Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

Занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай поговорим!»

Тема: «Депрессия: давай поговорим»
Форма: занятие с детьми подросткового возраста
Цель:
профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста
Задачи:
Формирование положительных взглядов на жизнь и самоценность человеческой жизни,
Знакомство с методами психологической саморегуляции,

План мероприятия
Вводная часть
Разминка игра «Колечко».
Игра«Запомни слова»

Основная часть.
Информирование о Всемирном дне здоровья
Беседа о депрессии.

Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»
Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»
Релаксация «Дыхательная гимнастика»
Заключительная часть
Рефлексия
Заключительное слово

Ход мероприятия

Вводная часть
Разминка игра «Колечко».
Педагог-психолог:
Ребята, здравствуйте! Сегодня мы организовали нашу встречу для того, чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему. Предмет нашего разговора мы определим несколько позже, а для начала я предлагаю вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая знакома всем. Вспомните, еще недавно вы играли в игру «Колечко». Вам всем нужно сложить ладошки вместе. Моя же задача незаметно вложить в чьи-то руки колечко. Все остальные участники должны определить, у кого теперь находится это кольцо. Итак, начнем.(участники играют в игру)

Педагог-психолог: Ребята, согласитесь, что игра довольно простая, но все же, если хочешь выиграть, то она заставляет находиться в напряжении. Но все же вы отлично справились!

Игра«Запомни слова»

Педагог-психолог:Теперь я предлагаю вам второе задание. На экране для вас будут демонстрироваться слова. Ваша задача – запомнить как можно больше слов.(идет показ слайдов)
Педагог-психолог: Я порошу желающего назвать те слова, которые запомнились.(ответы участников)
Педагог-психолог: Ребята, оба этих задания были не случайными. Они, казалось бы, не отличаются от простой игры, но в то же время заставляют активизироваться, напрягаться, следить внимательно за происходящим. Так и в нашей жизни нередко случаются ситуации, в которых человек находится в напряжении. Ребята, а как вы думает, постоянное напряжение может быть опасным для человека? (ответы детей)
Действительно, нахождение в постоянном эмоциональном напряжении, тяготы жизни, ссоры, конфликты, могут привести к стрессу и даже депрессии. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Основная часть.


Информирование о Всемирном дне здоровья
Педагог-психолог:
Ребята, скажите, а вы знаете, какой сегодня день? (ответы детей)
Ежегодно7 апреля во всех странах отмечается Всемирный день здоровья. В этом году этот день проходит под девизом «Депрессия: давай поговорим» (слайд 1)
Всемирная организация здоровья объявила о проведении годовой кампании «ДЕПРЕССИЯ: ДАВАЙ ПОГОВОРИМ» и сделала темой ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ 2017 ГОДА борьбу с депрессией. Во Всемирной Организации Здравоохранения считают, что данный шаг поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

Беседа о депрессии.


Педагог-психолог:
Ребята, что такое, по вашему мнению, депрессия и как она проявляется? (ответы детей)
Депрессия – распространенное длительное расстройство, от которого страдают люди всех возрастных и социальных групп во всех странах мира. Она причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями. Иногда депрессия заканчивается плачевно для человека.
Вроде бы кажется, что на дворе XXI век – век коммуникации и информационных технологий, когда люди из разных точек мира могут общаться друг с другом, но общение чаще всего сводится к банальному: «Привет! Как дела?». Человек чаще всего, по сути, остается один перед экраном монитора компьютера или иного современного гаджета. У такого одинокого человека, который замкнут в своем мире и находится в постоянном напряжении, постоянно сталкиваясь с проблемами, может развиться депрессия.

Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»


Педагог-психолог:
Ребята, скажите, как бы вы могли описать человека, у которого возможно наблюдается депрессия?(ответы детей)
Педагог-психолог:Среди признаков депрессии доктора называют такие, как:

  1. Отрешенность, нежелание общаться даже с близкими людьми
  2. Нехватка энергии,
  3. Снижение аппетита,
  4. Сонливость или бессонница,
  5. Постоянное чувство тревоги,
  6. Снижение концентрации внимания,
  7. Нерешительность,

Чувство собственной ничтожности и ненужности, вины или отчаяния.
В таком сложном положении люди бывает, решаются на непоправимые поступки. Людям, столкнувшимся с депрессией необходима помощь специалистов, а также родных и друзей, тое есть любого близкого человека. И нельзя отрицать, что для кого-то таким человеком можете стать именно вы.

Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»


Ребята, давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы победить депрессию? (ответы детей)
Самое главное, что нужно помнить: если у вас депрессия (или просто плохое настроение) – не оставайтесь надолго в одиночестве. Если у вас проблемы – не копите плохие эмоции в себе, делитесь своими мыслями с близким человеком, которому вы доверяете.

Регулярные физические нагрузки позволяют также бороться с депрессией. Даже простая прогулка значительно улучшает настроение и вносит ясность в мысли человека.
Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха. Здоровый отдохнувший организм лучше противостоит внешним негативным факторам.

Хвалите себя за любые, даже самые незначительные успехи.

Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, они только усугубят положение.

В особо сложных случаях (если депрессия длиться на протяжении 3-4 месяцев, то перетекает в болезнь) не исключено обращение к врачу.

Если депрессия случилась у вашего близкого человека, то не лишним будет знать слова поддержки:
«Ты не один»,
«Я никогда не оставлю тебя»,
«Я не могу до конца понять, что ты чувствуешь, но я тебе очень сочувствую»,
«Давай я тебя обниму»,
«Ты очень важен для меня»,
«Ты справишься, и я буду с тобой до конца»,
«Надежда есть всегда»

Релаксация «Дыхательная гимнастика»


Педагог-психолог:
Ребята, для того, чтобы снять напряжение, в том числе и эмоциональное, совершенно не обязательно конфликтовать или ввязываться в драки. Если у вас случилась небольшая неприятность, нужно избавиться, во-первых, от негативных мыслей, а, во-вторых, от мышечного напряжения. Помочь в этом могут простые дыхательные упражнения. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

мероприятия по профилактике суицида у подростков

Вдох – задержка – выдох (мысленный счет):
1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-6 – выдох;
1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-8 – выдох;
– вдох, 1-5 – задержка, 1-10 – выдох;
– вдох, 1-6 – задержка, 1- 12 – выдох;

Вдох – резкий выдох (мысленный счет):
– вдох, резкий выдох;

Вдох – выдох порциями, дыхание опускается до живота.
Попеременно вдыхать одной ноздрей, выдыхать — другой.

Заключительная часть

Рефлексия

Педагог-психолог:Ребята, что нового вы узнали из нашего разговора?
Был ли он для вас полезен?(ответы детей)

Заключительное слово


Педагог-психолог: В завершении занятия, я хочу пожелать вам, что бы на вашем жизненном пути было ка можно меньше трудностей, а с теми которые вдруг вам встретятся, вы смогли бы быстро справиться. Спасибо за внимание! До свидания!

Название: Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»
Номинация: коррекционно-развивающие занятия с подростками
Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБУ Петровский детский дом
Месторасположение: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с. Петровское

Читайте так же:
Как избавится от раздражения и депрессий

Депрессии в подростковом возрасте
рабочая программа по психологии на тему

Термин «депрессия» применяется для описания многих состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям — оно является нормальной реакцией на стресс. В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_pedagoga.docx20.07 КБ
programma_po_depressii.docx19.31 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Доклад педагога-психолога по теме: « Депрессии у подростков».

Термин «депрессия» применяется для описания многих состояний человека. Этот термин широко используется и может обозначать различные формы субъективного дистресса. О депрессии часто говорят применительно к острой стадии нервного потрясения, вызванного тем, что человек был разочарован, встревожен или отвергнут; тяжело переживает потерю близкого родственника. Такое состояние знакомо всем людям — оно является нормальной реакцией на стресс.

Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различаются функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов.

Депрессии представляют собой актуальную проблему психического здоровья подростков в связи с увеличением распространенности, более ранним началом возникновения, ростом числа суицидов. Сложность проблемы состоит в том, что чем младше ребенок, тем более нетипично протекают депрессии. Как указывалось выше, в подростковом возрасте депрессивные расстройства чаще проявляются под «масками» нарушенного поведения, соматического неблагополучия, снижения интеллектуальной деятельности. Все это приводит к школьным проблемам. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Существует вопрос о том, а различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.

Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых.

Подростковую депрессию от взрослой отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, лечение подростков можно проводить с помощью тех видов терапии, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых. Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения «не совсем правильно». Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и «никакое настроение». Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий. Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий. Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости. Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение. Подольский А. отмечает: « депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере, после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве, и употребление наркотиков также связаны между собой. У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, — исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызвать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения…». Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения родитель — ребенок в отрочестве и влиять на романтические отношения. Депрессия у подростков часто совмещается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько часто сопровождают депрессию, что считаются одним из облигатных ее признаков и включаются в качестве критериев диагностики депрессии практически во все известные опросники. Сами подростки на снижение массы тела и утомляемость внимания не обращают. Повышение аппетита, или булимия, у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько реже.

Ученые считают, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы:

• Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

• Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

• Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

• Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

• Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

• Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).

В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу.

Отметим еще немаловажный фактор развития депрессивного состояния у подрастающего поколения, с психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Во всех исследованиях результаты показали, что тех, кто оценивал собственную деятельность выше, чем это было на самом деле, высока вероятность развития подавленного состояния и депрессии. По мнению ученых, существует тесная связь между возникновением депрессивного состояния и уровнем самооценки личности подростка. Очень часто основной причиной депрессии является так же постепенное понижение человеком собственной самооценки, собственных привлекательных черт и заслуг. Это происходит обычно под влиянием негативных мыслей о себе.

Так как в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне. Все эти перемены влекут за собой различные внутренние конфликты, которые могут являться основой для развития депрессии у подростков. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Также обстоит дело и с завышенной самооценкой. По словам А.В. Захарова: «Депрессия и подавленное состояние возникают, когда завышенная самооценка мешает самосовершенствованию и развитию».

В силу вышесказанного, мы понимаем, что одной из главных задач, является своевременная диагностика подростков, поведение и чувства которых выпадают из нормального спектра, так как раннее вмешательство, посредствам профилактики и коррекции, может привести к положительным результатам.

Помощь подросткам

Психические расстройства и психологические трудности у подростков

Психические расстройства и различные психологические (личностные, жизненные, семейные и прочие) проблемы, требующие помощи специалистов, могут развиваться у человека в любом возрасте. Однако есть контингент, который наиболее чувствителен к формированию различных проблем и расстройств психики, чаще всего невротического уровня – это подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Необходимо понимать, что любой подросток только начинает приспосабливаться в окружающей действительности. Его психика еще в значительной степени не сформирована. Соответственно он пока не способен легко и безболезненно противостоять всем стрессовым воздействиям. А стрессы подстерегают его практически на каждом шагу, начиная от отношений в семье и в школе, заканчивая экзистенциальными проблемами с самооценкой, смыслом жизни и т. п. При этом подростки куда больше, чем взрослые придают значение эмоциям и своим внутренним эмоциональным проблемам.

Нарушения поведения у подростков

Подростковые нарушения в поведении (девиации) могут проявляться абсолютно по-разному.

  • Это могут быть частые или усиливающиеся конфликты с родителями, с учителями или сверстниками в школе;
  • Выраженные протестные реакции, нарушающие обычное социальное функционирование;
  • Пропуски школьных занятий;
  • Уходы из дома, бродяжничество, употребление сигарет и вейпинга, алкоголя, наркотиков;
  • Чрезмерное увлечение или даже «уход» в компьютерные игры или любой другой аналог виртуальной реальности во вред другим делам и занятиям и т.д.

Очень часто такие нарушения поведения у подростков возникают как следствие неких проблем в отношениях с родителями. При этом родители подростка не понимают того, что их взаимодействии с собственным ребенком носит проблемный характер. На их взгляд все происходит как надо, в порядке вещей. Однако для самого подростка это может выглядеть совершенно иначе. И более того, он может не вполне осознавать, что его поведение является реакцией на неудовлетворенность отношениями с родителями.

Возможны и другие варианты, когда к примеру, проблемы в школе или в отношениях со сверстниками замалчиваются подростком. Он склонен держать в себе весь негатив и не рассказывает о существующих проблемах родителям просто из-за недоверия в их сторону или нерационального чувства, что они не смогут его понять.

В подобных случаях помощь психолога или психотерапевта позволяет разобраться в ситуации и решить проблемы, связанные с нарушениями в поведении.

Депрессия у подростков

Депрессия у подростков

Как и уже вполне взрослые люди, подростки могут страдать психическими расстройствами, в том числе и депрессивными. Но даже и без этого у подростков часто возникают депрессивные состояния, связанные с реакцией их незрелой психики на внешние стрессовые факторы.

Как правило, случаи депрессии возникают в ситуации потери близкого или эмоционально значимого человека.

Одной из главных причин развития депрессии является насилие во всех его проявлениях, физическое и психологическое (жестокое обращение, издевательства, насилие и травля в школе, в социальных сетях, сексуальное насилие, унижение, издевательство, обесценивание и запреты). Или при других выраженных или затяжных конфликтах, которые подросток самостоятельно не может разрешить (к примеру, с родителями или учителями).

Нередко депрессии развиваются как реакция на безответную любовь или длительную разлуку с любимым человеком.

Пройдите бесплатный онлайн-тест «Шкала депрессии Бека» с расшифровкой результата. Тест «Шкала Депрессии Бека» является надежным инструментом диагностики уровня депрессии с доказанной эффективностью, который используют специалисты во всем мире.

Также стоит выделить депрессивные или выраженные тревожно-депрессивные состояния, возникающие при так называемом «экзистенциальном кризисе» у подростков. Подобные кризисы отражают переходный период формирования психики подростка, когда он с одной стороны вынужден отказываться от детских форм поведения, а с другой – развивать в себе новые качества, связанные с ответственностью, планированием жизни, осознанием собственного места в социальной среде и т.п. В такие периоды подростки часто вынуждены размышлять о смысле жизни, о том, какое место они в ней занимают, как жить дальше, о ценности своего существования в социуме, семье и проч. Кризис же ярко проявляется тогда, когда подросток не может ответить себе на эти важные вопросы, жизнь начинает казаться ему бессмысленной, самооценка становится крайне негативной, что в результате может приводить к развитию депрессии, в том числе довольно тяжелой.

При наличии депрессии у подростка, практически во всех случаях рекомендуется как минимум консультация психолога, а в случаях выраженных депрессивных симптомов – психотерапевта или врача-психиатра.

Суицидальное поведение и стремление к самоповреждению у подростков

Суицидальное поведение и стремление к самоповреждению

Среди подростков и молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет самоубийство и нанесение вреда собственному здоровью является одной из основных причин смерти.

Суицидальное поведение выражается в суицидных мыслях, высказываниях, обсуждениях суицидальной тематики (в т. ч. в соцсетях), подготовке и совершении суицидных попыток. Чаще всего это связано с наличием выраженного депрессивного состояния, вследствие насилия, бедности, унижений и ощущения ненужности, что и приводит к суицидной попытке.

Намного чаще встречаются ситуации, когда подростки наносят себе различные «несуицидальные самоповреждения», в основном — порезы (рук или других частей тела), царапины, ожоги. Причины таких поступков кроются в изменениях эмоционального состояния подростка. В одних случаях это своеобразная попытка «заглушить» какие-либо сильные негативные эмоциональные переживания (душевную боль, отчаяние, сильную тревогу и т.п.). В других, как часто объясняют это сами подростки, способ «почувствовать себя живым». Как правило такая мотивация к самоповреждению имеет место при различных депрессивных состояниях с глубоким чувством апатии, субъективным отсутствием эмоций. Случаи самоповреждения среди девочек-подростков и молодых взрослых женщин случаются на 40% чаще.

Здесь необходимо выделить так называемые демонстративные суициды. Это когда суицидная попытка не связана с истинным нежеланием жить, а является для подростка своеобразным способом обратить на себя внимание, «доказать» что-либо, инструментом манипуляции и т.п. Практически во всех случаях демонстративные суициды возникают из-за наличия у подростка серьезных проблем в отношениях с окружающими. Демонстративные суицидные попытки очень опасны тем, что, несмотря на отсутствие желания покончить с собой, они также могут закончиться смертью подростка.

Любое суицидальное высказывание ребенка, любые мысли и высказывания о прекращении жизни, должно насторожить и заслуживает самого пристального внимания. Любые ситуации с самоповреждениями или суицидным поведением требуют обязательной консультации психиатра или психотерапевта. Прежде всего, чтобы убедиться, что подросток не страдает депрессией, которую нужно лечить с помощью лекарственных препаратов.

Нарушения пищевого поведения

Для подросткового возраста помимо прочего довольно характерны психические расстройства, называемые нарушениями пищевого поведения. Прежде всего это нервная анорексия и нервная булимия. Подростки женского пола страдают анорексией и булимией значительно чаще, чем мужского. Нарушения пищевого поведения в основном имеют невротическую природу, но в ряде случаев являются дебютом более серьёзных хронических психических заболеваний. В связи с этим при подозрении на такие нарушения необходимо в первую очередь обязательно проконсультироваться у психиатра или психотерапевта.

Стрессовые факторы и нарушениями психического здоровья у подростков

Психические заболевания

У подростка, как и у взрослого может развиться какое-либо психическое заболевание, начиная от неврозов, фобий, панических атак и до серьёзных, хронических расстройств по типу шизофрении или биполярного расстройства. По оценке Всемирной организации здравоохранения 15-16% подростков во всем мире сталкиваются с нарушениями психического здоровья. И разумеется, каждый такой случай требует лечения и наблюдения психолога, психотерапевта или врача-психиатра. Большинство психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет, но во многих случаях заболевания не выявляются и не лечатся. Нелеченые психические расстройства, особенно начавшиеся в подростковом возрасте, склонны к прогрессированию и хронизации, вследствие чего задача по их лечения может существенно осложниться.

Даже при лёгком подозрении на наличие симптомов психического заболевания, лучше перестраховаться и проконсультироваться у специалиста.

Специалисты Клиники психического здоровья МЦ «Премиум» проводят консультации для подростков от 12 лет по всем вопросам, связанным с психологическими (в том числе семейными) проблемами, а также по диагностике и лечению психических расстройств.

Особое место в ряду подростковых проблем занимают случаи внешнего или домашнего насилия (в том числе сексуального) а также любые проблемы, связанные с нетрадиционной сексуальной ориентацией подростков и, как следствие, их с отношениями с окружающими и внутри семьи.

В таких случаях родители и сами подростки должным знать, что, во-первых, помощь (как минимум в виде консультации психолога или врача) оказывается им на полностью конфиденциальной основе, и возможна даже без участия родителей. По закону любой гражданин РФ имеет право подписывать информированное согласие на медицинскую помощь уже с 14-летнего возраста. А для консультации психолога вообще не нужны никакие юридические формальности, а только собственное желание.

Бесплатные психологические тесты онлайн

Будьте в курсе своего психического и эмоционального здоровья. Пройдите специальные диагностические тесты, которые широко используется в мировой клинической практике и имеют высокую степень достоверности.

Лечение депрессии – семейное дело

20 – 25% самоубийств в мире приходится на подростков в состоянии депрессии. Такие данные на своей странице в Интернете приводит проект «Ты не один».

Специалисты центра считают, что с подростковой депрессией важно работать системно: индивидуальное консультирование, группы поддержки для родителей и подростков и распространение адекватной информации о том, что такое депрессия. Рассказывает руководитель проекта «Ты не один», психолог и психотерапевт Настасья Крысько.

«Ребенка подменили»

Настасья Крысько

– Подросток в депрессии находиться в очень уязвимой ситуации – он чувствует себя одиноким и при этом у него только формируются такие социальные навыки, как поиск поддержки, просьбы о помощи, стратегии преодоления проблем. Эти факторы увеличивают риск суицидального поведения у подростков.

Да и причин для возникновения депрессии в подростковом возрасте хватает: буллинг, насилие (сексуальное, физическое, психологическое), потеря близкого, травматичное событие, изоляция, наследственность – предрасположенность к депрессии, гормональные изменения.

– Но как понять, что ребенок не просто переживает переходный возраст, который тоже может проходить бурно, сложно, а именно депрессию?

– Продолжительная грусть, апатия, чувство безнадежности, сильная беспричинная усталость и слабость, отдаление от друзей и близких, снижение успеваемости, изменение пищевого поведения, нарушение сна, мысли о смерти, трудности с концентрацией внимания – все это очевидные симптомы меланхолической депрессии. Но есть и такие, распознать которые на первый взгляд довольно трудно.

Например, в подростковом возрасте депрессия часто может маскироваться за асоциальным поведением: правонарушения, агрессия, употребление психоактивных веществ, самоповреждающее поведение, побеги из дома – все это тоже может быть признаками так называемого делинквентного типа депрессии. Про это мало говорят, но мне кажется, что это важно знать. Может быть депрессия и ипохондрического типа – когда подросток часто жалуется на здоровье, ходит по врачам.

Чаще всего, конечно, можно наблюдать меланхолический тип депрессии, о котором мы уже говорили выше. В этом случае снижается интерес к жизни, настроение, физическая активность, ничего не хочется делать, нет сил. Может измениться сон: трудно засыпать или человек просыпается ранним утром и не может спать дальше, или сон поверхностный; меняться может и пищевое поведение: пропал аппетит либо, наоборот, постоянный голод.

Подросток все меньше общается, рвутся социальные связи – с семьей, с друзьями, с учителями. Подросток с депрессией может избегать разговоров с близкими людьми, меньше ухаживает за собой, резко снижается успеваемость.

Первое, что можно сделать, если родитель заметил тревожные признаки, – попробовать поговорить с ребенком. Важно не критиковать, не обесценивать, а выслушать с искренним интересом. Поддержка родителей очень важна для подростков. В таком разговоре они могут попросить о помощи, рассказать, что с ними происходит или просто знать, что родитель рядом.

Если родители видят, что его ребенок резко изменился, то важно обратиться за помощью к специалистам, это может быть психолог или врач-психиатр. Часто родители подростков жалуются, что «ребенка как будто подменили». Это не всегда симптом именно депрессии, но игнорировать его не стоит – лучше обратиться за профессиональной помощью.

Подростки ищут свою стаю

– Как именно работа в группе может помочь подростку?

– Хорошо сочетать групповые и индивидуальные занятия. Консультация позволит работать с индивидуальным запросом, делиться чем-то личным, а группа помогает формировать навыки общения, не чувствовать себя одиноким, получать и запрашивать поддержку.

Особенность подросткового возраста в том, что подростки стремятся к общению, ищут своих, у них есть искренний интерес к другим, любопытство, но часто нет умения строить отношения.

А вот в группе как раз можно учиться взаимодействовать друг с другом, проговаривать чувства, получать обратную связь – и все это в безопасном формате, когда нет риска “пораниться”. Кроме того, на группе можно узнать, увидеть, кто и как справляется: например, Маша говорит, что когда ей грустно, она включает музыку и убирается. А Саша, наоборот, тихо сидит на кухне и пьет чай. Кто-то рисует, а кто-то медитирует – почему бы и мне не попробовать?

Группа это безопасное место для общения, поиска новых стратегий и способов справляться с разными состояниями.

В России около 10% населения (15 миллионов человек) имеют диагноз «депрессия», из них около 5 % – подростки в возрасте от 14 до 17 лет.

– Как подросток может попасть к вам на группу? Будет ли кто-то его диагностировать, или достаточно подозрений родителей?

– Обычно родители подают заявку через сайт, и мы назначаем первичное собеседование, где мы знакомимся с подростком и родителями, разговариваем, узнаем об ожиданиях и запросах, а затем решаем, что лучше подойдет – индивидуальная терапия или групповая. Очень часто сочетаем оба подхода.

– А если сам мальчик или девочка говорят, что не хочется никуда идти? Как родитель может эффективно уговорить ребенка «попробовать» группу?

– Если сам парень или девушка не хочет – мы с этим ничего сделать не сможем, нельзя заставить ходить на группу и получать помощь. Как правило, подросткам и любопытно и тревожно, и на первую встречу они приходят немного настороженными, а потом втягиваются, им нравится. Подросткам совсем не хочется оставаться в этом состоянии.

Чаще всего у подростка в депрессии действительно есть надежда, что ему что-то или кто-то поможет, они верят, что можно что-то сделать, они хотят пробовать. Надежда – это важно при работе с депрессией, и со стороны семьи, и со стороны самого подростка, и у специалиста – фактор надежды повышает и продвигает эффективность терапии.

– Кто ведет группу, какова роль ведущего?

– Группу ведут два специалиста, групповая программа предусматривает 10 встреч раз в неделю в течение трех месяцев. Ведущие – психологи, психотерапевты, которые, помимо профильного образования, имеют также опыт работы с подростками и с группами.

Роль ведущего в группе не менторская и не «дружеская». Правильнее было бы сказать, что это партнерские отношения.

На группе действует принцип активной ответственности, когда подросток сознательно берет на себя задачу, которую ему важно было бы решить. Например, научиться управлять гневом, понимать оттенки своих чувств, снизить частоту конфликтов с родителями, запрашивать поддержку и так далее. А группа его в этом поддерживает. При работе с депрессией важно обращать внимание даже на минимальные изменения.

– На что похожа встреча группы? Это чаепитие, клуб по интересам?

– Скорее это беседа, обсуждение в кругу. Встреча длится два часа. Структура каждой встречи будет различаться, но в целом ребята рассказывают о том, что им важно: о себе, о трудностях, делятся своим настроением. Ведущие могут предложить упражнение и обсудить его потом, на группе может возникать дискуссия на какую-то тему: например о том, зачем нам нужны эмоции или какое поведение самое эффективное при конфликтах, что можно делать, когда очень грустно и одиноко и так далее.

В конце встречи очень важна обратная связь от участников: здесь можно проанализировать и отметить, что было на группе важным, чего не хватило, поменялось ли собственное состояние. Группа – это безопасная среда. И ведущий, и сами участники следят за соблюдением правил: фокусироваться на позитивном, замечать изменения, поддерживать уважительное отношение друг к другу.

Группа – это еще и про дружбу, начало новых отношений, ребята будут общаться и после группы. Не все проблемы можно решить на группе, какие-то требуют индивидуальной работы, но общие стратегии мы можем обсуждать и вместе. Например, как вести себя во время ссоры с родителями или друзьями.

Важно видеть в себе хорошее

– Регламент 10 встреч раз в неделю – это много или мало? Что ждет этих ребят потом?

– 10-12 встреч – это стандарт подростковых групп. Подростку важно видеть и чувствовать границы. Это настраивает на работу, позволяет расставить приоритеты: что я хочу успеть за этот период, чему научиться, какие я себе ставлю цели? Например, научиться контролировать свою грусть, найти друга, попробовать что-то новое в общении с людьми.

Всех задач за время группы не решить, но после группы ребята могут подумать про индивидуальные консультации, или захотеть заняться спортом, что очень полезно при депрессии – бег, бассейн, борьба, они помогают регулировать свое тело, дыхание, напряжение. Или заняться танцами, пойти в литературную студию.

Главное – что ребенок готов к контактам, преодолел замкнутость, страх, у него появился интерес к жизни.

Но при депрессии важно, чтобы сам подросток захотел попробовать пойти куда-то, заставлять нельзя.

– Как подросток может понять, что он вылечился?

– Если подросток стал замечать разные проявления своего настроения, стал больше следить за собой, если появляются интересы, стало меньше проблем со сном, уходит желание навредить себе – он на правильном пути. Сами подростки в качестве критериев называют улучшение отношений в семье, в школе, с друзьями, более позитивное эмоциональное состояние.

При работе с депрессией важно учиться замечать даже самые небольшие изменения, уметь их поддерживать, быть готовым к ухудшениям, не обесценивать свои старания и себя.

И вот для этого важно включение не только подростка, но и всей его семьи. Для подростка важно, чтобы родители отметили, как он старается не ссориться, или сдать долги по учебе, или не проспать.

В процессе работы с психологом всегда важно обозначать, какова цель, к которой мы вместе идем. С подростком, с родителями. Когда она достигается, работу можно приостановить, завершить или продолжить, выбрав новую цель. Важно не забывать, где и как подросток может получить помощь, чтобы в дальнейшем он знал, куда обратиться.

– Не значит ли это, что, раз депрессия дебютировала в столь юном возрасте, она не раз еще вернется и во взрослой жизни? Эти ребята – в зоне риска?

– Чем раньше мы выявим депрессию, тем меньше вероятность того, что клиническая картина осложнится и разовьется в более сложную. Чем раньше мы будем выявлять депрессию у детей и подростков, тем выше шанс предупредить рискованное, суицидальное поведение. Важно проводить в школах занятия для подростков, где учили бы, как запрашивать поддержку, как ее оказывать, к кому обратиться – это повысило бы частоту своевременного обращения к специалисту.

Настасья Крысько: «Группы поддержки подростков с депрессией проект «Ты не один» впервые запустил зимой 2018 года: сейчас у нас проходит первая группа, набор во вторую объявлен на осень 2018. С подростками мы работаем уже больше 15 лет. «Ты не один» является проектом нашей организации – Некоммерческого Партнерства содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс». Мы – за системный подход: работаем не только с подростком, но и с теми, кто входит в его социальную ситуацию: семьей, специалистами. В рамках проекта мы проводим лекции, на которых рассказываем о подростковой депрессии, обучающие семинары для специалистов, где учим работе с депрессией у подростков. Наша задача – формировать адекватное представление о том, что такое депрессия, как она протекает, как это заметить и как с этим быть, а также делать такую помощь доступной.

Депрессией можно заразиться

– Параллельно с подростковой группой у вас работает такая же группа поддержки для родителей. Что это дает мамам и папам?

– Когда у подростка депрессия, члены его семьи часто не знают, что делать, и могут начать испытывать чувство безнадежности, одиночество. У родителя трудная задача – регулировать свое состояние и одновременно поддерживать подростка. Тут высок риск «выгорания», если ресурсов и сил у самого родителя немного.

Таким ресурсом для родителей может быть группа поддержи: возможность послушать других родителей, узнать об их способах справляться с какими-то ситуациями.

Ведущие у подростковой и родительской групп разные, но они поддерживают связь, отслеживают динамику и дают участникам обратную связь.

Бывает и так, что из пары «ребенок-родитель» на группы ходит кто-то один, но когда посещают оба – эффективность повышается в разы.

– Родители часто могут начать обвинять и себя в том, что у ребенка депрессия…

– Родители действительно могут начать искать причины в себе, обвинять. Я думаю, что поиск виноватого – это калечащая, а не исцеляющая идея. Важно направить свое внимание на возможные выходы, пробовать что-то новое, смотреть на результаты, не забывать о своем состоянии, замечать и себя, находить время для отдыха и восстановления сил. Задача специалиста: быть рядом, вместе придумать, что можно делать, чтобы помогать семье справляться с депрессией.

Группа и консультация дает этот ресурс: учит запрашивать помощь, не прятать свои чувства, искать способы справляться, находить поддержку у близких. И помнить, что у каждой семьи свои запросы и рецепты.

Наша задача и состоит в том, чтобы помочь понять: когда, какая и от кого нужна поддержка, и научить детей и родителей ее просить и принимать. Иногда поддержка просто в том, чтобы разрешить поплакать, а не стремиться всеми силами подростка успокоить. Или в том, чтобы сказать: я готов с тобой поговорить, захочешь – приходи.

Рисунки: Ольга Сутемьева

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector