауэр. Быть здоровым – это естественное.

Фотоотчет о совместной творческой деятельности средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппаратаФотоотчет о совместной творческой деятельности средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата оторепортаж о совместной творческой деятельности родителей и детей средней группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Изготовление.

Использование детских тренажеров на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаИспользование детских тренажеров на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 395 компенсирующего вида» Дзержинского района 630112, Новосибирск.

Конспект НОД «Сюжетно-игровое занятие по развитию опорно-двигательного аппарата у дошкольников» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Познавательное.

Отчет по самообразованию по теме «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата» Перед дошкольным учреждением в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений.

Отчет по самообразованию «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата» Перед дошкольным учреждением в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к.

Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата К детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Упражнения и игры для родителей по профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей Ходьба • по массажной дорожке • по широкой дорожке ЛФК • по модулям (попеременным и приставным шагом) • по следам (при вальгусной постановке.

Диплегия — лечение, симптомы, формы

Диплегия - лечение, симптомы, формы

Спастическая диплегия — это одна из наиболее распространенных форм детского церебрального паралича. Она встречается в более чем 70 % случаев этого заболевания. Впервые в медицине спастическая диплегия была описана английским врачом Литтлом. В течение своей профессиональной деятельности акушером он наблюдал, как проявляет себя диплегия у новорожденных детей. В честь врача патология получила еще одно название — болезнь Литтля.

Причины

В современной медицине принято выделять следующие причины, которые провоцируют спастическую диплегию нижних конечностей:

  • преждевременные роды — среди причин недоношенности могут быть резус-конфликт матери и ребенка, фетоплацентарная недостаточность, преждевременная отслойка плаценты, поздний токсикоз у матери, сердечно-сосудистые патологии, сахарный диабет, перенесенные травмы;
  • травмы новорожденного, полученные в ходе родов — риск родовой травмы возрастает при затяжных или стремительных родах, тазовом предлежании плода, узком тазе матери;
  • гипоксия и асфиксия новорожденного — дефицит кислорода в период внутриутробного пребывания ребенка отрицательно сказывается на его развитии, риск патологий повышается при отсутствии самостоятельного дыхания у малыша сразу после рождения.

Причинами асфиксии новорожденных могут быть патологические роды, внутриутробные инфекции плода, попадание околоплодных вод, генетическая несовместимость матери и ребенка.

Определенный риск рождения ребенка с ДЦП существует, когда мать в ходе беременности употребляет алкогольные напитки и злоупотребляет курением. К провоцирующим факторам относится работа беременной женщины на вредном производстве, проживание в неблагоприятных экологических условиях.

Спастическая диплегия формируется вследствие поражения прецентральной извилины. Она дает начало пирамидальным путям, которые в свою очередь, отвечают за двигательную функцию. Один из наиболее опасных факторов — это внутриутробная гипоксия, вызванная дефицитом поступления кислорода плоду. Поскольку головной мозг очень чувствителен к недостатку кислорода, патологические изменения возникают сразу после наступления кислородного голодания.

Значительно реже диплегия может стать следствием внутричерепных родовых травм, вызывающих кровоизлияния и деструкции тканей головного мозга.

Спастическая диплегия - фото

Классификация

В зависимости от интенсивности проявления дети с ДЦП спастической диплегией могут страдать следующими формами заболевания:

  • легкая — в первые 6 месяцев жизни дети ничем не отличаются от своих здоровых сверстников, в дальнейшем появляются проблемы при ходьбе, но движения рук не ограничены, пациент может передвигаться самостоятельно, умственное развитие не нарушено;
  • средняя — у пациента отмечается диплегия нижних конечностей, передвижение возможно только при помощи подручных средств, отмечаются также небольшие поражения психики, но социальная адаптация не нарушена;
  • тяжелая — эта форма ДЦП спастической диплегии заметна с первых месяцев жизни ребенка, отмечают выраженный тетрапарез с акцентом на нижние конечности, двигательная функция полностью нарушена, пациенты не способны к социальной адаптации в обществе.

Дети со спастической диплегией тяжелой степени имеют негативный прогноз на выздоровление. Эта патология практически не поддается лечению, возможен летальный исход в подростковом возрасте.

Симптомы

Спастическая диплегия, особенно в легкой форме, малозаметна в первые месяцы жизни ребенка. У родившегося малыша все еще сохраняется мышечный гипертонус, который был ему необходим в период внутриутробного развития. Постепенно он ослабевает, но частично остается до 4-6 месяцев. Гипертонус, который сохраняется у ребенка по достижению им полугодовалого возраста, служит одним из признаков, заставляющим заподозрить спастическую диплегию нижних конечностей.

Диплегия в тяжелой форме заметна с первых дней жизни малыша. Такие дети малоподвижны в период пеленания и бодрствования, повышенный тонус мышц затрудняет сгибание конечностей.

К другим симптомам спастической диплегии относятся:

  • характерное положение ног пациента, при котором бедра и колени соединяются внутрь, голени перекрещиваются;
  • “танцующие” движения при ходьбе, колени трутся друг о друга;
  • значительная задержка двигательной активности — дети начинают ходить только в возрасте 2-4 года;
  • походка ребенка на цыпочках;
  • глазодвигательные нарушения, косоглазие, снижение остроты зрения;
  • плохой слух;
  • нарушения в работе речевого аппарата, задержка речевого развития;
  • непроизвольные неконтролируемые движения;
  • осиплость голоса.
Читайте так же:
Занятия по заиканию с детьми школьного возраста

Диплегия при ДЦП часто сопровождается задержкой психолого-речевого развития. В той или иной степени проблемы с говорением имеют до 80 % детей с диагнозом спастическая диплегия. В то же время умственную отсталость отмечают всего у четверти пациентов с такой формой ДЦП.

Диплегия при ДЦП - фото

Диагностика

Для определения нижней спастической диплагии используют комплекс диагностических мер. Зачастую диагностика в раннем возрасте затруднена, что создает проблемы в своевременном лечении.

Диагностику проводит детский невролог, также назначаются консультации педиатра, офтальмолога, отоларинголога. Обращают внимание на историю родов, такие факты как недоношенность, гипоксию в период внутриутробного развития, асфиксию при родах.

Большое значение в диагностике имеет неврологический осмотр, в ходе которого обращают внимание на характерные признаки нарушений при ходьбе, повышенный мышечный тонус, усиление сухожильных рефлексов, нарушения кожной чувствительности.

К диагностическим мерам также относятся:

  • консультация у офтальмолога для определения остроты зрения и выявления глазодвигательных нарушений;
  • аудиометрия у отоларинголога, проводимая с целью определения остроты слуха и его возможных нарушений;
  • электроэнцефалография — проводится для оценки деятельности головного мозга;
  • нейросонография — необходима для исключения других патологий с аналогичной симптоматикой, таких как гидроцефалия, кисты, внутричерепная гематома;
  • МРТ головного мозга — обычно проводится при необходимости уточнения предыдущих диагностических данных.

У ребенка оценивают уровень психо-речевого развития. Этим занимается детский невролог (в раннем возрасте) или детский психиатр. При необходимости проводят тесты для определения уровня задержки психологического и речевого развития или диагностирования умственной отсталости.

Лечение

Лечение спастической диплегии при ДЦП направлено на реабилитацию ребенка, облегчение симптомов болезни, психологическую и социальную адаптацию. Большое значение имеет работа с дефектологом, психологом, логопедом для приобретения навыков самообслуживания и адаптации в социуме.

Лечение спастической диплегии - фото

Консервативная терапия

Медикаментозное лечение диплегии предусматривает назначение следующих групп препаратов:

  • сосудистые средства — нормализуют кровообращение, улучшают работу головного мозга;
  • миорелаксанты — снимают мышечные спазмы;
  • ноотропы — стимулируют умственную деятельность, активизируют когнитивные функции, улучшают память;
  • ботулотоксин — снимает спастическое напряжение;
  • седативные средства — для нормализации психоэмоционального фона;
  • витаминно-минеральные комплексы — для достижения общеукрепляющего эффекта.

Физиотерапия

Физиотерапевтические процедуры при ДЦП назначаются с учетом особенностей детского организма, быстрой утомляемости и повышенной возбудимости нервной системы таких пациентов.

К эффективным физиотерапевтическим процедурам относятся:

  • электростимуляция — использование импульсных токов для улучшения кровообращения, нормализации мышечного тонуса;
  • магнитотерапия и использование ультразвуковых волн — применяется в лечении контрактур;
  • лазерная терапия — благотворно влияет на стенки сосудов и мышечные волокна;
  • бальнеотерапия — назначение хвойных, сероводородных, скипидарных, кислородных и других видов целебных ванн;
  • тепловые процедуры — парафиновое обертывание, грязелечение.

Пациентам с ДЦП назначаются различные виды лечебных массажей. Их цель — укрепить мускулатуру, снять напряжение и возбудимость в мышцах, улучшить кровообращение.

Эффективные результаты в лечении дает иглорефлексотерапия. Влияние на биологически активные точки на теле человека позволяет улучшить рефлекторный ответ со стороны органов и тканей. Лучше всего начинать сеансы иглорефлексотерапии в возрасте до одного года.

Биологически активные точки на коже ребенка расположены ближе к поверхности, чем у взрослых, поэтому время нахождения иглы на коже также короче. Рекомендуется проводить 3-4 курса иглорефлексотерапии в год. Каждый курс состоит из 10 процедур.

Лечение спастической диплегии - фото

Лечебная физкультура

ЛФК проводят не ранее, чем полтора-два часа до или после осуществления физиотерапевтических процедур. Упражнения выполняются в активно-пассивном режиме при помощи инструктора, возможно применение специального гимнастического оборудования — фитбола, мячей, мешочков с песком.

Упражнения лечебной физкультуры способствуют наращиванию мышечной силы, улучшению координации движений, нормализации мышечного тонуса, улучшению эмоционального состояния маленького пациента.

Отлично воздействует на организм человека плавание. Пребывание в воде оказывает общеукрепляющее и седативное воздействие, активизирует работу центральной нервной системы.

В последнее время приобрели популярность новые методы реабилитации — дельфинотерапия (плавание в бассейне с дельфинами) и иппотерапия (общение и катание на лошадях). Такие занятия стимулируют эмоциональную, тактильную и зрительную связь, помогают ребенку получить заряд оптимизма и положительных ярких эмоций.

Специально обученные животные посылают ребенку свыше 100 двигательных импульсов, на которые активно реагирует мозг пациента.

Между процедурами массажа, ЛФК или физиотерапии должно пройти не менее часа. Процедуры не назначаются при наличии у ребенка признаков острых респираторных заболеваний, лихорадочного состояния, склонности к кровотечениям, наличии новообразований в организме.

Если болезнь сопровождается повышенной возбудимостью ребенка и расстройствами сна, показана электросонтерапия. Назначают электросон длительностью 30-40 минут, процедуры проводят ежедневно или через день. Это вид физиотерапии не назначают, если ДЦП осложнено эпилепсией или гидроцефалией.

Реабилитационная терапия обязательно включает занятия с психологом, дефектологом, коррекционными педагогами в специализированных учреждениях. Игровая терапия позволяет снимать повышенную тревожность, страхи, неврозы, укреплять сон и корректировать поведение. Эти виды коррекционной работы показаны пациентам, у которых отмечают задержку психического и речевого развития.

Прогноз

ДЦП является неизлечимой болезнью, поэтому цель лечения заключается в максимальной адаптации пациента к проживанию в социуме и улучшению его общего самочувствия. Хотя в целом прогноз при заболевании неблагоприятный, при правильном лечении и проведении дополнительных оздоровительных процедур пациенты с таким диагнозом могут дожить до глубокой старости.

При легкой форме болезни пациенты могут вести обычный образ жизни, получать образование, работать. При выборе профессии следует обязательно учитывать особенности состояния здоровья, а также регулярно проходить курсы профилактического лечения и выполнять все рекомендации врача.

Однако, только четверть больных смогут передвигаться и обслуживать себя самостоятельно. Если диагностирована тяжелая степень заболевания, пациент нуждается в постоянном уходе и не сможет вести полноценную самостоятельную жизнь.

Родители детей с ДЦП также нуждаются в психологической помощи и поддержке. Для этого они могут посещать специальные курсы и тренинги при реабилитационных центрах, на которых получат соответствующие рекомендации по лечению и правильному уходу и смогут найти единомышленников и друзей.

Лечение спастической диплегии - фото

Осложнения

Негативные последствия заболевания отражается главным образом на состоянии опорно-двигательного аппарата. К возможным осложнениям относятся:

  • образование контрактур;
  • риск развития патологий суставов — артрозов;
  • атрофия мускулатуры;
  • повышенный риск травматизации, возникающий вследствие нарушения координации движений, неуверенной походки, падений.
Читайте так же:
Использование дыхательной гимнастики при заикании

Избежать осложнений и добиться максимально эффективной реабилитации ребенка можно только при своевременной диагностике и раннем начале лечения.

Профилактика

Профилактика заболевания должна осуществляться в период вынашивания ребенка матерью. Беременная женщина должна вовремя стать на учет в специализированном медицинском учреждении для ведения беременности.

В течение всего времени вынашивания ребенка запрещено курить или употреблять алкогольные напитки. Вредные привычки снижают поступление кислорода и повышают риск развития гипоксии у плода.

Если до беременности женщина принимала лекарственные препараты, ей следует уведомить об этом врача. Не все медикаментозные средства являются безопасными для развития и здоровья будущего малыша.

К профилактическим мерам также относится соблюдение правил сбалансированного питания и исключение негативных эмоций в период беременности. Регулярное посещение врача позволит предотвратить внутриутробные нарушения в развитии.

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС)

Само словосочетание перинатальный период говорит о том, что перинатальное поражение ЦНС развивается у еще не родившегося или только появившегося на свет ребенка.
Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) — это не один, а несколько диагнозов, которые подразумевают нарушение функций работы в головном мозге новорожденного ребенка и могут привести к стойким неврологическим последствиям в более старшем возрасте (например, ДЦП, ЗПРР).

Весь перинатальный период условно делится на три этапа:

– с 28 недели и до момента родов длится антенательный период;

– сам процесс родов называется интранатальным периодом;

неонатальный период это промежуток времени с момента рождения до 7 дня жизни включительно.

В современной медицине нет точного названия заболевания при поражении ЦНС плода, есть только сборное, его называют ППЦНС или же перинатальная энцефалопатия. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Каковы причины и факторы риска ППЦНС?

Причины, по которым может развиться перинатальное поражение центральной нервной системы достаточно разнообразны, среди самых популярных:

– соматическое заболевание матери, которое сопровождается хронической интоксикацией;

– наличие острых инфекционных заболеваний или хронических очагов инфекции, в то время когда будущая мать вынашивала ребенка;

– в случае, если у женщины нарушен процесс питания, или же она не созрела для беременности и родов;

– нарушение маточно-плачцентарного кровотока во время беременности;

– изменения в обмене веществ также влечет за собой расстройство нервной системы у будущего ребенка (повышение уровня биллирубина, неонатальная желтуха);

– в случае сильного токсикоза, как на ранней стадии, так и на поздней, или появление иных проблем с вынашиванием ребенка;

– окружающая среда выступает немаловажным фактором в развитии заболевания;

– появление патологии во время родов — это может быть слабая родовая деятельность, ускоренные роды;

– если ребенок рождается недоношенным, то и его организм не развит полностью, поэтому на данном фоне может появиться нарушение в работе ЦНС;

– наибольшему риску развития поражений ЦНС подвержены малыши, у которых присутствует наследственный фактор.

Все остальные причины возникновения ППЦНС ситуативные и в большей степени предугадать их появление просто нельзя.
Выделяют несколько путей развития перинатального поражения ЦНС у новорожденных детей в зависимости от причины и последующей симптоматики, анализ которых позволяет поставить первоначальный диагноз:

– Если четко зафиксирован недостаток кислорода, во время нахождения малыша внутри организма матери (гипоксия), то диагностируют гипоксическое поражение ЦНС.

– Во время родов у младенца может быть повреждена тканевая структура (это может быть как головной мозг, так и спинной). В этом случае, уже идет речь о травматическом поражении ЦНС, в результате чего появляются изменения в работе головного мозга.

– В случае нарушения обмена веществ могут появиться метаболические и токсико-метаболические поражения. Это может быть связано с употреблением во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов, никотина.

– Изменения в ЦНС при наличии инфекционных заболеваний перинатального периода.

Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?

ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.

Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.

– Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.

Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:

Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — синдром, связанный с нарушением сна, дрожанием подбородка, вздрагиваниями ребенка на любой шорох или прикосновение. Данный синдром можно диагностировать только в том случае, когда будет исключены соматические заболевания новорожденного (например, кишечные колики). При осмотре такого ребенка невролог определяет повышение сухожильных рефлексов, а также усиление (оживление) автоматизмов новорожденного (рефлекс Моро).

Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.

– Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).

– Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.

Читайте так же:
Лечение энуреза у мальчиков заговор

Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.

В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.

Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?

– Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.

– при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;

– ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;

– возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);

– при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;

– появление неустойчивого стула;

– меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.

Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.

Как лечат ППЦНС?

Для восстановления основных функций ЦНС, а также для снижения проявления неврологических симптомов малышу назначаются целый комплекс лечебных препаратов. В лечении могут применяться, например, ноотропные препараты, которые смогут восстановить трофические процессы в работе головного мозга — пирацетам, церебролизин, кортексин, пантокальцин, солкосерил и многие другие. Для того чтобы простимулировать общую реактивность новорожденному ребенку проводят курс лечебного массажа, специальной гимнастики, а при необходимости комплекс физиотерапевтических процедур (напрмер, электрофорез и микротоки).

В случае, если родители обнаружили хотя бы один из признаков поражений ЦНС необходимо срочно обратиться к врачу. Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребенка процесс индивидуальный. Такие индивидуальные особенности новорожденного ребенка в каждом конкретном случае играют немаловажную роль в процессе восстановления функций высшей нервной деятельности.

В чем опасность и последствия ППЦНС?

Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно и своевременно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы. Но даже несмотря на такой оптимистический прогноз, если смотреть на все возможные заболевания ребенка, связанные с нервной системой, то к инвалидности приводит 50 % от их общего количества, при этом около 80 % от него отведено на перинатальное поражение центральной нервной системы.

Лечение ДЦП у детей в Киеве

Детский церебральный паралич — это группа определенных нарушений, которые влияют на способность человека двигаться. Повреждения головного мозга, поражающие нервную систему ребенка, возникают обычно еще в утробе матери или в процессе родов. Также ДЦП может возникнуть и в течение первого месяца жизни, если малыш перенесет тяжелое инфекционное заболевание, например: менингит или энцефалит. Именно ДЦП является наиболее распространенной причиной появления физической инвалидности в детстве. Лечение ДЦП у детей в Киеве дает шансы на их лучшую социализацию в будущем.

Формы ДЦП

Существует несколько форм детского церебрального паралича:

  • Диплегическая форма (болезнь Литтля).
    Главный признак — спастический паралич или парез обеих нижних конечностей. Ребенок частично или полностью не двигается. Наблюдаются задержки в физическом развитии, ходить начинают поздно, при этом в интеллектуальном развитии явных отклонений нет.
  • Гемиплегическая форма (односторонние нарушения).
    Встречается чаще других форм, является результатом поражения одного полушария головного мозга. Основной признак — одна из сторон отстает в развитии за другой и практически не двигается. Поэтому садится такой ребенок позже привычного, а стоять и ходить ему очень сложно.
  • Гиперкинетическая форма.
    Движения больного имеют насильственный характер из-за нарушения мышечного тонуса. Частично наблюдаются отклонения в психике, речи и слухе.
  • Двойная гемиплегия.
    Отклонения в развитии наблюдаются равномерно в руках и ногах, либо верхние и нижние конечности поражены в разной степени. Считается самой тяжелой формой болезни. Часто развивается параллельно с другими патологиями.
  • Атонически-астатическая форма.
    Видимые проблемы с координацией движения. Преобладают общая мышечная гипотония, задержки в психическом состоянии и мелкой моторике.
  • Смешанные формы.
    Это комбинация различных форм церебральных параличей. Самый распространенный — сочетание спастических форм с атетоидными или атактичными.

Этиология и патогенез заболевания

ДЦП не передается по наследству. Часто определить причины детского церебрального паралича очень сложно. Однако на сегодня известно, что большинство случаев заболеваний (80 %) возникает вследствие внутриутробного поражения нервной системы ребенка и только 20 % заболеваний имеют место после рождения. Основным фактором, провоцирующим появление ДЦП, является повреждение клеток мозга ребенка из-за кислородного голодания и травмы, полученные до или после родов.

Клинические проявления и симптомы ДЦП у детей

Детский церебральный паралич характеризуется повреждением мозга, которое не исчезает со временем, но и не прогрессирует. При этом человеку трудно управлять своими движениями и удерживать позу. Иногда, кроме этого, наблюдается ухудшение способности общаться, снижение чувствительности, появление судорожных припадков и костно-мышечных деформаций.

Визуальные признаки ДЦП — это:

  • изменение строения скелета;
  • неустойчивость мышечного тонуса;
  • чересчур резкие или вялые движения;
  • нарушения походки и равновесия.

Также к симптомам ДЦП можно отнести такие признаки:

  • задержка умственного развития;
  • неспособность говорить;
  • проблемы с глотанием;
  • нарушение слуха;
  • частые судороги и др.

Симптоматика ДЦП затрагивает почти все функции организма.

Осложнения

Со временем состояние некоторых детей с ДЦП может ухудшаться. И чем тяжелее форма детского церебрального паралича, тем больше риск осложнений.

Читайте так же:
Как лечится энурез у взрослых ночью

Среди основных последствий детского церебрального паралича можно выделить такие:

  • Эпилепсию.
    Возможность развития судорожных припадков у ребенка с ДЦП составляет 15–90 %. Это не только напрямую опасно для жизни ребенка, но и губительно воздействует на его интеллект и психику.
  • Умственную отсталость.
    Примерно у половины людей с ДЦП отмечаются нарушения интеллекта, что сказывается на результатах восстановительного лечения пациента и его социальной жизни.
  • Ортопедические осложнения.
    Нарушение слаженной работы мышц и их нормального кровоснабжения приводят к дальнейшим деформациям скелета растущего ребенка. Часто такие изменения сопровождаются болями, из-за которых двигательная активность становится невозможной. Недостаток движения, использование инвалидного кресла или другого коррекционного оборудования может привести к появлению у ребенка пролежней.
  • Нарушение дыхания.
    Дети с тяжелыми формами ДЦП большую часть времени лежат, и часто это приводит к проблемам с пережевыванием и глотанием пищи. Из-за этого может развиться хронический аспирационный синдром, что в свою очередь вызывает воспаление бронхов и легких. Более того, иммунная защита таких детей очень слабая.
  • Нарушение пищеварения.
    Проблемы с перевариванием пищи возникают в связи с отсутствием подвижности у детей с церебральным параличом. По той же причине прикованный к инвалидному креслу ребенок имеет большой риск ожирения.
  • Другие осложнения.
    У людей с детским церебральным параличом может наблюдаться плохое зрение, слух, речь.

Однако, при правильной работе врача, назначенных им упражнений и оборудования, большинство описанных выше осложнений удается избежать или хотя бы свести к минимуму риск их развития.

Диагностика ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется с рождения, но диагноз ставится не сразу. Чаще всего вывод о наличии этого заболевания врачи делают, когда малышу исполняется год, но все может варьироваться в зависимости от тяжести, частоты и глубины проявления симптомов.

Для диагностики ДЦП используют ряд исследований и анализов, основными являются:

  • компьютерная томография головы;
  • УЗИ мозга;
  • электромиография;
  • анкетирование родителей.

Лечение ДЦП

Важно понимать, что лечение ДЦП растянется на всю жизнь, так как полностью его вылечить невозможно. Главная задача родителей и специалистов — скорректировать последствия ДЦП.

Реабилитация ребенка с ДЦП проводится комплексно. Эта методика включает в себя коррекцию речи, интеллекта, коммуникативных и двигательных навыков.

Оборудование

В Центре стимуляции мозга мы используем современное оборудование ведущих производителей:

  • устройство «Ремиокор»;
  • ReOxy (Германия);
  • физиотерапевтическое оборудование BTL (Англия-Чехия);
  • кислородные концентраторы «Биомед 7F-5» (Украина);
  • MOTOmed и т. д.

Результаты лечения детей с ДЦП

Лечение детского церебрального паралича в Украине направлено на выявление причины его появления и устранение характерных симптомов.

Важно то, что корректно подобранная система лечения может показать положительный результат уже после первых упражнений. Но только комплексный подход способен поддерживать нормальный образ жизни у людей с ДЦП. Например, лекарственные препараты снижают тонус в мышцах и улучшают функционирование нервных тканей, гимнастика восстанавливает подвижность и развивает коммуникативные навыки, а массажи возвращают мышцам нормальный тонус и убирают боли. Специальные тренажеры, кресла, костюмы способствуют развитию мелкой моторики.

Профилактика заболевания

Предупредить развитие детского церебрального паралича сложно, потому что четких гарантий, что это не случится, нет. Однако для профилактики ДЦП у детей важно придерживаться общих рекомендаций:

  • серьезно подходить к вопросу планирования беременности;
  • вовремя лечить инфекционные и хронические заболевания;
  • делать своевременно прививки от краснухи;
  • систематически посещать гинеколога;
  • с большой осторожностью в период гестации относиться к своему состоянию и состоянию будущего малыша;
  • не контактировать с теми, кто переносит вирусное заболевание;
  • постоянно контролировать артериальное давление и уровень гемоглобина в крови.

Советы и рекомендации

Обязательным условием для рождения здорового малыша является обеспечение для беременной благоприятной обстановки в период гестации. Необходимо исключить по возможности все факторы риска и пристально следить за тем, как развивается ребенок в утробе. Это даст возможность вовремя обнаружить начало развития патологии и скорректировать дальнейшие действия.

Новорожденный в первый год жизни должен находится под четким наблюдением невролога. Многие дети получают направление на консультацию к этому специалисту уже в роддоме.

Признаки ДЦП в первый год жизни ребенка выявить очень сложно, потому как первые симптомы наблюдаются в более поздний срок. Но уже по истечению первого полугодия можно заметить некоторые нарушения в развитии ребенка, которые свидетельствуют о поражении центральной нервной системы с высоким риском ДЦП. Если беременность женщина переносила очень сложно, или тяжелыми были роды, то с ребенком необходимо регулярно обращаться к невропатологу, не считая регулярных консультаций педиатра.

Самостоятельно определить начало заболевания родители не могут, но могут обратить внимание на некоторые отклонения в развитии, которые относятся к признакам ДЦП. Стоит особо присматриваться к появлению двигательных навыков, речевому развитию. Если наблюдаются отставания, то появляется серьезный повод обратиться к специалисту. Обязательно нужно следить за психологическим, эмоциональным состоянием малыша и смотреть, как он произносит первые звуки.

Неврология выделяет некоторые абсолютные рефлексы, которые наблюдаются у ребенка сразу после рождения, а спустя пару месяцев начинают угасать. К таким рефлексам относятся ладонно-ротовой рефлекс или рефлекс автоматической ходьбы. Если эти рефлексы остаются спустя полгода, то возможны нарушения функционирования ЦНС.

Какой врач лечит ДЦП?

В Центре стимуляции мозга работают опытные и квалифицированные врачи. С ребенком, которому поставили диагноз «церебральный паралич» необходимо обратиться к неврологу и нейрореабилитологу. После тщательно проведенной диагностики наши специалисты разработают грамотный план реабилитации ребенка с ДЦП.

Преимущества лечения ДЦП у детей в Центре стимуляции мозга

  1. Все новейшее оборудование находится в одном месте, а все процедуры неинвазивные и абсолютно безопасные.
  2. Для каждого пациента врачи разрабатывают индивидуальный план лечения.
  3. Наши специалисты берутся за самые «безнадежные» случаи и получают хорошие результаты.
  4. Реабилитация детей с ДЦП проходит на самом высоком уровне.

Врачи

Лечением ДЦП в Киеве, на Подоле, занимаются первоклассные специалисты Центра стимуляции мозга, которые регулярно проходят обучение за рубежом. Детьми с диагнозом «церебральный паралич» занимаются реабилитолог, нейрореабилитолог, массажист, специалист по ЛФК, детский невролог, психолог.

Источники

Автор статьи:
Козубенко Ольга Геннадьевна
Специальность: неврология, детская неврология
Стаж: 18 лет

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector