Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биологическая терапия и психологическая помощь больным шизофренией

Биологическая терапия и психологическая помощь больным шизофренией

Современный подход к лечению шизофрении подразумевает сочетание фармакологического лечения, а также методов психосоциального воздействия. Поскольку шизофрения является хроническим заболевание, на различных этапах больной нуждается в различных видах помощи. Так, при обострениях значительная роль принадлежит фармакотерапии и «терапии средой», а после выхода из острого состояния — различным видам психологической помощи.

Фармакологическое лечение основывается на использовании классических (галоперидол, флуфеназин) и атипичных (клозапин, рисперидон) нейролептиков. Нейролептики являются препаратами сильного затормаживающего действия. От других транквилизаторов они отличаются отсутствием расслабляющего влияния на тонус мышц и снотворного эффекта. Накапливаясь в организме, нейролептики оказывают избирательное действие на симптомы психоза. Атипичные нейролептики хорошо действуют на резистентных к терапии пациентов, и у них нет обычных для классических нейролептиков побочных эффектов в виде нарушений моторной сферы.

Терапия средой направлена на снижение психологических нагрузок на пациентов, которые страдают от острого шизофренического расстройства. Л. Чиоффи на основе проведенных исследований сформулировал семь условий успешной терапии шизофрении.

  1. Спокойная лечебная среда с постоянным медицинским персоналом.
  2. Стабильность лечебных мероприятий, осуществляемых по возможности одним человеком.
  3. Коммуникация с больным должна быть конгруэнтной, ясной, осознанной (особенно важно следить за аффективным компонентом общения).
  4. Единый подход к болезни не только у персонала, но и больного и его родственников.
  5. Формирование у больного позитивных ожиданий по отношению к терапии.
  6. Необходимо избегать как чрезмерной, так и недостаточной стимуляции больного.
  7. Сочетание психосоциальной помощи с лечением фармакологическими препаратами.

В экспериментальной группе особое внимание уделялось спокойной терапевтической среде с постоянным обслуживающим персоналом, антипсихотические препараты использовались только эпизодически. Через 2 года была проведена проверка эффективности этого метода по сравнению с контрольной группой из другой клиники. Результаты исследования можно охарактеризовать как неоднозначные. Между двумя группами не были обнаружены различия в частоте рецидивов, психопатологических симптомах, трудоспособности. Однако оказалось, что соблюдение предложенных Чиоффи принципов позволяет сохранить дозу нейролептиков на 60%. Правда, как показал эксперимент, в этом случае они будут находиться в больнице больше времени. Проводилось достаточное количество исследований оценки влияния больничной среды на симптомы шизофрении. В исследовании С. Келлэ (1967 г.) уменьшение психопатологической симптоматики отмечалось в тех отделениях, где создавались лучшие условия для установления социальных контактов, а также там, где лишь незначительное количество пациентов демонстрировало агрессию или возбуждение. При метаанализе сравнительной эффективности различных психотерапевтических методов установлено, что наибольший эффект оказывают семейная, когнитивная и телесно-ориентированная терапия, а наименьший — психоанализ и консультирование.

Важнейшими задачами долговременной терапии являются профилактика рецидивов и формирования дефекта. До сих пор трудно предсказать, у какого пациента может произойти рецидив. Как правило, рецидивы происходят чаще у тех людей, которые не принимают нейролептики. Если прекратить принимать нейролептики слишком быстро, риск рецидива увеличивается, если принимать их слишком долго, могут возникнуть сильные побочные эффекты.

Создатель концепции шизофрении, Е. Блейлер, считал, что лучше лечить пациентов вне больниц, так как чем дольше они находятся в больнице, тем труднее их выписать и тем труднее родственникам привыкнуть к их возвращению (к их новому психическому состоянию). Чрезмерно длительное пребывание в стационаре и недостаток социальной стимуляции могут привести к обострению симптоматики, в частности негативной.

Большая роль в обеспечении успеха лечения принадлежит родственникам. Их реакции могут изменить риск рецидива.

Так или иначе, психологическая помощь больным шизофренией должна быть направлена на оказание моральной поддержки, восстановление разрушенной социальной сети.

Когнитивный подход в лечении шизофрении направлен на обучение пациента навыкам правильной переработки информации, для того чтобы они могли адекватно интерпретировать происходящие с ними события. Она может иметь различные мишени — от бреда и галлюцинаций до хаотичности речи и мышления. В 1952 г. А. Бек впервые применил когнитивную терапию в работе с больным параноидной формой шизофрении. Модели когнитивной терапии психозов бывают двух видов: ориентированные на процесс формирования суждений и на его содержание. В первом случае целью является развитие внимания и навыков формирования суждений, в о втором — изменение ошибочной интерпретации внешних событий. Как правило, когнитивный терапевт пытается проследить симптомы вплоть до начала их возникновения и показать, какие искажающие когнитивные процессы действовали в тот период. Например, пациент слышит, как один из пассажиров автобуса просит продать ему билет в то самое время, как и он сам думает о билете. Это вызывает нерациональную идею о том, что другие люди слышат его мысли, а она, в свою очередь приводит к возникновению сильного страха.

Швейцарский психотерапевт Г. Бреннер разработал интегративную психологическую терапию шизофрении. Он утверждает, что когда когнитивный дефицит будет преодолен, у больного восстановятся и другие навыки. На первой стадии проводится работа с вниманием и мышлением, на второй у больного вырабатываются социальные навыки и проводится семейная терапия.

Динамическая психотерапия направлена на развитие и укрепление чувства идентичности, силы Эго. Речь идет не об устранении конкретного симптома при помощи психоанализа. Лишь воссоздание идентичности сделает возможным проработку проблемы. Важным моментом является установление терапевтического контакта, здесь недопустима преждевременная интерпретация симптомов. Психотерапевт должен прямо и активно инициировать процесс переноса, брать на себя функции вспомогательного Эго, устанавливать альянс с конструктивными и сохранными функциями личности. Рекомендуется аналитическая терапия средой — вся среда клиники становится тем же, чем для пациента-невротика его ассоциации на кушетке. Отреагирование во время выполнения групповых проектов поставляет материал психоаналитику.

Читайте так же:
Шизофрения и ее мозговые механизмы

Что делать, если в семье есть психически больной — и он отрицает лечение

В мире около 15 % людей нуждаются в психиатрической помощи, в России — 25 %. При этом каждый пятый психиатрический больной прерывает лечение слишком рано, а каждый двенадцатый — отказывается лечиться вовсе. Отсутствие критики к состоянию своего здоровья в медицине называется анозогнозия. Больные отрицают свои проблемы и необходимость лечения, обрекая свое окружение на страдания, а себя — на еще большее ухудшение здоровья. Разбираемся, почему люди не хотят лечиться, как им помочь и что делать, если лечиться не хотите вы.

Почему лечиться не хочется, но отказ от медикаментов делает только хуже

Зачастую люди с выраженными нарушениями психики не следуют рекомендациям врача, не принимают препараты и не соблюдают рекомендованный режим. Это происходит, во-первых, из-за недооценки своего состояния: кажется, что если ничего не болит — то всё будто бы и хорошо. Во-вторых, у ряда лекарств есть побочные эффекты: сонливость, тенденция к набору веса тела и другие неприятности — это действительно мешает полноценной жизни, поэтому многие склонны отказываться от медикаментов. В-третьих, никто не хочет принимать лекарства пожизненно или продолжительное время: это не только вызывает экзистенциальную печаль, но еще и дорого и неудобно.

Кроме того, большое значение играет стигматизация психических расстройств в России: люди обращаются за психиатрической помощью только в самых крайних случаях, поэтому огромное количество больных остается без обследования и лечения.

Больше 11 % нуждающихся в психиатрической помощи людей в течение первых двух лет заболевания не получают ее, потому что безуспешно «лечатся» у других специалистов.

При психических заболеваниях анозогнозия приводит к плачевным последствиям в первую очередь для самого страдающего: ухудшению состояния здоровья, несвоевременности лечения и осложнениям. При этом тяжелое состояние очень медленно и трудно корректируется, а каждый срыв приводит к снижению адаптации и к ухудшению качества жизни, а родственникам зачастую приходится «расхлебывать» непростые ситуации: взятые в состоянии обострения кредиты, тяжелые конфликты с окружающими.

Самое опасное следствие отказа от лечения — суицид. Страдающий человек поглощен болезненными переживаниями и без помощи медикаментов нередко приходит к самоповреждению или попытке самоубийства.

Самая большая проблема в том, что больной человек может отгораживаться от мира, уходить в самоизоляцию и недооценивать свое состояние: ему может казаться, что он сильный и справится сам — но болезнь нередко оказывается сильнее.

В каком положении оказываются родственники больного

Непросто приходится и родственникам. Есть два типичных полюса переживаний, на которых оказываются его близкие.

Один полюс — это вина за поведение больного, стыд за то, что происходит в семье, и — как следствие этой вины — полное подстраивание под болезнь. Именно в этом причина гиперопеки, особенно характерной для семей алкоголиков и наркоманов.

Другой полюс — это, наоборот, отстранение. Люди выбирают игнорировать проблему не потому, что они жестокие, а из-за непонимания, растерянности и страха. В обоих случаях родственники часто стараются скрывать факт наличия в семье заболевания и боятся, что кто-то об этом прознает.

Из-за этого вся семья может постепенно оказаться в социальной изоляции, которая также может быть следствием стигматизации — негативного отношения общества к психически больным.

У людей отсутствуют четкие представления о том, что конкретно нужно предпринять, если тяжело больной человек отказывается лечиться. Многие в бессилии обращаются на форумы, медицинские сайты: «помогите, моя мама злоупотребляет алкоголем и не хочет идти к врачу…», «как быть в ситуации, когда дочь страдает шизофренией и не хочет принимать препараты, назначенные врачом…», «с ней трудно жить, но к врачу идти она не хочет….»

Эти вопросы могут ставить в тупик, ведь нельзя же взять уже взрослого человека за руку и отвести к врачу насильно, если он этого не хочет.

Что закон говорит о принудительной госпитализации

«Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».

— Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 ст 29 (ред. от 19.07.2018), статья 29: «Jснования для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке»

Только в указанных случаях можно госпитализировать человека принудительно: по решению суда или прокуратуры. В других ситуациях госпитализация проводится только с согласия человека, по рекомендации врача.

Принудительная госпитализация — всегда не лучший вариант. Любое насилие сопровождается психической травматизацией.

В итоге больной потеряет доверие к родственникам, их отношения приобретут враждебный характер, что никак не поможет страдающему, а только усугубит его состояние.

Как вести себя с человеком, страдающим от психического расстройства

По словам главного внештатного специалиста-психиатра Департамента здравоохранения города Москвы и главврача Психиатрической клинической больницы № 1 Г. П. Костюка, с больными, которые не поддаются на уговоры, «главное — не спорить, но и не соглашаться…»

Читайте так же:
Чем опасен человек страдающий шизофренией
Ни в коем случае родственникам не следует угрожать человеку, шантажировать, критиковать, запугивать. Важно сохранять спокойствие и доброту по отношению к страдающему, набраться терпения.

Больной может быть переменчив: то нуждаться в другом человеке, в его любви и теплоте, то быть замкнутым, отталкивать и требовать, чтобы его не беспокоили. Не стоит обижаться на больного человека. Ведь мы же не обижаемся на людей, которые не могут говорить в силу их заболевания.

Если у больного есть бредовые фантазии, то рекомендуется спокойно их выслушать и не показывать, что вы расстроены или огорчены, встревожены чем-то, можно даже и подыграть в такой ситуации.

Чтобы родственники психически больных могли чувствовать себя более уверенно, им необходима информация о болезни близкого, методах лечения, формах помощи непосредственно в сообществе людей с аналогичной проблемой. Эти сведения они могут получить на специальных курсах психообразования, которые регулярно проводятся в ПНД.

Какое отношение к происходящему стоит выработать

Родственникам больного следует осознавать, что, если психическое заболевание лечить, своевременно обращаться за помощью к специалистам, не стесняться говорить об этом с людьми, которых постигла похожая участь и комплексно подходить к вопросам лечения и реабилитации, то можно добиться хороших результатов.

Важно понимать, что острое состояние — не навсегда, его можно пережить, перетерпеть, лечить. Главное — верить в лучшее и искать помощи.

Естественно, негативных впечатлений и пугающих эмоций не избежать. Всё дело в том, что помощь в такой ситуации требуется не только больному, но и его окружению. Используйте релаксацию, прослушивайте спокойную любимую музыки, урвите возможность погулять в одиночестве, медитируйте.

О своей тревоге тоже важно говорить с врачом и согласиться на поддерживающую терапию: обстановка в семье, где проживает больной человек, может быть психотравмирующей для других ее членов.

Очень помогает относиться к тому, что случилось с близким, как к испытанию или уроку, который научит быть терпимее, научиться проявлять заботу, быть сильным, мудрым и смелым. Да, болезнь может вызывать стыд, страх или боль — но осознание, что вместе можно с этим справиться, дает надежду на благополучие и улучшает психологическую обстановку в семье.

Обязательно нужно дать всем время, особенно после острой фазы заболевания. Не дожидайтесь с нетерпением «быстрого скачка вперед», а содействуйте малым шагам вашего близкого с психическим расстройством — и радуйтесь им.

Как помочь человеку с психическим расстройством принять необходимость лечения

Если человек упрямо не идет на контакт и не хочет лечиться, можно поискать информацию о частных клиниках, вместе с врачом обсудить ситуацию и придумать грамотный выход.

Огорошивать человека тем, что ему нужно срочно лечь в больницу, не стоит. Если человек дееспособен, то отчасти он понимает, что с ним происходит что-то неладное, но, возможно, боится попадать в психиатрическую больницу, насмотревшись страшных фильмов или наслушавшись рассказов. Да и сама по себе тема психиатрии очень стигматизирована в России, что снижает доверие больных к психиатрам.

Врача можно вызвать на дом или представить больному как психолога или психотерапевта, который «просто поговорит», — это будет восприниматься страдающим не так болезненно.

Врач-психиатр поможет убедить человека начать принимать лекарства.

Если душевнобольной никак не соглашается на госпитализацию, а она ему действительно необходима, то можно пойти на хитрость и сказать, что в больницу нужно лечь на обследование, чтобы доказать, что он (она) абсолютно здоров и диагноз врача неверный. Или объяснить, что необходимо сдать анализы для отмены диагноза, а сделать это можно только в больнице.

Современная психиатрия потихоньку переходит на амбулаторную форму на «западный манер», когда не требуется госпитализация.

Лечение происходит дома, а не в стационаре, что способствует адаптации людей с психическими расстройствами и не стигматизирует их. Это в итоге позитивно влияет на быстрое восстановление и социализацию.

Чего нельзя говорить больному

По словам врача-психотерапевта Михаила Бурдина, при разговоре с больным нельзя употреблять фразы-прогнозы, предсказания:

«Ты сопьешься!»

«Тебя уволят с работы!»

«Ты посадишь печень!»

«Дети не будут тебя уважать!»

«Ты закончишь как твой отец!»

«Ты нас в гроб загонишь!»

Всё это прогнозы. Они могут быть сколько угодно справедливыми, однако эти слова не будут иметь никакой пользы: больной сразу начнет защищаться. Нужно уметь отделять реальные события от своих обобщений.

Что можно говорить больному

Люди с самыми различными психическими расстройствами (алкоголизм, шизофрения, депрессия) могут быть очень чувствительны к поведению окружающих.

Поведение близких таких людей должно быть основано на заботе и желании помочь. Не для всех подходят стандартные фразы: «успокойся…», «всё будет тип-топ..», «возьми себя в руки…» — они вообще зачастую не работают.

Психически больной живет в своем мире, и здесь нужна чуткость родственников к его состоянию. Можно осторожно поинтересоваться: «Как ты себя чувствуешь?» Стараться задавать открытые вопросы в ненавязчивой форме: «Расскажи… Что ты ел (ела) на завтрак? О чем думаешь?» Важно стимулировать больного рассказывать, развернуто отвечать — это поможет лучше его понять. Если он не хочет разговаривать, то заставлять нет смысла, лучше попробовать немного позже опять возобновить разговор.

Читайте так же:
Первый психотический эпизод при шизофрении

Ваша собственная открытость, рассказ о себе поможет раскрыться и больному человеку.

Старайтесь сохранять спокойствие и доброжелательность.

Что, если родственники ошибаются

К сожалению, родственники не всегда понимают странности близкого человека и могут напрасно паниковать. Паника — часто проецирование на другого своих трудностей или проблем (тревога, злость, агрессия). Такой человек может не принимать наличие проблем у себя, отрицать их, подавлять и сваливать на другого.

Ситуации необоснованной тревоги в семье бывают достаточно разнообразные.

Молодому человеку родители могут заявлять, что что он псих и они хотят сдать его в психиатрическую больницу. Тогда как он просто художник, которому не повезло родиться в провинции, где не понимают его странностей, его картин, замкнутости или чудаковатого поведения. Защищает ли его закон в такой ситуации?

Да, закон о психиатрической помощи его защищает: он имеет право отказаться от лечения — в таком случае оснований для принудительной госпитализации нет, и никто его никуда не заберет.

Как самому проверить, всё ли в порядке

Если вы отказываетесь от еды, плохо спите, видите во сне кошмары, чувствуете разбитость, замечаете странные вещи, мысли быстро текут в голове или, наоборот, ощущается вялость, медлительность; не можете ходить на работу или учебу, чувствуете душевную боль и безнадежность, слышите в голове какой-то голос; если люди кажутся вам преследующими и враждебными, если вы подозреваете, что вас хотят отравить, чувствуете сильную тревогу, и всё это мешает вашей нормальной полноценной жизни — то и правда пора к доктору.

Если же вы вполне довольны своей жизнью и только конфликты в семье и на работе ее портят, то можно попробовать обратиться к психологу для решения трудностей в межличностных отношениях — расстройства у вас, скорее всего, никакого нет.

По причине бурного развития фармакологии в психиатрии нам часто кого-то хочется отправить к психиатру, но для этого есть только очень ограниченные условия. В психиатрическую больницу или в частную психиатрическую клинику нужно обращаться только по необходимости.

Всем: от ревнивцев до меланхоликов и от творческих личностей до обыкновенных мудаков — вариант обращения к врачу-психиатру не подходит!

Возможно, кому-то и нужна коррекция поведения, но для этого достаточно психолога или психотерапевта.

Дневной стационар для взрослых

Дневной стационар для взрослых открыт в октябре 2008 года в Центре лечебно-психологической помощи по адресу: г. Томск, ул. Яковлева, 65. Рассчитан на 125 коек, расположен на 4 и 5 этажах. Госпитализация в дневной стационар осуществляется по направлению участковых врачей-психиатров, ежедневно, кроме пятницы, по предварительной записи. Запись на госпитализацию проводится ежедневно (кроме субботы и воскресенья) с 8 до 17 часов в кабинете зав. отделением (4 этаж).

Показаниями для направления в дневной стационар являются как невротические расстройства (неврозы, депрессия, тревожные состояния), так и хронические душевные расстройства.
Причинами невротических расстройств могут послужить межличностные конфликты, стрессы, различные соматические заболевания: гипертоническая болезнь, травмы, операции под общим наркозом и т. п. Частыми симптомами психического расстройства становятся нарушения сна, общая слабость, подавленное настроение, тревога, раздражительность, чрезмерная обидчивость и ранимость.

Лечение в стационаре — комплексное: медикаментозная, психологическая и психотерапевтическая помощь. Возможна индивидуальная и групповая психотерапия.
В качестве дополнительных методов лечения применяются физиотерапевтические процедуры:
• электрофорез;
• СМТ;
• магнитотерапия;
• Д’Арсонваль;
• электросон;
• массаж.

Лечение в дневном стационаре позволяет снимать обострение болезни в наименее стигматизирующих условиях (стигматизация — отрыв от общества, семьи, изоляция и самоизоляция больного как результат предубеждений, сложившихся в обществе по отношению к душевнобольному человеку).
Комплекс социально-психологических услуг включает в себя не только индивидуальное психологическое и социальное консультирование, но и групповую работу. Эффективность групповых тренингов объясняется тем, что в группах пациенты более свободно обсуждают свои проблемы, делятся опытом; снижается ощущение изолированности, отчужденности.

Психологи дневного стационара проводят психологические тренинги по различным направлениям:
вербальное (устное, словами) и невербальное (жестами, мимикой) общение;
конфликты и способы их разрешения;
планирование и целеполагание (отработка умений сформулировать свою цель и построить этапы её достижения) и другие.

Тренинги проводятся, как правило, небольшой группой — врач, психолог и несколько пациентов. Опыт показал, что групповые тренинги более эффективны, чем индивидуальные. Человек — существо общественное, а нервные расстройства отдаляют его от общества. И для того, чтобы вновь наработать утраченные навыки поведения, надо создать мини-общество, среду для «тренировки» этих навыков. К тому же, сильно помогает «чувство локтя», дружелюбие, доверительность, взаимопомощь: группа подбирается из пациентов со схожими проблемами, они могут делиться опытом разрешения своих проблем.
Довольно часто душевные расстройства сопровождаются снижением самооценки. Тренинги помогают обрести уверенность в себе, оценить свои реальные возможности, а не тянуться к заведомо недостижимым идеалам — к тому, каким человек видит себя в мечтах.

Один из тренингов начинается с рисунка: каждый участник рисует солнышко, обозначающее его самого, и подписывает «лучики» своих качеств (доброта, вспыльчивость, ответственность, забывчивость. ). А потом с помощью всей группы анализирует собственные качества, решает, как избавиться от «плохих» и усилить «хорошие». Проводятся и ролевые игры — особенно в тематике о конфликтах. Эффективнее всего разбирать не придуманную конфликтную ситуацию, а вполне реальную — бывшую у пациента недавно или вполне возможную в недалеком будущем (опять же нужно абсолютное доверие к членам группы). При этом роль того, с кем возникает конфликт, совсем не обязательно исполняет другой пациент или психолог — это может быть стул, цветочный горшок, любой предмет. Потому что главное — продумать и «проиграть» своё поведение в конфликте, спланировать свои действия и слова так, чтобы никто из двоих — ни «я», ни оппонент — не понес ущерба.

Читайте так же:
Где можно работать с диагнозом шизофрения

Психообразовательные тренинги проводятся и для пациентов, и для их родственников. Зная как можно больше о своей болезни, человек успешнее борется с ней, поэтому одно из первых заданий психолога пациенту: «Пойдите к своему лечащему врачу и узнайте диагноз! Пусть он объяснит, что и почему произошло с вашим организмом, нервной системой». На тренингах пациенты научаются сами определять начало обострения болезни. Знание о том, как действуют лекарства, помогает снять страх перед медикаментозным воздействием. Здесь же они получают знания и о правовых аспектах своей болезни.

Регулярно проводятся досуговые мероприятия (праздники с театрализованными представлениями и конкурсами, танцы, музыкальные вечера, шахматные турниры).
Результаты работы дневного стационара в течение года позволяют говорить о высокой востребованности у населения этого вида помощи. Поэтому планируется увеличение койко-мест дневного стационара до 100 с 1 октября 2009 г. и организация работы в две смены.

Школа семьи

На базе диспансерно-поликлинического отделения №1 РКПБ им.акад. В.М.Бехтерева, расположенное на Волкова, 80 на протяжении 4-х лет в рамках психосоциальной реабилитации работает — «Школа семьи», основным направлением которой является улучшение жизни пациентов, страдающих психическими расстройствами и их родственников.

Комплексный подход

«ПАЦИЕНТ + ВРАЧ + СЕМЬЯ ПАЦИЕНТА»

В психосоциальной реабилитации «Школа семьи» работает полипрофессиональная бригада:

— специалисты по социальной работе,

— специалист по трудообразованию,

— специалист по реабилитации творчеством.

Занятия проходят отдельно как для пациентов, так и для членов их семьи!

Программа психосоциальной реабилитации

для пациентов с психическими расстройствами и их членов семьи

I. Психообразование для пациентов с психическими расстройствами и их родственников

1. Психообразование для пациентов, страдающих психическими расстройствами.

2. Психообразование для родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами.

Цель: предоставление знаний в области психиатрии, обучение своевременному распознаванию болезненных проявлений и контролю за ними, а так же предоставление данных о лекарственных препаратах и их побочных действиях. Информационная поддержка пациентов и их близких, формирование партнерских отношений с медицинским персоналом. Для родственников предоставляются знания о психических заболеваниях и их лечении, проводится обсуждение особенностей общения с психически больным членом семьи, а также ознакомление с законодательством о психиатрической помощи.

Тематика занятий:

1. Причины возникновения психических расстройств.

2. Негативная и позитивная симптоматика психических расстройств.

4. Галлюцинации. Бред. Распознавание продуктивной симптоматики и бредового поведения.

5. Патологическое поведение, обусловленное болезнью. Способы распознавания симптомов обострения и контроль над ними

6. Аффективные расстройства.

7. Алкоголизм. Наркомания.

8. Стигма в психиатрии. Проблемы самостигматизации.

9. Лекарственная терапия и побочные эффекты.

10. Закон о психиатрической помощи, права и обязанности граждан.

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятие проводится 1 раз в неделю для пациентов; 1 раз в неделю для родственников.

II. Психотерапия с курсом арт-терапии для пациентов с психическими расстройствами и их родственников

1. Психотерапия с курсом арт-терапии для пациентов, страдающих психическими расстройствами.

2. Психотерапия для родственников пациентов, страдающих психическими расстройствами.

3. Индивидуальные психотерапевтические занятия для пациентов и их семьи.

Цель: Развитие уверенности в себе, навыков решения семейных проблем, овладение навыками гармоничной жизни с другими людьми, повышение устойчивости к стрессу, выявление собственных потребностей, повышение удовлетворенности жизнью и эмоциональным состоянием.

1. Образовательная часть, направлена на получение информации о заболевании, принятие его, обучение распознаванию первых признаков обострения, повышение комплаенса;

2. Часть групповой работы группа направлена на коррекцию формирующегося дефицита в области социального взаимодействия, повышение стресс-устойчивости;

3. Поддержка пациентов вновь выписанных из стационара, работу с травматическими переживаниями, связанными как с самим фактом госпитализации, так и с внутрисемейными и межличностными конфликтами;

4. Также по показаниям проводится индивидуальная психокоррекционная работа и психотерапия.

Психотерапия семьи пациента

Цель: дать приемлемый выход напряжению и другим негативным чувствам. Психообразовательная группа для родственников пациентов направлена на информирование родственников о заболевании, обучение распознаванию первых признаков обострения, улучшение климата в семье.

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 2 раза в неделю для пациентов; 2 раза в неделю для родственников.

III. Занятия по сохранению навыков независимого проживания

Цель: сохранение навыков самообслуживания, включающее соблюдение правил личной гигиены, умение готовить пищу, умение делать покупки, поддерживать в чистоте одежду, квартиру, умение ориентироваться в экстренных ситуациях, оплачивать коммунальные услуги и прочее.

Тематика занятий:

1. Знакомство. Цели и задачи программы. Выработка общих правил — знакомимся с участниками группы, а также объясняем цели и задачи данной программы. Оговариваем правила поведения на занятиях.

2. Личная гигиена – на этом занятии обсуждается необходимость соблюдения чистоты и порядка.

3. Режим дня – распорядок дня представляет собой четкое чередование различных видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, с соблюдением порядка временных интервалов на эти элементы.

4. Правильное питание – в этой теме рассказывается о принципах здорового питания

5. Посуда на кухне. Правила эксплуатации, уход за посудой.

Читайте так же:
Параноидная шизофрения эпизодического типа с нарастающим дефектом

6. Электробезопасность – правильная эксплуатация, техника безопасности при эксплуатации электрических приборов.

7. Порядок в квартире – тема включает в себя информацию о видах, способах, правилах и последовательности уборки в жилище.

8. Уход за одеждой и обувью – занятие включает в себя информацию о надлежащем уходе за вещами, практические советы по уходу и хранению одежды и обуви.

9. Технология стирки. Глажка белья – в данной теме обсуждаются правила сортировки белья перед стиркой: по цвету, по виду ткани, по степени загрязнения, а также разновидности современных средств для стирки.

10. Распределение денежных средств. Бережливость и экономия.

11. Оплата коммунальных услуг – включает в себя информацию о различных способах оплаты коммунальных услуг (в банке, на почте, через терминалы, банкоматы, онлайн-платежи).

12. Заключительное занятие. Подведение итогов – занятие сопровождается чаепитием с обсуждением полученных впечатлений от проведенных занятий.

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ответственный: специалисты по социальной работе.

IV. Трудообразование

Цель: организация помощи в профессиональном самоопределении и оказание содействия в процессе трудоустройства.

Тематика занятий:

  • знакомство, краткая информация о курсе занятий;
  • выяснение причин нарушения трудовой социализации;
  • краткое информирование об этапах трудоустройства;
  • информирование о профориентационном тестировании и возможности индивидуальной работы;
  • мотивация на дальнейшую работу по восстановлению трудовой сферы.

§ детальное информирование об этапах трудоустройства;

§ информирование о рынке труда;

§ работа со страхами, обсуждение сложных моментов при трудоустройстве;

  • индивидуальное домашнее задание;
  • мотивация на обращение на индивидуальную консультацию в процессе трудоустройства.
  • анализ выполнения домашнего задания;
  • ролевая игра «Трудоустройство от А до Я»;
  • информирование о рынке труда;
  • поддерживающая мотивация для устройства на работу;
  • мотивация на обращение на индивидуальную консультацию в процессе трудоустройства.

Темы индивидуальных консультаций:

ü Профориентационное тестирование;

ü Целеполагание, обсуждение стратегий преодоления препятствий на пути достижения целей;

ü Обсуждение индивидуальных сложностей в процессе трудоустройства;

ü Подготовка к прохождению собеседования;

ü Коррекция резюме;

ü Поддерживающая мотивация для устройства на работу.

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ответственный: клинический психолог.

В 2017 г. в рамках трудовой реабилитации проводился Пилотный проект

совместно с Центром Занятости города Казань и РКПБ по обучению

пациентов с наличием 2 и 3 группы инвалидности по изготовлению

сувенирной продукции (декупаж, батик, изготовление текстильных

кукол, живопись, роспись по дереву, керамика).

В проекте участвовало 55 пациентов с психическими расстройствами.

Весной 2018 г. на базе Центра Занятости города Казани обучено 10 пациентов с наличием второй группой инвалидности по специальности:

— оператор ЭВМ (3 пациента),

— керамика (7 пациентов).

V. Реабилитация творчеством для пациентов с психическими расстройствами

Создана и активно работает музыкально-инструментальная студия «Колибри» под руководством Колигер Инны Александровны.

«Музыка нас связала…

Наверное, это главная мысль наших занятий по музыкальной терапии.

Работаю с пациентами я уже почти 4 года.

Мы уже как семья. Мы хорошо знаем друг друга,

всегда рады встречаться, чувствуем себя

комфортно в нашем маленьком и уютном помещении.

Во время этих встреч всегда звучит музыка.

В разных количествах, в разных вариантах.

Начали мы с монументальной инструментальной постановки.

Сыграли настоящую симфонию Й. Гайдна.

Пусть детскую, но это потребовало от моих «музыкантов»

серьезных усилий и даже знания музыкальной грамоты, ритма.

С успехом выступили с этим произведением на фестивале

«Нить Ариадны» в Москве…

Слова специалиста Колигер И.А.

Цель: музыка не зависимо грустная или подвижная всегда оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние человека. На занятиях пациенты познают много нового из мира музыки. Научатся играть на разнообразных музыкальных инструментах.

Тематика занятий:

— Поют и играют на различных ударных инструментах;

— Участвуют с музыкальными номерами в праздничных постановках в РКПБ;

— Сочиняют и исполняют частушки по мотивам жизни больных. Это ноу-хау пришлось по вкусу пациентам и они с удовольствием поют про себя;

— Арт-терпия. Рисуют, лепят, выполняют шуточные и занимательные тесты под музыку;

— Мини-лектории по мотивам жизни замечательных людей;

— Посещение концертов в лучших залах Казани: БКЗ им. Сайдашева, Консерватория и др.;

— Проведение занятий на улицах, в парках, набережной города;

Состав: группа состоит из 10-15 человек.

Длительность: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ответственный: преподаватель музыки, психолог.

За 2017 год мы посетили 14 концертов:

— 24.07 БКЗ оперетта Цыганский барон

— 12.10 БКЗ Бах и Брамс орган

— 17.10 Ратуша. Выставка картин.

— 5.11 Кирха. Концерт камерного оркестра Ренессанс.

— 6.11 Кинотеатр Мир Межд. студенческий фестиваль ВГИК.

— 21.12 БКЗ Концерт фортепианной музыки и др.

За 2018 год мы посетили 9 концертов:

— 15.02 БКЗ Музыка соборов мира

— 4.03 Кирха Концерт камерного оркестра Ренессанс

— 16.03 Смена. Концерт казанской школы Инклюзив.

— 10.05 КГК концерт камерных ансамблей

— 16.05 ССМШ Концерт флейты и вокала

-17.05 КГК Концерт квартетов

— 23.05 Зал Рахманинова КГК

— 28.07 Кремлин Опен Фест

— 6.10 БКЗ Сергей Накоряков труба

1. Республиканский конкурс Талантов среди людей страдающих психическими расстройствами Республики Татарстан.

2. Участие во Всероссийском Фестивале людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» в г. Москве в 2016 и 2018 годах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector