Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психоз и его содержание юнг

Психоз и его содержание юнг

Юнг Карл Густав (1875-1961), швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др.).

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — всемирно известный швейцарский психолог и психиатр. Закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 — 1906 гг. работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э.Блейера. В 1909 — 1913 гг. сотрудничал с З. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. В своих книгах и статьях работы охватил широкий спектр психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматриваются автором через призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ. (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С.Я., Подопригора А.С. После разрыва с Фрейдом. (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Ляликов Д. H. Швейцарский психолог и психиатр (Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.).

Грицанов А.А. Психоаналитик, психиатр, философ культуры (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Основатель «аналитической психологии» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Руткевич А.М. Разработал словесно-ассоциативный тест (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Проводил многолетние клиническии исследования (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007).

Лэш К. Спиритуализированный вариант психоанализа (Лэш Кристофер. Восстание элит и предательство демократии. М., 2002)

Психолог, психиатр и культуролог (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Основатель аналитической психологии. (Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас»).

Сын пастора реформистской церкви (Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ )

Далее читайте:

Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного. (Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991)

Юнг Карл Густав. Ответ Иову . // Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову. М., 1995.

Сочинения:

Аион. Исследование феноменологии самости.

Аналитическая психология. М., 1995.

Аналитическая психология и воспитание.

Архетип и символ. М., 1991.

Введение в религиозно-мистическую проблематику алхимии.

Дух и жизнь. М., 1996

Комментарий к "Секрету золотого цветка"

К "Проповедям Гаутамы Будды"

Метаморфозы и символы либидо

Настоящее и будущее

Об архетипах коллективного бессознательного

Об индийском святом

Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству

О психологии восточной медитации

О психологии и патологии так называемых оккультных явлений

О феноменологии духа в сказках

Очерки о современных событиях

Подход к бессознательному

Попытка психологического толкования догмата о троице

Предисловие к "И-Цзин".

Проблемы души нашего времени. М., 1994 (Проблема души современного человека)

Психологический комментарий к "Бардо Тхедол"

Психологический комментарий к "Тибетской Книге Великого Освобождения"

Психология и религия

Психология раннего слабоумия

Символ превращения в мессе

Сновидящий мир Индии

Проблема души нашего времени

Чему может научить нас Индия

Первые публикации:

Gesammelte Werke, 17 Bd, Z.- Stuttg., 1958

Posthume Autobiographie, 4 Aufl,, 2., 1967;

в рус. пер. — Психоз и его содержание, СПБ, 1909.

Литература:

Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3;

Читайте так же:
Карен хорни невроз и рост

Холл, Джеймс А. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство, С-Пб, 1996

Шарп, Дарел. Типы личности. Юнговская модель типологии, Воронеж, 1994

Fordham F., An introduction to Jung’s psychology, L., [1953];

Jacobi J., Die Psychologie von C. G. Jung, 5 Aufl.,Z.-Stuttg., 1967;

Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975.

Юнг Карл Густав

Юнг (Jung) Карл Густав(26.07.1875, Кесвиль, близ Базеля, — 6.06.1961, Кюснахт, Цюрих) — швейцарский психолог и психиатр, один из наиболее видных представителей раннего фрейдизма, вышедший за традиционные рамки которого и создавший «аналитическую психологию», оказав заметное влияние на гуманитарное знание ХХ в.

Родился в семье священника евангелистской церкви, который, несмотря на бедность, дал сыну хорошее образование (гимназия, университет в Базеле). Юнг отверг догматизм протестантской теологии, испытал огромное влияние «Фауста» Гёте и «Так говорил Заратустра» Ницше. В университете он выбрал медицинский факультет, гарантировавший в будущем безбедное существование. Лишь к концу обучения начал понимать, что его призвание — психиатрия как «наука о личности», преодолевающая разрыв между ушедшей от живой эмпирики религией (что показал базельский период его жизни) и ушедшей от важнейших философских проблем, ставшей прагматичной наукой (что показал цюрихский период — работа в клинике Бургхёльцли под руководством Э.Блейера), приводящая человека к целостному мировоззрению.

В докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902) Юнг исследовал феномен медиумизма, указав на его схожесть с состоянием транса у пророков и поэтов, когда изнутри «внешнего человека» начинает звучать голос «внутреннего человека», возникает некая информация, всплывающая независимо от воли находящегося в трансе, — автономные праформы, подобные мифам, образам сна. Затем в клинике Бургхёльцли Юнг разработал метод свободных ассоциаций, в дальнейшем взятый на вооружение психоаналитиками. Таким образом, Юнг независимо от З. Фрейда, с которым вступил в переписку в 1906 и познакомился лично в 1907, внес значительный вклад в разработку психоанализа и одновременно заложил основы собственной концепции коллективного бессознательного и составляющих его структуру архетипов. Влияние Блейера, введшего в науку термин «шизофрения», приводит Юнга к мысли о множественности сознаний любого человека и трактовке этой болезни как нарушения баланса между «Я» и архетипами (другими сознаниями), которые при потере контроля за ними «Я», разрастаясь, расщепляют личность.

Встреча с Фрейдом, которую Юнг считал «высшей точкой своей жизни» (цит. по: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 1999: 142), сделала его одним из лидеров психоаналитического движения. Он принял участие в 1-м, 2-м, 3-ем, 4-ом Международных психоаналитических конгрессах (Зальцбург, 1907; Нюрнберг, 1910; Веймар, 1911; Мюнхен, 1913), стал редактором «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований» (1907–14), сопровождал Фрейда в его поездке с лекциями по психоанализу в США (1909), был избран президентом Международного психоаналитического общества (1910, повторно 1913). Но в 1911 г. Юнг опубликовал работу «Метаморфозы и символы либидо», где отошел от взглядов Фрейда. В октябре 1913 г. Юнг заявил Фрейду, что дальнейшее их сотрудничество невозможно (хотя их переписка продолжалась до 1923), в апреле 1914 г. отказался от поста президента, а в июле вышел из Международного психоаналитического общества. Он также ушел из Цюрихского университета, почти перестал публиковать новые работы, занявшись частной практикой. С приходом к власти Гитлера в 1933 г. и началом разгрома психоанализа в Германии Юнг стал президентом Немецкого общества психотерапии, перешедшего под контроль нацистов, в 1934–1940 гг. был президентом Международного психотерапевтического общества, публично подчеркивая необходимость отныне разделять еврейскую психологию. Позже, обвиненный в сотрудничестве с фашистами, Юнг уверял: «У меня не было другого способа принести пользу друзьям, как только пожертвовать собой, своим именем и независимой позицией…» (цит. по: там же: 369).

Расхождения Юнга с Фрейдом имели концептуальный характер. Основные пункты спора — выявление Юнгом существования, помимо индивидуального, коллективного бессознательного; выявление (помимо фрейдовского Эдипова комплекса) комплекса Электры и вообще системы комплексов, описывающих индивидуальное бессознательное, и архетипов, описывающих коллективное бессознательное (матери-земли, героя, демона и т. д.), из которых главный — «самость», потенциальный центр личности; отказ Юнга от «пансексуализма» Фрейда, пересмотр его понимания либидо (у Юнга это психическая энергия вообще, а не только сексуальная); создание Юнга теории интроверсии (разделение людей по типу мышления на интровертов и экстравертов в работе Юнга «О конфликтах детской души», 1910), против расширительного толкования которой возражал Фрейд (Лапланш, Понталис, 1996: 171) и др.

Юнгианство, с его вниманием к неосознаваемым основам коллективной психики, оказало влияние на социологию ХХ в. Социология молодежи испытала его в меньшей степени, так как Юнг мало интересовался юношеским возрастом, отвергал базовое положение Фрейда о завершении формирования личности в раннем возрасте, считая, что этот процесс идет всю жизнь, причем важнейший период — самоактуализации — приходится на возраст 35–40 лет. Тем не менее в характеристике психического созревания (от рождения до 25 лет у мужчин и до 19–20 лет у женщин он подчеркивал «наиболее значительное и обширное развитие сознания», которое «устанавливает прочные связи между Я и психическими процессами, бывшими до сих пор бессознательными». С пубертатом Юнг связывает случаи раздвоения сознания (например, сомнамбулизм), «которые оказываются не чем иным как новообразованиями характера или попытками прорыва будущей личности», в силу ряда причин приобретшие патологический характер. Это положение может быть использовано при характеристике тезаурусов молодежи. Юнг создал новую объяснительную модель трактовки войн, массовых беспорядков, бесчинствований толпы, погромов, молодежных бунтов и т. д., усматривая в них коллективное безумие по типу шизофрении — разгул архетипов, веками подавляемых однобоким развитием сознания в сторону рациональности, интеллекта. Преодоление дисгармонии сознания и коллективного бессознательного Юнг находил в возрождении церкви (не протестантской, а католической, основанной на традиционной обрядовости) как института социализации, слиянии науки (рационального знания) и религии (иррационального знания). В юнгианстве подробно разработана проблема культурных (в т. ч. социальных) установок (Хендерсон, 1997).

Читайте так же:
Всд при депрессии и неврозе

Среди поздних работ Юнга: «Психология и алхимия» (1944), «Очерки о современных событиях» (1947), «О корнях бессознательного» (1954), «Настоящее и будущее» (1957), «Подход к бессознательному» (1961). Многие работы Юнга переведены на русский язык в 1990-х гг.

Соч.: Jung, G. (1958–1976) Gesammelte Werke: Bd. 1–17. Z.-Stuttgart; Jung, G. (1976–1985) The Collected Works: V. 1–20. Princeton; Jung, G. (1976) Posthume Autobiographie. Z.

Рус. пер.: Юнг, К. (1909) Психоз и его содержание. СПб.; Юнг, К. (1923) Конфликты детской души // Путь просвещения. №1. С. 115–142; Юнг, К. (1991) Архетип и символ. М.; Юнг, К. (1994а) Психология бессознательного. М; Юнг, К. (1994b) О современных мифах. М.; Юнг, К. (1994с) Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.; Юнг, К. (1995а) Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.; Юнг, К. (1995b) Тэвистокские лекции. Киев; Юнг, К. (1996а) Дух Меркурия. М.; Юнг, К. (1996b) Психологические типы. СПб.–М.; Юнг, К. (1996с) Проблемы души нашего времени. М.; Юнг, К. (1996d) Структура психики и процесс индивидуации. М.; Юнг, К. (1996е) Человек и его символы. СПб.; Юнг, К. (1997а) Алхимия снов. Четыре архетипа. СПб.; Юнг, К. (1997b) Божественный ребенок. М.; Юнг, К. (1998) Бог и бессознательное. М.

Лит.: Сэмьюэлз, Э., Шортер, Б., Плот, Ф. (1994) Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М.; Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. (1996) Словарь по психоанализу. М.; Хендерсон, Д. (1997) Психологический анализ культурных установок. М.; Роузен, Д. (1997) Дао Юнга: Путь целостности. Киев; Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1997) Теории личности. СПб.; Вер, Г. (1998) Карл Густав Юнг. Челябинск; Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1999) Зигмунд Фрейд: хроника-хрестоматия. М.; Wehr, G. (1985) G. Jung: Leben, Werk, Wirkung. Münch.

Карл Юнг. Художественный импульс, неврозы и безумие как часть творчества

Карл Юнг. Художественный импульс, неврозы и безумие как часть творчества

Достаточно бегло взглянуть на некоторые исторические примеры художественных гениев и заманчивой становится мысль, что в творческом духе присутствует нечто близкое к безумию.

Винсент Ван Гог (1853г-1890г). «Пшеничное поле с воронами», (1890г)

Художественный импульс очевиден на всём протяжении истории человечества: от «примитивного» пещерного искусства эпохи верхнего палеолита к внедрению перспективы и ракурса в эпоху Возрождения и, наконец, к правилам, которые будут извращаться до неузнаваемости современными художниками, стремящимися выразить новые пути видения и открыть эпоху визуальных экспериментов. Искусство вездесуще в современном мире, так как общество состоит из его создателей и потребителей. Оно как средство для выражения наших сокровенных мыслей и желаний, среда, через которую можно уйти к новым реалиям и эмоциям .

Что же подталкивает нас к созданию произведений искусства? Существует ли психологический двигатель, подсознательная сила, которая доходит до точки кипения и находит выход в результате творческого взрыва? В чем состоит внутренняя суть этого процесса, что воплощает нашу склонность самовыражаться через искусство?

Беглый взгляд на некоторых гениев в области художественного искусства утверждает нас в мысли, что есть в творческом духе нечто близкое к безумству. Что искусство неразрывно связано с сумасшествием, а великие произведения выступали в качестве катарсиса, очищающего и облагораживающего дух, без чего художник оказался бы в изоляции.

Читайте так же:
Я избавился от невроза гипнозом

Увлеченность связью между психическими заболеваниями и творчеством появилась в конце 19 века. Повышенный творческий потенциал можно рассмотреть, как состояние души, которое сегодня чаще всего ассоциируется с биполярным расстройством — когда вдохновение появляется из колебания между состоянием эйфории и депрессии.

Художник как сторонний наблюдатель

Винсент Ван Гог , пожалуй, самый знаменитый пример «безумного художественного гения». Искусствоведы часто говорят о нем как о человеке, страдавшем от маниакально-депрессивного психоза, чьи письма ставят под сомнение его вменяемость. Первопричина психического состояния Ван Гога горячо обсуждается по сей день. Среди возможных объяснений: порфириновая болезнь, шизофрения, третичный сифилис, отравление свинцом и пристрастие к абсенту. Среди других художников, пристрастившихся к абсенту, были Мане, Дега и Тулуз-Лотрек, а также ряд писателей конца 19 века. Немецкий поэт Райнер Мария Рильке однажды написал: «Он увидел, как его стакан абсента растёт и растёт, пока не почувствовал себя в центре его опалового света, невесомый, полностью растворённый в этой странной атмосфере». Психотропные препараты, изменяющие сознание, играли определенную роль в создании искусства.

Какими бы ни были причины психического состояния Ван Гога, в его работах отразилось колебание между нормой и безумием, как если бы завитки цвета выступали мерой контроля над реальностью. Ван Гог сам сказал: «Это правда, что многие художники психически больны — это жизнь, которая, мягко говоря, делает тебя сторонним наблюдателем. Я в порядке, когда полностью погружен в работу, но я всегда буду оставаться на половину сумасшедшим». В конечном итоге он покончил с жизнью, выстрелив себе в грудь в область сердца, вскоре после написания полотна «Пшеничное поле с воронами», которое оказалось предвестником его самоубийства.

Психолог Карл Юнг рассматривал психологические корни художественного творчества в современном мире в ряде эссе и лекциях, собранных в книге « Дух в человеке, искусстве и литературе ». Как мы прогрессируем из примитивного состояния, под которым Юнг воспринимал творчество, науку и религию, сливающихся в «недифференцированный хаос волшебного менталитета», к культурному и художественному климату, знакомому в современном мире? Каким образом не искусство, а его символическое содержание отражает, казалось бы, бурную психологическую природу художника? Можно ли использовать искусство, чтобы расшифровать художника?

Творческий порыв

Юнг считал, что само искусство не имеет внутреннего смысла, предполагая, что, возможно, оно походит на природу – что-то, что просто «есть». Но творческий процесс — совсем иное. Юнг утверждал, что произведения искусства возникают из почти таких же психологических условий, что и невроз. Подобно всем неврозам это сознательное содержание, имеющее бессознательный фон, который в своём художественном проявлении часто выходит за рамки индивидуума в нечто более глубокое и более широко отражающее человечество. Юнг предложил аналогию, согласно которой «личные причины имеют так много и так мало общего с произведением искусства, что и почва с растением, которое из неё произрастает». Истинное искусство — что-то «сверхличное», сила, которая «сбежала из субъективного ограничения и выросла за рамки личных интересов ее создателя» .

Юнг признавал, что не всякое искусство берет свое начало в этой манере. Оно может происходить из преднамеренного процесса, направленного на достижение конкретного выражения, для которого художник находился в единении с творческим процессом. Но для Юнга, увлечение закрадывалось в художника, который повиновался внешним импульсам, работа сама навязывала себя автору. Внешняя сила завладевала художником, как марионеткой. Это творческий импульс, действующий на сознание художника на подсознательном уровне.

Для великих художников этот импульс может быть всепоглощающим. Как справедливо заметил Юнг, «из биографий великих мастеров становится совершенно очевидно, что творческий порыв часто настолько властен, что сковывает человека и заставляет жертвовать всем для служения работе, даже здоровьем и человеческим счастьем». Биографии Бетховена, Марселя Пруста и многих других свидетельствуют о том, что творческий процесс как «живое существо, имплантированное в человеческую психику».

Для Бетховена сочинение было принуждением, когда будучи зажатым в тиски депрессии, страдая от глубокой глухоты, его деятельность, пожалуй, достигла апогея, воплотившись в возвышенных поздних струнных квартетах. Пруст испытывал острую потребность писать. Ведя затворнический образ жизни из-за прогрессирующей болезни, он на протяжении многих лет неустанно трудился над циклом романов «В поисках утраченного времени». Выдающееся произведение стало продуктом непреходящей навязчивой идеи .

Говоря тысячью голосами

Юнг считал, что автономная суть творческого импульса, как чего-то, действующего вне сознания, находит свое отражение в символической природе искусства. Символы выражают неизвестное, намекают на что-то за пределами нашего понимания. Юнг верил, что они имеют глубокие исторические корни; первичные изображения из сферы бессознательного отразились в мифологии. Творческий процесс управляет художником, чтобы извлечь эти изображения из коллективного бессознательного и представить нам в виде архетипических символов. Для Юнга это был мощный психологический феномен: «Тот, кто говорит исконными изображениями, говорит тысячью голосами» .

Читайте так же:
Яхин и менделевич опросник неврозов

В конечном счете, Юнг придал этому процессу одно из важнейших социальных значений, где сотворенные первичные образы «служили для постоянного воспитания духа эпохи». Дальновидные произведения художественно выражали нечто запредельное, связывая бессознательное и сознательное, прошлое и настоящее. Это сила, которая действует вне рационального и приближается к возвышенному и бесконечному. Искусство, предлагающее нам «открыть высоту и глубину за пределами нашего понимания или видения красоты, которую мы никогда не сможем выразить словами».

Искусство — также мощный инструмент для понимания индивидуальной природы подсознания. Юнг часто интегрировал его в процессе аналитической психологии. Он предлагал пациентам рисовать и описывать свои сны, использовать активное воображение, в котором объединялись образы и смысл, чтобы разгадать символику и достичь согласованности с травмами и эмоциональными расстройствами. Карл Юнг и сам рисовал, он провел большую часть жизни, пытаясь объединить свое понимание духовных и эзотерических традиций, особенно христианство, гностицизм и алхимию, а также его собственное бессознательное в картинах и иллюстрациях. Искусство и творчество как метод терапии использовались ещё до Юнга (метод зародился в далеком прошлом и имеет шаманское происхождение), но вклад швейцарского психиатра в значение арт-терапии бесспорен.

Искусствовед Джон Э. Пфиффер высказался о пещерном искусстве охотников-собирателей в своей книге « Творческий взрыв »:

«Ничто в двадцатом веке не может сравниться с верхним палеолитом с его сочетанием искусства и постановки, содержания и контекста. Нигде в нашей жизни нет сопоставимой концентрации современного творчества, искусства в действии, в отличие от пассивного искусства, висящего в массовых местах и предназначенного исключительно для выставки. Работы в пещерах выполнены в индивидуальных стилях, но они имеют единую основу, поют в унисон, словно хор из отдельных голосов, выражающих коллективные чувства, коллективные цели. Это их особая сила».

В этом смысле современное искусство нельзя сравнить с искусством из прошлого — оно принадлежит другой эпохе, вдохновлено иными идеями и отражает дух нынешнего времени. Если в шаманской наскальной живописи можно разглядеть и представить зарождение нового типа сознания в человечестве, тесно связанного с появлением духовности, то современное искусство можно рассмотреть как слияния всего, что пришло и грядёт в будущем. Или, как выразился Юнг: «Всякое искусство интуитивно постигает предстоящие изменения в состоянии коллективного бессознательного».

Психоз и его содержание юнг

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Полезное

Смотреть что такое «ЮНГ» в других словарях:

ЮНГ — (Jung) Карл Густав (1875 1961) швейц. психиатр, создатель школы “аналитич. психологии”. Получив мед. образование в Базеле, Ю. с 1900 работает в психиатрич. клинике Бургхельцли. После защиты докт. дис. (“О психологии и патологии т.н.… … Энциклопедия культурологии

Юнг — (Jung): Юнг, Александр (1799 1884)  немецкий писатель. Юнг, Артур (англ. Arthur Young, [Янг]; 1741 1820)  известный английский писатель. Юнг, Джон Радфорд (англ. John Radford Young, [Янг]; р. 1799)  английский математик.… … Википедия

ЮНГ — • ЮНГ (Young) Томас (1773 1829), английский физик и врач. Возродил волновую теорию СВЕТА, впервые выдвинутую в XVII в. Христианом ГЮЙГЕНСОМ. Содействовал появлению теории ЦВЕТОВОГО зрения Юнга Гельмгольца и детально исследовал причину… … Научно-технический энциклопедический словарь

Юнг — (young) Томас (1773–1829), английский физик, врач и астроном, один из создателей волновой теории света, член Лондонского королевского общества (1794), в 1802 29 гг. – его секретарь. С детства обладал необыкновенной памятью и способностями: в два… … Энциклопедия техники

ЮНГ — (Jung) Карл Густав (1875 1961), швейцарский психолог и философ, основатель аналитической психологии . Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том… … Современная энциклопедия

ЮНГ — (Jung) Карл Густав ( 1875 1961) швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования ‘О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов’), профессор… … История Философии: Энциклопедия

Читайте так же:
Лекарство от неврозов и панических атак

ЮНГ — (Jung) Карл Густав (1875 1961) швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема исследования «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов»), профессор университетов в… … Новейший философский словарь

Юнг — (Янг) (Young) (1683 1765), английский поэт. В трактате «Мысли об оригинальном творчестве» (1759) выступил против рационалистической эстетики. Поэма «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (кн. 1 9, 1742 45) классическое… … Энциклопедический словарь

Юнг — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

Юнг К. Г. — ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875–1961), швейц. психолог, психиатр. Основатель аналитич. психологии . В нач. 1900 х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, в 1907–12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда. Пересмотр Ю. осн. положений… … Биографический словарь

Психоз и его содержание юнг

Вероятно, может сложиться впечатление, будто Юнг рассматривал бессознательное только как нечто реактивное, лишь как нечто компенсаторное по отношению к сознательной установке. Однако это совершенно не так: бессознательное не только реактивно, но и креативно. Более, того, вполне возможно – Юнг приводит многочисленные описания своего психотерапевтического опыта – что бессознательное захватывает собственную инициативу и инициирует из самого себя перемену личности, которую уже никак нельзя объяснить только в качестве реакции на установку сознания.

Индивидуация и процесс индивидуации

Чтобы иметь возможность получше вчувствоваться в этот процесс и чтобы составить себе более точное представление о комплексности и усложненности той психологии, которую представляет Юнг, остановимся подробно на отдельных ступенях этого процесса.

Объектная ступень

  • Разрушение Персоны: бессознательные, а три известных условиях даже противоречивые тенденции захлестывают сознание (инфляция), что в экстремальном случае может привести к шизофрении.
  • Регрессии в более раннюю стадию развития, т.е восстановление своей прежней Персоны.
  • Идентификация с коллективной психикой, что равнозначно инфляции сознания, возведенного теперь только до уровня системы. Доступ к коллективной психике означает обновление жизни; человек может быть проглочен всем этим и выступать, как пророк идей, берущих свое начало в данной идентификации. Вместо того чтобы переработать натиск бессознательного и в некотором смысле его преодолеть и интегрировать, происходит некритическая идентификация.

Все эти опасности необходимо постоянно держать в уме и помнить о них в ходе последующей работы, даже если к тому есть хоть малейшие намеки. Весь путь характеризуется как постоянная борьба с психикой и внутри психики, как постоянное преодоление, страхов, которые возникают уже на стадии освоения Тени, но с полным правом и в большей мере относятся к коллективному бессознательному.

Субъектная ступень

Решающие ступени этого процесса можно сопоставить друг с другом и обобщить, если данный процесс рассматривать одновременно и в аспекте дисганциронания (истинной личности от не-я), на аспекте становления цельности и интеграции (психики):

Аспект дистанцирования

1. Дистанцирование от Персоны

2. Дистанцирование от идентификации с архетипом мана-личности

3. Следствие: становление самости. Самость как новое средоточие персоны, истинная и собственная индивидуальность, неподверженность никаким иным психическим силам и властям.

В этом смысле индивидуализация есть « процесс дифференциации, который имеет целью развитие индивидуальной личности » . Это путь на котором душевная энергия всякий раз заново абстрагируется из прежней связанности и опутанности, после чего она тут же упирается в новый объект, в отношении которого осуществляется точно тот же способ поведения – пока, наконец не станет различимыми и определенно выделенным Нечто (самость), надстоящее над Я: это Нечто, или Самость берет на себя руководство и завладевает господством в хозяйстве психических сил.

Аспект интеграции

1. Интеграция личного бессознательного (Тени!)

2. Интеграция содержаний Анимы, или Анимуса (Анима и Анимус реализуют функцию моста с бессознательным).

3. Интеграция содержаний архетипа манна-личности (манна)

4. Следствие: Цельность! Новое вышестоящее средоточие психики, которое может быть охарактеризовано как тесное сопряжение противоположностей; посему только ему и исключительно ему одному с полным правом причитается свойство манны.

Существенное содержание этого самого душевного порыва встраивается в психику сознательно, в результате чего проекции этого содержания (бывшие в объектах) возвращаются опять в субъекта.

Во избежание недоразумений и для того, чтобы ясно изложить теорию Юнга присовокупим еще некоторые дополнительные замечании.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector