Klondajk-med.ru

Клондайк МЕД
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие координации и ритмизации движений

Развитие координации и ритмизации движений

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

Накоплено достаточное количество фактов, свидетельствую­щих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической коорди­нации, орального праксиса, музыкально-ритмических способно­стей и пр.

Нормализация состояния моторных функций заикающихся включает в себя:

1) развитие координации общей, тонкой и артикуляционной моторики;

2) формирование чувства темпоритма речевых и неречевых дви­жений.

Разное состояние моторики при невротической и неврозопо­добной формах заикания требует дифференцировать длительность и интенсивность занятий.

Так, при невротической форме заикания очень важно сформи­ровать точность движений, умение переключать активное внима­ние на качество их выполнения и главным образом на завершен­ность движений, т. е. на доведение движений до конца в соответ­ствии с инструкцией.

Упражнения могут быть разнообразными по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикаю­щихся этой группы характерна истощаемость движений, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по вре­мени. Тренировку движений можно начинать под музыкальное со­провождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания следует помнить, что:

— двигательные упражнения должны быть разложены на состав­ляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений дол­жна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их сло­весный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно уве­личиваются по сравнению со сроками, установленными для пер­вой группы заикающихся.

Особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития звукопроизносительной сторо­ны речи, прежде всего это касается детей дошкольного возраста.

Важный компонент коррекционной работы с заикающимися — темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей мо­торики с помощью специальных упражнений под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика— необходимая составляющая в комп­лексной реабилитационной работе.

Она включает в себя разнообразные двигательные упражнения, выполняемые в определенной последовательности:

1. Ритмическая разминка.

Цель — развитие ритмических движений под музыку, в процес­се разминки уточняются и развиваются координированные дви­жения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движе­ния. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания «настроя» на определенный вид деятельности.

1) свободная маршировка под музыку со сменой направлений;

2) дети ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду «вперед», «назад», «в центр», «вправо», «влево» и т.д.

2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Цель — снижение и перераспределение мышечного напряже­ния, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной его стороны на другую (маятник) и т. п.

1) дети стоят по кругу. Под музыку свободно качают руками вперед—назад; правой рукой и ногой в стороны; левой рукой и ногой в стороны;

2) напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки па­дают вниз (2-й такт), свободно размахивают руками, шагая на месте под музыку.

3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

Цель — ритмизация движений от самых простых до самых слож­ных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни пос­ле демонстрации педагога (песня «Петушок»).

Пе-ту-шок, Пе-ту-шок, Зо-ло-той гре-бе-шок.

4. Упражнения на развитие координации речи с движением.

Ритмизация моторных функций организма способствует ритми­зации речевых движений, поэтому основная цель этих упражнений — ритмизация устной речи. Используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно ус­ложняющихся речевых заданий. Средний музыкальный темпоритм позволяет заикающимся сочетать движения с проговариванием сло­гов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкийразводят руки широко в стороны
А над нами дуб высокийподнимаются на носки, поднимая руки вверх
А над нами сосны, ели, Головами зашумелиритмично делают наклоны в стороны, покачивая поднятыми вверх руками
Грянул громделают хлопок над головой
Сосна упаладелают наклон вперед и вниз, опуская руки
Только ветками качаларитмично покачивают опущенными руками

Постепенно темпоритм усложняется и меняется. Для заикаю­щихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой — трудная задача, которая требует дополнительной проработки. Заикающиеся с невротической фор­мой достаточно быстро усваивают эти упражнения.

5. Пение.

Цель — коррекция темпа речи и нормализация речевого дыха­ния; выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпорит-мическими характеристиками.

6. Игра.

В конце логоритмического занятия с детьми дошкольного воз­раста, как правило, проводится игра, цель которой — закрепле­ние навыков, полученных на занятиях (приложение 6).

Особое значение в коррекционной работе придается развитию чувства ритма. Ритмическая способность — это средство простран­ственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием рече­вого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формиро­вании психомоторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процес­се усвоения лексем и опознания их при восприятии.

Выделяются уровни нарушений речевых ритмов: послоговый, пословный и синтагматический. При обучении ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов следует учитывать, что стихи должны иметь устойчивую ритмику, т.е. однообразное распределение ударных слогов в строфе; состо­ять из коротких фраз; должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Читайте так же:
Как вылечиться от заикания взрослого самостоятельно

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей—ямб—дактиль.

Хорей: Мой веселый,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой

Не угнаться за тобой.

Ритмический рисунок хорея: ‘_ _ ‘_ _ ‘_ _

Ямб: Мы едем, едем, едем

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем.

Ритмический рисунок ямба: _ ^ _ ‘_ _ ‘_

Дактиль’. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля: ‘____‘____

Наиболее трудны для усвоения стихи типа дольников, в кото­рых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием ма­лоупотребительных слов.

Помимо тренировки на стихотворных текстах, применяются различные упражнения, способствующие выработке ритмических артикуляций в сочетании с движением руки.

Одним из таких упражнений является послоговый ритм,или теппинг.

Упражнение проводится следующим образом: проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскры­той ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проходит в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется (рис. 11, а).

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по дли­тельности звучания, т. е. снимается редукция гласных звуков (пред­ударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опас­ность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может при­обретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одно­временно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становят­ся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это по­зволяет после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки приме­няются все реже и, наконец, прекращаются. Однако речь с нере­дуцированным произнесением гласных тренируется длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритми­ческой структуры слова в артикуляторной программе, выравнива­ет все слоги по времени произнесения, что в целом является осно­вой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Другое упражнение, направленное на выработку ритмизации речевых артикуляций, называется пословным ритмом.Главной ха­рактеристикой этого технического приема по установлению плав­ной речи является движение всей руки в сочетании с произнесе­нием каждого слова синтагмы. Рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения синтагмы. Особенно интенсивно рука движется на ударный слог. Скорость и ритм движения руки подбирается инди­видуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедлен­ном (рис. 11,б).

Ритмизированная речь под метроном— еще один технический прием ритмизации речи с частотой 60—80 ударов в мин. На каж­дый удар метронома произносится один слог. Пауза соответствует Двум—трем ударам метронома. Частота ударов в минуту подбира­ется индивидуально, но так, чтобы речь под метроном не имела судорожных запинок и была максимально комфортна для заикаю­щегося. Ритмизированную речь под метроном можно сопровож­дать теппингом.

При невротической форме заикания ритмизация быстро усваи­вается и речь становится интонированной. Однако быстрое достижение положительного эффекта может привести к прекращению заикающимися тренировок. Этого нельзя допустить, так как рече­вая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный тем-поритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя комфорт­но. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.

Следующий этап тренинга — совместная тренировка ритмиче­ских движений руки и речи.Интонационно-мелодическое оформ­ление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

В целом ряде методик по установлению плавной речи предлага­ются различные приемы ее ритмизации (Л.И.Богомолова, 1977; Л.З.Андронова, 1990; В.М.Шкловский, 1994; М.И.Лохов, Ю.А.Фесенко, 2000).

В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.З.Андронова, 1990.)

Для того чтобы темпоритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подби­раться индивидуально, вызывая у каждого заикающегося чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение им са­мостоятельной работы по автоматизации следующего навыка речи.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

“Координация и ритмизация движений у заикающихся детей”
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

В статье описаны приемы логопедической работы с заикающимися детьми на основе логопедической ритмики, составляющей систему двигательных и речедвигательный упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_dlya_sayta_v_soc.setyah_koordinaciya_i_ritmizaciya.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

“Координация и ритмизация движений у заикающихся детей”.

Заикание определяется как нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. По своим проявления заикание – неоднородное расстройство. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии детей в разных случаях проявляются по-разному, тем не менее, одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое. Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему.

У заикающихся детей дошкольного возраста отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, двигательная расторможенность.

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания, медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч и другие предметы в подвижных играх. У детей 4-5 лет моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5-7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием, и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким образом своё возбуждение. Движения детей порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игры дети, пытаясь обсудить её течение и результаты, воспроизводят её ход в многочисленных не координированных движениях.

Г. А. Волкова отмечает, что у заикающихся детей степень заикания обусловливает нарушение моторики. Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходят почти параллельно друг другу. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с заиканием. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. В связи с этим нормализация состояния моторных функции заикающихся включает решение следующих задач:

1) Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2) Развитие чувства темпа-ритма, речевых и неречевых движений.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися детьми является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается выполнением специальных упражнений. Такие упражнения проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности.

Логоритмическое занятие без музыкального сопровождения.

I Этап – вводный. Ритмическая разминка.

Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности, формирование умения менять темп и ритм движения, ориентировка в пространстве.

а). Вводная ходьба с соблюдением четкости линий построения.

б). Разучивание шагов на носках и на пятках, на внутренней и внешней сторонах ступни.

в). Несложные перестроения.

г). Легкий бег на носках, чередование ходьбы и бега.

д). Отработка элементов танцевальных движений под счет.

е). Ходьба с одновременным проговариванием коротких стихов с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов с строфе.

II Этап – основной. Различные виды упражнений.

1) Упражнения для развития слухового внимания и памяти и зрительного внимания и памяти.

а). Переключение внимания (смена движений по условному сигналу)

б). Устойчивость внимания (наблюдение ребенка за рядом движений логопеда и самостоятельное последовательное повторение их).

в). Распределение внимания (выполнение сразу двух действий, например: ходьба с одновременным движением рук вверх, в стороны, на пояс и т.п.).

г). Объем внимания (воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми).

2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы движений.

а). Предлагаются отдельные задания на расслабление и напряжение мышц.

Поочерёдное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища, имитационные движения: “Полоскание платочков”, “Тряпичные куклы”, “Самолёты летят”. Руки в стороны, сжать в кулак, бросить; руки вверх, в кулак, бросить, наклон (руки свободные).

Перенос веса тела с одной стороны на другую, вперёд-назад.

б). Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

Игровые упражнения: “Кулачки”, “Олени”, “Пружинки”, “Загораем”, “Штанга”, “Кораблик”, “Шарик”, “Любопытная Варвара”, “Хоботок”, “Лягушки”, “Орешек”, “Сердитый язык”, “Горка”.

И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.

“Устранение заикания у дошкольников в игре”

Москва “Просвещение” 1984 г.

3) Формирование речевого дыхания.

а) Динамические дыхательные упражнения. Задача динамических упражнений – закрепить навыки полного, смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

Упражнения в положении стоя.

1. Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела. На вдохе – небольшой наклон вперед, руки на бедрах, голова приподнята (смотреть вперед), спина прямая. На выдохе постепенно принимается исходное положение, мышцы расслабляются. Пауза отдыха. Повторить 3-4 раза.

2. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе – руки в стороны, спина прямая, легкий наклон. На выдохе постепенно принять исходное положение. Повторить 3-4 раза.

3. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе руки вверх, спина прямая, легкий наклон вперед. На выдохе постепенно принять исходное положение. Повторить 3-4 раза. Приняв позу отдыха (сидя или стоя), расслабить мышцы шеи, плеч, рук.

4. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе руки заложить за голову, спина прямая, легкий наклон. На выдохе руки через стороны опустить. Повторить 3-4 раза, затем принять позу покоя.

5. Исходное положение – см. упр. 1. На вдохе наклон туловища вперед до горизонтального положения; руки развести в стороны до предела – так, чтобы ощущалось сближение лопаток; спина прямая. На выдохе выпрямиться. Повторить 3-4 раза, затем принять позу покоя.

Упражнения с наклонами на вдохе укрепляют мышцы передней стенки брюшного пресса и спины, увеличивают подвижность позвоночника и улучшают деятельность органов брюшной полости. При наклоне с прямой спиной невозможно поднять плечи на вдохе, перебрать дыхание. Воздух берётся носом, выдох и все движения делаются плавно, замедленно.

6. Руки на бедрах, пятки вместе, носки врозь. Вдохнуть носом, а на выдохе приседать, не разъединяя пяток. При подъеме глубокий вдох носом.

7. На вдохе вывернуть руки ладонями вверх, встать на носки, потянуться. Руки на выдохе опускаются медленно, через стороны.

8. Ноги слегка расставлены, руки свободно весят вдоль тела. На вдохе присесть, вытянув руки вперед. На выдохе медленно подняться, опуская руки и фиксируя внимание на струйке воздуха, выходящего через сжатые губы. Повторить 3-4 раза, затем поза отдыха.

б) Воспитание дыхательного ритма.

Игровые упражнения для воспитания правильного дыхательного ритма.

«Маятник». Дети сидят «по-турецки», руки на затылке. Спо койный вдох, пауза в три секунды, наклон вперед — выдох. Воз врат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.

«Сбор урожая». Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, что бы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо достать и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза.

«Сыграем на гармошке». Дети стоят прямо, ноги слегка рас ставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается, как гармошка. В исходное положение — вдох. Пауза в три секун ды. Наклон в правую сторону — медленный выдох. Растягивается левый бок, как гармошка. Повторить 3—4 раза.

Г. А. Волкова “Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников” Москва Просвещение 1983 г.

в). Формирование длительного фонационного выдоха.

Выдыхать через рот и протяжно произносить гласные звуки:

а_ _ _ _ вдох – о_ _ _ _ вдох – у_ _ _ _ Важно следить за тем, чтобы гласные звучали открыто, при хорошей артикуляции. Звук должен “посылаться” вперед, а не в себя. Громкость должна быть умеренной и не вызывать напряжение голосовых связок.

Гласные соединяться с сонорными (носовыми) звуками, которые звучат в “маске” по продолжительности столько же, сколько гласные:

  1. м . . . . а _ _ _
  1. н . . . . а _ _ _
  1. м м . . . н н . . . а _ _ _

м м . . . н н . . . о _ _ _

м м . . . н н . . . у _ _ _

г) Формирование речевого выдоха.

В упражнение вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, формирование координированных соотношений между работой голосового аппарата и дыхания у заикающихся детей идет с разной скоростью. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и неоднократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический).

4) Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

а) Задачи обучения темпу речи формируют умения:

  1. двигаться в заданном темпе,
  2. чередовать движения в различном темпе,
  3. сочетать движения с проговариванием в нужном темпе.

Проговаривание считалки с движениями сначала в замедленном темпе, затем в среднем и быстром.

Рабочая программа по логоритмике (часть 6)

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног; пальцев рук и артикуляторных движений. Она также предусматривает развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи. Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов. Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

4.10. Планирование логоритмических занятий в старшей логопедической группе

Месяц Дни недели Лексико-грамматическая тема № занятия Название логоритмического занятия Цель

сентябрь 1,2 Обследование речи детей

I период обучения

3 Детский сад 1 Какие дети в детском саду? преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Игрушки 2 Игрушки преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

октябрь 1 Осень 3 Осень преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Овощи 4 Овощи преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Фрукты 5 Сбор урожая преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Сад – огород 6 Богатый урожай преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

5 Лес, грибы, ягоды, деревья 7 В лес за грибами преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

ноябрь 1 Перелетные птицы 8 До свидания, птицы преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Одежда 9 Одежда преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Обувь, головные уборы 10 Обувь преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Ателье 11 Готовим одежду к новогоднему балу преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

II период обучения

декабрь 1 Зима. Зимние забавы 12 Зимние забавы преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Мебель. Части мебели 13 Мебель преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Семья 14 У бабушки в гостях преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Новогодний праздник 15 Новый год преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

январь 1,2 Каникулы

3 Зимующие птицы 16 Зимующие птицы преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Дикие животные зимой 17 Дикие животные зимой преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

февраль 1 Почта 18 Посылка от кота Музика преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Комнатные растения 19 Путешествие в страну цветов преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Транспорт 20 Полетаем! преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Наша Армия 21 Армейская карусель преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

III период обучения

март 1 Весна. День рождение весны 22 Весеннее солнышко преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Праздник 8 Марта 23 Самая любимая, мама дорогая! преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Профессии 24 Кем быть? преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Наша пища 25 Полезные продукты преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

апрель 1 Откуда хлеб пришел? 26 Колосок преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Посуда 27 Посуда преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Мой дом 28 Строим дом преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Домашние животные и детеныши 29 Домашние животные преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Май 1 Наша страна. Мой родной край. 30 Кошкин дом преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

2 Человек 31 Петушок и его семья преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

3 Насекомые 32 Муха – цокотуха преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

4 Лето 33 Бобровый пруд преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

5. Организационный раздел

5.1. Организация занятия по логоритмике

Программа рассчитана на 2 года обучения (1-ый год обучения для детей 5-6 летного возраста (старший возраст) 33 занятия, 2—й год обучения для детей 6-7 лет (подготовительный к школе возраст) – 33 занятия).

Логоритмические занятия проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю, на коррекционном часе, длительностью 25 -30 мин музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, при отсутствии музыкального руководителя средства логоритмики следует включать в логопедические занятия или, если логопед имеет музыкальное образование, рекомендовать ему проводить занятия по логоритмике. Состав группы не более 12 человек.

Логопеды, подготовленные по логоритмике, более целенаправленно руководят музыкальным руководителем, его участием в коррекционной работе.

У детей логопедической группы с дизартрией и общем недоразвитием речи речевые расстройства столь значительны, что дети не могут (и не должны пока) справиться с требованиями программы массовых групп детского сада в 1-ый год обучения.

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких

как общее недоразвитие речи.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и

Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию «Малая Третьяковка» (часть 2) часть 1 Календарный план первого года обучения. Октябрь 1. Сказка о настоящем художнике 2. Сказка о художнике. 3. Сказка о художнике иволшебной.

Рабочая программа летнего пришкольного лагеря (1 часть) Часть 2 Программа воспитательной работы отряда «Непоседы» в лагере с дневным пребыванием детей на базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» го Отрадный.

Рабочая программа по логоритмике «Логоритмика для малышей» ГКУЗ КО «Полысаевский дом ребёнка «Родничок» Рабочая программа для детей второй младшей группы «Логоритмика для малышей» Составитель:.

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 1 Содержание Программы № п/п Содержание Стр. I. Целевой раздел Программы 1.1. Пояснительная записка 3 Цели и задачи обязательной части Программы.

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 2 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы. Программа сформирована с учетом следующих принципов : • Принцип индивидуального подхода.

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 5 Учебный план Образовательный процесс в учреждении планируется и осуществляется в соответствии с Учебным планом, который является нормативным.

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 6 Организованная образовательная деятельность на 2014-2015 учебный год подготовительная логопедическая группа № 14 Дни недели Содержание.

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 8 Мебель Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Рабочая программа подготовительной к школе логопедической группы. Часть 9 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Особенности образовательной деятельности разных видовых и культурных практик.

Координация движений на логоритмических занятиях.

У заикающихся всех возрастных групп отмечаются те или иные особенности в состоянии моторных функций.

В настоящее время накоплено достаточное количество фактов, свидетельствующих о различии в состоянии двигательных функций при разных клинических формах заикания. Это касается состояния мышечного тонуса, общей и тонкой моторики, динамической и статической координации, орального праксиса, музыкально-ритмических способностей и пр.

В связи с этим нормализация состояния моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых движений.

Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.

Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени. Заикающиеся этой группы могут начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение уже на первых этапах коррекционной работы.

При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты:

— двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;

— тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;

— усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда;

— сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Такие занятия проводятся в процессе логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе.

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

(Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку.)

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

4) упражнения на развитие координации речи с движением

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector