Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии

Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии

Целью исследования является доказательство эффективности методов телесно-ориентированной терапии в коррекции тревожности.
Задачи исследования:
Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1. Телесно ориентированный подход как инструмент психотерапии и психокоррекции
Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции психологических проблем………………………………………………….13
Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

2.1Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе….16
2.2. Анализ проблем клиентов, с повышенной тревожностью…………….19
2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

По дисциплине_________________ ______________________________ ____
______________________________ ______________________________ _____

На тему:______________________ ______________________________ _____
______________________________ ______________________________ _____

Выполнил(а) студент(ка) группы______

Ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

Дата сдачи: «____»________20__г.

Дата защиты: «___» ________20__г.

Оценка:_______________________ ______________________________ ____________

Глава1. Телесно ориентированный подход как инструмент психотерапии и психокоррекции

    1. Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции…..4
    2. Методы телесно-ориентированной психотерапии…………………………6
    3. Использование телесно-ориентированного подхода для коррекции психологических проблем………………………………………………….13

    Глава 2.Коррекция и терапия тревожности методами телесно-ориентированной терапии.

    2.1Опыт работы с тревожностью в телесно-ориентированном подходе….16

    2.2. Анализ проблем клиентов, с повышенной тревожностью…………….19

    2.3 Практические рекомендации для клиентов с повышенной тревожностью……………………………………………… ……………………21

    Список использованной литературы…………………………………………..27

    Применение методов телесно- ориентированной терапии играет актуальную роль в современной психологии, потому что в ней используются специальные средства психотерапевтического воздействия, такие как работа с движением, дыханием, мышечным тонусом. Данный подход помогает связать воедино чувства, разум и телесные ощущения. Создать условия полного и доверительного контакта человека с жизнью его тела. Эффективное выполнение задач телесной терапии приводит к ощущению человеком внутренней свободы, избавлению от мышечных зажимов, влияющих на его поведение, достижению жизненной гармонии. В теле запечатлеваются все чувства, переживания, важные события, негативный жизненный опыт, причем с самого момента появления тела, когда о сознании и сознательной памяти еще не идет и речи. Таким образом, через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием.

    В качестве объекта исследования рассматриваются клиенты с повышенным уровнем тревожности.

    Предмет исследования: Роль методов телесно- ориентированной терапии в коррекции тревожности.

    Целью исследования является доказательство эффективности методов телесно-ориентированной терапии в коррекции тревожности.

    1. Обзор и изучение методов телесно-ориентированной терапии и их роли в современной психотерапии.
    2. Разработка и обоснование коррекционной программы в работе с тревожными клиентами, с помощью методов телесно-ориентированной терапии.

    В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии статистически значимой связи между проведением психо-ориентированного тренинга и снижением тревожности.

    Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методики.

    Глава 1.Телесно-ориентированный подход как инстуремент психотерапии и психокоррекции.

      1. Телесно ориентированный подход в психотерапии и психокоррекции.

      Исторические корни телесно ориентированной психотерапии(ТОП) лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о "мышечном чувстве". Широкую же известность и систематизированное оформление это направление получило благодаря работам В.Райха, начиная с конца 30-х гг. Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл "характерным панцирем", проявлются в мышечном напряжении, образующем защитный "мышечный панцирь", и стесненном дыхании. Поэтому Райх использовал различные процедуры контакта с телом (массирование, контролируемое надавливание, мягкое прикосновение) и регулируемое дыхание, целью которых представлялся анализ структуры характера клиента, вывление и проработка мышечных зажимов, приводящие к высвобождению подавлемых чувств. Соответственно общей основой методов ТОП, исторически обусловивших отделение их от психоанализа, явлется использование в процессе терапии (body-mind therapy) контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной свзи тела (body) и духовно-психической сферы (mind). При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционировани физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными провлениями помогает по принципу обратной свзи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности (self). Интеграция тела и разума основывается на функционировании интуитивных, правополушарных компонентов психики, иначе именуемых естественным организменным оценивающим процессом (К.Роджерс). Поэтому в работе терапевта с клиентом поощряется доверие последнего к телесным ощущениям, или интуитивной "внутренней мудрости" собственного организма. Тем самым методы ТОП ставят акцент в работе с клиентом на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания им глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в различных телесных состояних и обучение реалистичному разрешению внутренних конфликтов в этой области.

      Раскрепощение тела, "включение его в жизнь" приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн). В процессе работы внимание клиента направляется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделяется ощущениям, свзанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание.

      От простых телесных ощущений терапевт помогает клиенту перейти к эмоционально окрашенным телесным переживаниям. Зачастую это дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы прожить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям (А.Лоуэн), так и тесную свзь с собственными эмоцими и отношениями с близкими людьми (С.Келеман). В арсенале ТОП имеютс также различные упражнени: дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, пособствующие устранению патологических двигательных стереотипов, развитию мышечного чувства и тонкой двигательной координации; медитативные и другие. Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом.

      Методы ТОП особенно эффективны дл лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состоний. ТОП явлется также инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации, улучшения физического самочувствия.

      1.2 Методы телесно-ориентированной терапии.

      В западной психотерапевтической традиции пионером телесно-ориентированной психотерапии по праву считается Вильгельм Райх. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов.

      По Райху Формы поведения, его как , формы общения гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могут лгать. Способ выражения никогда не может лгать. [Это положение Райха является очень важным, так является основой множества диагностических процедур в системе Мягкой Школы, на основе которой проводилась данная дипломная работа. Причем это положение наиболее актуально именно для маленьких детей, так у них слова не лгут, но они просто не в состоянии еще выразить адекватно свое отношение к тестовой ситуации. Поэтому классические вербально-ориентированные подходы утрачивают свою актуальность, в то время как работа с телом практически безгранична по свои возможностям.

      Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как губка, или твердым, как железо. В любом случае его функция — защита от неудовольствия. Однако, организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию.

      Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности.

      Райх обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха более перемещалась в освобождение эмоций посредством работы с телом. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от своего хронического напряжения и зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все, без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научились подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота). Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления.

      В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбуждения: тревожность, гнев, сексуальное возбуждение.

      Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.

      Три типа средств используются в распускании панциря:

      Накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания.

      Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, защипывания и т.п.

      Поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивления и эмоциональных ограничения, которые при этом выявляются.

      Райх явился пионером в области психологии тела и ориентированной на тело психотерапии. Лишь небольшая часть психологов серьезно занималась психологией тела, однако понимание важности психических привычек и мышечных зажимов как ключей к диагностике возрастает. На многих терапевтов повлияла работа Фр. Перлза, который анализировался у Райха и которого тот оказал большое влияние.

      Другим важным представителем телесно-ориентированной психотерапии и учеником Райха был Александр Лоуэл, разработавший систему под названием биоэнергетика. В США больше людей практикуют биоэнергетику, чем райхианство.

      Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из райхианских техник эмоционального раскрепощения. Лоуэл использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы

      Структурная интеграция — это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии, посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Структурная интеграция часто называется рольфинг по имени его основательницы, Иды Рольф. Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 году и 12 лет работала ассистентом по биохимии в Рокфеллероском институте. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.

      Цель структурной интеграции — привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела — головы, груди, таза и ног- к более грациозным и эффективным движениям .

      Техника Александера — метод, показывающий людям, неправильно и неэффективно пользующимся свои телом, как можно избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под использованием Александер имеет в виду наши привычки в движении и движения тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально.

      Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство во владении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движения тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действовали и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнении к так называемой работе за столом , когда ученик ложиться и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни.

      КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

      На повышенный интерес к исследованию проблемы тревожности, многоплановость и неоднозначность данной темы указывает такой факт, как создание в 1980 году общества исследования стресса и тревожности (STAR — Stress and Anxiety Research Society). В дискуссиях на международных конференциях и исследованиях заняты ведущие специалисты самых разных специальностей, а по мнению известного ученого R. May проблема тревожности является центральной в современной цивилизации [7].

      Давно известно, что стресс снижает продуктивность работы, поэтому серьёзной задачей психологической службы образовательного учреждения является решение противоречия между уровнем тревожности экзаменующегося и успешностью экзамена. Поэтому состояние повышенной нервно-психической напряженности в предэкзаменационный период является одной из самых актуальных и разрабатываемых тем современной психологии образования. Отдельные вопросы изучения тревожности привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ как зарубежных (А. Адлер, К. Изард, Р. Кэттелл, Р. Лазарус, Р. Мэй, О. Ранк, Ч.Д. Спилбергер, Д. Тейлор, З. Фрейд, К. Хорни и др.), так и отечественных психологов (Г.Г. Аракелов, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, А.В. Микляева, А.М. Прихожан, Т.А. Ратанова, П.В. Румянцев, Ю.Л. Ханин и др.).

      Нами было разработано и проведено исследование, цель которого заключалась в определении степени эффективности социально-психологического тренинга (СПТ) в коррекции предэкзаменационной тревожности.

      Нами проведено исследование проблемы тревожности и методов его коррекции, которое началось с пилотажного эксперимента на базе МБОУ СОШ № 2 города Куйбышева Новосибирской области. Теоретический анализ проблемы тревожности позволил нам сделать выводы, на основе которых сформулирована гипотеза исследования: специально подобранные тренинговые методы психологического воздействия будут являться эффективным средством снижения школьной, ситуативной, личностной и межличностной тревожности выпускников. Испытуемыми стали учащиеся 11 класса. Пилотажное исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного (Рисунок 1).

      Констатирующий эксперимент выявил эмоциональное напряжение среди выпускников школы, с тенденцией к высокой тревожности: у них наблюдалась умеренная ситуативная и умеренная (с тенденцией к высокой) личностная тревожность. Что касается структуры школьной тревожности, то значения распределились следующим образом: повышенная общая тревожность, школьная — нормальная, но с тенденцией к повышенной, самооценочная и межличностная – повышенная.

      После проведения тренинговой программы, несмотря на заметное снижение показателей тревожности у выпускников школы уровень тревожности оставался в среднем диапазоне с тенденцией к высокому, но уже наблюдалась положительная динамика совладания со стрессом. Ситуативная тревожность снизилась до средних показателей, личностная более весомо – с умеренной (с тенденцией к высокой) к умеренной тревожности. В отношении школьной тревожности также наблюдались изменения: общий показатель находился на уровне нормальной повышенной тревоги, самооценочная и межличностная заняли рубеж средних значений, а вот в отношении школьной тревожности изменения не наблюдались, она также демонстрировала нарастающую тревогу в связи с предстоящими экзаменами. Несмотря на то, что СПТ положительно отразился на снижении уровня тревожности фактически по всем характеристикам тревоги (ситуативной, личностной, межличностной) у выпускников школы, мы сделали вывод о недостаточном эффекте тренинговых занятий. Было принято решение внести поправки в программу коррекции тревожных состояний, где с опорой на принцип комплексности использовались методы дискуссии, релаксации, визуализации, изотерапии, музыкотерапии, танцедвигательной терапии и сказкотерапии.

      После конкретизации темы исследования и модификации гипотезы в силу того, что провести новую программу коррекции на тех же испытуемых технически не представлялось возможным, новый эксперимент реализовывался на другой выборке: респондентами стали студенты 1 курса психологического факультета КФ НГПУ в количестве 20 человек в предсессионный период. Проверке подверглась гипотеза, основанная на допущении о том, что предэкзаменационная тревожность снижается, если организована специальная тренинговая работа, в которой используются методы дискуссии, релаксации, визуализации, а также средства терапии (арттерапии, музыкотерапии, танцедвигательной терапии, сказкотерапии).

      Сбор эмпирического материала проходил с использованием психодиагностического инструментария: опросник «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор (модифицированная В.Г. Норакидзе), опросник «Шкала самооценки тревожности» (Ч.Д. Спилбергер), опросник А.О. Прохорова «Диагностика экзаменационной тревожности», анкета «Предэкзаменационная тревожность», разработанная нами, цель которой выявление уровня предэкзаменационной тревожности, в структуру которой входит три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоциональный.

      Констатирующий этап эксперимента показал, что у первокурсников средне выраженный уровень тревожности с тенденцией к высокому. Это означало, что студенты были захвачены негативными мыслями о предстоящих экзаменах и представляли больше провал, чем успех, что выражалось в их раздражительности, бессоннице и внешней напряженности. Для нормализации уровня предэкзаменационной тревожности была разработана и реализована со студентами тренинговая программа «Как победить тревожность перед экзаменом?», по окончании которой проведена повторная диагностика. Полученные данные были сопоставлены с результатами констатирующего этапа, для чего применялся t-критерий Стьюдента (Табл.1).

      Статистически достоверные представлены и на поведенческом уровне (φэмп = 3,09): произошло переобучение, когда старые неэффективные навыки заменяются новыми, способствующими решению поставленных задач и полезному (адаптивному) поведению.

      Эмоциональный компонент кардинальных изменений не претерпел (φэмп = 1,274), несмотря на то, что по средним значениям некая динамика наблюдается. Подобный факт нельзя считать неэффективностью тренинговой работы, так как этот уровень, не выходящий за рамки нормы, способствует активности (мобилизации) испытуемых, он отражает их энергетический потенциал (мотивацию) в виде лёгкого (приемлемого) возбуждения, ажиотажа и предвкушения (заинтересованности) позитивного исхода экзаменационного процесса (установка на успех, а не на провал).

      Таким образом, проведение психологического тренинга в предэкзаменационный период позволило существенно снизить уровень эмоциональной напряженности студентов, у которых существенно возросла уверенность в себе, ощущение того, что они способны успешно сдать предстоящие экзамены. Тренинговая коррекционно-развивающая работа снизила показатели предэкзаменационной тревожности до пределов нормы, что выражалось в лёгком мобилизующем волнении, которое скорее активизировала, чем дезадаптировала экзаменующихся. В отношении эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов также наблюдалась положительная тенденция: показатели снизились до уровня нормы, пропала внешняя напряженность, появилась ориентация больше на успех, чем на неудачу, студенты стали более спокойными и уверенными в своих силах.

      Список литературы

      1. Баринов, Д.Н. Феномен социальной тревоги: философский аспект [Текст] / Д.Н. Баринов // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2010. — № 6. — С. 58-62.

      2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / И.В. Вачков. — М. : Издательство «Ось-89», 2009. — 256 с. — (Практическая психология).

      3. Вачков, И.В. Тревожность, тревога, страх: различение понятий [Текст] / И.В. Вачков // Школьный психолог (Прилож. к газ. «Первое сентября»). — 2004. — № 8. — С. 9.

      4. Головей, Л.А. и др. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. — 688 с.

      5. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. — 2-е изд., испр. [Текст] / О.Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 336 с.

      6. Микляева, А.В. и др. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 248 с.

      7. Мэй, Р. Проблема тревоги: пер. с англ. [Текст] / Р. Мэй. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 432 с. — (Психология ХХ век).

      8. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие [Текст] / В.Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2006. — 224 с.

      9. Орлов, Ю.М. Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги для студентов вуза [Текст] /Ю.М. Орлов // Психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. — М.: Академия, 1980. — с. 97-106.

      Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

      Богапова, А. А. Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии / А. А. Богапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78829/ (дата обращения: 25.10.2021).

      В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

      Ключевые слова: тревожность, младшие школьники, задержка психического развития, арт-терапия.

      The article describes an experimental work aimed at correcting the anxiety of primary school children with delay of mental development by art therapy.

      Key words: anxiety, primary school children, delay of mental development, art therapy.

      Поступление в школу является важнейшим периодом в жизни ребенка, который можно охарактеризовать как момент начала становления личности. Именно этот период во многом определяется дальнейший путь развития человека, происходит формирование свойств его характера и личностных качеств. В то же время данный период сопровождается для детей большим количеством трудностей. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, скованными и неуверенными в себе (Винникова Е. Л., Елисеев П. Г., Исаев Д. Н., Конева О. Б., Костина Л. М., Кулагина И. Ю., Прихожан А. М., Слепович Е. С.) [2, с. 110–114].

      Дети с ЗПР младшего школьного возраста склоны к формированию тревожности из-за незрелости психических функций и эмоционально-волевой сферы [4; 6, с. 45]. В данном случае очевидна ситуация усложнения из-за тревожности и без того затруднительного этапа школьной адаптации.

      В этот сложный период очень важно поддержать ребенка. Необходимо сохранить его эмоциональное и психологическое состояние на надлежащем уровне. Особое внимание следует уделить своевременной диагностике, коррекции и профилактике детской тревожности, пока она не стала устойчивым личностным образованием. Ведь повышенный уровень тревожности младших школьников может стать причиной психосоматических заболеваний и нервных расстройств [3, c. 41]. В этой связи представляется значительной актуальность исследования в части определения и овладения эффективными методами коррекции уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

      Методы арт-терапии как сравнительно новая форма практической работы с детьми с ЗПР являются интересными с точки зрения применения в коррекции тревожных состояний. Возникновение и развитие арт-терапии связано с работами многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых Бурно М. Е., Копытина А. И., Лебедева Л. Д., Никитин В. Н., Никольская И. М., Розин В. М., Сидоров В. В., Хайкин Р. Б., Краммер Е., Наумбург М., Роджерс Н., Уоллер Д. и др. Сегодня арт-терапию можно рассматривать как вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [5, c. 5].

      Творческая деятельность выступает средством формирования орудия опосредствования тревоги и страхов у детей. При этом от ребенка не требуется каких-то специальных умений и навыков, так как важен не результат работы, а непосредственно процесс, являющийся сам по себе коррекционным. В работах Колесниковой Г. Ю. показана эффективность использования разнообразных приемов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР [4]. Также отсутствует ситуация оценивания личностных качеств и умений ребенка, являющейся распространенной в учебно-воспитательной среде, и служащей одним из основных факторов возникновения напряжения, стресса и тревоги у ребенка. Таким образом, применение арт-терапевтических методик с детьми с ЗПР будет способствовать коррекции познавательной деятельности ребенка, эмоционально-волевой сферы, развитию плодотворной коммуникации со сверстниками, благоприятному формированию личности [1;4; 5].

      Анализ литературы позволил нам прийти к выводу, что на сегодняшний день существует недостаток коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление тревожности у младших школьников с ЗПР. Также существует необходимость расширения опыта применения арт-терапевтических методик в коррекции тревожности. Исходя из вышесказанного, нами была выбрана тема опытно-экспериментальной работы.

      Опытно-экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с ЗПР методами арт-терапии, проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Маяк», реализующего адаптированные образовательные программы.

      Контингент испытуемых выбран среди учащихся вторых классов, имеющих диагноз задержка психического развития. Всего для эксперимента было отобрано 3 младших школьника с ЗПР.

      Характеристика контингента отобранных испытуемых.

      Младшие школьники в возрасте 8 лет, обучающиеся по адаптированным образовательным программа для детей с ЗПР. В характере поведения наблюдается отстраненность, минимизация контактов и напряженность в отношениях со сверстниками, неуверенность в себе, пониженная самооценка, страх самовыражения. Все дети занимаются с логопедом и психологом.

      На первом этапе работы была проведена диагностика уровня тревожности с помощью методик:

      для выявления детей «группы риска» с помощью наблюдения за младшими школьниками с ЗПР за основу взята методика, предложенная авторами Микляевой А. В., Румянцевой П. В., позволяющая диагностировать уровень школьной тревожности учащихся, путем оценки ее проявления в поведении детей через вербальные и невербальные показатели;

      для выявления тревожности как устойчивого образования психики у детей младшего школьного возраста применена «Шкала явной тревожности для детей», адаптированная Прихожан А. М.;

      для определения уровня школьной тревожности использовался тест Филлипса.

      В ходе анализа полученных результатов можем констатировать факт повышенного уровня школьной тревожности у всех испытуемых, более того у одного из детей этот уровень можно охарактеризовать как высокий. У всех трех учащихся присутствует сильнейших страх самовыражения, что приводит к избеганию ситуаций, связанных с самораскрытием, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей. Подобное положение дел, безусловно, не способствует выработке адаптационных механизмов к окружающей среде. налаживанию продуктивной коммуникации с ровесниками, учителями и другими взрослыми, страдает самооценка. Как следствие, указанные негативные факторы мешают гармоничному развитию ребенка и требуют психологической коррекции.

      На втором этапе работы полученные результаты диагностики позволили нам сформировать программу коррекции уровня тревожности младших школьников с ЗПР, рассчитанную на 20 практических занятий по 2 раза в неделю. Занятия составлялись с опорой на методические пособия Киселевой М. В., Костиной Л. М., Ковалько В. И. Структура каждого включала ритуал приветствия, дыхательные и релаксационные упражнения, методики арт-терапии и ритуал прощания.

      Программа включает три последовательных блока:

      первый блок программы вводный, нацеленный на знакомство и сплочение участников эксперимента;

      второй блок программы основной, главной целью которого является непосредственно снижение уровня тревожности у детей в рамках психологической коррекции;

      третий блок заключительный, нацеленный на позитивное программирование будущего.

      В каждый блок программы вошли арт-методы (изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, фототерапия), позволяющие создавать условия для развития у школьников умения опосредовать тревогу, навыков распознавания и выражения эмоционального состояния, а также упражнения на релаксацию и дыхательная гимнастика с целью снижение уровня тревожности у детей путем снятия эмоционального и телесного напряжения.

      На третьем этапе работы по окончанию коррекционно-развивающих занятий предстоял этап повторной диагностики целью оценки эффективности арт-терапевтических методик в коррекции тревожности у младших школьников с ЗПР.

      Резюмируя итоги анализа повторного тестирования младших школьников с ЗПР после коррекционно-развивающих занятий, отмечаем снижение уровня тревожности по «Шкале явной тревожности для детей (CMAS)». В соответствии с итогами тестирования тревожность с генерализованной, то есть охватывающей большинство жизненных ситуаций младшего школьника с ЗПР стала ситуационной, то есть проявляющейся в определенных сферах жизни. По методике теста школьной тревожности Филлипса определили, что тревожность у детей осталась повышенной, но уровень повышенной тревожности определяется в рамках процентного коридора и процент степени тревожности снизился. Более того у двух учеников проценты уровня тревожности достигли значений на границе с нормальным уровнем тревожности. В разрезе отдельных факторов наблюдаем у всех детей снижение по фактору страха самовыражения.

      Таким образом, можем считать эффективными методы арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников с ЗПР

      Коррекция тревожности

      Решение проблемы тревожности подразумевает решение двух проблем:

      • овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий;
      • устранение тревожности как устойчивого личностного образования.

      Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на трех уровнях, которые взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга:

      • обучение приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью;
      • расширение возможностей ребенка и формирование у него необходимых навыков и знаний, ведущих к повышению уровня результативности деятельности и созданию запаса прочности;
      • трансформация личности ребенка в части его самооценки и мотивации.

      Параллельно необходимо проводить работу с семьей ребенка и его педагогами, для выполнения ими своей части коррекции.

      Приемы коррекции тревожности

      В коррекционной работе с детьми, отличающимися тревожностью, используются различные приемы.

      Переинтерпретация симптомов тревожности. Часто детей деморализуют первые признаки появления повышенной тревожности. Поэтому будет полезно рассказать, объяснить ребенку, что такие эмоции -признак готовности человека к действию, они помогают ответить или выступить лучше, их испытывает большинство людей.

      Настрой на определенное эмоциональное состояние. При использовании данного приема следует предложить ребенку связать свое волнение с одной мелодией или цветом, спокойное состояние — с другими, а уверенное, эмоциональное состояние — с третьими. При наступлении волнения ребенку необходимо вспомнить первую ассоциацию, затем вторую и затем переходить к третьей, повторяя последнюю несколько раз.

      Приятное воспоминание. Данный прием заключается в том, чтобы постараться представить ситуацию, в которой ребенок ранее испытывал чувство покоя, расслабления, ему необходимо вспомнить все приятные ощущения.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Использование роли-образа. В трудной ситуации ребенку предлагается представить себе образ, которому он хотел бы подражать, войти в эту роль и действовать в ситуации тревожности, находясь в образе.

      Контроль жестов и голоса. Ребенку следует рассказать, что голос и жесты являются отражением эмоционального состояния человека, но при этом могут иметь и обратное влияние, т.е. успокаивать и придавать уверенность. При использовании данного метода борьбы с тревожностью ребенку полезно тренироваться перед зеркалом и отработать определенные жесты, предварительно проговаривать будущую речь.

      Управление улыбкой. Прием заключается в управлении ребенком мышцами лица. Для этого ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения для расслабления лицевых мышц, вместе с этим объясняется роль улыбки в снятии нервно-мышечного напряжения.

      Управление дыханием. Ребенку следует рассказать о роли ритмичного дыхания и способах его использования для снятия напряжения. Потренироваться с ребенком, делать выдох вдвое длиннее вдоха, а в случае сильного нервного напряжения сделать глубокий вдох с задержкой дыхания на $20$ секунд.

      Мысленная тренировка, позволяет ситуацию вызывающую тревогу, заранее представить в подробностях и предварительно детально продумать собственное поведение.

      Репетиция. Данная методика заключается в проигрывании с ребенком ситуации, которая вызывает у него тревогу. При использовании данного метода психологу можно менять тон разговора с ребенком, становится нетерпеливым в беседе, прерывать собеседника.

      Доведение до абсурда. В процессе работы с психологом или самостоятельно ребенок проигрывает чувство сильной тревоги, страха, делая это дурачась, играя.

      Переформулировка задач. Причиной, которая мешает результативной деятельности тревожных людей, часто является сосредоточенность на том, как они выглядят со стороны. Для решения данной проблемы необходимо тренировать у ребенка умение формулировать цель своего поведения в определенной ситуации, отвлекаясь при этом от себя. При ответе у доски давать себе правильную установку: «Я должен рассказывать о законе Ньютона», а не «Я должен ответить на пять». Следует также обучать ребенка умению снижать значимость ситуации.

      Перечисленные выше приемы эффективны для детей, испытывающих открытую тревогу.

      Далее будут приведены приемы для устранения скрытой тревожности.

      Самоанализ. В работе с детьми, тревожность у которых проявляется в скрытой форме важно развивать умение анализировать свои переживания, находить причины таких переживаний.

      Формирование критериев успеха. Оценка успеха у детей со скрытой тревожностью часто затруднена. В таком случае полезно буде обсудить с ребенком объективные показатели успеха в определенной ситуации, записать эти критерии и постоянно в беседах обращаться к ним, побуждая ребенка оценивать свои результаты.

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Применение пирацетама при деменции
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector