Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психокоррекция школьной тревожности

Психокоррекция школьной тревожности

Цель: Провести исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса.

1.Изучить виды деятельности, функциональные и должностные обязанности психолога в общеобразовательном учреждении;

2.Закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения теоретических дисциплин;

3.Подобрать методики и разработать задания для проведения практических занятий по теме практики.

4.Провести занятия с использованием подобранных заданий.

Место прохождения практики:

Дата прохождения практики: 22.09.10г. – 06.10.10 г.

Перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики:

— знакомство с основными документами педагога-психолога функциональными и должностными обязанностями психолога в общеобразовательном учреждении;

— анализ учебного плана педагога-психолога;

-посещение занятий, проводимых психологом;

— посещение школьного педсовета;

— разработка и проведение занятий по теме практики;

— разработка и проведение занятий в классе с детьми и учителями;

— выступление на родительском собрании в начальных классах.

Средняя школа № 1 была построена в 1985 году. Проектная наполняемость — 1200 учащихся. Школа располагает двумя спортивными и актовым залами, общее количество кабинетов – 57, школьная столовая рассчитана на 250 посадочных мест, есть медицинский кабинет, медиатека, кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет ИКТ, компьютерный класс, мастерские: столярная, слесарная, кабинеты домоводства и кулинарии. Библиотека имеет в своем фонде более 2 тысяч учебников и художественных книг, брошюр и журналов. В 2009-20010 учебном году обучается 586 учащихся. Создано 28 классов. На первой ступени – 11 классов, в них обучается 197 человек. 1в,2в,3в,4в – классы коррекционно-развивающего обучения, остальные – общеобразовательные. На второй ступени – 14 классов, из них 1 класс коррекционно-развивающего обучения (6в), остальные — общеобразовательные. Всего 335 учащихся. 9-е классы с предпрофильным образованием. На базе Каменского педколледжа обучаются учащиеся 9 е класса (педагогического класса). На третьей ступени – 3 класса, в них 53 учащихся.11а – информационно-технологического профиля, остальные –гуманитарные.

Школа работает в две смены по плану 6-дневной учебной недели. Во вторую смену обучаются только 3 класса 1 ступени. Это 14 % от всего количества учащихся. В 1-х классах уроки по 35 минут, в остальных по 40 минут.

В классах компенсирующего обучения на первой ступени работают ГПД. За 23 года существования школы 5 учеников окончили школу с золотой медалью, 27 учеников – с серебряной медалью.

В школе работает 70 педагогических работников, из них 63 учителя. 14 учителей – работают по совместительству. Высшую категорию имеют 16 человек, первую квалификационную категорию – 31 учитель, вторую квалификационную категорию – 8 человек. Награждены знаками «Почетный работник общего образования» — 7 человек, «Отличник народного просвещения» — 4 человека.

Руководит школой: директор Ляпин Александр Иванович – директором работает с 1989 года, имеет звание «Почетный работник общего образования»;

Заместители директора по УВР: Рыжкова Людмила Петровна, в должности с 1991 года, награждена грамотой Министерства образования РФ;

Пожиданова Ирина Викторовна, в должности с 2003 года, курирует методическую работу;

Позднякова Ольга Александровна, в должности с 1993 года, курирует воспитательную работу.

Школьный психолог Толкачёва Евгения Александровна работает в школе с 2007г.

В период с 22 сентября по 6 октября 2010 года я проходила научно-исследовательскую практику на базе МОУ «СОШ №1». Школьный психолог Толкачёва Евгения Александровна подробно познакомила меня с местом своей работы, кабинетом психолога, планом педагога-психолога на год, а так же с задачами психологической службы, с функциями педагога-психолога и видами профессиональной деятельности школьного психолога.

Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога

Мебель (шкаф – 1, стулья – 15, столы -2, стол журнальный -1);

Аудиокассеты с музыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса, детские песенки и т.д.);

Игры (дидактические и развивающие);

Ковёр, часы, картины -3, цветы – 14.

Нормативно-правовая и организационно-методическая документация.

Журнал консультаций педагога-психолога.

Журнал заключений по результатам проведения психодиагностических исследований.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий.

Журнал учета групповых форм работы.

Индивидуальные карты на каждого ребенка.

Методики для обследования детей младшего школьного возраста.

Методики для обследования детей среднего школьного возраста.

Методики для обследования детей старшего школьного возраста.

Методики для обследования детей дошкольной подготовительной группы.

Методики исследования взаимоотношений детей в коллективе.

Методики для работы с педагогическим коллективом.

Методики для работы с родителями.

Методики исследования детско-родительских отношений.

Методики для диагностики эмоционально-личностной сферы детей.

Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него функций предоставлено право:

Читайте так же:
Эффективное лечение при заикании у детей

— знакомиться с документами по вопросам охраны труда, вопросам жизнедеятельности школы, нормативными документами;

— иметь доступ к документам, касающихся несовершеннолетних учащихся.

Педагог-психолог несет ответственность за:

— конфиденциальность информации, полученной о несовершеннолетнем ученике школы;

— объективность информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей.

В предстоящие две недели практики я решила продолжить изучение ранее взятой мною темы по психокоррекции школьной тревожности.

Прежде, чем приступить к практическим действиям, мною была подобрана и изучена необходимая литература по теме практики.

Школьная тревожность — это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

В психологическом словаре дается следующее определение: тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога – это эпизодическое проявление волнения, беспокойства. Тревожность – это устойчивое состояние, проявляющееся почти всегда.

2. Возникновение тревожности.

Возникновение и закрепление тревожности обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”.

Возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают планомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.

Формированию “замкнутого психологического круга” у ребенка могут способствовать различные факторы:

-учебные перегрузки (структура учебного года, 1 выходной и т.д.);

— неспособность справиться с программой;

-неадекватные ожидания со стороны родителей;

-неблагоприятные отношения с педагогом;

-регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.

-смена школьного коллектива;

-проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

3. Выявление тревожных детей.

Для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, различающиеся по степени трудоемкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону применения.

1)Метод наблюдения. Это очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности.

2)Метод экспертных опросов родителей и педагогов. Достоверность данных напрямую зависит от способности учителей и родителей заметить признаки тревожности в поведении ребенка.

3)Стандартизированные опросники. Они позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных видов школьной тревожности, их легко обрабатывать и интерпретировать, однако некоторые дети могут стремиться продемонстрировать социально желательные образцы поведения.

4)Стандартизированные проективные методики. Они позволяют во многом избежать эффекта социальной желательности. Требуют индивидуального общения с каждым ребенком.

5) Рисуночные проективные методы.

Для проведения фронтальной диагностики школьной тревожности целесообразно использовать методы, не требующие особенных временных затрат, единственной целью применения которых является выделение детей “группы риска” по показателям школьной тревожности. Это, прежде всего, рисуночные тесты и метод экспертного опроса.

Другие методы удобно использовать для уточнения особенностей школьной тревожности у детей “группы риска”.

4. Психопрофилактическая работа.

Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.

Тревожность младших школьников и её коррекция

Понятие тревожность в разных психологических школах

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в частых и интенсивных переживаниях состояния тревоги и рассматривается как личное образование, как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Под тревогой Спилбергер понимал негативное эмоциональное состояние, сопровождающееся внутренним напряжением, беспокойством и активацией нервной системы. Тревожность возникает из соединения фундаментальных эмоций, сочетающих в себе вину, страх, гнев, интерес, возбуждение.

Причиной тревожности младших школьников психологи называют нарушения детско-родительских отношений.

Для любой активной личности характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная её особенность. Каждый человек имеет свой оптимальный уровень тревожности, получившей название полезной тревожности.

Тревожность, помимо личностной (оптимальной), может ещё быть ситуационной, складывающейся в данной ситуации под влиянием тех или иных обстоятельств.

В психологию данное понятие внесли психоаналитики и психиатры. Многие из них рассматривали тревожность как врожденное свойство, как состояние изначально присущее человеку.

Читайте так же:
Препараты для лечения заикания у взрослых

По утверждению З. Фрейда, у человека есть несколько врожденных влечений, являющихся движущей силой его поведения и настроения, а столкновение биологических влечений с социальными запретами приводит к неврозам и тревожности.

Тревожность – это показатель неблагополучного личностного развития. Вследствие тревожности в перспективе личностного развития может возникнуть нечувствительность к реальному неблагополучию. Под воздействием защитных механизмов появляется «защищенность», приводящая к такому явлению как отсутствие тревоги даже при потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

Готовые работы на аналогичную тему

Представители гештальт-терапии относят причины тревожности к биологическим предпосылкам. Согласно их теории поведение человека подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.

Гештальт – это специфическая организация частей, составляющая определенное целое.

Человек вместе с окружающей его средой представляют единый гештальт, среда оказывает влияние на организм, а организм эту среду преобразует. Во внимании организма доминирующее место занимает возникающая несущая потребность – из фона проявляется фигура, и организм далее во внешней среде ищет объект удовлетворения потребности. Как только потребность будет удовлетворена, гештальт исчезает. Если потребность не удовлетворяется, гештальт оказывается незавершенным, в результате чего и появляется тревожность.

Свои исследования проблемы тревожности проводили и неофрейдисты, ярким представителем которых был К. Хорни. Главными источниками тревоги и беспокойства, считал он, являются неправильные человеческие отношения. Между беспокойством и тревожностью неофрейдисты различий не делают. Беспокойство и тревожность – это ожидание чего-то, что может вызвать страх, а при помощи тревоги ребенок может этот страх избежать.

Особенности тревожности младших школьников

Младший школьный возраст – это возраст от 6 до 11 лет.

Психологические характеристики и границы этого возраста определяются теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. К сожалению, единой теории, способной дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды, сегодня не существует.

Если говорить о теории Л.С. Выготского, то в основе его периодизации лежит понятие ведущей деятельности, а в теории З. Фрейда– лежит действие биологического фактора и опыт раннего семейного общения. Следуя этим теориям, у младшего школьника таким образом уже сформированы все качества личности и варианты ответных реакций, которые будут использованы им в жизни.

Одни специалисты рассматривают тревогу как временное состояние психики, а другие – как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей и специфику личных особенностей. Тем не менее, эти разногласия не мешают основной части ученых полагать, что переживание негативных случаев и эмоциональные расстройства в жизни ребенка в дальнейшем отразятся на его здоровье, и будут способствовать приобретению личностных характеристик, а также нервно-психических и психосоматических отклонений. В дальнейшем они будут являться факторами риска.

Значительная часть нарушений у ребенка, являющихся препятствием обучению и воспитанию, имеет связь с неустойчивыми эмоциями, а, в конечном счете – с тревогой. Высокая тревожность является показателем недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Ученые доказали, что тревога оказывает негативное влияние на школьную успеваемость и социальную адаптацию.

Тревожность ученые относят к распространенному классу психических расстройств детского и подросткового возраста.

Отечественные и зарубежные исследователи говорят о том, что тревожные состояния имеют связь с изменением когниций в самосознании, а также со слабой эмоциональной приспособляемостью ребенка к межличностным и социальным ситуациям.

В процессе развития ребенка, и с этим ученые согласны, возникают кризисы, отражающие конфликты между ребенком и той средой, в которой он находится – в конечном итоге это сопровождается возрастающей тревогой. Тревожные расстройства в детском возрасте затем проявляются в поведении взрослых и их личностных действиях.

От того, насколько социальная деятельность и учеба младшего школьника будет соответствовать требованиям школы, зависит его психика. Плохая адаптация к школе будет проявляться повышенной тревожностью. Наличие тяжелой тревоги может навредить ребенку, и с возрастом будет нести с собой такие проблемы в повседневной жизни как страх.

Сведений об исследованиях тревожности в отечественной психологии мало, хотя актуальность данной проблемы очевидна.

В детской тревожности выделяют четыре подвида:

  • примитивную реактивность,
  • тревожность разлуки,
  • страх чужих,
  • боязнь каких-либо событий и объектов.

Для каждого возраста существуют свои области, вызывающие повышенную тревожность, например, у 2-х летнего ребенка её источником является разлука с мамой, у 6-ти летнего ребенка – отсутствие адекватных образцов идентификации с родителями, ау подростка – страх быть отвергнутым сверстниками.

Читайте так же:
Этапы коррекционного воздействия при заикании

Коррекция тревожности младших школьников

Школьной тревожности ежегодно уделяется очень большое внимание.

Эффективными методами по развитию психологических орудий опосредствования тревоги и страхов у младших школьников являются игровая терапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, потому что их использование приводит к развитию высших психических функций.

Коррекционные программы представляют собой не тренировку, а методы опосредствования несформированных функций.

Только в том случае, когда будет налажено взаимодействие с родителями ребенка, можно рассчитывать на хороший результат коррекционно-развивающего обучения. Психологу необходимо разбудить активную позицию родителей в этих вопросах и оказать ребенку посильную помощь. Включенность родителей в коррекционный процесс важен, потому что еженедельного занятия недостаточно и родителям надо знать, как необходимо решать поставленные психологом задачи. Взаимодействие ребенка с родителями на уровне позитива необходимо для закрепления полученного результата коррекционных занятий с элементами арт-терапии.

Наибольшая эффективность в коррекционной работе наблюдается при сочетании индивидуальных и групповых занятий.

Преодоление тревожности осуществляется на трех уровнях:

  1. ребенка обучают приемам и методам овладения собственным волнением, повышенной тревожностью;
  2. формируют необходимые навыки, умения, знания, расширяют функциональные и оперативные возможности ребенка;
  3. перестраивают самооценку и мотивацию ребенка.

Среди приемов коррекционной работы выделяются такие – «Настройка на определенное эмоциональное состояние», «Приятное вспоминание», «Использование роли», «Контроль голоса и жестов», «Улыбка», «Дыхание», «Мысленная тренировка», «Репетиция», «Доведение до абсурда», «Переформулировка задачи».

Данные приемы особенно эффективны для тех детей, которые испытывает «открытую тревогу».

Рисунок 1. Способы преодоления тревожности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

У детей, у которых тревожность проявляется в скрытой форме, необходимо развить умение анализировать свои переживания и находить их причины, таким детям важно выработать критерии собственного успеха.

Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Работа школьного психолога в контексте проблемы школьной тревожности учащихся предполагает несколько последовательных этапов.

На первом (психодиагностическом) этапе необходимо выявить детей, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого проводится фронтальная психодиагностика либо в тех параллелях, которые традиционно считаются «проблемными» в силу нестабильности социально-педагогической ситуации или воз­растных особенностей развития (1-й, 5-й, 8-й, 9-11-й классы), либо, если позволяют ресурсы психологической службы школы, во всех параллелях. Психодиагностические методики для фронталь­ной психодиагностики в силу ее «массовости», а также ежегодной повторяемости, должны отвечать следующим требованиям:

□ они должны предоставлять возможность проведения диагностики в групповом режиме, независимо от возраста испытуемых;

□ проведение диагностики не должно занимать много времени; □ полученные с их помощью результаты должны легко обрабатываться и интерпретироваться;

□ методика должна давать максимально объективный матери­ал, относительно независимый от уровня развития рефлек­сии испытуемых и их стремления соответствовать социаль­но желательным образцам, а также допускать повторные применения;

□ результаты должны быть предоставлены детям в доступной для них форме в режиме «развивающей психодиагностики», что является важным фактором в создании условий для фор­мирования у учащихся мотивации участия в последующих психопрофилактических или коррекционно-развивающих мероприятиях.

По результатам фронтальной диагностики определяются учащи­еся «группы риска» (учащиеся, характеризующиеся повышенной школьной тревожностью). Они требуют повышенного внимания со стороны школьного психолога. На следующих этапах работы с ними необходимо:

□ провести углубленную психодиагностику уровня школьной тревожности;

□ провести консультации с педагогами и родителями для сбо­ра дополнительных данных об «эмоциональном статусе» ре­бенка, а также для создания условий, способствующих раз­витию у взрослых мотивации поддержки ребенка во время участия в коррекционно-развивающих мероприятиях;

□ провести коррекционно-развивающую работу (в индивиду­альной или групповой форме);

□ осуществить итоговую психодиагностику уровня тревожно­сти учащихся, позволяющую оценить эффективность коррекционно-развивающей работы; диагностика проводится как минимум по истечении одного месяца, поскольку навы­ки эмоционального самоконтроля должны не только сфор­мироваться в процессе работы, но и ассимилироваться по ее окончании.

С учащимися, не попавшими в «группу риска», проводятся пси­хопрофилактические мероприятия, которые, в силу комплексно­сти детерминант школьной тревожности, должны, помимо работы с самими учащимися, затрагивать их родителей и педагогов.

В итоге, схема работы со школьной тревожностью может быть описана следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Схема работы со школьной тревожностью

Далее описаны некоторые методы психологической диагностики школьной тревожности, а также разработки коррекционно-раз­вивающих программ и психопрофилактических мероприятий.

Читайте так же:
Личностные опросники на выявления тревожности

Глава 3
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди кото­рых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учите­лей, тесты-опросники и проективные тесты. При этом каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и ограничения (Бурлачук JI. Ф., Морозов С. М., 1999).

Во-первых, применение некоторых методик ограничено возра­стом потенциальных испытуемых. Если наблюдение, экспертные опросы и проективные тесты могут применяться для диагностики школьной тревожности на любом этапе школьного обучения, то стандартизированные методы позволяют получить достоверные результаты только для определенных возрастных групп учащихся. В табл. 3 перечислены наиболее распространенные методы диа­гностики школьной тревожности учащихся различных возрастных групп.

Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения

Во-вторых, некоторые «плюсы» и «минусы» перечисленных при­емов диагностики школьной тревожности связаны со спецификой различных психодиагностических средств.

Так, метод наблюдения позволяет собрать информацию о разно­образных проявлениях школьной тревожности в поведении учаще­гося, причем даже в том случае, если эта тревожность им самим не осознается. Однако проведение наблюдения — очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредото­ченности. Кроме того, отсутствие стандартизированной процеду­ры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, за­трудняет интерпретацию полученных результатов.

Метод экспертных опросов (в нашем случае — родителей и педа­гогов) позволяет определить интенсивность проявления школьной тревожности во взаимодействии учащегося со значимыми други­ми. Таким образом, диагностические данные приобретают дополнительный объем. Однако достоверность этих данных напрямую зависит от социально-перцептивных способностей субъекта оце­нивания, то есть способности учителей и родителей заметить при­знаки тревожности в поведении того или иного ребенка (или их отсутствие — ведь возможен и эффект приписывания несуществу­ющей тревожности).

Стандартизированные опросники школьной тревожности позво­ляют получить количественные эквиваленты выраженности раз­личных видов школьной тревожности в структуре эмоциональных свойств личности учащегося, что облегчает процедуру их обработ­ки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различ­ных тестируемых групп (например, классов в параллели). В то же время, к недостаткам такого типа методов можно отнести их зави­симость от уровня развития рефлексии испытуемых, с одной сто­роны, и от их стремления продемонстрировать социально желатель­ные образцы поведения, с другой.

Стандартизированные проективные методики во многом позво­ляют избежать эффекта социальной желательности. Но их проведение требует индивидуального общения с каждым испытуемым, что при фронтальной диагностике очень трудоемко. Кроме того, исполь­зовать такие методики с испытуемыми-подростками затруднительно в силу зачастую присущего им стремления к демонстрации той или иной жизненной позиции (пока еще не интериоризированной), соб­ственного остроумия и т. д., искажающих полученные результаты.

Рисуночные проективные методы не имеют возрастных ограни­чений, благодаря чему являются универсальным психодиагности­ческим средством, позволяющим исследовать те аспекты отноше­ний испытуемого к миру или самому себе, в которых он не отдает себе отчета, или же, замечая их, стремится скрыть от других людей (как вариант — от психолога). Однако у этих методов также есть вполне очевидные недостатки. К их числу можно отнести отсут­ствие стандартизированной процедуры обработки и интерпрета­ции данных, что ставит точность интерпретации результатов в за­висимость от опыта психолога и тем самым снижает достоверность полученных результатов. То же касается и потенциальной сопоставимости данных, полученных с помощью методик такого рода.

На наш взгляд, для проведения фронтальной диагностики школь­ной тревожности целесообразно использовать методы, не требую­щие особых временных затрат в проведении и обработке результа­тов, единственной целью применения которых является выделение детей «группы риска» по показателям школьной тревожности. Это, прежде всего, проективные рисуночные тесты и метод экспертного опроса. Другие методы удобно использовать для уточнения особен­ностей школьной тревожности у детей «группы риска».

В следующих разделах параграфа подробно описаны характе­ристики, процедура проведения, обработки и интерпретации ре­зультатов наиболее распространенных психодиагностических ме­тодов исследования школьной тревожности, а также авторские модификации некоторых известных методик.
Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся

Используя метод наблюдения, можно фиксировать различные параметры и характеристики деятельности группы детей (или од­ного ребенка), в зависимости от задач, поставленных психологом.

Такое наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуациях, например, во время урока или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на последних, на различных предметах.

Читайте так же:
От чего может появится заикание

Основная задача наблюдения — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей «группы риска» по показателю школьной тревожности. Цель методики. Цель приводимой карты наблюдения — диагностика уровня школьной тревожности учащихся посредством анализа ее проявлений в поведении.

Возрастные ограничения. Методика может применяться в широком возрастном диапазоне (1-11 класс).

Процедура диагностики. К условиям проведения психодиагностики с помощью метода наблюдения необходимо отнести обязательную договоренность с учителем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. При этом предупреждать детей не следует, поскольку «незаметность» психолога снижает вероятность демонстрации детьми нетипичных для них форм поведения, что вполне вероятно, если визит психолога расценивается как «проверка». Желательно сесть на одной из последних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе. Процедуру наблюдения лучше начать не с первого, а со второго или третьего посещения класса, когда присутствие на уроке постороннего человека для учащихся станет привычным. Наблюдение, как правило, проводится в несколько этапов, на различных уроках, возможно, проводимых различными педагога-ми, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой. Этапность наблюдения выражается и в том, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения, и наблюдать более 6-8 учащих­ся одновременно — задача практически невыполнимая.

Предлагаемая нами карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику в урочное время (не на перемене). Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходимы заранее заготовленные бланки карты наблюдения. Если психолог плохо знаком с детьми, ему требуется «шпаргалка» — план расстановки парт в кабинете, на котором отмечена рассадка учащихся.

Карта наблюдения (табл. 4) представляет собой апробированную авторскую разработку и выглядит следующим образом.

Психокоррекция школьной тревожности

Общая характеристика школьного образовательного учреждения. Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога. План и содержание программы занятий «Взаимодействие с тревожными детьми». Реализация программы с учителями начальных классов.

Подобные документы

Признаки тревожности у детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности. Психологические характеристики ролевой игры и организация коррекционных занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста.

дипломная работа, добавлен 23.11.2008

Проективная методика «Дом, дерево, человек». Психологический анализ тренинга с воспитателями. Методики исследования взаимоотношений детей в группе и детско-родительских взаимоотношений. Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога.

отчет по практике, добавлен 29.03.2009

Динамика проявления школьной тревожности в младшем школьном возрасте. Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности. Развивающая работа с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности. Комплекс диагностических методик.

курсовая работа, добавлен 20.11.2013

Влияние изо-терапии на тревожность младших школьников с задержкой психического развития. Разработка программы коррекционных занятий, направленных на снижение уровня тревожности. Оценка эффективности разработанной коррекционной педагогической программы.

отчет по практике, добавлен 03.11.2013

Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

отчет по практике, добавлен 27.02.2007

Изучение тревожности в психологической науке. Характеристики тревожности в младшем школьном возрасте. Коммуникативная компетентность как фактор оптимизации школьной тревожности в младшем школьном возрасте. Реализация коррекционно-развивающей программы.

дипломная работа, добавлен 20.05.2013

Исследование состояний эмоциональной напряженности, возникающих у учеников во время занятий. Ознакомление с психологическим содержанием и причинами тревожности у младших школьников, подростков и старшеклассников в условиях образовательного процесса.

дипломная работа, добавлен 11.11.2011

Взаимодействие школьного психолога с ребенком. Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, психологические причины нарушения общения. Оценка психического развития. Техники и приемы работы психолога с клиентом. Шкала личностной тревожности.

отчет по практике, добавлен 01.10.2014

Структура и особенности функционирования БОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат № 7 I вида». Описание обустройства кабинета психолога. План работы педагога–психолога. Основные приемы работы с детьми с отклонениями в развитии.

отчет по практике, добавлен 01.02.2011

Понятия, причины, виды тревожности. Специфика переживания тревожности младшего школьного возраста. Организация, методы и ход исследования особенностей переживания тревожности у младших школьников. Рекомендации для учителей начальных классов и родителей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector