Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работа психолога с больным шизофренией

Работа психолога с больным шизофренией

Бычок Анна Васильевна
студентка специальности «Социальная работа»
Ефремова Наталья Алексеевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии

ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Омск


Социальные потери и изоляция нередко сопровождают любого хронически больного шизофренией. Замечено, что процесс лечения эффективнее и быстрее проходит у тех пациентов, родственники которых понимают необходимость активного вмешательства в процесс социальной адаптации пациентов. Поэтому семья становится для него важнейшим, а, порой, единственным источником поддержки. Чтобы обеспечить больного поддержкой семьи необходимо проводить психосоциальную реабилитацию больных шизофренией совместно с родственниками.

Психосоциальная реабилитация осуществляется полипрофессиональной бригадой, в состав которой входят: врач-психиатр, врач-психотерапевт, медицинский психолог, социальный работник и медицинская сестра.

Координирующая роль в процессе работы такой бригады принадлежит врачу-психиатру. Базовыми технологиями психосоциальной реабилитации являются:

1. Психообразование больных шизофренией и их родственников.

2. Социальная (психосоциальная) поддержка больных шизофренией.

3. Тренинг социальных навыков и когнитивных функций.

4. Мульти-семейные группы.

Рассмотрим особенности каждого метода.

Психообразование больных шизофренией и их родственников.

Психообразовательная работа с больными шизофренией и их родственниками является неотъемлемым компонентом современной комплексной психиатрической помощи, одним из методов психосоциального вмешательства, которые используются чаще всего. Психообразовательные программы рассчитаны на определенное время и осуществляется в группах закрытого типа, которые работают под руководством специалистов. Цель программы: образование и обеспечение поддержкой пациентов [1, c.23].

Базовый модуль любой психообразовательной программы включает предоставление пациенту и его родственникам информации относительно заболевания и формирование адекватного психологического отношения к болезни.

Задачи, реализуемые программой:

обеспечение пациента, а также его родственников информацией о болезни, ее причинах, эффективности лечения, прогнозе;

описание симптомов и типов течения болезни;

определение ситуаций и обстоятельств, которые провоцируют ухудшение психического состояния; разъяснение роли социальной поддержки, коммуникаций, профессиональной адаптации;доведение информации относительно лечебных средств, которые используют в терапии заболевания, их механизмов действия, основных эффектов и побочных действий, возможностей устранения нежелательных эффектов;разъяснение необходимости постоянного взаимодействия с врачом, который наблюдает больного.

Психообразовательные программы помогают больным и их родственникам больше узнать о болезни, о ее проявлениях, типах течения, развенчать неверные представления о прогнозе, а также узнать о средствах, которые используются для лечения, о реакции на болезнь окружающих, на неправильное болезненное поведение и его последствия, о проблемах, которые возникают при этом, и стратегиях их преодоления.

Ответы на эту часть вопросов получают в процессе обмена опытом и обсуждения общих проблем. Обсуждение помогает пациентам и их родственникам понять свои переживания, идентифицировать начальные проявления обострений и симптомы болезни, действие лекарств и их возможные побочные эффекты, получить поддержку при правильных действиях, стать осведомленным участником терапевтического процесса [2, c.37].

Успешная психообразовательная работа способствует улучшению адаптации пациента и его семьи. Психообразовательный подход является обоснованным инициальным вмешательством на начальных стадиях работы с семьей. Этот подход является универсальным, не требует глубокого вмешательства в сложные психологические и системные особенности каждой семьи, не касается глубинных механизмов внутрисемейного взаимодействия [2, c.62]. При этом семье предоставляется информация относительно обстоятельств и событий, которые могли послужить причиной развития заболевания, течения, рецидивов и прогноза заболевания, обоснования необходимости и возможных подходов к лечению, роли окружающих в восстановлении качества жизни больного.

В работе используются и другие формы психообразовательной работы, например, распространение брошюр для пациентов и их родственников об особенностях заболевания, вопросах терапии и реабилитации, информационных листов по актуальным проблемам психиатрической помощи и др. Психологическое образование больных шизофренией и их родственников это первая ступень в сложном процессе терапии. Рассмотрим следующий этап работы — социальная (психосоциальная) поддержка больных шизофренией.

Читайте так же:
Шизофрения основные формы и типы течения шизофрении

Работа с социальным окружением лиц с психическими расстройствами — важнейшая сторона психиатрической помощи, а социальная поддержка — один из центральных аспектов деятельности социальных работников.

Социальная поддержка — это форма помощи в преодолении и совладании (копинге) в ответ на требования, предъявляемые окружением индивидууму. Различаются «инструментальная» (или осязаемая, материальная непосредственная помощь) и эмоциональная (то есть способствующая самоутверждению) виды поддержки [3, c.724].

Существуют три основные характеристики социальной поддержки: 1) тип поддержки, включая ее количество и удовлетворенность ею; 2) источники поддержки: специалисты, семья, друзья, организации; 3) функции поддержки: эмоциональная и инструментальная.

Формы и методы социальной (психосоциальной) поддержки. Формы психосоциальной поддержки можно разделить на индивидуальные (когда сам социальный работник или специалист по социальной работе непосредственно оказывает инструментальную или эмоциональную поддержку пациентам) или групповые (путем вовлечения пациентов в группы, которые ведет специалист по социальной работе, психолог или психотерапевт — чаще группу ведут два специалиста). Кроме того, поддержка может быть непосредственной, направленной на самого пациента, или опосредованной — через активизацию социальных сетей пациента. [1, c.24].

Индивидуальные усилия специалистов по социальной работе и социальных работников направляются также на активизацию поддержки со стороны социальной сети пациентов. С этой целью они устанавливают контакты с лицами, составляющими непосредственное окружение пациентов, проводят с ними постоянную долговременную работу. В круг людей непосредственного окружения входят: члены семьи, родственники, друзья, а также профессионалы, работающие в организациях социального профиля, которые в данном сообществе призваны оказывать социальную помощь, в которой может нуждаться пациент, и члены групп самопомощи. Они опираются на общие вспомогательные виды действий: культивирование взаимной эмпатии, поддержка друг друга, уяснение своих проблем, возможность делиться своими переживаниями, моральное самоутверждение, самораскрытие, положительное подкрепление, установка жизненных целей.

Еще одним важным направлением терапии больных и их родственников является «Тренинг социальных навыков и когнитивных функций».

Одним из результатов болезненного процесса является нарушение социального функционирования пациентов разной степени выраженности. Оно может развиваться вследствие недостаточности так называемых «социальных навыков», под которыми подразумеваются не только навыки межличностного контакта, но и эмоциональные, когнитивные и двигательные составляющие социального функционирования. Одной из наиболее эффективных форм психосоциального вмешательства в этих случаях является объединение тренинга когнитивных функций и социальных навыков, реализованное в многоступенчатой интеграционной терапевтической программе. Данный подход направлен на повышение стойкости чувствительных в психобиологическом отношении больных к стрессовым воздействиям (требования общества, семейные конфликты и т.п.) и выработку социально приемлемых стереотипов межличностных взаимоотношений. Материал для применения подается медленно и небольшими «порциями». Используются следующие техники: моделирование, репетиция поведения, обучение адекватным реакциям, корригирующая обратная связь, социальное подкрепление, домашние задачи для закрепления полученных навыков [3, c.650]. Возможны как индивидуальные занятия, так и работа в группах в психиатрических стационарах, реабилитационных центрах и внебольничных условиях, в частности при работе с семьями больных с целью обучения коммуникативным навыкам и проблемно-преодолевающему поведению. В последнем случае (работа с семьей) данный подход является одним из наиболее распространенных для профилактики стрессобусловленных обострений заболевания. Частота тренинговых сессий составляет 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа. При более редких встречах обучение занимает довольно продолжительный период времени (больше 4 месяцев), а увеличение интервалов между занятиями ведет за собой трудности в поддержке активного внимания участников. Число участников группы обычно составляет 4-8 человек [1, c.24]. Для достижения стойких результатов тренинг должен проводиться достаточно продолжительный период времени — не меньше года: после периода активной терапии рекомендуется осуществление продолжительного поддерживаемого психосоциального лечения.

Рассмотрим следующий метод работы с семьей — мульти-семейные группы. Системный семейный подход в наибольшей степени проявляется и оказывается особенно эффективным в специально создаваемых объединенных группах, так называемых мульти-семейных терапевтических группах.

Читайте так же:
Шизофрения и климакс у женщин

Этот подход определяется тремя основными положениями: 1) группы включают две и более семьи, с представленностью по крайней мере двух поколений; 2) группы являются проблемно-фокусированными; 3) группы ориентированы на интерактивное ведение, включая интеракции как внутри каждой семьи, так и между семьями. Мульти-семейные группы предоставляют поддержку родителям, помогают построить стратегии совладания с болезнью и инвалидностью и дают возможность уменьшить социальную изоляцию семей. На совместных сессиях происходит обмен родительскими навыками, а также общечеловеческими ценностями: может возникать процесс «инфицирования» лучшим стилем внутрисемейного взаимодействия. Нередко участники группы берут на себя «роль» родителя для пациента из другой семьи, моделируют эффективное поведение в отношении определенной проблемы. При этом важно положительное подкрепление со стороны ведущего не кого-либо из участников группы персонально, а определенной формы поведения [2, c.35]. Мульти-семейный подход зачастую является более эффективным, чем работа с отдельными семьями больных шизофренией.

Целью нашей работы было исследование инновационных технологий психосоциальной работы с людьми, страдающих психическими расстройствами и их родственниками. Работа с семьей затрагивает практически все сферы жизни, как семьи, так и ее отдельных членов. Если рассматривать семью как систему, то изменение (болезнь) одного из членов семьи, несомненно, влияет на всю семью в целом, соответственно и поддержка должна осуществляться не только человеку, страдающему психическим расстройством, но и всем членам его семьи. Сильными сторонами работы с семьей больного шизофренией является то, что после прохождения программы, родственники способны оказать поддержку, принять больного родственника и выстроить отношения заново, уже с учетом особенностей проявления шизофрении у близкого человека.

1. А.А. Савин. Методы психосоциального вмешательства в системе ранней реабилитации больных с первым психотическим эпизодом // Научный журнал. – Ярославль, — Электронное периодическое издание (ЭПИ) «Медицинская психология в России» №3, 2011. – 156 с.

2. Организационные и методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции». Пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья. /Под редакцией проф. В.С. Ястребова. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 118с.

3. Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е дополненное и переработанное Автор: Карвасарский Б.Д. Издательство: Питер, 2002. – 1024с.

Психологическая помощь при шизофрении

Шизофрения – психическое заболевание, оказывающее серьезное влияние на сознание, восприятие, мышление, мотивацию, моторику и поведение человека. Чаще всего говорят о шизофрении как о синдроме, то есть совокупности нескольких расстройств одновременно.

Причины заболевания нередко определяются генетической предрасположенностью к тому или иному виду расстройства, а также взаимоотношениями в семье.

Симптомы шизофрении

На уровне мышления:
  • неспособность сосредоточиться на конкретной умственной задаче;
  • наличие странных, ненужных мыслей, препятствующих концентрации внимания;
  • «пустой» разум, трудности в порождении мыслей;
  • шизофренический бред (о преследовании, о внешнем контроле разума и мыслей и пр.).
На уровне восприятия:
  • слуховые, зрительные, тактильные галлюцинации.
На эмоциональном уровне:
  • выражение эмоций, не соответствующих ситуации (смех и радость при трагических событиях, постоянное отсутствие эмоциональных проявлений).
На уровне моторики (менее распространены):
  • судорожные, неловкие движения;
  • сохранение неудобных поз на протяжении длительного времени.

Помощь при шизофрении

Наличие данного заболевания невозможно определить никакими лабораторными тестами. Шизофрению выявляют методами наблюдения за поведением человека и анализа его истории болезни. При этом обычно необходима тщательная проверка симптомов, сходных с шизофреническими. Они, как правило, возникают при наркотической и алкогольной зависимостях, инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, психических расстройствах.

В лечении шизофрении используют сочетание приема лекарств с социальной и психологической помощью.

Читайте так же:
Сколько людей в мире болеют шизофренией

Психолог Марушкевич Наталья Викторовна имеет большой опыт ведения психотерапевтических групп для взрослых людей, больных шизофренией. Психотерапия при шизофрении является вспомогательным, но, тем не менее, весьма необходимым средством. В острой стадии преимущество находится на стороне биологического лечения, в то время как на последующих этапах восстановительной терапии большее значение приобретает психотерапия. Ее значение возрастает по мере выхода из острого психотического состояния. При неполных ремиссиях на фоне поддерживающей терапии психотропными средствами регулярная психотерапия может оказаться даже решающим фактором в предотвращении рецидивов и опасных действий больных.

Кроме того психолог Марушкевич Наталья Викторовна может предложить психологическое консультирование для людей, имеющих различные формы данного заболевания.

Помощь психолога помогает сгладить многие проявления шизофрении, которые часто приводят к нетрудоспособности и невозможности человека находиться в обществе других людей. Среди них проблемы в общении и в сохранении отношений с окружающими, проблемы с нарушением мотивации, навыками самообслуживания.

Психологическая помощь позволяет пациентам тщательнее соблюдать режим приема лекарств, реже испытывать рецидивы, научиться строить отношения с другими людьми, помогает адаптироваться в социуме и найти своё место в жизни.

Очень важный аспект психотерапии при шизофрении – позитивное общение, сочувствие и поддержка.

Все права защищены и принадлежат
Марушкевич Наталье Викторовне 2019.

Научно-исследовательская деятельность

В настоящее время в соответствии с темами кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ «Биологическая и психосоциальная характеристика психических и поведенческих расстройств в возрастном аспекте (диагностика, клиника, коррекция)» и «Доклиническая и клиническая характеристика психических и поведенческих расстройств в онтогенезе (биопсихосоциальный аспект, диагностика, коррекция)», осуществляемыми по плану университета выполняются три докторские и три кандидатские диссертационные работы.

В настоящее время на кафедре трудится 2 профессора, доктора медицинских наук, 8 доцентов, кандидатов медицинских наук, 5 ассистентов, в том числе 1 кандидат медицинских наук. Штатными сотрудниками кафедры готовится 3 докторские и 4 кандидатские диссертации.

Основными направлениями научных исследований являются

Актуальность проблемы обусловлена высокой распространенностью отклоняющегося (девиантного) пищевого поведения, широким спектром биопсихосоциальных факторов риска. Отсутствие исследований по проблеме девиантного пищевого поведения в Республике Беларусь, неопределенность в отношении распространенности доклинических форм НПП, неразрешенность ряда проблем клинико-психопатологической трактовки состояний, необходимость изучения роли генетических факторов в фенотипической реализации болезненных проявлений НПП, значимость исследований общебиологических механизмов развития соматической дисфункции с целью определения надежных маркеров тяжести состояния и разработки стратегии по ее преодолению определили необходимость исследований в этом направлении.

В соответствии с данными ВОЗ Республика Беларусь занимает одно из ведущих мест в мире по количеству врачей: 49 на 10 000 населения, опережая Великобританию, Германию, Италию, США, Францию, Японию. В настоящее время в республике трудится более 46 900 докторов. При этом уровень удовлетворенности населения оказываемыми медицинскими услугами невысок. По данным ВОЗ продолжительность жизни врачей во всём мире на 15-20 лет меньше средней продолжительности жизни

Современная нейробиологическая модель развития шизофрении рассматривает данное заболевание, как патологию когнитивного функционирования, и именно нейрокогнитивные расстройства являются ядерной структурой заболевания. Высокая частота и выраженность наблюдаемых когнитивных нарушений дали основание для выделения их в качестве «третьей ключевой группы симптомов» шизофрении наряду с негативными и позитивными расстройствами.

Шизофрения является распространенным психическим заболеванием, начинающимся в молодом возрасте, часто приводящим к инвалидности и крайне неблагоприятным экономическим последствиям. Шизофрения имеет наибольший удельный вес среди других нозологических форм в структуре госпитализированной заболеваемости пациентов с расстройствами психики и поведения: более 50% всех коек, предназначенных для психически больных. Лечение больных шизофренией в стационарных условиях реализуется в Республике Беларусь (РБ) в форме лекарственной терапии. При этом в стране изысканы материальные ресурсы для оснащения психиатрических стационаров большинством известных лекарственных средств, применяемых для лечения шизофрении в мире. За последние годы значительно сократились сроки между появлением новых лекарственных препаратов и их регистрацией в РБ. Иные виды лечения в РБ фактически не проводятся.

Читайте так же:
Особенности мышления детей с шизофренией

Шизофрения значительно нарушает качество жизни пациентов, что связано с позитивными и негативными симптомами заболевания, частыми госпитализациями, утратой трудоспособности, социальных связей, прежнего социального статуса, а также утратой ряда навыков, необходимых для успешного функционирования в обществе. Не менее тяжелы и психологические последствия заболевания: снижение самооценки и уверенности в себе, депрессия, тревога, связанная с неизвестностью относительно причин своего состояния и прогноза, страх стигматизации.

На протяжении последних лет шизофрения остается самым неопределенным и, вместе с тем, наиболее часто диагностируемым психическим заболеванием, независимо от популяции и применяемых диагностических систем. Распространенность шизофрении в мире оценивается в пределах 0,8-1%, а заболеваемость составляет 15 на 100 000 населения, заболевание поражает, как правило, людей молодого возраста. По данным ВОЗ шизофрения входит в десятку ведущих причин инвалидности, ее называют «наихудшим заболеванием, поражающим человека».

Алкогольная зависимость одна из главных текущих угроз здоровью и безопасности людей не только на постсоветстком пространстве, но и в большинстве стран Запада. В конце 20 века описан феномен, называемый «тенденцией века» (secular trends). Актуальность проблемы побудила Совет Министров Республики Беларусь своим постановлением от 27 апреля 2006 г. № 556 утвердить Государственную программу национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы. Одним из приоритетных направлений этой программы является разработка системы эффективных профилактических мероприятий по предупреждению пьянства и алкоголизма. В последние годы резко возрос интерес исследователей к социальному (в том числе интерперсональному) контексту проблемы алкоголизма.

Психологическое портретирование больного шизофренией

Психологическое портретирование больного шизофренией.

Реферат выполнил Ценёв В.В.

Томский государственный университет

Новосибирск, 2000 г.

Шизофрения – «психическое заболевание неустановленной этиологии, склонное к хроническому течению, проявляющееся типичными изменениями личности больного и различными по степени выраженности другими психическими расстройствами» 1 , приводящими, как правило, к стойким нарушениям трудоспособности и социальной адаптации. Несмотря на то, что термин «шизофрения» появился лишь в 1911 году, когда швейцарский психиатр Е. Блейлер предложил новый термин для названия заболевания, сама история возникновения шизофрении (как эндогенного и эндогенно-органического заболевания) вызывает множество споров среди специалистов. С одной стороны, «есть ученые, заявляющие, что шизофрения существовала всегда, и есть неоспоримые факты, говорящие о древности этой болезни» 2 . В качестве доказательств часто цитируются санскритские источники или даются ссылки на библейские персонажи, – например, Вавилонского царя Навуходоносора (поедающего траву, как скот на выпасе), или пророка Иезекиля (слуховые и зрительные галлюцинации). Они также настаивают на том, что больные шизофренией должны содержаться в домашних условиях, и что их болезнь – от Бога, и, как следствие, – ее вообще нельзя считать заболеванием в обычном понимании этого слова. С другой стороны, их оппоненты считают, что в большинстве приводимых примеров из Библии и Санскритских источников невозможно достоверно установить клиническую картину. Более того, большинство оппонентов придерживаются мнения, что речь в таких примерах шла, по большей мере, о людях с различными травмами мозга (родовыми, например), или заболеваниями (эпилепсия, вирусный энцефалит, сифилис), при которых могут иметь место психотические симптомы. Как правило, оппоненты не склонны считать шизофрению (и любые другие органические заболевания) заболеванием «от Бога». Как правило, также, оппоненты отрицают различные теории шизофрении в духе английского психоаналитика Р. Лэнга, ЭСТ, или Дианетики, и опираются на строго научные методы изучения, диагностики и лечения этой болезни.

Читайте так же:
Что такое эхо мыслей при шизофрении

В последние десятилетия нашего века внимание ученых особенно остро привлечено к проблемам шизофрении – ее этиологии, способам диагностики и методам лечения. Ни одно другое заболевание в смежных областях знания (психиатрия, нейропсихиатрия, клиническая психология, патопсихология и психопатология, нейрохирургия и многие другие), при всей, разумеется, важности комплекса аналогичных мер в борьбе с ними, не является столь будоражащим научную мысль, столь дискуссионнным. А учитывая, что в последние десятилетия шизофрения стала настолько распространенным заболеванием, что вышла за рамки только научного внимания, превратившись в социальное бедствие, стала особенно актуальна тема ранней диагностики шизофренических симптомов лицами, не являющимися компетентными в закрытой и пугающей области этого знания. Усилия, прилагаемые психиатрическими службами и отдельными учеными, призванными снять с заболевания клеймо «проклятья» и «чумы» и помочь людям быстро распознавать раннюю симптоматику шизофрении, – лучшее доказательство этому. Сегодня уже никого не удивишь популярными книгами о психиатрии, и, в частности, о шизофрении.

Целью данной работы является изучение портретных особенностей шизофренического больного, основных симптомов шизофрении в ее различных формах и степени тяжести.

Основная задача работы – дать относительно полную картину симптомов заболевания, его клинических проявлений; привести примеры, раскрывающие некоторые особенности поведения больных шизофренией.

1. Клиническая картина шизофрении: краткая предыстория.

«Большой клинический полиморфизм шизофрении в ее современном объеме имеет свои исторические корни. Основные клинические варианты этой болезни были выделены еще в донозологический период развития психиатрии» 3 .

Шизофрения как отдельное заболевание впервые была выделена немецким психиатром Э. Крепелином (1896). Он взял группы больных, которые ранее описывались с диагнозами гебефрении (Е. Геккер), кататонии (К. Кальбаум) и параноидов (В. Маньян), и установил, что в отдаленном периоде у них наблюдалось своеобразное слабоумие. В связи с этим Крепелин объединил эти три группы болезней и назвал их ранним слабоумием ( dementia praecox ). Выделив отдельное заболевание на основе исхода в слабоумие, Крепелин в то же время допускал, что выздоровление возможно.

Следует заметить, что до Крепелина известный русский психиатр В. Кандинский в 1987 году «описал подобное заболевание под названием идеофрения, а С. Корсаков в 1891 году – под названием дизнойя. Уже в то время знаменитые отечественные психиатры отмечали у больных симптомы, которые относятся к основным симптомам шизофрении – эмоциональные и волевые нарушения, бессвязность речи» 4 .

Само название «шизофрения» было дано в 1911 году знаменитым швейцарским психиатром Э. Блейлером, который описал под этим названием группу психозов. В отличие от Крепелина, Блейлер считал, что шизофрения не обязательно возникает в молодые годы, а может развиваться и в зрелом возрасте. Блейлер также считал, что для шизофрении наиболее характерен не исход в своеобразное слабоумие, а особая диссоциация психических процессов личности, ее специфическое изменение в результате болезненного процесса. Блейлер отмечал, что при шизофрении возможны стойкие улучшения и благоприятный исход даже без лечения.

Если Крепелин сузил рамки шизофрении, описав лишь наиболее злокачественные ее формы, то Э. Блейлер, наоборот, чрезмерно расширил границы заболевания и отнес к шизофрении хронический алкогольный галлюциноз, старческий бред ущерба, МДП и даже невротические синдромы. На это указывал, в частности, Ганнушкин, говоря о том, что «в большой галерее типов различных дегенератов и психопатов нетрудно найти примеры таких чудаков, которые по своему складу и облику вполне соответствуют шизофреникам» 5 .

Все эти исследования положили начало учению о шизофрении, а название Блейлера сохранилось до наших дней, и иногда шизофрению называют болезнью Блейлера.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector